Н.Д. Ростов
Подготовка кадров летно-технического состава ВВС в запасных авиационных частях Сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны в целях массовой и ускоренной переподготовки летчиков и технического состава во внутренних военных округах началось развертывание 20 запасных авиационных полков [1, с. 96]. Для обучения летчиков маршевых и прибывающих авиационных полков на новые самолеты со второй половины июля 1941 г. в Сибирском военном округе (СибВО) началось формирование
5-го и 20-го запасных истребительных авиационных полков, в Забайкалье - 23-го запасного бомбардировочного и 24-го запасного истребительного авиационных полков [2, л. 2, 2об.; 3, л. 1, 16, 17, 60].
Развертывание запасных авиационных полков проходило в условиях ускоренной отправки на фронт авиационных частей и соединений, на укомплектование которых направлялись лучшие летнотехнический состав и материальная часть. Уже на третий день войны на Западный фронт прибыла из СибВО 38-я истребительно-авиационная дивизия под командованием иркутянина генерал-майора Ивана Ивановича Евсевьева, удостоенного высокого звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в Испании [4, с. 463; 5, с. 83]. На фронт 38-я истребительно-авиационная дивизия прибыла с устаревшей материальной частью, но с хорошо подготовленным летным составом. На 13 июля самолетный и моторный ресурс матчасти соединения составлял 60-70%. Несмотря на это, летный состав в воздушных боях проявил высочайшие боевые качества. С 13 июля по 31 августа 1941 г. сибиряки совершили 2740 боевых вылетов на прикрытие частей 24-й армии, в ходе которых было сбито 63 и уничтожено на земле 25 самолетов противника [6, л. 5, 27, 32; 7, л. 6, 26]. В октябре
1941 г. на Западный фронт прибыл 1-й Красноярский скоростной бомбардировочный авиационный полк. За проявленные мужество и героизм, успешное выполнение заданий командования полк был преобразован в 22-й Гвардейский Красноярский бомбардировочный авиационный полк [8, с. 5, 11].
Из Забайкалья на советско-германский фронт во второй половине 1941 г. - начале 1942 г. был направлен
6-й Гвардейский авиационный бомбардировочный корпус. 6 авиационных полков корпуса к июлю 1942 г. были удостоены звания гвардейских [9, л. 67]. В конце
июля 1941 г. громили танковые колонны противника на Западном фронте летчики 101-й авиационной бомбардировочной бригады ЗабВО. В 1942-1943 гг. после переучивания летного состава на самолеты ПЕ-2 на фронт был направлен ряд авиационных полков из 12-й воздушной армии Забайкальского фронта (Заб-фронта) [10, с. 146, 193].
С первых дней войны на фронте сражались летчики 6-го истребительного авиационного полка СибВО. 10 марта 1942 г. приказом наркома обороны за проявленные мужество и героизм полк был преобразован в 18-й Гвардейский истребительный авиационный полк [11]. На митингах, прошедших по случаю этого события в частях 5-й запасной авиационной бригады, выступившие воины были единодушны: «В деле подготовки и переквалификации резервов для фронта будем стремиться работать всегда по-гвардейски, отдавая все свои знания и силы, не считаясь со временем, преодолевая все трудности» [11]. В марте 1942 г. на ст. Обь Новосибирской области была сформирована 278-я Сибирская истребительно-авиационная дивизия [12, л. 1, 7].
Процесс развертывания запасных авиационных полков в Сибири можно рассмотреть на примере 20-го запасного авиационного полка. Приказом командующего войсками СибВО №0034 от 21 июля 1941 г. на ст. Обь Новосибирской области началось формирование 20-го запасного авиационного полка в составе 5 эскадрилий. Полк комплектовался за счет летнотехнического состава строевых частей, резервных школ ВВС, выпускников авиационных училищ и курсов, в том числе Иркутской школы авиационных механиков, а также за счет мобилизации специалистов запаса из Новосибирской, Омской областей и Красноярского края. Материальная часть (самолеты УТИ-4, Як-7В, ЛАГГ-3) поступили с Новосибирского авиационного завода №153. С 1 августа полк приступил к наземной и с 17 августа 1941 г. - к летной подготовке с аэродромов Гражданского воздушного флота СССР в Новосибирске и Коченеве. С 25 октября 1941 г. полк был переформирован в 3-эскадрильный состав. 8 января 1942 г. 20-й запасной авиационный полк вошел в состав сформированной при ст. Обь 5-й запасной авиационной бригады [13, л. 4; 14, л. 2, 2об.; 15, л. 4].
Во второй половине 1942 г. в Красноярском крае была сформирована 9-я запасная авиационная бригада, основной задачей которой являлся прием самолетов, поставляемых по ленд-лизу, и дальнейшая их отправка на фронт [16, л. 1]. В Забфронте на двух аэродромах ст. Белая был развернут 23-й запасной бомбардировочный авиационный полк [17, л. 15]. 24-й запасной истребительный авиационный полк дислоцировался на трех аэродромах ст. Белая, Усть-Орда и Верх-Белая [17, л. 1, 60]. Полки вели подготовку маршевых авиационных полков на самолетах ПЕ-2 и ЛАГГ-3 [17, л. 16, 47].
5-я запасная авиационная бригада СибВО вела подготовку маршевых авиационных полков, летчиков-одиночек и технического состава. 20-м запасным авиационным полком бригады с 17 августа по 31 декабря 1941 г. было подготовлено 609 чел. технического состава, 77 летчиков кадрового и 115 - переменного состава. На всех типах самолетов был налетан 1741 час и совершено 9578 посадок [14, л. 7].
При организации подготовки летных кадров определенные трудности возникли с освоением новых типов самолетов, сжатыми сроками переучивания маршевых и прибывших с фронта авиационных полков. Большие трудности в 20-м запасном авиационном полку были связаны с освоением новой материальной части. Новые самолеты пришлось осваивать в процессе обучения переменного состава. Абаканская и Кемеровская авиагруппы, ранее летавшие на У-2 и Р-5, ничего общего с истребителями не имели. Полное отсутствие наглядных учебных пособий на самолеты ЛАГГ-3. С 15 июня 1942 г. личный состав полка с оборудованием аэродрома «Кремлевский» был направлен в летние лагеря. Кроме того, поступление материальной части шло медленно. Так, с 14 августа по 7 ноября 1941 г. в полк поступило 19 самолетов УТИ-4, с 20 сентября по 25 декабря 1941 г. поступило 20 самолетов ЛАГГ-3, с 11 мая по 15 июня 1942 г. - 20 самолетов Як-7 [13, л. 5, 6].
Программа переучивания для ближнебомбар-дировочных авиационных полков в 23-м запасном авиационном полку включала в себя: контрольнотренировочные полеты на учебном самолете СБ; проверка техники пилотирования на самолете ПЕ-2 по кругу и в зоне; полеты в паре и звеном; маршрутные полеты звеном; тренировочные полеты на пикирование; бомбометание с пикированием и слепую подготовку [3, л. 159]. В декабре 1941 г. из-за неполучения самолетов ПЕ-2 23-й запасной бомбардировочный авиационный полк продолжал обучение летчиков на самолетах СБ. Всего было проведено 79 воздушных стрельб, из них было выполнено 55 (61%) со средней оценкой 3,7; совершено 54 бомбометания, из них выполнено 49. С начала войны по декабрь 1941 г. в полку было обучено 210 летчиков [3, л. 15, 16].
Сроки подготовки маршевых авиационных полков были разными, и в большей степени они определялись
наличием боевого опыта прибывших летчиков, полученных знаний по новым типам самолетов до прибытия в полк и слаженной работы летно-технического состава запасного полка. Так, 213-й запасной авиационный полк прибыл в 23-й запасной авиационный полк 8 апреля 1942 г. для получения новой материальной части с завода, доукомплектования и окончания программы боевой подготовки на самолете ПЕ-2. К летной работе личный состав полка приступил с 10 апреля. 26 апреля полк убыл на фронт. За 14 дней пребывания в запасном полку общий налет составил 136 часов, средний налет на одного летчика - 6 часов 48 мин, было совершено 273 посадки, 57 бомбометаний, выполнено 37 воздушных стрельб [3, Л. 153]. Переучивание летного состава полка майора Исакова на самолеты Як-7б проводилось в 5-й запасной авиационной бригаде с 23 декабря 1942 г. В условиях ограниченных размеров взлетно-посадочной полосы и сложных метеоусловий программа переучивания была завершена полком за 1 мес. 20 дней. Общий налет полка составил 609 час 10 мин, было совершено 1610 посадок, средний налет на одного летчика составил 18 час 6 мин [17, л. 1]. В мае-июне 1942 г. в 23-м запасном бомбардировочном авиационном полку находились на переучивании 7 маршевых авиационных полков, из них 3 полка были сформированы из переменного состава. В мае по плану на фронт убыли 32, 134-й и 527-й авиационные полки [3, л. 161].
В запасные авиационные полки для освоения новой авиационной техники летчики прибывали с фронта. Каждый из них в разные годы прошел обучение в военно-авиационных школах, многие прошли обучение в аэроклубах Осоавиахима. Это можно видеть на примере выпускников 20-го запасного авиационного полка, удостоенных звания Героев Советского Союза. Капитан А.Н. Ситковский и майор Д.В. Гудков закончили Качинскую военно-авиационную школу, майор В.А. Башкиров - Сталинградскую, лейтенант С.К. Колесниченко - Одесскую, майор Р.М. Суворов - Пермскую и Энгельскую, майор Н.В. Худяков - Ейскую. 3 летчика - В.А. Башкиров, С.К. Колесниченко,
Н.В. Худяков - прошли обучение в аэроклубах Осоавиа-хима [4, с. 132, 387, 388, 697; 18, с. 469, 470, 536, 698].
После завершения программы переподготовки в запасных полках летчиков включали в состав маршевых авиационных полков и направляли на доукомплектование прибывших авиационных полков, а также направляли в одиночку в распоряжение командующих ВВС фронтов действующей армии. Так, 13 февраля 1942 г. в 23-й запасной бомбардировочный авиационный полк из Энгельской военно-авиационной школы пилотов на переучивание прибыл 723-й ближнебомбар-дировочный маршевый авиационный полк, 16 февраля - 58-й Краснознаменный ближнебомбардировоч-ный авиационный полк. В Энгельсе летно-технический состав полка прошел переучивание с самолета СБ
на самолет ПЕ-2. На 8 марта 1942 г. летчики 58-го и 723-го авиационных полков завершили программу переучивания и готовились к перелету на фронт [3, л. 42, 43, 110]. В марте 1942 г. в 24-м запасном истребительном авиационном полку общий налет составил 816 час 20 мин, совершено 4430 посадок, подготовлено молодых пилотов: на ЛАГГ-3 - 8, И-16 - 19 чел. [3, л. 144] 2-й авиационно-маршевый полк, в апреле
1942 г. убывший на фронт, налетал 519 час [3, л. 159].
В 1942 г. в 20-м запасном истребительном авиационном полку прошли подготовку и переучивание 127, 183, 425, 431, 845 и 900-й (дважды) маршевые авиационные полки. Кроме того, в действующую армию и другие части были направлены 65 подготовленных летчиков-одиночек и 1649 чел. технического состава [14, л. 7]. В 1942 г. на всех типах самолетов в полку было налетано 12559 час 29 мин. В том числе на новых ЛАГГ-3, Як-7 - 6046 час 7 мин, а также была совершенна 19751 посадка. По этому показателю полк вышел на 1-е место в 5-й запасной авиационной бригаде [14, л. 7об.].
По завершению программы переучивания перед вылетом маршевых авиационных полков силами технического состава запасного авиационного полка и заводских бригад проводились 20-часовые регламентные работы по обслуживанию самолетов [3, л. 154]. За первое полугодие 1942 г. запасными полками внутренних округов для фронта было подготовлено 336 маршевых авиационных полков [19, с. 39].
В 1943 г. 20-м запасным авиационным полком было подготовлено 384 летчика, 531 чел. инженернотехнического состава, 418 младших специалистов и 96 представителей других специальностей. Кроме того, полком были сформированы и направлены на фронт
15, 91, 265, 347, 519, 976, 283-й маршевые авиационные полки. На укомплектование 283-го и 518-го истребительно-авиационных полков было выделено и откомандировано в другие части 56 летчиков, 135 чел. инженерно-технического состава и 60 младших специалистов. С Новосибирского авиационного завода №153 было получено и подготовлено 358 самолетов, из них 295 самолетов были направлены в действующую армию железнодорожным транспортом. Налет на всех типах самолетов за год составил 12160 час 40 мин, было совершено 33509 посадок [14, л. 7об.].
В феврале 1944 г. согласно Постановлению ГКО для ускоренной подготовки летчиков фронту ремонтные органы ВВС СибВО переоборудовали 20 самолетов Як-7Б на 2-местные вывозного типа [20, л. 36]. В 1944 г. в 20-м запасном авиационном полку был проведено 2723 воздушных стрельб по наземным целям. Из них было выполнено 2100, что составило 77,1%, в том числе: 22,2% - на «отлично», 35,8% - на «хорошо» и 42% - «посредственно» [21, л. 19]. Несмотря на частые перебои с горючим, плохие метеоусловия, непригодность аэродромов в период распутицы, обслуживание
оперативных перелетов ВВС, 20-й запасной авиационный полк непрерывно повышал качество подготовки авиационных специалистов [15, л. 6].
20-м запасным авиационным полком выполнены планы боевой подготовки по годам войны: в 1942 г. -на 48,5%; в 1943 г. - 95,1%; в 1944 г. - 66,5%; в 1945 г. -46,8%. По налету: в 1942 г. - на 71,7%; в 1943 г. -61,6%; в 1944 г. - 75%; в 1945 г. - 63,5%. Всего за годы войны было произведено боевых стрельб: 4278 -по наземным и 4902 - по воздушным целям, было проведено 15245 воздушных боев, совершено 12403 маршрутных полета, 11240 полетов на групповую слетанность, 34178 упражнений по радиосвязи, совершено 166 парашютных прыжков [15, л. 6, 12].
Большой вклад в успешное решение стоящих перед полком задач внесли рационализаторы и изобретатели полка. Всего за годы войны командованием полка и управлением ВВС СибВО было рассмотрено 540 рацпредложений и 2 изобретения, из которых были реализованы: одно изобретение и 510 рацпредложений. Благодаря неустанному труду рационализаторов и изобретателей было создано 16 наглядных учебных пособий из отходов и вышедших из строя агрегатов, оборудованы учебные классы, полностью отвечающие требованиям подготовки летно-технического состава. Тренажер воздушного стрелка, изобретенный старшиной Политовым, был поставлен на серийное производство. Он позволил значительно снизить затраты боеприпасов, горючего и моторесурсов. Каждый выстрел, производимый летчиком, теперь контролировался, что дало возможность определять ошибки в прицеливании. Экономия ГСМ составила: 411139 кг бензина, 99780 кг масла. Было выдано денежных премий за экономию ГСМ в сумме 88700 руб. [15, л. 19, 24] Благодаря рационализаторам полка за годы войны за экономию горюче-смазочных материалов в полку было выдано денежных премий на сумму 88700 руб. Было сэкономлено 411139 кг бензина, 99780 кг масла [15, л. 24].
В Забфронте строевые части ВВС проводили доподготовку летно-технического состава, прибывающего на укомплектование. В 87-й авиационной дивизии для освоения молодыми летчиками нового самолета ЛАГГ-3 необходимо было овладеть техникой пилотирования на ЯК-7. Но фронт таких самолетов не имел. Умельцы дивизии переходным самолетом вместо ЯК-7 сделали УТИ-4. В нормативы выполнения элементов полета были внесены соответствующие изменения. Это дало хорошие результаты. Только в 51-м истребительном авиационном полку овладели техникой полетов 22 экипажа. Из молодых летчиков, прибывших в части ВВС округа летом 1941 г., уже к осени отработали первую и вторую задачу боевой подготовки более 200 летчиков [22, л. 18].
Некоторые изобретения сибирских рационализаторов в годы Великой Отечественной войны на-
много опередили свое время. Инженер Чкаловского авиационного завода №153 С.П. Позухин предложил проект сверхмощного генератора сантиметровых волн и теоретически доказал возможность его изготовления с длиной волны 0,5—1,0 см любой мощности. Принцип действия генератора был основан на многократном использовании электрического заряда, периодически получающего и отдающего эту энергию. Согласно расчетам на расстоянии до 5 км полученным излучением можно было расплавлять и резать любую сталь толщиной 2-4 мм, а у солдат противника вызывать сильные ожоги и разрушения внутренних органов [23, л. 31, 32].
Инженер-электрик-механик Главсевморпути из Красноярска В. Сидоров с целью избежания потерь наших летчиков при таранах разработал проект скорострельной 5-ствольной вращающейся авиационной пушки, позволяющей выпускать 5000 пуль в секунду, в результате чего создающейся пулевой струей можно было на расстоянии от 50 до 300 м разрезать любой самолет противника. Данный проект был одобрен специалистами по авиавооружению, но из-за отправки на фронт авиационных частей и отсутствия необходимых средств изготовление опытного экземпляра с целью испытания боевых свойств затянулось на неопределенное время [24, л. 6; 25, л. 83, 84].
Успешному выполнению задач переподготовки летно-технического состава в запасных авиационных частях Сибири способствовала умело поставленная воспитательная работа. В формировании у летчиков, техников, младших авиационных специалистов высоких морально-боевых качеств использовались самые различные формы и методы воспитательной работы. В целях быстрейшего освоения всем летным и техническим составом самолета ПЕ-2 в марте-апреле 1942 г. в 23-м запасном бомбардировочном авиационном полку Забфронта проводились лекции, доклады, беседы. Для этого активно привлекались участники Великой Отечественной войны. Среди них и Герои Советского Союза, которые делились своим боевым опытом с летным составом части, что особенно важно было для летчиков-сержантов. Для обмена опытом в изучении и эксплуатации авиационной техники проводились технические конференции [26, л. 153].
В ходе боевой учебы воинам-сибирякам подчас приходилось проявлять свои самые лучшие качества. Газета СибВО «Красноармейская звезда» рассказала о смелом поступке молодого летчика-инструктора сержанта Бычковского: «Во время ночного полета, когда самолет набрал высоту 1100 м, произошел обрыв амортизатора правой лыжи. Сержант Бычковский выбрался на плоскость, стал на задний конец лыжи и удерживал ее до тех пор, пока самолет не приземлился. Своим смелым поступком сержант Бычковский спас боевую машину и экипаж. Машину пилотировал отличный летчик лейтенант Большаков» [27].
В целях приобретения боевого опыта командноинструкторский состав запасных авиационных полков направляли в авиационные полки действующей армии. За годы Великой Отечественной войны 29 лётчиков и техников постоянного состава 20-го запасного авиационного полка, в целях приобретения боевого опыта и внедрения его в процесс обучения побывали в «боевой работе» на фронте. За это время они сбили 6 самолетов противника, приобрели богатейший опыт ведения воздушных боев и познания технических приемов врага [15, л. 17, 18]. Командир полка капитан В.И. Щеч-ков одним из первых с 13 марта по 10 июля 1943 г. находился на боевой стажировке на фронте [14, л. 3].
Стажировки в действующей армии позволяли повышать и непрерывно улучшать качество подготовки летного и технического состава. Во все элементы боевой подготовки всемерно внедрялся фронтовой опыт. В состав полка за годы войны прибыли 38 фронтовиков, из которых 34 были награждены орденами и медалями. Использование боевого опыта постоянного состава и участников Великой Отечественной войны дало возможность значительно повысить качество подготовки летчиков и довести средний балл их успеваемости по всем вопросам подготовки до 4,2-4,3 балла [15, л. 17, 18]. Летчик-инструктор запасного авиационного полка лейтенант П.Я. Гербинский в июле-августе 1943 г. находился на боевой стажировке в действующей армии, совершил 33 боевых вылета. В воздушных боях сбил лично самолет и еще один - в группе [4, с. 321].
В 1944 г. на пункты сбора ВВС РККА 20-м запасным истребительным авиационным полком был направлен 371 летчик-истребитель на самолет Як-9. Общий налет составил 17534 часа, было совершено 44418 посадок. План подготовки летчиков был выполнен на 66,5%, а по налету - на 75%. 335 самолетов, полученных с завода №153, были доработаны, доведены до установленного ресурса, из них в действующую армию были направлены 254 [14, л. 8]. В 1945 г. полком было подготовлено на Як-9 и направлено в действующую армию 167 летчиков-истребителей. Общий налет составил 9070 час 25 мин, было сделано 19234 посадки. План подготовки летчиков был выполнен на 55%, по налету - на 75,4%. С мая по июль 1945 г. полк обслуживал оперативные перелеты ВВС действующей армии на Дальний Восток. Кроме того, в Читу было перегнано 11 самолетов [14, л. 8, 8об.].
В годы Великой Отечественной войны большой вклад в подготовку кадров летно-технического состава внесли также сибирские военно-авиационные школы Омска, Новосибирска, Иркутска, Канска, эвакуированные в Сибирь Балашовская, Бирская, Борисовская, Коростенская, Олсуфьевская, Таганрогская, Харьковская и ряд военно-специальных авиационных школ и учебные эскадрильи Гражданского воздушного флота СССР. Во многом предопределило увеличение числа подготовленных летно-технических кадров для
Военно-Воздушных Сил военно-авиационными школами, школами младших авиационных специалистов, а также 5-й, 9-й запасными авиационными бригадами СибВО и отдельными 23-м ближнебомбардировоч-ным и 24-м истребительным запасными полками Забфронта развертывание производства самолетов на заводах Сибири.
В годы Великой Отечественной войны в Иркутске, Новосибирске, Омске, Чите и Улан-Удэ началось производство самолётов для ВВС РККА. В 1942 г. Омский авиационный завод №166 собрал 78 самолётов ТУ-2 и выпустил 1405 самолётов Як-7 [28, с. 27; 29, с. 149]. Всего за годы войны заводом было выпущено свыше 3400 истребителей ЯК-7 и ЯК-9 [30, с. 18]. За годы войны Новосибирский авиационный завод №153 им. В.П. Чкалова выпустил 15797 самолетов ЯК-7Б, ЯК-9Д, ЯК-9Т и др. [31, с. 201]. В 1942-
1943 гг., особенно зимой, части ВВС СибВО оказывали всемерную помощь Новосибирскому авиационному заводу №153 в доводке материальной части самолетов и вооружения, выделяя для этого до 500 авиаспециалистов, высококвалифицированных инженеров [20, л. 36].
За годы Великой Отечественной войны в запасных авиационных полках СибВО и Забфронта прошли обучение свыше 15 тыс. чел. летно-технического состава, мужественно сражавшихся на фронтах войны. С 17 августа 1941 г. по 9 мая 1945 г. только в 20-м запасном авиационном полку прошли переучивание и убыли в действующую армию 14 маршевых полков, в составе которых на фронт было направлено 1107 летчиков (из них 705 «одиночек») с общим налетом часов за этот период 48100 час 58 мин, совершено 144362 посадки. Средний налет на летчика составил: в 1942 г. - 242 часа, в 1943 г. - 25, в 1944 г. - 31 час 21 мин, в 1945 г. - 31 час 21 мин. В действующую армию направлено 3646 чел. технического состава. По годам войны: в 1941 г. - 172 чел., в 1942 г. - 1885, в 1943 г. - 1240, в 1944 г. - 113, по 9 мая 1945 г. - 216 чел. [20, л. 6, 12]
За высокие результаты, достигнутые в подготовке летчиков, многие офицеры полка были награждены орденами и медалями. В 1943 г. - 50 летчиков, в 1945 г. - 59. Орденом Красной Звезды был также награжден командир полка майор В.И. Щечков [20,
л. 9, 10, 21об., 26]. За успешную подготовку летных кадров в полку было награждено 62 чел., которым были вручены 16 орденов Красной Звезды, 38 медалей «За боевые заслуги», 7 медалей «За трудовое отличие» и 1 - «За трудовую доблесть». 120 чел. летнотехнического состава были вручены денежные премии на сумму 327500 руб. [15, л. 18].
Среди выпускников 20-го запасного авиационного полка - 6 Героев Советского Союза, среди них майоры В. А. Башкиров, Д.В. Гудков, лейтенант С.К. Колесниченко, капитан А.Н. Ситковский, майоры Р.М. Суворов и Н.В. Худяков [15, л. 26]. Помощник командира по воздушно-стрелковой службе 519-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии капитан В. А. Башкиров к декабрю 1943 г. совершил 233 боевых вылета, в 31 воздушном бою сбил 14 самолетов противника. Майор Д.В. Гудков - командир эскадрильи 976-го истребительно-авиационного полка к марту 1945 г. произвел 314 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил лично 19 самолетов противника. Помощник командира по воздушно-стрелковой службе 519-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии лейтенант С.К. Колесниченко к середине 1943 г. совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 4 самолета противника. Погиб 30 августа 1943 г. в воздушном бою. Звание Героя Советского Союза присвоено 2 сентября 1943 г. Капитан А.Н. Сит-ковский, заместитель командира эскадрильи 15-го истребительно-авиационного полка 278-й сибирской истребительно-авиационной дивизии, к концу января
1944 г. совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 15 самолетов противника. Заместитель командира эскадрильи 118-го разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота капитан Р.М. Суворов к маю 1944 г. совершил 264 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в живой силе и боевой технике. Майор Н.В. Худяков, помощник командира 32-го истребительно-авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, к марту 1945 г. совершил 308 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил 19 самолетов противника [4; с. 132, 387, 388, 697, 698; 18, с. 469, 470, 536].
Библиографический список
1. Белобородов, А.П. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941-1945 : справочно-статистические материалы / А.П. Белобородов.
- М., 1963.
2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). - Ф. 22022. - Оп. 145121.
- Д. 11.
3. ЦАМО РФ. - Ф. 210. - Оп. 3168. - Д. 97.
4. Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. - М., 1987. - Т. 1.
5. В пламени и славе. Очерки истории СибВО. - 2-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск, 1988.
6. ЦАМО РФ. - Ф. 20101. - Оп. 1. - Д. 3.
7. ЦАМО РФ. - Ф. 20101. - Оп. 1. - Д. 4.
8. Небо без границ. Красноярским летчикам посвящается : очерки, воспоминания. - Красноярск, 1995.
9. ЦАМО РФ. - Ф. 210. - Оп. 3168. - Д. 443.
10. Забайкальский военный округ. Краткий военноисторический очерк. - Иркутск, 1972.
11. Красноармейская звезда. - 1942. - 11 марта.
12. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. П-4. - Оп. 9. - Д. 454.
13. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 145121. - Д. 9.
14. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 145129. - Д. 11.
15. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 145126. - Д. 8.
16. ЦАМО РФ. - Ф. 82864. - Оп. 90310. - Д. 17.
17. ГАНО. - Ф. П-4. - Оп. 9. - Д. 454.
18. Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. - М., 1988. - Т. 2.
19. Хорешко, В. «Лебедушки» стальные крылья / В. Хорешко // Ориентир. - 2000. - №3.
20. ГАНО. - Ф.П-4. - Оп. 8. - Д. 589.
21. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 107045. - Д. 2.
22. ЦАМО РФ. - Ф. 210. - Оп. 3168. - Д. 1.
23. ГАНО. - Ф. П-4. - Оп. 5. - Д. 1.
24. Красноярский центр хранения и изучения документов новейшей истории (КЦХИДНИ). - Ф. 26.
- Оп. 3. - Д. 9.
25. КЦХИДНИ. - Ф. 26. - Оп. 3. - Д. 546.
26. КЦХИДНИ. - Ф. 26. - Оп. 3. - Д. 97.
27. Красноармейская звезда. - 1942. - 5 марта.
28. Омская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) : стат. сб. - Омск, 2000.
29. Мы службу несем в Забайкалье. - Чита, 1995.
30. Машкарин, М.И. Сибиряки в Великой Отечественной войне: страницы историографии и истории / М.И. Машкарин. - Омск, 1998.
31. Новосибирский арсенал / гл. ред. В.Н. Шумилов.
- Новосибирск, 2005.