Научная статья на тему 'Подготовка кадров летно-технического состава ВВС в запасных авиационных частях Сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны'

Подготовка кадров летно-технического состава ВВС в запасных авиационных частях Сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1125
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ростов Николай Дмитриевич

В годы Великой Отечественной войны подготовку кадров летно-технического состава и переучивание летчиков маршевых и фронтовых авиационных полков на новые типы самолетов на территории СибВО проводили 5-я запасная истребительная авиационная бригада, в Забайкалье 23-й запасной бомбардировочный и 24-й запасной истребительный авиационные полки и строевые полки Забфронта. Прошли обучение свыше 15 тыс. чел. летно-технического состава, мужественно сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками и внесшими большой вклад в достижение Великой Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of a Flight Personnel for Air-Forces in the Reserve Air Regiments of the Siberian Command and Trans-Baikal Front during the Great Patriotic War

During the Great Patriotic War a training of a flight personnel and retraining of pilots of the draft reinforcements and frontline air units were made by the 5th draft fighter air brigade in Siberia and 23rd draft bomber regiment and 24th draft fighter regiment. During the Great Patriotic War more then 15000 people of flight personnel were retrained in the draft air regiments in the Siberian Command and Trans-Baikal Front. They fought with fascism courageously, and made a lot for the Great Victory.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров летно-технического состава ВВС в запасных авиационных частях Сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны»

Н.Д. Ростов

Подготовка кадров летно-технического состава ВВС в запасных авиационных частях Сибирского военного округа и Забайкальского фронта в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны в целях массовой и ускоренной переподготовки летчиков и технического состава во внутренних военных округах началось развертывание 20 запасных авиационных полков [1, с. 96]. Для обучения летчиков маршевых и прибывающих авиационных полков на новые самолеты со второй половины июля 1941 г. в Сибирском военном округе (СибВО) началось формирование

5-го и 20-го запасных истребительных авиационных полков, в Забайкалье - 23-го запасного бомбардировочного и 24-го запасного истребительного авиационных полков [2, л. 2, 2об.; 3, л. 1, 16, 17, 60].

Развертывание запасных авиационных полков проходило в условиях ускоренной отправки на фронт авиационных частей и соединений, на укомплектование которых направлялись лучшие летнотехнический состав и материальная часть. Уже на третий день войны на Западный фронт прибыла из СибВО 38-я истребительно-авиационная дивизия под командованием иркутянина генерал-майора Ивана Ивановича Евсевьева, удостоенного высокого звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в Испании [4, с. 463; 5, с. 83]. На фронт 38-я истребительно-авиационная дивизия прибыла с устаревшей материальной частью, но с хорошо подготовленным летным составом. На 13 июля самолетный и моторный ресурс матчасти соединения составлял 60-70%. Несмотря на это, летный состав в воздушных боях проявил высочайшие боевые качества. С 13 июля по 31 августа 1941 г. сибиряки совершили 2740 боевых вылетов на прикрытие частей 24-й армии, в ходе которых было сбито 63 и уничтожено на земле 25 самолетов противника [6, л. 5, 27, 32; 7, л. 6, 26]. В октябре

1941 г. на Западный фронт прибыл 1-й Красноярский скоростной бомбардировочный авиационный полк. За проявленные мужество и героизм, успешное выполнение заданий командования полк был преобразован в 22-й Гвардейский Красноярский бомбардировочный авиационный полк [8, с. 5, 11].

Из Забайкалья на советско-германский фронт во второй половине 1941 г. - начале 1942 г. был направлен

6-й Гвардейский авиационный бомбардировочный корпус. 6 авиационных полков корпуса к июлю 1942 г. были удостоены звания гвардейских [9, л. 67]. В конце

июля 1941 г. громили танковые колонны противника на Западном фронте летчики 101-й авиационной бомбардировочной бригады ЗабВО. В 1942-1943 гг. после переучивания летного состава на самолеты ПЕ-2 на фронт был направлен ряд авиационных полков из 12-й воздушной армии Забайкальского фронта (Заб-фронта) [10, с. 146, 193].

С первых дней войны на фронте сражались летчики 6-го истребительного авиационного полка СибВО. 10 марта 1942 г. приказом наркома обороны за проявленные мужество и героизм полк был преобразован в 18-й Гвардейский истребительный авиационный полк [11]. На митингах, прошедших по случаю этого события в частях 5-й запасной авиационной бригады, выступившие воины были единодушны: «В деле подготовки и переквалификации резервов для фронта будем стремиться работать всегда по-гвардейски, отдавая все свои знания и силы, не считаясь со временем, преодолевая все трудности» [11]. В марте 1942 г. на ст. Обь Новосибирской области была сформирована 278-я Сибирская истребительно-авиационная дивизия [12, л. 1, 7].

Процесс развертывания запасных авиационных полков в Сибири можно рассмотреть на примере 20-го запасного авиационного полка. Приказом командующего войсками СибВО №0034 от 21 июля 1941 г. на ст. Обь Новосибирской области началось формирование 20-го запасного авиационного полка в составе 5 эскадрилий. Полк комплектовался за счет летнотехнического состава строевых частей, резервных школ ВВС, выпускников авиационных училищ и курсов, в том числе Иркутской школы авиационных механиков, а также за счет мобилизации специалистов запаса из Новосибирской, Омской областей и Красноярского края. Материальная часть (самолеты УТИ-4, Як-7В, ЛАГГ-3) поступили с Новосибирского авиационного завода №153. С 1 августа полк приступил к наземной и с 17 августа 1941 г. - к летной подготовке с аэродромов Гражданского воздушного флота СССР в Новосибирске и Коченеве. С 25 октября 1941 г. полк был переформирован в 3-эскадрильный состав. 8 января 1942 г. 20-й запасной авиационный полк вошел в состав сформированной при ст. Обь 5-й запасной авиационной бригады [13, л. 4; 14, л. 2, 2об.; 15, л. 4].

Во второй половине 1942 г. в Красноярском крае была сформирована 9-я запасная авиационная бригада, основной задачей которой являлся прием самолетов, поставляемых по ленд-лизу, и дальнейшая их отправка на фронт [16, л. 1]. В Забфронте на двух аэродромах ст. Белая был развернут 23-й запасной бомбардировочный авиационный полк [17, л. 15]. 24-й запасной истребительный авиационный полк дислоцировался на трех аэродромах ст. Белая, Усть-Орда и Верх-Белая [17, л. 1, 60]. Полки вели подготовку маршевых авиационных полков на самолетах ПЕ-2 и ЛАГГ-3 [17, л. 16, 47].

5-я запасная авиационная бригада СибВО вела подготовку маршевых авиационных полков, летчиков-одиночек и технического состава. 20-м запасным авиационным полком бригады с 17 августа по 31 декабря 1941 г. было подготовлено 609 чел. технического состава, 77 летчиков кадрового и 115 - переменного состава. На всех типах самолетов был налетан 1741 час и совершено 9578 посадок [14, л. 7].

При организации подготовки летных кадров определенные трудности возникли с освоением новых типов самолетов, сжатыми сроками переучивания маршевых и прибывших с фронта авиационных полков. Большие трудности в 20-м запасном авиационном полку были связаны с освоением новой материальной части. Новые самолеты пришлось осваивать в процессе обучения переменного состава. Абаканская и Кемеровская авиагруппы, ранее летавшие на У-2 и Р-5, ничего общего с истребителями не имели. Полное отсутствие наглядных учебных пособий на самолеты ЛАГГ-3. С 15 июня 1942 г. личный состав полка с оборудованием аэродрома «Кремлевский» был направлен в летние лагеря. Кроме того, поступление материальной части шло медленно. Так, с 14 августа по 7 ноября 1941 г. в полк поступило 19 самолетов УТИ-4, с 20 сентября по 25 декабря 1941 г. поступило 20 самолетов ЛАГГ-3, с 11 мая по 15 июня 1942 г. - 20 самолетов Як-7 [13, л. 5, 6].

Программа переучивания для ближнебомбар-дировочных авиационных полков в 23-м запасном авиационном полку включала в себя: контрольнотренировочные полеты на учебном самолете СБ; проверка техники пилотирования на самолете ПЕ-2 по кругу и в зоне; полеты в паре и звеном; маршрутные полеты звеном; тренировочные полеты на пикирование; бомбометание с пикированием и слепую подготовку [3, л. 159]. В декабре 1941 г. из-за неполучения самолетов ПЕ-2 23-й запасной бомбардировочный авиационный полк продолжал обучение летчиков на самолетах СБ. Всего было проведено 79 воздушных стрельб, из них было выполнено 55 (61%) со средней оценкой 3,7; совершено 54 бомбометания, из них выполнено 49. С начала войны по декабрь 1941 г. в полку было обучено 210 летчиков [3, л. 15, 16].

Сроки подготовки маршевых авиационных полков были разными, и в большей степени они определялись

наличием боевого опыта прибывших летчиков, полученных знаний по новым типам самолетов до прибытия в полк и слаженной работы летно-технического состава запасного полка. Так, 213-й запасной авиационный полк прибыл в 23-й запасной авиационный полк 8 апреля 1942 г. для получения новой материальной части с завода, доукомплектования и окончания программы боевой подготовки на самолете ПЕ-2. К летной работе личный состав полка приступил с 10 апреля. 26 апреля полк убыл на фронт. За 14 дней пребывания в запасном полку общий налет составил 136 часов, средний налет на одного летчика - 6 часов 48 мин, было совершено 273 посадки, 57 бомбометаний, выполнено 37 воздушных стрельб [3, Л. 153]. Переучивание летного состава полка майора Исакова на самолеты Як-7б проводилось в 5-й запасной авиационной бригаде с 23 декабря 1942 г. В условиях ограниченных размеров взлетно-посадочной полосы и сложных метеоусловий программа переучивания была завершена полком за 1 мес. 20 дней. Общий налет полка составил 609 час 10 мин, было совершено 1610 посадок, средний налет на одного летчика составил 18 час 6 мин [17, л. 1]. В мае-июне 1942 г. в 23-м запасном бомбардировочном авиационном полку находились на переучивании 7 маршевых авиационных полков, из них 3 полка были сформированы из переменного состава. В мае по плану на фронт убыли 32, 134-й и 527-й авиационные полки [3, л. 161].

В запасные авиационные полки для освоения новой авиационной техники летчики прибывали с фронта. Каждый из них в разные годы прошел обучение в военно-авиационных школах, многие прошли обучение в аэроклубах Осоавиахима. Это можно видеть на примере выпускников 20-го запасного авиационного полка, удостоенных звания Героев Советского Союза. Капитан А.Н. Ситковский и майор Д.В. Гудков закончили Качинскую военно-авиационную школу, майор В.А. Башкиров - Сталинградскую, лейтенант С.К. Колесниченко - Одесскую, майор Р.М. Суворов - Пермскую и Энгельскую, майор Н.В. Худяков - Ейскую. 3 летчика - В.А. Башкиров, С.К. Колесниченко,

Н.В. Худяков - прошли обучение в аэроклубах Осоавиа-хима [4, с. 132, 387, 388, 697; 18, с. 469, 470, 536, 698].

После завершения программы переподготовки в запасных полках летчиков включали в состав маршевых авиационных полков и направляли на доукомплектование прибывших авиационных полков, а также направляли в одиночку в распоряжение командующих ВВС фронтов действующей армии. Так, 13 февраля 1942 г. в 23-й запасной бомбардировочный авиационный полк из Энгельской военно-авиационной школы пилотов на переучивание прибыл 723-й ближнебомбар-дировочный маршевый авиационный полк, 16 февраля - 58-й Краснознаменный ближнебомбардировоч-ный авиационный полк. В Энгельсе летно-технический состав полка прошел переучивание с самолета СБ

на самолет ПЕ-2. На 8 марта 1942 г. летчики 58-го и 723-го авиационных полков завершили программу переучивания и готовились к перелету на фронт [3, л. 42, 43, 110]. В марте 1942 г. в 24-м запасном истребительном авиационном полку общий налет составил 816 час 20 мин, совершено 4430 посадок, подготовлено молодых пилотов: на ЛАГГ-3 - 8, И-16 - 19 чел. [3, л. 144] 2-й авиационно-маршевый полк, в апреле

1942 г. убывший на фронт, налетал 519 час [3, л. 159].

В 1942 г. в 20-м запасном истребительном авиационном полку прошли подготовку и переучивание 127, 183, 425, 431, 845 и 900-й (дважды) маршевые авиационные полки. Кроме того, в действующую армию и другие части были направлены 65 подготовленных летчиков-одиночек и 1649 чел. технического состава [14, л. 7]. В 1942 г. на всех типах самолетов в полку было налетано 12559 час 29 мин. В том числе на новых ЛАГГ-3, Як-7 - 6046 час 7 мин, а также была совершенна 19751 посадка. По этому показателю полк вышел на 1-е место в 5-й запасной авиационной бригаде [14, л. 7об.].

По завершению программы переучивания перед вылетом маршевых авиационных полков силами технического состава запасного авиационного полка и заводских бригад проводились 20-часовые регламентные работы по обслуживанию самолетов [3, л. 154]. За первое полугодие 1942 г. запасными полками внутренних округов для фронта было подготовлено 336 маршевых авиационных полков [19, с. 39].

В 1943 г. 20-м запасным авиационным полком было подготовлено 384 летчика, 531 чел. инженернотехнического состава, 418 младших специалистов и 96 представителей других специальностей. Кроме того, полком были сформированы и направлены на фронт

15, 91, 265, 347, 519, 976, 283-й маршевые авиационные полки. На укомплектование 283-го и 518-го истребительно-авиационных полков было выделено и откомандировано в другие части 56 летчиков, 135 чел. инженерно-технического состава и 60 младших специалистов. С Новосибирского авиационного завода №153 было получено и подготовлено 358 самолетов, из них 295 самолетов были направлены в действующую армию железнодорожным транспортом. Налет на всех типах самолетов за год составил 12160 час 40 мин, было совершено 33509 посадок [14, л. 7об.].

В феврале 1944 г. согласно Постановлению ГКО для ускоренной подготовки летчиков фронту ремонтные органы ВВС СибВО переоборудовали 20 самолетов Як-7Б на 2-местные вывозного типа [20, л. 36]. В 1944 г. в 20-м запасном авиационном полку был проведено 2723 воздушных стрельб по наземным целям. Из них было выполнено 2100, что составило 77,1%, в том числе: 22,2% - на «отлично», 35,8% - на «хорошо» и 42% - «посредственно» [21, л. 19]. Несмотря на частые перебои с горючим, плохие метеоусловия, непригодность аэродромов в период распутицы, обслуживание

оперативных перелетов ВВС, 20-й запасной авиационный полк непрерывно повышал качество подготовки авиационных специалистов [15, л. 6].

20-м запасным авиационным полком выполнены планы боевой подготовки по годам войны: в 1942 г. -на 48,5%; в 1943 г. - 95,1%; в 1944 г. - 66,5%; в 1945 г. -46,8%. По налету: в 1942 г. - на 71,7%; в 1943 г. -61,6%; в 1944 г. - 75%; в 1945 г. - 63,5%. Всего за годы войны было произведено боевых стрельб: 4278 -по наземным и 4902 - по воздушным целям, было проведено 15245 воздушных боев, совершено 12403 маршрутных полета, 11240 полетов на групповую слетанность, 34178 упражнений по радиосвязи, совершено 166 парашютных прыжков [15, л. 6, 12].

Большой вклад в успешное решение стоящих перед полком задач внесли рационализаторы и изобретатели полка. Всего за годы войны командованием полка и управлением ВВС СибВО было рассмотрено 540 рацпредложений и 2 изобретения, из которых были реализованы: одно изобретение и 510 рацпредложений. Благодаря неустанному труду рационализаторов и изобретателей было создано 16 наглядных учебных пособий из отходов и вышедших из строя агрегатов, оборудованы учебные классы, полностью отвечающие требованиям подготовки летно-технического состава. Тренажер воздушного стрелка, изобретенный старшиной Политовым, был поставлен на серийное производство. Он позволил значительно снизить затраты боеприпасов, горючего и моторесурсов. Каждый выстрел, производимый летчиком, теперь контролировался, что дало возможность определять ошибки в прицеливании. Экономия ГСМ составила: 411139 кг бензина, 99780 кг масла. Было выдано денежных премий за экономию ГСМ в сумме 88700 руб. [15, л. 19, 24] Благодаря рационализаторам полка за годы войны за экономию горюче-смазочных материалов в полку было выдано денежных премий на сумму 88700 руб. Было сэкономлено 411139 кг бензина, 99780 кг масла [15, л. 24].

В Забфронте строевые части ВВС проводили доподготовку летно-технического состава, прибывающего на укомплектование. В 87-й авиационной дивизии для освоения молодыми летчиками нового самолета ЛАГГ-3 необходимо было овладеть техникой пилотирования на ЯК-7. Но фронт таких самолетов не имел. Умельцы дивизии переходным самолетом вместо ЯК-7 сделали УТИ-4. В нормативы выполнения элементов полета были внесены соответствующие изменения. Это дало хорошие результаты. Только в 51-м истребительном авиационном полку овладели техникой полетов 22 экипажа. Из молодых летчиков, прибывших в части ВВС округа летом 1941 г., уже к осени отработали первую и вторую задачу боевой подготовки более 200 летчиков [22, л. 18].

Некоторые изобретения сибирских рационализаторов в годы Великой Отечественной войны на-

много опередили свое время. Инженер Чкаловского авиационного завода №153 С.П. Позухин предложил проект сверхмощного генератора сантиметровых волн и теоретически доказал возможность его изготовления с длиной волны 0,5—1,0 см любой мощности. Принцип действия генератора был основан на многократном использовании электрического заряда, периодически получающего и отдающего эту энергию. Согласно расчетам на расстоянии до 5 км полученным излучением можно было расплавлять и резать любую сталь толщиной 2-4 мм, а у солдат противника вызывать сильные ожоги и разрушения внутренних органов [23, л. 31, 32].

Инженер-электрик-механик Главсевморпути из Красноярска В. Сидоров с целью избежания потерь наших летчиков при таранах разработал проект скорострельной 5-ствольной вращающейся авиационной пушки, позволяющей выпускать 5000 пуль в секунду, в результате чего создающейся пулевой струей можно было на расстоянии от 50 до 300 м разрезать любой самолет противника. Данный проект был одобрен специалистами по авиавооружению, но из-за отправки на фронт авиационных частей и отсутствия необходимых средств изготовление опытного экземпляра с целью испытания боевых свойств затянулось на неопределенное время [24, л. 6; 25, л. 83, 84].

Успешному выполнению задач переподготовки летно-технического состава в запасных авиационных частях Сибири способствовала умело поставленная воспитательная работа. В формировании у летчиков, техников, младших авиационных специалистов высоких морально-боевых качеств использовались самые различные формы и методы воспитательной работы. В целях быстрейшего освоения всем летным и техническим составом самолета ПЕ-2 в марте-апреле 1942 г. в 23-м запасном бомбардировочном авиационном полку Забфронта проводились лекции, доклады, беседы. Для этого активно привлекались участники Великой Отечественной войны. Среди них и Герои Советского Союза, которые делились своим боевым опытом с летным составом части, что особенно важно было для летчиков-сержантов. Для обмена опытом в изучении и эксплуатации авиационной техники проводились технические конференции [26, л. 153].

В ходе боевой учебы воинам-сибирякам подчас приходилось проявлять свои самые лучшие качества. Газета СибВО «Красноармейская звезда» рассказала о смелом поступке молодого летчика-инструктора сержанта Бычковского: «Во время ночного полета, когда самолет набрал высоту 1100 м, произошел обрыв амортизатора правой лыжи. Сержант Бычковский выбрался на плоскость, стал на задний конец лыжи и удерживал ее до тех пор, пока самолет не приземлился. Своим смелым поступком сержант Бычковский спас боевую машину и экипаж. Машину пилотировал отличный летчик лейтенант Большаков» [27].

В целях приобретения боевого опыта командноинструкторский состав запасных авиационных полков направляли в авиационные полки действующей армии. За годы Великой Отечественной войны 29 лётчиков и техников постоянного состава 20-го запасного авиационного полка, в целях приобретения боевого опыта и внедрения его в процесс обучения побывали в «боевой работе» на фронте. За это время они сбили 6 самолетов противника, приобрели богатейший опыт ведения воздушных боев и познания технических приемов врага [15, л. 17, 18]. Командир полка капитан В.И. Щеч-ков одним из первых с 13 марта по 10 июля 1943 г. находился на боевой стажировке на фронте [14, л. 3].

Стажировки в действующей армии позволяли повышать и непрерывно улучшать качество подготовки летного и технического состава. Во все элементы боевой подготовки всемерно внедрялся фронтовой опыт. В состав полка за годы войны прибыли 38 фронтовиков, из которых 34 были награждены орденами и медалями. Использование боевого опыта постоянного состава и участников Великой Отечественной войны дало возможность значительно повысить качество подготовки летчиков и довести средний балл их успеваемости по всем вопросам подготовки до 4,2-4,3 балла [15, л. 17, 18]. Летчик-инструктор запасного авиационного полка лейтенант П.Я. Гербинский в июле-августе 1943 г. находился на боевой стажировке в действующей армии, совершил 33 боевых вылета. В воздушных боях сбил лично самолет и еще один - в группе [4, с. 321].

В 1944 г. на пункты сбора ВВС РККА 20-м запасным истребительным авиационным полком был направлен 371 летчик-истребитель на самолет Як-9. Общий налет составил 17534 часа, было совершено 44418 посадок. План подготовки летчиков был выполнен на 66,5%, а по налету - на 75%. 335 самолетов, полученных с завода №153, были доработаны, доведены до установленного ресурса, из них в действующую армию были направлены 254 [14, л. 8]. В 1945 г. полком было подготовлено на Як-9 и направлено в действующую армию 167 летчиков-истребителей. Общий налет составил 9070 час 25 мин, было сделано 19234 посадки. План подготовки летчиков был выполнен на 55%, по налету - на 75,4%. С мая по июль 1945 г. полк обслуживал оперативные перелеты ВВС действующей армии на Дальний Восток. Кроме того, в Читу было перегнано 11 самолетов [14, л. 8, 8об.].

В годы Великой Отечественной войны большой вклад в подготовку кадров летно-технического состава внесли также сибирские военно-авиационные школы Омска, Новосибирска, Иркутска, Канска, эвакуированные в Сибирь Балашовская, Бирская, Борисовская, Коростенская, Олсуфьевская, Таганрогская, Харьковская и ряд военно-специальных авиационных школ и учебные эскадрильи Гражданского воздушного флота СССР. Во многом предопределило увеличение числа подготовленных летно-технических кадров для

Военно-Воздушных Сил военно-авиационными школами, школами младших авиационных специалистов, а также 5-й, 9-й запасными авиационными бригадами СибВО и отдельными 23-м ближнебомбардировоч-ным и 24-м истребительным запасными полками Забфронта развертывание производства самолетов на заводах Сибири.

В годы Великой Отечественной войны в Иркутске, Новосибирске, Омске, Чите и Улан-Удэ началось производство самолётов для ВВС РККА. В 1942 г. Омский авиационный завод №166 собрал 78 самолётов ТУ-2 и выпустил 1405 самолётов Як-7 [28, с. 27; 29, с. 149]. Всего за годы войны заводом было выпущено свыше 3400 истребителей ЯК-7 и ЯК-9 [30, с. 18]. За годы войны Новосибирский авиационный завод №153 им. В.П. Чкалова выпустил 15797 самолетов ЯК-7Б, ЯК-9Д, ЯК-9Т и др. [31, с. 201]. В 1942-

1943 гг., особенно зимой, части ВВС СибВО оказывали всемерную помощь Новосибирскому авиационному заводу №153 в доводке материальной части самолетов и вооружения, выделяя для этого до 500 авиаспециалистов, высококвалифицированных инженеров [20, л. 36].

За годы Великой Отечественной войны в запасных авиационных полках СибВО и Забфронта прошли обучение свыше 15 тыс. чел. летно-технического состава, мужественно сражавшихся на фронтах войны. С 17 августа 1941 г. по 9 мая 1945 г. только в 20-м запасном авиационном полку прошли переучивание и убыли в действующую армию 14 маршевых полков, в составе которых на фронт было направлено 1107 летчиков (из них 705 «одиночек») с общим налетом часов за этот период 48100 час 58 мин, совершено 144362 посадки. Средний налет на летчика составил: в 1942 г. - 242 часа, в 1943 г. - 25, в 1944 г. - 31 час 21 мин, в 1945 г. - 31 час 21 мин. В действующую армию направлено 3646 чел. технического состава. По годам войны: в 1941 г. - 172 чел., в 1942 г. - 1885, в 1943 г. - 1240, в 1944 г. - 113, по 9 мая 1945 г. - 216 чел. [20, л. 6, 12]

За высокие результаты, достигнутые в подготовке летчиков, многие офицеры полка были награждены орденами и медалями. В 1943 г. - 50 летчиков, в 1945 г. - 59. Орденом Красной Звезды был также награжден командир полка майор В.И. Щечков [20,

л. 9, 10, 21об., 26]. За успешную подготовку летных кадров в полку было награждено 62 чел., которым были вручены 16 орденов Красной Звезды, 38 медалей «За боевые заслуги», 7 медалей «За трудовое отличие» и 1 - «За трудовую доблесть». 120 чел. летнотехнического состава были вручены денежные премии на сумму 327500 руб. [15, л. 18].

Среди выпускников 20-го запасного авиационного полка - 6 Героев Советского Союза, среди них майоры В. А. Башкиров, Д.В. Гудков, лейтенант С.К. Колесниченко, капитан А.Н. Ситковский, майоры Р.М. Суворов и Н.В. Худяков [15, л. 26]. Помощник командира по воздушно-стрелковой службе 519-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии капитан В. А. Башкиров к декабрю 1943 г. совершил 233 боевых вылета, в 31 воздушном бою сбил 14 самолетов противника. Майор Д.В. Гудков - командир эскадрильи 976-го истребительно-авиационного полка к марту 1945 г. произвел 314 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил лично 19 самолетов противника. Помощник командира по воздушно-стрелковой службе 519-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии лейтенант С.К. Колесниченко к середине 1943 г. совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 4 самолета противника. Погиб 30 августа 1943 г. в воздушном бою. Звание Героя Советского Союза присвоено 2 сентября 1943 г. Капитан А.Н. Сит-ковский, заместитель командира эскадрильи 15-го истребительно-авиационного полка 278-й сибирской истребительно-авиационной дивизии, к концу января

1944 г. совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 15 самолетов противника. Заместитель командира эскадрильи 118-го разведывательного авиационного полка ВВС Северного флота капитан Р.М. Суворов к маю 1944 г. совершил 264 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в живой силе и боевой технике. Майор Н.В. Худяков, помощник командира 32-го истребительно-авиационного полка по воздушно-стрелковой службе, к марту 1945 г. совершил 308 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил 19 самолетов противника [4; с. 132, 387, 388, 697, 698; 18, с. 469, 470, 536].

Библиографический список

1. Белобородов, А.П. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941-1945 : справочно-статистические материалы / А.П. Белобородов.

- М., 1963.

2. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). - Ф. 22022. - Оп. 145121.

- Д. 11.

3. ЦАМО РФ. - Ф. 210. - Оп. 3168. - Д. 97.

4. Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. - М., 1987. - Т. 1.

5. В пламени и славе. Очерки истории СибВО. - 2-е изд., доп. и перераб. - Новосибирск, 1988.

6. ЦАМО РФ. - Ф. 20101. - Оп. 1. - Д. 3.

7. ЦАМО РФ. - Ф. 20101. - Оп. 1. - Д. 4.

8. Небо без границ. Красноярским летчикам посвящается : очерки, воспоминания. - Красноярск, 1995.

9. ЦАМО РФ. - Ф. 210. - Оп. 3168. - Д. 443.

10. Забайкальский военный округ. Краткий военноисторический очерк. - Иркутск, 1972.

11. Красноармейская звезда. - 1942. - 11 марта.

12. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. П-4. - Оп. 9. - Д. 454.

13. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 145121. - Д. 9.

14. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 145129. - Д. 11.

15. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 145126. - Д. 8.

16. ЦАМО РФ. - Ф. 82864. - Оп. 90310. - Д. 17.

17. ГАНО. - Ф. П-4. - Оп. 9. - Д. 454.

18. Герои Советского Союза : краткий биографический словарь. - М., 1988. - Т. 2.

19. Хорешко, В. «Лебедушки» стальные крылья / В. Хорешко // Ориентир. - 2000. - №3.

20. ГАНО. - Ф.П-4. - Оп. 8. - Д. 589.

21. ЦАМО РФ. - Ф. 22022. - Оп. 107045. - Д. 2.

22. ЦАМО РФ. - Ф. 210. - Оп. 3168. - Д. 1.

23. ГАНО. - Ф. П-4. - Оп. 5. - Д. 1.

24. Красноярский центр хранения и изучения документов новейшей истории (КЦХИДНИ). - Ф. 26.

- Оп. 3. - Д. 9.

25. КЦХИДНИ. - Ф. 26. - Оп. 3. - Д. 546.

26. КЦХИДНИ. - Ф. 26. - Оп. 3. - Д. 97.

27. Красноармейская звезда. - 1942. - 5 марта.

28. Омская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы) : стат. сб. - Омск, 2000.

29. Мы службу несем в Забайкалье. - Чита, 1995.

30. Машкарин, М.И. Сибиряки в Великой Отечественной войне: страницы историографии и истории / М.И. Машкарин. - Омск, 1998.

31. Новосибирский арсенал / гл. ред. В.Н. Шумилов.

- Новосибирск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.