Научная статья на тему 'Советская авиация в обороне Кавказа (1942 год)'

Советская авиация в обороне Кавказа (1942 год) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2227
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ОБОРОНА КАВКАЗА / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВОЗДУШНЫЙ БОЙ / АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кушнерёв Валерий Владимирович

Автор на основе данных военных архивов освещает боевые действия авиации в трудный период войны обороны Кавказа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советская авиация в обороне Кавказа (1942 год)»

В. В. КУШНЕРЁВ

СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ В ОБОРОНЕ КАВКАЗА

(1942 год)

Автор на основе данных военных архивов освещает боевые действия авиации в трудный период войны -обороны Кавказа.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, оборона Кавказа, боевые действия, воздушный бой, авиационный полк.

После оккупации Ростова-на-Дону, 25 июля 1942 года, немцы организовали наступление на Кубань и Баку. На этих направлениях держали оборону Донская и Приморская оперативные группы Северо-Кавказского фронта, впоследствии преобразованные в Северную группу и Новороссийский и Туапсинский оборонительные районы Черноморской группы войск Закавказского фронта. Оборонявшимся войскам оказывали поддержку с воздуха авиация 4-й и 5-й Воздушных армий (ВА) совместно с авиацией Черноморского флота.

Имея 126 самолетов [1], 4-я ВА в составе Северной группы действовала на оборонительном рубеже на подступах к Махачкале, Грозному, Орджоникидзе, прикрывая отход наземных войск. В ее состав входили штурмовая, две истребительные, бомбардировочная авиационные дивизии и части фронтового подчинения: шесть смешанных и один учебно-тренировочный полк [2]. Базировались полки на полевых аэродромах между Терским, Сунженским и Главным Кавказским Хребтом и на аэродромах Закавказья.

Дивизии в свою очередь организационно состояли из полков. Под командованием управления 216-й истребительной авиационной дивизии вели боевые действия 40-й, 45-й, 66-й, 84-й «Л», 88-й, 247-й, 298-й, 927-й «Л»; в составе 217-й - летчики 8-го, 47-го, 131-го, 1б6-го, 249-го, 821-го, 862-го истребительных авиационных полков. В ведении 230-й штурмовой авиационной дивизии находились 7-й гвардейский, 103-й, 210-й, 590-й, 766-й, 805-й штурмовые и 8-й, 45-й, 265-й, 979-й истребительные полки. В 218-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии воевали летчики и летчицы 46-го гвардейского, 870-го легкобомбардировочного, 889-го ночных бомбардировочных авиационных полков. В 219-й бомбардировочной авиационной дивизии совместно действовали 8-й гвардейский, 244-й, 277-й, 366-й, 449-й, 859-й бомбардировочные и 790-й, 863-й, 926-й, 927-й истребительные полки.

Оперативно 4-ой ВА подчинялась 105-я истребительная авиационная дивизия ПВО города Грозного, в ее состав входили 166-й, 182-й, 234-й, 738-й, 961-й истребительные полки, воевавшие на И-153, И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Р-39 Аэрокобра.

Из смешанных авиационных полков в боевых действиях принимали участие 446-й, 647-й, 718-й, 750-й, 762-й, 889-й полки и 6-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк.

Приведенные отдельные примеры личного состава частей показывают героизм, стойкость, взаимопомощь в тот труднейший период, порою даже ценой своей жизни. Летчики 45-го полка

прикрывали корпус кубанских казаков, защищавших ст-цу Кущевскую, прикрывали штурмовики Ил-2, вели бои в районе Моздока и Малгобека. За время боев полк выполнил 1199 боевых вылетов, в 322 воздушных боях уничтожено 34 вражеских самолета [3]. На И-16 и И-153 «Чайка» летчики 84-го и 88-го полков эффективно поражали в горных условиях механизированные части фашистов [4]. С аэродрома Грозный 927-й полк вел боевые действия на Моздокском направлении, выполнив 122 боевых вылета, сбил 3 истребителя. В районе Моздока летчики на двух оставшихся в 8-м полку «Яках» 16 августа сумели сбить «раму» FW-189. Только за сентябрь 1942 года летчики 47-го полка выполнили на Ил-2 137 боевых вылетов на штурмовку немецких войск. При прикрытии наших войск 979-ый полк вел бои с лучшими асами Люфтваффе [5]. На самолетах У-2 и Р-5 летчицы, «ночные ведьмы» 46-го полка под командованием Е. Д. Бершанской прикрывали г. Орджоникидзе. На самолетах Boston 277-й полк выполнил при разгроме Моздокской, Нижне-Крупской и Гизе-левской группировок врага 187 боевых вылетов, уничтожив 9 самолетов, 82 танка, 150 единиц авто- и бронетехники. Наши потери тоже были велики: около 80% самолетов и 60% летного состава. Вечером 4 октября пара Пе-2, ведомая майором И. К. Борониным (366-й полк), взлетев с аэродрома Ханкала под Грозным, разбомбила здание Пятигорского театра, уничтожив 150 немецких офицеров и 6 генералов, собравшихся там на награждение. Командиру полка А. П. Бардееву и майору И. К. Боронину 13 декабря присвоено звание Герой Советского Союза. Среди летчиков 738-го полка, которые на И-153 прикрывали наземные войска под Грозным и Орджоникидзе, воевал А. Лебедев, в будущем известный полярный летчик [6]. В 961-м полку вместе с русскими сражался испанец Клавьер Мануэль Зарауса (Са-рауса) [7]. Под Моздоком 10 сентября 1942 года в воздушном бою против шести истребителей противника, сбив своим «Харрикейном» один из них, при выполнении тарана погиб командир 926-го полка В. А. Эмиров.

Фашисты подтягивали силы, Первая танковая армия Клейста рвалась к Махачкале и Баку. С середины августа авиация 4 ВА, выполняя ежедневно по 300-450 боевых заданий, держала под обстрелом танки и бронетехнику с живой силой, аэродромы противника. Шли ожесточенные воздушные бои, часто с превышением количества самолетов противника (4-й Воздушный флот немцев).

На восстановление боеспособности авиации

№ 2 (49), 2013 "Культурная жизнь Юга России" ^

Закавказского фронта по решению Ставки ВГК работал Тбилисский авиационный завод [8].

Сорвать наступление противника из района Моздока на Малгобек было важнейшей задачей 4-й Воздушной армии. Так, 6 сентября выполнено 460 самолетовылетов на захваченный немцами небольшой плацдарм (районы Предмостного и Кизляра). В воздухе под Орджоникидзе сбито 18, повреждено 12 вражеских самолетов. Ожесточенные бои сухопутных войск и авиации в районе Моздока, Прохладного, Грозного, Орджоникидзе, Малгобек продолжались. В боях под Моздоком нашел свою смерть командующий 1-й танковой армии немцев генерал-полковник фон Клейст. Фашисты в агонии пытались прорвать оборону. В так называемом «звездном налете» (10 окт. 1942 г.) 74 машины Ю-88 из бомбоэскадры «Гинденбург» под прикрытием 52 истребителей начали бомбить нефтяные объекты и территорию города Грозный. Отражали нападение 45 наших истребителей, сбив 34 самолета противника [9]. Во втором «звездном налете» - 26 октября на Нальчик и войска 37-й Армии -немцы применили 72 самолета. Отражая налеты фашистов, летчики 4-й ВА в Нальчик-Орджени-кидзевской обороне выполнили 2200 вылетов, проведя около 100 воздушных боев. Силы фашистов иссякли, противник потерял 114 самолетов [10] и в начале ноября перешел к обороне.

Новороссийский и Туапсинский оборонительные районы Черноморской группы войск Закавказского фронта прикрывала авиация 5-й Воздушной армии. Обеспечивая боевые действия сухопутных войск на краснодарском направлении и в районе Таманского полуострова, она объединяла три истребительных, бомбардировочную и штурмовую авиационные дивизии, отдельные полки, части фронтового подчинения и штрафную эскадрилью, в разные периоды участвовавшие в боевых действиях при обороне Кавказа. От 134 самолетов к середине августа здесь осталось всего 102, части и дивизии были недоукомплектованы.

Полки, входящие в составы дивизий, были многочисленны и имели мало самолетов. Так управление 236-й истребительной авиационной дивизии осуществляло командование боевыми действиями 36-го, 246-го, 267-го, 269-го, 518-го (Як-1), 975-го (И-153, И-16) истребительных, 502-го штурмового, 763-го бомбардировочного полка. В 237-й истребительной авиационной дивизии воевали бойцы 36-го, 268-го, 518-го (Як-1) авиаполков. Под командованием управления 265-й истребительной авиационной дивизии находились 68-й (И-153, И-16), 166-й, 402-й, 657-й, 805-й (Як-1) полки. В сформированную по приказу НКО № 00183 (от 28.08.42) 295-ю истребительную авиационную дивизию в 1942 году входили 116-й (Лагг-3), 164-й (ЛаГГ-3), 975-й (И-153, И-16) истребительные и 502-й штурмовой (Ил-2) полки. В 132-ю бомбардировочную авиационную дивизию входили 6-й (Ил-4), 63-й (Boston B-3), 277 (Boston B-3), 367 (СБ) бомбардировочные авиационные полки. В 238-й штурмовой авиационной дивизии воевали 269-й (ЛаГГ-3), 482-й, 483-й, 805-й (И-153) истребительные авиационные полки.

Из смешанных авиационных полков в боевых действиях принимали участие 214-й, 238-й штур-

мовые, 267-й, 653-й истребительные, 742-й разведывательный (Пе-2), 763-й бомбардировочный (По-2), 931-й (И-153), 932-й смешанные авиационные полки [11].

Отвага и бесстрашие летного состава на побережье Черного моря приведены в некоторых героических примерах. Летчики 246-го полка на ЛаГГ-3 в 32 воздушных боях (05.10.42 - 17.12.42, с аэродрома Адлер) сбили 38 самолетов противника, потеряв 9 летчиков и 15 боевых машин. На И-153 267-й полк штурмовал колонны войск немцев и аэродром Майкоп. Особенно прославились четыре капитана, которые в одном из боевых вылетов, приземлившись у сбитых самолетов, спасли своих товарищей - «привезли» по воздуху на свой аэродром на пирамидах шасси. Среди пораженных целей - 30 танков, 680 автомашин, 40 железнодорожных вагонов, 400 повозок, 10 автоцистерн, 63 сбитых в воздухе и 25 уничтоженных на земле самолетов противника. Восемнадцать пилотов полка пали смертью храбрых [12]. Прикрывая бомбардировщиков и штурмовиков, 269-й полк (с аэродрома Адлер, на ЛаГГ-3) 3 ноября сбил девять самолетов врага, потеряв два своих; 502-й полк (с аэродрома Адлер, на Ил-2) громил войска фашистов в районах Армавира, в направлении Майкопа, Белореченской, Краснодара, Хадыженской и Новороссийска. На аэродроме Майкоп из 50 базировавшихся там самолетов поразили 15. В летних боях полк совершил 377 боевых вылетов [13]. Летчики 763-го полка на По-2 доставили наземным войскам десятки тонн всевозможных грузов, вывозили раненых, зачастую опускаясь на крохотные площадки в ущельях. С аэродрома Агой 36-й полк произвел 1976 вылетов на Кубань (из них 661 - на штурмовку войск и бронетехники), проведя 56 воздушных боев, сбив 13 самолетов [14]. С середины октября до середины марта 1943-го воевал на Кавказе 164-й полк (ЛаГГ-3), в котором начал боевой путь дважды Герой Советского Союза Н. М. Скоморохов, сбивший свой первый самолет (FW-189) в январе 1943-го над селением Лазаревское.

Экипажи 6-го полка с аэродрома Гудауты бомбили самолеты противника на разных аэродромах: ночью 6 сентября 1942 года объектом подобных бомбардировок были Армавир и Майкоп; 23 и 25-го -Краснодар, в декабре - Белореченская. С конца ноября 1942 года 63-й полк, вооруженный самолетами Бостон Б-3 (20 шт.), влился в состав дивизии и до конца года действовал с аэродрома Кутаиси в районе Туапсе. Летный состав 367 полка на СБ наносил штурмовые удары по врагу в устье Дона, в районе ст-цы Тихорецкая, фотографировал и бомбил аэродромы в Багерово, Сарабузе, Феодосии, Мариуполе, военно-морскую базу в Керчи. Ночью 6 октября в налете на аэродром Майкоп было уничтожено четыре самолета. Тяжело приходилось штурмовикам 238-й дивизии, только в боях под Армавиром они потеряли 34 летчика, заплатив жизнью за 118 фашистских танка, 460 автомашин, 10 переправ, 8 сбитых самолетов [15].

В сентябре авиация 5-й ВА воспрепятствовала прорыву противника по Черноморскому побережью в Закавказье, базировалась по всему побережью, наносила удары по аэродромам (Майкоп, Армавир, Краснодар) и по плавсредствам в

районе (Темрюк, Анапа, Кучугура). Проверкой на прочность стало противостояние наших войск начавшемуся 25 сентября наступлению немцев на туапсинском направлении: в семи воздушных боях над горой Семашко, станцией Индюк, в районе Гойтх за один день, 29 октября, было сбито (повреждено) 13 немецких самолетов; наши потери - девять самолетов и пять летчиков [16].

Поскольку на 30 сентября в составе армии насчитывалось 46 боевых самолетов, в октябре-ноябре на усиление были присланы 269-й, 931-й, 63-й (Бостон-111), 164-й (ЛаГГ-3) полки: из 66 боевых машин ЛаГГ-3 - 30 шт., Б-3 - 20 шт., И-153 -12 шт., И-16 - 4 шт.

Авиация 5-й ВА приложила максимальные усилия к уничтожению войск противника в районах ст-ц Хадыженская, Крымская, Абинская, Небер-джаевская, блокируя фашистскую авиацию на ее аэродромах и прикрывая свои полевые аэродромы Агой, Адлер, Сухуми. В ноябре армия имела 136 боеспособных самолета. Всего за оборонительный период произведено: 18 359 боевых вылетов (из них - на атаки наземных целей - 6267), 372 воздушных боя (в воздухе сбито 166, на земле поражено 85 летательных аппаратов) [17].

За период боев в оборонительной операции на Кавказе авиацией 4-й и 5-й ВА сброшено на войска противника около 740 тонн бомб, более 7200 реактивных снарядов, израсходовано 147 тыс. авиационных пушечных снарядов и свыше 1939 тыс. патронов [18].

Было уделено внимание и усилению Бакинской армии ПВО с авиацией в 8-м истребительном авиационном корпусе, состоящем из 82-го, 266-го («Аэрокобра» Р-39), 480-го, 481-го, 822-го истребительных авиационных полков; к концу года из состава вышли 266-й и 822-й, влились 961-й и 962-й.

Бакинский нефтяной район прикрывал 82-й полк. Летчики В. А. Борисов и А. Н. Щербинок сбили 14 августа немецкий самолет-разведчик Ju-88 в районе Хачмаса, между Махачкалой и Баку, экипаж был взят в плен [19]; 481-й полк защищал воздушное пространство над Баку. В его составе находились шесть испанских летчиков, именно они сопровождали «Дуглас» (Ли-2) И. В. Сталина при перелете на конференцию в Тегеран (28.11.43 - 1.12.43.) [20]. Во время войны Баку и Апшерон ни разу не подверглись бомбардировке немецкой авиацией.

Немалый вклад в оборону Кавказа внесла и Ба-тайская (Краснодарская) военная школа летчиков. С 16 по 20 октября она перебазировалась на Евлах и на учебные аэродромы Пуха, Кюрдамир, Ждановск, Маргушеван, Шихлы, Гиндару, Герань, Шихлах Азербайджана, где продолжила подготовку летных кадров для фронта. Часть курсантов в мае 1942-го была направлена в Тбилиси (в стрелковые части, стойко защищавшие Кавказ в районе Туапсе) и в Баку (в ударную стрелковую бригаду, впоследствии отличившуюся в боях под Моздоком и Гудермесом). В связи с ухудшением обстановки в боях летом были

сформированы еще два истребительных полка на ЛаГГ-3 и И-16 (по 20 самолетов) для линии фронта под Грозным и Махачкалой. За школой был закреплен «район ответственности» по истреблению авиации противника с дежурством на аэродромах Евлах (ЛаГГ-3), Кировабад (ЛаГГ-3), Шахлы (И-16). Всего с мая по октябрь 1942 года школа выполнила 271 боевой вылет и дала фронту несколько сотен новых бойцов в звании сержантов, пилотировавших И-16 (2/3 общего состава выпускников) и ЛаГГ-3 [21].

Мужество, самопожертвование, патриотизм, проявленные советскими летчиками при оборонительных боях на Кавказе, способствовали мощному отражению наступления, не дали врагу возможности прорваться к Баку, в Закавказье и на Черноморское побережье.

Литература, источники и примечания

1. Гречко А. А. Борьба за Кавказ. М. 1971. С. 71.

2. Боевой состав СА: в 4 ч. Ч. I. Военно-научное управление генерального штаба. М., 1966. С. 127, 150, 173, 195.

3. Бабак И. И. Звезды на крыльях: документальная повесть. М., 1981.

4. Вершинин К. А. Четвертая воздушная. М., 1975. С. 163.

5. Редько В., Мирчук В., Киенко Д. Наш Волко-высский, Краснознаменный... Минск, 2012.

6. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО). Ф. 738. Оп. 440489. Д. 1. Л. 54.

7. Мероньо Ф. И снова в бой. М., 1977.

8. Вершинин К. А. Четвертая воздушная ... С. 176.

9. Архив 4-й Воздушной армии (Новочеркасск). История 4-й Воздушной армии: в 4 ч. Ч. 1. С.277-279.

10. Там же. С. 287.

11. ЦАМО. Ф. 327. Оп. 5016. Д. 14. Л. 19-21.

12. Орлов М. В., Якубович Н. В. Истребитель ЛаГГ-3 // Моделист-конструктор (прил.). 2005. № 5. С. 25.

13. Перов В. И., Растренин О. В. Штурмовики Красной Армии. М., 2001.

14. Яргульян В. И. Спасая товарища // Герои кубанского неба. Краснодар, 1987. С. 27.

15. Гречко С. Н. Решения принимались на земле. М., 1984. С. 52.

16. Феоктистов С. И. В небе Туапсе. Туапсе, 1995. С. 44.

17. ЦАМО. Ф. 327. Оп. 4999. Д. 6. Л. 4-6; Д. 12. Л. 4-5; Д. 13. Л. 3-4.

18. Там же. Ф. 319. Оп. 479. Д. 29. Л. 203-238.

19. Зефиров М., Дёгтев Д., Баженов Н. Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе. URL: http://www.ereading.org.ua/ bookreader.php/122489

20. Жирохов М. Уголок неба. Республиканские летчики-добровольцы в ВВС РККА // Авиация и время. 2002. № 3. С. 27.

21. Чётный В. И., Жинкин А. В. и др. Летчики в боях за Кубань. Краснодар, 1997. С. 71.

v. v. kushnerev. the soviet air force in defense of the caucasus

(1942)

On the basis of the military archive materials the author of the article illustrates Air Force operations during the difficult period of war - at the time of defense of the Caucasus.

Key words: the Great Patriotic war, defense of the Caucasus, operations, air fight, Air Force regiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.