Научная статья на тему 'Советская авиация в небе Ставрополья в августе 1942 года'

Советская авиация в небе Ставрополья в августе 1942 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1287
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БИТВА ЗА КАВКАЗ / ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ (СТАВРОПОЛЬСКИЙ) КРАЙ / 4 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ / БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВОЗДУШНЫЙ БОЙ / УНИЧТОЖЕНИЕ МОТОМЕХАНИЗИРОВАННЫХ ВОЙСК / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE BATTLE FOR THE CAUCASUS / ORDZHONIKIDZEVSKY (STAVROPOL) KRAI / 4TH AIR ARMY / IGHTING / AIR COMBAT / THE DESTRUCTION OF MECHANIZED TROOPS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карташев Андрей Владимирович

Статья посвящена малоизвестным событиям в истории битвы за Кавказ участию в ней соединений и частей авиации в наиболее драматичный момент, при отходе советских войск из-под города Ростова-на-Дону в предгорные районы Северного Кавказа по территории Ставропольского (тогда Орджоникидзевского) края. В статье на основе боевых распоряжений, журналов боевых действий, отчетов, наградных документов и сведений о потерях соединений и частей 4 Воздушной армии из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, воспоминаний и мемуаров авиаторов участников боевых действий воссоздается целостная картина боевой работы советской авиации над территорией Ставропольского края в первый месяц боев. Географические рамки очерчены границами Орджоникидзевского края, сложившимися к началу Великой Отечественной войны, когда в состав региона входил Моздокский район и Кизлярский округ. Их выбор обусловлен исходя из недостаточной изученности хода военных событий на тактическом уровне на территории данного региона. Выбранный временной интервал -август 1942 г. соответствует первому месяцу боев на территории края. В статье приводятся данные о частой смене мест базирования авиационных полков и дивизий, об отсутствии взаимодействия их с наземными войсками в вопросах наземной обороны аэродромов, о характере выполняемых боевых задач экипажами бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации, поэтапном смещении районов боевых действий экипажей и подразделений в соответствии со смещением линии фронта, о наиболее успешных боях и сведения о гибели летного состава, анализируются общие итоги боевой работы 4 Воздушной армии. В заключении делается вывод о равном противостоянии сил авиации воюющих сторон и том, что полученный опыт был востребован в 1943 г. в небе Кубани, где советская авиация уже безоговорочно господствовала в воздухе. При написании статьи использовались методы анализа архивных материалов из различных типов источников, сопоставления фактов и их проверки на непротиворечивость известным научным исследованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET AIR FORCE IN THE SKY OF THE STAVROPOL KRAI IN AUGUST 1942

The article is devoted to little-known events in the history of the Battle of the Caucasus the participation of aviation units at the most dramatic moment, when Soviet troops retreated from the city of Rostov-on-Don to the foothill areas of the North Caucasus through the territory of the Stavropol (then Ordzhonikidze) Krai. The article is based on combat orders, combat logs, reports, award documents and information about the losses of units and parts of the 4th Air Army from the funds of the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation, memoirs and memoirs of pilots participating in the ighting recreate a complete picture of the Soviet aviation's combat work the territory of the Stavropol Krai in the irst month of the ight-ing. The geographical framework is outlined by the borders of the Ordzhonikidze Krai, established by the beginning of World War II, when the region included the Mozdok District and the Kizlyar District. Their choice is based on insuficient knowledge of the course of military events at the tactical level on the territory of this region. The time interval under consideration August 1942 corresponds to the irst month of ighting in the territory of the region. The article presents data on frequent relocation of air regiments and divisions, on the lack of interaction with ground forces in matters of ground defense of airields, on the nature of the combat missions carried out by the crews of bomber, assault and ighter aviation, phased displacement of combat areas of crews and subunits in accordance with the displacement of the front line, about the most successful battles and information about the loss of aircrews, the general results of the combat work of the 4th Air Army are analyzed. It is concluded that the aviation forces of the warring parties were in equal opposition and that the experience gained was claimed in 1943 in the sky of the Kuban, where Soviet aviation was already unconditionally dominating the air. The study is based on the methods of analyzing archival materials from various types of sources, comparing facts and checking them for consistency with well-known scien-tiic studies.

Текст научной работы на тему «Советская авиация в небе Ставрополья в августе 1942 года»

УДК 94(470.63).084.8

А. В. Карташев

СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ В НЕБЕ СТАВРОПОЛЬЯ В АВГУСТЕ 1942 ГОДА

Статья посвящена малоизвестным событиям в истории битвы за Кавказ - участию в ней соединений и частей авиации - в наиболее драматичный момент, при отходе советских войск из-под города Ростова-на-Дону в предгорные районы Северного Кавказа по территории Ставропольского (тогда Орджоникидзевского) края. В статье на основе боевых распоряжений, журналов боевых действий, отчетов, наградных документов и сведений о потерях соединений и частей 4 Воздушной армии из фондов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, воспоминаний и мемуаров авиаторов - участников боевых действий воссоздается целостная картина боевой работы советской авиации над территорией Ставропольского края в первый месяц боев. Географические рамки очерчены границами Орджоникидзевского края, сложившимися к началу Великой Отечественной войны, когда в состав региона входил Моздокский район и Кизлярский округ. Их выбор обусловлен исходя из недостаточной изученности хода военных событий на тактическом уровне на территории данного региона. Выбранный временной интервал -август 1942 г - соответствует первому месяцу боев на территории края. В статье приводятся данные о частой

смене мест базирования авиационных полков и дивизий, об отсутствии взаимодействия их с наземными войсками в вопросах наземной обороны аэродромов, о характере выполняемых боевых задач экипажами бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации, поэтапном смещении районов боевых действий экипажей и подразделений в соответствии со смещением линии фронта, о наиболее успешных боях и сведения о гибели летного состава, анализируются общие итоги боевой работы 4 Воздушной армии. В заключении делается вывод о равном противостоянии сил авиации воюющих сторон и том, что полученный опыт был востребован в 1943 г в небе Кубани, где советская авиация уже безоговорочно господствовала в воздухе. При написании статьи использовались методы анализа архивных материалов из различных типов источников, сопоставления фактов и их проверки на непротиворечивость известным научным исследованиям.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, битва за Кавказ, Орджоникидзевский (Ставропольский) край, 4 Воздушная армия, боевые действия, воздушный бой, уничтожение мотомеханизированных войск.

A. V. Kartashev

THE SOVIET AIR FORCE IN THE SKY OF THE STAVROPOL KRAI IN AUGUST 1942

The article is devoted to little-known events in the history of the Battle of the Caucasus - the participation of aviation units - at the most dramatic moment, when Soviet troops retreated from the city of Rostov-on-Don to the foothill areas of the North Caucasus through the territory of the Stavropol (then Ordzhonikidze) Krai. The article is based on combat orders, combat logs, reports, award documents and information about the losses of units and parts of the 4th Air Army from the funds of the Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation, memoirs and memoirs of pilots participating in the fighting recreate a complete picture of the Soviet aviation's combat work the territory of the Stavropol Krai in the first month of the fighting. The geographical framework is outlined by the borders of the Ordzhonikidze Krai, established by the beginning of World War II, when the region included the Mozdok District and the Kizlyar District. Their choice is based on insufficient knowledge of the course of military events at the tactical level on the territory of this region. The time interval under consideration - August 1942 - corresponds to the first month of fighting in the territory of the region. The article

presents data on frequent relocation of air regiments and divisions, on the lack of interaction with ground forces in matters of ground defense of airfields, on the nature of the combat missions carried out by the crews of bomber, assault and fighter aviation, phased displacement of combat areas of crews and subunits in accordance with the displacement of the front line, about the most successful battles and information about the loss of aircrews, the general results of the combat work of the 4th Air Army are analyzed. It is concluded that the aviation forces of the warring parties were in equal opposition and that the experience gained was claimed in 1943 in the sky of the Kuban, where Soviet aviation was already unconditionally dominating the air. The study is based on the methods of analyzing archival materials from various types of sources, comparing facts and checking them for consistency with well-known scientific studies.

Key words: the Great Patriotic war, the battle for the Caucasus, Ordzhonikidzevsky (Stavropol) Krai, 4th Air army, fighting, air combat, the destruction of mechanized troops.

Боевые действия, развернувшиеся на территории Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, проходили при непосредственном участии авиационных частей и соединений. Об этом свидетельствовали участники битвы за Кавказ [3], об этом пишут историки [25]. Но если воздушное сражение за Таманский полуостров на заключительном этапе обороны Кавказа было подробно изучено исследователями [6], то участие авиации Северо-Кавказского и Закавказского фронтов в боевых действиях в оборонительный период битвы носит весьма обрывочный характер. Исключение составляет Малгобекская оборонительная операция, роль авиации в которой рассматривалась отдельно [9]. В своей статье, посвященной роли советской авиации в обороне Кавказа в 1942 г, В. В. Кушнарёв приводит большой фактологический материал о дислокации и подчиненности частей, количестве самолетовылетов и результатах боевых действий [7]. Делая попытку охватить действия всей авиации в оборонительный период битвы за Кавказ, автор не рассматривает вопрос передислокации авиационных частей из-под Ростова и Краснодара в предгорья Кавказа, ничего не говорит о действиях родов авиации в августе 1942 г, дает сведения о группировке, сложившейся к сентябрю 1942 г. В его материале отсутствуют описания боев, фамилии командиров и летчиков. Привести конкретные свидетельства массового героизма летного состава 4 воздушной армии (ВА) не позволили объем и задачи исследования Е. А. Дзадзиевой, которая рассмотрела по большей части вопрос идентификации наземных объектов дислокации частей и соединений 4 ВА на Терском оборонительном рубеже в августе-октябре 1942 г [4].

Содержание упомянутых работ наводит на мысль о необходимости детально рассмотреть действия советской авиации в ходе битвы за Кавказ, сузив географические и временные рамки исследования. Исходя из этого, целью данной работы является восстановление с помощью архивных материалов общей картины действия авиационных частей над территорией Ставропольского (тогда Орджоникидзевского) края в августе 1942 г. Выбор этого района обусловлен тем, что именно над ним пришлось выполнять свои задачи полкам 4 ВА в наиболее тяжелый с моральной точки зрения эпизод битвы за Кавказ -во время отхода наших войск.

К началу битвы за Кавказ в состав 4 ВА входили: 216, 217, 229, 265 истребительные авиационные дивизии (ИАД), 230 штурмовая авиационная дивизия (ШАД), 218 ночная бомбардировочная авиационная дивизия (НБАД), 219 бомбардировочная авиационная дивизия (БАД), а также отдельные части - 750 армейский смешанный авиационный полк (САП), 6 отдельный учебно-тренировочный авиационный полк (ОУТАП) и 9 отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (ОРАЭ).

Самолетный парк 4 ВА к концу июля 1942 г. был следующим: истребители: Як-1 - 48, ЛаГГ-3 -26, МиГ-3 - 5, И-16 - 13, всего - 92; штурмови-

ки: Ил-2 - 17, И-153 - 11, И-15 - 6, всего - 34; бомбардировщики: Пе-2 - 11, Су-2 - 8, СБ - 15, Р-5 - 14, У-2 - 22, всего - 70 [21, л. 271, 331-336]. Итого в боевом составе 4 ВА насчитывалось 196 самолетов.

Нашим силам противостоял 4 воздушный флот гитлеровцев. В группе армий «А», которую он поддерживал, насчитывалось до 1 тысячи самолетов [1, с. 159].

Действий советских общевойсковых соединений в границах Ставрополья в августе 1942 г. отличались отсутствием сплошной линии фронта. Немецкие танковые клинья рассекали отходившие части Красной армии - измотанные и обескровленные, зажимая их в тиски окружения. Высшее командование, понимая, что остановить врага можно только в предгорьях Кавказа, тем не менее, ставило невыполнимые задачи отходившим войскам, но закрепиться на указанных рубежах им не удавалось [13, с. 48-50].

В своих мемуарах командующий 4 ВА маршал авиации К. А. Вершинин писал: «Летчикам 4-й воздушной армии приходилось действовать в крайне сложной и напряженной обстановке. Они наносили удары по наступающему противнику, обороняли свои наземные войска от налетов вражеской авиации, следили за направлением их движения, выполняли другие важные задачи» [2, с. 149].

В каких условиях действовала наша авиация, становится понятно из воспоминаний одного из летчиков 16 гвардейского истребительного авиационного полка (ИАП) В. П. Карповича. Он писал, что в конце июля действия советской авиации по поддержке наземных войск сократились из-за отсутствия самолетов. Из 216 иАд для получения новых самолетов временно убыл 103 штурмовой авиаполк (ШАП). Дивизия в составе двух полков -16 гвардейского и 247-го - 1 августа перелетела на аэродром Геймановская (Краснодарский край), и «с этого времени боевая работа дивизии сократилась до минимума, как из-за отсутствия материальной части, так и из-за быстрого отхода на юг». Смена аэродромов продолжалась: 3 августа гвардейцы базировались на аэродроме Вороши-ловск (ныне Ставрополь), а 5-10 августа - на аэродроме Архангельская. Менял место и штаб дивизии - 31 июля он находился в станице Гей-мановской, а через два дня - на аэродроме Петровское, 4 августа - на аэродроме Благодарное, 6 августа - в селе Архангельское, а 9 августа -в Советском. Но, несмотря на это, полки дивизии не прекращали своей боевой деятельности. Вскоре в состав дивизии возвратились 88 ИАП и 103 ШАП, пополнившиеся самолетами и летчиками. 8 августа 247 ИАП, а 9 августа 16 гвардейский ИАП вышли из состава 216 ИАД, передали свою материальную часть и убыли на переформирование. Их сменил 45 ИАП в составе 12 истребителей Як-1. В этот момент дивизия располагала девятью самолетами И-16 88-го ИАП, 21 самолетом Як-1 (из которых 9 самолетов было передано из 16-го гв. ИАП) 45-го ИАП и тремя Ил-2 103-го ШАП [5, с. 413-415].

Как свидетельствуют архивные документы, в период отхода наших войск с южного берега Дона до реки Кубань силы 4 ВА уничтожали мотомеханизированные части противника, выдвигавшиеся по 6 маршрутам, два из которых проходили через Ставрополье: один - по дороге Молотовское, Преградное на Ставрополь и Армавир, другой -от Ладовской Балки через Новоалександровск на Кропоткин. 4 августа 7 Ил-2 и 4 И-153 230 ШАД штурмовали мотоколонну до 200 машин и танков по дороге от Преградного до Безопасного. 7 Су-2 219 БАД бомбили колонну до 200 автомашин и танков по дороге от Ладовской Балки на Новоа-лексадровск. 5 Су-2 нанесли удар по скоплению автомашин (до 400) в Ладовской Балке [21, л. 28].

В ночное время мотомеханизированные части противника были объектами удара ночных бомбардировщиков 218 НБАД. В ночь на 3 августа экипажи У-2 бомбили войска неприятеля, выдвигавшиеся на юг из населенных пунктов Привольное и Молотовское.

Начиная с ночи на 5 августа, когда враг, захватив Ворошиловск, устремился дальше на юг, части 4 ВА уничтожали противника, выдвигающегося в сторону Невинномысска. В ночь с 4 на 5 августа заместитель командира эскадрильи 588 ночного легкобомбардировочного авиационного полка младший лейтенант М.В. Смирнова уничтожала войска противника по дороге Ворошиловск -Михайловское. В результате ударов наблюдались взрывы, сопровождавшиеся густым черным дымом. Предположительно горели горючие материалы. 5 августа, выполняя задание по уничтожению техники противника в Ворошиловске, командир 2-й эскадрильи младший лейтенант Е. Д. Никулина сбросила бомбы на цель, после чего наблюдались сильные взрывы, сопровождавшиеся густым черным дымом. Летчик сержант З. И. Парфенова 5 августа, обнаружив скопление мотомеханизированных колонн и живой силы противника в лесу южнее Ворошиловска, сбросила бомбы в этот район, вызвав сильный взрыв с темным дымом [15, л. 125, 135, 148]. Ночами 7 и 8 августа, уже после оставления Невинномысска советскими войсками, экипажи 218 НБАД продолжали работать на участке Ворошиловск - Невин-номысская, но в ночь на 9 августа полки ночных бомбардировщиков получили задачу уничтожать мотомехчасти противника, выдвигающиеся от Петровского на Александровское, Саблинское и на Благодарное [20, л. 5, 11, 18, 24, 26].

Сложность обстановки для частей 4 ВА состояла в том, что базирование частей шло по оси Ставрополь, Солдато-Александровская, Советская, Моздок, то есть, на правом открытом фланге отходящих войск. В ряде случаев впереди базирования частей 4 ВА наших наземных войск не было, и авиаторы вели боевую работу до тех пор, пока противник не приближался на угрожаемое расстояние, после чего происходило перебазирование. Даже сам штаб 4 ВА оказался в Вороши-ловске под ударом передовых танковых частей противника, внезапно ворвавшихся в город, и был

вынужден поспешно сменить место дислокации [21, л. 29].

О том, как 3 августа чуть не оказался в руках врага легендарный летчик А. И. Покрышкин, приземлившийся на аэродроме в Ворошиловске, известно из его мемуаров. Появившиеся на окраине аэродрома немецкие мотоциклисты, заставили взлететь нашего аса на неисправном самолете и добираться к своим с неубирающимися шасси [11, с. 198-201]. Немецкий автор пишет, что захват Ставрополя был настолько стремительным, что советские самолеты еще пытались садиться на аэродром. По его данным подошедшая на аэродром зенитная артиллерия сбила восемь низколетящих самолетов [14].

На одном из аэродромов Ворошиловска с 1 по

3 августа базировался 750 смешанный авиационный полк 56 армии. 3 августа к 17.00 передовые части противника подошли к району аэродрома, овладели Михайловским и северо-восточной окраиной города. Начался артиллерийско-ми-нометный обстрел аэродрома в районе штаба полка. Ввиду отсутствия возможности свернуть и вывести штаб документы полка были сожжены. Склады горючего и боеприпасов уничтожены не были [24, л. 2].

Наградной лист на младшего лейтенанта Н. И. Зорина - пилота 750 САП - свидетельствует, что 3 августа 1942 г он сбил в групповом бою в районе Ворошиловска 2 самолета противника и один лично - Фокке-Вульф-189. 3 августа в районе Ворошиловска на самолете И-16 сбил немецкий самолет Хе-111 командир звена 750 полка лейтенант Н. В. Хоцкий. В тот же день лейтенант М. И. Саяпин на самолете И-16 в районе Возне-сеновской (под Дивным) сбил Ме-110 [17, л. 210, 225, 267].

Спешно покинув 3 августа Ворошиловск, штаб

4 ВА на следующий день находился в Солдато-А-лександровской, 9 августа - в Экажево, а с 15 числа - в Троицкой [21, л. 154]. Вместе со штабом армии поэтапно перебазировались на юго-восток и соединения, входившие в ее состав. В целом перебазирование полков проходило успешно, без потерь личного состава и техники. В 288 ближ-не-бомбардировочном авиационном полку 219 БАД (на самолетах Су-2), были периоды, когда полк оставался без батальона аэродромного обслуживания и, несмотря на это, боевая работа не прекращалась. Большая заслуга в этом принадлежала командиру полка майору И. И. Баутину. Военком полка А. И. Корольков лично организовывал доставку горючего, боеприпасов и питания личному составу [15, л. 43, 213].

В такой обстановке, начиная с 4 августа (с выходом противника в район Ворошиловска и Армавира) и до занятия противником Минеральных Вод части 4 ВА уничтожали скопления мотомех-частей противника в районе переправ и выдвигающихся по маршрутам: Ставрополь - Невин-номысск; из района Преградное, Безопасное на Петровское, от Петровского на Александровское, Саблинское, Благодарное, Невинномысск - Минеральные Воды и Минеральные Воды - Пяти-

горск. Еще одной задачей было прикрытие патрулированием истребителей района Минеральные Воды, Георгиевск, Моздок.

Следует отметить, что совместно с частями истребительной авиации 4 ВА в небе Ставрополья выполняли задачи по охране и обороне воздушных рубежей летчики 105 ИАД противовоздушной обороны (ПВО), входившей в состав войск ПВО территории страны. После взятия Ростова, 26 июля с аэродрома Батайск эта дивизия перебазировалась на аэродромный узел Грозный. В ее состав входили 182-й и 234-й ИАП [23, л. 68].

6 августа в период с 16.00 до 16.30 до 20 Ю-88 группами по 3-5 самолетов произвели бомбардировочный налет на ж.д. узлы Георгиевск, Минеральные Воды и Буденновск. 234 полк произвел 16 самолетовылетов на патрулирование воздушного пространства над городами Георгиевск и Минеральные Воды. Патрулируя над Георгиевском на самолете ЛаГГ-3, командир эскадрильи капитан В. М. Усков заметил на встречном курсе два звена Ю-88. Атакованный Усковым ведущий самолет первого звена загорелся и упал в 8 км западнее Георгиевска. Затем Усков атаковал правого ведомого второго звена и, видя, что тот не падает, решил таранить его в хвостовое оперение левой плоскостью. От удара оба самолета рассыпались в воздухе. Ускова выбросило из самолета, и он спасся на парашюте. В результате боя было сбито 2 Ю-88, потерян один истребитель ЛаГГ-3 [23, л. 68-69]. В этом бою капитан Усков был ранен и контужен. За этот подвиг В. М. Ускову было присвоено звание Героя Советского Союза.

8 августа летчики 234 ИАП старший лейтенант Абраменко (инициалы неизвестны) и лейтенант Н. К. Дураков с аэродрома Минеральные Воды провели воздушный бой с группой самолетов Хе-111. Атакованный самолет противника загорелся и упал в районе Георгиевска. 9 августа 234 ИАП перебазировался с аэродрома Минеральные Воды на аэродром Грозный [16, л. 22, 24, 375- 376].

Всего за период с 4 по 10 августа частями 4 ВА было произведено 872 самолетовылета, уничтожено: танков - 44, автомашин - 420, бензоцистерн - 3, бронемашин - 3, живой силы до 1000 человек [21, л. 30].

7 августа группа штурмовиков 657 ШАП (265 ИАД) из 6 Ил-2, ведущий - командир эскадрильи капитан П. Г. Колесников, атаковала скопление танков и автомашин противника в районе северо-восточней Ворошиловска. В результате успешных действий летчикам удалось уничтожить 7 танков, 4 автомашины с личным составом и боеприпасами и 8 зенитно-пулеметных точек [15, л. 96-97]. После выполнения боевого задания самолеты возвращались в район базирования и попали в густой туман, который закрыл весь район базирования. Горючее было на исходе. Но Колесников, благодаря умелому самолетовождению нашел окно, незакрытое туманом, и всю группу успешно посадил на аэродром [18, л. 149]. 10 августа полк штурмовал наземные войска противника на переправе через реку Кубань в районе г. Невинномысска.

8 августа командир эскадрильи 40 ИАП (217 ИАД) капитан И. М. Пилипенко в паре с молодым пилотом вылетели на разведку войск противника в район Каново, Курская, Ага-Батырь. В районе разведки при плохих метеоусловиях неожиданно из-за облака наша пара была атакована тремя Ме-109. Пилипенко принял бой, и умело применяя огонь и маневр, с первой атаки сбил один «мессершитт». Остальные развернулись и ушли в облачность. Отлично выполнив задачу по разведке, летчики вернулись на свой аэродром, доставив ценные данные [15, л. 31-32].

Однако боевые потери в 4 ВА все же случались. 8 августа не вернулся с боевого задания по разведке войск противника на самолете У-2 пилот 585 НЛБАП младший лейтенант Н.Д. Борди-ловский. Как потом стало ясно, он попал в плен в районе Минеральных Вод [12].

8 августа начался очередной этап перебазирования соединений и частей 4 ВА дальше от линии фронта. В этот день 230 ШАД получила задачу: перебазироваться на аэродром Миропольский (15 км южн. с. Степное) и на следующий день всеми силами уничтожать мотомехчасти противника, выдвигающиеся от Петровского на Александровское, Саблинское и южнее. На аэроузел Степное перебазировалась 265 ИАД. Ей была поставлена задача 9 августа уничтожать технику и войска противника, выдвигающиеся от Петровского на Саблинское. 219 БАД, закрепившись на аэроузле Моздок, действовала в том же районе и уничтожала колонны войск противника, выдвигающиеся от Петровского на Благодарное и от Петровского на Саблинское. 216 ИАД, базируясь в районе аэроузла Советское, имело ту же задачу, что и 230 ШАД. Одновременно ей было приказано прикрывать действия 219 БАД. Частью сил 216 ИАД в течение светлого времени 9 и 10 августа должна была вести патрулирование над Минеральными Водами. 217 ИАД 9 и 10 августа продолжала осуществлять противовоздушную оборону города Моздок. Напряжение для истребителей и штурмовиков, согласно боевому распоряжению, составляло не менее 3 вылетов, для бомбардировщиков - 3 вылета [20, л. 27, 28].

Несмотря на полученные распоряжения, боевая работа частей 4 ВА 9 и 10 августа ограничивалась из-за недостатка горючего и боеприпасов и перебазирования на новые аэродромы. С прибытием в район Моздока и южнее Терского хребта для частей 4 ВА закончился период отхода и наступил этап напряженной боевой работы [21, л. 30].

На новом месте базирования силы авиации 4 ВА продолжали выполнять боевые задачи в небе Ставрополья. Так, в ночь с 10 на 11 августа 218 НБАД уничтожала скопление войск противника в Пятигорске и выдвигающиеся из Пятигорска на Георгиевск. Еще одним районом действий «ночников» стал участок дороги Пятигорск - Нальчик до рубежа Малки.

Днем 11 августа 230 ШАД, 265 ИАД и 219 БАД под прикрытием 216 ИАД вели боевую работу в районе Минеральных Вод, Пятигорска и Георги-

евска. Как свидетельствуют архивные источники, ввиду сложности наземной обстановки в районе Пятигорска (в это время там шли ожесточенные бои) летный состав был предупрежден об исключительной внимательности и авиаудары производились лишь при точном определении принадлежности войск. Архивные документы свидетельствуют, что активные действия в этом районе с аэродрома Эльхотово вел 805 ИАП (265 ИАД), вооруженный истребителями ЛаГГ-3. В августе 1942 года отличились летчики полка младшие лейтенанты Н. Т. Малецкий, В. Ф. Шмелев, сержанты С. М. Басов, А. И. Кокарев [15, л. 41, 94, 118, 168].

После захвата противником Кавказских Минеральных вод в ночном небе Пятигорска периодически появлялись летчицы 588 НЛБАП. 15 августа экипаж в составе пилота сержанта М. П. Чеч-невой и стрелка-бомбардира сержанта О. А. Клюевой нанес бомбовый удар по мотомеханизированной колонне в районе станицы Константи-новской (под Пятигорском). В тот же день другой экипаж 588 полка, в котором стрелком-бомбардиром была сержант Е. Б. Пасько, разрушил переправу на реке Куба [15, л. 156, 203, 240].

В дневнике Марины Чечневой за 15 августа 1942 года сделана такая запись: «Мы были очень удовлетворены полетами в этот день - день моего рождения. Ольга Клюева, возвращаясь с задания, кричала в переговорный рупор «ура» и поздравляла меня с днем рождения и удачным боевым вылетом, который мы провели в эту ночь». Записи за 17 и 30 августа говорят о том, что девушки, работая в том же районе, поразили склад с боеприпасами и склад с горючим [8, л. 97-98].

Совместно с женскими экипажами выполнял боевые задачи 585 НЛБАП. В ночь с 12 на 13 августа, уничтожая мотомеханизированные войска противника на северной окраине г. Пятигорска, стрелок-бомбардир, младший лейтенант Н. П. Любимов произвел сильный взрыв с пожаром (по всем признакам была взорвана цистерна с горючим). В ночь с 14 на 15 августа пилот старшина Ф. Н. Вышлов на участке Пятигорск - Куба точным бомбометанием уничтожил 3 автомашины или танка [15, л. 108-109, 188].

В районе Кавказских Минеральных вод в период с 11 по 17 августа вел боевые действия 859 ближнебомбардировочный авиационный полк (219 БАД), имевший на вооружении 19 самолетов американского производства Бостон-3. 12 августа отлично отработала в районе Минеральные Воды, Пятигорск, Нагутская эскадрилья капитана П. Г. Егорова, уничтожив 15 автомашин и до 40 фашистских солдат. Экипаж сержанта И. Ф. Лоба-рева уничтожил 4 машины с войсками и грузом, поджог один танк. После бомбометания его самолет снизился до высоты 40-50 метров и обстрелял колонну из пулеметов - поджог 3 автомашины и уничтожил до 20 солдат противника. Группа во главе со старшим лейтенантом И. С. Гусако-вым в районе Минеральных Вод точным бомбо-

вым ударом уничтожила и повредила 2 танка и до 10 автомашин с пехотой и грузом противника. В тот же день в районе станицы Суворовской по дороге на Черкесск экипаж лейтенанта А. Е. Кириченко метким бомбовым ударом уничтожил 4 автомашины с грузом и до 20 человек живой силы противника. Экипаж младшего лейтенанта К. М. Чуевского точно сбросил бомбы на колонну войск противника, двигавшуюся по дороге из Кур-савки в Минеральные Воды, записав на свой счет 10 автомашин врага с личным составом и грузом.

В последующие дни экипажи Н. Н. Соколова, А. Е. Кириченко, И. С. Гусакова, И. В. Говорова, С. А. Яковенко, И. К. Лукьяненок и других командиров эффективно бомбили танковые и автомобильные колонны противника на дорогах в районе Пятигорска, Суворовской, Нагутской, Лысогорской, Курсавки, Минеральных Вод, Марьинской, Кубы и других населенных пунктов. Особенно эффективными были вылеты полка 15, 16 и 17 августа, когда одна из эскадрилий 859 полка, ведомая своим командиром капитаном П. Г. Егоровым, вела успешные боевые действия. Так, 17 августа, несмотря на сильное воздействие зенитной артиллерии противника, в районе Куба эскадрилья капитана Егорова в составе девятки Б-3 успешным бомбометанием уничтожила около 19 автомашин, 5 танков и 2 зенитно-пулеметные установки противника. Своих потерь эскадрилья не имела. Хотя огнем вражеской зенитной артиллерии, при заходе на цель был подбит самолет сержанта И. В. Говорова. Однако пилот потушил пожар, отлично выполнил боевое задание, уничтожив 5 автомашин с войсками и грузом и до 30 человек живой силы противника, и на одном моторе довел самолет до своего аэродрома, блестяще произвел посадку и спас машину и экипаж.

19 августа силы 859 полка снова был в воздухе, нанося удары по колонне из 100 автомашин в районе Микоян-Шахар (ныне Карачаевск). Обнаружил колонну в ходе воздушной разведки экипаж лейтенанта С. А. Яковенко, нанеся первый удар по цели. Он доставил на аэродром ценные разведданные для действий следующих экипажей [15, л. 55-85, 160-258].

Штурмовку войск противника в районе Клухор-ского, Санчарского перевалов, поселка Тебер-да и деревни Псху вели летчики 790 ИАП 5 ВА Черноморской группы войск Закавказского фронта. Об этом свидетельствуют наградные листы П. Н. Алейникова, А. П. Балашева, П. К. Бабайло-ва и других летчиков полка.

С приближением противника к Моздоку боевые действия авиации 4 ВА переместились в восточные районы края. С 22 по 24 августа авиационные полки выполняли задачи по уничтожению мотомеханизированных частей противника в районе Советская (Кировский р-н), Каново, Привольный, Ага-Батырь, Авалов, Графский, Русский №1, Русский №2 (Курский р-н), Веселовское (ныне Моздокский р-н респ. Сев. Осетия), не допуская их продвижения на юг и восток. Напряжение для истребителей и штурмовиков устанавливалось

4-5 вылета в сутки, для бомбардировщиков -3 вылета [20, л. 65].

21 августа эскадрилья 366 БАП (219 БАД), в составе которой находились лейтенант Н.М. Лазарев, старшина Н. И. Пьяных и другие, в районе станицы Советской произвела бомбометание по скоплению автомашин и танков противника. В результате удара было уничтожено 8 танков, 27 автомашин и зенитная батарея с прислугой. 23 августа по дороге Советская - Ага-Батырь эскадрилья 366 полка в составе 7 бомбардировщиков Пе-2 за два полета точными ударами уничтожила и вывела из строя 8 танков, 28 автомашин, рассеяла и уничтожила до батальона пехоты [15, л. 101, 123, 250].

21 августа группа самолетов 859 БАП бомбила автоколонну и скопление танков в лесу в районе Советской, уничтожив и повредив 36 автомашин, 7 танков, зенитную батарею и 5 зенитных точек на автомашинах. В этот день экипажи полка вели исключительно напряженную боевую работу в районе Советской, Каново, Курская и Привольный. Метким бомбометанием экипажа лейтенанта Н. Н. Соколова было уничтожено или повреждено до 5 автомашин, один танк и зенитно-пулеметная установка. 23 августа звено Константина Чуевско-го - одного из лучших летчиков полка - бомбило скопление автомашин и танков противника в районе Советская, Привольный, Ага-Батырь, уничтожив 5 танков, 7 автомашин с войсками, рассеяв в округе до взвода пехоты [15, л. 55-85, 160-258].

Бок о бок с 859 БАП сражались экипажи 244 ближне-бомбардировочного авиационного полка, также имевшие на вооружении самолеты Бо-стон-3. Эскадрилья капитана Г. С. Попова с 18 по 24 августа совершила 77 боевых вылетов и, не имея потерь, уничтожила 9 танков, 149 автомашин и 14 цистерн с горючим. В этих вылетах отличились командир звена лейтенант Ф. П. Зем-сков и стрелок-бомбардир младший лейтенант Н. А. Чернуха [15, л. 154, 246, 43, 213].

Боевые действия бомбардировщиков 219 БАД прикрывал 926 ИАП, входивший непосредственно в состав этой дивизии. 22 августа в районе Моздока командир эскадрильи старший лейтенант Т. Т. Матвиенко заметил 4 истребителя противника, атаковавшие наши бомбардировщики, и вступил с ними в бой своим звеном. Три самолета противника Ме-109 сбили его ведомые, последний спасся бегством. 23 августа командир звена 926 ИАП младший лейтенант И. Ф. Филиппов вступил в воздушный бой с двумя Ме-109. Один был сбит, второй - подбитый - сел в расположении своих войск [15, л. 112, 150, 158].

27 августа 10 ЛаГГ-3, сопровождавшие Бо-стон-3 в район Галюгаевской, вступили в воздушный бой с шестеркой Ме-109 и одним Макки-200. В результате боя было сбито 2 Ме-109, третий Ме-109 на встречном курсе протаранил старший лейтенант Я. А. Александрович, сохранивший при этом свой самолет и благополучно севший на свой аэродром [19, л. 390-392].

Экипажи ночных бомбардировщиков 218 НБАД с 22 по 26 августа работали в том же районе. 588

НЛБАП уничтожал мотомеханизированные части противника в Ага-Батырь. 650 и 870 НЛБАП действовали вдоль дорог между населенными пунктами Советская, Привольный, Ага-Батырь, Дор-туй, Луковский, Моздок, Веселовское, Испиров. С началом боев за Моздок (23-25 августа) ночные бомбардировщики воздействовали по противнику на северных подступах к городу, уничтожая его наземные войска в районе Графский, Русский №2 и по дороге от Моздока до Галюгаевской. В ночь с 26 на 27 августа к экипажам 218 НБАД присоединились силы 50 авиационной дивизии дальнего действия. Их задачей было уничтожение противника в районе Ага-Батырь, Привольный, Каново, Лепелин, Дортуй [20, л. 60-71].

В ночь с 26 на 27 августа в районе Галюгаевской был сбит огнем артиллерии стрелок-бомбардир 650 НЛБАП младший лейтенант И. М. Дьячек. Этот полк также входил в состав 218 НБАД.

Штурмовые действия по наземным войскам противника на северных подступах к Моздоку вели части штурмовой и истребительной авиации. 23 августа, участвуя в штурмовке мото-мехколонны противника в районе Каново - Привольный, отличился пилот 84 «А» ИАП 216 ИАД младший лейтенант В. Н. Макутин. Он сделал 5 боевых вылетов на самолете И-153. При этом он брал на самолет максимальное количество боеприпасов. Несмотря на сильный зенитный огонь, он точно бил по целям, эффективно используя каждую бомбу и каждый снаряд [15, л. 110].

В середине августа 103 ШАП (216 ИАД) располагал всего 2-3 исправными машинами, летчики летали по очереди. 23 августа (в период боев за Моздок) в районе Веселовский (сев.-вост. окр. Моздока) пара штурмовиков Ил-2 этого полка в составе: ведущего - командира звена младшего лейтенанта М. И. Кузнецова и ведомого - пилота младшего лейтенанта Г. П. Коваленко под интенсивным огнем зенитной артиллерии произвела 4 атаки по замаскированным в лесу танкам и автомашинам и 3 атаки по зенитным батареям. В повторном вылете пара нанесла штурмовой удар по скоплению танков и автомашин противника в 2 км южнее совхоза имени К. Либкнехта и по дороге от Пиев на Русский (Курский р-н). По данным штаба 216 ИАД, пара уничтожила 10 машин и до 100 солдат и офицеров. Однако при возвращении на свой аэродром наши самолеты были атакованы четверкой Ме-109, но, несмотря на ранения и сильное повреждение самолетов, оба летчика приземлились на своей территории [15, л. 93, 100] в районе Моздока. Тем не менее, полк остался без исправных самолетов и вскоре был отправлен в тыл на кратковременный отдых и пополнение летчиками и авиатехникой.

24 августа, когда противник сходу пытался ворваться в Моздок и форсировать Терек, командованием 216 ИАД перед 84 «А» полком была поставлена задача: штурмовать мототанковые колонны противника и сорвать операцию. В итоге полк с поставленной задачей справился: произвел 52 штурмовки, уничтожил и повредил 9 танков, 14 автомашин, 8 зенитно-пулеметных точек.

Эффективность ударов авиации за 23-24 августа документально подтвердило командование 9 армии: «По далеко неполным данным, только за два дня авиация и наземные части на нашем участке фронта уничтожили 68 танков, 140 автомашин, несколько броневиков и более батальона пехоты».

Примером храбрости и отваги летчиков полка стал воздушный бой, произошедший 25 августа. Восемь экипажей И-153 84 «А» полка в сопровождении девяти истребителей И-16 88 ИАП при налете на вражеский аэродром Дортуй (на юге Ставропольского края) встретили в воздухе двадцать «мессершмиттов» Ме-109. В результате воздушного боя было уничтожено десять самолетов. На земле был сожжен один Ю-52. Свои потери составили два И-153 и один И-16.

В этом бою вновь отличился младший лейтенант В. Н. Макутин. При подходе к объекту штурмовки - аэродрому Дортуй - в 15 км от цели он был встречен огнем Ме-109, в результате чего получил два тяжелых ранения и значительное повреждение самолета. Превозмогая сильную боль, летчик продолжал выполнять поставленную задачу. Противник пытался добить самолет Макутина, но тот, отражая атаку, сбил Ме-109, нанес удар по аэродрому и, уходя от цели, снова был атакован истребителями врага, в результате чего самолет Макутина загорелся, а летчик выбросился на парашюте в полутора километрах от вражеского аэродрома. Невзирая на сильные боли, Макутин 18 километров пробирался ползком на свою территорию.

В том же бою, видя угрозу командиру полка майору Я. И. Антонову со стороны атакующих его Ме-109, пилот младший лейтенант Г. Н. Павлов, пренебрегая своей жизнью, принял неравный бой, отразил атаки и сбил один Ме-109 [22, л. 8186]. Однако самому майору Антонову в тот день вернуться с задания не удалось. Яков Иванович был участником советско-финской войны и был удостоен звания Героя Советского Союза в 1940 году. Несмотря на опеку со стороны ведомого, немцам все же удалось сбить самолет командира. Как следует из советских документов, Антонов пропал без вести, в то время как немецкий фотоснимок свидетельствует, что Антонов попал в плен. Дальнейшая судьба летчика точно не известна.

В списке безвозвратных потерь 84 «А» ИАП за август 1942 г., кроме майора Антонова Я. И., значатся: заместитель командира эскадрильи лейтенант Петраков Г. С., пилот младший лейтенант Литовченко Н. Д., командир звена лейтенант Кузьмин М. М., пилот младший лейтенант Кудря-шев А. И., командир эскадрильи старший лейтенант Егоров А. И. [10].

Группу самолетов из восьми И-16, выделенных от 88 ИАП, в бою 25 августа возглавлял капитан В. И. Максименко. Несмотря на численное и качественное превосходство противника, наши самолеты решительно вступили в бой. Шесть из десяти сбитых «мессершмиттов» и Ю-52, уничтоженный на аэродроме противника на земле, были

на счету 88 полка. Своих потерь группа не имела. Раненый в бою капитан Максименко благополучно довел и посадил самолет на своем аэродроме [22, л. 66-67].

Первую убедительную победу в воздушном бою под Моздоком одержал 862 ИАП 217 ИАД. 24 августа лейтенант В. И. Матыцин в 6-7 км севернее Моздока сбил немецкий Ме-109. После прикрытия бомбометания бомбардировщиков Бостон-3 пара Матыцина возвращалась на свой аэродром, но по пути ей встретились два Ме-109. Завязался бой. С первой атаки Матыцина один «мессершмитт» рухнул на землю. Пока шел этот бой, был сбит ведомый Матыцина, а второй Ме-109 пробил радиатор самолета лейтенанта. Сам Матыцин получил легкое осколочное ранение в ногу. Пришлось выходить из боя и совершить вынужденную посадку [15, л. 29].

За месяц полк потерял троих летчиков. 19 августа на самолете ЛаГГ-3 был сбит огнем зенитной артиллерии штурман полка лейтенант С. П. Слу-кин, упав на землю, сгорел вместе с самолетом. 21 августа погиб при столкновении самолетов в воздухе после возвращения с боевого задания на самолете ЛаГГ-3 командир звена старшина Г. М. Хоботов. Похоронен на территории Орджо-никидзевского края у МТС с. Балашов. 22 августа не вернулся с боевого задания пилот старшина Н. П. Барабанщиков [10].

В небе Ставрополья отличились летчики 45 ИАП (216 ИАД). Адъютант эскадрильи старший лейтенант Д. Б. Глинка (будущий дважды Герой Советского Союза) с 12 по 25 августа совершил 27 боевых вылетов на штурмовку, воздушную разведку, сопровождение штурмовиков и прикрытие аэродрома. За это время в составе группы он уничтожил 40 автомашин, до двух рот солдат и офицеров, вывел из строя до 100 автомашин противника, 17 августа в воздушном бою сбил Ме-109. Еще по одному «мессершмитту» в тот день сбили штурман полка капитан Д. И. Аленин и старший лейтенант И. Л. Шматко. Это были одни из лучших летчиков полка - мужественные, тактически грамотные, подготовленные к полетам в сложных метеоусловиях.

В ходе воздушных боев, штурмовок войск противника, сопровождения своих бомбардировщиков в небе Ставрополья отличились летчики 8 ИАП (217 ИАД): старший лейтенант И.М. Горбунов, сбивший со своим звеном Фокке-Вульф-189, старший сержант А.М. Шатов, удачно совершивший воздушный таран Хе-113. 28 августа в районе села Русского (на юге Ставропольского края) штурман полка майор Г.К. Гарбарец сбил Ме-109 и, будучи раненым, благополучно вернулся на свой аэродром Терская [15, л.51, 57, 162, 190].

16 августа в районе села Орловское Буден-новского района на самолетах Як-1 погибли в воздушном бою пилоты младший лейтенант В. Р. Шалабаев и старшина Н. С. Штукин. Они были похоронены в 10 км западнее села. 17 августа на самолетах Як-1 не вернулись с боевого задания командиры звеньев лейтенанты А. Ф. Калинин и Е. В. Колдыбаев [10].

За десять дней боевой работы в районе Моздока (с 13 по 24 августа) 8 ИАП было произведено 303 боевых вылета. Несмотря на то, что в это время полк действовал в основном по наземным целям, было сбито 12 самолетов. Свои потери составили пять самолетов и четыре летчика. 24 августа оставшиеся 9 самолетов были сданы в мастерские, а личный состав направлен в 6 ОУТАП.

Август 1942 г. по интенсивности боевых действий авиации 4 ВА стал одним из самых напряженных периодов битвы за Кавказ. Боевые вылеты бомбардировщиков распределялись следующим образом: 1446 - было совершено днем, 1643 - ночью. 2493 - на бомбардировку войск, 70 - мостов и переправ, 7 - по аэродромам противника, 519 - на разведку.

Потери противника в боевой технике и живой силе от действий частей 4 ВА за август 1942 года составили: танков - 280, грузовых автомашин -3142, легковых машин - 11, бронемашин - 10, автобусов - 25, мотоциклов - 8, тракторов - 2, автоцистерн - 109, зенитных орудий - 56, орудий полевой артиллерии - 23. Подобные потери части армии нанесли противнику лишь в июле и сентябре 1942 года. В дальнейшем такого успеха повторить не удалось. За август силами 4 ВА в воздушных боях было уничтожено 89 самолетов противника, в том числе: 72 Ме-109, 2 Ме-110, 4 Хе-113, 8 ФВ-189, 3 Ю-88, и еще 9 на земле [21, л. 296, 301, 304].

За август 1942 г. в 4 ВА погибло 119 человек летного состава, в том числе: командиров полков и их заместителей - 1, командиров эскадрилий и их заместителей - 12, летчиков и пилотов - 59 (6 в авиакатастрофах), штурманов эскадрилий - 3, летнабов - 13, стрелков-радистов - 18, воздушных стрелков - 13. Август стал одним из тяжелейших месяцев для авиации в ходе всей битвы за Кавказ. Больше погибших было лишь в сентябре 1942 года - 175 человек, когда сражения в предгорьях Кавказа достигли наивысшего напряжения. За август 1942 года 4 ВА потеряла в воздушных боях 59 самолетов, от огня зенитной артиллерии - 15. Не вернулось с боевых заданий 22 экипажа, уничтожено противником на земле -14 самолетов [21, л. 326-331, 316, 314].

Подводя итог, можно констатировать, что боевая работа советской авиации в небе Ставрополья в августе 1942 г. проходила в сложных условиях отхода своих наземных войск. Маршруты перебазирования большинства авиационных полков 4 ВА прошли через территорию Орджони-кидзевского края. За короткое время части сменили по 5-6 аэродромов. Несмотря на то, что авиация была почти полностью лишена прикрытия на земле со стороны наземных войск, эта работа была проделана без существенных потерь и происшествий.

Бомбардировочная и штурмовая авиация вели боевую работу в районе Ворошиловска, Невин-номысска, Георгиевска, Кавказских Минеральных вод, Моздока, над территорией Карачаевской и Черкесской областей, Советского, Курского и других районов края. Объектами авиационных ударов были крупные скопления войск, мотомеханизированные колонны на марше, склады с горючим, железнодорожные узлы и станции, вражеские аэродромы и другие объекты. Бесстрашно сражались в воздушных боях подразделения и экипажи истребителей. В августе 1942 г. в небе Ставрополья летчиками было совершено три воздушных тарана. За один из них, совершенный над городом Георгиевском, капитан В. М. Усков был удостоен звания Героя Советского Союза. Пополняли счет своих побед будущие Герои Советского Союза Д. Б. Глинка, В. А. Князев, П. Г Колесников, Е. Д. Никулина, З. И. Парфенова, М. В. Смирнова, М. П. Чечнева и другие асы. Части 4 ВА потеряли 110 самолетов (от всех видов оружия), при этом своими силами наша авиация уничтожила 98 самолетов противника. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что характер боевой работы советской авиации существенным образом отличался от того как действовали наземные войска Красной армии. Эта борьба на равных с превосходящими силами противника не могла коренным образом изменить ход событий на земле, но она стала прологом к завоеванию советской авиацией господства в воздухе, которое стало неоспоримым в воздушных боях на Кубани.

Источники и литература

1. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945: Краткая история. 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениз-дат, 1984. 560 с.

2. Вершинин К. А. Четвертая воздушная. М.: Воениздат, 1975. 374 с.

3. Гречко А. А. Битва за Кавказ. М.: Воениздат, 1967. 424 с.

4. Дзадзиева Е. А. Мемориальное пространство Великой Отечественной войны как источник исторической памяти: 4-ая Воздушная армия // Известия СОИГСИ. 2017. №25 (64). С.100-113.

5. Карпович В. П. На «Ишаках» и «Мигах»! 16-й гвардейский в начале войны. М.: Яуза, Эксмо, 2007. 448 с.

6. Кашин В. А., Киселев И. В. Советская авиация на завершающем этапе битвы за Кавказ (сентябрь - октябрь 1943 г.) // Битва за Кавказ (1942-1943): Время. События. Люди: сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня освобождения Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны / ред. С. С. Зенгин, К. Б. Пуликовский, Р. З. Близняк [и др.]. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2017. С. 81-86.

7. Кушнерёв В. В. Советская авиация в обороне Кавказа (1942 год) // Культурная жизнь Юга России. 2013. №2 (49). С. 48-50.

8. Магид А. С. Гвардейский Таманский авиационный полк. М.: ДОСААФ, 1960. 288 с.

9. Матиев Т. Х. Роль авиации в Малгобекской оборонительной операции (сентябрь - октябрь 1942 г.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. Международные отношения. 2016. Т.21. № . С. 70-77.

10. ОБД Мемориал URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51171588& (Дата обращения 21.03.2019).

11. Покрышкин А. И. Небо войны. М.: Воениздат, 1966. 448 с.

12. Российский государственный военный архив. Ф. 500. Оп. 4. Д. 364.

13. Ставропольский край в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / под ред. С. И. Линца, А. А. Аникеева, Г. И. Кольги. Ставрополь - Пятигорск: Пятигорский гос. ун-т, 2018. 498 с.

14. Тике В. Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943 гг. URL: https://e-libra.ru/read/199784-marsh-na-kavkaz-bitva-za-neft-1942-1943-gg.html (Дата обращения 21.03.2019).

15. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО). Ф. 33. Оп. 682524. Д. 616.

16. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Д. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682527. Д.1.

18. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 22.

19. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 57.

20. ЦАМО, Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0017.

21. ЦАМО. Ф. 319. Оп. 0004798. Д. 0053.

22. ЦАМО. Ф. 319. Оп. 0004820. Д. 0046.

23. ЦАМО. Ф. 20156. Оп. 1. Д. 2.

24. ЦАМО. Ф. 22962, Оп. 0010011с., Д. 0008.

25. Януш С. В. Войсковые операции Советской армии в битве за Кавказ (1942-1943 гг.). Ставрополь: Книжное издательство, 2005. 576 с.

References

1. Velikaya Otechestvennaya voina Sovetskogo Soyuza 1941-1945: Kratkaya istoriya (The Great Patriotic War of the Soviet Union 1941-1945: a Brief History). Moscow: Voenizdat, 1984. 560 p. (In Russian)

2. Vershinin K. A. Chetvertaya vozdushnaya (The Fourth Air Army). Moscow: Voenizdat. 1975. 374 p. (In Russian)

3. Grechko A. A. Bitva za Kavkaz (The Battle for the Caucasus). Moscow: Voenizdat. 1967. 424 p. (In Russian)

4. Dzadzieva E. A. Memorialnoe prostranstvo Velikoi Otechestvennoi voini kak istochnik istoricheskoi pamyati: 4 Vozdushnaya armiya (Memorial Space of the Great Patriotic War as a Source of Historical Memory: 4th Air Army) // Izvestiya SOIGSI. 2017. No 25 (64). P.100-113. (In Russian)

5. Karpovich V. P. Na «Ishakah» i «Migah» 16 gvardeiskii v nachale voini (On the "Donkeys" and "Mig" 16th Guards at the Beginning of the War). Moscow: Yauza, Eksmo. 2007. 448 p. (In Russian)

6. Kashin V. A., Kiselev I. V. Sovetskaya aviaciya na zavershayuschem etape bitvi za Kavkaz (sentyabr - oktyabr 1943 g.) (Soviet Aviation at the Final Stage of the Battle for the Caucasus (September - October 1943)) // Bitva za Kavkaza (19421943): Vremya. Sobitiya. Lyudi: sbornik materialov nauchno-prakticheskoi konferencii, posvyaschennoi 75-letiyu so dnya osvobojdeniya Severnogo Kavkaza ot nemecko-fashistskih zahvatchikov v godi Velikoi Otechestvennoi voini. Krasnodar: Krasnodar state cultural institute, 2017. P.81-86. (In Russian)

7. Kushnerev V. V. Sovetskaya aviaciya v oborone Kavkaza (1942 god) (Soviet Aviation in the Defense of the Caucasus (1942)) // Kulturnaya jizn Yuga Rossii. 2013. No (49). P. 48-50. (In Russian)

8. Magid A. S. Gvardeiskii Tamanskii aviacionnii polk (Guards Taman Aviation Regiment). Moscow: DOSAAF. 1960. 288 p. (In Russian)

9. Matiev T. H. Rol aviacii v Malgobekskoi oboronitelnoi operacii (sentyabr - oktyabr 1942 g.) (The Role of Aviation in the Malgobek Defensive Operation (September- October 1942) // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Mejdunarodnie otnosheniya. 2016. Vol. 21. No. 3. P. 70-77.

10. Obedinennaya baza dannih «Memorial» ("Memorial" Combined Database). URL: https://obd-memorial.ru/html/info. htm?id=51171588& (Accessed: 21.03.2019). (In Russian)

11. Pokrishkin A. I. Nebo voini (The Sky of the War). Moscow: Voenizdat, 1966. 448 p. (In Russian)

12. Russian State Military Archive. F. 500. Inv. 4. D. 364. (In Russian)

13. Stavropolskii krai v period Velikoi Otechestvennoi voini (1941-1945) (Stavropol Krai during the Great Patriotic War (1941-1945). Stavropol - Pyatigorsk: Pyatigorskii gosudarstvennii universitet. 2018. 498 p. (In Russian)

14. Tike V. Marsh na Kavkaz. Bitva za neft. 1942-1943 (March to the Caucasus. Battle for Oil. 1942-1943). Moscow: Eksmo. 2005. 448 p. (In Russian)

15. Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation (CAMD). F. 33. Inv. 682524. D. 616. (In Russian)

16. CAMD. F. 33. Inv. 682525. D. 13. (In Russian)

17. CAMD. F. 33. Inv. 682527. D.1. (In Russian)

18. CAMD. F. 33. Inv. 793756. D. 22. (In Russian)

19. CAMD. F. 33. Inv. 793756. D. 57. (In Russian)

20. CAMD. F. 319. Inv. 0004798. D. 0017. (In Russian)

21. CAMD. F. 319. Inv. 0004798. D. 0053. (In Russian)

22. CAMD. F. 319. Inv. 0004820. D. 0046. (In Russian)

23. CAMD. F. 20156. Inv. 1. D. 2. (In Russian)

24. CAMD. F. 22962. Inv. 0010011с. D. 0008. (In Russian)

25. Yanush S. V. Voiskovie operacii Sovetskoi armii v bitve za Kavkaz (1942-1943) (Military Operations of the Soviet Army in the Battle for the Caucasus. 1942-1943). Stavropol: Knijnoe izdatelstvo. 2005. 576 p. (In Russian)

Сведения об авторе

Карташев Андрей Владимирович - доктор исторических наук, руководитель центра изучения истории медицины и общественного здоровья, профессор кафедры общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинской информатики Ставропольского государственного медицинского университета (Ставрополь) / andreyy_ kartashev@rambler.ru

Information about the author

Kartashev Andrey - Dr. of Historical Sciences, Dr. of Medical Sciences, Head of Center for the Study of History of Medicine and Public Health, Professor of Chair of Public Health, Health Service Organization and Medical Informatics at Stavropol State Medical University (Stavropol) / andreyy_ kartashev@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.