Анализ психологического содержания профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (операторов РС-бан-кинга АБС) и экспериментальное исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют сделать следующие выводы:
1. Особенности перцептивной составляющей обусловлены операционально-исполнительным составом профессиональной деятельности операторов.
2. Элементы автоматизированной информационной системы, используемые в деятельности оператором, такие, как получение, преобразование информации и др., оказывают влияние на исследуемые параметры перцептивной составляющей профессиональной деятельности.
3. Измеряемые параметры перцептивной составляющей операторов РС-банкингаАБС имеют тенденцию в сторону увеличения скорости обнаружения и точности идентификации зрительных стимулов, объема зрительного восприятия с профессиональным опытом.
4. В результате экспериментального исследования успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью операторов РС-банкинга и удовлетворенности пользователями эксплуатируемой АБС установлено, что успешные операторы удовлетворены профессиональной деятельностью и функционирующей системой, также у них выявлены высокие результаты измеряемых параметров. Степень удовлетворенности пользователями АБС выражена менее чем у половины операторов. В большинстве случаев это связано с разного рода недоработками эксплуатируемой системы.
Решение практических задач исследования, заключающееся в разработке и внедрении психодиагностического аппарата (оценки перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем), предназначенного для профотбора, профподготовки и проектирования деятельности, удалось. Представленная программа оценки имеет одностороннюю направленность и требует расширения методического арсенала, но использование программы психодиагностических процедур и консультирова-
ние персонала в банковской сфере возможны.
Результаты изучения перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют дополнить и конкретизировать психологические аспекты содержания профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных система, а именно операторов РС-банкинга АБС, с перспективой реализации полученных сведений в работе по решению задач профессионального подбора, отбора, обучения, консультирования и аттестации.
Библиографический список
1. Барабанщиков В Л.. Восприятие и событие. СПб.: Алатея, 2002. -512с
2. Бодров В. А, Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.
3. Голлков Ю. Я., Костин А. П. Психология автоматизации управления техникой. - М.; Институт психологии РАН, 1996. -160 с. -БВЫ 5-484-1046-61.
4. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Основы инженерной психологии. Екатеринбург: Деловая книга. 2002. - 576 с.
5. Киселева И. А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. - М.: УРСС, 2002. С. 135- 138.
6. Кроль В. М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель // Вопросы психологии. № 6, 1998.-С. 45-56.
7. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 588 с.
8. Шиффман Х.-Р. Ощущение и восприятие / Пер. с англ. 3. Замчук. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - С. 900-907
ГОПКАЛО Екатерина Александровна, аспирантка Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева.
Дата поступления статьи в редакцию: 27.09.2006 г. © Гопкало Е.А.
Книжная полка
Николенко Л.В. Лексиология и фразеология современного русского языка. Учебное пособие. - М.: Академия, 2005.- 143 с.
Учебное пособие содержит материалы по лексикологии и фразеологии современного русского языка, в качестве иллюстративного материала к ним используются тексты из произведений художественной литературы. Каждая из тем пособия сопровождается контрольными вопросами и заданиями, которые могут быть использованы как в качестве практического задания на семинаре, так и для самостоятельной работы дома.
Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. Может быть также рекомендовано преподавателям и аспирантам высших учебных заведений гуманитарного профиля.