Научная статья на тему 'Модульный принцип построения психологической подготовки студентов на базе компетентностного подхода'

Модульный принцип построения психологической подготовки студентов на базе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МОДУЛЬНОЕУ / ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульный принцип построения психологической подготовки студентов на базе компетентностного подхода»

УДК 159.9:037.015.3+159.9:658.013

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова

На межфакультетской кафедре психологии преподаватели обеспечивают психологическую подготовку студентов, обучающихся на 10 факультетах (экономический, юридический, филологический, исторический и др.). Всего за один учебный год осваивают основные курсы, спецкурсы и дисциплины по выбору более 1500 студентов.

Предлагаемая статья посвящена проблеме модульного и проектного обучения студентов психологии на базе компетентностного подхода. В статье приводится научно-методическое обеспечение

трех психологических дисциплин:

1) основной курс «Психология»;

2) спецкурс «Научная организация самостоятельной работы студентов в вузе»;

3) курс по выбору «Инженерная психология и эргономика».

Нами будут использоваться основные понятия: модуль, модульное обучение, проектное обучение, компетентность, компетенции.

Модуль - это 2 - 3 автономных, завершенных, целостных курса (разделов) с определенной отчетностью по их окончанию (зачет, экзамен). Модульный принцип построения психологической подготовки студентов в вузе позволяет обеспечивать систематичность, последовательность, доступность и логику в познании психологических дисциплин, а также более продуктивное психологическое сопровождение развития профессиональной субъектно-сти будущих специалистов.

Такое построение структуры учебных курсов с тесными межпредметными связями дает возможность использовать различные методики и техники обучения, психологические тренинги, результаты всестороннего, глубинного психологического обследования личности в учебной и научной деятельности.

Как отмечает в своей работе Е. В. Чуб: «... Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемые самостоятельно или почти самостоятельно работают со специально разработанной программой (модулем). Работа осуществляется в течение заданного педагогом времени, с учетом индивидуального темпа каждого из обучаемых» [5, с. 23].

Модуль («фундаментальный узел») включает в себя три составляющих:

1) основное содержание (учебная информация, справочный материал), разделенное на определенные логические составляющие, и дифференцированные в соответствии с рекомендациями;

2) организационно-методические рекомендации (указания) по эффективному овладению учебного методического материала (УММ) модуля;

3) контрольно-диагностические процедуры, позволяющие контролировать качество обучения.

На примере химического факультета рассмотрим один из разработанных нами «фундаментальных узлов» - модулей.

Он включает три автономных учебных дисциплины: «Научная организация самостоятельной работы студентов в вузе» (1-й курс обучения); «Психология» (11-й курс обучения); «Инженерная психология и эргономика» (111-й курс обучения).

Программа курса «Научная организация умственного труда» разработана для студентов 1 курса химического факультета по специальности «Химия», шифр 020101.

Учебный курс рассматривается как факультативная дисциплина, освоение которой позволяет повысить уровень учебной компетенции, их психологической культуры, что способствует повышению успешности учебного труда студентов и высокому качеству будущей профессиональной деятельности специалиста.

Структура курса включает основные разделы: умственная работоспособность и её составляющие; гигиена умственного труда; психотехнология интенсивного чтения; смысловая обработка текстов; совершенствование культуры письменной речи; приемы письменной переработки информации; культура речи.

Основные цели и задачи курса: обучение студентов приемам организации умственного труда в соответствии с научными основами дидактики, психологии и физиологии человека, с системой образования в средней школе и с учетом правил гигиены умственного труда и отдыха школьников. Такое обучение выполняет ряд функций: информационную, воспитательную, методологическую и др. Важнейшей функцией обучения является развивающая функция. К познавательным психическим процессам, обеспечивающим усвоение знаний, относятся: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение и представление. Интенсификация чтения учебных и научных текстов рассматривается как психолого-педагогическая система, включающая психологический практикум для совершенствования читательской деятельности и повышение уровня информационной культуры, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательных психических процессов, развитию личности в целом.

Курс НОУТ рассчитан на 12 часов лекционных занятий и систематическую самостоятельную работу студентов для приобретения навыков интенсивного чтения, развития познавательных процессов, овладения приемами организации умственного труда и для повышения уровня информационной культуры.

Учебная дисциплина НОУТ (1 часть модуля) имеет научно-методическое обеспечение. Студенты имеют возможность использовать для организации самостоятельной работы разработанные авторами учебно-методические материалы как в полиграфическом, так и в электронном издании. [2]

Дисциплина «Психология» (2 часть) предназначена для ознакомления студентов химического фа-

культета с основами психологии человека, а также для развития профессионально важных психологических качеств будущего специалиста, педагога: коммуникативность, ассертивность, флексибиль-ность, толерантность, эмпатия, психологическая культура, культура языка и др.

При обучении студентов используется системный подход, инновации, интерактивные методы, современные технические средства обучения, элементы новейшей информационной технологии (НИТ) [3, 4].

Цель дисциплины: развитие психологической культуры будущего специалиста с использованием системного и личностно-ориентированного ПОДХОДОВ.

Задачи:

- овладеть понятийным аппаратом, описывающим перцептивную, познавательную, эмоцио-нально-волевую, мотивационно-потребностную и регуляторную сферы личности, проблемы мышления и речи, общения, поведения и деятельности, способностей и саморазвития;

- способствовать формированию у студентов целостного представления о психологических особенностях человека как фактора успешности его деятельности;

- развить умение самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей;

- создать у обучающихся мотивацию к овладению психологическими знаниями не только в рамках курса, но и самостоятельной организации своего психологического образования;

- научить студента использовать теоретические знания при решении практических задач, а также трансформировать знания, полученные при изучении психологии, на другие области естественно-научных знаний;

- наметить «зону ближайшего развития» личности студента, используя метод «воздвижения лесов», а также данные психодиагностических исследований в ходе выполнения лабораторных работ, данные самонаблюдения и результаты творческой деятельности студентов в учебном семестре.

Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста. Дисциплина «Психология» необходима студентам для повышения уровня социальной и профессиональной адаптации к успешной педагогической деятельности, для повышения психологической культуры и компетентности будущего специалиста.

Полученные психологические знания и развитые компоненты психологической культуры позволят выпускнику вуза успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать общими и специальными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Структура учебной дисциплины. Структурно дисциплина «Психология» включает следующие основные разделы психической деятельности личности, функции психики, индивидуально-психоло-гические особенности личности, а также психические процессы: восприятие, эмоции, чувства, ощу-

щения, мышление, представление, воображение, память, внимание, речь, социально-психологиче-ские закономерности общения в малых группах.

Особенности изучения учебной дисциплины. Системный подход к изучению психических явлений предполагает их рассмотрение как развивающихся систем с выделением структуры (состава, элементов и связей между ними), а также законов преобразования и развития системы в целом. Вот почему при изучении дисциплины используются словесно-логические, фрактальные схемы, схемы логической регрессии, анимация, презентация с применением мультимедийных систем проецирования на экран для увеличения наглядности. Эго способствует развитию словесно-логического мышления и долговременной памяти обучающихся.

Формы организации учебного процесса по данной дисциплине. При обучении психологии больший акцент делается на личностно-ориентиро-ванный подход, а не когнитивный (на уровне понятийном, с использованием «знаниевой» парадигмы).

В учебном процессе прохождения курса планируется проведение деловых, ролевых игр, анализ конкретных ситуаций, «мозговой штурм» и использование других интерактивных методов обучения.

Изложение основных теоретических понятий и подходов проводится на проблемных лекциях с использованием НИТ и современных технических средств: мультимедийный видеопроектор, экран, видеомагнитофон с видеокассетами, аудиомагнитофон с фонотекой, «документ-камера» - VZ-5F, овер-хед-проектор и другие световые системы для отображения на экран всевозможных объектов (прозрачных, непрозрачных, объемных) учебнометодического материала.

Наряду с проблемными лекциями используется и такая форма организации учебного процесса: миниконференции с выступлениями студентов с реферативными обзорами и сообщениями; семинары-дискуссии, «мозговые штурмы» (брейншторминг); занятия с использованием компьютерной психодиагностики.

При изучении дисциплины используются следующие виды самостоятельной работы: индивидуальная, парная, групповая (обучение в малых группах, 5-6 человек, по принципу обучения в сотрудничестве - cooperative learning), миниконференции, коллективные обсуждения, мозговой штурм.

Для организации обучения используются следующие факторы и предпосылки:

1. Отбор и организация учебного материала в соответствии с целями и задачами курса (см. разделы Госстандарта по дисциплине «Психология») на основе НИТ.

2. Структурирование курса, его методическая и технологическая организация (гипертекстовые технологии).

3. Четкое планирование малых групп для обучения в сотрудничестве в рамках трех студенческих академических коллективов (ролевые, деловые игры, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, специальные семинары, конференции, коллективное обсуждение и др.). Организация текущего, рубежно-

|| Вестник КемГУ

го и окончательного контроля, систематической отчетности руководителей малых групп.

4. Организация систематических конференций с лектором.

5. Установление и умелое поддержание положительного эмоционального фона в группе, на потоке и у каждого студента в отдельности.

Обучение психологии решает следующие задачи:

1. Усиление активной роли студентов в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе направлений, форм и темпов обучения при освоении предмета психологии.

2. Увеличение объема доступной информации, доступ к ней при условии размещения учебного материала на электронных носителях.

3. Получение возможности общения студентов с преподавателем, со студентами, консультирования у специалистов.

4. Увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных программ, современных ТСО.

5. Значительные комфортные условия для творческого самовыражения студентов, возможность демонстрации своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений.

6. Использование новейших информационных технологий, переход от информационной ориентации к интерактивным формам обучения приводит к оперативности, продуктивности, насыщенности, напряженности информационного поля, к возможности быстрой эффективной творческой самореализации студентов.

Реализация такой рабочей программы дисциплины окажет существенное влияние на психологические и мировоззренческие качества личности студентов. Использование интерактивности дает возможность совершения действий, требующих ловкости и смекалки, развития интуиции и логического мышления. Студенту-пользователю отведена в учебном процессе роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов, особенно при использовании не только программированных, линейных обучающих программ, но и адаптивно-обучающих. Эго дополнит средства и возможности эвристических технологий обучения и позволит снять многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией студентов.

Требования к уровню освоения данной дисциплины. Студент должен иметь представление:

о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук;

об основных функциях психики; о роли сознательного и бессознательного в регуляции поведения и деятельности.

Студент должен знать:

основные категории и понятия психологической науки;

ориентироваться в современных проблемах психологической науки;

основы социальной психологии, психологии малых групп, межличностных отношений, процессы групповой динамики.

Студент должен уметь:

самостоятельно работать с научной психологической литературой;

составлять психологическую карту (характеристику) личности по результатам психодиагностического исследования;

применять психологические знания в будущей профессиональной деятельности;

составлять тезисы и реферативные обзоры по источникам;

выступать с докладами и сообщениями на конференциях.

Студент должен владеть навыками:

- подготовки научных докладов для сообщения;

- общей, профессиональной, информационной и психологической культуры общения, а также методами эффективного взаимодействия с людьми с целью создания благоприятного социальнопсихологического климата;

- принимать решения в ситуации неопределенности и дефицита внимания.

Результатом изучения курса должно стать: знание основных категорий и понятий психологии человека;

свободное владение материалом; умение проводить психодиагностическое обследование свойств личности, используя компьютерную психодиагностику;

умение применять на практике в общении полученные психологические знания;

сформированные компоненты психологической культуры личности:

1) культура педагогического влияния;

2) убеждение педагога;

3) культура переживаний;

4) рефлексивный компонент психологической культуры;

5) представление будущего преподавателя, специалиста в области химии о самом себе.

Объем и сроки изучения дисциплины. Дисциплина «Психология» изучается на 2 курсе в течение 4-го семестра, всего - 92 часа, из них лекции - 17 часов, практические занятия - 29 часов, самостоятельная работа - 46 часов, по окончании изучения дисциплины проводится зачет.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности:

текущий - посредством составления ответов на контрольные опросы в конце каждой темы;

промежуточный - рубежная аттестация посредством выполнения заданий различной сложности по разделам дисциплины;

итоговый - посредством сдачи зачета.

При этом качество итоговой аттестации существенным образом зависит от качества текущего и промежуточного контроля.

Критерии оценки знаний студентов:

1. Зачетная оценка по дисциплине «Психология» зависит от суммы баллов, полученных студентами во время учебных занятий.

2. Максимальное число баллов по результатам выполненной работы представлены в табл. 1.

Таблица 1 Критерии оценки знаний студентов

Наименование работ К-во балов

Участие в научно - исследовательской работе кафедры (в секции «прикладная психология») 25

Подготовка научной статьи в соавторстве с преподавателем 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составление реферативного обзора по определенной тематике 10

Составление аннотированных отчетов по определенной тематике 10

Подготовка тезисов к докладу на конференции 8

Публикация тезисов в сборниках научных трудов 15

Выступление с сообщением на научно-практической конференции 10

Успешное участие в ролевых играх по развитию личностных качеств 10

Конспект лекций (полного курса) 8

Посещение лекций и семинарских занятий (за одно занятие) 2

Подготовка тестов для рейтингового контроля по определенной теме 5

Подготовка учебно-методического материала для методических пособий и рекомендаций совместно с преподавателем 10

Разработка программ для компьютерного обеспечения учебных занятий и психодиагностического обследования (1 программа) 10

Составление психологической карты (характеристики личности) с использованием компьютерной психодиагностики 15

Выступление на семинаре 5

Развернутое оппонирование по теоретическим сообщениям, рефератам, докладам 10

3. Ограничения:

- на последнем семинарском занятии конспекты, тексты отчетов, рефератов и т. д. не принимаются;

- суммарное количество баллов за конспекты не должно превышать 30 % итоговой суммы;

- суммарное количество баллов за рефераты, аннотированные отчеты не должно превышать 40 % итоговой суммы

4. Повышение и снижение зачетной оценки:

- за особенно высокое качество работы оценка может быть повышена на величину до 20 % от максимальной;

- за нарушение сроков предоставления работ оценка снижается на 10 % в неделю;

- неподготовленность к семинарскому занятию оценивается минусовой оценкой по пятибалльной шкале;

- нарушение правил подготовки рефератов, докладов или конспектов штрафуется минусовым баллом (в пределах оценки за эти виды работ);

- пропуск семинарских занятий свыше одного за семестр штрафуется минусовым баллом, начиная с одного балла и с повышением в каждом случае на один балл, т.е. в первый раз - 0, во второй - 1, третий - 2 и т. д.

5. Вес накопленного «багажа» баллов на зачете за семестр.

Набранная сумма Итоговая оценка

баллов: на зачете:

более 80 зачтено

менее 79 не зачтено.

Студенты, набравшие выше 80 баллов по итогам работы, зачет не сдают.

Студенты, набравшие менее 79 баллов, получают зачет при собеседовании с преподавателем по курсу.

На межфакультетской кафедре психологии КемГУ разработан авторский спецкурс «Инженерная психология и эргономика» для студентов III курса химического, математического, физического факультетов госуниверситета * [1].

В основу было положено: чтение лекций и проведение практических занятий автором по психологии познавательной деятельности, психологии перцептивных действий в рамках учебных курсов «Психология человека», «Научная организация умственного труда», «Библиопсихология»; автором по психотехнологии развития памяти, внимания, мышления, воображения, психотехники интенсификации чтения текстов.

При построении спецкурса учитывались требования Государственного образовательного стандарта по специальностям: «Химия» - 020101, (бакалавр по направлению «Химия» - 020100); «Физика» -010701 (бакалавр по направлению «Физика» -510400); «Математика» - 010101 (бакалавр по направлению «Математика»).

Инженерная психология, как отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и аппаратами, машинами и приборами для контроля и измерения, необходима будущим специалистам химической промышленности.

Такая система теоретических и прикладных занятий позволит студентам исследовательского направления развивать профессионально значимые качества личности химика и физика-исследователя.

Курс инженерной психологии предполагает ознакомление студентов с процессами восприятия и переработки оперативной информации, с вопросами принятия решений в условиях ограниченного времени и рассмотрения основных проблем:

* Инновационный проект выполнен по Госконтракту с АКО (Региональный научный заказ) и при поддержке гранта РФФИ №04-06-85080-г.

|| Вестник КемГУ

1) анализа задач человека в системах управления контрольно-измерительными приборами, компьютерными установками;

2) исследования совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними;

3) анализа психологической структуры деятельности оператора. Оператор - человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметами труда, аппаратами, машинами и внешней средой, через посредство информационной модели и органов управления;

4) исследования факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов;

5) исследования процессов приема человеком информации и изучения сенсорного «входа» человека;

6) анализа процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений;

7) исследования процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»;

8) разработки методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля;

9) анализа и оптимизации процессов обучения операторов.

В курсе «Инженерная психология и эргономика» студентам предлагаются основные задачи одной из прикладных психологических дисциплин: выявление психологических факторов надежности и эффективности систем «человек - машина», исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств. Решение этих задач обеспечивается экспериментальными исследованиями: механизмов восприятия, внимания, мышления, памяти человека в процессе переработки информации; структуры регуляционных исполнительных компонентов этой деятельности; динамики работоспособности человека-оператора; структуры и механизмов групповой деятельности.

Инженерная психология имеет предмет - получение, хранение и переработка информации во всех звеньях взаимодействующей системы «группа (команда) - человек - техника». Эргономика изучает функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляет возможности и закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих развитию способностей работника. Эта наука использует данные технических наук, психологии, физиологии, социологии, антропометрии, гигиены труда, технической эстетики. Эргономика комплексно изучает систему «человек - группа - машина - среда» с целью оптимизации организации, оздоровления и повышения производительности труда. Эта область знания лежит в основе гуманизации техники и НОТ.

Основная цель курса - помочь студентам:

- ознакомиться с основными направлениями развития отечественной и зарубежной инженерной психологии;

- сформировать умения и навыки принятия конкретных практических решений по проектированию или усовершенствованию технических устройств, решений по методам эксплуатации техники ввода информации и инженерно-психологической оценки технических средств;

- приобрести практические навыки использования основных инженерно-психологических принципов при анализе общих закономерностей деятельности человека в системе управления техникой.

Рабочая программа спецкурса как основа методического обеспечения является в учебнометодическом комплексе одним из основных оформленных результатов проектирования. Она представляет информацию об учебном курсе в кон-кретированном виде и выполняет ряд функций: целевую, информационную, прогностическую, оценочную, организационно-методическую, библиографическую и контрольно-диагностическую.

Представляем один из важных компонентов рабочей программы - краткое содержание программы как «визитную карточку» спецкурса для студентов -будущих специалистов.

В содержание курса вложены вопросы:

1) предмет, объект, цели и задачи курса. Методы инженерной психологии и эргономики;

2) деятельность оперативного персонала в системах «человек - техника»;

3) информационное взаимодействие человека и техники;

4) инженерно-психологическое проектирование технических средств деятельности и деятельности операторов;

5) надежность, эффективность и безопасность систем «человек - техника»;

6) профессиональная подготовка операторов;

7) профессиональная задача;

8) перцептивный мир специалиста;

9) субъект и время;

10) организация труда операторов;

11) инженерно-психологическая оценка систем «человек -техника»;

12) отраслевые аспекты и перспективные проблемы инженерной психологии и эргономики.

В спецкурсе рассматриваются также вопросы, относящиеся к искусственному интеллекту: концептуальные основы искусственного интеллекта, логики в искусственном интеллекте, формирование решений в интеллектуальной среде, интеллектуальное принятие решений, распознавание образов, модели возникновения и приобретения знаний, интеллектуальные робототехнические системы модели восприятия информации в искусственном интеллекте, модели виртуальных миров.

В настоящее время инновационный проект по созданию курса «Инженерная психология и эргономика» планируется реализовать на химическом факультете КемГУ через включение спецкурса в учебный процесс.

В следующем году такой предмет будет включен в рамки учебного процесса на физическом и математическом факультетах университета.

Содержание курса «Инженерная психология и эргономика»

1. Введение. Человек и техника. Основной объект исследования - система «человек - машина

- среда». Психологические науки о труде и человеческих факторах: психология труда, инженерная психология, эргономика.

2. Инженерная психология и эргономика: предмет, задачи, история развития науки. Многообразие систем «человек - техника». Методы инженерной психологии: изучение технической документации: опрос, беседа, интервью, анкетирование, наблюдение; полунатурный, лабораторный и натурный, мыслительный и естественный эксперименты; экспертиза, расчетные методы, имитационное моделирование.

3. Деятельность оперативного персонала в системах «человек - техника». Теоретический анализ деятельности профессионала. Специфика труда операторов. Методика построения модели трудового действия. Пространственно-временные, технологические, логические и алгоритмические структуры деятельности.

4. Информационное взаимодействие человека и техники. Особенности приема, хранения, переработки информации, принятия решений, управляющих действий человека-оператора: оперативные пороги, единица информации и деятельности, емкость оперативной памяти и пропускная способность, оперативное мышление, оперативная сенсомоторика.

5. Инженерно-психологическое проектирование технических средств деятельности. Средства отображения информации, органы управления, информационные модели, панели, пульты управления, рабочие места операторов; инженернопсихологические требования к средствам деятельности.

6. Инженерно-психологическое проектирование деятельности операторов. Алгоритмизация действий и взаимодействий операторов. Проектирование индивидуальной и групповой деятельности операторов. Профессиональная среда операторов. Моделирование решения задач командой.

7. Надежность, эффективность и безопасность систем «человек - техника». Концепция ошибки человека. Классификация ошибок. Ошибка и опыт. Безошибочность и своевременное действие операторов. Отказы техники. Инженернопсихологическая экспертиза происшествий, аварий и катастроф.

8. Профессиональная подготовка операторов. Тренажеры для систем «человек - техника». Противоаварийные и реабилитационные тренировки. Продольные и поперечные структуры профессионального опыта. Профессионально важные качества человека как оператора. Профориентация и профотбор операторов.

9. Профессиональная задача. Простые и сложные задачи в профессиональной деятельности. Мышление профессионала. Визуальное и прибор-

ное ориентирование. Принятие решения как «горячий когнитивный процесс». Моделирование принятия решений.

10. Перцептивный мир специалиста. Оперативные единицы восприятия. Информационная и концептуальная модели и понятие «перцептивный мир». Перцептивный мир, действие и структура опыта.

11. Субъект и время. Время как понятие психологии. Время в анализе трудового процесса. Структуры опыта модели временных объектов. Временные операции, упорядочение и синхронизация. Сфера настоящего. Временные синтезы. Подготовка, разбор и исполнение процесса.

12. Организация труда оператора. Инженерно-психологические аспекты охраны труда. Контроль состояний оператора. Анализ результата работы технических систем и деятельности оперативного персонала систем «человек - техника».

13. Инженерно-психологическая оценка систем «человек - техника». Оценка соответствия техники инженерно-психологическим требованиям. Оценка загруженности операторов. Экономическая оценка систем «человек - техника». Оценка профессионально важных качеств, квалификации и организации труда операторов.

14. Обзорная лекция на тему «Отраслевые аспекты и перспективные проблемы инженерной психологии». Инженерная психология в химической промышленности, на транспорте, в энергетике и других отраслях производства, а также научно -исследовательских лабораторных экспериментальных условиях. Инженерно-психологиче-ские аспекты экологии.

Выводы

1. Применение личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий позволяет наиболее продуктивно организовывать психологическое сопровождение развития профессиональной субъектности будущих специалистов.

2. Модульный принцип построения психологической подготовки студентов в вузе, а также применение творческих проектов для решения студентами психологических проблем, интерактивное взаимодействие преподавателей со студентами активизируют деятельность обучающихся и способствуют повышению качества обучения психологии.

3. К основным психологическим принципам организации взаимодействия преподавателя со студентами на базе модульного обучения и компетентно-стного подхода относятся: принцип индивидуализации и персонификации психолого-педагогического взаимодействия; принцип проблематизации; принцип диалогизации.

В теоретико-экспериментальных исследованиях, проводимых по плану НИР кафедры психологии нами используется следующая трактовка понятия «компетентность»: «Компетентность - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навы-

| Вестник КемГУ № 1 2008 Психология

ки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» (Дж. Равен, 2001 г.).

4. По результатам исследований, проведенных авторами на межфакультетской кафедре психологии, а также внедрения модульного принципа психологической подготовки специалиста, выявлен определенный круг психологических качеств личности успешного преподавателя: толерантность, общительность, языковая культура, ассертивность, эмпатия, сензитивность, демократический стиль руководства. К компонентам психологической культуры педагога следует отнести: культуру пси-холого-педагогического влияния; рефлексивный компонент; культуру переживаний и психологическую культуру убеждений.

Модульный принцип (психологической) подготовки студентов позволяет развивать основные психологические и информационные компетенции как способность на основе органического единства психологических знаний естественных наук, опыта и отношений осуществлять профессиональную деятельность.

Литература

1. Сухих, А. В. Инженерно-психологическая компетентность как фактор развития профессиональной деятельности выпускников университета [Электронный ресурс]: доклад // «Актуальные проблемы психологического сопровождения подготовки специалистов в вузах на базе компетентностного подхода». III Всероссийская научно-методологическая Интернет-конференция. - Кемерово, КемГУ, 11-13 апреля 2008 г. - Режим доступа: http:// conference.kemsu.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сухих, А. В. Организация самостоятельной работы студентов в вузе: учебное пособие / А. В. Сухих, Н. И. Корытченкова. - Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2006. - 2і2 с.

3. Сухих, А. В. Общая психология: учебное пособие / А. В. Сухих. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 112 с.

4. Сухих, А. В. Психотехнологии развития памяти, внимания и мышления: учебное пособие. В З-х частях. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 -2000 гг.

З. Чуб, Е. В. Компетентностный подход в образовании / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. -2008. - № З. - С. 21 - 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.