Научная статья на тему 'Перцептивная сфера операторов автоматизированных информационных систем'

Перцептивная сфера операторов автоматизированных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гопкало Е. А.

В статье представлены результаты исследования перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (на материале операторов автоматизированных банковских систем). Изучены: объем зрительного восприятия, скорость обнаружения и точность идентификации зрительного стимула и их влияние на профессиональную деятельность операторов АИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perception of Automated Informational System's Operators

The paper presents results of issue in trend of perception components in professional activity of Bank Automated Informational System's Operators: volume of visual perception, speed of detecting and accuracy of visual identification. And influence all components on Professional Activity of Automated Informational System's Operators.

Текст научной работы на тему «Перцептивная сфера операторов автоматизированных информационных систем»

гам, психологам и другим специалистам в разграничении различных видов задержек и в составлении программ коррекции и реабилитации (табл. 1).

Библиографический список

1. БелопольскаяН.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР..М., 1999.

2. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М„ 1984.

3. Заширинская O.D. Психология детей с задержкой психического развития // Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультета психологии. СПб., 2003.

4. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

5. Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. М., 1969.

6. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М„ 1985.

7. Марковская И.Ф. Задержка психического развития |кли-нико-нейропсихологическая диагностика). М , 1993.

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. СПб., 2003.

9. Певзнер М.С. Дети с временной задержкой общего развития // Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М„ 1960.

10. Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М„ 2000

11. Соколова Е.В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. Новосибирск, 2002.

12. Соколова Е.В. Хорошие плохие дети. Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и адаптации. Учебпое пособие. Новосибирск: ИД «Сова », 2004.

СОКОЛОВА Елена Викторовна, канд. психол. наук, доцент, докторант каф. психологии личности и специальной психологии 11ГПУ.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2006 г. © Соколова Е.В.

УДК 159.9:331.101.3 ^ ГОПКАЛО

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА

ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ_

В статье представлены результаты исследования перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (на материале операторов автоматизированных банковских систем). Изучены: объем зрительного восприятия, скорость обнаружения и точность идентификации зрительного стимула и их влияние на профессиональную деятельность операторов АИС.

Активное развитие и усовершенствование автоматизированных информационных систем в различных областях деятельности, в том числе в банковской сфере, способствует упрощению трудовой деятельности, уменьшению допускаемых ошибок, повышению эффективности трудовых функций. Осуществление профессиональных функций в автоматизированных информационных системах приводит к усовершенствованию навыков, определяющих принципиально важные психологические качества, необходимые для данной профессии. Специфика профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем обусловлена операционально-исполнительскими свойствами труда. К современной АИС относится автоматизированная банковская система, в которой реализуют профессиональные функции операторы РС-банкинга. В деятельности операторов РС-банкинга автоматизированных банковских систем важными составляющими являются высокая скорость и точность исполнительной стороны труда, субъективный контроль идентификации получателей услуг, который обеспечивает оператор с

помощью специализированных технико-технологических средств. Эффективное исполнение профессиональных функций осуществляется посредствам индивидуальных свойств и качеств, а также знаний, умений и навыков специалистов исследуемого профиля.

Представленная работа направлена на исследование характеристик перцептивной составляющей професси-ональнойдеятельностиоператоровавтоматизированных информационных систем банковской сферы. Автоматизированная банковская система представляет собой совокупность средств, выполняющих в банке операции с вкладами, кредитами и платежами и др. Под АБС будем понимать комплекс аппаратно-программных средств, реализующих мультивалютную информационную систему, обеспечивающую современные финансовые и управленческие технологии врежиме реального времени при транзакционной обработке данных [5]. Изучение перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов АИС обусловлено возросшей эксплуатацией подобного рода систем в различных сферах деятельности. Исследование психологических

механизмов и закономерностей функционирования системы в аспекте преобразования перцептивных свойств в профессиональной деятельности позволяет выявить и установить факторы, влияющие на успешность профессиональной подготовки и деятельности. Исследованиям психологических аспектов зрительного восприятия посвящен широкий ряд работ отечественных и зарубежных психологов, таких, как В.А. Барабанщиков, Н.Д. Багрова, А.И. Миракян, В.К. Гайда, В.В. Лоскутов, А.Г. Русская, A.M. Веккер, А.Д. Логвиненко, Б.М. Величков-ский, А.А Миткин, В.П. Зинченко, Т.П. Зинченко, В.М. Кроль, G.Witkin, N.Djordan, U.Singlton, G.Bruner, H.Buffart, E.Leewenberg, F.Restle, H.R. Shiffman, A.Adam, J. Findlay, I.P. Gilchrist, J. Scott Jordan, Gunther Knoblich и др. [1,6,8]. Изучением проблем автоматики в деятельности операторов, в том числе распределения функций и пр., занимались Б.Ф. Ломов, Н.Д. Завалова, В.А Поно-маренко, Ю.К. Стрелков, А.И. Галактионов, В.Н. Яруш-кин, Е.Т. Соколова, А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков и др. [3,4]

Цель работы - исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем на материале современной автоматизированной банковской системы, в которой осуществляют рабочие функции операторы PC-банкинга АБС, а также выявление факторов, обуславливающих эффективность деятельности специалистов данного направления.

Выборку экспериментального исследования составили 170 испытуемых, осуществляющих профессиональную деятельность в PC-банкинге автоматизированной банковской системы городов Санкт-Петербурга и Казани. Профессиональный опыт испытуемых составляет от 6 месяцев до 10 лет. В выборку вошли испытуемые с различным уровнем образования и квалификации.

Методическое обеспечение исследования. Экспериментальное исследование объема зрительного восприятия осуществлялось по модифицированной методике Т.П. Зинченко. Точность идентификации зрительного стимула определялась по эталону памяти, скорость обнаружения зрительного стимула выявлялась опытным путем, данные методики адаптированы к условиям профессиональной деятельности операторов РС-банкинга АБС. Выявление индивидуальных особенностей восприятия по характеристике полезависимость-поленезави-симость — тест «Включенные фигуры» К.Готтшальдта. Установление удовлетворенности, успешности (экспертная оценка) профессиональной деятельности операторов PC-банкинга АБС, атакже выявление степениудов-летворенности пользователями эксплуатируемой системой осуществлялось с помощью разработанных специализированных анкет.

Анализ теоретических аспектов деятельности операторов автоматизированных информационных систем и подходов к изучению особенностей восприятия позволил сформулировать следующие:

1. Основываясь на системном подходе Б.Ф. Ломова [4] и межсистемном подходе Ю.Я. Голикова, А.Н. Костина [3] к анализу профессиональной деятельности операторов СЧМ, нами выделены закономерные особенности автоматизированнойинформационной системы АБС, которая представляет собой системную организацию включенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, которые в то же время являются комплексом самостоятельных элементов, наделенных характерными свойствами и качествами, влияющими на перцептивную составляющую профессиональной деятельности операторов, реализующих профессиональные функции в представленной системе.

2. Опираясь на деятельностный подход к изучению восприятия, авторами которого являются В.П.

Зинченко, А.Н. Леонтьев, A.A. Митькин [1], определены особенности перцептивной составляющей операторов АИС: высокая скорость обнаружения и высокая точность идентификации зрительного стимула, высокий объем зрительного восприятия, которые обусловлены профессиональной деятельностью.

3. Выделенные В.А. Барабанщиковым [1] в концепции перцептивной системы исполнительский и мотивационный компоненты перцептивного комплекса лежат в основе анализа внешних факторов структуры деятельности операторов АИС и способствуют раскрытию перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов АИС.

4. Интегральная модель структуры зрительного восприятия, сформулированная В.М. Кроль [6], позволяет выделить и анализировать этапы перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов АИС, которые перестраиваются в соответствии с контекстно-зависимым узнаванием процесса поиска профессионально значимой информации.

5. Опираясь на теорию психологической дифференциации Г. Виткина, предполагаем, что индивидуальная особенность восприятия по характеристике нолезави-симость операторов АИС является перцептивной составляющей профессиональной деятельности и параметром оценки перцептивной сферы операторов.

Теоретический анализ профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем позволил выделить особенности деятельности и сформулировать подход и методы оценки перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов АИС. В процессе анализа описана модель профессиональной деятельности операторов PC-банкинга АБС, в результате чего конкретизированы психологические особенности проблемы перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов PC-банкинга АБС.

В результате экспериментального исследования выявлено:

1) операторы РС-банкинга АБС с высокой степенью удовлетворенности эксплуатируемой системы имеют высокие показатели объема зрительного восприятия;

2) операторы РС-банкинга АБС, удовлетворенные профессиональной деятельностью, характеризуются высоким объемом зрительного восприятия, высокой точностью идентификации и скоростью обнаружения зрительного стимула;

3) операторы РС-банкинга АБС, успешные в профессиональной деятельности, демонстрируют высокие результаты объема зрительного восприятия, точности идентификации и скорости обнаружения зрительного стимула;

4) показатели скорости обнаружения зрительного стимула операторов РС-банкинга АБС мужского пола выше, чем операторов женского пола;

5) показатели скорости обнаружения зрительного стимула выше у операторов РС-банкинга АБС с высоким уровнем квалификации;

6) среднее время обнаружения зрительного стимула у испытуемых с высокой скоростью обнаружения составляет 3,77 е., а у испытуемых с низкой скоростью равно 7,48 с. Первый результат характеризуется как высокий и влияет на время решения перцептивной задачи, т.е. время обнаружения профессионально значимой информации операторами имеет сокращенный интервал;

7) средний показатель объема зрительного восприятия испытуемых составил 12 (сгруппированных и не сгруппированных) единиц. Данный результат характеризует объем зрительного восприятия операторов как высокий.

Анализ психологического содержания профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем (операторов РС-бан-кинга АБС) и экспериментальное исследование перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют сделать следующие выводы:

1. Особенности перцептивной составляющей обусловлены операционально-исполнительным составом профессиональной деятельности операторов.

2. Элементы автоматизированной информационной системы, используемые в деятельности оператором, такие, как получение, преобразование информации и др., оказывают влияние на исследуемые параметры перцептивной составляющей профессиональной деятельности.

3. Измеряемые параметры перцептивной составляющей операторов РС-банкингаАБС имеют тенденцию в сторону увеличения скорости обнаружения и точности идентификации зрительных стимулов, объема зрительного восприятия с профессиональным опытом.

4. В результате экспериментального исследования успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью операторов РС-банкинга и удовлетворенности пользователями эксплуатируемой АБС установлено, что успешные операторы удовлетворены профессиональной деятельностью и функционирующей системой, также у них выявлены высокие результаты измеряемых параметров. Степень удовлетворенности пользователями АБС выражена менее чем у половины операторов. В большинстве случаев это связано с разного рода недоработками эксплуатируемой системы.

Решение практических задач исследования, заключающееся в разработке и внедрении психодиагностического аппарата (оценки перцептивной составляющей профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных систем), предназначенного для профотбора, профподготовки и проектирования деятельности, удалось. Представленная программа оценки имеет одностороннюю направленность и требует расширения методического арсенала, но использование программы психодиагностических процедур и консультирова-

ние персонала в банковской сфере возможны.

Результаты изучения перцептивной составляющей профессиональной деятельности позволяют дополнить и конкретизировать психологические аспекты содержания профессиональной деятельности операторов автоматизированных информационных система, а именно операторов РС-банкинга АБС, с перспективой реализации пол ученных сведений в работе по решению задач профессионального подбора, отбора, обучения, консультирования и аттестации.

Библиографический список

1. Барабанщиков В Л.. Восприятие и событие. СПб.: Алатея, 2002. -512с

2. Бодров В. А, Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 624 с.

3. Голлков Ю. Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой. - М.: Институт психологии РАН, 1996. -160 с. -БВЫ 5-484-1046-61.

4. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Основы инженерной психологии. Екатеринбург: Деловая книга. 2002. - 576 с.

5. Киселева И. А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. - М.: УРСС, 2002. С. 135- 138.

6. Кроль В. М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель // Вопросы психологии. № 6, 1998.-С. 45-56.

7. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 588 с.

8. Шиффман Х.-Р. Ощущение и восприятие / Пер. с англ. 3. Замчук. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - С. 900-907

ГОПКАЛО Екатерина Александровна, аспирантка Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.09.2006 г. © Гопкало Е.А.

Книжная полка

Николенко Л.В. Лексиология и фразеология современного русского языка. Учебное пособие. - М.: Академия, 2005.- 143 с.

Учебное пособие содержит материалы по лексикологии и фразеологии современного русского языка, в качестве иллюстративного материала к ним используются тексты из произведений художественной литературы. Каждая из тем пособия сопровождается контрольными вопросами и заданиями, которые могут быть использованы как в качестве практического задания на семинаре, так и для самостоятельной работы дома.

Для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. Может быть также рекомендовано преподавателям и аспирантам высших учебных заведений гуманитарного профиля.

УДК 159.»

О.И. МУХРЫГИНА

Самарская государственная академия путей сообщения

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОГО УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ_

Мотивационный уровень осознанной регуляции психических состояний, включающий смысловое связывание, рассмотрен как один из базовых элементов целостной функциональной структуры регуляции. Проведено исследование смысла саморегуляции состояний студентов в различных ситуациях (на примере вузов г.Самары) в специфике мотивационных целей ценностей личности - нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Представлена авторская модификация психосемантической методики цветовых метафор.

Проблема саморегуляции психических состояний сегодня активно разрабатывается, тем не менее она настолько многомерна, что позволяет расширять ее рассмотрение с точки зрения различных аспектов и научных позиций. В личносгно ориентированной концепции регуляции психических состояний основополагающим ядром является изучение системно-функциональных механизмов регуляции психических состояний — функциональных структур, образование которых, в свою очередь, связано с интегрирующей функцией состояний [6, с.54]. Основными составляющими функциональной структуры регуляции являются рефлексия переживаемого состояния и представление желаемого состояния (осознанный образ), актуализация соответствующей мотивации и личностного смысла, а также использование психоре1улирующих средств [6, с.55]. Кроме того, процесс регуляции при осознанном регулировании — саморегуляции — несет на себе отпечаток личной значимости для субъекта («значение для меня» - по Б.Ф.Ломову) [6, с.56]. В этой связи исследование специфического феномена осознанной регуляции позволяет раскрыть необходимые основные предпосылки субъектного и личностного становления индивида, т.к. одним из важнейших и принципиально необходимых психических механизмов реализации внутренне детерминированной активности субъекта является осознанная целенаправленная регуляция [2].

Мотивация и личностный смысл саморегуляции психических состояний, таким образом, могут быть рассмотрены как взаимосвязанные составляющие регуляторного процесса, поскольку «очевидно, что наличие мотивации обеспечивает эффективность саморегуляции субъекта, но это влияние изучено пока недостаточно [б, с.67]». Что касается личностного смысла, то очевидно и то, «что саморегуляция состояний может иметь место тогда, когда она имеет определенный смысл для субъекта [6, с.67]». Объединяющим звеном в рассмотрении взаимосвязи мотивации и личностного смысла может быть выделена цель, отражающая задачу на смысл, - осознание того, какое конкретно место в жизни субъекта занимают соответствующие объекты или события, с какими мотивами, потребностями и ценностями субъекте, они связаны и как именно [3, с. 113].

Нами проведено исследование, направленное на изучение взаимосвязи мотивации и смысла саморегуляции, - предпринята попытка диагностики мотивационного уровня саморегуляции [6, с.25]. Данное исследование ориентировано на функциональную систему «ситуа-

ция-смысл-состояние», которая отражает влияние личностного смысла и саморегуляции психического состояния в предлагаемых конкретных ситуациях.

Испытуемые: студенты психологических факультетов вузов г.Самары — Самарского государственного университета, Самарского муниципального института управления, Самарской гуманитарной академии (соответственно - СамГУ, СМИУ, СаГА). Возраст студентов — от 18 до 23 лет. Число испытуемых — 60 человек обоих полов.

Методика исследования:

Диагностика мотивационного уровня саморегуляции осуществлялась с помощью методики Ш.Шварца для изучения ценностей личности [1] и модифицированного (авторского) варианта методики цветовых метафор [8, с. 152-173].

Основой первой методики Ш.Шварца (русскоязычная адаптация В.Н.Карандашева) являются концепция М.Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей и собственная концепция Ш.Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций и универсальности базовых человеческих ценностей. Автор исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, - это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей [1, с. 26-27]. Этот положение явилось определяющим для нас при отборе данной методики для осуществления диагностики мотивационного уровня саморегуляции. Отметим, что автор обозначил следующие мотива-ционныетипы ценностей: конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность [1, с. 27-30]. Каждый из десяти типов ценностей отражает отдельно уровень нормативных идеалов (п-) и уровень индивидуальных приоритетов (ь). Указанные в скобках буквенные обозначения мы ввели для удобства различения мотивационных типов ценностей по Ш.Шварцу: например, п-Конформность — это нормативный идеал, ценность личности на уровне убеждений, а ¡-Конформность — это ценность личности на уровне поведения. Основой каждого типа конформности из приведенных в примере выступает моти-вационная цель сдерживания действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям, но первая не всегда проявляется в поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.