Л. Н. Горюнова
психическая регуляция информационно-поисковой деятельности
Успешный поиск необходимой информации — одно из важных условий существования человека в современном обществе. Однако понятие «информационный поиск» имеет несколько значений. Calvin Mooers, специалист в области теории информации и автор законов работы с информацией, ввел термин “Information retrieval” (информационный поиск) в 1950-е гг1. Ч. Мидоу определил информационный поиск как «процедуру систематического выявления записей в массиве с целью их сопоставления с критериями поиска, сформулированными в запросе». Он отметил, что определение понятия «информационный поиск» вызывает разногласия у специалистов2.
С одной стороны, информационный поиск выступает как бурно развивающаяся современная междисциплинарная научно-практическая область знаний, которая складывается на стыке различных научных дисциплин: информатики, библиотечного дела, лингвистики, семиотики, когнитивной и инженерной психологий3. Информационный поиск как область изучения направлен на исследование поиска документов, обработку результатов поиска, проектирование архитектуры поисковых систем, моделирование и классификацию документов, и другие смежные проблемы4. Документ в рамках информационного поиска рассматривается как содержательно законченная единица информации, представленная на каком-либо естественном языке, которая уникальным образом идентифицируется информационно-поисковой системой. Информационно-поисковая система представляет собой комплекс программных средств, обеспечивающих избирательный отбор по заданным признакам документов, хранимых в электронном (оцифрованном) представлении5.
С другой стороны, информационный поиск определяется как процесс, включающий «действия, методы и процедуры, позволяющие осуществлять отбор определенной информации из массива данных»6. В ГОСТе поясняется, что стандарт определяет термины и понятия в области поиска и распространения информации с помощью автоматизированных информационных систем. Таким образом, информационный поиск в узком смысле понимается как процесс, который реализуется с помощью автоматизированной информационной системы. В результате информационного поиска человек в некотором множестве объектов устанавливает те, которые удовлетворяют принятым условиям запроса и рассматриваются им как необходимые, т. е. соответствующие информационной потребности. ГОСТ 7.0-99 определяет информацию как сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами, как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации7. Понятие «информационные данные» часто используется в качестве синонима понятия информации, однако цитируемый ГОСТ определяет данные как информацию, представленную в формализованном виде для дальнейшей обработки. Таким образом, в научно-практическом контексте информационный поиск понимается как поиск человеком информационных данных с помощью автоматизированной информационной системы. Необходимо отметить, что обычное
© Л. Н. Горюнова, 2008
бытовое понимание информационного поиска связывается не только с автоматизированными информационными системами. В средствах массовой информации проблемы информационного поиска обсуждаются в широком контексте. Решение задач информационного поиска является актуальным и жизненно необходимым в современном обществе и находится в центре развития информационных технологий, коммуникаций в области образования, управления, бизнеса, здравоохранения, социальных сервисов.
В области информационных наук и библиотековедения авторами широко используется понятие «информационное поведение» (В. В. Брежнева, О. М. Зусьман, Е. В. Кулакова, В. А. Минкина, Т. И. Полякова, N. Belkin, R. Bystrom, D. Case, B. Dervin, D. Ellis, K. Fisher, P. Hansen, P. Ingwersen, C. Kuhlthau, T. D.Wilson и др.). Информационное поведение понимается как совокупность человеческого поведения в отношении источников и каналов информации, включая активный и пассивный поиск информации, и ее использование. T. D. Wilson, профессор (University of Sheffield), признанный лидер в области изучения информационного поведения, поясняет, что информационное поведение включает в себя поиск и использование информации, в т. ч. общение с другими людьми (face to face), пассивный прием информации, например в ходе просмотра телевизионной рекламы, без намерения действовать далее в соответствии с полученной информацией8. Т. D. Wilson, широко понимая информационное поведение, описывает его как деятельность, в которой человек определяет свои потребности в информации, ищет информацию любым способом, использует информацию или передает ее9. В отечественной литературе по библиотечному делу информационное поведение описывают как образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения — усвоения и использования — и создания нового знания, его передачи и распространения в обществе (В. В. Брежнева, О. В. Зусьман, Е. В. Кулакова, В. А. Минкина, Е. Д. Жабко)10. Как предмет исследования информационное поведение выступает во многих контекстах и изучается специалистами в различных областях11.
Психологические аспекты поиска информации человеком изучались в различных психологических контекстах. В рамках когнитивной психологии исследовалась перцептивная организация в задачах зрительного поиска, произвольное внимание, закономерности поиска информации в памяти, поиск решения12.
В инженерной психологии информационный поиск изучался в отношении внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность информационного поиска человека-оператора. Информационный поиск определялся как выделение оператором элементов информационной модели, необходимых для решения задач управления или контроля13. Большой психологический словарь14 рекомендует английский перевод — information search. В структуру информационного поиска в инженерно-психологическом контексте включаются следующие действия: поиск сигналов в информационном поле, выделение сигналов по заданному эталону, обнаружение изменений в информационном поле, определение очередности обслуживания объектов управления. Были выделены факторы, влияющие на эффективность опознания сигналов и информационного поиска:
• внешние — модальность сигнала, длина алфавита знаков, мерность сигнала, неопределенность сигнала, вероятность его появления;
• внутренние — уровень тренированности испытуемых, стратегии опознания объектов, индивидуальные особенности испытуемых15.
Исследователями в области информационных наук разработаны различные модели информационного поведения и модели поиска информации16. Теоретический анализ моделей с позиций обобщенной концепции деятельности Г. В. Суходольского показал, что модели
отражают морфологический, аксиологический, праксиологический и онтологический аспекты исследования17. Каждая из них представляет описание, с той или иной степенью полноты, какой-либо стороны информационного поведения в целом или в части поиска информации. Модели Т. D. Wilson можно отнести к наиболее полным моделям описания информационного поведения (Wilson, 1981, 1997, 1999)18. Существующие праксиологические модели информационного поиска (например, D. A. Ellis, C. C. Kuhlthau)19 требуют уточнения и расширения, т. к. в данных моделях представлены различные виды действий в рамках информационного поиска, но попытки включения психологических оснований деятельности не реализованы в полной мере. Таким образом, разработка уточненной праксиологической психологической модели информационного поиска остается актуальной.
Г. В. Суходольский рассматривает праксиологию деятельности как описание функционирования и развития деятельности. Развитие деятельности проявляется в процессах рационализации и рутинизации. Рационализация выражается в постепенном совершенствовании деятельности. Рутинизация проявляется как постоянное усвоение, сохранение и нормативное воспроизведение деятельности в опыте субъектов. Г. В. Суходольский отмечает, что деятельность можно рассматривать как реализацию той или иной функции человека. Функционирование деятельности понимается как процесс реализации функций. Функционирование с позиции обобщенной теории деятельности можно рассматривать в различных аспектах: физическом пространственно-временном континууме свойств деятельности, технологическом, информационном, психическом, сенсомоторном и речевом континуумах. Физический пространственно-временной континуум — это наиболее общая форма описания деятельности. Технологический пространственно-временной континуум включает в себя пространства размещения реальных технологических объектов и временные циклы технологических процессов. Информационный функциональный континуум представляет пространство средств контроля и управления. Психический континуум — это образнопонятийный континуум, в котором выражаются мотивы и цели, планы и программы деятельности, образно-понятийные концептуальные модели. Сенсомоторный континуум — это пространственно-временная система чувственных образов восприятия, представления, воображения, перцептивных, умственных и исполнительных движений. Речевой континуум включает пространство понятийных знаний, профессиональной речи, передающее особенности технологических объектов, состояний, команд и сообщений. В общем виде функциональный метаконтинуум отражает пространственно-временные свойства и характеристики внешней, материальной, и внутренней, психической, деятельностей в их диалектическом единстве. Таким образом, функционирование деятельности может быть описано в нескольких континуумах свойств, характеризующих различные аспекты изучения. Континуумы свойств находятся в тесной взаимосвязи. Так, психологический континуум включает в себя сенсо-моторный и речевой, а также отражает технологический и информационный континуумы. Во внешнем плане деятельность может быть описана как последовательное решение задач. Во внутреннем плане этот процесс интерпретируется как психическая регуляция. В связи с этим интерес представляет опыт в изучении психической регуляции человека как субъекта деятельности и поведения, представленный в психологии саморегуляции (Е. Д. Божович, А. А. Волочков, Ю. Я. Голиков, Л. Г. Дикая, В. А. Иванников, В. В. Знаков, А. В. Карпов, О. А. Конопкин, Б. Б. Коссов, А. Н. Костин, А. А. Крылов, И. А. Кудрявцев, В. А. Лабун-ская, А. Б. Леонова, Д. А. Леонтьев, В. И. Моросанова, Г. С. Никифоров, А. А. Обознов, А. К. Осницкий, В. В. Семикин, Е. А. Сергиенко, Е. О. Смирнова, Г. В. Суходольский, А. О. Прохоров, В. И. Щедров, Т. И. Шульга и др.).
А. А. Крылов сформулировал общие принципы организации целостного информационного процесса в системе мозга: принцип совместимости, принцип сосредоточения, принцип активации, перестройки структуры процесса, стабилизации информационной функции, компенсации, актуализации и принцип лабилизации20. Г. В. Суходольский21, используя метод функциональных аналогий, разработал модель психической регуляции деятельности оператора как следящей системы. Слежение как вид деятельности человека-оператора в общем виде определяется как сопоставление и подравнивание до какого-то общего уровня отдельных изменяющихся явлений. Суходольский отмечает, что некоторые из них изменяются независимо от человека, а другие — в связи с его управляющими действиями. При этом формирование навыка слежения понимается с позиций информационного подхода как оптимизация действий системы. Оптимизация осуществляется посредством настройки и перестройки внутренней организации системы. Г. В. Суходольский предположил, что человек в процессе развития определенного навыка перестраивает свои регулирующие функциональные звенья (афферентные, центральные и эфферентные). На основании проведенных экспериментов, были выявлены отдельные функциональные звенья «следящей системы» человека и синтезирована ее общая модель. В частности, экспериментально были обнаружены упреждающий и форсирующий механизмы, механизм поиска, интеграторы, корректоры, программный, сличающий и задающий механизмы. В ходе оптимизации своих действий человек изменял организацию поиска. В экспериментах Г. В. Суходольского было показано, что в ходе тренировок все испытуемые перешли к оптимальному в данных условиях поиску. В ходе развития деятельности у оператора формируется регулирующий образ, который отображает не только особенности предмета деятельности, но и специфику организации этой деятельности. В исследованиях Г. В. Суходольского было показано, что «следящая система человека» относится к колебательным экстремальным системам с самоизменяющейся (оптимизирующейся) структурой. Данные о колебательном характере функций, описывающих характеристики действий в процессе информационного поиска, были получены и в нашем исследовании.
О. А. Конопкин развил понимание психической саморегуляции как системной формы психической активности22. Функциональная структура процессов саморегуляции инвариантна относительно любых форм деятельности человека и определяет ее психологические основания, т. е. инициацию, построение и управление субъектом своей деятельности. Это показано в исследованиях О. А. Конопкина и его коллег (А. А. Вербицкий, Ю. И. Миславский, Г. С. Прыгин, Л. А. Соколова, В. К. Коверга, Р. А. Сагиев, Т. С. Чуйкова и многие другие) на моделях сенсо-моторной деятельности, в условиях учебной, профессиональной и спортивной деятельности. Выделяются основные элементы процесса саморегуляции: принятая субъектом цель деятельности, субъективная модель значимых условий деятельности, сформированная субъектом программа исполнительных действий, информация о достигаемых результатах и субъективная оценка на основании собственных критериев успешности действий (О. А. Конопкин, 1980, 1989, 1995 и др.). Таким образом, регуляторный процесс включает планирование целей, моделирование значимых условий, программирование действий, оценивание результатов и коррекцию действий.
Психическая регуляция операторской деятельности описывается в ситуационнодинамической модели психической регуляции А. А. Обознова23. Модель разработана с системных позиций и учитывает как общие закономерности психической регуляции, так и ее специфические особенности, связанные с конкретной ситуацией. Психическая регуляция реализуется посредством взаимосвязанных четырех классов регуляторных функций: мотивационно-целевая функция, функция программирования и планирования,
ситуационно-обстановочная и исполнительно-контрольная функции. Мотивационно-целевая функция включает процессы целеполагания и побуждения. Следующий класс функций касается планирования и программирования деятельности, т. е. процессов формирования планов и программ деятельности. Ситуационно-обстановочная функция выражается в ориентировке оператора в технологическом процессе, окружающей обстановке и условиях рабочей среды. Исполнительно-контрольная функция включает оценивание, самооценивание, принятие решения, исполнение, контроль и коррекцию действий. Координация регуляторных функций достигается путем придания одной из функций роли системообразующего фактора, а другим — роли обеспечивающих функций.
Рассматривая возможность применения модели психической регуляции деятельности оператора к исследованию психологических оснований информационно-поисковой деятельности, необходимо отметить, что информационно-поисковая деятельность выступает как вид операторской деятельности. Информационный поиск осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы, взаимодействие человека и технической информационной системы строится на основе информационной модели, что является основ-
24
ными характеристиками операторской деятельности24.
Таким образом, психологические основания информационно-поисковой деятельности определяются системой ее психологической регуляции. Каждый функциональный блок системы выражает реализацию одной из основных функций психической регуляции информационно-поисковой деятельности. В своей совокупности функции саморегуляции образуют взаимосвязанный единый цикл регуляции. В связи с этим важно, что А. А. Обознов рассматривает систему психической регуляции как трехуровневую, которая включает базовый уровень, уровни саморегуляции и самоэффективности. На базовом уровне осуществляется регуляция непосредственно процесса решения задач, на уровне саморегуляции — базового уровня. Уровень самоэффективности позволяет человеку оценить возможности для достижения поставленной цели.
Базовый уровень регуляции деятельности оператора описан А. А. Обозновым подробно. Он включает следующие блоки: мотивационно-целевой, заданных целей, текущих значений, сличение текущих и заданных значений, программирования исполнительных действий. Блоки базового уровня состоят из звеньев, обеспечивающих выполнение регуляторных функций. Например, мотивационно-целевой блок включает цели, критерии успешности — эталоны (адекватные/ неадекватные) и мотивы. Блок заданных значений включает образ (позитивный или негативный) заданной динамики, т. е. отражение временной структуры управляемого процесса. Детальная проработка базового уровня психической регуляции А. А. Обозновым открывает прекрасные перспективы для создания актуальных праксиологических моделей поиска информации в зависимости от особенностей условий и задач поиска. Эта схема анализа позволит описывать и оценивать способы информационного поиска в определенных классах задач.
Исходя из целей и задач нашего исследования — описание оснований информационнопоисковой деятельности, в центре разрабатываемой праксиологической модели необходимо поставить второй уровень регуляции поведения — уровень саморегуляции. Уровень саморегуляции направлен на организацию, координацию и управление базового уровня. Как показано в исследованиях А. А. Обознова, регуляция поведения на этом уровне определяется в целом не столько особенностями решаемой задачи и условиями деятельности, сколько психическими внутренними факторами, уникальной организацией системы регуляции человека.
Сравнивая различные модели информационно-поисковой деятельности, разработанные специалистами в области информационных дисциплин, Т. 8агасеу1с предлагает
трехкомпонентную модель информационного поиска25. Первый вид моделей рассматривает пользователя и информационную систему как структуру, состоящую из двух совместимых и взаимодействующих компонентов — пользователь и информационно-поисковая система. Второй тип моделей — когнитивные модели — описывает познавательные процессы при поиске информации26. Третий вид моделей представлен моделью N. Belkin27, которая рассматривает взаимодействие человека и системы поиска информации как последовательность эпизодов в процессе поиска. Обобщая эти модели, T. Saracevic предлагает генерализованную модель информационного поиска. Первый уровень отражает взаимодействие пользователя и системы, второй уровень — когнитивный — взаимодействие пользователя с тестом или его изображением, и третий уровень — ситуационный — отражает контекст проблемы. На первом уровне описываются последовательность событий, связанных с взаимодействием пользователя и поисковой системы и действия пользователя, которые связаны с вводом запроса, получением ответов системы. Также автор включает такие процессы, как понимание, навигация, просмотр, принятие решений и др. С другой стороны, представлены действия системы, формирующей ответы пользователю и, возможно, запросы, обращенные к пользователю. Исследования на первом уровне описывают человеко-компьютерные взаимодействия в рамках достижения цели пользователя как последовательность эпизодов взаимодействия, их результативность и то, как они совместимы друг с другом. На когнитивном уровне пользователь взаимодействует с текстом, изображениями, звуками и их репрезентациями. И конечном итоге, пользователь, по мнению автора, «взаимодействует» с содержанием, которое представлено более или менее удачным образом. Основными элементами на этом уровне являются когнитивные компоненты и когнитивные структуры, взаимодействие между которыми выходит за рамки системы. На ситуативном уровне пользователь взаимодействует с ситуацией, которая вызвала информационную потребность. Этот уровень включает результаты поиска, оценку их полезности, использование информации, формулировку задачи. Особое место в данной модели занимает т. н. «модель пользователя», которая, по мнению автора, недостаточно проработана и должна включать в себя структуру знаний пользователя, его убеждения, намерения, мотивы, связанные с ситуацией. Эти сведения должны помочь на поверхностном уровне определять и модифицировать запросы, выбирать документы, тактику поиска. Генерализованная модель Т. Saracevic хорошо согласуется с трехуровневой моделью психической регуляции А. А. Обознова, что дает нам хорошие перспективы для дальнейших исследований в данном направлении.
Таким образом, мы приняли как предположение, что психологическими основаниями информационно-поисковой деятельности выступают реализации основных регуляторных функций: мотивационно-целевой, программирования и планирования, ситуационнообстановочной, исполнительной и контрольной. В ходе развития деятельности происходит перестройка системы регуляции и оптимизируется состав действий. Исследуя изменения в составе действий в процессе выполнения деятельности можно судить о характере перестройки системы регуляции.
Основываясь на вышеизложенных позициях, мы провели серию экспериментов, целью которых было выявить изменения деятельности человека в ходе поиска информации в контексте выполнения конкретной задачи. Исследование деятельности проводилось в ходе человеко-компьютерного взаимодействия. Перед участниками ставилась задача, для решения которой необходимо было найти конкретную информацию. Испытуемые работали с видеодокументами. Основные задачи опыта состояли в определении состава деятельности и его изменения в данном контексте поиска. На основании проведенных экспериментов и анализа данных были выделены два типа действий: 1) испытуемый «двигался» вперед
в поиске, частично пропуская источники информации; 2) испытуемый возвращался назад, открывая ранее пропущенные источники информации. Перемещения в обоих направлениях (вперед и назад) различались по ширине шага (количеству пропущенных источников). Анализ действий участников позволил выделить для каждого испытуемого предпочтительную величину шага перемещения вперед и назад. Испытуемые либо предпочитали перемещаться с данной величиной шага, либо делали более широкий шаг. Перемещения на шаг на меньшую по сравнению с предпочитаемой величину случались редко. Таким образом, были выделены следующие основные действия: перемещение вперед с различным шагом, перемещение назад с различным шагом. Изменения деятельности в процессе поиска информации касаются изменения величины шага перемещения и направления движения поиска. Экспериментальная ситуация является моделью реальной информационно-поисковой деятельности и отражает основные ее черты. Эксперименты, проведенные другими авторами в условиях, приближенных к реальному поиску, выявили сложные тактики поиска, которые трудно поддаются анализу и систематизации (Catledge and Pitkow, 1995; Tauscher and Greenberg, 1997; Marchionini,1995; Rouet and Tricot, 1998; Navarro-Prieto et al., 1999; Pearson and van Schaik, 2003; Rouet, 2003; Pratt et al., 2004; Aline Chevalier, Maud Kickaa, 2006). В исследовании Andrew Thatcher28 было выделено двадцать восемь типов действий, которые выполняли участники эксперимента в процессе поиска информации в сети «Интернет», на основе которых было выделено 13 способов поиска. Мы использовали экспериментальную ситуацию, позволяющую минимизировать количество используемых способов. Это позволило проследить изменение организации выполняемых действий.
На следующем этапе исследования стоит задача обосновать полученные данные об изменении организации выполняемых действий в процессе поиска информации на основе представлений о функциональной структуре процессов психической регуляции и установить различия в реализации регуляторных функций, проявляющиеся в устойчивых особенностях деятельности. В соответствии с принятыми положениями концепции психической регуляции, к ним можно отнести особенности деятельности, связанные с инициацией поиска, анализом условий поиска, программированием исполнительских действий, контролем и оценкой результатов поиска, принятием решений о необходимых коррекциях.
1 GarfieldE. A Tribute To Calvin N. Mooers, A Pioneer Of Information Retrieval // The Scientist. 1997. № 11.
2Мидоу Ч. Анализ информационных систем. М., 1977.
3 Belew R. K. Finding Out About: Search Engine Technology from a cognitive Perspective. Cambridge, 2000.
4 Spink A., Cole C. New Directions in Cognitive Information Retrieval. Springer, 2005.
5 Когаловский М. Р Перспективные технологии информационных систем. М., 2003.
6 ГОСТ 7.73-96. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Поиск и распространение информации. Термины и определения [System of standards on information, librarianship and publishing. Retrieval and dissemination of information. Terms and definitions]. Дата введения: 1998-01-01.
7 ГОСТ 7.0-99. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. Дата введения: 2000-07-01.
8 Wilson T. D. Human Information Behavior // Information Science. 2000. № 3.
9 Wilson T. D. Models in information behaviour research // Journal of Documentation. 1999. № 55 (3).
10 Дрешер Ю. Н, Атланова Т. А., Аатыпова О. П. Изучение пользователей как исходная база формирования комфортной информационной среды в условиях РМБИЦ МЗ РТ // Тр. Двенадцатой международной Конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». Казань, 2005 // URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2005/disk/164.pdf
11 CaseD. Looking for information: A survey of Research on Information seeking, needs, and behavior. Amsterdam, 2007.
12 Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М., 2006.
13 Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., 1981.
14 Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.; М., 2003.
15 Тутушкина М. К. Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора: Автореф. докт. дис. Л., 1982.
Theories of Information Behavior / Ed. by K. E. Fisher, S. Erdelez, L. McKechnie. Medford, 2005.
17 Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. СПб., 1988.
18 Wilson T. D. On user studies and information needs // Journal of Documentation. 1981. № 37; Wilson T D. Information behaviour: An interdisciplinary perspective // Information Processing and Management. 1997.
№ 33.
19 Ellis D. A behavioural approach to information retrieval design // Journal of Documentation. 1989. № 45 (3); Kuhlthau C. C. Inside the search process: Information seeking from the user’s perspective // Journal of the American Society for Information Science. 1991. № 42.
20 Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда: В 2 ч. / Под ред. А. А. Крылова.
Л., 1975. Ч. 2.
21 Суходольский Г. В. К вопросу о формировании у человека-оператора навыка слежения за движущейся целью // Проблемы общей и инженерной психологии: Сб. Л., 1964.
22 Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
23 Обознов А. А. Психическая регуляция операторской деятельности. М., 2003.
24 Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972.
25 Saracevic T Modeling interaction in information retrieval (IR): A review and proposal // 59th Annual Meeting of the American Society for Information Science / Ed. by S. Hardin. Silver Spring, 1996.
IngwersenP Cognitive perspectives of information retrieval interaction. Elements of a cognitive IR theory // Journal of Documentation. 1996. Vol. 52. № 1.
27 Cases, scripts and information seeking strategies: on the design of interactive information retrieval systems / N. J. Belkin, C. Cool et al. // Expert Systems with Applications. 1995. Vol. 9. P. 379-395.
28 Thatcher А. Information-seeking behaviours and cognitive search strategies in different search tasks on the-www // International Journal of Industrial Ergonomics. 2006. № 36.