Л. Н. Горюнова
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА
Понятия информационное поведение и информационный поиск используются как синонимы. Это допустимо, когда речь идет об исследованиях в области библиотечного дела и информационных наук. Для целей психологического исследования мы должны учитывать их специфику. Поведение и деятельность являются ключевыми концептами в рамках двух из основных методологических подходов в психологии — бихевиоризма и теории деятельности. Это определяет их научное содержание1. Деятельностный подход, развиваемый в российской психологии, преодолев ограниченность бихевиоризма, рассматривает понятие деятельность как «решающий пункт и главный метод познания»2. Понятия поведение и деятельность не противопоставляются. Оба понятия обладают большой эвристической силой и одинаково активно используются представителями различных школ и направлений. Поведение определяется как наблюдаемые реакции, телесные движения и любая физическая активность организма, включая внутренние физиологические процессы3. Деятельность определяется как «специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой представляет собой целенаправленные воздействия на него в интересах людей. Деятельность включает внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) формы активностей человека... Первостепенным условием деятельности является наличие у человека сознаваемой им и соответствующим образом мотивированной цели. В этом состоит принципиальное отличие деятельности от поведения»4. Таким образом, используя термин «поведение», мы делаем упор на описание внешних наблюдаемых реакций человека — «что человек делает и почему он это делает». Из этого следуют особенности использования термина «информационное поведение» (D. Case, B. Dervin, D. Ellis, R. Fidel, K. Fisher, P. Ingwersen, C. Kulthau, N. Pharo, R. Savolainen, P. Vakkari, P. Wang, T. Wilson и многие др.). Информационное поведение — это то, как ведет себя человек в различных контекстах, связанных с формированием информационных потребностей, поиском информации, использованием информации, оценкой информационных источников5.
Информационно-поисковая деятельность выступает как предмет психологического исследования и рассматривается как разновидность деятельности человека (оператора). Информационный поиск — специфический вид информационно-поисковой деятельности оператора. В инженерной психологии он определятся как выделение оператором сигналов, которые релевантны решаемой задаче6. Информационный поиск определяют также как выделение оператором элементов информационной модели, необходимых для решения задач управления7. Используя понятие «информационный поиск», мы основываемся на методологии деятельностного подхода. Информационный поиск имеет определенную структуру и включает следующие действия: неселективный поиск, выделение информации по заданному эталону, обнаружение изменений в информационном поле, определение очередности обслуживания объектов. Объектом информационно-поисковой деятельности выступают
© Л. Н. Горюнова, 2009
системы сигналов и знаков (информационные объекты), генерируемые средствами отображения информации. Цель информационно-поисковой деятельности — активное выделение человеком сигналов и знаков или их систем для выполнения актуальных задач. В качестве внешнего средства информационно-поисковой деятельности выступают системы поиска информации. Состав информационно-поисковых действий изучен наиболее подробно и представлен наборами действий, определяющими различные виды поисковых стратегий и тактик.
Некоторые исследования информационного поведения проведены в рамках деятельностного подхода, по крайней мере, по мнению их авторов. Это означает, что для исследования информационного поведения использовались концепты теории деятельности. К таким исследованиям относится большая часть исследований поиска информации в Интернет (N. J. Belkin, H. M. Brooks, S. K. Card, C. W. Choo, B. Detrol, A. Edmonds, B. J. Jansen, B. A. Huberman, J. D. Mackinlay, R. N. Oddy, J. E. Petkow, P. L. Pirolli, T. Saracevic, B. Shneiderman, A. Spink, D. Turnbull и др.). На основе многочисленных эмпирических данных авторы разрабатывают не менее многочисленные модели информационного поведения пользователей Интернет, которые могут быть полезны для решения проблем в области развития Интернет-структур8.
Одно из направлений исследований пользователей Интернет касается выделения различных типов пользователей, а внутри типов — различных видов поведения пользователей. Так в исследованиях A. Thatcher выделены 12 общих видов когнитивных поисковых стратегий пользователей Интернет9. Автор выделяет следующие стратегии поиска информации в Интернет: безопасный игрок (“Safeplayer”strategy), параллельный игрок (“Parallel player” strategy), стратегия, зависимая от ссылки (Link-depen dent strategy), центростремительная стратегия (“ To-the-point” strategy), стратегия известного адреса (Known address strategy), последовательный игрок Sequential player”strategy), стратегия дедуктивный результат (Deductive reasoning strategy). Выделенные автором стратегии отражают устойчивые составы действий, которые осуществляются в процессе поиска информации в Интернет.
Основной и специфический метод сбора данных, который используется в исследованиях поведения пользователей Интернет, — это анализ лог-файла. Для этой цели используются программы типа Tracker application или Camtasia Recorder, которые позволяют записать, как участники эксперимента используют интернет. Программа обычно инсталлируется на компьютер пользователя на достаточно длительное время. По существу, программа является «невидимой» для пользователя, поэтому не влияет на его обычное поведение в Интернет. В дополнении к Tracker application используется сбор данных из Web proxy server. The proxy server’s transfer log предоставляет данные о дате, времени, используемых Интернет-протоколах, количестве информации, полученной и отправленной в Интернет, и многое другое. Кроме анализа логфайла используется метод наблюдения для сбора данных об операциях, которые совершает пользователь в процессе поисковой деятельности в Интернет. В этом случае выделяются определенные виды операций в соответствии с задачами исследования. Например, в исследовании A. Chevalier и M. Kicka были выделены следующие операции: поиск в меню сайта (Looking for the navigational framework, i.e. the menu), линейное чтение (Linear reading), сканирование всей страницы (Scanningof the whole page). В процессе наблюдения фиксируется выполнение данных операций. Анализ логфайла и наблюдение за выполняемыми операциями дополняются использованием метода анкетирования и интервьюирования пользователей. Как правило, вопросы касаются используемых информационных ресурсов, их доступности и полезности; количества времени, которое пользователь тратит на поиск информации.
В ходе интервью исследователи задают вопросы, которые позволяют сформировать общее впечатление о привычках пользователя, его манере и стиле поведения в Интернет.
Практически во всех работах, исследующих информационную деятельность, подчеркивается важность изучения индивидуальных особенностей пользователей. Обзор исследований индивидуальных различий пользователей, определяющих выбор и формирование поисковых стратегий, представлен в отчете авторов Gloria Yi-Ming Kao, Pei-Lan Leia, Chuen-Tsai Sun, посвященном изучению стиля мышления и поисковым стратегиям пользователей10. Исследователи изучают влияние когнитивного стиля пользователя и типа выполняемой им задачи на выбор стратегии поиска информации (D. A. Last, J. F. Rouet, A. M. Shapiro, K. S. Kim, B. Allen). Другие авторы (W. Yuan, C. Holscher, G. Strube, A. W. Lazander) установили влияние опыта пользователя и уровня его экспертных знаний на формирование и развитие поисковых стратегий. В данном обзоре, со ссылкой на авторов D. Bilal, J. Kirby, отмечено, что список факторов, влияющих на формирование поисковых стратегий, должен включать понимание пользователем своей задачи, индивидуальный опыт поиска информации в Интернет, уровень развития навыков взаимодействия с поисковой системой и усилия, которые пользователь прилагает для решения поисковой задачи. G. Marchionini описывает особенности пользователя как личностную информационную структуру (“personal information infrastructures”), в которую он включает знания в предметной области (Domain knowledge), навыки информационного поиска (information seeking skills), знание системы (system knowledge); общие когнитивные способности (General cognitive facility), отношения (Attitudes)11.
Другое направление исследований касается анализа информационно-поисковых рабочих заданий (Work Task Information-Seeking and Retrieval Processes). Авторы (T. Allen, N. J. Belkin, C. Cool, A. Stein, U. Thiel, J. L. Bennett, P. Borlund, K. Bystrom, P. Hansen, D. Petrelli, J. Karlgren, M. Beaulien, M. Mark Sanderson, P. Ingwersen, G. Marchionini, T. Saracevic и др.) рассматривают задачи «машинного» поиска информации как часть более общей задачи. Поиск информации, в свою очередь, рассматривается как часть более общего рабочего задания12. При этом учитываются связи между различными уровнями рабочих заданий и другими элементами рабочей среды. Главное внимание исследователей направлено на то, как связаны между собой рабочие задания, как они влияют друг на друга, как характеристики рабочих заданий влияют на процесс поиска информации, и то, каким образом необходимо проектировать системы информационного поиска. Данные работы имеет тесную связь с исследованиями информационного поведения в организационных сетях. К организационным сетям относят портал организации, сетевые информационные подразделения организации, организационные вебсайты13. Анализ информационных сетей организации, информационной деятельности внутри фирмы и информационной среды организации показывает, как сотрудники используют корпоративные сети, осуществляя информационное поведение (C. W. Choo,
B. Detrol, R. S. Taylor и др.).
Интересны исследования информационного поведения, связанные с групповым использованием информационных источников и выполнением групповой деятельности (T. J. Allen, R. Fidel, J. Foster, M. Hertzum, J. Hyldegard, M. Karamuftuoglu, A. W. Lazonder, H. Lieberman, L. G. Pierce, P. Prekop, N. C. Romano, D. H. Sonnenwald и др. ). Групповой (совместный) информационный поиск определяется как совместная деятельность субъектов в процессе информационного поиска. Особенности группового информационного поиска изучаются в нескольких главных направлениях. Цели группового информационного поиска рассматриваются как общая причина, по которой групповой поиск осуществляется: расширение общей осведомленности участников, реализация их информационных потребностей,
исследование новой, неизвестной области, выполнение заданий, разделение информации (information sharing). Изучаются различные типы совместного информационного поиска: творческая дискуссия, ассисмент, документальный поиск. Выделяются различные роли участников совместной информационно-поисковой деятельности: хранитель информации (information gatekeeper), инициатор информации (information-seeking instigator), субъект, разделяющий информацию (information sharer). Учитываются различные типы действий, выполняемые в процессе совместной информационно-поисковой деятельности: определение общих информационных потребностей, оценка информационных ресурсов, совместный «броузинг», организация встреч и т. д. Круг изучаемых вопросов включает также выделение различных форм и уровней взаимодействия14.
Оригинальная междисциплинарная работа Annai'g Mahe показывает, как используют электронные журналы исследователи и ученые в зависимости от типа информационной деятельности15. В ходе этого исследования информационная деятельность исследователей и ученых, работающих в различных научных центрах, анализировалась на основе типологии, предложенной авторами. Типология информационной деятельности A. Mahe включает три основных типа: маргинальный тип (marginal), параллельный (parallel) и интегрированный (integrated) типы. Маргинальный тип информационной деятельности характеризуется закрытостью и недоступностью. Исследователи получают основные сведения из собственных экспериментов и разработок. Параллельный тип также характеризуется закрытостью, однако информационная деятельность дополняется необходимостью и возможностью публикаций на основные темы. Интегрированный тип информационного поведения исследователей характеризуется широкой доступностью данных, многочисленными публикациями и активными связями между исследователями. В конечном счете, каждый из выделенных типов информационной деятельности был связан с определенным видом использования электронных журналов.
В зарубежных исследованиях информационного поведения часто встречаются ссылки на известные психологические теории и концепции: социально-когнитивная теория (Альберт Бандура16), теория когнитивного развития (Джером Брунер), теория личностных конструктов (Джордж Келли), операциональная концепция интеллекта (Жан Пиаже), теория развития высших психических функций (Л. С. Выготский). Модель информационного поведения
C. C. Kuhlthau разрабатывалась с учетом понятия «зона ближайшего развития».
Использование концепта Л. С. Выготского «зона ближайшего развития» позволило Kuhlthau сформулировать связанный с информационным поиском концепт « зона интервенции». Зона интервенции — это такая область, в которой пользователю необходима помощь и руководство в процессе поиска, он не может эффективно действовать самостоятельно17. Процесс информационного поиска в модели Kuhlthau включает шесть стадий: инициация (initiation), селекция (selection), исследование (exploration), формулирование (formulation), накопление (collection), представление (presentation). Информационный поиск рассматривается как последовательность выборов пользователя, основанная на четырех критериях: задача, которую выполняет пользователь; предоставленное ему время; личные интересы пользователя, доступность информации (task, time, interest, availability). Kuhlthau рассматривает процесс поиска информации как процесс поиска смысла (meaning).
Огромная область исследований информационного поведения связана с разработкой и проектированием автоматизированных систем информационного поиска (C. L. Barry, M. J. Bates, N. J. Belkin, G. Brajnik, B. C. Brookes, H. Bruce, W. B. Croft, G. Guida, P. Ingwersen, L. P. Goodstein, S. P. Harter, T. Saracevic, J. K. Spark, J. Rassmusen, A. M. Pejtersen, S. Tasso, R. Thomson, C. Van Rijsbergen, T. Winograd). Эмпирические и теоретические модели
информационного поведения используются для анализа реального поведения пользователей с последующим анализом полученных данных и разработкой рекомендаций для целей проектирования информационных систем. Как правило, это прикладные исследования в конкретной области18. Исследователи используют понятие деятельность и субъект деятельности, однако, в целом они основаны на когнитивной парадигме19. Модели информационного поиска (information retrieval) призваны описать процесс выбора поисковых стратегий в процессе взаимодействия пользователя с интерактивной информационной системой. В основном модели построены в результате анализа эмпирических исследований в различных цифровых информационных средах — онлайн базы данных, поисковых системах Интернет, электронных библиотеках, OPACs (Online Public Access Catalogs). Самые известные модели информационного поиска — эпизодическая модель интеракций с текстом (N. Belkin)20, когнитивная модель (Р. Ingwersen), многослойная модель (T. Saracevic)21, «протяженная» модель (А. Spink)22 — лежат в основе более поздних моделей — новая модель информационного поведения (N. Pharo)23, планово-ситуационная модель (H. Xie)24. Модели опираются на «сенсмейкин» подход В. Dervin25; контекстный подход T. Wilson26; процессный подход К. Kuhlthau. Необходимо упомянуть лежащие в основе моделей интерактивного информационного поиска известные концепции: гипотезу аномального состояния знаний (N. Belkin) (Anomalous State of Knowledge Hypothesis)27, когнитивный анализ работы, используемый R. Fidel и A. M. Pejtersen28 и концепцию M. J. Bates под симпатичным названием «сбор ягод» (berrypicking)29.
В моделях информационного поиска можно выделить элементы, связанные с описанием особенностей пользователя. Не претендуя на строгий теоретический анализ, мы можем группировать ключевые компоненты моделей, основываясь на предложенной Г. В. Суходольским системе описания деятельности30. По принадлежности к морфологии мы выделяем субъектов, объекты и среду, взаимодействия, внешний и внутренний план деятельности. Морфология — самая широкая группа описания, выделенная нами в существующих моделях информационного поиска. Г. В. Суходольский не упоминал в морфологическом описании понятие ситуация, однако некоторые модели информационного поиска включают ситуацию как часть модели. Мы включили элемент «ситуация» в морфологию описания и рассматриваем его как важную детерминанту информационного поиска. Субъект представлен в моделях информационного поиска как пользователь (User, T. Saracevic, N. Belkin), личность в контексте (Person-in-context, T. Wilson), информационный пользователь (Information user, T. Wilson). Объект информационного поиска описывается как простой элемент, например, компьютер в модели T. Saracevic. В модели N. Belkin объект представлен как информация, которая описывается типом, носителем, формой и уровнем. В модели P. Ingwersen объект представлен связанными элементами, включающими: информационный объект (Information objects), интерфейс — вычислительный ресурс — информационный ресурс (Interface — Computational resource — Information resource), интерактивную информационную систему. Эти элементы включают соответственно тексты, картинки, семантическое содержание (Text/knowledge representations, Full text/picture.../Semantic entities), язык поиска/технологии, структуры базы данных, правила индексирования/логику вычислений. Среда описывается как социальноорганизационная среда, которая включает предметную область, действующих субъектов, стратегии/цели, интеракции/действия (P. Ingwersen, N. Pharo, H. Xie, N. Belkin). Взаимодействия интерпретируются как интеракции: оценивание, использование, интерпретация, модификация (N. Belkin). Интеракции реализуются на различных уровнях. Сюда относят уровень ситуации, эмоциональный уровень, когнитивный уровень, уровень запроса, интерфейса, технический
уровень, технологический уровень, уровень содержания (content). Ситуация, детерминирующая информационный поиск, характеризуется временем, местом и контекстом и включает в себя: действие ^cdon), накопленные результаты (accumulated results), усилия (accumulated efforts), информационное пространство (information space), оставшиеся потребности (remaining needs), типы ресурсов (resource types), технические проблемы (Technical problems). Внешний план описания представлен в моделях несколькими элементами — информационный запрос, поисковые стратегии, поисковые тактики.
В центре нашего внимания, естественно, находится внутренний план описания деятельности. Элементы моделей, которые можно отнести к данному пространству описания, включают в себя разнородные компоненты: когнитивные структуры; свойства, связанные с эмоциональной сферой; интересы; интенции; разного рода знания; уровень обученности пользователя; черту характера — упорство; удовлетворенность. Информационная инфраструктура личности (Personal information infrastructure), которая упоминалась выше, H. Xie связал с такими элементами, как планы (программы), интерактивные интенции (interactive intentions) и интерактивные стратегии. Планы отвечают на вопросы: «Что делать сначала? Как достигнуть цели, решения задачи? Когда остановиться?» Интенции включают следующие типы: исследование (exploring), созидание (creating), модифицирование (modifying), мониторинг (monitoring), идентификацию (identifying), изучение (learning), учет (keeping records), организацию доступа (accessing), организацию (organizing), оценивание (evaluating), приобретение (obtaining). H. Xie выделяет часть интерактивных интенций, которые он назвал сущности (types of entities): данные/информация (data/information), знания (knowledge), понятия/термины (concept/term), формат (format), пункт/объект/сайт (item/objects/site), процесс/статус (process/status), размещение (location), система (system), человек (human).
В более ранней когнитивной модели P. Ingwersen описывает когнитивный мир индивидуального пользователя (Individual user cognitive space), куда он включает проблему/цель, неопределенность, информационную потребность, информационное поведение. Перекликается с приведенными выше описаниями состав компонента, который можно отнести к внутреннему плану описания информационного поиска, «поисковик» (Searcher) N. Pharo, т. е. человек, который ищет информацию. Сюда включены знание задачи (Task knowledge), поисковые знания (Search knowledge), знание системы поиска (Search system knowledge), образование (Education), мотивация (Motivation), упорство (Tenacity), неуверенность (Uncertainty), внимание (Attention).
Как мы видим, большая часть моделей описывает, с одной стороны, различные виды знаний пользователя, с другой — различные виды интенций. Описание типов знаний пользователя включают общие знания в предметной области, знания способов поиска, поисковых систем, знания относительно задачи. Следующая группа составляет описание интенций (в модели H. Xie), мотивации (в модели N. Pharo). Исходя из логики описаний интерактивных интенций и их сущностей (объектов), под интенцией понимается намерение совершить действие, направленное на какой-либо объект (сущность).
По принадлежности к аксиологии, Г. В. Суходольский различает характеристики потребностей, ценностей и оценок и вытекающие из них характеристики мотивов, функций, целей, результатов. К праксиологическим характеристикам относятся характеристики процесса и условий: фило-, онто- и актуально генетические; пространственно-временные; ресурсные; исполнительские.
В описанных выше моделях информационного поиска представлены стадии или этапы поиска (об этом мы говорили выше), а также некоторые включенные процессы (N. Belkin):
сравнение (comparison), навигация (navigation), репрезентация (representation), обобщение (summarization), визуализация (visualization).
К онтологическим характеристикам Г. В. Суходольский отнес характеристики существования, познания онтологические описания деятельностей. В моделях не представлены некоторые элементы информационного поиска, которые можно предполагать на основе концепции деятельности. Сюда относятся характеристики потребностей, оценок, мотивов, ценностей; характеристики целей, результатов; характеристики развития и онтологические характеристики. Таким образом, элементы моделей или характеристики информационного поиска сгруппированы относительно их принадлежности к морфологии, аксиологии, праксиологии и онтологии деятельности.
Мы предполагаем провести анализ информационного поиска в регуляторном аспекте, т. е. выделить такие свойства данного вида деятельности, которые в большей мере обусловлены регуляторными психологическими особенностями человека и будут проявляться у данного индивида в различных ситуациях при выполнении разного рода поисковых задач с большей долей вероятности. В инженерной психологии и психологии труда предложены различные модели регуляции операторской деятельности в зависимости от изучаемой проблемы. В последней значимой работе в этой области А. А. Обознов дал исчерпывающий анализ предыдущих теоретических и практических исследований и предложил ситуационно-динамическую модель системы психической регуляции деятельности оператора31. Сравнение модели психической регуляции деятельности оператора и рассматриваемых выше моделей показывает их принципиальную совместимость. Однако модель Обознова содержит несравнимо больший методологический потенциал. Ссылаясь на данную модель, информационный поиск можно рассматривать как форму операторской деятельности, направленную на восприятие и оценку текущей информации. Реализацией информационного поиска являются процессы сбора информации на основе антиципирующих схем и последующий анализ на основе оценочных схем. Результат информационного поиска — построение, развитие и поддержание концептуальной модели, на основе которой, включая другие факторы детерминации, оператор принимает решение и осуществляет действия. Антиципация и сличение выступают как сквозные процессы, участвующие в функционировании всех уровней психической регуляции информационного поиска.
1 Хам Мин Хак. Поведение и деятельность. М., 2003.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
3 Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М., 2008. C. 314.
4 Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М., 2008. C. 112.
5 Wilson T. D. Human Information Behavior // Information Science. 2000. № 3.
Зинченко Т. П. Опознание и кодирование. Л., 1981.
7 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.; М., 2003.
8 Choo C. W, Detlor B., Turnbull D. A Behavioral Model of Information Seeking on the Web Preliminary Results of a Study of How Managers and IT Specialists Use the Web. 1998 ASIS Annual Meeting Contributed Paper. URL: http://www.ischool.utexas.edu/~donturn/papers/asis98/asis98.html; Foster A. E. A non-linear model of information seeking behavior // Information Research. 2005. 10(2). Paper 222. URL: http:// InformationR.net/ir/10-2/paper222.html; Chevalier A., Kicka M. Web designers and web users: Influence of the ergonomic quality of the web site on the information search // International Journal of Human-Computer Studies. Vol. 64, Iss. 10. October 2006. P. 1031-1048. URL: www.sciencedirect.com
9 Thatcher А. Web search strategies: The influence of Web experience and task type // Information Processing and Management. 2008. 44. Р. 1308-1329. URL: www.sciencedirect.com.
10 Kao Gloria Yi-Ming, Pei-Lan Leia, Chuen-Tsai Sun. Thinking style impacts on Web search strategies // Computers in Human Behavior. 2008. 24. Р. 1330-1341. URL: www.sciencedirect.com.
11 Marchionini G. Information seeking in electronic environments. Cambridge, 1995.
12 Hansen P. Work Task Information-Seeking and Retrieval Processes // Theories of information behavior / Ed. By K. E. Fisher, S. Erdeles, L. McKechnie. Medford, 2005.
13 Detrol B. Web information behaviors of Organizational Workers // Theories of information behavior / Ed. By K. E. Fisher, S. Erdeles, L. McKechnie. Medford, 2005.
14 HertzumМ. Collaborative information seeking: The combined activity of information seeking and collaborative grounding // Information Processing & Management. Vol. 44, Iss. 2. March 2008. P. 957-962. Evaluating Exploratory Search Systems; Digital Libraries in the Context of Users’ Broader Activities. URL: www.sciencedirect.com
15 Mahe A. Beyond usage: understanding the use of electronic journals on the basis of information activity analysis // Information Research. 2004. 9(4). URL: http://InformationR.net/ir/9-4/paper186.html
16 Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
17 Kuhlthau C. C. Zones of intervention in the process of information seeking // Seeking meaning: A process approach to library and information services. 2 ed. Westport, 2004.
Makri S., Blandforda A., Cox A. L. Investigating the information-seeking behaviour of academic lawyers: From Ellis’s model to design // Information Processing & Management. 2008. Vol. 44, Iss. 2. URL: www.sciencedirect.com; HungP W, Johnson St. B., Kaufman D. R., Mendoncea E. A. A multi-level model of information seeking in the clinical domain // Journal of Biomedical Informatics, 2008. 41. URL: www.sciencedirect.com
19 Ingwersen P. Cognitive Perspectives of Information Retrieval Interaction: Elements of a Cognitive IR Theory // Journal of Documentation. 1996. Vol. 52, №. 1.
20 Belkin N. J. An overview of results from Rutgers’ investigations of interactive information retrieval // Visualizing Subject Access for 21st Century Information Resources. Proceedings of the 34th Annual Clinic on Library Applications of Data Processing. Champaign-Urbana: University of Illinois School of Library and Information Science, 1998.
Saracevic T. Modeling interaction in information retrieval (IR): A review and proposal // Proceedings of the American Society for Information Science. 1996. 33.
22 Spink A., Jansen B.J., Wolfram D., Saracevic T. From E-sex to e-commerce: Web search changes // IEEE Computer.
2002. 35(3).
23 Pharo N. A new model of information behaviour based on the Search Situation Transition schema // Information Research. 2004. 10(1). URL: http://InformationR.net/ir/10-1/paper203.html
24 Xie H. Shifts in information-seeking strategies in information retrieval in the digital age: Planned-situational model // Information Research. 2007. 12(4). URL: http://InformationR.net/ir/12-4/colis/colis22.html
25 Dervin B. On studying information seeking methodologically: the implications of connecting metatheory to method // Information Processing & Management. 1999. Vol. 35, Iss. 6. URL: www.sciencedirect.com
Wilson T. D. Models in information behaviour research // Journal of Documentation. 1999. № 55(3).
27 Belkin N. J. Anomalous State of Knowledge // Theories of information behavior / Ed. By K. E. Fisher, S. Erdeles, L. McKechnie. Medford, 2005.
28 Fidel R., Pejtersen A. M. Cognitive Work Analysis // Theories of information behavior / Ed. by K. E. Fisher, S. Erdeles, L. McKechnie. Medford, NJ, Inc. 2005.
29 Bates M. J. Berrypicking // Theories of information behavior / Ed. by K. E. Fisher, S. Erdeles, L. McKechnie. Medford, 2005.
30 Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988; М., 2008.
31 Обозное А. А. Психическая регуляция операторской деятельности: в особых условиях рабочей среды. М.,
2003.