Научная статья на тему 'Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности'

Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
640
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горюнова Л. Н.

Информационное поведение определяют как совокупность действий, связанных с получением и передачей информации, включая информационный поиск и использование информации. В статье рассматриваются человеко-ориентированные модели информационного поведения. Модели анализируются с точки зрения обобщенной теории деятельности Г. В. Суходольского. Выделены морфологическая, аксиологическая, праксиологическая и онтологическая модели информационного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution in Information Behavior Modeling from the Point of View of General Psychological Action Theory

Information behavior is defined as cumulative actions, connected with receipt and transfer of information, including information flow and use of information. The article examines human-oriented models of information behavior. The models are analyzed from the point of view of general action theory by G. V. Suhodolsky. The article distinguishes between morphological, axiological, praxiological and ontological models of information behavior.

Текст научной работы на тему «Развитие моделей информационного поведения с позиции обобщенной психологической теории деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Л. Н. Горюнова

РАЗВИТИЕ МОДЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИИ ОБОБЩЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационный поиск в настоящее время представляет собой бурно развивающуюся междисциплинарную область на пересечении информатики, психологии, лингвистики, библиотечного дела и других смежных наук. Для конкретного человека цена поиска выражается в потраченных усилиях, времени, часто в разочаровании и невозможности найти решение проблемы. Информационный поиск связан с разработкой и использованием информационнопоисковых систем, однако в центре внимания исследователей, занимающихся вопросами информационного поиска, находятся человек и его деятельность. Последнее десятилетие в зарубежной литературе велись споры относительно правомерности применения термина «информационное поведение». В результате споры послужили широкой популяризации этого понятия и практически повсеместному признанию специалистов. Часть исследователей использует этот термин в узком смысле, относя его только к поиску информации. Другие, например Том Уилсон, используют его в более широком смысле. Информационное поведение описывается как сложная деятельность. Человек определяет свои потребности в информации, ищет информацию любым способом, использует или передает ее i. Определяется информационное поведение как совокупность действий, связанных с получением и передачей информации, включая информационный поиск и использование информации 2. Таким образом, исследователи, изучающие информационное поведение, рассматривают систему действий, реализующих взаимодействие человека и информации.

Психологический анализ деятельности представляет собой процесс построения ее сложной психологической модели. Согласно обобщенной теории деятельности Г. В. Суходольского, метамодель деятельности можно рассматривать как систему из четырех элементов: морфологии, аксиологии, праксиологии и онтологии деятельности 3. Морфология описывает форму и строение деятельности, аксиология определяет ее ценности. Праксиология включает действия и операции, описывает процесс функционирования деятельности. Онтология представляет собой основы и принципы деятельности. Каждый элемент метамодели может выступать как частная модель деятельности: морфологическая, аксиологическая, праксиологическая или онтологическая.

В настоящее время существует множество разнообразных моделей, описывающих информационное поведение и его различные аспекты. Например, в книге Theories of Information Behavior (2005) представлено более 70 таких схем зарубежных авторов4. Модели выступают в виде некоторого утверждения, часто представленного в графическом виде,

© Л. Н. Горюнова, 2008

описывающего поиск информации, факторы, влияющие на него, результаты, различные стадии процесса поиска информации. Обобщенная теория деятельности позволяет провести анализ существующих схем информационного поведения с точки зрения полноты и глубины описания и в результате построить психологическую модель информационного поведения на основе концепции деятельности.

К наиболее известным человекоцентрированным моделям информационного поиска относятся модели Б. Дэрвин (B. Dervin, 1983), Д. Эллиса (D. Ellis, 1989), К. Кухультау (C. Kuhlthau, 1991) и метамодели информационного поведения Т. Уилсона (T. Wilson, 1981, 1999).

Бренда Дэрвин разработала т. н. «сенсмейкин» модель информационного поиска, основное содержание которой направлено на понимание того, как человек собирается использовать найденную информацию. Главное внимание в рамках данной схемы уделяется уникальной ситуации и целям человека5. Модель Б. Дэрвин включает четыре образующих элемента: ситуация, результат, разрыв, мост.

1. «Ситуация» характеризуется временем и местом, определяющими контекст, в котором информационная проблема возникает.

2. «Результат» является следствием «сенсмейкин» процесса.

3. «Разрыв» определяет разницу между реальной и желаемой ситуацией.

4. «Мост» представляет собой некоторый способ ликвидации разрыва.

Модель отражает аксиологический аспект анализа деятельности, т. к. в ее основе лежит процесс оценивания реальной ситуации и преодоление разрыва между желаемым и действительным положением дел. Согласно концепции Г. В. Суходольского, оценки и ценности являются частью аксиологии деятельности и рассматриваются как результат процесса оценивания или установления ценности (или антиценности). Процесс оценивания заключается в формировании эталонов и способов сравнения с ними оцениваемых объектов. Ценности деятельности выражаются в объективных, субъективных, обобщенных и конкретных результатах. Объективные результаты определяют реальную значимость деятельности человека. Субъективно предвидимые результаты — отражения объективных результатов в сознании субъекта деятельности. Г. В. Суходольский делит результаты деятельности на обобщенные и конкретные, что соответствует различению понятий «продукт» и «результат». Результат соотносится с действием, а продукт — с деятельностью в целом. Таким образом, мы можем уточнить содержание элемента «результат» в модели Б. Дэрвин. Он может включать объективные результаты поиска информации, субъективно предвидимые результаты, конкретные и обобщенные результаты. Возможно разделение результатов деятельности на полезные и вредные: полезный — удовлетворяет общественным или личным потребностям, вредный — препятствует удовлетворению потребностей. Анализ данной модели на основе концепции деятельности Г. В. Суходольского обогащает ее содержание.

Кроме того, аксиология деятельности, в соответствии с обобщенной теорией, предполагает описание функций деятельности и потребностей. Функции деятельности представляют собой преобразование основного предмета деятельности в ее продукт. Аналогично антифункцией деятельности Г. В. Суходольский называет некоторый объективный обобщенный вредный результат, который препятствует удовлетворению потребностей. Такая трактовка позволяет интерпретировать метафорический компонент модели Б. Дэрвин «разрыв — мост» как реализацию соответствующих функций деятельности. Таким образом, схема Б. Дэрвин может быть преобразована и дополнена. В аксиологическую модель необходимо включить компонент «потребности». При этом метафору «разрыв — мост» можно трактовать как «функ-

ции — антифункции» деятельности. Следовательно, мы преобразуем аксеологическую модель в следующий вид: «потребности» — «ситуация» — «функции» — «результаты».

Модель поиска информации Дэвида Эллиса не претендует на полноту описания всех составляющих информационно-поисковой деятельности. Единый процесс поиска делится на стадии. Выделяются следующие стадии: начало поиска, связывание, свободный просмотр, дифференциация, мониторинг, извлечение, верификация, финал6. Процесс «связывание» характеризуется тем, что пользователь обращается к известным источникам и цитатам. Свободный просмотр представляет собой непрямой, слабоструктурированный поиск в области потенциального интереса. Дифференциация заключается в использовании известных различий в информационных ресурсах с целью отфильтровать полученные сведения. Мониторинг — регулярный просмотр конкретных информационных источников, систематическая работа с определенными ресурсами, в которых локализуется интересующий материал. На стадии «извлечение» пользователь идентифицирует в информационном ресурсе релевантный задаче материал. Верификация соответствует проверке точности и надежности информации. Д. Эллис отмечал, что детали каждого конкретного случая будут зависеть от конкретного состояния деятельности по информационному поиску в конкретный момент времени. Модель подверглась критике в связи с тем, что в ней не учитывается иерархия процессов. В последующем рассмотрении свободный просмотр, дифференциация, мониторинг были отнесены к макроанализу деятельности, а начало, связывание, извлечение, верификация и финал — к микроанализу. Данная схема очерчивает праксиологический аспект информационно-поисковой деятельности. С позиции обобщенной теории деятельности Г. В. Суходольского праксиология описывает развитие и функционирование деятельности. Развитие деятельности проявляется в рационализации и рутинизации. Рационализация представляет собой постепенное совершенствование деятельности. Рутинизация описывает другой аспект развития — сохранение и воспроизведение деятельности в опыте человека. Следуя обобщенной концепции деятельности, необходимо в праксиологическую модель информационного поиска включить компонент, отражающий развитие деятельности. Функционирование выступает как процесс реализации функций. Г. В. Суходольский рассматривает функционирование деятельности в различных аспектах: физическом пространственно-временном континууме свойств деятельности, технологическом, информационном, психическом, сенсомоторном и речевом континуумах. Физический пространственно-временной континуум — это наиболее общая форма выражения деятельности субъекта. Технологический континуум включает временные циклы технологических процессов. Информационный функциональный континуум представляет пространство средств контроля и управления. Психический континуум является образно-понятийной формой функционального континуума, в котором выражаются мотивы и цели, планы и программы деятельности, образно-понятийные концептуальные модели. Сенсомоторный континуум описывает пространственно-временную систему чувственных образов восприятия, представления, воображения, перцептивные, умственные и исполнительные действия. Речевой континуум, как пишет Г. В. Суходольский, — это пространство понятийных знаний, профессиональной речи, передающее особенности технологических объектов, состояний, команд и сообщений. В общем виде представлен функциональный метаконтинуум, который отражает пространственно-временные свойства и характеристики внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности в их единстве. Модель Д. Эллиса можно отнести к праксиологической, т. к. она описывает функционирование информационно-поисковой деятельности. Свободный просмотр,

мониторинг и связывание отражают технологические циклы процессов, следовательно, их можно отнести к технологическому континууму описания. Стадии начала, связывания, извлечения, верификации, финала включены в психологический континуум и отражают планы, цели и программы, концептуальные схемы, мотивы и оценку результатов информационного поиска, описание действий.

Модель Кэрол Кухультау также характеризует действия человека, который ищет информацию, и может быть отнесена к праксиологической7. Однако К. Кухультау использует другой аспект рассмотрения и включает в описание ассоциированные чувства, мысли и соответствующие информационные задачи. Модель описывает стадии информационного поиска: «инициация», «отбор», «исследование», «разработка», «сбор» и «представление». Фаза «инициация» характеризуется неуверенностью, сомнениями, общими размышлениями, поиском справочной информации. Соответствующие информационные задачи — подтвердить необходимость поиска информации, сформулировать общую тему поиска. На стадии отбора общая тема, область, проблема идентифицируются, неуверенность сменяется оптимизмом и готовностью начать поиск. Стадия исследования характеризуется тем, что пользователь пытается связать непоследовательную, несовместимую, случайную информацию. Сомнение на этой стадии поиска часто возрастают. На стадии разработки формируется более точное представление о перспективах поиска, уменьшается неопределенность, и уверенность в себе начинает расти. Последние две стадии поиска связаны с концентрацией на точной информации и формулировании нового понимания проблемы. К. Кухультау анализирует изменение чувств в процессе поисковой деятельности. От чувства неуверенности, сомнения и беспокойства в начале поиска до чувства удовлетворенности и облегчения по мере успешного его завершения. Схема также относится к праксиологической модели информационного поиска. Обе праксиологические модели описывают последовательность циклов, однако не выделяют в отдельные элементы планы, цели, концептуальные схемы, мотивы и оценку результатов информационного поиска. Авторы подчеркивают, что последовательность и набор действий, описанные ими, во многом зависят от конкретной ситуации, признавая отсутствие полноты моделей. Следовательно, задача дальнейшей разработки праксиологической психологической модели информационного поиска остается актуальной и требующей последующего решения.

Рассматриваемые далее модели информационного поведения Тома Уилсона часто цитируются исследователями информационного поиска в различных областях знаний. Модели представляют собой общий взгляд на информационный поиск. Автор разработал варианты макромодели, пытаясь описать информационный поиск в структуре поведения человека в целом. Одна из ранних схем информационного поведения (1981) описывает широкую область феноменов, связанную с ним. Модель включает в качестве основных компонентов пользователя информации, потребности пользователя, удовлетворенность (неудовлетворенность) пользователя в результате поиска информации, передачу информации другим пользователям, обмен информацией, использование информации, запрос информации информационным системам, запрос информации в другие информационные ресурсы, успешный (неуспешный) результат запроса. Автор предполагает, что информационное поведение возникает на основе потребностей потребителя информации, который для удовлетворения своих потребностей использует электронные или неэлектронные информационные ресурсы. Если поиск заканчивается успешно, то информация используется и может частично или полностью удовлетворить потребность. Если поиск заканчивается неуспешно, то процесс повторяется. Дополнительно модель показывает, что в процесс

поиска вовлекаются другие люди, обмениваясь информацией. Т. Уилсон видит ограниченность данной схемы в отсутствии факторов, влияющих на информационное поведение. Таким образом, модель можно отнести к наиболее полной морфологической модели. Морфология ее определена на основе субъектно-объектных отношений и включает: субъекта информационной деятельности (пользователя информации), объекты информационной деятельности (электронные и неэлектронные информационные ресурсы), взаимодействия (поиск, использование и обмен информацией). Поиск информации рассматривается как центральное взаимодействие. Внешний план деятельности выражен ее продуктивной стороной (успешный или неуспешный результат поиска), внутренний план — потребностями пользователя, вызывающими и формирующими информационно-поисковое поведение, и удовлетворенностью (неудовлетворенностью) пользователя результатами информационного поиска. Данная модель описывает логическую структуру информационного поведения. Развивая в дальнейшем свою модель, Т. Уилсон отмечал, что информационные потребности носят вторичный характер и зависят от базовых потребностей индивида. Базовые потребности автор разделяет на физиологические, когнитивные и аффективные. В контексте любой из схем можно рассматривать человека как личность, выполняющую определенную роль, связанную с работой или ежедневной жизнью. Кроме того, в расширенной схеме обозначены барьеры различного вида, препятствующие успешному поиску информации. Барьеры связаны с личностным, межперсональным, социальным контекстом или с окружающей средой. Т. Уилсон включил в реконструированную модель праксиологический аспект — описание стадий информационного поиска.

В следующей модели (1996) автор не только описал отдельные элементы информационного поведения, но и представил факторы, влияющие на информационное поведение. В центе информационного поведения человека Т. Уилсон ставит несколько видов деятельностей (вместо одного вида из предыдущей схемы) — поиск, обработка и использование информации. Данная схема включает несколько психологических теоретических компонентов. Во-первых, — стресс-копинг теорию (Folkman, 1984), с помощью которой объясняется, почему некоторые потребности не «запускают» поисковое поведение, некоторые информационные ресурсы больше используются индивидом, чем другие. Во-вторых, — теорию социального научения, которая включает понятие самоэффективности (Bandura, 1977). На основе своих моделей Т. Уилсон выдвигает гипотезу относительно разработки систем поиска информации. Поисковые системы, по его мнению, должны уменьшать риск неудачи пользователя, чтобы повысить его чувство самоэффективности. Схемы описывают онтологический аспект информационно-поисковой деятельности, отражая основы и принципы информационного поведения.

Обобщенная концепция деятельности Г. В. Суходольского позволяет категоризировать существующие модели информационного поведения, определив, какой аспект описания деятельности отражает та или иная модель и какова полнота описания. Таким образом, мы выделили морфологическую, аксиологическую, праксиологическую и онтологическую модели информационного поведения. Каждая из них описывает с той или иной степенью полноты соответствующие аспекты информационного поведения. Наиболее полное описание представлено в морфологической и онтологический схемах, разработанных Т. Уилсоном. Данные модели могут служить основой для выделения различных типов информационного поведения. Описанные праксиологические примеры информационного поведения требуют значительного уточнения и расширения, т. к. в них представлены описания различных видов действий в рамках информационного поиска, и сделаны попытки (но не реализованы

в полной мере) включения психологических составляющих деятельности. Таким образом, разработка уточненной праксиологической психологической модели информационного поиска — следующий этап развития исследований в области изучения информационного поведения.

1 Wilson T. D. Models in information behaviour research // Journal of Documentation. 1999. Vol. 55 (3).

2 Wilson T. D. Human information behavior // Informing Science. 2000. № 3 (2).

3 Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988; Он же. Основы психологической теории деятельности. 2-е изд. М., 2008.

4 Theories of Information Behavior / Ed. by K. E. Fisher, S. Erdelez, L. McKechnie. Medford, 2005.

5 Dervin B. An overview of sense-making research: Concepts, methods and results to date // International Communications Association Annual Meeting. Dallas, 1983.

6 Ellis D. A behavioural approach to information retrieval design // Journal of Documentation. 1989. № 45 (3).

7 Kuhlthau C. C. Inside the search process: Information seeking from the user’s perspective // Journal of the American Society for Information Science. 1991. № 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.