УДК 159.9
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1
В. П. Третьяков, Л. Н. Горюнова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Современные специалисты в области информационных технологий подтвердили пророческие слова Альберта Эйнштейна, который предвещал, что в конце ХХ столетия человечество станет свидетелем «информационного взрыва». Поиск информации из частной задачи, стоящей перед теми, кто ее ищет, превратился в междисциплинарную научную проблему, которую определяли в своих работах Т. С. Кун, К. Р. Поппер, А. Н. Колмогоров и др. [1-3]. «Информационная эксплозия» продолжается, меняя многое — устои, традиции, этику и мораль [4, 5]. Новое информационное общество характеризуется гибкостью, глобализацией, нестабильностью и развивается в трех пересекающихся пространствах — географическом, социальном, информационном. Технические специалисты, которые находятся в эпицентре информационного взрыва, задают вопросы, что делать с информацией: «что хранить?» и «как хранить?» [6].
Информационный поиск как глобальная проблема изучается в нескольких направлениях. В области информационных наук информационный поиск выступает как научно-практическая дисциплина, которая включает исследование поиска документов с использованием информационных систем, обработку результатов поиска, проектирование архитектуры поисковых систем, моделирование и классификацию документов. В библиотечном деле и документоведении информационно-поисковая деятельность изучается с целью разработки и оптимизации хранилищ информации [7-11]. В лингвистике, семиотике, когнитивных науках исследователи разрабатывают законы построения и использования знаковых систем, принципов переработки знаковой информации [12-14]. В информационных науках с появлением автоматических систем поиска информации развивается новое направление, связанное с обеспечением проектирования и использования информационно-поисковых систем, ориентированных на пользователя [15-20]. Анализ концепций и моделей информационного поиска человека в информационных и когнитивных науках, библиотечном деле и документоведении представлен в раннем обзоре [21]. Усилия, не всегда скоординированные, представителей различных научных сфер направлены на решение актуальных проблем поиска информации. Немалая часть работ посвящена исследованию информационных потребностей научного сообщества и поиску путей их удовлетворения.
В предыдущей статье, анализируя широкий круг работ, прямо или косвенно связанных с исследовательской деятельностью, мы выделили два подхода к ее изучению — философско-методологический и естественнонаучный. Был предложен общий теоретический конструкт, который объединяет сторонников различных подходов: целевая функция исследовательской работы — получение нового знания. В рецензии к упомянутой работе В. М. Аллахвердов написал: «На первый взгляд это выглядит неожиданным: поиск уже имеющейся информации не может сам по себе порождать новую информацию. Но авторы утверждают, что человек ищет не любую информацию, а ту, которая может породить новое знание. Правда, оставляют в стороне рассмотрение
© В. П. Третьяков, Л. Н. Горюнова, 2012
самого важного вопроса: как исследователь способен заранее узнать, какая информация может породить новое знание?». Иногда вопросы важнее, чем ответы. Особенности использования информационных технологий в работе исследователя, а также особенности и специфика информационно-поисковой деятельности определяют ряд существующих проблем, которые на уровне потребителя информации связаны с разработкой информационно-поисковых систем и средств доступа к информации [13, 15, 22].
Основные психологические проблемы проектирования и использования информационно-поисковых систем в исследовательской работе
Основные психологические проблемы проектирования и использования информационно-поисковых систем в исследовательской работе можно условно озаглавить «5W1H» по популярному названию известного метода Киплинга (What, When, Why, Who, Where and How).
К числу проблем проектирования систем информационного поиска относится совершенствование процедур обработки научных документов и поиск современных способов представления результатов, которые адекватны психической модели предмета поиска исследователя, уровню его знаний о предметной области, временным затратам, которые он может себе позволить, то есть отвечают на вопрос, какая информация нужна исследователю и когда. Вопросы автоматической обработки текстов для целей хранения и организации доступа тесно связаны также с психологическими основаниями оценки найденной информации. Для оценки научных баз данных эта проблема приобретает особую остроту. Очевидно, что трудно решить, что представляет ценность, а что нет. Для разных пользователей ценность одних и тех же источников различна. Пользователи готовы тратить разное время на поиск нужной информации. Подход к оценке информации требует разработки не только модели информационных потребностей пользователя, но и модели, включающей описание приоритетов пользователя, его временных ресурсов и тех задач, которые он решает.
Организация взаимодействия пользователя и информационной системы должна предполагать возможность формулирования эффективного поискового запроса на естественном языке, если учитывать то, что при проблемном поиске пользователь не имеет ясной структуры знаний о предмете поиска, недостаточно представляет, какая именно информация ему необходима. Возможность формирования точного качественного поискового запроса на основе мощного поискового механизма и простота, легкость его задания являются противоречивыми требованиями. Таким образом, имеет место проблема психологической оценки поисковой ситуации и ее контекста (кто и почему ищет информацию?)
В условиях многогранного и многоязычного современного научного сообщества предстоит решить проблемы интеграции поиска в мультидисциплинарных областях, проблемы многоязычного поиска, а также обеспечения коллективного поиска. Работы в этом направлении в настоящее время фокусируются на изучении различий в поиске, который осуществляют представители разных областей знаний — гуманитарной, естественнонаучной, технической. Проводятся психологические, кросскультурные и междисциплинарные исследования особенностей поиска, которые направлены на нахождение ответов на вопросы, где и как представлять информацию. Мультидисциплинар-ная открытая структура знаний в этой области позволяет интегрировать и взаимно
обогащать различные подходы к изучению проблем информационного поиска. Однако множественность аспектов изучения требует внимательного рассмотрения состава и содержания используемых исследователями понятий, выделения их психологического содержания.
Информационное поведение или информационная деятельность
В русскоязычной научной литературе употребляются понятия «информационное поведение», «информационная деятельность», «информационно-научная деятельность», «информационно-поисковая деятельность», «информационный поиск». Они наиболее разработаны в тех областях знаний, которые связаны с хранением, переработкой и организацией информации — в информатике, библиотечном деле, доку-ментоведении. Часто авторы используют эти понятия как синонимы. Однако каждое из них имеет свою специфику. В информационных науках и библиотековедении авторами широко используются понятия «информационное поведение» и «информационная деятельность» [7, 9, 10, 18, 23, 24]. «Информационное поведение» и «информационную деятельность» описывают как действия, активность, которые предпринимаются человеком для получения, использования, переработки и создания информации.
Русскоязычный термин «информационное поведение» во многом совпадает с английским "information behavior". В классическом научном издании [9, с. 5] информационное поведение определяется как поведение, которое включает разнообразные виды активности человека, связанные с поиском, переработкой и использованием или неиспользованием информации. Поиск информации является центральным компонентом информационного поведения, однако информационное поведение трактуется широко, включая другие виды информационной активности — хранение и организацию информации, извлечение информации, пассивное взаимодействие с информацией, избегание информации. "Information behavior" определяется зарубежными авторами как целостное поведение человека в отношении поиска и выбора информации, включая активный и пассивный информационный поиск и использование информации. "Information seeking behavior" рассматривается как целенаправленный поиск информации с целью удовлетворения информационной потребности с использованием различных источников информации, например газет, библиотек или Интернета. "Information searching behavior" — это микроуровень поведения человека, профессионально выполняющего задачу поиска информации с использованием информационных систем различного рода.
Термины «информационное поведение» и «информационная деятельность» описывают наиболее широкий круг явлений, связанных с активностью человека при взаимодействии с информацией, и являются широкими или общими определениями в представленном выше ряду. Частные аспекты информационной деятельности и информационного поведения, связанные с формированием и развитием информационной компетенции специалистов, являются предметом исследования в педагогической психологии.
Как профессиональный вид информационная деятельность выступает в разнообразных формах информационно-научной деятельности. Информационно-научная деятельность в литературе определяется как организационно-оформленная разновидность научного труда и научно-технической деятельности, которая направлена на
обеспечение исследований и заключается в поиске, аналитико-синтетической переработке и предоставлении специалистам научной информации [25, 26]. В целом, любые виды информационной деятельности рассматриваются в контексте коммуникаций и отражают информационные взаимосвязи в сообществах, являясь выражением общественного основания труда. В контексте научно-исследовательской деятельности информационно-поисковая деятельность часто рассматривается как разновидность исследовательской активности, направленной на работу с научными документами с целью получения новых знаний. Термины «информационное поведение» и «информационная деятельность» являются общими по отношению к термину «информационно-поисковая деятельность». Информационная деятельность имеет по своему содержанию общественную основу и отражает характер и способ включения исследователя в профессиональное научное сообщество.
Исследовательская активность
В рамках субъективного подхода в психологии при изучении проблем творческого развития личности используются понятия «исследовательская активность» и «исследовательская компетентность» [27, 28]. Понятие «исследовательская активность» объединяет несколько форм ее проявления. К основным формам исследовательской активности относят исследовательское поведение, ориентировочно-исследовательские реакции, поисковое поведение [29, 30]. Исследовательская деятельность является предметом изучения психологии творчества и психологии мышления [22, 31, 32]. П. Я. Гальперин рассматривал исследовательскую деятельность как совокупность действий, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование. Исследовательская деятельность представлена как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, в ходе которой осуществляется трансляция культурных ценностей и формирование мировоззрения человека [32]. В общем виде исследовательская активность определяется как развивающийся способ освоения действительности посредством обследования объекта, поиска и изучения неизвестного, формулирования гипотез, проблем, который имеет своим результатом приобретение знаний и накопление индивидуального опыта. В настоящем исследовании информационно-поисковая деятельность рассматривается как часть или компонент исследовательской деятельности.
Информационная компетентность
Предметом изучения информационной деятельности в психолого-педагогической сфере выступают различные аспекты формирования и развития информационной компетентности специалистов, которая понимается либо узко, как компьютерная грамотность, либо широко, как информационная компетенция в целом [22]. Информационная компетентность обосновывается тем, что современное информационное общество предъявляет особые требования к специалистам. Они должны иметь доступ к разнообразным источникам информации, использовать информационные технологии и технические средства, уметь быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации. В широком смысле информационная компетенция определяется как способность человека при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Она включает специальные знания относительно информационных систем; использование компьютера; мотивацию субъекта на поиск, использование, передачу информации; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи. Авторы рассматривают информационную компетенцию как универсальную по характеру и применимости. Она выступает в качестве многофункциональных умений, позволяющих решать проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Информационная компетенция включает различные психические процессы и интеллектуальные умения и требует абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления и др. Она необходима специалистам в разных предметных областях, проявляется в трех основных сферах — в повседневной жизни, в образовательном процессе и в производственной деятельности. Информационная компетентность рассматривается с позиций компетентностного подхода в образовании как способность человека при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, создавать и передавать необходимую для решения профессиональных задач информацию. Информационная компетентность выражается в умениях специалиста искать, анализировать, отбирать и производить необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационно-поисковая деятельность, с одной стороны, отражает уровень информационной компетентности исследователя, с другой стороны, является основным фактором ее развития.
Информационный поиск
Информационный поиск в современной трактовке понимается как процесс поиска, который реализуется с помощью автоматизированной информационной системы. Аналогичный английский термин "information retrieval" введен Кельвином Мурсом в 50-х годах ХХ столетия. Необходимо отметить, что в русском языке нет специального определения для поиска информации с помощью информационных систем. В русскоязычной литературе «информационный поиск» имеет несколько трактовок. В широком традиционном понимании информационный поиск — поиск любыми способами (человек использует информационную поисковую систему и любые другие информационные источники для поиска). Также информационный поиск — новая область научных знаний, связанных с пониманием, обобщением и выделением технических и математических основ поиска информации. В инженерной психологии информационный поиск определяется как выделение из совокупности предъявленных сигналов тех, которые соответствуют решаемой задаче [33].
Изучены факторы, влияющие на время выполнения поисковых задач, — общий объем отображения, оперативный объем отображения, размер информационного поля, структура информационного поля, разнообразие элементов информационного поля, количество эталонов, с которыми сличаются элементы информационного поля и сложность выполняемой задачи. Информационное поле описывается как пространство рабочего места человека-оператора с размещенными на нем средствами изображения информации и другими источниками сведений, используемых им в процессе деятельности. Информационный поиск в инженерной психологии изучался в отношении структуры и динамики внутренних процессов, а также в отношении внешних
и внутренних факторов, определяющих эффективность информационного поиска человека [34]. Выделены внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность опознания сигналов и поиска информации. Внешние включают модальность сигнала, длину алфавита сигналов, мерность сигнала, неопределенность сигнала, вероятность его появления. К внутренним относятся уровень тренированности человека, стратегии опознания объектов, индивидуальные особенности человека [35]. Информационно-поисковая деятельность включает в себя как элемент информационный поиск, но рассматривается в контексте более широкой проблемы научно-исследовательской активности как «открытия нового в природе вещей» [36, с. 20].
Информационно-поисковая деятельность
А. Н. Колмогоров указывал, что данные приобретают ценность для человека тогда, когда являются составной частью модели реального мира и связаны с другими данными [3]. Конечная цель информационно-поисковой деятельности исследователя — понимание того или иного явления, приобретение взаимосвязанных сведений, возможность извлечь из информации знания и получение новых знаний. Поисковая система является сложным инструментом, которым пользуется человек, а не автоматом для «добычи» информации. Поэтому эффективность поиска во многом зависит от особенностей самого пользователя, от того, каким образом протекает взаимодействие пользователя и информационной системы, особенностей поискового механизма системы, ориентации человека в предмете поиска. Операционным объектом, непосредственно участвующим во взаимодействии пользователя и информационной системы, является «поисковый образ» документа, который устанавливается поисковым механизмом на формальном уровне. Поисковый образ является описанием документа в системе, выражающим основное смысловое содержание документа, и содержащим идентифицирующие признаки, необходимые для поиска документа по запросу.
Результат поиска устанавливается на основе соотнесения искомого и найденного. Фактически пользователь на смысловом уровне реконструирует возможное содержание по перечислению основных характеристик документа в «поисковом образе-описании» и далее соотносит его с действительным содержанием документа и образом предполагаемого искомого, который выступает как антиципирующий образ в структуре информационно-поисковой деятельности. В целом этот процесс определяется не только качеством формирования описания документов в системе, но и уровнем знания субъектом предметной области, возможностей информационно-поискового языка.
По степени соотношения известного/неизвестного в предмете поиска выделяют три типа поисковых задач. Документальный поиск — это поиск известного объекта. Тематический поиск — подбор информации по теме, поиск документов, которые раскрывают не в полной мере, но известную для исследователя тему. Проблемный поиск является основой созидательной деятельности и характеризуется тем, что у пользователя отсутствует структура знаний о предмете поиска, пользователь располагает отдельными, не связанными фактами и неясно представляет, какая именно информация ему необходима. Особенность информационно-поисковой деятельности исследователя заключается в том, что информационные потребности не всегда имеют четкое выражение и не могут быть формализованы. Большинство рядовых исследователей не имеют навыков построения сложных поисковых запросов и используют простейшие
инструменты поиска. Предлагаемые исследователям информационные техники поиска зачастую не применяются ими, даже если имеют удобный и эффективный, но плохо знакомый или требующий специального обучения, интерфейс.
Информационно-поисковая деятельность как предмет психологического
исследования
Методологический принцип системности рассмотрения психических явлений предполагает изучение явления как структуры связанных компонентов, с одной стороны, и как части более общей системы, с другой [37, 38]. В настоящем исследовании информационно-поисковая деятельность рассматривается в качестве части или компонента исследовательской деятельности, что позволяет изучать ее как целостный феномен. Понятия «поведение» и «деятельность» являются ключевыми, центральными в психологии. Деятельностный подход рассматривает понятие «деятельность» как «решающий пункт и главный метод познания психического отражения сознания» [39, с. 23]. Понятия «поведение» и «деятельность» не противопоставляются в психологии. Оба понятия обладают эвристической силой и активно используются представителями различных школ и направлений [40].
Рассматривая информационно-поисковую деятельность как вид деятельности, мы основываемся на методологических принципах, разработанных в теории деятельности, представлениях о регуляторных и антиципирующих функциях психических явлений. Под информационно-поисковой деятельностью исследователя понимается определенный вид активности человека, то есть «самодвижение» к поставленной цели. Психологические основания деятельности отражают основные понятия, которые характеризуют различные психологические аспекты описания деятельности и служат базой для систематизации понятий в психологической теории деятельности: субъект деятельности; морфология деятельности; мотивация деятельности; функции деятельности; динамика деятельности; разнообразие деятельностей [41].
Специфика информационно-поисковой деятельности состоит в ее особой организации, которая носит целенаправленный характер. Состав информационно-поисковой деятельности включает специфические действия, направленные на формирование и соотнесение антиципирующего образа искомого с поисковыми описаниями информационных объектов. Основная функция информационно-поисковой деятельности исследователя — включение содержания найденных источников в личный профессиональный опыт исследователя, формирование новых смыслов научной деятельности с целью преодоления неопределенности в решении задач исследования.
Мотивация информационно-поисковой деятельности включает разные уровни выражения поисковых и информационных потребностей исследователя и определяется характером и статусом профессиональной идентичности исследователя как части научного сообщества.
В качестве внешнего средства информационно-поисковой деятельности выступают системы поиска информации. Информационно-поисковая деятельность характеризуется специфическими условиями взаимодействия человека и информационных систем. Состав информационно-поисковых действий представлен наборами действий, определяющими различные виды поисковых стратегий и тактик. Результатом информационно-поисковой деятельности является обнаружение, знание о местонахождении
информации, необходимой для решения задач деятельности с последующим ее использованием или фиксацией ее местонахождения для отсроченного использования. Важными методологическими принципами, с точки зрения психологического описания информационно-поисковой деятельности исследователя, являются положения о единстве интериоризации и экстериоризации деятельности во всех формах ее развития, о единстве процессов и результатов деятельности, процедур и образов, а также о единстве психической и непсихической сторон деятельности. Информационно-поисковая деятельность исследователя определяется как компонент, включенный в систему исследовательской деятельности.
Литература
1. Кун Т. С. Структура научных революций. М.: Прогресс, 2009. 317 с.
2. Поппер К. Р. Логика научного исследования / пер. с англ. под общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Республика, 2005. 446 с.
3. Колмогоров А. Н. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987. 303 с.
4. Войскунский А. Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008, № 2. С. 140-153.
5. Войскунский А. Е. Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987. С. 139-158.
6. Барахнин В. Б., Федотов А. М. Исследование информационных потребностей научного сообщества для построения информационной модели описания его деятельности // Вестн. НГУ. Сер. «Информационные технологии». 2008. Т. 6. Вып. 3. С. 48-59.
7. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб.: Профессия, 2004. 304 с.
8. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход. М.: Профиз-дат, 2001. 111с.
9. Case D. O. Looking for information: A survey of research on information seeking, needs, and behavior. San Diego, CA: Academic Press. 2002. 423 р.
10. Dervin B. On studying information seeking methodologically: the implications of connecting metatheory to method // Information Processing & Management. 1999. Vol. 35 (I). P. 727-750.
11. Kuhlthau C. C. Zones of intervention in the process of information seeking // Seeking meaning: A process approach to library and information services. Westport, CT: Libraries Unlimited. 2004. Р. 127-144.
12. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2000. 382 с.
13. Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск): учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 188 с.
14. Fidel R., Davies R. K. A visit to the information mall: web searching behaviour of high school students // Journal of the American Society for Information Science. 1999. Vol. 50. Р. 24-37.
15. Барахнин В. Б., Федотов А. М. Информационная система: взгляд на понятие // Вестн. НГУ. Сер. «Информационные технологии». 2007. Т. 5. Вып. 2. С. 12-19.
16. Голицына О.Л., Максимов Н. В. Информационные системы. М.: Форум Инфра-М, 2004. 329 с.
17. Bedny G. Z., Karwowsky W. A systemic-structural theory of activity: Applications to human performance and work design. USA: Boca Raton, FL, CRC Press, Taylor & Francis Group, 2007. 526 p.
18. Ingwersen P. Cognitive Perspectives of Information Retrieval Interaction: Elements of a Cognitive IR Theory // Journal of Documentation. 1996. Vol. 52. Р. 3-50.
19. Kuutti K. Activity theory as a potential framework for human-computer interaction research. In Context and consciousness: activity theory and human-computer interaction. Massachusetts Institute of Technology, Cambridge: MA, 1995. P. 7-44.
20. Marchionini G. Exploratory search: from finding to understanding // Communications of the ACM. 2006. Vol. 49. P. 41-46.
21. Горюнова Л. Н. Обзор современных исследований информационного поиска // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.12 «Психология. Социология. Педагогика». 2009. Вып. 1 (1). С. 206-213.
22. Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск; М.: Изд-во Удмурд. ун-та, 2001. 103 с.
23. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика. СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. 387 с.
24. Зусьман О. М. Библиографические исследования науки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. унта культуры и искусств, 2000. 215 с.
25. Гиляревский Р. С. Введение в интеллектуальную коммуникацию: учеб пособие. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992. 131 с.
26. Сляднева Н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт си-стемно-деятельностного анализа: монография. М.: Изд-во Моск. ин-та культ., 1993. 226 с.
27. Матюшкин А. М., Аверина И. С. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 155 с.
28. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 334 с.
29. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.
30. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 266 с.
31. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. 2-е изд. М.: КДУ: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 399 с.
32. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 442 с.
33. Большой психологический словарь / ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА, 2003. 666 с.
34. Рябинкина Л. И. Исследование эффективности информационного поиска при различных способах кодирования: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1978. 23 с.
35. Тутушкина М. К. Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Л., 1982. 36 с.
36. Петровский А. В. Теоретическая психология. М.: Academia, 2001. 495 с.
37. Ганзен В. А. Теория и методология психологического исследования: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. 74 с.
38. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 349 с.
39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 345 с.
40. Хам Мин Хак. Поведение и деятельность. М.: Смысл, 2003. 175 с.
41. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. М.; URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. 164 с.
Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.