Научная статья на тему 'Информационно-поисковая деятельность как предмет психологического исследования'

Информационно-поисковая деятельность как предмет психологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1622
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / INFORMATION RETRIEVAL ACTIVITIES / SCIENTIFI C RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Виталий Петрович, Горюнова Л. Н.

В статье раскрыты актуальные современные психологические проблемы проектирования и использования информационно-поисковых систем в исследовательской работе. Рассмотрен ряд понятий и терминов, используемых в научной литературе в связи с поиском информации, которые пришли из разных научных областей. Показано психологическое содержание понятий «информационное поведение», «информационно-поисковая деятельность», «исследовательская активность», «информационная компетентность». Сопоставлены и обобщены разные точки зрения на информационную деятельность как объект психологического описания и исследования, обосновано психологическое содержание информационно-поисковой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information retrieval activities as a subject of psychological research

The article examines the current psychological issues of design and use of the information retrieval systems in the field of researches. It studies a number of concepts and terms which are used in the scientific literature in connection with the information search process and originate from different scientific fields, still used by the researchers simultaneously. The article displays the psychological content of the concepts of information behavior, information retrieval activities, research activities, information competence. It compares and summarizes different views on the information activity as an object of psychological description and investigation and validates the psychological content of information retrieval activities.

Текст научной работы на тему «Информационно-поисковая деятельность как предмет психологического исследования»

УДК 159.9

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

В. П. Третьяков, Л. Н. Горюнова

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные специалисты в области информационных технологий подтвердили пророческие слова Альберта Эйнштейна, который предвещал, что в конце ХХ столетия человечество станет свидетелем «информационного взрыва». Поиск информации из частной задачи, стоящей перед теми, кто ее ищет, превратился в междисциплинарную научную проблему, которую определяли в своих работах Т. С. Кун, К. Р. Поппер, А. Н. Колмогоров и др. [1-3]. «Информационная эксплозия» продолжается, меняя многое — устои, традиции, этику и мораль [4, 5]. Новое информационное общество характеризуется гибкостью, глобализацией, нестабильностью и развивается в трех пересекающихся пространствах — географическом, социальном, информационном. Технические специалисты, которые находятся в эпицентре информационного взрыва, задают вопросы, что делать с информацией: «что хранить?» и «как хранить?» [6].

Информационный поиск как глобальная проблема изучается в нескольких направлениях. В области информационных наук информационный поиск выступает как научно-практическая дисциплина, которая включает исследование поиска документов с использованием информационных систем, обработку результатов поиска, проектирование архитектуры поисковых систем, моделирование и классификацию документов. В библиотечном деле и документоведении информационно-поисковая деятельность изучается с целью разработки и оптимизации хранилищ информации [7-11]. В лингвистике, семиотике, когнитивных науках исследователи разрабатывают законы построения и использования знаковых систем, принципов переработки знаковой информации [12-14]. В информационных науках с появлением автоматических систем поиска информации развивается новое направление, связанное с обеспечением проектирования и использования информационно-поисковых систем, ориентированных на пользователя [15-20]. Анализ концепций и моделей информационного поиска человека в информационных и когнитивных науках, библиотечном деле и документоведении представлен в раннем обзоре [21]. Усилия, не всегда скоординированные, представителей различных научных сфер направлены на решение актуальных проблем поиска информации. Немалая часть работ посвящена исследованию информационных потребностей научного сообщества и поиску путей их удовлетворения.

В предыдущей статье, анализируя широкий круг работ, прямо или косвенно связанных с исследовательской деятельностью, мы выделили два подхода к ее изучению — философско-методологический и естественнонаучный. Был предложен общий теоретический конструкт, который объединяет сторонников различных подходов: целевая функция исследовательской работы — получение нового знания. В рецензии к упомянутой работе В. М. Аллахвердов написал: «На первый взгляд это выглядит неожиданным: поиск уже имеющейся информации не может сам по себе порождать новую информацию. Но авторы утверждают, что человек ищет не любую информацию, а ту, которая может породить новое знание. Правда, оставляют в стороне рассмотрение

© В. П. Третьяков, Л. Н. Горюнова, 2012

самого важного вопроса: как исследователь способен заранее узнать, какая информация может породить новое знание?». Иногда вопросы важнее, чем ответы. Особенности использования информационных технологий в работе исследователя, а также особенности и специфика информационно-поисковой деятельности определяют ряд существующих проблем, которые на уровне потребителя информации связаны с разработкой информационно-поисковых систем и средств доступа к информации [13, 15, 22].

Основные психологические проблемы проектирования и использования информационно-поисковых систем в исследовательской работе

Основные психологические проблемы проектирования и использования информационно-поисковых систем в исследовательской работе можно условно озаглавить «5W1H» по популярному названию известного метода Киплинга (What, When, Why, Who, Where and How).

К числу проблем проектирования систем информационного поиска относится совершенствование процедур обработки научных документов и поиск современных способов представления результатов, которые адекватны психической модели предмета поиска исследователя, уровню его знаний о предметной области, временным затратам, которые он может себе позволить, то есть отвечают на вопрос, какая информация нужна исследователю и когда. Вопросы автоматической обработки текстов для целей хранения и организации доступа тесно связаны также с психологическими основаниями оценки найденной информации. Для оценки научных баз данных эта проблема приобретает особую остроту. Очевидно, что трудно решить, что представляет ценность, а что нет. Для разных пользователей ценность одних и тех же источников различна. Пользователи готовы тратить разное время на поиск нужной информации. Подход к оценке информации требует разработки не только модели информационных потребностей пользователя, но и модели, включающей описание приоритетов пользователя, его временных ресурсов и тех задач, которые он решает.

Организация взаимодействия пользователя и информационной системы должна предполагать возможность формулирования эффективного поискового запроса на естественном языке, если учитывать то, что при проблемном поиске пользователь не имеет ясной структуры знаний о предмете поиска, недостаточно представляет, какая именно информация ему необходима. Возможность формирования точного качественного поискового запроса на основе мощного поискового механизма и простота, легкость его задания являются противоречивыми требованиями. Таким образом, имеет место проблема психологической оценки поисковой ситуации и ее контекста (кто и почему ищет информацию?)

В условиях многогранного и многоязычного современного научного сообщества предстоит решить проблемы интеграции поиска в мультидисциплинарных областях, проблемы многоязычного поиска, а также обеспечения коллективного поиска. Работы в этом направлении в настоящее время фокусируются на изучении различий в поиске, который осуществляют представители разных областей знаний — гуманитарной, естественнонаучной, технической. Проводятся психологические, кросскультурные и междисциплинарные исследования особенностей поиска, которые направлены на нахождение ответов на вопросы, где и как представлять информацию. Мультидисциплинар-ная открытая структура знаний в этой области позволяет интегрировать и взаимно

обогащать различные подходы к изучению проблем информационного поиска. Однако множественность аспектов изучения требует внимательного рассмотрения состава и содержания используемых исследователями понятий, выделения их психологического содержания.

Информационное поведение или информационная деятельность

В русскоязычной научной литературе употребляются понятия «информационное поведение», «информационная деятельность», «информационно-научная деятельность», «информационно-поисковая деятельность», «информационный поиск». Они наиболее разработаны в тех областях знаний, которые связаны с хранением, переработкой и организацией информации — в информатике, библиотечном деле, доку-ментоведении. Часто авторы используют эти понятия как синонимы. Однако каждое из них имеет свою специфику. В информационных науках и библиотековедении авторами широко используются понятия «информационное поведение» и «информационная деятельность» [7, 9, 10, 18, 23, 24]. «Информационное поведение» и «информационную деятельность» описывают как действия, активность, которые предпринимаются человеком для получения, использования, переработки и создания информации.

Русскоязычный термин «информационное поведение» во многом совпадает с английским "information behavior". В классическом научном издании [9, с. 5] информационное поведение определяется как поведение, которое включает разнообразные виды активности человека, связанные с поиском, переработкой и использованием или неиспользованием информации. Поиск информации является центральным компонентом информационного поведения, однако информационное поведение трактуется широко, включая другие виды информационной активности — хранение и организацию информации, извлечение информации, пассивное взаимодействие с информацией, избегание информации. "Information behavior" определяется зарубежными авторами как целостное поведение человека в отношении поиска и выбора информации, включая активный и пассивный информационный поиск и использование информации. "Information seeking behavior" рассматривается как целенаправленный поиск информации с целью удовлетворения информационной потребности с использованием различных источников информации, например газет, библиотек или Интернета. "Information searching behavior" — это микроуровень поведения человека, профессионально выполняющего задачу поиска информации с использованием информационных систем различного рода.

Термины «информационное поведение» и «информационная деятельность» описывают наиболее широкий круг явлений, связанных с активностью человека при взаимодействии с информацией, и являются широкими или общими определениями в представленном выше ряду. Частные аспекты информационной деятельности и информационного поведения, связанные с формированием и развитием информационной компетенции специалистов, являются предметом исследования в педагогической психологии.

Как профессиональный вид информационная деятельность выступает в разнообразных формах информационно-научной деятельности. Информационно-научная деятельность в литературе определяется как организационно-оформленная разновидность научного труда и научно-технической деятельности, которая направлена на

обеспечение исследований и заключается в поиске, аналитико-синтетической переработке и предоставлении специалистам научной информации [25, 26]. В целом, любые виды информационной деятельности рассматриваются в контексте коммуникаций и отражают информационные взаимосвязи в сообществах, являясь выражением общественного основания труда. В контексте научно-исследовательской деятельности информационно-поисковая деятельность часто рассматривается как разновидность исследовательской активности, направленной на работу с научными документами с целью получения новых знаний. Термины «информационное поведение» и «информационная деятельность» являются общими по отношению к термину «информационно-поисковая деятельность». Информационная деятельность имеет по своему содержанию общественную основу и отражает характер и способ включения исследователя в профессиональное научное сообщество.

Исследовательская активность

В рамках субъективного подхода в психологии при изучении проблем творческого развития личности используются понятия «исследовательская активность» и «исследовательская компетентность» [27, 28]. Понятие «исследовательская активность» объединяет несколько форм ее проявления. К основным формам исследовательской активности относят исследовательское поведение, ориентировочно-исследовательские реакции, поисковое поведение [29, 30]. Исследовательская деятельность является предметом изучения психологии творчества и психологии мышления [22, 31, 32]. П. Я. Гальперин рассматривал исследовательскую деятельность как совокупность действий, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование. Исследовательская деятельность представлена как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, в ходе которой осуществляется трансляция культурных ценностей и формирование мировоззрения человека [32]. В общем виде исследовательская активность определяется как развивающийся способ освоения действительности посредством обследования объекта, поиска и изучения неизвестного, формулирования гипотез, проблем, который имеет своим результатом приобретение знаний и накопление индивидуального опыта. В настоящем исследовании информационно-поисковая деятельность рассматривается как часть или компонент исследовательской деятельности.

Информационная компетентность

Предметом изучения информационной деятельности в психолого-педагогической сфере выступают различные аспекты формирования и развития информационной компетентности специалистов, которая понимается либо узко, как компьютерная грамотность, либо широко, как информационная компетенция в целом [22]. Информационная компетентность обосновывается тем, что современное информационное общество предъявляет особые требования к специалистам. Они должны иметь доступ к разнообразным источникам информации, использовать информационные технологии и технические средства, уметь быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации. В широком смысле информационная компетенция определяется как способность человека при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Она включает специальные знания относительно информационных систем; использование компьютера; мотивацию субъекта на поиск, использование, передачу информации; совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации; наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи. Авторы рассматривают информационную компетенцию как универсальную по характеру и применимости. Она выступает в качестве многофункциональных умений, позволяющих решать проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Информационная компетенция включает различные психические процессы и интеллектуальные умения и требует абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления и др. Она необходима специалистам в разных предметных областях, проявляется в трех основных сферах — в повседневной жизни, в образовательном процессе и в производственной деятельности. Информационная компетентность рассматривается с позиций компетентностного подхода в образовании как способность человека при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, создавать и передавать необходимую для решения профессиональных задач информацию. Информационная компетентность выражается в умениях специалиста искать, анализировать, отбирать и производить необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационно-поисковая деятельность, с одной стороны, отражает уровень информационной компетентности исследователя, с другой стороны, является основным фактором ее развития.

Информационный поиск

Информационный поиск в современной трактовке понимается как процесс поиска, который реализуется с помощью автоматизированной информационной системы. Аналогичный английский термин "information retrieval" введен Кельвином Мурсом в 50-х годах ХХ столетия. Необходимо отметить, что в русском языке нет специального определения для поиска информации с помощью информационных систем. В русскоязычной литературе «информационный поиск» имеет несколько трактовок. В широком традиционном понимании информационный поиск — поиск любыми способами (человек использует информационную поисковую систему и любые другие информационные источники для поиска). Также информационный поиск — новая область научных знаний, связанных с пониманием, обобщением и выделением технических и математических основ поиска информации. В инженерной психологии информационный поиск определяется как выделение из совокупности предъявленных сигналов тех, которые соответствуют решаемой задаче [33].

Изучены факторы, влияющие на время выполнения поисковых задач, — общий объем отображения, оперативный объем отображения, размер информационного поля, структура информационного поля, разнообразие элементов информационного поля, количество эталонов, с которыми сличаются элементы информационного поля и сложность выполняемой задачи. Информационное поле описывается как пространство рабочего места человека-оператора с размещенными на нем средствами изображения информации и другими источниками сведений, используемых им в процессе деятельности. Информационный поиск в инженерной психологии изучался в отношении структуры и динамики внутренних процессов, а также в отношении внешних

и внутренних факторов, определяющих эффективность информационного поиска человека [34]. Выделены внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность опознания сигналов и поиска информации. Внешние включают модальность сигнала, длину алфавита сигналов, мерность сигнала, неопределенность сигнала, вероятность его появления. К внутренним относятся уровень тренированности человека, стратегии опознания объектов, индивидуальные особенности человека [35]. Информационно-поисковая деятельность включает в себя как элемент информационный поиск, но рассматривается в контексте более широкой проблемы научно-исследовательской активности как «открытия нового в природе вещей» [36, с. 20].

Информационно-поисковая деятельность

А. Н. Колмогоров указывал, что данные приобретают ценность для человека тогда, когда являются составной частью модели реального мира и связаны с другими данными [3]. Конечная цель информационно-поисковой деятельности исследователя — понимание того или иного явления, приобретение взаимосвязанных сведений, возможность извлечь из информации знания и получение новых знаний. Поисковая система является сложным инструментом, которым пользуется человек, а не автоматом для «добычи» информации. Поэтому эффективность поиска во многом зависит от особенностей самого пользователя, от того, каким образом протекает взаимодействие пользователя и информационной системы, особенностей поискового механизма системы, ориентации человека в предмете поиска. Операционным объектом, непосредственно участвующим во взаимодействии пользователя и информационной системы, является «поисковый образ» документа, который устанавливается поисковым механизмом на формальном уровне. Поисковый образ является описанием документа в системе, выражающим основное смысловое содержание документа, и содержащим идентифицирующие признаки, необходимые для поиска документа по запросу.

Результат поиска устанавливается на основе соотнесения искомого и найденного. Фактически пользователь на смысловом уровне реконструирует возможное содержание по перечислению основных характеристик документа в «поисковом образе-описании» и далее соотносит его с действительным содержанием документа и образом предполагаемого искомого, который выступает как антиципирующий образ в структуре информационно-поисковой деятельности. В целом этот процесс определяется не только качеством формирования описания документов в системе, но и уровнем знания субъектом предметной области, возможностей информационно-поискового языка.

По степени соотношения известного/неизвестного в предмете поиска выделяют три типа поисковых задач. Документальный поиск — это поиск известного объекта. Тематический поиск — подбор информации по теме, поиск документов, которые раскрывают не в полной мере, но известную для исследователя тему. Проблемный поиск является основой созидательной деятельности и характеризуется тем, что у пользователя отсутствует структура знаний о предмете поиска, пользователь располагает отдельными, не связанными фактами и неясно представляет, какая именно информация ему необходима. Особенность информационно-поисковой деятельности исследователя заключается в том, что информационные потребности не всегда имеют четкое выражение и не могут быть формализованы. Большинство рядовых исследователей не имеют навыков построения сложных поисковых запросов и используют простейшие

инструменты поиска. Предлагаемые исследователям информационные техники поиска зачастую не применяются ими, даже если имеют удобный и эффективный, но плохо знакомый или требующий специального обучения, интерфейс.

Информационно-поисковая деятельность как предмет психологического

исследования

Методологический принцип системности рассмотрения психических явлений предполагает изучение явления как структуры связанных компонентов, с одной стороны, и как части более общей системы, с другой [37, 38]. В настоящем исследовании информационно-поисковая деятельность рассматривается в качестве части или компонента исследовательской деятельности, что позволяет изучать ее как целостный феномен. Понятия «поведение» и «деятельность» являются ключевыми, центральными в психологии. Деятельностный подход рассматривает понятие «деятельность» как «решающий пункт и главный метод познания психического отражения сознания» [39, с. 23]. Понятия «поведение» и «деятельность» не противопоставляются в психологии. Оба понятия обладают эвристической силой и активно используются представителями различных школ и направлений [40].

Рассматривая информационно-поисковую деятельность как вид деятельности, мы основываемся на методологических принципах, разработанных в теории деятельности, представлениях о регуляторных и антиципирующих функциях психических явлений. Под информационно-поисковой деятельностью исследователя понимается определенный вид активности человека, то есть «самодвижение» к поставленной цели. Психологические основания деятельности отражают основные понятия, которые характеризуют различные психологические аспекты описания деятельности и служат базой для систематизации понятий в психологической теории деятельности: субъект деятельности; морфология деятельности; мотивация деятельности; функции деятельности; динамика деятельности; разнообразие деятельностей [41].

Специфика информационно-поисковой деятельности состоит в ее особой организации, которая носит целенаправленный характер. Состав информационно-поисковой деятельности включает специфические действия, направленные на формирование и соотнесение антиципирующего образа искомого с поисковыми описаниями информационных объектов. Основная функция информационно-поисковой деятельности исследователя — включение содержания найденных источников в личный профессиональный опыт исследователя, формирование новых смыслов научной деятельности с целью преодоления неопределенности в решении задач исследования.

Мотивация информационно-поисковой деятельности включает разные уровни выражения поисковых и информационных потребностей исследователя и определяется характером и статусом профессиональной идентичности исследователя как части научного сообщества.

В качестве внешнего средства информационно-поисковой деятельности выступают системы поиска информации. Информационно-поисковая деятельность характеризуется специфическими условиями взаимодействия человека и информационных систем. Состав информационно-поисковых действий представлен наборами действий, определяющими различные виды поисковых стратегий и тактик. Результатом информационно-поисковой деятельности является обнаружение, знание о местонахождении

информации, необходимой для решения задач деятельности с последующим ее использованием или фиксацией ее местонахождения для отсроченного использования. Важными методологическими принципами, с точки зрения психологического описания информационно-поисковой деятельности исследователя, являются положения о единстве интериоризации и экстериоризации деятельности во всех формах ее развития, о единстве процессов и результатов деятельности, процедур и образов, а также о единстве психической и непсихической сторон деятельности. Информационно-поисковая деятельность исследователя определяется как компонент, включенный в систему исследовательской деятельности.

Литература

1. Кун Т. С. Структура научных революций. М.: Прогресс, 2009. 317 с.

2. Поппер К. Р. Логика научного исследования / пер. с англ. под общ. ред. В. Н. Садовского. М.: Республика, 2005. 446 с.

3. Колмогоров А. Н. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987. 303 с.

4. Войскунский А. Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008, № 2. С. 140-153.

5. Войскунский А. Е. Научная коммуникация в условиях автоматизации // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987. С. 139-158.

6. Барахнин В. Б., Федотов А. М. Исследование информационных потребностей научного сообщества для построения информационной модели описания его деятельности // Вестн. НГУ. Сер. «Информационные технологии». 2008. Т. 6. Вып. 3. С. 48-59.

7. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. СПб.: Профессия, 2004. 304 с.

8. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: Социокультурный подход. М.: Профиз-дат, 2001. 111с.

9. Case D. O. Looking for information: A survey of research on information seeking, needs, and behavior. San Diego, CA: Academic Press. 2002. 423 р.

10. Dervin B. On studying information seeking methodologically: the implications of connecting metatheory to method // Information Processing & Management. 1999. Vol. 35 (I). P. 727-750.

11. Kuhlthau C. C. Zones of intervention in the process of information seeking // Seeking meaning: A process approach to library and information services. Westport, CT: Libraries Unlimited. 2004. Р. 127-144.

12. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2000. 382 с.

13. Захаров В.П. Информационные системы (документальный поиск): учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 188 с.

14. Fidel R., Davies R. K. A visit to the information mall: web searching behaviour of high school students // Journal of the American Society for Information Science. 1999. Vol. 50. Р. 24-37.

15. Барахнин В. Б., Федотов А. М. Информационная система: взгляд на понятие // Вестн. НГУ. Сер. «Информационные технологии». 2007. Т. 5. Вып. 2. С. 12-19.

16. Голицына О.Л., Максимов Н. В. Информационные системы. М.: Форум Инфра-М, 2004. 329 с.

17. Bedny G. Z., Karwowsky W. A systemic-structural theory of activity: Applications to human performance and work design. USA: Boca Raton, FL, CRC Press, Taylor & Francis Group, 2007. 526 p.

18. Ingwersen P. Cognitive Perspectives of Information Retrieval Interaction: Elements of a Cognitive IR Theory // Journal of Documentation. 1996. Vol. 52. Р. 3-50.

19. Kuutti K. Activity theory as a potential framework for human-computer interaction research. In Context and consciousness: activity theory and human-computer interaction. Massachusetts Institute of Technology, Cambridge: MA, 1995. P. 7-44.

20. Marchionini G. Exploratory search: from finding to understanding // Communications of the ACM. 2006. Vol. 49. P. 41-46.

21. Горюнова Л. Н. Обзор современных исследований информационного поиска // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.12 «Психология. Социология. Педагогика». 2009. Вып. 1 (1). С. 206-213.

22. Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск; М.: Изд-во Удмурд. ун-та, 2001. 103 с.

23. Жабко Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика. СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. 387 с.

24. Зусьман О. М. Библиографические исследования науки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. унта культуры и искусств, 2000. 215 с.

25. Гиляревский Р. С. Введение в интеллектуальную коммуникацию: учеб пособие. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992. 131 с.

26. Сляднева Н. А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт си-стемно-деятельностного анализа: монография. М.: Изд-во Моск. ин-та культ., 1993. 226 с.

27. Матюшкин А. М., Аверина И. С. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 155 с.

28. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 334 с.

29. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.

30. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 266 с.

31. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. 2-е изд. М.: КДУ: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 399 с.

32. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 442 с.

33. Большой психологический словарь / ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА, 2003. 666 с.

34. Рябинкина Л. И. Исследование эффективности информационного поиска при различных способах кодирования: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1978. 23 с.

35. Тутушкина М. К. Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Л., 1982. 36 с.

36. Петровский А. В. Теоретическая психология. М.: Academia, 2001. 495 с.

37. Ганзен В. А. Теория и методология психологического исследования: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. 74 с.

38. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 349 с.

39. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 345 с.

40. Хам Мин Хак. Поведение и деятельность. М.: Смысл, 2003. 175 с.

41. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. М.; URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. 164 с.

Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.