Научная статья на тему 'Теоретические проблемы изучения информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе'

Теоретические проблемы изучения информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ / INFORMATION RETRIEVAL ACTIVITIES / SCIENTIFI C RESEARCH / THE OBJECTIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Виталий Петрович, Горюнова Людмила Николаевна

Статья посвящена рассмотрению теоретических проблем изучения информационно-поисковой деятельности в научно-исследовательской работе. Основная теоретическая проблема современных исследований в данной сфере заключается в их малой взаимосвязанности. Таким образом, стоит актуальная задача преодоления и сокращения разрыва между ними на основе общих теоретических посылок. В статье излагается замысел, направленный на объединение различных подходов к изучению информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе. Авторы предлагают осуществить данное объединение на основе общего теоретического конструкта, который разделяется исследователями, работающими в рамках различных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Th eoretical problems of the study of information-retrieval research activities

The article considers the theoretical problems of the study of information retrieval activities carried out in scientific researches. The main theoretical problem of the current researches in this field is lacking interconnectivity. Thus, it imposes an urgent task to overcome and bridge the gap between them on the basis of common theoretical assumptions. The article outlines the plan aimed at uniting various approaches to the study of information retrieval activities in the research works. The authors propose to implement the plan on the basis of general theoretical construct that is shared by the researchers developing different approaches.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы изучения информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе»

В. П. Третьяков, Л. Н. Горюнова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Теоретические проблемы изучения информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе в период преобладания информационных технологий над традиционными системами хранения и доступа к научной информации связаны с новыми требованиями к системе деятельности исследователя. Актуальность обращения к данной проблеме определяется тем, что скорость технического прогресса, внедрение информационных технологий в научно-исследовательскую деятельность, изменения в содержании поисковой активности исследователя превышают скорость аккумуляции и осмысления психологических знаний в данной области. В настоящее время изучение информационно-поисковой деятельности исследователя связывается в основном с формированием навыков работы с персональным компьютером, с приобретением умения пользоваться информационными ресурсами, знанием алгоритмов поиска в электронных базах данных. Актуальность рассмотрения теоретических проблем изучения информационно-поисковой деятельности определяется тем, что условия современного информационного научного сообщества требуют реализации новых функций информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе. Информационно-технологические введения в научно-профессиональной сфере, внедрение компьютерных технологий в научный анализ и поиск, экспоненциальный рост научных исследований и публикаций, а также изменения в структуре научного знания принципиально меняют взгляд на проблему информационного поиска в исследовательской деятельности [1]. Информационный поиск выступает в рамках глобальной информационной среды как фундамент научной деятельности. По единодушному мнению специалистов, проблема эффективного поиска — одна из центральных проблем настоящего и последующего столетий [2]. Исследователи, особенно работающие над кандидатскими диссертациями, не всегда обладают достаточными навыками взаимодействия в научной информационной среде, разносторонними знаниями об информационных технологиях, не умеют применять их на высоком профессиональном уровне. В обширных психолого-педагогических исследованиях уделено много внимания проблемам информационного субъекта исследовательской деятельности, а также показано, что современный исследователь должен критически оценивать информационные источники, учитывать их ограничения, предвидеть отдаленные последствия информационных действий [3, 4]. В целом эти качества должны формировать основу информационной компетентности исследователя и его профессиональную и личностную идентичность в современной информационной научной среде. Информационно-поисковая деятельность как важный элемент исследовательской работы, с одной стороны, обеспечивает профессиональную самоорганизацию и профессиональное самоопределение исследователя и способствует им, с другой — является результатом названных процессов. В ходе информационного поиска инициируются творческие, продуктивные, оценочные

© В. П. Третьяков, Л. Н. Горюнова, 2011

способности исследователя, саморефлексия, развиваются профессионально-значимые качества исследователя.

На практике, осуществляя информационный поиск, специалисты сталкиваются с реальными проблемами. Используемые общие поисковые технологии идут в разрез со специфическими творческими целями научного исследования. Разработчики информационных систем декларируют уникальные информационные возможности современной информационной среды, однако одновременно подчеркивают неэффективность применения автоматизированных систем поиска, особенно в научном исследовании. При подготовке современных специалистов-исследователей утверждается необходимость формирования их информационной компетентности, соответствующей профессиональной идентичности, однако отсутствуют обоснования условий их развития, удовлетворяющих этим требованиям [5, 6]. Таким образом, назрела необходимость разработки теоретических основ для решения проблем реализации информационно-поисковой деятельности.

Ключевая идея, рассматриваемая в предлагаемой статье, содержит попытку обозначения и объединения различных подходов к определению теоретических проблем изучения информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе. Основная особенность современных исследований в данной сфере заключается в их малой взаимосвязанности. Актуальная теоретическая задача состоит в преодолении и сокращении разрыва между ними на основе общих теоретических посылок, разделяемых всеми исследователями. Мы предлагаем общий теоретический конструкт, который обеспечивает интеграцию разных подходов к изучению информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе, — целевую функцию информационно-исследовательской деятельности.

Краткая история рассматриваемой проблемы включает анализ широкого спектра задач, направленных на раскрытие сущности исследовательской деятельности и связанных с тем, что поиск информации является неотъемлемым и важнейшим компонентом деятельности исследователя, который связан с его продуктивностью. Большую роль для понимания сущности исследовательской деятельности сыграли работы по методологии и логике научного познания [7-11], способности к исследовательскому поведению [4], структуры научно-исследовательской деятельности [12], анализу исследовательского поведения [13-15], развитию научного мышления [16] и многие другие труды российских и зарубежных ученых, посвященные психологическим проблемам исследовательской деятельности.

Выделяя теоретические подходы к анализу информационного поиска в исследовательской деятельности, мы выделяем работы, основанные на анализе философско-психологических аспектов научной деятельности и методологии научного познания. В аналитических и исследовательских работах А. Н. Лук представлены разнообразные аспекты изучения научного и художественного творчества: роль личности ученого, проблема предвзятости и пристрастия в науке, управление научным коллективом, творческий климат в научном коллективе, женщины в науке, научная продуктивность, мотивация и интуиция в научном творчестве, определение и стимулирование творческих способностей [9, 17, 18]. А. Н. Лук не разделял мнение относительно «взаимозаменяемости» в науке и показал роль научного поиска и личности ученого в исследовании. В концепции В. М. Аллахвердова [19, 20] механизм «негативного» и «позитивного» выборов описывает, каким образом происходит «отбор» и «защита» гипотезы (информации)

в сознании. А. В. Юревич представил многочисленные факты, свидетельствующие о том, что «иррациональные» компоненты науки способствуют научному познанию [21, 22]. Научный поиск А. В. Юревич и его коллеги называют важнейшей фазой научно-исследовательской деятельности [23]. Авторы изучили и показали роль мотивации в научном творчестве [24]. При анализе социально-психологических аспектов научного познания описано влияние научного коллектива на процессы научного познания, усиление творческого поиска, показана возросшая роль социально-психологических факторов науки на современном этапе, раскрыты индивидуально-психологические механизмы творческого процесса и научной деятельности ученых, психология научного коллектива [22, 23, 25, 26]. Авторы неоднозначно оценивали место информационного поиска в исследовательской деятельности. Определяя сущность науки, Г. Селье указывает на то, что непрерывный поиск фактов будет и должен продолжаться, но этот тип деятельности требует скорее специальных навыков, нежели подлинно научного таланта [27]. Тем не менее, данный автор справедливо указывает на то, что поиски мотивированы какой-либо интригующей идеей или наблюдением и являются необходимой частью исследования.

Большинство специалистов едины в оценке роли информационного поиска в исследовании. М. Вертгеймер, известный немецкий психолог, убедительно показал, что мышление в проблемных ситуациях, требующих творческого решения, основано на активном поиске способов целостного видения задачи [28]. М. Голдстейн, исследуя метод научного познания, раскрывает научную деятельность как общечеловеческую [29]. Авторы указывают, что ученые, подвергая сведения критическому анализу, бывают необъективны, подвержены ошибкам в своих суждениях. Тем не менее научный подход содержит четко фиксируемые, контролируемые и последовательные процедуры, что приводит к тому, что получаемые таким образом знания обретают форму концепций, законов, теорий. М. Голдстейн показывает, насколько сложен процесс получения и подтверждения научных фактов, определяя научную деятельность как поиск понимания и поиск общности. Понимание, по его мнению, вызывает воодушевление и приходит в результате того, что факты, которые ранее казались обыденными, складываются в картину нового знания. Автор известной книги «Структура научных революций» Т. Кун обращает внимание на то, что новая концепция не возникает, если искать и анализировать данные на основе общепринятых положений, тем самым прямо указывает на специфику информационно-поисковой деятельности в исследовательском труде — поиск и анализ данных на основе их трансформации, изменения, отличных от традиционных представлений [7].

Другой подход к изучению научно-исследовательской деятельности основан на анализе ее психологических и естественнонаучных аспектов. Авторы также утверждают, что научно-исследовательская деятельность — это особый вид деятельности, главная цель которого — получение нового знания [30, 31]. По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, исследовательская деятельность представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, которая регулируется сознанием и активностью личности и направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей [12]. Данные авторы определяют поиск как одну из задач исследовательской деятельности. Продукт исследовательской деятельности — новое знание — получается в соответствии с поставленной целью, объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. И. А. Зимняя

дает определение специфики и сущности исследовательской деятельности, раскрывая ее сущность через выбор способов и средств действий, постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания.

Большую роль в создании необходимых предпосылок для изучения информационно-поисковой деятельности исследователя сыграли работы в области психологии принятия решений и компьютеризации, в которых освещены вопросы внешних и внутренних условий принятия решения в диалоге с машиной, мотивация процесса принятия решения, психологические основы проектирования принятия решения [32, 33]. Анализируя современный этап психологии компьютеризации, А. Е. Войскунский отмечает, что исследование применения эвристического поиска в области творческого мышления начались в 60-х годах О. К. Тихомировым [34], который рассматривал поисковую деятельность как необходимый этап при решении научных задач [35]. Автор указывает на то, что творческое мышление сопровождается поиском, при этом важно, какой характер имеет поиск, степень его стереотипности и «технизации». Относительно интеллектуальных потребностей, наряду с потребностью в производстве знаний, он различает потребность в поиске знаний. Особенно важно, по мнению О. К. Тихомирова, что поисковые потребности «опредмечиваются» в новых целях и замыслах, критериях выделения зоны поиска и являются переменным фактором для решения задачи. В своих исследованиях зрительного поиска Тихомиров показал, что каждая стадия формирования гипотезы представлена в плане поиска, в изменении его динамики и впервые представил психологические проблемы автоматизации научно-исследовательской деятельности [36].

А. Н. Поддьяков рассматривает исследовательское поведение как универсальную характеристику, которая пронизывает все другие виды деятельности [4]. Под исследовательской активностью автор понимает особое отношение человека к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию через практическое взаимодействие, самостоятельную постановку разнообразных исследовательских целей, изобретение новых способов и средств их достижения, получение непрогнозировавшихся результатов исследования и их использование для дальнейшего познания. Характеризуя психологическое содержание исследовательского поведения, А. Н. Поддьяков определяет его как поведение, направленное на поиск и получение информации из внешних источников. По его мнению, цель исследовательского поведения — сбор информации в ситуации неопределенной цели. Такая постановка предмета исследовательской деятельности подчеркивает ведущую роль поиска в исследовании. В общем плане указанный автор в качестве элемента исследовательской активности рассматривает поисковые пробы, разнообразные способы воздействия на исследуемый объект.

А. И. Савенков определяет исследовательское поведение как поведение, основанное на поисковой активности и направленное на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации [13]. Раскрывая роль поискового поведения в исследовательской деятельности, А. И. Савенков подчеркивает, что в ее основании лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации. А. И. Савенков рассматривает основания исследовательской деятельности как результат функционирования механизмов поисковой активности, выступающих

мотивирующим фактором исследовательского поведения [14, 15]. Поисковая активность рассматривается как тип реагирования в ситуации неопределенности, который может быть направлен на изменение как самой ситуации, так и отношения к ней. Поисковая активность имеет биологические корни и является неотъемлемым проявлением жизненной активности живых существ, которая выполняет функцию развития, и обеспечивает адаптацию к динамически изменяющимся условиям жизни. В некоторых случаях поисковая мотивация проявляется с большей силой, чем пищевая или оборонительная. В работах В. С. Ротенберга и С. М. Бондаренко показано, что поисковая активность выступает как регулятор соматического и психического здоровья [37, 38].

Понимание роли информационного поиска в работе исследователя невозможно без понимания особенностей научного творчества [16]. Научное исследование характеризуется широтой и глубиной анализа проблемы, системностью рассмотрения, поиском закономерностей. Главное место в научном исследовании отведено научной рефлексии, которая служит универсальным механизмом управления и оптимизации деятельности. Главная цель передачи научной информации — трансляция научных смыслов. Главная цель научного поиска — трансформация научных смыслов, полученных исследователями, в личный научный опыт.

Работы в области анализа исследовательской позиции как важнейшего компонента исследовательской деятельности играют большую роль в понимании функций информационно-поисковой деятельности исследователя [39-41]. Исследовательская позиция рассматривается как психологическое основание исследовательской активности [40]. Выделены структурные компоненты исследовательской позиции: интенциональ-ный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, мировоззренческий и поведенческий. Были определены типы исследовательской позиции: «направленность на самостоятельное изучение и преобразование действительности», «направленность на новизну и вариативное осмысление действительности», «стремление познавать новое», «стремление к творчеству», «увлеченность исследовательским процессом». Изучение исследовательской позиции позволяет дифференцировать исследовательскую деятельность от интеллектуальной и исполнительской, найти пути инициации исследовательской потребности, а также формы и средства технологизации.

Подводя итоги анализа роли информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе, мы можем констатировать следующее. Можно выделить два подхода к определению теоретических проблем изучения информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе. Первый из них связан с философским, методологическим взглядом на изучение исследовательской деятельности, а также с методологией научного познания. Второй подход относится к изучению психологических и естественнонаучных основ исследовательской деятельности. Основная теоретическая проблема сегодня заключается в малой взаимосвязанности этих двух подходов. Главная теоретическая задача состоит в преодолении и сокращении разрыва между ними. Для объединения усилий философов, психологов и педагогов, на наш взгляд, необходимо выделить общие теоретические посылки, разделяемые всеми исследователями. Таким общим теоретическим конструктом, признанным сторонниками двух подходов, является целевая функция информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе. Информационный поиск обеспечивает исследовательскую деятельность, а также решение ее главной цели — порождение нового знания. Это дает возможность понимать, что мы исследуем. Исследователь ищет не любую, а ту информацию,

которая может помочь ему «породить» новое знание. Данный теоретический конструкт — целевая функция информационно-поисковой деятельности — понятен сторонникам первого и второго подходов и является «мостиком», соединяющим их.

Анализ подходов к изучению исследовательской деятельности показывает, что задачи научного поиска, которые решает исследователь, можно определить как творческий процесс формирования нового знания на основе полученной информации. Это позволяет определить новые задачи изучения информационно-поисковой деятельности в исследовательской работе — изучение порождения новых смыслов и информационный поиск как процесс, обеспечивающий определенные этапы подобного порождения.

Литература

1. Леонова Ю. В. Технология построения информационно-справочных систем для научного сообщества: автореф. дис. ... канд. тех. наук. Новосибирск, 2005. 17 с.

2. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития: автореф. дис. ... доктора пед. наук. СПб., 2007. 42 с.

3. Голубин Д. В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2005. 196 с.

4. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 266 с.

5. Володарская Е. А. Социально-психологическая концепция имиджа науки в обществе: автореф. дис. ... доктора психол. наук. М., 2009. 47 с.

6. Казанцева В.П. Информационная культура личности: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2008. 168 с.

7. Кун Т. С. Структура научных революций. М., 2009. 317 с.

8. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003. 380 с.

9. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976. 144 с.

10. Поппер К. Р. Логика научного исследования. М., 2005. 446 с.

11. Розин В. М. Методология: становление и современное состояние: учеб. пособие. М., 2005. 410 с.

12. Зимняя И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. М., 2001. 103 с.

13. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006. 479 с.

14. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Генезис, 2010. 442 с.

15. Савенков А. И. Путь к одаренности: Исследовательское поведение школьников. СПб.: Питер, 2004. 272 с.

16. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М., 1960. 352 с.

17. Лук А. Н. Проблемы научного творчества: сб. аналит. обзоров. М.: ИНИОН, 1980. 227 с.

18. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с.

19. Аллахвердов В. М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003. 364 с.

20. Аллахвердов В. М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001. 198 с.

21. Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., 2001. 350 с.

22. Юревич А. В. Наука в современном российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2010. 333 с.

23. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 1998. 312 с.

24. Котенева А. В. Исследование факторов мотивации деятельности ученых в научном коллективе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. 21 с.

25. Огарышева Н. П. Роль социально-психологических факторов в научном познании: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 20 с.

26. Ярошевский М. Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974, № 11, С. 97-109.

27. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым / пер. с англ. Н. И. Войскунской. М.: Прогресс, 1987. 366 с.

28. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 335 с.

29. Голдстейн М. Как мы познаем: Исследование процесса научного познания / пер. с англ. А. Е. Петрова. М.: Знание, 1984. 256 с.

30. Белых С.Л. Научно-исследовательская работа студента-психолога: поиск и презентация. Ижевск: Изд-во Удмуртск. ун-та, 2008. 80 с.

31. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента. Ижевск: Изд-во Уд-муртск. ун-та, 2008. 72 с.

32. Горюнова Л. Н. Обзор современных исследований информационного поиска // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 1 С. 206-213.

33. Корнилова Т. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 191 с.

34. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.

35. Тихомиров О. К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. 248 с.

36. Тихомиров О. К. Психология мышления. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 287 с.

37. Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. 238 с.

38. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 193 с.

39. Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. С. 61-75.

40. Скотникова А. М. Психологическая структура и типы исследовательской позиции: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 23 с.

41. Шумакова Н. Б. Развитие общей одаренности детей в условиях школьного обучения: автореф. дис. ... доктора психол. наук. М., 2007. 48 с.

Статья поступила в редакцию 16 июня 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.