Научная статья на тему 'Педагогические основы исследовательской деятельности учащихся старших классов'

Педагогические основы исследовательской деятельности учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2787
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВНИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SENIOR SCHOOLCHILDREN’S RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH BEHAVIOR / STAGES OF RESEARCH ACTIVITY / LEVELS OF RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронова Лариса Анатольевна

В статье приведены различные подходы к определению понятия «исследовательская деятельность учащихся», рассмотрена специфика данного вида деятельности, выделены основные этапы и уровни исследовательской деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL BASES OF SENIOR SCHOOLCHILDREN’S RESEARCH ACTIVITY

This article gives the various approaches to the definition of the concept «senior schoolchildren’s research activity», considers the peculiarity of the activity, reveals the basic stages of students’ research activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы исследовательской деятельности учащихся старших классов»

УДК [373.3/.5]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

PEDAGOGICAL BASES OF SENIOR SCHOOLCHILDREN’S RESEARCH ACTIVITY

Л. А. Софронова

L. A. Sofronova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье приведены различные подходы к определению понятия «исследовательская деятельность учащихся», рассмотрена специфика данного вида деятельности, выделены основные этапы и уровни исследовательской деятельности учащихся.

Abstract. This article gives the various approaches to the definition of the concept «senior schoolchildren’s research activity», considers the peculiarity of the activity, reveals the basic stages of students’ research activity.

Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся старших классов, исследовательское поведение, этапы исследовательской деятельности, уровни исследовательской деятельности.

Keywords: senior schoolchildren’s research activity, research behavior, stages of research activity, levels of research activity.

Актуальность исследуемой проблемы. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, творческих, быстрых, осознанных решений. Реагируя на изменения социального заказа общества, модернизируется система образования. Пути развития и изменения российского образования отражены во многих нормативно-правовых документах, которые направлены на повышение его качества. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 4 февраля 2000 г. № 271) четко обозначен приоритет современного образования - «вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения...». Большими возможностями в этом плане обладает исследовательская деятельность, отличающаяся продуктивностью, реализацией личных познавательных потребностей учащихся старших классов, их ориентацией на самостоятельный творческий поиск.

В настоящее время исследовательская деятельность рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. В связи с этим целью нашей работы явилось изучение педагогических основ исследовательской деятельности учащихся старших классов.

Материал и методика исследований. Для достижения поставленной цели нами был использован теоретический метод - анализ психолого-педагогической и научнометодической литературы.

Результаты исследований и их обсуждение. Способность человека к исследовательской деятельности А. В. Хуторским рассматривается как «неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности, как стиль жизни современного человека». Приобретение в процессе исследовательского поведения знаний о различных физических и социальных объектах и субъектах, об их деятельности может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности и личности в целом, т. е. к эффекту развития [90, 90]. Развитие личности при этом проявляется внешне: в его способности ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных, все более сложных сферах своей деятельности. Необходимо учесть тот факт, что педагогическая наука ориентирована на развитие умений у учащихся видеть и ставить проблему.

Теоретические, психологические и методические основы организации исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А. В. Леонтовича, И. Я. Лернера, А. Н. Поддьякова, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина и др. О значимости творческой исследовательской деятельности в школьной практике говорили В. И. Андреев, И. А. Зимняя, А. С. Обухов, А. И. Савенков и др.

По мнению большинства ученых, исследовательская деятельность служит мощным средством комплексного решения задач образования, развития, воспитания в социуме, средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством развития и восполнения интеллектуального потенциала общества [4, 63].

В связи с актуальностью данного вопроса существует многообразие подходов к определению понятия «исследовательская деятельность», отражающих ее сущностные черты и специфику.

В. И. Андреев исследовательскую деятельность определяет как организованную педагогом деятельность учащихся старших классов с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления этой деятельностью. Она направлена на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов. В ней доминирует умение самостоятельно применять научные методы познания, в результате чего учащиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские способности [1, 69]. Похожих взглядов в определении данного понятия придерживается и А. С. Обухов. Под исследовательской деятельностью он понимает творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей и формируется мировоззрение [5]. Из данных определений следует, что в организации исследовательской деятельности немаловажную роль играет сам педагог, который в первую очередь создает условия для ее успешного осуществления.

Исследовательскую деятельность многие теоретики и практики связывают с творческим процессом, где старшеклассник самостоятельно осваивает и получает систему новых знаний. По мнению же И. А. Зимней, Е. Н. Шашенковой, исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью самой личности, направлена на удовлетворение познавательных, ин-

теллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и объектами, законами, обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели [3, 30]. Следует отметить, что активность личности при этом характеризуется стремлением удовлетворить свой познавательный интерес, умением самостоятельно организовать процесс решения возникшей проблемы.

В работах Е. В. Титова исследовательская деятельность учащихся старших классов рассматривается «в качестве перспективного средства развития познавательной мотивации, творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению» [9, 39].

Данный вид деятельности отличается непредсказуемостью результата исследования и является основой для формирования мировоззренческих убеждений [2], [11].

Для успешного осуществления исследовательской деятельности необходимо, чтобы у старшеклассников были сформированы определенные умения. Это подчеркивают А. В. Леонтович и А. И. Савенков, характеризуя данный вид деятельности как процесс прибавления субъективно новых знаний к имеющимся.

Огромный вклад в выявление педагогических основ исследовательской деятельности учащихся старших классов внес А. В. Леонтович. Ученый утверждает, что исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением теоретической исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная исходя из принятых в науке традиций. А. В. Леонтович сформулировал основную цель данного вида деятельности, которая заключается в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, в активации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося [4, 67].

По определению А. И. Савенкова, исследовательская деятельность представляет собой «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [8, 46]. Основным понятием в его исследованиях выступает понятие «исследовательское поведение, выстроенное на базе поисковой активности и направленное на изучение конкретного объекта или разрешение проблемной ситуации». В соответствии с этим исследовательское обучение, согласно А. И. Савенкову, - это вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения. «Исследовательское обучение не следует сводить к частному приему, способствующему стимулированию поисковой деятельности детей путем использования исследовательских методов учения в образовании» [8].

Ученый приводит структуру исследовательских работ, которая включает такие компоненты, как:

• актуализация проблемы;

• определение сферы исследования;

• определение последовательности проведения исследования;

• сбор и обработка информации;

• анализ и обобщение полученных материалов;

• подготовка отчета;

• защита доклада;

• обсуждение итогов работы.

В своих научных трудах А. И. Савенков подчеркивает, что в ходе осуществления исследовательской деятельности учащийся осваивает не только определенный объем знаний, но и метод их получения. К способам и приемам исследовательской деятельности он относит умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать их, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи [8].

Следовательно, под исследовательской деятельностью учащихся старших классов нами понимается познавательно-творческий процесс, который направлен на удовлетворение интеллектуальных потребностей, способствует развитию самостоятельности и стремления к самоопределению и самореализации.

Анализ подходов к определению понятия «исследовательская деятельность учащихся» позволяет выделить ее сущностные характеристики:

- творческую деятельность, основанную на формировании собственного мнения, отношений с ориентацией на творческий поиск;

- активную деятельность, проявляющуюся в актуализации имеющихся знаний и умений, и опору на них при выработке субъективно новых знаний;

- сознательную и целенаправленную деятельность, предполагающую развитие внимания, аналитических навыков.

В педагогической науке не существует общепринятых алгоритмов и схем, по которым развивается исследовательская деятельность учащихся. Она, как и любая деятельность, не возникает сама по себе, требует времени и поэтапной организации.

В современных исследованиях обсуждаются этапы организации исследовательской деятельности учащихся старших классов, которые наиболее приемлемы в образовательном процессе. О. Г. Проказова выделяет следующие основные этапы:

- постановку проблемы;

- изучение теории, посвященной данной проблематике;

- овладение методикой исследования;

- сбор материала;

- анализ материала и обобщение;

- собственные выводы [7, 56].

При этом отмечается, что каждый этап должен быть завершен, поскольку каждый предшествующий из них является предпосылкой овладения последующего этапа.

А. С. Обухов рассматривает такие этапы исследовательской деятельности учащихся старших классов, как:

- ориентировка - выделение предметной области осуществления исследования;

- проблематизация - выявление и осознание проблемы, т. е. конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа;

- постановка цели исследования;

- определение средств - подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования;

- планирование - формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска;

- сбор эмпирического материала или проведение эксперимента, систематизация полученных данных;

- анализ, обобщение, сравнение, интерпретация данных;

- рефлексия - соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными [5, 71].

Подчеркнем, что каждый из вышеперечисленных этапов определяется отдельным действием со своей структурой и на каждом из них происходит развитие исследовательского мышления.

Представленные этапы организации данного вида деятельности учащихся старших классов во многом совпадают, их отличительная особенность заключается лишь в разной детализации. Основные этапы должны обязательно присутствовать в любом виде исследовательской деятельности, а их деление на мелкие конкретные шаги зависит от области науки, темы исследования, возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников.

Прохождение учащихся через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса А. Н. Поддьяков условно разделяет на несколько уровней:

1 уровень - репродуктивный, который включает элемент вхождения обучающихся в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров;

2 уровень - эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащихся через систему экскурсий, коллекционирования и т. д.;

3 уровень - исследовательско-экспериментальный. На данном уровне включается более усложненный элемент прохождения учащихся старших классов через систему спецкурсов и семинаров;

4 уровень - творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своего проекта [6].

В ходе организации исследовательской деятельности учащихся старших классов важно сформировать их внутреннюю мотивацию, т. е. они должны хорошо осознавать суть проблемы, должен быть сформирован мотив к поисковой деятельности, иначе весь процесс познания бессмысленен, даже если он проведен педагогом в совершенстве.

Многие психологи отмечают, что мотивом к исследовательской деятельности в первую очередь служит интерес, потребность, стремление школьника к познанию нового.

Резюме. Высокая значимость исследовательской деятельности учащихся старших классов в становлении их творческой активности стала предметом широкого обсуждения в научно-методической литературе. Содержательный анализ теоретических работ позволяет выделить педагогические основы исследовательской деятельности учащихся старших классов, которые ориентированы на решение творческих задач и заданий, связаны с открытием нового знания, представляют собой самостоятельный поиск по созданию нового интеллектуального продукта, активизируют сферу исследовательского интереса, уделяя внимание профессиональному самоопределению. Реализация исследовательской деятельности в старших классах обеспечивается через разнообразные организационные формы и методы, например, такие как: метод проектов, организация дискуссий при защите результатов исследования, проведение «Исследовательского турни-

ра» как активной формы обучения. Ообучение на основе данного вида деятельности необходимо строить в соответствии с указанными выше этапами, поскольку каждый предшествующий служит предпосылкой овладения последующим этапом.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность создает своеобразную платформу для активной мыслительной деятельности учащихся старших классов. От сформированности у старшеклассников исследовательской позиции во многом зависит возможность их адаптации в постоянно изменяющихся жизненных и профессиональных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В. И. Определение границ применения исследовательского метода учения на основе оценки уровней сформированности исследовательских умений и способностей учащихся / В. И. Андреев // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. Ученые записки КГПИ. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1975. - С. 67-86.

2. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев // Управление современной школой. Завуч. - 2005. - № 6. - С. 14-29.

3. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. И. Шашенкова. - Ижевск : ИЦПКПС, 2001. - 98 с.

4. Леонтович, А. В. Концептуальные основания модели организации исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Школьные технологии. - 2006. - № 5. - С. 63-71.

5. Обухов, А. С. Исследовательская позиция личности / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 1. - С. 61-75.

6. Поддьяков, А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. - 2006. - № 4. - С. 51-58.

7. Проказова, О. Г. Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся (для руководителей, педагогов образовательных учреждений) : методические рекомендации / О. Г. Проказова. - Волгоград : Учитель, 2002. - 23 с.

8. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. -М. : Ось-89, 2006. - 480 с.

9. Титов, Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии / Е. В. Титова // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 39-45.

10. Хуторской, А. В. Современная школа : учебное пособие / А. В. Хуторской. - М. : Высшая школа, 2007. - 639 с.

11. Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 19-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.