Научная статья на тему 'Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию'

Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2557
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕСУРСОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАН-СТРУКТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ Г. АММОНА / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ Я-ФУНКЦИИ / Я-ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / ДЕФИЦИТАРНОСТЬ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ПОЛО) "РЕСУРС" / HUMAN-STRUCTURAL PERSONALITY CONCEPTION OF G. AMMON / PSYCHO DYNAMICALLY ORIENTED PERSONALITY QUESTIONNAIRE (POPQ) "RECOURSE" / PSYCHOLOGICAL HEALTH / RECOURSE-CENTERED APPROACH / CENTRAL SELF-FUNCTIONS / SELF-IDENTITY / CONSTRUCTIVENESS / DESTRUCTIVENESS / DEFICIENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаповал Валентин Анатольевич

Статья посвящена разработке системы диагностики и прогнозирования психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел в аспекте современных организационно-методологических подходов: уровневого, ресурсоцентрического, гуман-структурологической концепции личности, измерении неосознаваемых центральных Я-функций и психодинамического феномена «Я-идентичность» в соотношении их конструктивных, деструктивных и дефицитарных проявлений; применении современных средств автоматизации и информационных технологий. Освещается опыт авторской разработки и практического использования Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» 2006, а также автоматизированной экспертно-диагностической системы для оценки, прогнозирования и мониторинга психологического здоровья организованных контингентов испытуемых на его основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаповал Валентин Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological health of employees of internal affairs bodies as the subject of departmental psychologists investigation: new approaches to estimation and prognosis

This article is devoted to the development of the system of psychological diagnostics of psychological health of employees of internal affairs bodies in the aspect of contemporary organizational and methodological approaches: graded, recourse-centered, human-structural personality conception, the measure of unconscious central Self-functions and psychodynamic phenomenon Self-identity in the aspect of their constructive, destructive and scarce display correlation, using modern means of automation and informational technologies. This article shows the experience of author's elaboration and practical usage of Psycho dynamically oriented personal questionnaire (POPQ) Recourse 2006 and automatic expert diagnostically system for estimation, prognosis and monitoring of psychological health of organized contingents on its basis.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию»

Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, т.к. деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении иногда сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценки. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.

Особенность работы по исправлению осужденных в колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды: большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных2.

Существенным элементом микросреды в исправительной колонии является особая стратификация осужденных, суть которой заключается в жестком неофициальном делении их на слои и касты. Причиной стратификации, отражающей специфику группового поведения осужденных в колонии, является стремление отрицательно настроенных правонарушителей выделиться в особую касту, обеспечить себе привилегии при отбывании наказания за счет ущемления интересов других.

Такая стратификация и искаженное понимание нравственной ответственности за свое поведение осужденными приводит их к культу физической силы и жестокости. Данные опроса, проведенного в исправительных колониях (ИК) различных регионов страны, раскрывают понимание осужденными таких качеств, как чувство вины, раскаяния за свое преступление, совесть, долг, справедливость, достоинство, требовательность, сострадание. Около 60% осужденных либо не смогли объяснить смысл этих понятий, либо проявили искаженное их толкование. Так, достоинство приобретало значение силы, требовательность - придирчивости, сострадание - признака слабости, недостойного «настоящего мужчины» и т.д.

Такая трактовка нравственных качеств и низкий культурный уровень приводят к тому, что групповое поведение и взаимоотношения правонарушителей строятся на основе искаженных представлений о соотношении личного и общественного. В то же время в группах осужденных вырабатываются свои асоциальные нормы, неодинаковые по значимости. Их классификацию можно рассматривать как цепочку, в которой каждое последующее звено, как правило, не только содержит в себе дефекты предыдущих, но и усугубляет их, расширяя границы безответственного поведения, асоциальных действий и поступков и взаимоотношений. Таким образом, работу по исправлению осужденных необходимо организовывать с учетом особенностей личности, ее социально-демографической, уголовно-правовой и психологической характеристик.

Список литературы

1. Стурова, М.П. О социально-педагогическом назначении уголовного наказания как методе воздействия на личность осужденного // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания : сборник научных трудов. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1992.

2. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.

Literature

1. Sturova M.P. About socially-pedagogical criminal sentencing as an influence method on the person condemned // Perfection educational activity of the bodies executing punishments. - Ryazan, 1992.

2. Corrective (penitentiary) pedagogics. - Ryazan, 1993.

УДК 15.07; 15.073; 152.3; 153.8; 158. B.A. Шаповал*

Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных психологов: новые подходы к оценке и прогнозированию

Статья посвящена разработке системы диагностики и прогнозирования психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел в аспекте современных организационно-методологических подходов: уровневого, ресурсоцентрического, гуман-структурологической концепции личности, измерении неосознаваемых центральных Я-функций и психодинамического феномена «Я-идентичность» в соотношении их конструктивных, деструктивных и дефицитарных проявлений; применении современных средств автоматизации и информационных технологий.

* Шаповал, Валентин Анатольевич, докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент, полковник милиции. E-mail: vash23@mail.ru, тел. 8-812-744-70-68.

* Shapoval Valentin A., Ph. D. degree of Saint-Petersburg Ministry of Internal Affairs University of Russian Federation, Candidate of medical science, senior lecturer, police colonel. E-mail: vash23@mail.ru.

Освещается опыт авторской разработки и практического использования Психодииамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» 2006, а также автоматизированной экспертно-диагностической системы для оценки, прогнозирования и мониторинга психологического здоровья организованных контингентов испытуемых на его основе.

Ключевые слова: психологическое здоровье, ресурсоцентрический подход, гуман-структурологическая концепция личности Г. Аммона, центральные Я-функции, Я-идентичность, конструктивность, деструктивность, дефицитарность, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс».

Valentin A. Shapoval*. Psychological health of employees of internal affairs bodies as the subject of departmental psychologists investigation: new approaches to estimation and prognosis.

This article is devoted to the development of the system of psychological diagnostics of psychological health of employees of internal affairs bodies in the aspect of contemporary organizational and methodological approaches: graded, recourse-centered, human-structural personality conception, the measure of unconscious central Self-functions and psychodynamic phenomenon "Self-identity" in the aspect of their constructive, destructive and scarce display correlation, using modern means of automation and informational technologies. This article shows the experience of author's elaboration and practical usage of Psycho dynamically oriented personal questionnaire (POPQ) "Recourse" 2006 and automatic expert diagnostically system for estimation, prognosis and monitoring of psychological health of organized contingents on its basis.

Keywords: psychological health, recourse-centered approach, human-structural personality conception of G. Ammon, central Self-functions, Self-identity, constructiveness, destructiveness, deficiency, Psycho dynamically oriented personality questionnaire (POPQ) "Recourse".

Актуальность диагностики и прогнозирования психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел (ОВД) обусловлена высокой социальной значимостью их профессиональной деятельности и социальной опасностью лиц с отклонениями в его состоянии, находящихся на службе, о чем красноречиво свидетельствует недавно происшедшая трагедия, связанная с расстрелом людей сотрудником начальствующего состава милиции, беспричинно открывшим прицельную стрельбу из огнестрельного оружия по персоналу и посетителям в московском супермаркете 27 апреля 2009 года1.

Подобного рода факты на фоне широкого распространения и прогрессирующей тенденции роста среди личного состава правоохранительных органов числа состояний социально-психической и психосоматической дезадаптации: от «эмоционального выгорания», алкоголизации, семейных дисгармоний, разводов, кризиса профессиональной идентичности и профессиональной деформации до профессиональной патологии, инвалидизации и брутальных исходов в виде гомицидов, суицидов и гибели по личной неосторожности при исполнении профессиональных обязанностей и применении огнестрельного оружия, требуют организации более эффективной по сравнению с ныне существующей системы психологического обеспечения, ядром которой должна быть диагностика и прогнозирование психологического здоровья сотрудников.

Так, вскоре после отмеченного выше чрезвычайного происшествия в органы внутренних дел субъектов РФ было направленно распоряжение главы МВД России Рашида Нургалиева о проведении внеплановых психологических обследований сотрудников для выявления лиц, имеющих признаки социально-психологической дезадаптации, находящихся в кризисных жизненных ситуациях для принятия мер по оказанию им психологической и иной необходимой помощи, а также о введении в практику организации работы с личным составом проведения ежегодных психологических обследовании руководящего состава ОВД и строевых подразделений милиции. Кроме того, особое внимание министром обращается на раннее выявление у сотрудников психических заболеваний и расстройств при проведении ежегодной плановой диспансеризации в ведомственных медицинских учреждениях, выявлении сотрудников, злоупотребляющих спиртными напитками на службе и в быту, тщательное изучение психологических и иных профессионально значимых качеств личности кандидатов на должности руководящего состава, изучения морально-психологического климата в служебных коллективах и роли руководителей ОВД в его формировании.

Несмотря на то, что обсуждаемая проблема не нова, ее актуальность продолжает оставаться высокой для всех силовых ведомств государства в связи с нерешенностью многих вопросов научно-методологического, организационно-методического, технического, социального, юридического и финансового характера. Так, среди основных направлений реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ до 2020 г. программа сохранения и укрепления психического здоровья военнослужащих выделена отдельной строкой. В числе прочих мероприятий она предусматривает научную разработку и внедрение в практику системы массовых психопрофилактических обследовании военнослужащих современных экспресс-диагностических технологии на основе концепции многомерного скрининга их психического здоровья2.

Современная система психологического обеспечения сотрудников ОВД представляется нам в виде комплекса информационных, диагностических, прогностических, подготовительных, аналитических, коррекционных и реабилитационных мероприятий, направленных на формирование и поддержание психологической готовности сотрудников к выполнению экстремальной профессиональной деятельности, а также их психологической устойчивости к влиянию стресс-факторов этой деятельности3. Поэтому центральным предметом исследования в деятельности ведомственных психологов является

психологическое здоровье сотрудников правоохранительных органов. Прежде чем дать определение такому многомерному понятию, как психологическое здоровье, следует отметить его непосредственную связь с новым пониманием здоровья, в котором используется не только позиция отрицания патологии, а обращается внимание на наличие у индивида ресурсов. Со времени принятия такого понимания Всемирной организацией здравоохранения (1946 г.) здоровье трактуется позитивно, как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. В этой связи психическое здоровье характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способностью к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальным выполнением социальных функций, адекватными общечеловеческими ценностями и этнокультурными особенностями той группы, к которой человек принадлежит4. Иными словами, оно рассматривается как многогранная жизнеспособность, поддерживаемая полноценным развитием и функционированием психического аппарата.

Понятие «психологическое здоровье» имеет скорее отношение к личности в целом, тесно связано с высшими проявлениями человеческого духа и такими указывающими на него критериями, как хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации (И.В. Дубровина), полнота эмоциональных и поведенческих проявлений личности (В.С. Хомик), опора на собственную внутреннюю сущность (А.Е. Созонов, F. Pearls), самоприятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих, «самообъективность» как четкое представление о своих сильных и слабых сторонах, наличие системы ценностей, содержащих главную цель и придающей смысл всему, что делает человек (G. Allport), самоактуализация (А. Маслоу). Таким образом, можно констатировать, что психическое здоровье служит основой здоровья психологического. Полагаем, что рассматриваемые понятия в большой степени синонимичны, а их отличия отражают главным образом разграничение сфер деятельности специалистов, предметом исследования которых они являются. Так, психическое здоровье традиционно служит предметом исследования психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских (клинических) психологов, в то время как здоровье психологическое - предмет исследования более широкого круга психологов, валеологов, педагогов, социальных работников и др.

Анализируя отмеченное выше распоряжение главы МВД России, можно констатировать прямое указание специалистам ведомственной психологической службы на психологическое здоровье сотрудников как центральный предмет их внеплановых и ежегодных психологических обследований. Актуальность их вызвана непрекращающимся ростом числа пограничных нервно-психических расстройств и донозологических состояний, для оценки которых трудно применить традиционные психиатрические критерии. При этом в психодиагностическом контексте речь идет не столько об обнаружении психической патологии, в т.ч. на донозологическом уровне, сколько о выделении диагностически и прогностически валидных критериев именно психологического «здоровья» сотрудника с позиций как патоцентрического, так и нормоцентрического подходов в единой системе медико-психологического обеспечения. Эти критерии должны быть универсальны, валидны, измеряемы и «мониторируемы», т.е., позволять отслеживать динамику психологического здоровья сотрудников, отражающую психологическую «цену» их служебно-профессиональной деятельности и эффективность функционирования (боеспособности) подразделения на разных уровнях (локальный, районный, городской, окружной, федеральный, министерский и т.д.)5.

В этой связи решение проблемы регулярных массовых психологических обследований сотрудников ОВД, первичной диагностики, скрининга и мониторинга их психологического здоровья сегодня не может быть успешным без учета таких организационно-методологических подходов, как: 1) уровневый принцип оценки и прогнозирования, сочетающий в себе преимущества как патоцентрической (ориентированной на психическую патологию), так и ресурсоцентрической (ориентированной на личностные ресурсы) диагностики с градацией испытуемых на критериальные группы психологического здоровья; 2) применение единого комплекса адекватных, эффективных и надежных методов прогностической психодиагностики, созданных на основе валидной концепции; 3) широкое использование современных компьютерных технологии при создании, обработке, анализе и ведении многомерных баз психологических данных; 4) периодическое совершенствование экспертно-диагностической системы на основе обратной связи.

Имеющиеся затруднения в успешном решении проблемы оценки и прогнозирования психологического здоровья при обследованиях массовых контингентов сотрудников ОВД, на наш взгляд, связаны прежде всего с неудовлетворенной потребностью ведомственных специалистов -психиатров и психологов - в «тонком» и адекватном психодиагностическом инструментарии, отвечающем запросам тех и других, обеспечивающем выполнение важного принципа преемственности использования психодиагностической информации на различных этапах медико-психологического сопровождения (профориентация, профотбор, скрининг, мониторинг, тренинги самопознания и личностного развития, психологическая коррекция, реадаптация, реабилитация и др.).

Несмотря на обширность арсенала методов психодиагностики, потребность в «тонких» измеряющих методах донозологической и прогностической диагностики, созданных на основе валидной («работающей») психодиагностической концепции, для решения указанных задач на сегодняшний день остается неудовлетворенной. Официально признанными и десятилетиями применяемыми для этих целей в Вооруженных силах, МВД, ФСБ, МЧС, ГУФСИН и других силовых ведомствах РФ на сегодняшний день традиционно остаются: Стандартизированный метод

исследования личности - СМИЛ (Собчик Л.Н., 1971, 1990), Методика многостороннего исследования личности - ММИЛ (Березин В.Ф., Мирошников М.П., Соколова Е.Д., 1994) и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» - МЛО-АМ (Маклаков А.Г., Чермянин СВ., 1990). Указанные методики представляют собой различные варианты адаптации и рестандартизации Миннесотского многопрофильного личностного перечня ММР1 (Хатуэй С., Маккинли Дж., 1940), созданного как метод клинического изучения синдромов патохарактерологического развития личности в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны.

Несмотря на то, что тест ММР1 за более чем 60-летнее применение завоевал репутацию «тяжелой артиллерии» психодиагностики, он не был основан на какой-либо определенной теории личности, агрессии или тревоги6. В нем использованы 566 клинических пунктов, выбранных у различных авторов и измеряемых в рамках первой современной классификационной системы патологического поведения (КгаереИп Е., 1883), так называемые «поведенческие клинические феномены», проявляемые определенными поведенческими паттернами, имеющими место при тех или иных психических расстройствах. Данная нозоцентрическая (от «п0808» - заболевание, расстройство) парадигма оценки психического здоровья, основанная исключительно на измерении качеств, форм поведения или состояний, характерных в основном для психопатологии, для решения рассматриваемых задач представляется нам весьма редукционистской. А отсутствие соотнесенности используемой психодиагностической системы с какой-либо концепцией личности делает валидную прогностическую оценку психологического I на ее основе, как и формулирование последующих экспертных, организационно-психологических

и коррекционно-терапевтических рекомендаций, весьма затруднительным7, с чем постоянно сталкиваются в практике психологического обеспечения специалисты ведомственных психологических служб. Кроме того, непосредственное использование результатов массовых психодиагностических обследований, содержащих весьма ценную информацию, в значительной степени зависит от уровня специальной квалификации эксперта, а также его способности представить их в обобщенном виде разного уровня руководству (от начальника отделения до министра), на которое в конечном итоге эти результаты и ориентированы. В этой связи современный психодиагностический инструментарий должен позволять не только получать валидную и надежную информацию, но и представлять ее в форме, доступной и удобной для пользователей разного уровня (испытуемые, врачи, психологи, воспитатели, сотрудники кадровых аппаратов, средний и высший руководящий состав и т.п.).

Немаловажным в настоящее время представляется и такой факт, как широкая известность и доступность (интернет, свободная продажа) «штатных» тестов для «тренировки», в целях получения желаемого результата, перед прохождением психологического тестирования кандидатов при приеме на службу или сотрудников при выдвижении на вышестоящую должность. Это существенно снижает валидность результатов или вовсе дискредитирует их применение. Так, поисковая система Yandex.ru на запрос «Как успешно пройти тестирование при приеме на работу» выдает 557 тыс. страниц рекомендаций. Среди них ссылка на бестселлер С. Венсона, «помогающий» претенденту продемонстрировать свои лучшие качества при тестировании и включающий сотни типичных тестовых заданий и вопросов, материалы для тренировки на интерпретацию числовых данных, графиков и диаграмм от ведущих создателей тестов, ответы и пояснения к каждому вопросу, позволяющие проанализировать полученные результаты8.

Наконец, согласно современным психодинамическим представлениям, психическая сфера человека подразделяется на осознаваемую и неосознаваемую части. Причем, именно неосознаваемая часть, составляющая около 90% всего психического материала9 и являющаяся основным объектом деструктивного информационно-психологического воздействия, обусловливает поведение человека в экстремальных и критических ситуациях и его психологическое здоровье в целом. В этой связи результаты тестирования с помощью традиционно применяемых методик в ситуации «психолого-психиатрической экспертизы» массовых обследований, несмотря на декларируемую «полупроективность» их характера10 и наличие специальных коррекционных шкал, позволяют оценить главным образом лишь демонстрируемый испытуемыми поведенческий «фасад» личности, отражающий их представление об ожиданиях администрации и психологов, проводящих обследование.

Вышеперечисленными аргументами и были обусловлены наши поиски новых эффективных концептуально-методологических подходов к оценке и прогнозированию психологического здоровья кандидатов и курсантов Военного института ВВ МВД РФ в ракурсе решения задач их психологического мониторинга и сопровождения. Попытка преодоления проблемы существенной ограниченности научно-методологической парадигмы указанного психодиагностического подхода была предпринята нами за счет привлечения некоторых ценных наработок западных школ, которые в силу существовавших идеологических запретов долгое время оставались невостребованными. Наше внимание привлек гуман-структурологический холистический подход, максимально интегрирующий различные аспекты понимания человека как биопсихосоциодуховной сущности, разработанный в рамках современной динамической психиатрии11. Последняя представляет относительно новое научно-практическое направление, созданное в Германии в рамках творческой терапевтической концепции, интегрирующей традиционную «статическую» психиатрию, психоанализ, групповую динамическую психотерапию и психосоматику, а также рассматриваемое как смена парадигм «в подходе к науке, к человеку, к тому, что раньше обозначалось болезнью и ее категориями, смена в подходе человека к самому себе вплоть до нового восприятия организационных форм общества»12.

В основу данного направления положена структурно-функциональная модель личности (Г. Аммон, 1995), созданная в результате трансформации взглядов на бессознательное и топографической

модели личности 3. Фрейда (Я, Оно, Сверх-Я). С позиций рассматриваемой концепции личность представляет собой сложное многоуровневое структурное образование, включающее: 1) первичные органические структуры, охватывающие биологические, соматические, физиологические и нейрофизиологические особенности индивида; 2) центральные личностные образования, находящиеся в области бессознательного; 3) вторичные осознаваемые «функциональные носители личности», обеспечивающие контакт с внешним миром: мышление, память, интеллект, речь, эмоции и т.д.

Особое значение в данной концепции личности имеет понимание соотношения «сознательного и бессознательного». Поскольку бессознательное недоступно непосредственному наблюдению и проявляется в каждой актуальной интеракции как конденсат отношений через вторичные осознаваемые психологические функции, теоретически оно может включать в себя потенциально бесконечное количество гипотетических конструктов. В этой связи для решения психотерапевтических задач автором были отобраны шесть центральных Я-функций, репрезентативно отражающих целостную структуру бессознательного и содержательно понимаемых как изначально наделенные конструктивным ресурсом: агрессия (деятельная активность), страх (совладание с тревогой), внешнее «Я-отграничение» (автономия с гибкой границей «Я»), внутреннее «Я-отграничение» (гибкая регуляция границ осознающего Я и неосознаваемых побуждений), нарциссизм (позитивное самопринятие), сексуальность (взаимообогащающее единение).

Основополагающим понятием в концепции Г. Аммона является Я-идентичность - ядерное психологическое образование, опосредованное структурой центральных Я-функций, динамизирующее и интегрирующее их друг с другом в единое целое. Процесс развития человека, возникновения психических расстройств, психологических проблем и их преодоления понимаются динамической психиатрией как процесс преобразования Я-идентичности. Актуализируясь на психодинамической почве всех интернализированных межличностных отношений, всего историко-биографического опыта индивида, на основе структурирования первичных, центральных и вторичных функций Я-идентичность как интегративная центральная сила «Я», обеспечивает формирование специфически человеческой индивидуальности и находится в постоянном развитии. Причем решающее значение в ее формировании придается характеру воздействия групповой динамики первичной группы, и в первую очередь процессам сепарации-индивидуации при разрешении симбиотического комплекса с матерью. При этом центральные Я-функции могут быть сформированы «нормально», «патологически» или «задержаны» в своем развитии, соответствующим образом предопределяя последующее социальное развитие, психическое и психологическое здоровье человека. Таким образом, центральные Я-функции композиционно представляют из себя соотношение трех качественных состояний: конструктивности, деструктивности и дефицитарности.

С позиций рассматриваемой концепции «психическое здоровье» понимается не как статически хорошее самочувствие и отсутствие психопатологии, а как «динамически и в виде процесса развивающееся событие». «Быть здоровым» означает «быть способным к развитию и находиться в процессе развития». Иными словами, здоровье означает целостный процесс гомеостаза в смысле текущего равновесия тела, духа, души и окружающей среды. С позиций Я-структурной концепции это означает постоянный процесс интеграции первичных, центральных и вторичных Я-функций со способностью принимать и отдавать социальную энергию в группах, в которых человек живет и которые он же формирует13. Данное определение наилучшим образом соответствует современной трактовке, максимально сближающей понятия «психическое» и «психологическое» здоровье, рассматривая их в качестве фундаментальной способности человека к самоорганизации, саморазвитию, критическому осмысливанию и генерированию информации, необходимой для формирования и реализации конструктивных жизненных сценариев14. Большинство теоретических положений динамической психиатрии с ее системным и холистическим подходом к человеку наилучшим образом соответствует положениям современной концепции психологического сопровождения и психологической реабилитации сотрудников так называемых экстремальных профессий, к числу которых, безусловно, можно отнести и сотрудников ОВД.

Решающим выгодным отличием Я-структурной модели личности и заслугой ее автора с методологической точки зрения явилось создание первого в истории мировой психологии и психиатрии психоаналитического диагностического инструментария - Я-структурного теста (18ТЛ), дающего возможность измерения центральных Я-функций, репрезентативно отражающих целостную структуру бессознательного в совокупности его здоровых и патологически измененных аспектов15. Согласно концепции синэргизма сознательной и бессознательной сфер личности, каждое сознательное проявление содержит и неосознаваемый компонент. Поэтому основной задачей при разработке теста было согласно исходной теоретической дефиниции конструктивного, деструктивного и дефицитарного измерения каждой функции в ходе многолетнего клинического опыта диагностической и психотерапевтической работы с пациентами операционализировать то, как преимущественно неосознаваемые структуры личности находят свое феноменологическое выражение в установках, мышлении, эмоциях и вариантах поведения индивидуума.

Таким образом, неосознаваемая структура «Я» проявляет себя при самооценке собственных переживаний и поведенческих проявлений в представленных тестовыми утверждениями групподинамических ситуациях межличностных отношений, содержащих опыт психоаналитически ориентированного наблюдения. Это позволяет не только количественно измерить шесть центральных Я-функций (агрессия, страх, внешнее и внутреннее Я-отграничение, нарциссизм и сексуальность) в их конструктивном, деструктивном и дефицитарном выражении (всего 18 шкал), но и понять роль

различных механизмов их формирования при нормальном или патологическом развитии личности.

Первые пилотные исследования с использованием русскоязычной версии Я-структурного теста Г. Аммона16 начали проводиться нами с середины 90-х гг. в рамках творческого сотрудничества со специалистами Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева17. Объектом исследования явились абитуриенты и курсанты Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Обследование проводилось массово в рамках профессинально-психологического отбора и психиатрического освидетельствования ВВК ввуза. В результате исследований были получены нормативные данные по однородной мужской выборке испытуемых (n = 1004)18. Проверялась пригодность теста для оценки психического здоровья в условиях массовых психопрофилактических обследований19. Однако поскольку ISTA разрабатывался преимущественно на психиатрическом контингенте и предназначался для тестирования испытуемых, находящихся в ситуации консультирования, т.е., психологической открытости и заинтересованности в получении психотерапевтической помощи, наш многолетний опыт его использования в диаметрально противоположной ситуации психолого-психиатрической экспертизы практически здоровых молодых людей стимулировал работу по его психометрической экспертизе, адаптации, коррекции и модификации. Данная работа осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап работы был связан с решением проблемы обработки и анализа результатов тестирования больших контингентов испытуемых в условиях дефицита времени. Для этого за основу нами был взят технический комплекс, разработанный в Центре психофизиологической диагностики медсанчасти ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на основе лицензионной программы ABBYY FormReader 6.0 и авторской программы, реализованной в Microsoft Office Access (В.Н. Арсеньев, 1998) для обработки отсканированных регистрационных бланков ММИЛ с матрицей полей (формат А4) для считывания результатов ответов испытуемых на 377 утверждений. Использование типового регистрационного бланка для ввода в персональный компьютер результатов тестирования и их обработки с помощью модифицированного программно-технического комплекса (В.Н. Арсеньев, В.А. Шаповал, 2000), разработанного на основе указанного выше, предоставило удачную техническую возможность дополнения ISTA утверждениями не только триады шкал тестовых установок, фиксирующих степень откровенности, диссимуляции или аггравации испытуемых в момент обследования (шкалы L, F, K), но и включения в опросник утверждений еще четырех шкал СМИЛ, направленных на диагностику наиболее часто встречающихся у курсантов типов психической дезадаптации (психосоматического, поведенческого, невротического или тормозимого)20.

Поиск путей получения интегральной оценки результатов психодиагностического обследования с помощью ISTA особенно актуальный в ситуации массовых обследований и градации испытуемых на группы с разным уровнем психологического здоровья21 привел к включению в состав методики еще трех суммарных шкал (общей конструктивности, деструктивности и дефицитарности), двух производных от них шкал (адаптационного потенциала и потенциала активности)22, а также предложенных нами двух интегральных шкал: общей социопсихосоматической проблемности (сумма значений всех деструктивно-дефицитарных шкал и четырех шкал психической дезадаптации) и шкалы ресурса психологического здоровья (разность значений шкалы общей конструктивности и общей социопсихосоматической проблемности), рассчитанных в Т-приведении. В результате перечень утверждений теста был расширен с 220 до 377, а количество шкал возросло с 18 до 32 (рис. 1). Разработанная таким образом психодиагностическая система сначала была названа «Комплексный тест Я-структуры личности», но вскоре по рекомендации руководителя научного коллектива разработчиков русскоязычной версии Я-структурного теста профессора В.Я. Тупицына23 была переименована в «Психодинамически ориентированный личностный опросник» (ПОЛО) - 2000. Автоматизация обработки результатов обследования с помощью данного теста позволила за минимальное время с высокой точностью обрабатывать практически неограниченные число отсканированных регистрационных бланков и представлять результаты их обработки, как в индивидуальной (психограмма Я-структуры личности), так и в групповой (матрица данных в Microsoft Office Access или Excel) форме, с получением как первичных («да»/»нет») ответов испытуемого, так и суммарных показателей шкал в виде «сырых» и стандартизированных Т-баллов. Автоматизированная версия теста с обработкой результатов была внедрена в арсенал методик ЦПД медсанчасти ГУВД по СПб и ЛО, где с ее помощью было обследовано около 3000 испытуемых и где она применяется по настоящее время.

Реализация ПОЛО на базе программно-технического комплекса, обследование больших выборок испытуемых и возможность работы с их первичными ответами (айтемами) стимулировало исследования второго этапа, направленные на оценку и минимизацию средней погрешности измерения психодиагностических показателей теста. Для этого использовалась специальная автоматизированная методика «X.xls», основанная на сравнении эмпирических данных, полученных для определенного ансамбля респондентов, с данными, полученными методом вероятностного моделирования Монте-Карло для различных виртуальных ансамблей24. В результате были выявлены шкалы, оценивающие диагностические характеристики исследуемого контингента, с недопустимым уровнем погрешности, что вызвало необходимость корректировки и замены ряда исходных утверждений ISTA в составе ПОЛО-2000 и их принадлежности к определенным шкалам опросника, а также отбора и включения в их состав новых, содержательно и концептуально валидных конструктов из библиотеки утверждений более 20 широко известных психологических опросников, таких как СМИЛ, FPI, Басса-Дарки, Ассингера, Келлермана-Плутчика, Шуберта, Рейзаса, Ряховского,

Котенкова, Шострома и др. Таким образом была разработана новая усовершенствованная версия опросника П0Л0-2004, позволяющая получать более надежные результаты тестирования за счет примерно двукратного снижения погрешности измерения25.

Рис. 1. Структура теста ПОЛО

Примечание: Основание треугольника - шкалы ПОЛО первого уровня: А - агрессии, С - страха, О1 - внешнего Я-отграничения, О* - внутреннего Я-отграничения, N - нарциссизма, S - сексуальности (1 - конструктивные; 2 -деструктивные; 3 - дефицитарные); середина - интегральные шкалы первого уровня: Со - конструктивности, De -деструктивности, Df - дефицитарности; 4-й ряд - интегральные шкалы второго уровня: AdP - адаптационного потенциала, PA - потенциала активности; вершина треугольника: Re - интегральная шкала ресурса психологического здоровья. Шкалы достоверности: L - лжи, F - аггравации, К - диссимуляции; шкалы дезадаптации: Рs - психосоматической, Gm - поведенческой, № - невротической, D4 - тормозимо-депрессивной.

Третий этап работы был связан с практическим применением автоматизированной версии ПОЛО-2004 при массовых обследованиях (n>1000) и дальнейшим повышением надежности шкал теста на 15-20 % с помощью критерия Кронбаха-б из пакета прикладных статистических программ SPSS26 за счет отбраковки утверждений, снижающих внутреннюю согласованность, что привело к сокращению общего количества утверждений с 377 до 270 (без уменьшения числа шкал), а также созданию качественно отличающихся по составу утверждений мужского и женского вариантов теста ПОЛО «Ресурс» 2006 с последующей их стандартизацией на мужской (n>2000) и женской (n>300) выборках, представленных абитуриентами, курсантами и студентами вузов Санкт-Петербурга. Несмотря на стремление максимально сохранить концептуальную и содержательную валидность базовых шкал Я-структуры личности, в ПОЛО «Ресурс» 2006 после указанных процедур осталось лишь 33 (15 %) исходных утверждения Я-структурного теста. Анализ и процедура повышения внутренней согласованности суммарных шкал (конструктивности, деструктивности и дефицитарности) привели к сокращению числа входящих в них утверждений, а также созданию «короткого» экспресс-варианта теста (версия ПОЛО-К), содержащего 107 (мужской вариант) и 110 (женский вариант) утверждений и состоящего из трех основных шкал: конструктивности, деструктивности и дефицитарности Я-структуры личности и трех производных от них шкал: адаптационного потенциала, потенциала активности и интегральной шкалы ресурса психического здоровья.

Статистический анализ результатов обследования объемной выборки испытуемых показал отличие от нормального эмпирического распределения показателей большинства деструктивно-дефицитарных шкал опросника. В этой связи нами была осуществлена процедура принудительной нелинейной нормализации перевода «сырых» баллов шкал опросника в стандартизованные Т-баллы27. Кроме того, на основе сравнения в Т-приведении показателей шкалы общей конструктивности со шкалами общей деструктивности и дефицитарности нами был разработан алгоритм градации испытуемых на критериальные группы «психического здоровья» из трех, четырех и семи градаций.

Последняя полная версия ПОЛО «Ресурс» (2006) представляет собой стандартный перечень из 270 утверждений, отражающих различные аспекты функционирования личности, и позволяет получать психограмму ее структуры (в Т-приведении), включающую пять блоков шкал:

1) триаду шкал тестовых установок (неискренности, аггравации, диссимуляции);

2) шесть триад (конструктивной, деструктивной и дефицитарной составляющих) основных шкал Я-структуры личности: агрессии, страха, внешнего Я-отграничения, внутреннего Я-отграничения, нарциссизма и сексуальности;

3) триаду интегральных шкал Я-идентичности (общей конструктивности, деструктивности, дефицитарности)

4) блока шкал дезадаптации (психосоматического, психопатоподобного, невротического и тормозимого типа);

5) интегральных шкал: общей социопсихосоматической проблемности, адаптационного потенциала, потенциала психической активности и ресурса психологического здоровья (рис. 2).

Настоящий, четвертый этап наших исследований характеризуется разработкой и экспериментальной апробацией автоматизированных экспертно-диагностических комплексов, созданных на основе ПОЛО «Ресурс» 2006, в сочетании с другими психодиагностическими методиками, построенными по двоичному типу кодировки ответов, а также с учетом технических возможностей (айтем-пространства регистрационного бланка формата А4 на 377 утверждений для считывания и ввода результатов в базу данных с помощью сканера). На данный момент нами разработано 10 таких комплексов для оценки и прогнозирования психологического здоровья, решения ряда других задач психологического обеспечения организованных контингентов, а также совершенствования психодиагностической системы. Так, корреляционный анализ полученных в ходе исследования экспериментальных данных показал наличие высоко достоверных корреляционных связей показателей шкал ПОЛО с показателями таких психодиагностических методик как: тест на ассертивность, шкала креативности (В.А. Шаповал, 2007), методика исследования профессиональной, личностной и гендерной идентичности Л.Б. Шнейдер (2006), МЛО "Адаптивность" (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин, 1990), Кейрси (1995), тест уровня субъективного контроля (Дж.Роттера в модификации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинда), тест Т. Лири (в адаптации Л.Н. Собчик, 2003), методика диагностики формально-динамических характеристик поведения (Я. Стреляу, О. Митина и др., 2005), Индекс жизненного стиля (Р. Плутчик, Г. Келлерман и Г. Конте в модификации У.Б. Клубовой, 1991), опросник диагностики склонности к насилию Модсли (русскоязычная адаптация В.М. Голянич, Т.В. Тулупьева, В.А. Шаповал, 2009); Самоактуализационный тест (Э. Шосторма в модификации Л.Я. Гозмана и М. Кроза, 1987), шкала оценки потребности в достижении цели (Орлов Ю.М., 1978); методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса (адаптация М.А. Котик, 1981), ценностей личности (Шварц, 2004), социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой, 1996), самооценки актуального психического состояния - «СУПОС-8» (О. Микшик, 1977), групповой оценки личности на основе парных сравнений (наша модификация методики В.Г. Мельникова «Вектор», 2009). Все вышеуказанные методики адаптированы для массовых психодиагностических обследований организованных контингентов и автоматизированной обработки данных в режиме «бланк - сканер -базы данных - индивидуальный и групповой результат» с помощью программно-технического комплексов на основе FormReader 6.5 и авторских программ, реализованных в Microsoft Office Access (В.Н. Арсентьев, В.А. Шаповал, 2008, 2009; А.Ф. Бондарук, 2008, 2009).

Как уже отмечалось, одной из основных задач массовых (скрининговых и мониторинговых) психодиагностических обследований сотрудников ОВД является их градация на группы психологического (психического, профессионального) здоровья (ГПЗ)28. Так, например, при обследовании кандидатов в СПбВИ ВВ МВД РФ много лет успешно используется 4-уровневая градация, созданная на основе классификации Б.С. Фролова29.

Рис. 2. Компьютерный профиль ПОЛО Применение: Линия, соединяющая точки значений шкал Ь, Б, К - профиль шкал достоверности; кривая, соединяющая точки значений шести конструктивных шкал (А С1, 01, 0*1, 81) средней жирности - профиль конструктивной составляющей Я-структуры личности; кривая, соединяющая точки значений шести деструктивных шкал (А2, С2,02, 0*2, 82) максимальной жирности - профиль деструктивной составляющей Я-структуры личности; тонкая кривая, соединяющая точки значений шести дефицитарных шкал (А3, С3, 03, 0*3, N3, 83) - профиль дефицитарной составляющей Я-структуры личности; линия, соединяющая точки значений триады шкал (Со, Бе, Б^) - профиль интегральных шкал Я-структуры личности; линия, соединяющая точки значений тетрады шкал дезадаптации (Р8, От, №, Б _профиль дополнительных шкал П0Л0; первая вертикальная жирная линия в виде столбика термометра отражает степень выраженности у испытуемого психологических проблем и затруднений (СБ); линия, соединяющая точки значений шкал адаптационного потенциала (AdP) и потенциала активности личности (РАс) - профиль интегральных шкал Я-структуры личности

второго уровня; вторая вертикальная жирная линия отражает степень выраженности у испытуемого ресурса психологического здоровья (Яе).

Светлый срединный коридор профильного листа (40-60 Т-баллов) - средненормативная зона значений показателей; затемненные зоны (60-70 и 40-30 Т-баллов) - пограничные зоны повышения (понижения) показателей; выше и ниже затемненных зон (70-120 и 30-0 Т-баллов) - зона выраженного повышения (понижения) значений показателей теста.

Психодиагностическая градация испытуемых на 4 ГП3 по результатам их обследования с помощью ПОЛО «Ресурс» осуществляется на основе разработанного нами автоматизированного алгоритма соотношения показателей шкал общих конструктивности, деструктивности и дефицитарности в принудительно нормализованном Т-приведении (табл. 1).

Процентное соотношение групп психологического здоровья, определенных в результате массового психодиагностического обследования, позволяет получить обобщенную качественную характеристику состояния психологического здоровья любой группы (выборки, популяции) испытуемых в виде как одномоментных, так и динамических (лонгитюдных, мониторинговых) «срезов». На этой основе оценивать и прогнозировать боеспособность подразделений30, принимать адекватные организационные решения по ее повышению, осуществлять психопрофилактический и психологический «аудит» развивающего или профдеформирующего (социопатического) воздействия на личность профессиональной среды как групподинамического поля межперсональных взаимодействий и трансформации Я-идентичности субъектов профессиональной деятельности.

Рассмотрим уровни психического здоровья на основе формализованного алгоритма оценки результатов психодиагностического обследования с помощью ПОЛО «Ресурс».

IГПЗ. Конструктивный тип Я-идентичности с преобладанием общей конструктивности над общей деструктивностью и общей дефицитарностью >= 10 Т-баллов (1 о). Отсутствие признаков психопатологии. Высокий уровень конструктивного ресурса личностной идентичности (сбалансированности, гармоничности, адаптивности и активности).

II ГПЗ. Неопределенный (смешанный) тип Я-идентичности без явного преобладания общей конструктивности над общей деструктивностью и общей дефицитарностью или, наоборот, с разностью показателей в диапазоне от + 5 до - 5 Т-баллов (0,5 ст). Признаки психопатологии не определяются. Средний уровень конструктивного ресурса личностной идентичности (сбалансированности, гармоничности, адаптивно-компенсаторных возможностей и активности). Наличие отдельных деструктивно-дефицитарных тенденций в Я-структуре личности.

III ГПЗ. Деструктивно-дефицитарный тип Я-идентичности с преобладанием общей деструктивности и общей дефицитарности над общей конструктивностью >= 5 Т-баллов (0,5 ст). Определяется наличие отдельных признаков, свидетельствующих о социально-психической дезадаптации (психологической неустойчивости, предпатологии). В структуре личностной идентичности отмечается преобладание деструктивно-дефицитарных компонентов (дисбаланс, дисгармоничность, декомпенсация, пассивность и др.). Подробнее см. профиль Я-структуры личности.

IV ГПЗ. Выраженный деструктивно-дефицитарный тип Я-идентичности с преобладанием общей деструктивности и общей дефицитарности над общей конструктивностью >= 15 Т-баллов (1,5 а). Определяется наличие признаков определенных психопатологических проявлений. Диагностируется выраженный деструктивно-дефицитарный тип личностной идентичности (дисбаланс, дисгармоничность, декомпенсация, выраженность одного или нескольких типов психической дезадаптации: психосоматической, поведенческой, невротической, психоорганической и др.). Для более детальной характеристики и построения тактики организационно-коррекционных мероприятий требуется детальный анализ индивидуального профиля Я-структуры личности, дополнительное обследование с использованием проективных методик и обязательное индивидуальное собеседование.

Например, по результатам трехлетних обследований кандидатов в ввуз с помощью психодиагностической системы ПОЛО «Ресурс» 2006 (п=1201) у 17,57 % зачисленных на учебу был диагностирован высокий уровень психического здоровья, у 69,11 % - средний, и у 13,32 % - низкий (лица с IV ГП3, как правило, на учебу не принимались или объединялись с III ГП3). Эмпирическое распределение градаций почти соответствует нормальному и существенно отличается от аналогичных усредненных данных подразделений профессионально-психологического отбора вузов МО РФ (I группа - 3,8%; II - 46,3%, III - 49,9%)31. Хотя в последнем источнике речь идет о группах профпригодности, базирующихся на комплексной оценке личности абитуриента, основным базисом оценки входящего в нее психологического здоровья являются результаты тестирования с помощью «штатного» психодиагностическом инструмента - МЛО «Адаптивность» (Маклаков А.Г., Чермянин С.В., 1990). Следует отметить, что вводящие в заблуждение неопытных психологов «позитивные» названия шкал этого теста - такие как «нервно-психическая устойчивость», «моральная нормативность», «коммуникативные способности» и интегральная шкала «личностного адаптационного потенциала», фактически и по своей сути являются шкалами патоцентрическими, т.е. направленными на выявление неконструктивных, психопатологических форм поведения или состояний у испытуемых при его сознательном самоотчете. При этом, например, вывод о высоком уровне «нервно-психической устойчивости» делается по числу соглашений испытуемого с пунктами шкалы, реально направленными на диагностику симптомов «нервно-психической неустойчивости»

в ситуации консультирования при активном обращении пациента за психотерапевтической помощью. Здесь вполне уместна аналогия, когда диагноз «психически здоров» ставится лишь на основании отсутствия у пациента каких-либо психопатологических жалоб или по аналогии с традиционной психиатрической формулировкой: «На момент осмотра - без продуктивной психопатологической симптоматики». То же касается содержательной валидности и остальных «позитивно» заявленных шкал МЛО, которые также были разработаны на основе нозо- и патоцентрически ориентированной методики - ММР1 (СМИЛ) и являются «негативными» (симптомоориентированными). В этой связи, на наш взгляд, корректнее было бы назвать их «своими» именами, например, такими как «моральная девиация», «коммуникативные затруднения», «нервно-психическая неустойчивость», «социально-психическая дезадаптация» и т.п.

В то же время градация на ГПЗ по результатам ПОЛО является ориентированной прежде всего на конструктивный ресурс личностной идентичности. Это предположение было подтверждено при сравнении независимых экспертных заключений, сделанных в отношении одних и тех же испытуемых (п=271) по результатам использования комплексного психодиагностического опросника «МЛО-ПОЛО-(С)-МИПИ»32. Несмотря на достоверно положительную корреляцию заключений (г = 0,45; р < 0,001), общее совпадение экспертных заключений составило лишь 28,8 %, причем наименьшее число совпадений (1,87%) было по I ГПЗ, а наибольшие - по III (56,4 %) и IV ГПЗ (47,8 %). В 63,47 % (172) случаев отмечалось «гипердиагностическое» расхождение в сторону более низких оценок психического здоровья, сделанных на основе МЛО, причем, у 46,49 % - на одну градацию; у 16,24 % - на две градации и 0,74 % - на 3 градации. «Гиподиагностическое» расхождение (более высокие оценки психического здоровья) были отмечены в 7,75 % случаев. Достоверность различий между процентными долями критериальных групп, рассчитанная с помощью критерия Фишера, оказалась достоверной (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение градаций кандидатов в ввуз по группам психологического здоровья (ГПЗ),

полученных на основании их обследования с помощью ПОЛО «Ресурс» 2006 и МЛО «Адаптивность»

ГПЗ По ПОЛО По МЛО Р<

Частота % Частота %

I 107 39,48 1 0,37 0,01

II 86 31,73 112 41,33 0,01

III 55 20,3 123 45,39 0,01

IV 23 8,49 35 12,91 0,05

Итого: 271 100 271 100

Наконец, качественное сравнение II и IV ГПЗ (личностного адаптационного потенциала), определенных по МЛО с помощью статистического критерия U (Манна-Уитни), показало наличие высокодостоверных различий (p < 0,001) по шкалам общей деструктивности и общей дефицитарности и отсутствие таковых по шкале общей конструктивности (p = 0,21), в то время как аналогичное сравнение, как I и III, так и I, и IV ГПЗ, выделенных на основе ПОЛО, обнаружили высоко достоверные различия по всем четырем основным шкалам МЛО (p < 0,001). Данный факт может быть объяснен ситуациями, при которых по результатам МЛО у испытуемого определялся высокий уровень нервно-психической неустойчивости и в соответствии с утвержденным алгоритмом оценок выставлялась III или IV ГПЗ, в то время как по результатам ПОЛО определялось превышение шкалы общей конструктивности ß-структуры личности над шкалами общей деструктивности и общей дефицитарности на 10 и более Т-баллов, указывающее на компенсацию деструктивно-дефицитарных проявлений высоким конструктивным ресурсом. На этом основании испытуемый относился нами к I ГПЗ. И, наоборот, в ситуации превышения деструктивно-дефицитарного компонента в Я-структуре личности над конструктивным на 5 и > Т-баллов испытуемый относился к III ГПЗ даже в том случае, если значения шкал общей деструктивности и дефицитарности находились в коридоре статистической нормы (40-60 Т-баллов), на основании чего по результатам МЛО в таком случае испытуемый чаще всего относился ко II ГПЗ. Корреляционный анализ (по Спирмену) показал достоверно высокую (p < 0,001) положительную корреляционную связь между сырыми значениями шкал общей деструктивности и общей дефицитарности Я-структуры личности ПОЛО «Ресурс» и шкал МЛО: «нервно-психической устойчивости» (г = 0,62 и 0,65); «коммуникативных способностей» (г = 0,58 и 0,50) и «моральной нормативности» (г = 0,51 и 0,48; p < 0,00001); при этом их корреляция с результирующей шкалой «адаптивных способностей» МЛО достигала значений г = 0,69 и г = 0,65 соответственно. В то же время корреляции шкалы общей конструктивности Я-структуры личности ПОЛО «Ресурс» 2006 с основными и результирующей шкалами МЛО оказались отрицательными и менее выраженными, хотя и достоверно значимыми (г = от -0,18 до -0,19; p < 0,005), за исключением шкалы моральной нормативности (г = от -0,06; p > 0,05).

Безусловно, основным критерием валидности психодиагностических прогнозов является отдаленный катамнез, однако априори можно предположить более высокую прогностическую

валидность предлагаемого ресурсоцентрического подхода, особенно актуального для контингента I ГП3 (конструктивный тип личности), представляющего в контексте боеспособности и профессиональной успешности сотрудников российских силовых ведомств наиболее эффективный ресурс национальной безопасности. Данный тезис основывается на социальном отражении психодинамической концепции социально-группового поля Г. Аммона, в соответствии с которой конструктивная личность неосознанно создает вокруг себя конструктивный социум, гармонизируя его своими жизнедеятельностью и социальными взаимодействиями и являясь «катализатором», побуждающим окружающих к проявлению и развитию конструктивной Я-идентичности. Деструктивная личность по закону морфогенетического резонанса имеет тропизм и поддерживает деструктивную доминанту в микро и макросоциальном взаимодействии. Дефицитарная личность в социальном контексте представляет собой пассивный объект, наиболее благоприятный для манипуляций индивидуальным и социальным сознанием. Явное преобладание в социуме деструктивно-дефицитарных личностей может служить надежным индикатором его социального неблагополучия.

Кроме личностного и социального уровня исследуемая нами психодинамическая концепция находит свое отражение и на уровне человеческого организма и его соматического здоровья, что является предметом наших дальнейших исследований. Так, например, на уровне организменных иммунорегуляторных процессов конструктивность может интерпретироваться как хорошо отлаженный саногенетический компенсаторно-регуляторный механизм и высокий уровень соматического здоровья; деструктивность - как аутоиммуноагрессия, склонность к травматизму и острым заболеваниям; дефицитарность - как иммунодефицитные состояния с тенденцией к затяжному хроническому течению. Не случайно СПИД, признанный «чумой XXI века», расшифровывается как синдром приобретенного иммунодефицита).

Наконец, мы считаем уместным отметить и тот факт, что универсализм исследуемого нами принципа «конструктивности - деструктивности - дефицитарности» отражается в древнеиндийском учении Аюрведе (в пер. с санскрита - «наука жизни») в виде учения о трех гуннах (в пер. с санскрита -качество, модус, режим, верёвка) - скрытых силах природы, управляющих всеми процессами материального мира, включая человека и социум. С точки зрения ведической парадигмы именно гунны определяют психологический тип личности человека. Так, саттва-гуна (аналог принципа конструктивности) отражает качества добродетели или благости, а также - закон вселенской гармонии, направленный на познание, проявляет себя эффективностью, жизнерадостностью, оптимизмом, скромностью, добротой и отсутствием привязанностей, крепким здоровьем; сознание такого человека восприимчиво и внимательно (по отношению к любому вопросу, на котором оно сосредоточено) и в то же время отрешено и не преследует выгоды. Раджо-гуна (аналог принципа деструктивности) отражает качество страсти, динамику, сражение, борьбу, гордыню, зависть, гневливость, ненависть, импульсивность, склонность к насилию, властолюбие, лишающие здравого смысла, порождающие многочисленные пороки и болезни. Сознание такого человека возбуждено, узко направлено и сосредоточено на объекте желания, преследует выгоду, обнаруживая себя в страстных желаниях и стремлениях, побуждающих прилагать напряженные усилия для того, чтобы добиться желанного объекта. Тамо-гуна (аналог принципа дефицитарности) отражает качество невежества, заблуждение, деградацию, бездействие, разрушение, депрессию, неведение, безумие, страдание, горе, пассивность, умственную инертность, медлительность, лень, равнодушие к своей и чужой судьбе, зависимость. Сознание такого человека легко отвлекаемо, невнимательно, неспособно познавать, хронически склонно к ложному пониманию или восприятию, проявляется в апатии, безразличии, забывчивости, рассеянности и заблуждениях. Шрила Прабхупада охарактеризовал людей трех «чистых типов» этих гун следующим образом: «Один - счастлив, другой -очень активен, третий - беспомощен»33. Всё бесконечное многообразие материального мира и людей вызвано влиянием и комбинацией (переплетением) этих трех первоначальных качеств, которые можно сравнить с тремя основными цветами (красным, синим и жёлтым), образующими при смешивании бесконечную цветовую палитру. 3нание о трех гунах природы составляет важную часть ведической парадигмы и является основой для научного понимания материального мира.

Таким образом, предлагаемая экспертно-психодиагностическая система, базирующаяся на основе нового концептуально-методологического психодинамического подхода и сочетающая в себе преимущества как патоцентрической, так и ресурсоцентрической диагностики, позволяет реализовать основные организационно-методические принципы оценки и прогнозирования психологического здоровья сотрудников силовых структур в условиях массовых психопрофилактических обследований, таких как: 1) уровневый принцип его оценки с градацией испытуемых на критериальные группы; 2) использование дополнительных «измеряющих» методов донозологической и прогностической психодиагностики; 3) активное использование средств автоматизации и компьютерных технологий при обработке, анализе и мониторинге многоуровневой психодиагностической информации, а также при создании и ведении баз данных, проведении психологического аудита подразделений, частей, соединений, учреждений и организаций.

Ее применение будет способствовать построению более эффективной модели системы психологического обеспечения сотрудников ОВД, а также поможет избежать многих ошибок и социально опасных явлений, связанных с неэффективными, затратными, а порой и вредными организационными, воспитательными, психодиагностическими, коррекционными и реабилитационными мероприятиями ведомственных кадровых, воспитательных, психологических и медицинских служб, базирующихся в основном на традиционной поверхностной,

симптомоцентрической психодиагностике личностного фасада, т.е., лишь вторичных функций Я, психокоррекции симптомов и психотерапии приспособления, в то время как базисные структуры личности сотрудника в конечном итоге остаются несынтегрированными.

Oсвоение ведомственными психологами навыков оценки, прогнозирования и мониторинга психологического здоровья сотрудников OBД в условиях массовых психопрофилактических обследований на основе применения психодинамического подхода, Я-структурной концепции личности и автоматизированной экспертно-диагностической системы ПOЛO «Ресурс», кроме наличия высшего психологического образования, хороших знаний в области психодиагностики, знакомства с основами психоанализа и психодинамическими концепциями, потребует организации их специальной подготовки в рамках программы краткосрочного повышения квалификации34 или специального курса в объеме от 24 до 48 часов, а также внесения конструктивных изменений в учебные программы подготовки практических психологов для OBД.

^и^к лumepamуpы

1. Aммoн, Гюнmep. Динамическая психиатрия. / Гюнтер Aммон. - Изд. Психоневрологического института им. В. M. Бехтерева, 1995. - С. 200.

2. Бoчapoв, B.B., Шanoвaл, B.A. Новые методы психодиагоностики в медико-психологическом обеспечении процесса подготовки офицерских кадров для ВВ MBД России / В.В. Бочаров, B.A. Шаповал // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс : Mатериалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 9-10 апреля 1998 года. - СПб.: Санкт-Петербургская академия MBД России, 1998.

3. В MBД РФ создается отдел социально-психологической поддержки (28 апреля 2009 г.) Web: http://www.vesti.ru/doc.html?id=280342

4. Beнcoн, Caллu, Poydc, Пиmep. Как успешно пройти тестирование при приеме на работу. Succeed at Psychometric Testing: Practice Testes for Data Interpretation. / Салли Венсон, Питер Роудс.

- Изд. ГИПГО, 2009. - С. 304.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дмumpueвa, Т.Б., Пoлoжuй, Б.C. Психическое здоровье россиян / ТБ. Дмитриева, Б.С. Положий // Человек. - 2002. - № 6.

6. Eльяшeвuч, A.M., Шanoвaл, B.A., Яpoшeвcкaя, Е.Ю. Индивидуальная оценка погрешности измерения психометрических характеристик с помощью психодиагностических опросников, применяемых для решения задач медико-психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел России. / A.M. Ельяшевич, B.A. Шаповал, Е.Ю. Ярошевская // Tезисы Юбилейной конференции Mосковского психологического общества. - Mосква, 2005.

7. Ku^mb, B.ß., Шanoвaл, B.A., Бoндapук, A.Ô. Концепция медико-психологического обеспечения сотрудников OBД и военнослужащих внутренних войск MBД России как фактора повышения их боеспособности / В.Я. Кикоть, B.A. Шаповал, A^. Бондарук // 200 лет MBД : Mатериалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 года. - СПб.: Санкт-Петербургская академия MBД России, 1998.

8. Комплексный психодиагностический опросник MЛO-ПOЛO-(C)-MИПИ (Mногоуровневый личностный опросник «Aдаптивность» (MЛO) AX. Mаклакова и C.B. Чермянина, Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПOЛO-«Ресурс») B.A. Шаповала (скрининговый мужской вариант). Mетодика исследования профессиональной идентичности (ИИ11И) Л.Б. Шнейдер) : Квалификационное задание для профессионально-психологического отбора / B.A. Шаповал. - СПб.: СПб ВИ ВВ MBД России, 2008. - С. 23.

9. Mедицинская валеология / Г.Л. Aпанасенко, ЛА. Попова. - Серия «Гиппократ». - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С. 13.

10. Чepмянuн, C.B. Mетодические и организационные проблемы обеспечения профессионально-психологического сопровождения учебного процесса в ввузах Mинистерства обороны / C.B. Чермянин и др. // «Военно-медицинский журнал». - 2008. - № 6.

11. Hacлeдoв, A.Ä. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. / A^. Наследов. - СПб.: Питер, 2006.

12. Hacлeдoв, A.Ä. Mатематические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных : Учебное пособие. / A^. Наследов. - СПб.: Речь, 2006.

is. 0anno, B.B. Oсновные направления реализации Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 года / В.В. Шаппо и др. // «Военно-медицинский журнал». - 2008. - № 6.

14. Oчерки динамической психиатрии. Tранскультуральное исследование / под ред. M.M. Кабанова, Н.Г. Незнанова. - СПб.: Институт им. B.M. Бехтерева, 2003.

15. O профессиональной психотерапевтической деятельности : Проект федерального Закона РФ. - 2008.

16. Coбчик, Ë.H. Психодиагностика в медицине: Практическое руководство. / Л.Н. Собчик.

- M., 2007.

17. Tynuöbrn, Ю.Я., Бoчapoв, B.B. Mетодика оценки уровня психического здоровья. / Ю.Я. Tупицын, В.В. Бочаров // Психосоциальная реабилитация и качество жизни. - СПб., 2001.

18. Фpoлoв, Б..C. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях / Б.С. Фролов. - Л.: BMедA, 1982.

19. Шаповал, В.А., Бочаров, В.В. Я-структурный тест Г. Аммона: перспективы использования в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в ввузе / В.А. Шаповал, В.В. Бочаров // 200 лет МВД. Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 года. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.

20. Шаповал, В.А. Новые концептуально-методологические подходы к реформированию системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов / В.А. Шаповал // Вестник Академии МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Алиева Э.А. - 2009. - № 10. - С. 253-257

21. Шаповал, В.А. Оценка, прогнозирование и мониторинг психологического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях: психодинамический подход : Краткосрочная дополнительная образовательная программа повышения квалификации / В.А. Шаповал. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет. - 2009. - С. 10

22. Шаповал, В.А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов высшего военного учебного заведения : Автореферат диссертации на соискан. учен. степ. канд. мед. наук / В.А. Шаповал. - СПб.: ЛВПУ ВВ МВД СССР. - 1991.

23. Шаповал, В.А. Профессиональное здоровье сотрудников органов внутренних дел: новые методологические подходы к диагностике и прогнозированию / В.А. Шаповал // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 2 (30). - С. 344-352.

24. Я-структурный тест : Квалификационное задание для профессионально-психологического отбора. / В.В. Бочаров, Ю.В. Лаптев, В.А. Шаповал // - СПб.: СПб ВИ ВВ МВД России, 1997.

25. Ярошевкая, Е.Ю., Ельяшевич, А.М., Шаповал, В.А. Моделирование индивидуальных вероятностных оценок психометрических характеристик при усовершенствовании и разработке психодиагностических опросников для профессионального психологического отбора и психологического мониторинга сотрудников органов внутренних дел / ЕЮ. Ярошевкая, А.М. Ельяшевич, В.А. Шаповал // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. -№ 3 (31). - С. 318-323.

26. Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне : Пособие для психологов и врачей. / Ю.Я. Тупицын [и др.]. - СПб., 1998.

2 7. Hampel, R., Selg, H. Fragebogen zur Erfassung von Agressivitatsfaktoren (FAF) / R. Hampel, H. Selg. - Gottingen: Hogrefe, 1975.

Literature

1. Bocharov, V. V., Shapoval, V. A. New methods of psycho diagnostics in the process of medical and psychological providing with training of officers for internal forces of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation - SPb., 1998.

2. Web: http://www.vesti.ru/doc.html?id=280342

3. Venson, S., Roads, P. Succeed at Psychometric Testing: Practice Testes for Data Interpretation. - 2009.

4. Ammon, G. Dynamic psychiatry. - 1995.

5. Dmitrieva, T.B., Pologiy, B.S. Mental health of Russians. - 2002. - № 6.

6. Eliyashevich, A.M., Shapoval, V.A., Yaroshevskaya, E.U. Individual esteem of measuring error of psychometric characteristics with the help of psycho diagnostic questionnaires, which are used for tackling the problem of medical and psychological providing with professional activity of employees of internal affairs bodies of Russia. - Moscow, 2005.

7. Kikot, V.Y.,Shapoval, V.A.,Bondaryk,A.F. The concept of medical and psychological providing of internal affairs bodies employees and servicemen of internal forces of MIA (Russia) as a factor of raising their fighting efficiency. - SPb., 1998.

8. Complex psycho diagnostic questionnaire MPQ-POPQ-(C)-MPII (Multi-level personal questionnaire «Adaptation» (MPQ) by A.G. Maklakov and S.V. Chermyanina, Psychodynamically oriented personal questionnaire (POPQ - «Resource») by V.A. Shapoval (screening men variant), Method of professional identity investigation (MPII) by L.B. Schneider). - SPb., 2008.

9. Medical valeology. - Rostov, 2000.

10. Chermyanin, S.V. Metodical and organizational problems of providing of professional psychological studying process accompaniment in the institutes of higher education of Ministry of Defense. - 2008. - № 6.

11. Nasledov, A.D. SPSS: Computer data analysis in psychology and social sciences. - SPb., 2006.

12. Nasledov, A.D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and data interpretation. - SPb., 2006.

13. Shappo, V.V. The main directions of realization of social development strategy of Armed Forces of Russian Federation till 2020. - 2008. - № 6.

14. Essays of dynamic psychiatry. Trans-cultural research. - SPb., 2003.

15. About professional psychotherapic activity: project of federal law of Russian Federation. - 2008.

16. Sobchik, L.N. Psycho diagnostics in medicine: practical handbook. - Moscow, 2007.

17. Typitsin, U.Y., Bocharov, V.V. The method of psychic health level estimation - in the book: Psychosocial rehabilitation and quality of life. - Saint-Petersburg. - 2001.

18. Frolov, B.S. The system of estimation and prognosis of psychic health with mass psycho preventive activities. - L., 1982.

19. Shapoval, V.A., Bocharov, V.V. Self-structural test of G. Ammon: perspectives of usage in psychological providing of studying and educational process in institute of higher education. - SPb., 1998.

20. Shapoval, V.A. New conception and methodical approaches to reforming the system of psychological securing of professional activity of law enforcing bodies employees. - 2009. - № 10.

21. Shapoval, V.A. Estimation, prognosis and monitoring of psychological health with mass psycho preventive inspection: psychodynamic approach: short-term additional educational program of professional skills improvement. - SPb., 2009.

22. Shapoval, V.A. Psychic de-adaptation and frontier psychic disorders prognosis of students of institute of higher military education. - SPb., 1991.

23. Shapoval, V.A. Professional health of internal affairs employees: new methodological approaches to diagnostics and prognosis // Bulletin of Saint-Petersburg university of MIA of Russian Federation. - 2006. - № 2 (30).

24. Self-structural test. Qualificative task for professional psychological selection. - SPb., 1997.

25. Yaroshevskaya, E.U.,Eliyashevich,A.M.,Shapoval V.A. Modelling of individual probabilistic estimations of psychometric characteristics with improving and developing psychodynamic questionnaires for professional psychological selection and psychological monitoring of internal affairs bodies employees. -2006. - № 3 (31).

26. Self-structural test of Ammon. Questionnaire for estimation of central personal functions on structural level: Handbook for psychologists and doctors. - SPb., 1998.

27. Hampel, R., Selg, H. Fragebogen zur Erfassung von Agressivitatsfaktoren (FAF). -Goettingen, 1975.

28. Bhagavad-Gita, 14.6 : comment. Web: http://sss.vn.ua/bh_gita.htm#Chapter 14.

1 http://www.vesti.ru/doc.html?id=280342

2 Основные направления реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года / Коллектив авторов под рук. Шаппо В.В. // «Военно-медицинский журнал», № 6, 2008 г., с. 9.

3 Шаповал В.А. Новые концептуально-методологические подходы к реформированию системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. // Реформирование органов внутренних дел в условиях демократического и правового государства / Сборник материалов международной научно-практической конференции, при финансовой поддержке Программы ОБСЕ «По реформе органов внутренних дел Кыргызской Республики» // Вестник Академии МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Алиева Э.А., выпуск № 10, апрель 2009. С. 253-257.

4 Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Психическое здоровье россиян // «Человек» № 6., 2002.

5 Кикоть В.Я., Шаповал В.А, Бондарук А.Ф. Концепция медико-психологического обеспечения сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России как фактора повышения их боеспособности // 200 лет МВД. Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 года. СПб.: СПб Академия МВД России, 1998.

6 Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М. Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб.: Институт им. В. М. Бехтерева, 2003, с. 84.

7 Hampel R., Selg H. Fragebogen zur Erfassung von Agressivitatsfaktoren (FAF). Gottingen: Hogrefe, 1975.

8 Венсон Салли, Роудс Питер. Как успешно пройти тестирование при приеме на работу. Succeed at Psychometric Testing: Practice Testes for Data Interpretation. Изд-во: ГИППО, 2009 г., 304 с.

9 Медицинская валеология /Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000., с. 13.

10 Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине: Практическое руководство. М., 2007. с. 25.

11 Очерки динамической психиатрии. Транскультуральное исследование / Под ред. М.М.Кабанова, Н.Г. Незнанова. СПб.: Институт им. В.М. Бехтерева, 2003.

12 Гюнтер Аммон. Динамическая психиатрия, изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995, с. 200.

13 Гюнтер Аммон. Динамическая психиатрия, изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995, с. 200.

14 Проект федерального Закона РФ «О профессиональной психотерапевтической деятельности». 1998-2008. Психосфера. All Rights Reserved.

15 Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: Пособие для психологов и врачей. / Авт. сост.: Ю.Я. Тупицын, В.В. Бочаров, Т.В. Алхазова и др. СПб., 1998.

16 Я структурный тест: Квалификационное задание для профессионально-психологического отбора. / Бочаров В.В., Лаптев Ю.В., Шаповал В.А. СПб.: СПб ВИ ВВ МВД России, 1997.

17 Бочаров В.В., Шаповал В.А. Новые методы психодиагоностики в медико-психологическом обеспечении процесса подготовки офицерских кадров для ВВ МВД России // Законность, оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс: Матер. междунар. научн.-практ. конф. 9-10 апреля 1998 г., Санкт-Петербург. СПб: СПб Академия МВД России, 1998.

18 Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: Пособие для психологов и врачей. / Авт. сост.: Ю.Я. Тупицын, В.В. Бочаров, Т.В. Алхазова и др. СПб., 1998.

19 Шаповал В.А. Бочаров В.В. Я-структурный тест Г. Аммона: перспективы использования в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса в вузе // 200 лет МВД: матер. международн. научн.-практ. конф. 28-29 мая 1998 г., Санкт-Петербург. СПб.: СПб Академия МВД России, 1998.

20 Шаповал В.А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов высшего военного учебного заведения. / Автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. мед. наук. СПб.: ЛВПУ ВВ МВД СССР, 1991.

21 Фролов Б.С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. Л.: ВмедА, 1982.

22 Тупицын Ю. Я., Бочаров В. В. Методика оценки уровня психического здоровья. В кн.: Психосоциальная реабилитация и качество жизни. СПб., 2001, с. 351-361.

23 Я-структурный тест Аммона. Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне: Пособие для психологов и врачей. / Авт. сост.: Ю. Я. Тупицын, В. В. Бочаров, Т. В. Алхазова и др. СПб., 1998.

24 Ельяшевич А.М., Шаповал В.А., Ярошевская Е.Ю. Индивидуальная оценка погрешности измерения психометрических характеристик с помощью психодиагностических опросников, применяемых для решения задач медико-психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников Органов внутренних дел России. // Тезисы Юбилейной конференции Московского психологического общества. Москва, 2005.

25 Ярошевкая Е.Ю., Ельяшевич А.М., Шаповал В.А. Моделирование индивидуальных вероятностных оценок психометрических характеристик при усовершенствовании и разработке психодиагностических опросников для профессионального психологического отбора и психологического мониторинга сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, № 3 (31), 2006 г., с. 318-323.

26 Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.

27 Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006, с. 54-57.

28 Шаповал В.А. Профессиональное здоровье сотрудников органов внутренних дел: новые методологичекие подходы к диагностике и прогнозированию. / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (30) 2006 г., с. 344-352.

29 Фролов Б.С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. Л.: ВмедА, 1982.

30 Кикоть В.Я., Шаповал В.А, Бондарук А.Ф. Концепция медико-психологического обеспечения сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России как фактора повышения их боеспособности // 200 лет МВД. Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28-29 мая 1998 года. -СПб.: СПб Академия МВД России, 1998.

31 Методические и организационные проблемы обеспечения профессионально-психологического сопровождения учебного процесса в вузах Министерства обороны / Коллектив авторов под рук. Чермянина С. В. // «Военно-медицинский журнал», 6, 2008 г., с. 50-52.

32 Комплексный психодиагностический опросник МЛО-ПОЛО-(С)-МИПИ (Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, Психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО-»Ресурс») В.А.Шаповала (скрининговый мужской вариант), Методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б.Шнейдер) // Квалификационное задание для профессионально-психологического отбора / Сост. В.А. Шаповал. СПб.: Изд-во СПб ВИ ВВ МВД России, 2008. 23 с.

33 Бхагавад-Гита, 14.6, комментарий /http://sss.vn.ua/bh_gita.htm#ГЛАВА 14

34 Шаповал В.А. Оценка, прогнозирование и мониторинг психологического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях: психодинамический подход: краткосрочная дополнительная образовательная программа повышения квалификации. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2009. 10 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.