Научная статья на тему 'Николай Васильевич склифосовский и развитие военно-полевой хирургии, травматологии и ортопедии в России'

Николай Васильевич склифосовский и развитие военно-полевой хирургии, травматологии и ортопедии в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
518
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Николай Васильевич склифосовский и развитие военно-полевой хирургии, травматологии и ортопедии в России»

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СКЛИФОСОВСКИЙ И РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ, ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ В РОССИИ

В.А. Соколов, И.Ю. Клюквин, ПА. Иванов, А.М. Файн

НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Москва

Талант замечательного русского ученого, хирурга и общественного деятеля Николая Васильевича Склифосовского (1836-1904 гг.) проявился во многих областях медицины. С его именем связан целый этап развития медицинской науки, создание школы российских хирургов, которая получила международное признание. После окончания медицинского факультета Московского университета Николай Васильевич начал свою практическую деятельность в Одесской городской больнице сначала ординатором, затем заведующим хирургическим отделением. Им были опубликованы статьи, посвященные хирургическому лечению опухоли матки и ущемленной грыжи, а также описаны операции резекции локтя и верхней челюсти. В течение более двух лет Н.В. Склифосовский стажировался за границей по патологической анатомии у Рудольфа Вирхова и в клинике Бернарда Лангенбека по хирургии. После завершения участия в Австро-прусской войне Николай Васильевич переезжает во Францию, а затем в Англию, где знакомится с ведущими европейскими хирургическими школами и направлениями развития медицинской науки. В дальнейшем Николай Васильевич всегда следил за развитием европейской медицины, поддерживал связи с клиниками, часто посещал их, принимал участие в международных съездах.

Будучи истинным последователем Н.И. Пирогова, Николай Васильевич правильно оценивал важность для хирурга практического образования, особенно знания военно-полевой хирургии. В 1871 году, оставив кафедру Киевского университета, он отправился на Франко-прусскую войну, где изучал работу военных госпиталей. Здесь он стал свидетелем широкого применения в прусской армии госпитальных палаток русского образца, которые в свое время были предложены Н.И. Пироговым, но, к сожалению, в практике военнополевой медицины России применяться не стали.

Распространенность военных конфликтов обусловила существенное увеличение числа раненных и потребность в медицинских кадрах, которые, в свою очередь, также несли большие потери. Только на территории Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. погибли более 500 медиков.

В ходе Крымской кампании 1854-1855 гг. не оправдал себя опыт приглашения иностранных врачей для оказания помощи раненым и больным. В работе «Наше госпитальное дело на войне» Н.В. Склифосовский писал: «Во время Крымской войны приглашено было для армии более 100 иностранных врачей, между

которыми большинство оказалось крайне невежественными; к тому же они не знали русского языка и были, следовательно, бесполезны для русского солдата». В то же время, поддерживая целесообразность образованного в 1869 г. института полевых хирургов, он отмечал: «Прекрасная мысль, лежащая в основании учреждения института полевых хирургов, не могла быть осуществлена вполне плодотворно. Слишком объемная программа, короткий срок обучения (всего год), отсутствие специальной клинической базы для будущих хирургов делали невозможным обеспечение достаточной клинической подготовки будущих специалистов». Николай Васильевич говорил: «Армия нуждается во врачах, она нуждается и в специально подготовленных врачах, и преимущественно в хирургах. Институт полевых хирургов может служить рассадником хирургов и пополнять потребности армии. Другим рассадником хирургов могли бы служить все хирургические клиники империи, при которых военное ведомство могло бы иметь своих питомцев в качестве ассистентов. Такие ассистенты, меняясь каждые два года, например, составили бы в течение нескольких лет контингент вполне подготовленных хирургов, которыми военное ведомство могло бы располагать в военное время. А так как не все молодые врачи остаются в военном ведомстве пожизненно, многие из них через некоторое время становятся земскими, городскими врачами, вообще общественными деятелями на поприще медицины, то попутно, что поддержание и усовершенствование института полевых хирургов получают громадное образовательное значение». Идеи Н.В. Склифосовского полностью воплотились в жизнь в системе современной подготовки военных медиков.

Период работы в Петербургской медико-хирургической академии (1871-1880 гг.) дважды прерывался участием Н.В. Склифосовского в войнах. Сначала он был прикомандирован хирургом-консультантом Красного Креста в Черногорию, затем в 1877 г. уехал на Русско-турецкую (Балканскую) войну. Опыт предыдущих войн сделал его работу в период Русско-турецкой войны очень плодотворной. Он проявил себя не только как высококвалифицированный полевой хирург, но и талантливый организатор, принимая участие в лечении тысяч раненых. Анализ течения огнестрельных ран и переломов позволил ему предложить ряд ценных организационных и лечебных мер.

Характерной особенностью военной медицины в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. было широкое применение системы рассеивания и сор-

тировки раненых. Особое место Н.В. Склифосовский отводил сортировке раненых на главном перевязочном пункте: «Сортирование раненых на главном перевязочном пункте — есть самый существенный вопрос». Правильная организация сортировки раненых позволяла своевременно выявлять нуждающихся в оказании неотложной помощи. В ходе сортировки он предложил разделять раненых на 4 категории: 1) нетранспортабельных; 2) подлежащих гипсованию; 3) получающих простую перевязку; 4) легко раненые, которые через 1-2 дня возвращались на фронт. В категорию нетранспортабельных были включены раненые с проникающими ранениями груди и живота, со сложными огнестрельными ранениями крупных суставов. Кроме того, были определены сроки эвакуации этой категории раненых. С точки зрения Николая Васильевича, тяжелые ранения протекали благоприятнее и чаще имели хороший исход, если не было возможности быстро транспортировать раненых.

Первым он высказал мысль о целесообразности использования железнодорожного транспорта для эвакуации раненых, используя при этом специальные приспособления — такие, как станок Городецкого. В опубликованной статье «Тарантасный станок в вагоне для перевозки раненых» Н.В. Склифосовский отметил следующие преимущества системы Городецкого: станок Городецкого легко и быстро устанавливается в любом вагоне; он занимает мало места в вагоне, не препятствуя свободному передвижению медицинского персонала, укладывание и снимание раненых производятся довольно просто; тряска вагона ранеными не ощущается; станок разбирается и складывается в течение нескольких минут. Как выяснилось, станок Городецкого нашел применение не только на железнодорожном транспорте, но и при оборудовании простых санитарных повозок. Однако Николай Васильевич не без сожаления отмечал в работе «Перевозка раненых на войне», что подобные приспособления на повозках встречались крайне редко. «Большей частью раненые перевозились по грунтовым дорогам в необорудованных крестьянских телегах, в которых хорошо, если можно было достаточно подослать соломы; не то и без соломы обходилось». Такой способ перевозки раненых, как указывал Н.В. Склифосовский, причинял огромный вред раненым, особенно оперированным. Отрицательные результаты лечения раненых и больных после битвы под Плевной 18 июля 1877 г. он объяснял неприемлемой транспортировкой. «Под влиянием паники 19 июля раненых наших провезли верст 5-6 вскачь, многие из них бежали пешком. Раненые прибыли в Зимничу через двое и через трое суток. Перевозились они тем же первобытным способом. Последствия были самые печальные», — писал Н.В. Склифосовский.

На личном опыте Николай Васильевич убедился в важности рассредоточения раненых и больных в госпиталях, считая недопустимым концентрацию раненых в одном месте, что неизбежно приводило к распространению внутригоспитальной инфекции и гибели большого числа раненых. Ему принадлежит идея создания подвижных «летучих команд», которые

должны были работать в местах наибольшего скопления раненых для усиления госпиталей. Он предлагал ввести комплектование санитарных рот специально подготовленными санитарами-носильщиками.

Н.В. Склифосовский подчеркивал важность раннего наложения иммобилизирующих повязок при ранениях конечностей с повреждением костной ткани и считал более надежным использование гипсовой повязки, которое предупреждало развитие тяжелых местных осложнений.

Во время Балканской войны 1877-1878 гг. Н.В. Скли-фосовский впервые среди русских хирургов применил антисептику в военно-полевых условиях. Он внес большой вклад во внедрение антисептического метода (а в последующем и хирургической асептики) в российскую хирургию. Не ограничиваясь применением нового метода на практике, Николай Васильевич пропагандировал антисептику в ученых обществах и на съездах: так, будучи почетным председателем I Пироговского съезда в 1885 г., он посвятил свою речь антисептике.

БольшойопытвоенногохирургаН.В. Склифосовский обобщал в статьях, печатавшихся в «Военно-медицинском журнале», газете «Медицинский вестник». Многие его работы объединяет мысль о том, что эффективность медицинского обеспечения войск всецело зависит от гибкости управления, компетентности руководителей медицинской службы.

Н.В. Склифосовский внес вклад в разные разделы хирургии того времени, в том числе в развитие травматологии и ортопедии. Он широко оперировал на костях и суставах. При ложных суставах он предложил оригинальный способ операции, известный под названием «замок Склифосовского» или «русский замок». В ходе такой операции производили распил посередине обоих концов бедренной кости, затем у окончания первого распила делали второй в поперечном направлении. Выпиленные на обоих концах кости половинки удаляли для того, чтобы образовавшиеся поверхности пришли в соприкосновение друг с другом; затем закрепляли их одним-двумя металлическими швами, получая тем самым форму замка, подобного плотницкому замку для соединения бревен при постройке деревянного дома. Известны оригинальные операции Н.В. Склифосовского на локтевом, коленном суставах и суставах стопы. Предложенные им способы операций отличались простотой, бережным отношением к тканям, были функционально щадящими. В этом отношении он последовательно отстаивал и внедрял в жизнь идеи Н.И. Пирогова.

Николай Васильевич успешно выполнял различные операции на костях и крупных суставах конечностей. Им были опубликованы работы : « Случаи резекции локтевого сустава», «Оперативное лечение неподвижности коленного сустава», «Полный вывих таранной кости. Иссечение ее». Кроме того, на основании своих наблюдений он выступил в печати в защиту костнопластической операции Н.И. Пирогова, сообщение о которой иностранными хирургами было встречено достаточно негативно. Значение операции Пирогова состоит в том, что он первый в мире положил начало остеопластике. Дальнейшее развитие медицинской науки дока-

НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - 2’ 2012

зало правоту Н.И. Пирогова и Н.В. Склифосовского. Николай Васильевич отстаивал приоритет в изобретении нового остеопластического способа ампутации стопы, принадлежавшего русскому ученому Владимирову. Результатом этой деятельности истинного российского патриота Н.В. Склифосовского стало признание приоритета Владимирова в предложении нового способа операции на стопе Международным съездом врачей в 1884 г.

Николая Васильевича волновало здоровье молодого поколения. В 1883 г. в Одессе на VII съезде врачей и естествоиспытателей он выступил с докладом о причинах искривления позвоночника у детей школьного возраста. Позже в газете «Врач» была опубликована статья «Материалы для этиологии школьного искривления позвоночника». Анализируя различные научные теории этого заболевания и свои собственные исследования, автор пришел к выводу,

ЛИТЕРАТУРА

1. Кованов, В.В. Н.В. Склифосовский / В.В. Кованов. - М.: Медгиз, 1952. - 240 с.: ил.

2. Очерки истории российской военно-полевой хирургии в портретах выдающихся хирургов / под общ. редакцией Е.К. Гуманенко. - СПб.: Фолиант, 2006. - 344 с.: ил.

3. Люди русской науки / под общ. редакцией И.В. Кузнецова. - М., Ленинград: ОГИЗ, 1948. - 1196 с.: ил.

4. Ермолов, А.С. Н.В. Склифосовский (К 100-летию со дня смерти) / А.С. Ермолов, М.М. Абакумов, Т.Н. Богницкая // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова. - 2004. - №11. - С. 70-71.

что в основе сколиоза лежат, главным образом, две причины: склонность позвонков к патологическому процессу, что наблюдается в период быстрого роста скелета у подростков 7-14 лет, и действие целого ряда факторов, вызывающих неравномерную нагрузку на позвоночник. Воздействие обоих факторов целиком зависит от социально-экономических условий жизни и санитарно-гигиенической грамотности населения. Таким образом, сколиозы можно предупреждать, и это должно стать заботой государства, считал Николай Васильевич.

Многие предложения Н.В. Склифосовского и сегодня не потеряли своей актуальности для ортопедов, травматологов, военных врачей, а также легли в основу современных представлений об организации и тактике медицинской службы в боевых условиях и при массовых поражения населения при чрезвычайных ситуациях.

5. Гиленко, И.А. Памяти выдающегося русского хирурга Н.В. Склифосовского (к 160-летию со дня рождения) / И. А. Гиленко, Д .Г. Демянюк // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова. - 1997. - № 8. - С.76-78.

6. Король, Г.Г. Николай Васильевич Склифосовский (к 150 -летию со дня рождения) / Г.Г. Король // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова. - 1986. - № 6. - С .147-149.

7. Шкроб, О.С. Роль Н.В. Склифосовского в развитии медицинского образования в России / О.С. Шкроб // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова. - 1986. - № 11. - С. 144-147.

Поступила 28.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.