Независимая оценка знаний студентов на основе виртуальной образовательной среды
Шлыкова Алла Ивановна к.п.н., начальник Отдела внедрения дистанционных технологий обучения Управление дистанционного обучения и повышения квалификации, Донской государственный технический университет пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863) 273-86-23 [email protected]
Аннотация
В статье описывается формирование компетентности у будущих специалистов в процессе обучения в вузе на базе виртуальной образовательной среды. В качестве примера показан эксперимент, проведённый в Донском государственном техническом университете у студентов направления «Реклама и связи с общественностью» для определения уровня владения ИКТ компетентностью в виде входного контроля знаний посредством тестовых заданий. По результатам проведенного исследования сделан вывод об эффективности разработанной и внедренной в учебный процесс педагогической технологии формирования выделенных компонентов ИКТ компетентности.
The article describes the formation of competence of future specialists in the learning process at the university on the basis of a virtual educational environment. An example is given experiment conducted at the Don State Technical University among students of the direction "Advertising and Public Relations" to determine the level of knowledge of ICT competence in the form of an input control of knowledge by test tasks. According to the results of the research the conclusion is drawn about efficiency of the developed and introduced in the educational process pedagogical technology of the formation of the selected components of ICT competence.
Ключевые слова
виртуальная образовательная среда, профессиональные компетенции, ИКТ, педагогическая технология, эксперимент
virtual educational environment, professional competencies, ICT, pedagogical technology, experiment
Введение
Основополагающим результатом образовательного процесса в высшей школе является специалист, профессиональные и личные качества которого удовлетворяют современным условиям развития общества и требованиям работодателей. Особенностью опыта ДГТУ является широкое применение в образовательной практике, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов, ИКТ, используемых в качестве инструментальных средств.
Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности бакалавров
Компетентностный подход неразрывно связан с идеями целенаправленности и целезаданности образовательного процесса на успешную профессиональную деятельность. Профессиональная подготовка бакалавриата направления «Реклама и связи с общественностью» определяется во многом социальным заказом общества. В этих условиях степень подготовленности специалиста становится доминирующим фактором в системе образования, определяющим не только конкурентоспособность личности, но и социальную адаптацию.
В целях формирования ИКТ компетентности бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» нами была спроектирована учебная профессионально-ориентированная среда, созданная при помощи виртуальной информационно-образовательной среды «СКИФ» (разработанной и реализованной на базе ДГТУ), включающую в себя методы, формы, средства и технологии обучения. Каждый компонент обучения включает в себя обучающую работу преподавателя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности студента.
Спроектированный в виртуальной информационно-образовательной среде «СКИФ» и адаптированный к формированию ИКТ компетентности интегративный курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности» интерпретированы следующие педагогические условия: нормативные (с опорой на стандарты ФГОС ВПО); организационные (разработка курса в системе СКИФ); материально-технические (оборудование и программное обеспечение, электронная библиотека); инструментальные (разработка виртуальных курсов методических разработок по использованию возможностей среды); психолого-педагогические (организация формирования компетентности на основе эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса в вузе и организации учебного процесса в соответствии с подходами и принципами, представленными в модели).
Контроль результативности системы обучения проводится в форме итоговой аттестации, задачами которой в этом случае являются:
1. определение уровня подготовки выпускника и соответствия его квалификации требованиям ФГОС ВО по выбранному направлению;
2. разработка корректирующих мероприятий по совершенствованию методов, форм, средств и технологий образовательного процесса, в том числе, итоговой аттестации, и выдача рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса.
В процессе эксперимента был проведен входной контроль знаний студентов 2 курса направления «Реклама и связи с общественностью» для определения уровня владения ИКТ компетентности. В качестве контрольно-измерительного материала были использованы тестовые задания, включающие в себя вопросы работы с электронной документацией, хранение и обработка данных, работа в сети Интернет.
Полученные результаты тестирования в экспериментальной и контрольной группах представлены по трем уровням измерителей: базовому (от 41 до 60 баллов), повышенному (от 61 до 80 баллов) и продвинутому (от 81 до 100 баллов), результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты тестирования в экспериментальной и контрольной группах
на стартовом этапе
Группы Объем выборки (чел.) Количество студентов, попавших в соответствующую категорию
Базовый Повышенный Продвинутый
Экспериментальная группа 78 50 64,10% 25 32,05% 3 3,85%
Контрольная группа 76 59 77,63% 15 19,74% 2 2,63%
Анализ результатов тестирования, проведенного на стартовом этапе эксперимента (рис. 1), показывает, что, как в контрольной, так и экспериментальной группах преобладают студенты с базовым уровнем сформированности ИКТ - компетентности.
■ Экспериментальная группа
■ Контрольная группа
32,05«
I 13,74%
3,Й5М
Базовый Пороговый Продвинутый
Рис. 1. Анализ результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группах на стартовом этапе эксперимента
В ходе формирующего эксперимента обучение в рамках интегративного курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» проводилось по авторской педагогической технологии в экспериментальной группе, в контрольной группе - по традиционной технологии. Формирующий эксперимент предполагал активное вмешательство в образовательный процесс основных положений педагогической технологии, отработку подходов к проектированию содержания и оценке его качества.
Педагогическая технология рассматривалась как методический инструментарий, используемый для творческого саморазвития личности с целью ее профессионального становления и дальнейшего развития. Занятия в экспериментальной группе имели большую практическую направленность, учитывая межпредметные взаимодействия, способствующие формированию ИКТ компетентности студентов. Формы организации учебного процесса были ориентированы на формирование способности и готовности студентов
77,63»
64,10%
I
бакалавриата направления "Реклама и связи с общественность" вести свою профессиональную деятельность.
На практических занятиях студенты осваивали методы работы с текстовыми документами, решали задачи, связанные с обработкой и хранением информации, осваивали программы создания презентаций, поиск информации в сети Интеренет, SEO оптимизация, создание веб страниц. В процессе экспериментальной работы были модернизированы на основе компетентностного подхода лабораторные работы по дисциплинам «Компьютерная поддержка презентаций в рекламе и связи с общественностью» и «Реклама в компьютерных сетях и связях с общественностью». Работа на практических занятиях активизировала творческую инициативу студентов, способствуя углублению их знаний и выработке практических умений использования учебного материала. Наиболее распространенной методикой педагогического эксперимента по выявлению эффективности педагогических инноваций является сравнение результатов обучения в экспериментальной и контрольной группах. В связи с этим, по окончании формирующего эксперимента для проверки эффективности педагогической технологии был проведен контрольный эксперимент. При проведении диагностики уровня сформированности ИКТ компетентностности также были использованы тестовые задания, а также результаты выполнения практических заданий. Результаты определения уровня сформированности ИКТ-компетентности на контрольном этапе эксперимента по когнитивному критерию приведены в таблице 2, их графическая интерпретация приведена в виде гистограмме на рисунке 2.
Таблица 2
Показатели формирующего этапа эксперимента
Группы Объем выборки Количество студентов по соответствующей категории
Базовый уровень Повышенный уровень Продвинутый уровень
Экспериментальная группа 78 5 6,41% 16 20,51% 57 73,08%
Контрольная группа 76 13 17,11% 28 36,84% 35 46,05%
80.00%
70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20.00% 10,00% 0,00%
■ Экспериментальная группа
■ Контрольная группа
Рис. 2. Результаты уровня сформированности ИКТ компетенции
Анализ данных показал, что студенты экспериментальной группы имеют более высокие и прочные знания, умения, способности, нежели студенты контрольной группы. Использование в учебном процессе разработанной технологии способствовало повышению уровня качества знаний, умений решать профессиональные информационно-коммуникационно-технологические задачи связанных различного уровня сложности, а также развитию логического и творческого мышления.
Полученные экспериментальные данные были проанализированы с помощью статистического непараметрического G-критерия. Непараметрическими критериями называются приемы обработки экспериментальных данных, которые не рассматривают анализируемое статистическое распределение как функцию, их применение не предполагает предварительного вычисления параметров распределения. Эти критерии сопоставляют не сами по себе полученные величины, а порядок их расположения, их соотношение по типу больше - меньше.
К преимуществам использования непараметрических критериев для оценки экспериментальной деятельности относятся следующие свойства:
- применение критериев позволяет получить хороший результат при распределениях, близких к нормальному;
- применение критериев позволяет обнаружить существенные различия при распределениях, далеких от нормального, когда ^критерий их не выявляет;
- применимость к порядковым, а не строго к количественным показателям;
- возможность исследования качественных признаков, которые выражаются порядковыми номерами или индексами;
- небольшая трудоемкость исследования и относительная простота математического аппарата.
Базовый уровень Повышенный Продвинутый уровень уровень
в-критерий для знаков дает возможность установить, на сколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной однородной выборки. Критерий G для знаков применяется к данным, полученным в ранговой и интервальной шкалах, а также в шкале отношений. Объем выборки в проведенном исследовании составлял 78 человек.
Были сформулированы гипотезы: Н0: Сдвиг в типичную сторону является случайным; Н1: Сдвиг в типичную сторону является неслучайным.
Разность между значениями измеряемого параметра «после» и «до» проведения эксперимента называется сдвигом. По результатам эксперимента было определено число положительных сдвигов (п) равное 75.
Эмпирическое значение критерия ^эмп) определяется как число нетипичных сдвигов и равно нулю. Критическое значение критерия Gкр(a;n) был определено в таблице G-критерия знаков, где п - общее число сдвигов.
Предложим уровень значимости а=0,05. Получим следующие результаты:
G кр. (р < 0,05) = 31 и G кр. (р < 0,01) = 28.
Если G эмп. < G кр. на некотором уровне значимости, то гипотеза Н0 отвергается, а гипотеза Н1 принимается на данном уровне значимости.
Полученные результаты показали, что, при заданных параметрах, являются типичными положительные сдвиги (оценки после обучения выше, чем до обучения) и эти сдвиги являются неслучайными с вероятность 99%, т.е. обучение по предлагаемой технологии можно считать эффективным с вероятностью, большей 99 %.
Результаты проведенного исследования сформированности выделенных компонентов ИКТ компетентности позволили сделать вывод об эффективности разработанной и внедренной в учебный процесс педагогической технологии их формирования.
Заключение
Проведенное исследование открывает пути и возможности для дальнейшего теоретического исследования и разработки других оптимальных моделей формирования ИКТ компетентности бакалавриата направления «Реклама и связи с общественностью», перспективы для выявления потенциала адаптивных возможностей и личностных ресурсов студентов в подготовке кадров.
Литература
1. Родина А.И. Использование CASE-методов в образовании Современные проблемы многоуровневого образования: сб. тр. VI Между-нар. науч.-метод. симп. / ДГТУ. - Ростов н/Д, 2011. - С. 205-209.