Формирование ИКТ-компетентности в процессе обучения математике с использованием электронного учебно-методического комплекса
Липатникова Ирина Геннадьевна профессор, д.пед.н., кафедра теории и методики обучения математике Уральский государственный педагогический университет, ул. К. Либкнехта 9, г. Екатеринбург, 620034, (343)3714597 Пpatшkovaig@,mail. га
Викторова Юлия Владимировна ассистент кафедры прикладной информатики и программирования Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, пр. Ленина 49, г. Стерлитамак, 453103, (3473)339850 у1к1оюуауу@,таЛ. га
Аннотация
В статье раскрывается формирование ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов в процессе обучения математике с использованием разработанного современного электронного учебно-методического комплекса, в состав которого входит совокупность представленных в различных форматах разноуровневых дидактических и методических материалов обучения. Отличительной особенностью электронного учебно-методического комплекса является то, что формирование ИКТ-компетентности и оценивание ее сформированности у учащихся происходит за счет выстраивания на его основе индивидуальной образовательной траектории. Это позволяет каждому учащемуся осуществить выбор образовательного маршрута с учетом его индивидуальных когнитивных стилей кодирования информации, под которыми понимаются индивидуально-своеобразные способы восприятия информации на основе доминирования той или иной модальности опыта. В статье обосновывается использование электронного учебно-методического комплекса, обладающего интерактивными возможностями, для целостного обеспечения с достаточной степенью дифференциации и индивидуализации самостоятельной работы учащихся и активизации их роли в учебном процессе. Приведены экспериментальные данные формирования ИКТ-компетентности в процессе обучения математике учащихся 9-х классов с использованием разработанного электронного учебно-методического комплекса.
The article deals with the ICT competence forming by the 9th form pupils in the process of mathematics teaching using modern electronic teaching materials manual, which includes the complex of didactic and methodic teaching materials presented in different formats and for different levels. The specific peculiarity of electronic teaching materials is it's forming up on the basis of individual educational trajectory. Every pupil can choose his own educational route taking in consideration cognitive styles of information coding, which are understood as individual-peculiar methods of information's perception on the basis of specific experience's modality domination. The article reveals the using of electronic manual of teaching materials. This manual provides interactive opportunities with sufficient degree of differentiation and individualization of pupils' self-guided work and activation of their role in the teaching and learning activities. The author
gives experimental data of ICT competence forming in the process of mathematics teaching by the 9th form pupils using elaborated materials.
Ключевые слова
ИКТ-компетентность, электронный учебно-методический комплекс, индивидуальная образовательная траектория, когнитивные стили кодирования информации, обучение математике
ICT competence, electronic manual of teaching materials, individual educational trajectory, cognitive styles of information coding, teaching to the mathematic
Введение
Увеличение потока информации и, как следствие, использование ИКТ во всех сферах человеческой деятельности существенным образом повлияли на требования к подготовке выпускников общеобразовательной школы в области предмета «Математика». Поиск информации, ее преобразование, формализация, моделирование, анализ данных становятся приоритетными универсальными учебными действиями, овладение которыми определяет степень сформированности у учащихся ИКТ-компетентности.
Вместе с тем в зарубежных странах для оценки сформированности ИКТ-компетентности, в частности в США, Бельгии применяется термин «грамотность» [1]. Однако в настоящее время данный термин имеет более широкое толкование - это умение учиться, которое становится новой содержательной основой грамотности. При этом овладение обобщенными познавательными навыками является критерием умения учиться.
Практика обучения математике, психолого-педагогические исследования в области ИКТ-компетентности, международные исследования PISA показывают, что при наличии достаточно высоких показателей в предметных знаниях и умениях российские школьники в отличие от своих сверстников из зарубежных стран испытывают затруднения при работе с информацией, представленной в различных форматах (диаграммы, таблицы, графики); интерпретации и формализации, моделировании информации, необходимой для постановки и решения проблемы [1, 2].
Обоснование необходимости формирования ИКТ-компетентности в процессе обучения математике подтверждено и на государственном уровне в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [3]. Показателями сформированности ИКТ-компетентности согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования является создание графических объектов, осуществление поиска информации и организация ее хранения, проведение анализа и математической обработки данных, осуществление математического моделирования в исследованиях, проектирование и организация индивидуальной деятельности с использованием ИКТ. Достижение указанных требований невозможно без соответствующих средств обучения математике, обеспечивающих формирование ИКТ-компетентности.
Цель исследования заключается в разработке нового средства обучения математике, электронного учебно-методического комплекса, направленного на формирование ИКТ-компетентности и оценивание ее сформированности в процессе работы учащихся с математической информацией. При проектировании содержания электронного учебно-методического комплекса учитывались индивидуальные особенности восприятия и переработки информации учащимися данного возрастного периода. В связи с этим его использование в учебно-познавательной деятельности по
математике позволяет учителю выстраивать для учащихся индивидуальную образовательную траекторию, а учащимся выбирать индивидуальный образовательный маршрут обучения и оценивания своих результатов в контексте формирования ИКТ-компетентности с использованием различных видов информационно-познавательных задач, ориентированных на индивидуальные стили кодирования информации (словесно-символический, визуальный, предметно-практический и сенсорно-эмоциональный).
Целесообразность разработки и рациональность использования в учебном процессе по математике электронного учебно-методического комплекса для формирования ИКТ-компетентности и оценивания ее сформированности предполагает обоснование и раскрытие следующих этапов исследования.
1 этап. Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности с использованием электронного учебно-методического комплекса, целью которого является осуществление анализа работ, посвященных выбору средств формирования ИКТ-компетентности по математике, подходов к разработке электронных средств обучения, раскрытие структурных характеристик электронного учебно-методического комплекса.
2 этап. Особенности реализации электронного учебно-методического комплекса в контексте формирования ИКТ-компетентности в процессе обучения математике, целью которого является раскрытие особенностей создания индивидуальной образовательной траектории на основе содержательного компонента электронного учебно-методического комплекса, описание организации учебного процесса с использованием разработанного электронного учебно-методического комплекса и экспериментальных данных.
3 этап. Анализ и оценка разработки, целью которого является обоснование уникальности разработанного электронного средства и его преимущества в формировании ИКТ - компетентности в процессе обучения математике.
4 этап. Заключение, целью которого является подведение итогов проведенного исследования.
Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности с использованием электронного учебно-методического комплекса
Анализ работ, посвященных формированию ИКТ-компетентности, свидетельствуют о многообразии подходов к выбору средств ее формирования в области математики: использование интерактивных программных средств обучения [4], типовые профессиональные задачи с использованием информационных коммуникационных технологий обучения [5], компьютерные методы обработки информации [6], дистанционное обучение [7]. При этом перечисленные средства не позволяют полностью обеспечить целостность восприятия информации, раскрыть и осуществить анализ различных форм представления математического материала, формализовать информацию, и на основе построенных моделей наглядно показать связь математики с практической деятельностью человека и окружающей действительностью. Решение указанной проблемы видится в создании современного электронного учебно-методического комплекса, под которым понимается совокупность представленных в различных форматах разноуровневых дидактических и методических материалов обучения, использование которых позволяет целостно обеспечить с достаточной степенью дифференциации и индивидуализации самостоятельную работу учащихся и активизировать их роль в учебном процессе [8].
При создании электронного учебно-методического комплекса анализировались различные подходы к разработке электронных средств
образовательного назначения, к которым можно отнести электронный учебно-методический комплекс. По мнению И. В. Роберт [9], основой первого подхода является использование универсальных прикладных программных средств, второй подход предполагает написание программ с помощью языков программирования, а третий подход предусматривает использование специализированных инструментальных систем для создания педагогических приложений. Созданный электронный учебно-методический комплекс разработан с помощью инструментального программного обеспечения Embarcadero RAD Studio Delphi XE и предназначен для формирования ИКТ-компетентности в процессе обучения математике, в частности в 9 классе. В структуре электронного учебно-методического комплекса определены разделы, разработанные в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначенные для учащихся 9-х классов: учебная программа по предмету, электронный учебник, практикум решения задач, методическое пособие для учителя, сборник контрольных работ, сборник самостоятельных работ, учебные пакеты прикладных программ, тесты, система диагностики и контроля знаний.
Электронный учебно-методический комплекс обладает интерактивными возможностями: оглавление позволяет осуществить переход к избранному разделу, оснащение системой гиперссылок, применение навигации с использованием кнопок перехода, представление системы полнотекстового поиска, системы диагностики и контроля с использованием тестовых заданий.
Особенности реализации электронного учебно-методического комплекса в контексте формирования ИКТ-компетентности в процессе обучения математике
Отличительной особенностью электронного учебно-методического комплекса является выстраивание на его основе индивидуальной образовательной траектории и выбор каждым учащимся образовательного маршрута с учетом индивидуальных когнитивных стилей кодирования информации.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученика позицией выбора, разработки, реализации образовательного маршрута с учетом преобладающего у него стиля кодирования информации.
Стили кодирования информации понимаются как индивидуально-своеобразные способы восприятия информации на основе доминирования той или иной модальности опыта (словесно-речевой, визуальный, предметно-практический, сенсорно-эмоциональный). Преобладание того или иного стиля кодирования информации позволяет раскрыть индивидуальность и личностный потенциал учащихся [10].
1. Словесно-речевой стиль кодирования информации представляет собой опыт учащегося по анализу и систематизации информации.
2. Визуальный стиль кодирования информации предполагает умение визуализировать математические знания через рисунки, схемы, модели.
3. Сенсорно-эмоциональный стиль кодирования информации позволяет придавать содержанию ассоциативные смыслы и эмоциональные оттенки.
4. Предметно-практический стиль кодирования информации позволяет осуществлять анализ любой математической идеи на примере разнообразных практических ситуаций.
Выстраивание индивидуальной образовательной траектории на основе электронного учебно-методического комплекса в контексте формирования ИКТ-
компетентности предполагает ряд требований к структуризации ее содержательного компонента.
1. Выявить универсальные учебные действия, которыми должен овладеть учащийся при работе с информацией (формализация, моделирование, анализ данных).
2. Проанализировать возможные методы работы с учебной информацией, учитывая при этом:
- индивидуальные методы работы в конкретной возрастной группе;
- предметную и метапредметную составляющую изучаемой информации.
3. Осуществить отбор содержания информации, опираясь на следующие критерии:
- доступность информации;
- избыточность информации;
- вариативность.
4. Изучить затруднения и возможные ошибки учащихся при работе с учебной информацией.
Электронный учебно-методический комплекс предполагает интегрированное его использование как дома, так и в классе. Теорию ученик изучает дома заранее с использованием электронного учебно-методического комплекса. Предполагается, что обучение будет осуществляться в классе в технологии диалога на основе системно-деятельностного подхода. Закончив в домашних условиях изучение теоретического материала конкретной темы раздела, к примеру «Числовые функции», навигационная система электронного учебно-методического комплекса переводит внимание учащегося с электронного учебника на систему тестирования. Учащемуся предлагается пройти тест для выявления преобладающего у него стиля кодирования информации. На рисунках 1-4 представлены формы с тестовыми заданиями, направленными на выявление когнитивных стилей кодирования информации: словесно-символического (рис. 1), визуального (рис. 2), предметно-практического (рис. 3), сенсорно-эмоционального (рис. 4).
Рис. 1. Форма для отображения тестового задания на словесно-символический стиль (перевод с русского языка на математический)
Рис. 2. Форма для отображения тестового задания на визуальный стиль кодирования информации
Рис. 3. Форма для отображения тестового задания на предметно-практический стиль кодирования информации
Начать тест
Ответь на вопрос:
Какой вариант опи сывает график квадратичной функции?
A. Траектория полета мяча при игре в волейбол: Б. Орбита Луны при ее вращении вокруг Земли;
B. След выхлопных газов от летящего в н ебе самолета; Г. Тражтория движения шара при игре в бильярд.
Выбери ответ
©А ©Б ©В ©Г
Рис. 4. Форма для отображения тестового задания на сенсорно-эмоциональный стиль кодирования информации
Система тестирования анализирует полученные результаты пройденного теста, учитывая при этом долю правильных ответов на тестовые задания конкретного вида (ориентированного на определенный стиль кодирования информации) по отношению к общему числу предлагаемых тестовых заданий. Все приведенные в электронном учебно-методическом комплексе тесты критериально оцениваются по балльной рейтинговой системе автоматически.
Для тестовых заданий на словесно-символический стиль кодирования информации в качестве критерия оценки рассматривается овладение учащимися математической символикой и умение выводить новые математические формулы (2 балла), умение определять новые понятия (4 балла). В тестовых заданиях на визуальный стиль кодирования информации критерием оценки выступает умение учащихся формировать графические образы (1 балл), преобразовывать и развивать их (2 балла), сопоставлять с другими образами (3 балла), выделять существенные характеристики объекта (4 балла). В качестве критерия оценки тестовых заданий на сенсорно-эмоциональный стиль кодирования информации рассматривается умение учащихся эмоционально оценивать информацию (4 балла). Для тестовых заданий на предметно-практический стиль кодирования информации в качестве критерия оценки рассматривается умение учащихся осуществлять анализ действий (2 балла), вводить новые понятия (4 балла).
Определив свой преобладающий стиль кодирования информации, учащийся выстраивает индивидуальную образовательную траекторию для формирования ИКТ -компетентности путем решения информационно-познавательных задач, которые он выбирает из электронного практикума, входящего в состав электронного учебно-методического комплекса.
Основу выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащегося составляют три типа ориентировочной основы действий, выделенные П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной [11]. В связи с этим индивидуальные образовательные траектории в электронном учебно-методическом комплексе представлены следующим образом.
Готово
Завершить тест
Тестьг\Чзсгь Г;Тесг_3_1
Траектория 1. Ученику в интерактивном режиме предлагается построить ход решения задачи на основе наводящих вопросов с готовыми вариантами ответов (в виде тестов).
Траектория 2. Решение задач осуществляется посредством вопросно-ответной системы. Информационная система ставит перед пользователем наводящий вопрос, ответ на который либо есть решение, либо позволяет его достичь.
Траектория 3. Ученик решает задачу путем осуществления самостоятельного поиска теоретической информации с помощью наводящих программных ссылок на информационные Интернет-ресурсы.
Проиллюстрируем на конкретном примере создание третьей индивидуальной образовательной траектории.
Google - текст
Пример задания. Учащийся должен подобрать материал и создать газетный листок по теме:
1) линейная функция;
2) функция вида y = x2 и y = - x2;
3) функция вида y=kx ;
k
4) функция вида y = —;
x
2
5) функция вида y = ax + bx+c ;
6) функция вида y=Vx ;
7) функция вида y=| x|.
Необходимо придумать название темы или газеты, указать номер и дату выпуска, имя и адрес автора, тексты снабдить названиями, рисунками, цитатами. Сами статьи располагают в колонки. Учащийся формулирует тему газетного листка и основных созданных им статей. Необходимо приложить картинки и текстовый документ. Данная работа позволяет учащимся осуществлять эффективный поиск информации, с помощью сети Интернет.
Целенаправленное использование индивидуальной образовательной траектории при работе с электронным учебным методическим комплексом позволит обеспечить в учебном процессе вариативность, динамичность, гибкость в усвоении учебного математического материала, сформировать ИКТ-компетентность.
В исследовании сформированность ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов проверялась в два этапа: до использования разработанного электронного учебно-методического комплекса в процессе обучения математике и после его применения в учебном процессе по математике. Для оценки сформированности ИКТ -компетентности учащихся на первом этапе проводилось анкетирование. Предлагаемые школьникам анкеты позволили оценить по следующей шкале общий уровень их способностей овладения компьютерными технологиями, необходимыми для формирования и оценивания ИКТ-компетентности:
a) вполне достаточный;
b) достаточный;
c) не могу сказать;
d) недостаточный;
e) абсолютно недостаточный.
Общий уровень способностей овладения компьютерными технологиями рассчитывался по формуле
a + 0,5 • b + 0 • c - 0,5 • d - e Ik =-, (1)
k N
где a, b, c, d, e - количество выбравших соответствующие ступени шкалы,
N - общее число учащихся [12].
Вычисленный по формуле (1) индекс оценки сформированности Некомпетентности (-1 < ¡к < 1) равный +1 выражает максимальный, а -1 -минимальный уровень сформированности ИКТ-компетентности.
В исследовании принимал участие 41 учащийся 9-х классов МАОУ «Лицей №3» и МАОУ «Гимназия № 4» городского округа, город Стерлитамак Республики Башкортостан. Количественное распределение учащихся по определению уровня сформированности ИКТ-компетентности представлено в таблице 1.
Таблица 1
Количественное распределение учащихся по определению уровня
сформированности ИКТ-компетентности
Показатель Вполне достаточный Достаточный Не могу сказать Недостаточный Абсолютно недостаточный
Количество учащихся 7 17,07% 17 41,46% 10 24,39% 4 9,76% 3 7,32%
По формуле (1) вычислен индекс оценки учащихся уровня сформированности ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов:
7 + 0,5-17 + 0-10 - 0,5 • 4 - 3 _
А =-----= 0,26 .
к 41
В результате анкетирования учащихся было выявлено, что общий уровень их способностей овладения ИКТ составил 0,26 единиц, что показывает наличие определенных затруднений, в частности: в создании графических объектов, осуществлении поиска информации и организации ее хранения, проведении анализа и математической обработки данных, осуществлении математического моделирования в исследованиях, проектировании и организации индивидуальной деятельности с использованием ИКТ.
Второй этап экспериментальной работы по определению сформированности ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов в процессе обучения математике осуществлялся после использования в учебном процессе разработанного электронного учебно-методического комплекса. В качестве инструментария проверки и оценки сформированности ИКТ-компетентности был предложен комплекс тестов (контрольно-измерительных материалов), которые предусмотрены в структуре электронного методического комплекса. При этом проверялись основные показатели сформированности ИКТ-компетентности:
- создание графических объектов;
- осуществление поиска информации и организация ее хранения;
- проведение анализа и математической обработки данных;
- осуществление математического моделирования в исследованиях.
Индикаторами оценивания результатов тестирования были выбраны уровни
«высокий», «средний», «низкий», предложенные авторами проекта «Разработка инструмента для оценки ИКТ-компетентности школьников» [1] и разработанные нами согласно данным уровням критерии (табл. 2).
Таблица 2
Уровни оценивания показателей сформированности ИКТ-компетентности
Наблюдаемые данные Уровень Критерии
Создание графических объектов Высокий Ученик работает с графическим построителем, который находится в Интернете на математическом сайте
Средний Ученик читает график функции, определяет область определения функции на конкретном промежутке, исследует функцию, находит область значений, строит график функции
Низкий Ученик не может находить область определения и строить график функции
Поиск информации и ее хранение Высокий Ученик осуществляет эффективный поиск информации, с помощью сети Интернет, знает, какими возможностями они обладают и организует ее хранение
Средний Ученик находит нужную информацию, но не может ее преобразовать и сохранить
Низкий Ученик не находит нужную информацию
Анализ и математическая обработка данных Высокий Ученик производит анализ действий, умеет проводить математическую обработку данных
Средний Ученик умеет анализировать действия, но не умеет проводить математическую обработку данных
Низкий Ученик не умеет анализировать действия
Математическое моделирование в исследованиях Высокий Ученик осуществляет математическое моделирование в исследованиях
Средний Ученик не в полной мере владеет навыками математического моделирования
Низкий Ученик не умеет осуществлять математическое моделирование
Примеры тестов на создание графических объектов.
1 уровень. Дана функция у = 4 - 2х2. Постройте ее график.
2 уровень. Для заданных функций:
1) у = 4-х ; 2) у = 4х ; 3) у = х2; 4) у = х2, х> -10, укажите интервалы, соответствующие их области определения и постройте их графики.
А) (-да; + да); Б) (0; + да); В) (-да;0); Г) (-10; + да).
3 уровень. Придумайте функцию у = /(х) с областью определения Б(/) = (-10; + да) и начертите ее график.
Результаты прохождения тестирования на выявление показателя 1 (создание графических объектов) представлены на рисунке 5.
Примеры тестов на осуществление поиска информации и организацию ее хранения:
1 уровень. Подберите материал для презентации по теме «Линейная функция».
2 уровень. Подберите материал для презентации по теме «Функция вида у = х2». Укажите имя и адрес автора. Слайды в презентации должны иметь название, основной текст должен раскрывать содержание темы, иметь рисунки, цитаты.
3 уровень. Подберите материал для презентации по теме «Функция вида у = ах2 + Ьх + с ». Укажите имя и адрес автора. Подберите основной материал и расположите его в виде таблицы, приложите картинки и текстовый документ. Установите пароль на разработанную презентацию.
Результаты прохождения тестирования на выявление показателя 2 (осуществление поиска информации и организация ее хранения) представлены на рисунке 6.
Рис. 5. Результаты оценки создания графических объектов
Рис. 6. Результаты оценки осуществления поиска информации и организация ее хранения
Примеры тестов на проведение анализа и математической обработки данных. 1 уровень. Дана функция у = /(х) и указаны координаты точек А и В, одна из которых принадлежит графику этой функции, а другая нет. Не производя вычислений, укажите точку, которая не принадлежит графику, если: а)
/(х) = -2,6X2; А(-3; 23,4); В(-5; - 65); б) /(х) = 1,8х2; А(-5;45); В(1,5; - 4,05) [13].
2 уровень. Дана функция /(х) = -х + 4х -1 и координаты точек. Произведя вычисления найдите вариант, в котором все точки принадлежат графику функции.
а) А(3;2); В(0; -1); С(2;3).
б) А(1;2); В(4; -1); С(2;- 3).
3 уровень. Выполните следующие действия:
1) постройте параболу у = 1 х2 .
2) в этой же системе координат проведите прямую ё, уравнение которой у = -1, и отметьте точку F(0;1).
3) отметьте на параболе несколько точек с целыми координатами и для каждой из них вычислите расстояния до точки F и до прямой ё .
12
4) докажите, что любая точка параболы у = — х находится на одинаковом
4
расстоянии от точки F и от прямой ё. Указание. Возьмите произвольную точку
параболы х; — х2. Составьте выражения для нахождения расстояний от этой точки до 4
точки F и до прямой ё [13].
Результаты прохождения тестирования на выявление показателя 3 (проведение анализа и математическая обработка данных) представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Результаты оценки проведение анализа и математическая обработка
данных
Примеры тестов на осуществление математического моделирования в исследованиях.
1 уровень. Изобразите схематически график функции и задайте эту функцию формулой, если известно, что график получен сдвигом вдоль оси х :
а) параболы у = 2х2 на 3 единицы влево; б) параболы у = 0,5х2 на 6 единиц вправо; в) параболы у = - х2 на 4 единицы влево; г) параболы у = -3х2 на 2 единицы вправо» [13].
2 уровень. С помощью, каких сдвигов графика функции у = х можно получить график функции у = |х + 3 + 2 ? [14].
3 уровень. Используя симметрию, построить график четной функции у = х2 - 2X +1 [14].
Результаты прохождения тестирования на выявление показателя 4 (осуществление математического моделирования в исследованиях) представлены на рисунке 8.
Осуществление математического моделирования в
исследованиях
20
16
низкий средний высокий
Рис. 8. Результаты оценки осуществление математического моделирования в
исследованиях
Учащиеся самостоятельно проверяют результаты тестирования, используя интерактивную кнопку «Проверить».
Результаты проведенного эксперимента позволили констатировать преимущество использования разработанного электронного учебно-методического комплекса в контексте формирования ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов в процессе обучения математике.
Анализ и оценка разработки
В настоящее время трудно найти электронный учебно-методический комплекс, который, решая проблему формирования ИКТ-компетентности в процессе обучения математике, позволил бы с учетом когнитивных стилей кодирования информации и типа ориентировочной основы деятельности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию в процессе обучения математике.
Индивидуализация учебного процесса при формировании ИКТ-компетентности позволяет на конкретном для учащегося уровне работать с информацией, создавать графические объекты, осуществлять поиск информации и организовывать ее хранение, проводить анализ и математическую обработку данных, осуществлять математическое моделирование в исследованиях, проектирование и организацию индивидуальной деятельности с использованием ИКТ. Это отличает разработанный электронный учебно-методический комплекс от других электронных ресурсов. Существующие электронные ресурсы, обычно, используются для обучения математике, но при этом не учитываются индивидуальные возможности и способности учащихся и особенности формирования ИКТ-компетентности конкретного возрастного периода.
В рассматриваемом электронном учебно-методическом комплексе учащимся предлагается пройти тестирование для выявления преобладающего у них стиля кодирования информации. В результате выявленного стиля кодирования информации ученику предоставляется возможность освоить учебный материал в удобной для него форме.
Заключение
Цель исследования - разработка нового средства обучения, электронного учебно-методического комплекса. В отличие от других средств его использование позволяет полностью обеспечить целостность восприятия информации, раскрыть и осуществить анализ различных форм представления математического материала, формализовать информацию и на этой основе наглядно показывать связь математики с практической деятельностью. Оснащенность электронного учебно-методического комплекса электронным учебником, практикумом решения задач, методическим пособием для учителя, сборником контрольных и самостоятельных работ, позволяет разнообразить как работу учителя, так и работу ученика, выбрать соответствующие формы организации учебного процесса. Интерактивность, которой обладает электронный учебник, с помощью определенной системы гиперссылок создает целостное представление полноценной системы текстового поиска и контроля с использованием определенных тестовых заданий. Отличительной особенностью электронного учебно-методического комплекса является выстраивание индивидуальной образовательной траектории и выбор учащимся индивидуального образовательного маршрута. В основу содержания электронного учебно-методического комплекса положена идея учета индивидуальных стилей кодирования информации. Электронный учебно-методический комплекс можно использовать в различных условиях: дома, в классе, при выполнении индивидуальных заданий в виде домашних работ, в качестве средства контроля и средства диагностики. Использование тестовых заданий позволяет определить тот стиль кодирования, который соответствует ученику. Выявление стиля кодирования информации, позволяет сформировать для учащегося индивидуальный образовательный маршрут. Использование электронного учебно-методического комплекса предполагает выстраивание индивидуальной образовательной траектории с учетом типов ориентировочной деятельности, что позволяет ученику выбрать задание в соответствии с учетом овладения определенными ориентировочными действиями и при этом осуществить диагностику сформированности ИКТ-компетентности.
Литература
1. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Начало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассников // Информатика. - 2006. - №2 (507). - С. 14-17.
2. Lipatnikova I.G. Forming and Self-evaluation of ICT-competence of Mathematics Teachers to be in the Course of Their Professional Training. Smart Education and Smart e-Leaning. - Springer International Publishing Switzerland, 2015. - p. 383-391.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Распоряжение от 29 декабря 2014 года №1897]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110 255 (дата обращения: 14.01.2016).
4. Баландин И.А. Методическая система предпрофильной и профильной математической подготовки школьников с использованием интерактивных
программных средств обучения (на примере информационно-технологического профиля): дис. канд. пед. наук. - Пенза, 2014. - 196 с.
5. Войнова Н.А. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начального профессионального образования в образовательной среде учебного заведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Красноярск, 2009. - 24 с.
6. Козырева А.В. Педагогические условия формирования информационной компетентности учащихся профильных классов средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Орел, 2010. - 24 с.
7. Пьянников М.М. Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся старшей школы в процессе дистанционного обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Чита, 2013. - 23 с.
8. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2004. - 218 с.
9. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.
10. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
11.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: МГПУ, 1985. - 45 с.
12. Диагностика состояния актуальных проблем математического образования: коллективная монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федеральн. ун-та, 2014. - 206 с.
13. Дорофеев Г. В. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б Суворова, Е. А. Бунимович и др. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 304 с.
14. Колягин Ю. М. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.