Формирование компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды
вуза
Истомина Ирина Михайловна к.п.н., старший преподаватель кафедры «Теория и методика профессионального образования», Донской государственный технический университет, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863)2381549 i.m.isto mina@,mail.ru
Аннотация
В статье рассматриваются компоненты электронной информационно-образовательной среды, проводится оценка эффективности модели формирования компетенций обучающихся.
The article discusses the components of the electronic information-educational environment, assesses the effectiveness of the model of formation of competences of students.
Ключевые слова
компетенции, электронная информационно-образовательная среда, средства обучения
competencies, electronic information-educational environment, learning tools
Введение
Образовательная среда современного вуза неразрывно связана с информатизацией. Одна из главных задач информатизации - изменение стратегии педагогического процесса и его содержания. Развитие электронной информационно-образовательной среды вуза (ее насыщение и доступность для всех участников образовательного процесса, использование в качестве средства обучения) выступает одним из ключевых требований федеральных государственных образовательных стандартов к реализации образовательных программ высшего образования. Для обеспечения эффективности функционирования такой среды, необходимо построение модели формирования компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза.
Электронная информационно-образовательная среда вуза как фактор повышения качества образования
Электронная информационно-образовательная среда - многокомпонентная система со сложной структурой. На рисунке 1 схематично представлена структура электронной информационно-образовательной среды Донского государственного технического университета, которая включает в себя компоненты учебного и воспитательного процессов:
- организация учебного процесса (электронное расписание, электронные ведомости, сведения об успеваемости и посещаемости занятий по каждому студенту и др.);
- методическое наполнение учебного процесса (нормативная база, учебные планы, аннотированные основные образовательные программы по каждому направлению/специальности, которые находятся в открытом доступе и не требуют авторизации, электронные образовательные ресурсы и др.);
- информационный блок для абитуриентов (перечень направлений/специальностей, на которые осуществляется прием; контрольные цифры приема; электронная регистрация абитуриентов; расписание вступительных испытаний);
- научная и инновационная деятельность университета (сведения о конференциях, конкурсах и тендерах, диссертационных советах, поступлении в аспирантуру и докторантуру, сдаче документов и др.);
- социальная сфера (программа воспитательной работы, сведения о студенческих общественных организациях, организации и проведении внеучебной общекультурной работы);
- библиотечные ресурсы (доступ к электронному каталогу, электронным библиотекам, подписным ресурсам, сведения о книжных выставках, ярмарках и других мероприятиях, проводимых научно-технической библиотекой вуза).
Рис. 1. Компоненты электронной информационно-образовательной среды ДГТУ
Многокомпонентность электронной информационно-образовательной среды обеспечивает широкий спектр выполняемых ею функций.
Анализируя работы, исследующие проблемы обучения с применением электронной информационно-образовательной среды [1, 2, 3, 5, 6], можно выделить следующие основные функции, которые она должна выполнять:
- информационную;
- организационную;
- контролирующую;
- предоставлять различные стратегии обучения.
Реализация электронной информационно-образовательной средой всех вышеизложенных функций обусловлена следующими признаками и возможностями:
- основной способ представления образовательного контента - гипертекст (как средство нелинейной архитектуры изложения учебного материала);
- визуализация и моделирование изучаемых объектов, процессов;
- персонализация и адаптация учебного материала к уровню конкретного пользователя;
- групповая и одновременная работа над творческим заданием;
- мультимедийность;
- система обратной связи посредством электронной почты, видеоконференций и др. Интернет-ресурсов.
Электронная информационно-образовательная среда вуза будет эффективным средством обучения, если обеспечивается доступ к базам электронных образовательных ресурсов, библиотекам, фондам оценочных средств, с поддержкой проведения контрольных мероприятий и дальнейшей оценкой результатов, а также используются технологии, позволяющие реализовать эффективное педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучающимися.
Модель формирования компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза
В данной работе под моделью формирования компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза понимается схематичное отображение процесса формирования компетенций, путем выделения его ключевых элементов и указания связей между ними, которые объединены единой целью и настроены на результат.
Исходя из этого, процесс моделирования включал в себя следующие этапы:
1. Постановка целей моделирования;
2. Выявление основных элементов модели и их свойств;
3. Создание общей структурной схемы - определение базовых и вспомогательных свойств;
4. Выбор формы представления модели;
5. Анализ соответствия полученной модели поставленным целям.
Отправной точкой модели является цель - построить образовательный
процесс, направленный на формирование требуемого результата обучения, компетенций.
Определяя ключевые структурные элементы модели, мы ориентировались на четыре фундаментальных вопроса педагогики «кого учить?», «для чего учить?», «чему учить?» и «как учить?». В связи с чем в модели формирования компетенций обучающихся (рис. 2) были выделены: целевой блок, отвечающий на вопросы кого и для чего учить; содержательно-процессуальный блок, отвечающий на вопросы чему и как учить; результативно-коррекционный блок, необходимый для оценки эффективности созданной модели и достижения цели.
сс
>
из О
ё §5
т
>
о.
<
с
О СЦ
ш
.0 X .й СЦ
О О
Ш
О о. с
I
О
X .й СЦ ш
о. ш
8
О
"к
Содержательная часть:
Электронный учебно-методический комплекс
Д|
прин
Процессуальная часть:
Методы обучения Формы обучения Средства обучения
т
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЕ
ЛЬ
РЕЗУЛЬТАТИВНО-КОРРЕКЦИОН1
по
пр
СФОРМИРОВАННЫЕ НА ТРЕБУЕМ!
I
ППХ/П1 ТЛТ1 I ПГ\/||Г|
Рис. 2. Модель формирования компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза
В целевом блоке в соответствии с поставленной целью решается ряд задач: проводятся анализ требований федерального государственного образовательного стандарта к будущему специалисту, анкетирование работодателей, проводится анализ профессиональных стандартов, выделяются компетенции, формируемые с применением электронной информационно-образовательной среды.
Обучение осуществляется с опорой на систему дидактических принципов. Дидактика выделяет десять базовых принципов обучения и воспитания, которые всегда учитываются в педагогическом процессе, они составляют систему основных требований дидактики, их соблюдение позволяет обеспечить эффективный учебный процесс. Эти принципы также должны учитываться и при организации образовательного процесса с применением электронной информационно-образовательной среды, но отметим те из них, чье содержательное наполнение меняется.
Прежде всего, выделяется принцип наглядности обучения, воздействующий на органы чувств и формирующий представления об изучаемом объекте, явлении. В электронной информационно-образовательной среде данный принцип обеспечиваются наличием интерактивной системы мультимедиа, поддерживающей многообразие форматов представляемой информации. В Донском государственном техническом университете применяется несколько базовых технологий:
- технология Skype, используемая для организации и проведения on-line конференций, семинаров, консультаций;
- технология СКИФ, построенная на платформе Moodle. Представляет собой систему организации взаимодействия между обучаемыми и обучающим.
Принцип сознательности и активности обучающихся, который подразумевает повышение доли самостоятельности, мотивации к обучению, осознания практической значимости изучаемого материала. С этой целью образовательный контент вуза наполняется базами данных: библиотечные ресурсы, информационные сайты, организационные модули и др.
Принцип учета возрастных особенностей, в электронной информационно-образовательной среде должен быть выражен в виде индивидуализации процесса обучения, формирования уровневой системы.
За содержание и формирование компетенций отвечает содержательно -процессуальный блок.
В содержательно-процессуальном блоке рассматриваемой модели содержательная часть включает в себя электронные учебно-методические материалы, размещенные в электронной информационно-образовательной среде вуза, которые определяют содержание дисциплин, участвующих в формировании компетенций.
Процессуальная часть содержательно-процессуального блока представляет собой совокупность применяемых методов, форм и средств обучения, которые позволяют активизировать деятельность будущего специалиста. Организация педагогического процесса с использованием электронной информационно-образовательной среды осуществляется путем интеграции традиционных и современных форм обучения: лекции, лабораторные работы, форумы, консультации и др.
Применяемые при этом методы обучения находятся в тесной связи с содержанием обучения.
Результативно-коррекционный блок предусматривает определение уровня сформированности компетенций обучающихся с помощью количественных и качественных критериев.
Таким образом, модель формирования компетенций обучающихся с применением электронной информационно-образовательной среды дает представление о целостности содержания процесса формирования компетенций обучающихся, ее внутренней структуре, взаимосвязи ее элементов.
Оценка эффективности разработанной модели
Оценка эффективности модели формирования компетенций обучающихся в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза проводилась путем определения уровня сформированности компетенций обучающихся.
Для подтверждения достижения было проведено оценивание и сопоставление начального и достигнутого результата образования по уровням освоения.
Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В педагогическом эксперименте участвовало 184 человека обучающихся по направлению 15.03.01 Машиностроение, профиль «Оборудование и технология сварочного производства», которые были поделены на две группы -контрольную, где процесс обучения строился по традиционной методике и экспериментальную, в которой обучение проходило с использованием электронной информационно-образовательной среды.
Цель эксперимента - сравнить уровни сформированное™ информационно -профессиональной компетентности в контрольной и экспериментальной группах и определить эффективность разработанных модели формирования информационно-профессиональной компетентности.
На основе проведенного сущностного анализа, с учетом выявленных компонентов информационно-профессиональной компетентности (мотивационный, когнитивный, оперативно-деятельностный и ценностно-смысловой), а также учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения в профессиональной цикле, была разработана уровневая модель содержания информационно-профессиональной компетентности - система дескрипторов информационно-профессиональной компетентности (таблица 1). Перечень требований к знаниям и представлениям, умениям и владениям является своеобразным фильтром для отбора содержания образовательных модулей, используемых для формирования соответствующих результатов обучения на языке компетенций [4].
В соответствии с системой дескрипторов и технологией формирования, для каждого компонента информационно-профессиональной компетентности были разработаны оценочные средства, позволяющие определить уровень сформированности информационно-профессиональной компетентности.
Таблица 1
Система дескрипторов информационно-профессиональной компетентности
Уровни освоения
Компоненты
Дескрипторы содержания
ПК-2 Умение обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования, проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов
СК-1 Умеет определять экспериментально и расчетным путем основные энергетические и тепловые характеристики сварочных источников энергии СК-2 Умеет рассчитывать температурные поля и характеристики термических циклов при сварке различных материалов и изделий
СК-3 Умеет оценивать склонность сварных соединений к трещинообразованию в процессе сварки и эксплуатации сварных изделий_
Базовый Мотивационный осознает цели: применения стандартных пакетов и средств обработки и анализа результатов; расчета основных энергетических и тепловых характеристик сварочных источников энергии; расчета температурных полей и характеристик термических циклов при сварке различных материалов и изделий; проведения процедуры оценки склонности сварных соединений к трещинообразованию
Когнитивный знает: виды стандартных пакетов и средств анализа и обработки данных; требования, предъявляемые к источникам энергии при сварке; основные теплофизические величины; дефекты первичной кристаллизации металла шва
Операционно-деятельностный способен: применять стандартные пакеты и средства с целью анализа и обработки данных по заданному алгоритму; рассчитать длину дуги, величину тока и напряжения дуги при сварке короткой или длинной дугой с использованием базовых программных пакетов; определить значения теплофизических величин; описать влияние внешних факторов и дефектов первичной кристаллизации металла шва на качество сварных соединений с применением программного продукта «Сварка сталей»
Ценностно-смысловой осознает: значимость и эффективность применения информационных технологий при различного рода обработке данных; значимость и необходимость расчета энергетических и тепловых характеристик сварочных источников энергии; необходимость расчета температурных полей и характеристик термических циклов, применения средств математического моделирования, электронных таблиц; необходимость оценки склонности сварных соединений к трещинообразованию
Повышенный Мотивационный готов использовать при расчете энергетических и тепловых характеристик, температурных полей и характеристик термических циклов средства математического моделирования, электронные таблицы, оценивать склонность сварных соединений к трещинообразованию
Когнитивный знает: способы анализа и обработки данных, основные характеристики дугового разряда, расчетные схемы нагреваемых тел и источников тепла, тепловые характеристики сварочной дуги, причины возникновения дефектов первичной кристаллизации металла шва, факторы образования холодных трещин
Операционно-деятельностный способен: проводить анализ и обработку данных с применением стандартных пакетов и средств в нестандартных ситуациях; определить влияние величины катодного и анодного падения напряжений на производительность расплавления катода и анода; владеет навыками расчета тепловых характеристик сварочной дуги, умеет проводить расчеты нагрева электродного металла при дуговой сварке с применением средств математического моделирования, электронных таблиц, умеет определять вероятность образования горячих и холодных трещин в зависимости от химических элементов в сталях, используя программный продукт «Сварка сталей»
Ценностно-смысловой способен оценить: значимость применения стандартных пакетов и средств анализа и обработки данных; значимость и необходимость расчета энергетических и тепловых характеристик сварочных источников энергии; значение результатов расчета температурных полей и характеристик термических циклов при сварке различных материалов и изделий; значимость и необходимость анализа склонности сварных соединений к трещинообразованию
Продвинутый Мотивационный готов использовать стандартные пакеты информационных технологий при расчете энергетических и тепловых характеристик, температурных полей и характеристик термических циклов, оценивать склонность сварных соединений к трещинообразованию
Когнитивный знает способы преобразования результатов полученных расчетным путем, основные параметры сварочной ванны и сварного шва, способы оценки склонности сварных соединений к трещинообразованию
Операционно-деятельностный способен применять стандартные пакеты и средства для решения различных задач; определять разновидности процесса дуговой сварки по осциллограмме тока и напряжения дуги; проводить расчет производительности процессов наплавки и проплавления при сварке различных материалов и изделий; умеет и владеет навыками оценки склонности сварных соединений к трещинообразованию, приемами и методами повышения стойкости металла против возникновения дефектов первичной кристаллизации металла шва и образования холодных трещин
Ценностно-смысловой
способен: ранжировать значимость применения различного рода средств анализа и обработки данных в зависимости от ситуации; самостоятельно выявить и сформулировать необходимость определения энергетических и тепловых характеристик сварочных источников энергии; оценить значение результатов расчета температурных полей и характеристик термических циклов; определить значимость и необходимость оценки склонности сварных соединений к трещинообразованию в процессе сварки
На констатирующем этапе данного исследования определялся начальный уровень сформированности информационно-профессиональной компетентности по компонентам. Показатели уровня сформированности компетентности на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели уровня сформированности информационно-профессиональной
компетентности (констатирующий эксперимент)
Уровень сформированности Группы Объем выборки Количество студентов, попавших в соответствующую категорию
Базовый Повышенны й Продвинут ый
Мотива-ционный Экспериментальная (ЭГ) 93 51 54,83% 37 39,78% 5 5,39%
Контрольная (КГ) 91 47 51,64% 37 40,65% 7 7,71%
Когнитивный Экспериментальная (ЭГ) 93 67 72,04% 22 23,65 4 4,31%
Контрольная (КГ) 91 63 69,23% 23 25,27% 5 5,5%
Опера-ционно-деятель-ностный Экспериментальная (ЭГ) 93 65 69,89% 24 25,80% 4 4,31%
Контрольная (КГ) 91 66 72,52% 21 23,07% 4 4,41%
Ценностно-смысловой Экспериментальная (ЭГ) 93 69 74,19% 21 22,58% 3 3,23%
Контрольная (КГ) 91 67 73,62% 23 25,27% 1 1,09%
Сформированность мотивационного компонента информационно-профессиональной компетентности (рис. 3) осуществлялась посредством заполнения студентами анкетного листа «Самооценка сформированности информационно-профессиональной компетентности» и последующим анализом и обработкой полученных данных.
Оценка уровня сформированности когнитивного компонента (рис. 4) проводилась с помощью тестирования групп студентов. Пример теста представлен в приложении 6. Анализ результатов тестирования осуществлялся из расчета, что набранные баллы в диапазоне от 41 до 60 баллов соответствуют базовому уровню сформированности, от 61 балла до 80 баллов - повышенному, от 81 до 100 баллов -продвинутому.
При распределении балльных диапазонов и соответствующих им уровнях, за основу была взята балльно-рейтинговая система, принятая в Донском государственном техническом университете.
Уровень сформированности оперативно-деятельностного компонента информационно-профессиональной компетентности определялся методом «экспертных оценок». В соответствии с этим была разработана «Карта экспертной оценки».
Карта экспертной оценки сформированности информационно-профессиональной компетентности заполняется по каждому студенту отдельно.
По результатам оценки формируется средний суммарный балл сформированности оперативно-деятельностного компонента информационно-профессиональной компетентности как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, т.е. по формуле:
срСБ = (О г + О2 + ... + Оп)/п, где срСБ - средний суммарный балл сформированности оперативно-деятельностного компонента информационно-профессиональной компетентности,
О, - оценка (в баллах) сформированности оперативно-деятельностного компонента информационно-профессиональной компетентности, поставленная /-м экспертом (/ = 1,2,...п),
Рис. 3. Результаты проведения эксперимента на констатирующем этапе (Мотивационный компонент)
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
72%
24% 25%
II Экспериментальная
4% 6% Контрольная группа
Рис. 4. Результаты проведения эксперимента на констатирующем этапе (Когнитивный компонент)
На основании полученного суммарного среднего балла определялся уровень сформированности оперативно-деятельностного компонента информационно-профессиональной компетентности каждого студента группы:
- базовый (41 - 60 баллов);
- повышенный (61 - 80);
- продвинутый (81 - 100).
В качестве экспертной группы выступает профессорско-преподавательский состав кафедры со стажем работы в области сварки более 5 лет. Эксперт-оценщик -это высококвалифицированный специалист, который обладает знаниями и компетенциями, необходимыми для участия в процедуре оценки. Число членов такой экспертной группы - 2 человека, если мнения двух экспертов расходятся, назначается третий. В таком случае спорный вопрос решается путем преобладающего числа голосов.
Этапы экспертизы:
1. Выявление дескрипторов содержания оперативно-деятельностного компонента информационно-профессиональной компетентности, для оценки которых необходимо привлечь экспертов;
2. Отбор экспертов и ознакомление их с процедурой экспертизы, предоставление им карт экспертной оценки;
3. Определение сроков проведения оценки, расчета и согласования средней оценки по результатам оценок лиц, привлеченных к процедуре;
4. Анализ и исследование полученных материалов, возможно, проведение собеседований со студентами, подведение результатов экспертизы, анализ согласованности оценок экспертов, возможно, привлечение третьего эксперта;
5. Представление заинтересованным лицам отчета об оценке результатов с рекомендациями по дальнейшему совершенствованию уровня профессионализма.
Полученный суммарный балл определяет уровень сформированности оперативно-деятельностного компонента информационно-профессиональной компетентности.
Результаты проведенной экспертной оценки уровня сформированности оперативно-деятельностного компонента на этапе констатирующего эксперимента показаны на рисунке 5.
Рис. 5. Результаты проведения эксперимента на констатирующем этапе (Операционно-деятельностный компонент)
Сформированность ценностно-смыслового компонента информационно -профессиональной компетентности оценивалась с помощью опросного листа. Обучаемый получает бланк опросного листа с перечнем вопросов, на которые дает утвердительный или отрицательный ответ. Анализ результатов и уровень сформированности ценностно-смыслового компонента информационно-профессиональной компетентности определяется процентом утвердительных ответов:
- 41-60%, соответствуют базовому уровню сформированности;
- 61-80%, соответствуют повышенному уровню сформированности;
- 81-100%, соответствуют продвинутому уровню сформированности.
Оценка результатов проведенного «опросника» показана на рисунке 6.
У Контрольная группа
II Экспериментальная
80% 74% 74%
70%
60%
50%
40%
30%
II Экспериментальная
20%
/ Контрольная группа
10%
3% 1%
Итп^^
0%
Рис. 6. Результаты проведения эксперимента на констатирующем этапе (Ценностно-смысловой компонент)
Полученные в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента общие данные об уровне сформированности информационно-профессиональной компетентности свидетельствуют о стабильно невысоком проценте сформированности повышенного и продвинутого уровня информационно-профессиональной компетентности у студентов бакалавриата обеих групп. Таким образом, начальный уровень сформированности информационно-профессиональной компетентности будущих бакалавров, обучающихся по профилю «Оборудование и технология сварочного производства» до проведения формирующего эксперимента, определяется нами как базовый.
Следующим этапом педагогического эксперимента является формирующий эксперимент, в рамках которого реализовывались разработанные модель и технология формирования информационно-профессиональной компетентности с применением электронной информационно-образовательной среды [5,6].
В ходе формирующего эксперимента обучение экспериментальной группы проводилось с применением электронной информационно-образовательной среды, в контрольной группе - по традиционной технологии.
Занятия в экспериментальной группе имели большую практическую направленность, учитывая межпредметные взаимодействия, способствующие формированию информационно-профессиональной компетентности [7].
По окончании формирующего эксперимента, с целью проверки эффективности внедряемых модели и технологии был проведен контрольный эксперимент с применением уже описанных выше мероприятий. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели уровня сформированности информационно-профессиональной _компетентности (контрольный эксперимент)_
Уровень сформированности Группы Объем выборки Количество студентов, попавших в соответствующую категорию
Низкий Средний Высокий
Мотивационный Экспериментальная (ЭГ) 93 4 4,3% 12 12,9% 77 82,8%
Контрольная (КГ) 91 11 12,1% 27 29,7% 53 58,2%
Когнитивный Экспериментальная (ЭГ) 93 4 4,3% 10 10,8% 79 84,9%
Контрольная (КГ) 91 9 9,9% 24 26,4% 58 63,7%
Опера-ционно-деятель-ностный Экспериментальная (ЭГ) 93 6 6,4% 9 9,7% 78 83,9%
Контрольная (КГ) 91 17 18,7% 19 20,9% 55 60,4%
Ценностно-смысловой Экспериментальная (ЭГ) 93 5 5,4% 9 9,8% 79 84,8%
Контрольная (КГ) 91 13 14,3% 21 23,1% 57 62,6%
Показатели уровня сформированности информационно-профессиональной компетентности будущих бакалавров, обучающихся по профилю «Оборудование и технология сварочного производства» по компонентам показаны на рисунках 7-10.
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
83%
II Экспериментальная О Контрольная группа
Рис. 7. Результаты проведения контрольного эксперимента (Мотивационный
компонент)
Рис. 8. Результаты проведения контрольного эксперимента(Когнитивный
компонент)
Рис. 9. Результаты проведения контрольного эксперимента (Операционно-деятельностный компонент)
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
/
14%
5%
II Экспериментальная Г Контрольная группа
Рис. 10. Результаты проведения контрольного эксперимента (Ценностно-смысловой компонент)
В соответствии с данными контрольного эксперимента, можно отметить положительную динамику в формировании информационно-профессиональной компетентности у обеих групп студентов.
Из приведенных результатов видно, что уровень эффективности подготовки в контрольной и экспериментальной группах достоверно отличается. Процент сформированности продвинутого уровня по выделенным компонентам в экспериментальной группе стабильно выше, что свидетельствует о высоком уровне сформированности информационно-профессиональной компетентности у большего числа студентов и эффективности применяемых мероприятий в этой группе.
Полученные результаты эксперимента с целью проверки достоверности данных были проанализированы с помощью непараметрических статистических критериев, которые позволяют выявить различия в уровне исследуемого признака, оценить сдвиг значений исследуемого признака.
С целью оценить различия между двумя независимыми выборками данных (контрольная и экспериментальная группы) по уровню какого-либо признака (успех в формировании продвинутого уровня информационно-профессиональной компетентности), измеренного количественно в данной работе используется Q-критерий Розенбаума. В соответствии с расчетом, эффективность введения в обучение разработанных модели формирования информационно-профессиональной компетентности в условиях электронной информационно-образовательной среды на примере изучения дисциплины по выбору «Специальные главы сварочных процессов» проверена и подтверждена с помощью непараметрического статистического критерия - р-критерия Розенбаума.
Анализ данных показал, что студенты экспериментальной группы имеют более высокие и прочные знания, умения, способности, нежели студенты контрольной группы. Особо значимым результатом является резкое снижение числа студентов экспериментальной группы, имеющих базовый уровень сформированности информационно-профессиональной компетентности, относительно контрольной.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показывает, что реализация разработанных модели и технологии формирования информационно-профессиональной компетентности будущих бакалавров, обучающихся по профилю
«Оборудование и технология сварочного производства» в условиях электронной информационно-образовательной среды обеспечивает в экспериментальной группе более успешное формирование всех компонентов информационно-профессиональной компетентности, нежели в контрольной, и, следовательно, более успешное формирование компетентности в целом.
Заключение
Описана модель формирования компетенций будущих бакалавров в условиях виртуальной образовательной среды технического вуза. Разработанная модель включает в себя целевой, содержательно-процессуальный и результативно-коррекционный блоки. Проведена оценка эффективности разработанной модели на примере направления 15.03.01 Машиностроение, профиль «Оборудование и технология сварочного производства». Проведен анализ уровня сформированности информационно-профессиональной компетентности в контрольной и экспериментальной группах и определена эффективность разработанной модели.
Литература
1. Алиева Н.З. Становление информационного общества и философия образования: монография / Н.З. Алиева, Е.Б. Ивушкина, О.И. Пантратов // Научная электронная библиотека. URL:: http://www.monographies.ru/23 (дата обращения: 30.03.2017).
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учебное пособие / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: МГОУ, 2010. - 102 с.
3. Захарова О.А. Виртуальная образовательная среда в профессиональной подготовке и системе повышения квалификации. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. - 146 с.
4. Истомина И.М. Диагностика сформированности профессиональных компетенций бакалавров в области сварочного производства методом экс-пертных оценок // Вестник университета (ГУУ). - 2014. - № 2. - С. 242-246.
5. Калашников А.И. Организационная лояльность педагогов в условиях виртуальной образовательной среды / А.И. Калашников // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 103-107.
6. Руденко Н.С. Виртуальная образовательная среда как условие развития межкультурной компетентности / Н.С. Руденко, Е.В. Макурова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 120-123.
7. Захарова О.А. Построение модели компетентности специалиста сварочного производства в рамках стандартов третьего поколения (статья) / О.А. Захарова, И.М. Истомина // Вестник Дон. гос. техн. ун-та. - №3(64). - 2012.