Научная статья на тему 'НЕЗАКОННОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ КАК СПОСОБ НАДРУГАТЕЛЬСТВА НАД ТЕЛАМИ УМЕРШИХ'

НЕЗАКОННОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ КАК СПОСОБ НАДРУГАТЕЛЬСТВА НАД ТЕЛАМИ УМЕРШИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДРУГАТЕЛЬСТВО / ТЕЛО УМЕРШЕГО / ОРГАНЫ И ТКАНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА / ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЕЗОБРАЖИВАНИЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / НЕЗАКОННОСТЬ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ / ИСПРОШЕННОЕ СОГЛАСИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова Ю.В.

Актуальность затронутых в статье вопросов обусловлена недостатками понимания незаконного изъятия органов и тканей как способ надругательства над телами умерших не только в уголовно-правовой доктрине, но и в следственно-судебной практике. Как известно, объектом преступления является общественная нравственность в сфере уважительного отношения к памяти умершего. Надругательством же над телами умершего является совершение безнравственных, циничных действий в отношении захороненных или временно не захороненных человеческих останков, это также может быть связано и с изъятием органов и тканей человеческого тела, не преданного земле и без оснований на то. Отсутствие легальной дефиниции данного юридического понятия требует выработки единого подхода к пониманию незаконного изъятия органов и тканей из тела умершего человека в отечественной уголовно-правовой науке. Исходя из того, что назрела необходимость в восполнении пробелов в действующем законодательстве, автором проведен анализ нормативных актов, посвященных регулированию трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации, изучена судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в исследуемой области. Автором определена важность единообразного применения и использования исследуемого явления, а также предложен свой подход и выработаны критерии для отнесения незаконного изъятия органов и тканей как способ надругательства над телами умерших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL ORGAN AND TISSUE REMOVAL AS A WAY TO ABUSE THE BODIES OF THE DEAD

The relevance of the issues raised in the article is due to the shortcomings in understanding the illegal removal of organs and tissues as a way of desecrating the bodies of the dead, not only in the criminal law doctrine, but also in investigative and judicial practice. As you know, the object of the crime is public morality in the field of respect for the memory of the deceased. Desecration of the bodies of the deceased is the commission of immoral, cynical acts in relation to buried or temporarily not buried human remains, this can also be associated with the removal of organs and tissues of a human body that has not been buried and without reason. The absence of a legal definition of this legal concept requires the development of a unified approach to understanding the illegal removal of organs and tissues from the body of a deceased person in domestic criminal law science. Based on the fact that there is a need to fill in the gaps in the current legislation, the author analyzed the regulations on the regulation of human organ and tissue transplantation in the Russian Federation, studied the judicial practice of the Constitutional Court of the Russian Federation in the area under study. The author determined the importance of the uniform application and use of the phenomenon under study, and also proposed his own approach and developed criteria for classifying the illegal removal of organs and tissues as a way of desecrating the bodies of the dead.

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ КАК СПОСОБ НАДРУГАТЕЛЬСТВА НАД ТЕЛАМИ УМЕРШИХ»

УДК: 343.2/.7

DOI: 10.51965/20767919_2022_1_2_140

Макарова Ю.В.

НЕЗАКОННОЕ ИЗЪЯТИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ КАК СПОСОБ НАДРУГАТЕЛЬСТВА НАД ТЕЛАМИ УМЕРШИХ

Makarova Yu.V.

ILLEGAL ORGAN AND TISSUE REMOVAL AS A WAY TO ABUSE THE BODIES

OF THE DEAD

Ключевые слова: надругательство, тело умершего, органы и ткани человеческого тела, изъятие органов, физическое воздействие, обезображивание, целостность, незаконность, трансплантация, волеизъявление, испрошенное согласие.

Key words: abuse, the body of the deceased, organs and tissues of the human body, organ removal, physical impact, disfigurement, integrity, illegality, transplantation, declaration of will, requested consent.

Аннотация: Актуальность затронутых в статье вопросов обусловлена недостатками понимания незаконного изъятия органов и тканей как способ надругательства над телами умерших не только в уголовно-правовой доктрине, но и в следственно-судебной практике. Как известно, объектом преступления является общественная нравственность в сфере уважительного отношения к памяти умершего. Надругательством же над телами умершего является совершение безнравственных, циничных действий в отношении захороненных или временно не захороненных человеческих останков, это также может быть связано и с изъятием органов и тканей человеческого тела, не преданного земле и без оснований на то.

Отсутствие легальной дефиниции данного юридического понятия требует выработки единого подхода к пониманию незаконного изъятия органов и тканей из тела умершего человека в отечественной уголовно-правовой науке. Исходя из того, что назрела необходимость в восполнении пробелов в действующем законодательстве, автором проведен анализ нормативных актов, посвященных регулированию трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации, изучена судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации в исследуемой области.

Автором определена важность единообразного применения и использования исследуемого явления, а также предложен свой подход и выработаны критерии для отнесения незаконного изъятия органов и тканей как способ надругательства над телами умерших.

Abstract: The relevance of the issues raised in the article is due to the shortcomings in understanding the illegal removal of organs and tissues as a way of desecrating the bodies of the dead, not only in the criminal law doctrine, but also in investigative and judicial practice. As you know, the object of the crime is public morality in the field of respect for the memory of the deceased. Desecration of the bodies of the deceased is the commission of immoral, cynical acts in relation to buried or temporarily not buried human remains, this can also be associated with the removal of organs and tissues of a human body that has not been buried and without reason.

The absence of a legal definition of this legal concept requires the development of a unified approach to understanding the illegal removal of organs and tissues from the body of a deceased person in domestic criminal law science. Based on the fact that there is a need to fill in the gaps in the current legislation, the author analyzed the regulations on the regulation of human organ and tissue transplantation in the Russian Federation, studied the judicial practice of the Constitutional Court of the Russian Federation in the area under study.

The author determined the importance of the uniform application and use of the phenomenon under study, and also proposed his own approach and developed criteria for classifying the illegal removal of organs and tissues as a way of desecrating the bodies of the dead.

Как известно, одним из преступлений против общественной нравственности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации1 (далее - УК РФ) является надругательство над телами умерших и местами их захоронений. Поскольку в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации нет легальной дефиниции надругательства, в теории уголовного права высказываются различные мнения относительно способов совершения надругательства над телами умерших. Одним из данных способов в отечественной уголовно-правовой науке предлагается считать незаконное изъятие органов и (или) тканей умершего2. Однако можно ли рассматривать его в таком качестве? Представляется, что для отнесения к способам надругательства обращение с телом умершего должно обладать такими признаками, как: (1) физическое воздействие на тело умершего, нарушающее его целостность; (2) незаконность данного воздействия. В рамках настоящего исследования попробуем оценить, обладает ли изъятие органов и тканей умершего данными признаками.

Очевидно, что изъятие органов и тканей умершего невозможно без физического воздействия на его тело, нарушающего его целостность. При этом оно может приводить как к видимым недостаткам (отсутствию частей тела умершего, порезам на теле и др.), так и скрытым недостаткам (от-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

2 Дорогин А.Д. Противоправные деяния, связанные с органами и (или) тканями человека: уголовно-правовое исследование: монография / Д.А. Дорогин. - М.: Юрлитинформ, 2016. - 222 с.; Осокин Р.Б. Изъятие органов и (или) тканей у трупа человека как способ надругательства над телами умерших // Вестник ТГУ, выпуск 7 (111), 2012, С. 309-310; Тихонова С.С. Уголовно-правовое регулирование посмертного и прижизненного донорства в Российской Федерации: монография, Н. Новгород, Издательство Нижегородского университета, 2002, С. 51; Шхагапсоев З.Л. Проблемы уголовной ответственности за трансплантацию // Общество и право. 2009. № 2. С. 266.

сутствию внутренних органов и др.). Поскольку это нарушает конституционное право на неприкосновенность личности, которое включает в себя не только прижизненное право, но и сохранения за умершим право на его телесную неприкосновенность и целостность.

Незаконное воздействие на тело умершего наблюдается в случаях изъятия органов и тканей умершего, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации. На данном этапе развития современного общества законодательство Российской Федерации предусматривает следующие случаи законного изъя-тия3 органов и (или) тканей из тела умершего лица:

1) Изъятие в медицинских целях, которое произведено на основаниях, указанных в действующем законодательстве. Нормативно-правовыми актами, устанавливающими перечень органов и (или) тканей, которые могут выступать объектами для трансплантации выступают:

- Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ4. Так, в ст. 2 ФЗ № 125-ФЗ перечислены объекты трансплантации и указано, что перечень объектов трансплантации утверждается соответствующим органом власти, функционирующим в сфере здравоохранения. К таким объектам трансплантации закон относит: сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани. Отметим, что действие ФЗ № 125-ФЗ не находит распространения на кровь и ее компоненты, а также ткани, органы, равно как части органов, которые относятся к репродуктивной системе челове-

3 Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в ред. от 13.01.2020 г.) подготовлен коллективом автором Ю.В. Беляниновой, Т.С. Гусевой, Н.А. Захаровой, Л.В. Савиной, Н.А. Соколовой, Ю.В. Хлистун, 2016 // https://base.garant.ru

4 ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 № 125-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // Российская газета, № 166, 23.07.2012.

ка1, такие как яйцеклетка, сперма, яичники, яички или эмбрионы.

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук «Об утверждении Перечня объектов трансплантации» от 4 июня 2015 года № 306н/32 Именно в данном документе (Приложении к нему) содержится перечень тех органов, которые могут выступать в качестве объектов трансплантации. Отметим, что данный перечень является исчерпывающим и в него включено множество тканей и органов, а именно: Амнио-тическая оболочка; Белочная оболочка яичка; Васкуляризированный комплекс мягких тканей, включающий дермальный слой кожи, подкожную жировую клетчатку и мышцы; Верхняя конечность и ее фрагменты; Височная фасция; Глазное яблоко (роговица, склера, хрусталик, сетчатка, конъюнктива); Кишечник и его фрагменты; Комплекс сердце-легкое; Кости свода черепа; Костный мозг и гемопоэтические стволовые клетки; Легкое; Нижняя конечность и ее фрагменты; Нижняя челюсть; Печень; Поджелудочная железа с 12-перстной кишкой; Подкожно-жировая клетчатка подошвенной области стопы; Почка; Селезенка; Сердце; Серозная капсула печени; Сосуды (участки сосудистого русла); Трахея; Фиброзная капсула почки; Эндокринные железы (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, паращи-товидная железа, слюнная железа, яичко).

Таким образом, в данных нормативно-правовых актах определен исчерпывающий перечень органов и тканей, которые могут являться объектами трансплантации, в том числе посмертного донорства на территории Российской Федерации. Как следствие, иное изъятие тканей или органов человека, которые не включены в законодательный перечень, рассмотренный выше, позволяет говорить о нарушении действующего законодательства и вполне может образовывать со-

1 Уголовная ответственность за преступления против личности, связанные с изъятием и использованием органов или тканей человека. http://edu.tltsu.ru

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук

«Об утверждении Перечня объектов трансплантации» от 4 июня 2015 года № 306н/3 // Российская газета, № 138, 26.06.2015.

став преступления, предусмотренный ст. 244 УК РФ.

2) Изъятие органов и (или) тканей у трупа медицинскими учреждениями, которые имеют право на осуществление подобного рода. Стоит отметить, что перечень данных медицинских учреждений определен в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук «Об утверждении Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека» от 20 февраля 2019 № 73н/2. Анализ данного документа позволяет заключить, что на современном этапе развития в стране 44 таких учреждений федерального уровня и 120 учреждений регионального уровня. Что касается учреждений, которые могут производить трансплантацию, то в РФ сегодня 44 учреждения регионального уровня и 51 учреждение федерального уровня3.

Таким образом, в случае нарушения осуществления трансплантации, забора и заготовки объектов трансплантации медицинской организацией, которая не входит в перечень медицинских учреждений, согласно вышеуказанного Приказа, либо надлежащими медицинскими организациями, но тех органов и (или) тканей, которые не входят в перечень объектов трансплантации медицинскими учреждениями на территории Российской Федерации, будет влечь незаконность изъятия органов и тканей умершего, посредством физического воздействия на тело последнего, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

3) Изъятие органов и (или) тканей из тела умершего субъектами, которые уполномочены на осуществление данных действий законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Приказа Министерства здравоохранения Российской Фе-

3 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук «Об утверждении Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека» от 20 февраля 2019 № 73н/2 // http://www.pravo.gov.ru, 15.03.2019.

дерации «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)» от 31 октября 2012 года № 567н (с изм. от 12 декабря 2018 года)1 медицинская помощь в области трансплантации будет оказываться только такими врачами, которые прошли соответствующее обучение и активно взаимодействуют с другими специалистами, являющимися экспертами в той или иной отрасли, связанные с вопросами трансплантации. Отсюда явно следует, что изъятие органов и (или) тканей из тела умершего человека едва ли будет законной в ситуации, когда она осуществляется ненадлежащим субъектом, равно как надлежащим субъектом, но в таких медицинских учреждениях, которые не включены в законодательно установленный перечень, разрешающий такие действия. Кроме того, едва ли можно говорить о законности в случае, когда указанная деятельность будет проводиться в отношении объектов, трансплантация которых в РФ не разрешена.

4) Изъятие органов и (или) тканей умершего в случае отсутствия у медицинской организации сведений, о выраженном несогласии умершего или одного из его родственников или близких умершему лиц, о посмертном изъятии органов и (или) тканей для дальнейшей трансплантации2. Известно, что согласно ст. 66 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в ред. от 13.01.2020 г.)3, ткани или органы для трансплантации изымаются у трупа лишь после того, как произведена констатация смерти. В соот-

1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)" от 31 октября 2012 года № 567н (с изм. от 12 декабря 2018 года) // Российская газета, спецвыпуск, № 78/1, 11.04.2013.

2 Осокин Р.Б. «Теоретико -правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности» Диссертация, М.:2014, - 581 с.

3 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в ред. от 26.03.2022 г.) // Российская газета, № 263, 23.11.2011.

ветствии с п. 6-12 ст. 47 ФЗ № 323-ФЗ, дееспособный и совершеннолетний гражданин наделен правом выразить свое согласие или несогласие с тем, чтобы у него были изъяты его органы или ткани после его смерти4. Это должно находить свое выражение в устной форме (но в присутствии свидетеля) или в письменной форме при условии, что документ заверен нотариусом или руководителем медицинской организации5. Если такое волеизъявление отсутствовало, дать такое согласие или несогласие могут его близкие родственники6. В случае, если речь идет о смерти недееспособного или несовершеннолетнего, такое волеизъявление выражается его законными представителями. Стоит отметить, что у трупа изъятие не допускается в том случае, если нет достоверных сведений о наличии волеизъявления лица о согласии с тем, чтобы его органы или ткани были изъяты для пересадки после его смерти.

Однако и здесь мы видим пробел в действующем законодательстве в сфере трансплантации. В судебно-следственной практике встречаются случаи, когда родственники или иные близкие умершего, обращаются в суд или в правоохранительные органы по вопросу привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших изъятие органов и (или) тканей из тела умершего для дальнейшей их трансплантации, расценивая это деяние, в качестве надругательства над телом умершего лица. На фоне того, что в Конституции РФ закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания и свободу совести, то

4 Кудашова Т.Г. «О праве граждан распоряжаться своими органами или тканями» // Известия Оренбургского государственного аграрного университета № 4 (36), 2012. С. 259-260; Тихонова С.С. Уголовно-правовое регулирование посмертного и прижизненного донорства в Российской Федерации: монография, Н. Новгород, Издательство Нижегородского университета, 2002, С. 51.

5 Беляева Ю.Н. «Презумпция согласия на «посмертное» донорство как угроза национальной безопасности России» // Евразийский юридический журнал, № 12 (115), 2017. С. 311-314.

6 Тихонова С.С. Уголовно-правовое регулирование посмертного и прижизненного донорства в Российской Федерации: монография, Н. Новгород, Издательство Нижегородского универ-ситета, 2002, С. 51.

право быть погребенным в соответствии с тем или иным религиозным обрядом вытекает из данного конституционного права. На этом фоне возникает обязанность государства, создавать режим, позволяющий каждому гражданину РФ следовать религиозным или национальным обычаям и традициям. Реализация данной обязанности видится в том, что государство должно в полной мере гарантировать обеспечения достойного отношения к памяти человека, в частности, в рамках реализации данного права человек должен ясно понимать, что даже после его смерти его права будут находиться под правовой охраной, а посягательства на них будут пресекаться1. Полагаем, что эти правовые гарантии должны быть предоставлены несмотря на то, что религиозные конфессии активно поддерживают посмертное донорство.

Интерес в данном аспекте представляет Определение КС РФ № 459-О и Определение КС РФ № 224-О, в которых рассматривался правовой институт неиспрошенного согласия. Согласимся с теми доводами Конституционного Суда, в которых указано что привлечение к уголовной ответственности по ст. 244 УК РФ не является законной в случае, когда использовалась презумпция неиспрошенного согласия на изъятие органов и тканей из тела умершего. В данном аспекте стоит отметить, что такая презумпция будет действовать только в том случае, когда она не противоречит ст. 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Стоит отметить, что именно в данной статье сегодня содержится запрет на изъятие органов или тканей в случае отсутствия уверенности в том, что лицо или его родственники (в ряде случаев) выразили на это свое согласие2.

Приходим к выводу, что в указанной ситуации законодателем была избрана мо-

1 Жигульских А.Н. К вопросу о презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека // Медицинское право. 2013. N 3. С. 43-48.

2 Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в ред. от 13.01.2020 г.) подготовлен коллективом автором Ю.В. Беляниновой, Т.С. Гусевой, Н.А. Захаровой, Л.В. Савиной, Н.А. Соколовой, Ю.В. Хлистун, 2016 // URL: https://base.garant.ru

дель презумпции согласия на изъятие органов или тканей после смерти человека3, суть которой состоит в трактовке невыражения такой воли самим лицом, равно как его родственниками или законными представите-лями4, а также отсутствие документации, в которой такая воля была бы зафиксирована. Одновременно с этим, в качестве обязательного условия для внедрения в правовое поле согласия на изъятие органов или тканей после смерти, как было указано в Определении от 4 декабря 2003 года № 459-О, также выступает наличие опубликованного для всеобщего сведения, а также вступившего в силу правового акта, в котором в полной мере отражена формула указанной пре-зумпции5. В этом аспекте явно предполагается, что все заинтересованные лица надлежащим образом осведомлены о предписаниях, которые действуют в нормативно-правовых актах. Стоит отметить, что на территории нашей страны, как уже отмечалось выше, в качестве такого закона выступает Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Более того, из системного анализа законодательства РФ явно следует, что законодатель в РФ не создает каких-либо препятствий для граждан в части фиксации в той или иной форме6, в том числе, нотариальной форме, а также в части доведения до сведений учреждений здравоохранения своего несогласия с тем, чтобы у них были изъяты органы или ткани после смерти для трансплантации7'1. Представляется есте-

3 Кильдюшов Е.М., Вавилов А.Ю., Соколова З.Ю., Поздеев А.Р. «Особенности правового регулирования деятельности бюро судебно-медицинской экспертизы по изъятию органов и тканей у трупа для последующего использования в медицинских целях» // Медицинская экспертиза и право, №4, 2016. С. 12-17; Алсынбаева Э.М. «Современные проблемы правового регулирования трансплантации» // Правовое государство: теория и практика № 4, 2014, С. 96-101.

4 Беляева Ю.Н. «Презумпция согласия на «посмертное» донорство как угроза национальной безопасности России» // Евразийский юридический журнал, № 12 (115), 2017. С. 311-314.

5 К вопросу о презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека. URL: http://fan-5.ru

6 См. там же С. 311-314.

7 Блинов С.Р. «Особенности нормативно-правового регулирования в сфере трансплантологии» // Известия Российской Военно-медицинской

ственным, что нарушение такой воли лица порождает привлечение виновного лица к ответственности по ст. 244 УК РФ за надругательство над телом умершего.

В Определении от 4 декабря 2003 года № 459-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ст. 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в котором содержится «формула презумпции согласия на изъятие в целях трансплантации», данная формула изложена максимально четко и ясно, что не позволяет говорить о том, что она нарушает конституционные права граждан РФ.

В результате анализа ст. 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Конституционный Суд в Определении № 459-О указал на наличие объективной необходимости в соблюдении оптимального баланса между интересами как реципиентов, так и доноров. Обеспечить данный баланс, по мнению Конституционного Суда РФ, можно в рамках максимально детальной регламентации вопросов, которые непосредственно связаны с практической реализацией гражданином, а также его близкими родственниками или законными представителями, заявлять согласие или несогласие изъятия органов для трансплантации2. Более того, Конституционный Суд подчеркнул необходимость общего совершенствования всех механизмов, которые тесно связаны с информированием граждан об аспектах трансплантации. Стоит отметить, что законодатель выразил стремление реализовать данные положения на практике, что свое отражение нашло в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны

академии т.37, № 1 S1, 2018, С. 70-72; Лёвина А.И. «Трансплантация органов и тканей как объект уголовно-правовой охраны» // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 3, 2014, С. 114-115.

1 Правовое регулирование посмертного донорства в РФ. URL: https://barrist.ru/pravovoe-regulirovanie-posmertnogo-donorstva-v-rossii/

2 Беляева Ю.Н. «Презумпция согласия на «посмертное» донорство как угроза национальной безопасности России» // Евразийский юридический журнал, № 12 (115), 2017. С. 311-314.

здоровья граждан в Российской Федерации», а именно, в ст. 47 ФЗ № 323-ФЗ3.

Несмотря на развитие правового регулирования указанной области, нарушения в ней не являются редкостью, что подтверждается материалами судебной практики. Ярким примером является привлечение к ответственности врача, который систематически вырезал органы у трупов, не уведомляя об этом родственников умерших лиц. Затем эти органы поставлялись им в окружную больницу для трансплантации4. Ответственность в этом случае наступила по ст. 286 УК РФ, как превышение должностных полномочий5. Такая квалификация содеянного является достаточно спорной, поскольку игнорирует положение уголовного закона о привлечении лица за надругательство над телом умершего по ст. 244 УК РФ. Поскольку в действиях врача содержатся такие признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ как: (1) физическое воздействие на тело умершего, нарушающее его целостность; (2) незаконность данного воздействия.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства Российской Федерации, можно констатировать, что изъятие органов или тканей умершего лица будет выступать в качестве преступления в том случае, если медицинская организация, которая осуществляла процедуру подобного рода, заведомо знала или могла знать о наличии несогласия самого пациента или его близких родственников на ее проведение. При квалификации действий виновных лиц нужно учитывать достаточно широкую совокуп-

3 Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в ред. от 13.01.2020 г.) подготовлен коллективом автором Ю.В. Беляниновой, Т.С. Гусевой, Н.А. Захаровой, Л.В. Савиной, Н.А. Соколовой, Ю.В. Хлистун, 2016. URL: https://base.garant.ru

4 Осокин Р.Б. «Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности» Диссертация, М.: 2014, - 581 с.

5 Осокин Р.Б. Изъятие органов и (или) тканей у трупа человека как способ надругательства над телами умерших // Вестник ТГУ, выпуск 7 (111), 2012, С. 309-310.

ность правовых актов, в том числе, акты системы здравоохранения. Изъятие органов и тканей и их дальнейшая пересадка охватывает различные сферы - это и деятельность медицинской организации, и правовое регулирование трансплантационной деятельности и, безусловно, этическая сторона данного вопроса. Данное положение обусловлено тем, что именно в нормативно-правовых актах системы здравоохранения можно найти перечни, выход за пределы которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 244 УК РФ. Невозможно рассматривать совершаемые преступления только лишь через призму права. Только всецелый анализ ведомственных нормативных актов позволит объективно определить совершенное преступление. Думается, что врачи, изымая органы и ткани человеческого тела исходят

из желания восполнить существующий дефицит трансплантантов. С одной стороны, желая помочь нуждающемуся в органе пациенту, работник медицинской организации нарушает закон. С другой стороны, закрепленная в Законе о трансплантации презумпция согласия хоть как-то помогает улучшить качество жизни пациентов, нуждающихся в трансплантации, за счет имеющихся донорских органов, но и здесь родственники доноров, несогласные с проведенной процедурой, обращаются в правоохранительные органы, с целью привлечения к ответственности и врача и медицинскую организацию, что впоследствии и вовсе на определенном периоде времени «заморозило» развитие трансплантологии в России, так как ни один врач не желает быть субъектом рассматриваемого преступления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № З23-Ф3 (в ред. от 26.03.2022 г.) // Российская газета, № 263, 23.11.2011.

3. Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов» от 20.07.2012 № 125-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // Российская газета, № 166, 23.07.2012.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2 т. / А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2015. С. 223.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / С.А. Боженок, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермакова [и др.]; отв. ред. А.И. Рарог. - 11- е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2018. С. 611.

6. Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (в ред. от 13.01.2020 г.) подготовлен коллективом автором Ю.В. Беляниновой, Т.С. Гусевой, Н.А. Захаровой, Л.В. Савиной, Н.А. Соколовой, Ю.В. Хлистун, 2016 // https://base.garant.ru

7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)» от 31 октября 2012 года № 567н (с изм. от 12 декабря 2018 года) // Российская газета, спецвыпуск, № 78/1, 11.04.2013.

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук «Об утверждении Перечня объектов трансплантации» от 4 июня 2015 года № 306н/3 // Российская газета. № 138, 26.06.2015.

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Российской академии наук «Об утверждении Перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека» от 20 февраля 2019 № 73н/2 // http://www.pravo.gov.ru, 15.03.2019.

10. Алсынбаева, Э.М. «Современные проблемы правового регулирования трансплантации» // Правовое государство: теория и практика № 4, 2014.

11. Беляева, Ю.Н. «Презумпция согласия на «посмертное» донорство как угроза национальной безопасности России» // Евразийский юридический журнал, № 12 (115), 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.