Раздел 4. Криминологическая наука
ЮЗИХАНОВА Э.Г., доктор юридических наук, профессор, [email protected] Кафедра информационно-аналитического и документационного обеспечения деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75
YUZIKHANOVA E.G.,
Doctor of Legal Sciences, professor,
Chair of information, analytical
and documentation support
of the internal affairs bodies activities;
Tyumen Advanced Training Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,
Russian Federation
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Миграционные процессы в Российской Федерации, включая внутреннюю и международную миграцию, обусловлены в основном экономическими и социальными причинами. Изучение миграционных процессов становится важнейшим инструментом принятия взвешенных, рациональных решений. Оно позволяет установить будущие вероятностные состояния преступности, на основе которых можно определить оптимальную стратегию деятельности органов внутренних дел. Проведенный автором статьи анализ статистических сведений о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, позволил установить закономерности концентрации и дифференциации лиц указанной категории по субъектам Российской Федерации. Рассмотрены типичные нарушения обязательных требований в сфере реализации миграционного законодательства, выявляемые органами внутренних дел, и, соответственно, образующие явление незаконной миграции, а также проанализированы проблемы противодействия данному явлению.
Ключевые слова: миграция; незаконная миграция; противодействие незаконной миграции; преступность; тенденция; закономерности, динамика, удельный вес.
ILLEGAL MIGRATION: SOCIAL AND LEGAL CONDITIONALITY AND PROBLEMS OF COUNTERACTION
Annotation. Migration processes in the Russian Federation, including domestic and international migration, are mainly determined by economic and social reasons. The study of migration processes becomes an important tool for making informed, rational decisions. It can allow to establish the probable crime rates and trends in future. Based on this data, it is possible to determine the optimal strategy for the activities of the internal affairs bodies. The analysis of crime statistics concerning the crimes committed by foreign citizens and stateless persons, conducted by the author of the article, allowed to establish the patterns of concentration and differentiation of the persons of the specified category in the constituent entities of the Russian Federation. Typical violations of mandatory requirements in the field of implementation of migration legislation, identified by the internal affairs bodies, and, accordingly, forming the phenomenon of illegal migration, as well as the problems of countering this phenomenon, are examined.
Keywords: migration; illegal migration; countering illegal migration; crime; trend; patterns, dynamics, proportion.
Негативные демографические тенденции в Российском государстве, выразившиеся в стремительном сокращении естественного прироста населения, способствовали принятию ряда мер, направленных на привлечение мигрантов, как соотечественников, проживающих за ру-
бежом, так и иностранных граждан, преимущественно квалифицированных специалистов. При этом предпочтение отдается молодежи из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики с возможным
предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании обучения при выборе постоянным местом жительства Российской Федерации*.
Принятие указанных мер направлено в первую очередь на повышение качества миграционной политики государства. Повышение качества миграционной политики может быть достигнуто, в частности, за счет предотвращения незаконной миграции, перераспределения миграционных потоков внутри страны в связи с различной заселенностью и обжитостью ее территорий, создания первичных условий для нормальной жизни разных категорий иммигрантов, способствующих их последующей адаптации и интеграции в принимающее общество, предотвращения недобровольной (вынужденной) миграции с помощью национальных и международных правовых норм. Например, противодействие незаконной миграции является одним из основных направлений профилактики правонарушений согласно ст. 6 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»**.
Перечень мер, направленных на противодействие незаконной миграции, содержится в обязанностях сотрудников подразделений по вопросам миграции в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. N 19***. В частности, сотрудники указанных подразделений обязаны: осуществлять контроль за соблюдением иностранными гражданами и ли-
* Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. указом Президента Российской Федерации от 9 окт. 2007 г. N 1351 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru
** Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ // Там же.
*** См.: О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. N 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
цами без гражданства правил миграционного учета, осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников. В целях предупреждения и пресечения незаконной миграции сотрудники подразделений по вопросам миграции должны организовывать и проводить совместно с сотрудниками других подразделений территориальных органов МВД России оперативно-профилактические операции и мероприятия с последующим информированием населения о результатах деятельности сотрудников органов внутренних дел в сфере миграции путем использования средств массовой информации и официальных интернет-сайтов, входящих в аппаратно-программный комплекс «Официальный интернет-сайт МВД России». Тем не менее указанные меры не решают проблему незаконной миграции, а лишь способствуют частичному выявлению и регистрации фактов нарушения миграционного законодательства.
В числе типичных нарушений обязательных требований в сфере реализации миграционного законодательства органами внутренних дел выявляются:
- нарушения иностранными гражданами или лицами без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания;
- неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета;
- осуществление иностранными гражданами или лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу или патента;
- привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностран-
ных граждан или лиц без гражданства при отсутствии разрешения на работу или патента;
- представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной.
Соответственно, из перечисленного можно выделить основные способы «образования» незаконной миграции:
1) незаконное проникновение иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации;
2) при законном въезде - нарушение режима пребывания, то есть невыезд в установленные законом сроки;
3) несоответствие причин въезда и пребывания целям въезда, указанным в миграционной карте.
При выявлении причин возникновения незаконной миграции нельзя забывать и о лицах, ответственных за прием и размещение лиц указанной категории. В частности, речь идет о недобросовестных работодателях, которые в целях экономии расходов, связанных с выплатой налогов и заработной платы, принимают на работу иностранных граждан без каких-либо документов и соответствующего оформления. Данные нарушения приводят к стагнации экономики. Крайне низкая заработная плата, на которую соглашаются иностранные граждане, приводит к снижению потребности внедрения новых технологий и в целом отражается на качестве развития экономики страны.
Учитывая то, что подавляющее большинство незаконных мигрантов выявляется именно в трудовом секторе, необходимо четко отслеживать вопрос квотирования регионов на привлечение работников из числа иностранных граждан. На сегодняшний день при формировании заявок на иностранную рабочую силу не устанавливается связь между количественно-качественной характеристикой населения, включающей пол, возраст, образование, занятость, соотношение занятых и не занятых в экономическом секторе субъектов и реальной востребованностью в конкретной отрасли производства и сферы услуг. При формировании квоты не учитывается
также мнение и возможность территориальных органов внутренних дел эффективно контролировать внутренние и внешние объекты управления оперативной и криминогенной обстановкой.
Несмотря на то, что проблема незаконной миграции до сих пор остается нерешенной, следует отметить, что в последние годы в Российской Федерации отмечается снижение количества зарегистрированных правонарушений миграционного законодательства. В частности, речь идет о фактах организации незаконной миграции: в 2017 году было зарегистрировано 1239 фактов, что на 24,3 % меньше, чем в 2016 году; в 2018 году количество зарегистрированных случаев организации незаконной миграции составило 1007 (на 18,7 % ниже по сравнению с
2017 годом); за 9 месяцев 2019 года было зарегистрировано 813 фактов организации незаконной миграции*. При этом отмечается кратный рост зарегистрированных фактов фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ): с 3202 в 2016 году до 7495 в 2018 году, за 9 месяцев 2019 года таких нарушений зарегистрировано 5707.
Отмечается рост зарегистрированных фактов фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ): в 2017 году было зарегистрировано 31 879 фактов, что на 55,5 % больше, чем в 2016 году; в
2018 году - 38 764, что на 21,6 % больше, чем в 2017 году; за 9 месяцев 2019 года зарегистрировано 32 950 нарушений указанного вида. В целом представленные сведения нельзя толковать однозначно, поскольку увеличение количества выявленных и зарегистрированных нарушений может свидетельствовать как о повыше-
* Сведения о состоянии преступности // Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. 11К1_: 1"|Нр5://мвд.рф
нии активности органов внутренних дел в выявлении и регистрации нарушений миграционного законодательства, так и о недостаточной профилактике и об отсутствии механизма регулирования миграционного процесса.
Миграционный процесс, представляя собой статистически значимую совокупность событий, влекущих смену места жительства населения, является своего рода индикатором социально-экономического благополучия и отражает происходящие в мире или в отдельной стране изменения социальной, политической, экономической, культурной жизни общества.
В современных реалиях миграционные процессы могут быть обусловлены рядом социально-правовых факторов: получением образования, поиском работы, возвращением к прежнему месту жительства, обострением межнациональных отношений, обострением криминогенной обстановки, экологическим неблагополучием, несоответствием природно-климатическим условиям, причинами личного, семейного характера (перемена места работы супруга (супруги), вступление в брак, переезд к детям или к родителям), приобретением жилья (покупка, наследование), возвращением после временного отсутствия (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по причинам смены места жительства в Российской Федерации (%)*
Причины миграции Вся миграция Миграция в пределах Российской Федерации Международная миграция
обучение 8,3 8,4 7,3
работа 10,6 8,7 22,7
возвращение к прежнему месту жительства 2,4 2,5 1,3
обострение межнациональных отношений 0,6 0,02 4,3
обострение криминогенной обстановки 0,2 0,02 1
экологическое неблагополучие 0,3 0,3 0,2
Несоответствие природно-климатическим 0,2 0,3 0,2
условиям
причины личного, семейного характера, 34,7 33,7 41,4
в том числе:
перемена места работы супруга (супруги) 1 1,1 0,6
вступление в брак 1,7 1,6 3
переезд к детям 1,6 1,5 2,4
переезд к родителям 2,1 2,1 2,0
иные причины, в том числе: 14,1 14,8 9,6
приобретение жилья (покупка, наследование и т.п.) 4,8 5,4 1
причина не указана 5,7 4,7 12
* Расчеты произведены автором статьи на основе статистических данных, размещенных Федеральной службой государственной статистики. См.: Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru
Анализ причин миграции позволил установить, что одно из весомых побуждений изменения места жительства объясняется поиском работы. Если внутри страны такой проблемой озабочены 8,7 % от общего количества всех зарегистрированных мигрантов, то на долю международных мигрантов приходится уже 22,7 %. Несмотря на достаточно широкий перечень причин, объясняющих перемену места жительства, вызывают интерес «иные» причины. Такое объяснение цели перемещения приходится на 14,8 % мигрантов в пределах Российской Федерации и 9,6 % - на международных мигрантов. Без всякого объяснения причин по стране перемещается 4,7 % внутренних мигрантов и прибывает на ее территорию 12 % международных мигрантов, хотя указание цели визита является обязательным при заполнении миграционной карты, которую иностранные граждане и лица без гражданства обязаны получить при въезде на территорию Российской Федерации*.
В большинстве стран миграционная политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную, которые могут носить стимулирующий или сдерживающий характер. Российская Федерация, наряду с другими странами, такими как Австралия, Канада, Чехия, также проводит политику, направленную на активное поощрение въезда мигрантов в целях удовлетворения своих национальных потребностей. Большинство стран входа мигрантов, проводя селективную миграционную политику, используют такой ее инструмент, как иммиграционная квота, которая распределяется между разными группами мигрантов, различающихся по праву «въезда». Это могут быть родственники граждан страны (принцип воссоединения семей), специалисты, в которых заинтересована национальная экономика, этнические, конфессиональные или иные группы, подвергающиеся опасности на прежнем месте проживания, и т.д. Например, закон США об иммиграции (1996 г.), расширив квоты,
* Статья 25.9 Федерального закона от 15 авг. 1996 г. N 114-ФЗ: ред. от 17 июня 2019 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru).
ужесточил требования к качественным характеристикам иммигрантов**. В ряде стран в рамках миграционной политики реализуются государственные программы репатриации мигрантов, ориентированные на экономические стимулы.
Миграционные процессы, а вернее, последствия подвижности и изменения традиционно сложившихся соотношений этносов, могут стать источником возрастающего социального напряжения, влекущего за собой комплекс проблем, требующих отдельного рассмотрения. Иными словами, миграционные процессы, являясь следствием возникновения и влияния определенных причин социально-правового характера, выступают катализатором новых социально-правовых последствий. Одной из проблем регулирования миграционных процессов является отсутствие систематизированного миграционного законодательства. А.Н. Сандугей к недостаткам систематизации миграционного законодательства Российской Федерации и приведения его в соответствие с нормами международного права относит: отсутствие системы законодательства на федеральном и региональном уровне; внутреннюю противоречивость законодательства, выражающуюся в разночтении общих принципов, закрепленных в различных отраслях права; наличие нормативных пробелов и правотворческих ошибок; понятийно-терминологическую неопределенность, неточность, некорректность использования понятийно-терминологического аппарата в миграционном законодательстве; неоправданную многочисленность нормативных правовых актов, усугубленную их частым изменением; фрагментарность характера некоторых законов [1, с. 32].
Тем не менее всесторонний анализ миграционных процессов становится важнейшим инструментом принятия взвешенных, рациональных решений. Он позволяет установить будущие вероятностные состояния преступности, на базе которых можно определить оптимальную стратегию деятельности органов внутренних дел. Несмотря на то, что удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами
** См.: Иммиграционный закон, подписанный Президентом США 30 сент. 1996 г. URL: http:// russianamericanlawyer.com
и лицами без гражданства на территории Российской Федерации за период с 2011 по 2018 год, практически не превышает 2 %, в отдельных субъектах отмечаются показатели, значительно превышающие среднероссийские (см. табл. 2). Большая часть (около 90 %) преступлений, совершенных лицами указанной категории, во всех субъектах Российской Федерации приходится на граждан государств - участников СНГ [2, с. 115132]. Сведения в данной таблице, помимо основных свойств преступности (массовость, распространенность, статистическая устойчивость и закономерность), отражают концентрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, демонстрирующую предпочтения территориально-экономической привлекательности региона для проживания и работы.
Имеющиеся знания о неоднородности распределения отдельных видов преступлений, в данном случае преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, служат предпосылкой для проведения более глубокого и всестороннего анализа социально-экономического развития регионов с целью выработки наиболее эффективных мер предупреждения правонарушений в целом и в сфере миграции в частности. К сожалению, сведения о состоянии и динамике преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, имеющиеся в открытой печати, не позволяют узнать ни о количестве преступлений, совершенных иностранными гражданами, ни о количестве самих иностранцев, незаконно находившихся на территории России в момент совершения преступления.
В целом же анализ миграционных процессов лежит в основе формирования приоритетных направлений государственной политики в сфере внутренних дел в числе прочих полномочий, осуществляемых МВД России*. Полномочия
* Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: утв. указом Президента Российской Федерации от 21 дек. 2016 г. N 699: ред. от 6 нояб. 2018 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru
в части разработки мер по укреплению правопорядка на основе анализа и прогнозирования миграционных процессов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются территориальными органами.
Одной из форм государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации является миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства**.
Осуществлять миграционный учет призваны федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы. Как вид деятельности миграционный учет представляет собой фиксацию и обобщение сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства, прибывших в установленном законом порядке на территорию Российской Федерации, включая также сведения и об их перемещениях внутри страны.
Несмотря на то, что миграционный учет носит уведомительный характер, законом предусмотрена обязанность иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации, зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания. Такие требования вполне оправданны и при соблюдении принципов, основанных на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, направлены на достижение определенных целей: от создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод до обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Одним из необходимых условий проведения анализа миграционных процессов является использование определенных методов или совокупности методов, с помощью которых изучаются разнообразные конкретные проблемы борьбы с преступностью.
** О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ: ред. от 1 мая 2019 г. // Там же.
Таблица 2
Динамика преступлений (в удельных весах, %), совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации*
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Российская Федерация 1,9 1,9 2,1 2,1 2,0 2,0 2,0 1,9
Центральный федеральный округ 4,2 4,1 4,6 4,2 3,9 3,9 3,8 3,8
г. Москва 5,1 4,7 6,6 5,4 5,0 4,6 4,9 4,9
Северо-Западный федеральный округ 1,5 1,8 2,3 2,6 2,4 2,4 2,2 2,3
г. Санкт-Петербург 3,4 3,7 5,1 5,3 6,2 5,9 5,0 5,5
Южный федеральный округ 1,0 1,2 1,5 1,5 1,8 2,4 2,3 2,1
г. Севастополь 3,8 3,9 6,7 6,2 5,5
Северо-Кавказский федеральный округ 0,7 0,8 1,0 1,1 1,2 1,4 1,8 1,8
Приволжский федеральный округ 0,8 0,8 0,9 1,0 0,9 1,0 1,1 0,9
Уральский федеральный округ 1,5 1,5 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,5
Сибирский федеральный округ 0,6 0,7 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8
Дальневосточный федеральный округ 0,7 0,8 1,0 0,9 1,0 0,9 1,0 0,9
* Расчеты произведены автором статьи на основе статистических данных, размещенных ГИАЦ МВД России. См.: Статистика и аналитика // МВД России: официальный сайт. URL: http://мвд.рф
К основным показателям деятельности органов внутренних дел по миграционной ситуации в Российской Федерации относятся сведения:
1) о количестве въехавших и выехавших иностранных граждан и лиц без гражданства;
2) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации на конец отчетного периода (полугодия, года);
3) о направленных представлениях о закрытии въезда на территорию Российской Федерации;
4) о количестве оформленных приглашений;
5) о количестве оформленных виз;
6) о постановках на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства;
7) о количестве оформленных разрешений на работу;
8) о количестве оформленных патентов;
9) о количестве оформленных разрешений на временное проживание;
10) о количестве оформленных видов на жительство;
11) о количестве граждан, получивших гражданство Российской Федерации;
12) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. табл. 3).
В 2018 году всего было принято 360 решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, 150 из них - в отношении лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации.
Таблица 3
Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации*
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Въехало иностранных граждан** 17 333 777 16 290 031
Выехало иностранных граждан 16 832 808 14 614 071
Направлено представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию 490 893 229 013 210 708 253 581
Оформлено приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства 455 365 465 657 483 803 508 273
Оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства 146 720 184 578 185 800 191 445
Оформлено патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства 1 788 201 1 510 378 1 682 622 1 671 706
Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе: 214 559 149 013 148 326 130 136
высококвалифицированным специалистам 43 555 26 995 26 531 28 183
квалифицированным специалистам 22 099 14 775 18 017 20 145
* Статистические сведения по вопросам миграции // МВД России: официальный сайт. URL: httpsy/мвд.рф
** С 2017 года сведения о числе въехавших и выехавших иностранных гражданах, а также о лицах без гражданства отсутствуют.
Происходящее перемещение населения внутри страны и между странами вызывает определенную дестабилизацию, существенно меняя распределение городских и сельских жителей, меняя этнический состав населения, возрастной состав трудоспособного населения, культурный и образовательный уровень. Как правило, доля лиц с высоким уровнем образования среди прибывающих на территорию Российской Федерации мигрантов значительно ниже, чем наемных работников, занимающихся низкоквалифицированным трудом.
Исходя из сведений о миграционной ситуации в Российской Федерации, большая часть разрешений (около 70 %) оформляется иностранным гражданам и лицам без гражданства на низкоквалифицированную работу (см. табл. 3) и, соответственно, малооплачиваемую. Важнейшими факторами экономического роста страны являются качественное образова-
ние, качественное медицинское обслуживание и т.д. Указанные факторы при должном инвестировании позволят, в свою очередь, увеличить соответствующую отдачу от законных видов деятельности, активно способствуя тем самым снижению уровня преступности. Снижение же реального уровня оплаты низкоквалифицированного труда иностранных работников, помимо вытеснения с рынка труда местного населения, становится серьезной государственной проблемой, требующей решения [3, с. 653].
Ситуация осложняется еще и тем, что мигранты, прибывающие из-за рубежа, в ряде случаев слабо владеют русским языком, знаниями о культуре и истории России, об основах российского законодательства. Отсутствие возможности полноценно контролировать миграционные процессы приводит к тому, что «...во всех цивилизованных странах процветает мания издавать новые законы.» [4, с. 210], и
«...нетрудно предположить, что в результате правительство будет испытывать постоянное политическое давление, толкающее его к тому, чтобы держать расходы на содержание полиции и другие правоохранительные цели на относительно низком уровне и компенсировать эту экономию применением жестких мер наказания к тем, кто попался» [5, с. 305].
Таким образом, анализ социально-правовой обусловленности незаконной миграции позволил выявить и установить основные свойства и характеристики данного негативного явления. Понятие и содержание явления «незаконная миграция» по воле законодателя образуют только иностранные граждане и лица без гражданства. Будучи предметом регулирования общественных отношений в сфере миграции, незаконная миграция выража-
ется прежде всего в нарушении отдельных положений российского миграционного законодательства, а именно правил въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания на ее территории. Анализ статистических сведений о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, позволил установить закономерности концентрации и дифференциации лиц указанной категории по субъектам Российской Федерации. Выявление большего числа незаконных мигрантов в сфере рынка труда свидетельствует о необходимости разработки или приведения в правовое русло механизма регулирования трудовых отношений, включая научную обоснованность выделения квоты на привлечение иностранной рабочей силы в конкретные регионы страны.
Список литературы
1. Сандугей А.Н. К вопросу о кодификации миграционного законодательства Российской Федерации // Труды ВИПК МВД России: Вып. 42: Актуальные проблемы миграции: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / сост. Е.В. Дрёмова. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. С. 27-33.
2. Юзиханова Э.Г. Миграция населения и преступность: монография. Тюмень: Тюменский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. 134 с.
3. О'Салливан А. Экономика города / пер. с англ. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2002. 706 с.
4. Ферри Э. Уголовная социология / сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2005. 658 с.
5. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ.; сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 670 [1] с.
References
1. Sandugey A.N. On the codification of the migration legislation of the Russian Federation. Proceedings of the VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia: Issue 42: Actual problems of migration. Domodedovo, All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. Рр. 27-33. (In Russ.).
2. Yuzihanova E.G. Population migration and crime. Tyumen, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2019. 134 p. (In Russ.).
3. O'Sallivan A. City economy. Moscow, INFRA-M Publ., 2002. 706 p. (In Russ.).
4. Ferry E. Criminal Sociology. Moscow, INFRA-M Publ., 2005. 658 p. (In Russ.).
5. Bekker G.S. Human behavior: an economic approach. Selected works on economic theory. Moscow, Higher School of Economics, 2003. 670 [1] p. (In Russ.).