"^^УДК 343.988 Виктимология 4(14) / 2017, с. 45-52
Юзиханова Э. Г.
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МИГРАНТОВ
Статья посвящена рассмотрению роли органов внутренних дел в обеспечении виктимологической безопасности мигрантов, прибывающих на территорию Российской Федерации. В работе исследована правовая основа государственной политики по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации, установлены проблемы понятийного аппарата, отсутствие единообразия в нормотворческой деятельности, определена роль анализа миграционных процессов в деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: миграция, мигрант, миграционные процессы, оперативная обстановка, кримногенная обстановка, виктимологическая безопасность.
Миграция населения как любое социально-правовое явление обусловлена влиянием различных политических и экономических факторов. Их многообразное влияние можно изучать с помощью качественного и количественного анализа. Качественный анализ, как более простой обычно предшествует количественному, позволяет сформулировать необходимые рабочие гипотезы, очертить круг первичных задач, создать почву для последующего количественного исследования, а также ответить на некоторые наиболее простые вопросы.
Основная цель исследования миграции населения заключается в глубокой, своевременной, всесторонней и качественной оценке оперативной и криминогенной обстановки, изучении характера и причин ее изменения, слежения за ней, выявления актуальных проблем, нуждающихся в первоочередном решении, краткосрочном и среднесрочном прогнозировании для использования полученных результатов в управлении миграционными процессами и предупреждении незаконной миграции.
Важными задачами руководителей территориальных органов внутренних дел по профилактике и борьбе с незаконной миграцией являются распознание общих и структурных масштабов миграции населения, выявление ее причин и определение наиболее эффективных мер регулирования миграционных процессов и противодействия незаконной миграции. Данные для принятия оптимальных управленческих решений собираются путем изучения соответствующих сил, влияющих на динамику исследуемого социально-правового явления, анализа социальных структур, изучения определенных качественных и количественных показателей. Процесс выработки оптимальных решений состоит, во-первых, в правильной постановке целей и задач; во-вторых, установлении относящихся к делу факторов; в-третьих, определении весовых коэффициентов упомянутых факторов; в-четвертых, определении альтернативных стратегий профилактики и борьбы с незаконной миграцией; в-пятых, принятии оптимальных решений.
Миграционные процессы населения,
отражая происходящие изменения социальной, политической, экономической, культурной жизни общества, являются одним из важнейших предметов государственного регулирования, давая возможность тем самым повысить качество миграционной политики государства.
Профессор С. Капица, изучая развитие человечества, определил, что мощными миграционными процессами охвачены как страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и другие развивающиеся страны [1, с. 102]. Происходящее перемещение населения внутри страны и между странами вызывает определенную дестабилизацию, существенно меняя распределение между городскими и сельскими жителями, меняя этнический состав населения, возрастной состав трудоспособного населения, культурный и образовательный уровень. Как правило, уровень лиц с высоким образованием среди прибывающих на территорию Российской Федерации мигрантов значительно ниже, чем наемных работников, занимающихся низко квалифицированным трудом, невостребованным среди коренного населения.
Несмотря на то, что изучение миграционных процессов позволяет выявить и негативные и позитивные стороны развития общества, их исследование обусловлено рядом затруднений. По сей день нет четких, нормативно закрепленных определений, что такое миграция, кто такой мигрант, кто должен изучать миграционные процессы и т.д. Так или иначе, все указанные проблемы сводятся к исследованию населения, его качества и структуры. Демографы изучают так называемое естественное воспроизводство, т.е. только процессы рождаемости, смертности, брач-ности и разводимости [2, с. 12].
Миграцию как социальное явление изучает особая наука - миграциология1. Демографы изучают миграцию как социальный процесс, оказывающий влияние на численность и качественный состав на-
1 В 2016 году опубликована монография Самойлова В.Д. под названием «Миграциология. Конституционно-правовые основы» с целью становления миграциологии в качестве самостоятельной науки. Тем не менее, в 1989 году авторским коллективом (Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хореев Б.С.) уже была опубликована монография под названием «Миграциология» и указание на выделение ее в самостоятельную науку, отличную от демографии предметом исследования.
селения; как фактор, оказывающий влияние на уровень рождаемости, смертности, брачности и разводимости на конкретной территории. Отсутствие единого понятийного аппарата в свою очередь приводит к проблемам методологии исследования влияния миграционных процессов [3, с. 104-111]. Говоря о необходимости научной проработки действующей системы реализации государственной политики в миграционной сфере, Семенова А.В. предлагает разработать и принять Стратегию развития миграционного законодательства, с последующей реализацией следующих этапов: определение базовых понятий в сфере миграции; формулирование предмета регулирования; выявление основных направлений и круга субъектов государственной миграционной политики; определение механизма реализации государственной политики в целях создания правовых, социально-экономических, организационных условий; обеспечение контрольно-надзорной деятельности за миграционными процессами в Российской Федерации; регламентация миграционных процессов; регионализация миграции, специфика которой должна заключаться в разработке локальных актов, регулирующих общественные отношения в сфере миграции и др. [4, с. 40-43].
Следует отметить, что попытки правового урегулирования миграционных процессов предпринимались и ранее. В частности, в декабре 2000 года Государственным Советом — Хасэ Республики Адыгея, Законодательным Собранием Краснодарского края был внесен для рассмотрения в Государственной Думе ФС РФ Паспорт проекта Федерального закона № 37040-3 «О миграции в Российской Федерации» (о законодательном регулировании миграционных процессов) с пояснительной запиской финансово - экономического обоснования, но 12.05.2004 данный проект был отклонен Государ -ственной Думой ФС РФ (Постановление № 493-IV ГД) [5].
Тем не менее, остановимся на некоторых основных понятиях в исследовании миграционных процессов.
Миграция — перемещение (migracio, лат.), передвижение [6, с. 335]. Под миграцией населения принято понимать передвижения людей, связанные со сменой ими места жительства. Передвижения могут осуществляться как на терри-
тории одной страны, так и переезд из одной страны в другую с целью перемены места жительства и обоснования.
Мигрант. По сути, исходя из определения миграции, мигрантом при соблюдении определенных законных требований может называться любой человек независимо от его гражданской принадлежности.
Миграционная обстановка (ситуация) [7]:
«...Миграционная обстановка (ситуация) — совокупность факторов, обусловленных въездом, пребыванием, транзитным проездом и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства, оказывающих влияние на социально-экономическую и демографическую ситуацию, внутриполитическое и внешнеполитическое положение и национальную безопасность государства...».
Отдельную категорию составляют незаконные мигранты. А.Н. Сандугей, проведя анализ российского законодательства и ссылаясь на содержание ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, предлагает определять правовое положение лиц на территории Российской Федерации через категорию «законно находящиеся», что обусловливает взаимоотношения государства и гражданина [8, с. 5-15]. В его понимании незаконный мигрант — это гражданин, независимо от его гражданской принадлежности, нарушающий миграционный режим.
Помимо отсутствия единого подхода к пониманию отдельных терминов в правовом регулировании миграционных процессов, существуют и проблемы элементарного подсчета количества нелегальных мигрантов. Например, в 2012 году на территорию Российской Федерации въехало 15 млн. 739,7 тыс. человек, выехало 14 млн. 35 тыс. чел [9, с. 9-19]. Следуя логике простой арифметики, на территории страны остались 1 млн. 700 тыс. человек. Конечно, данные подсчеты условны и не отражают реальной действительности, что еще раз подтверждает серьезность ситуации с нелегальной миграцией.
Несмотря на имеющие проблемы в сфере регулирования миграционных процессов, в российском законодательстве термин «миграция» в различных контекстах встречается достаточно часто. Например, в Федеральном законе от
19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах» [10]. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 450 «О правительственной комиссии по миграционной политике» [11] (в ред. от 27.06.2017 № 754) слово «миграция» встречается в различных вариациях без пояснений: в основных задачах Комиссии в пункте «в» — выработка согласованных решений и действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики, в том числе координация действий по регулированию миграционных процессов (включая совершенствование системы мер по регулированию внешней трудовой миграции в соответствии с потребностями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выявлению незаконных мигрантов и пресечению незаконной миграции, определение перспективных территорий для расселения мигрантов, определение направлений использования средств, выделяемых на связанные с миграцией населения мероприятия, совершенствование информационного обеспечения реализации государственной миграционной политики и оформления паспортно-визовых документов нового поколения) (курсив мой — Ю.Э.); в пункте «г» — рассмотрение и подготовка согласованных предложений по приоритетным вопросам внешней и внутренней миграции с учетом развития этих процессов в Российской Федерации и иностранных государствах. Также в данном Постановлении встречаются выражения «миграционная ситуация», «в сфере миграции», «в области миграции». В данном постановлении определена и роль органов внутренних дел в обеспечении государственной политики в сфере миграции, что вполне оправдано.
В 2016 году в целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба и переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации [12].
Согласно Приказа МВД РФ от 15 апреля 2016 г. № 192 «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации», Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции [13]. Исходя из представленного в данном Приказе перечня, функции ГУВМ МВД России достаточно широки и обеспечивают полное правовое сопровождение мигрантов на территории Российской Федерации при выполнении ими (мигрантами), в свою очередь, законных требований:
— оформление и выдача работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства, трудовой деятельности;
— выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства, виз на въезд в Российскую Федерацию, их продлению, аннулированию и восстановлению;
— выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
— выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;
— миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства;
— оформление и выдача приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета юридических лиц, ходатайствующих об их оформлении;
— проведение государственной дактилоскопической регистрации;
— осуществление федерального госу-
дарственного контроля (надзора): за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; за соблюдением правил привлечения работодателям и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников;
— осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета;
— прием и рассмотрение ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;
— содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания иностранным гражданам или лицам без гражданства, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о призвании беженцем на территории Российский Федерации по существу и признанным беженцами, а также членам их семей;
— учет, регистрация, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказанию содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации;
— учет, регистрация, прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказание содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации;
— исполнение решений о реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства и временное размещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для
пребывания (проживания) в Российской Федерации;
— учет участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
— оформление и выдача свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
— осуществление в установленном порядке мероприятий по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
— оформление материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
— подготовка, утверждение и исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также об установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;
— учет в установленном порядке дел об административных правонарушениях и исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, относящимся к сфере ведения Главного управления.
Вышеуказанные действия органов внутренних дел вполне «вписываются» в Стратегию виктимологической безопасности, предложенную А.В. Майоровым [14, с. 192]. В частности Майоров А.В. предложил добавить правовую защищен -ность к имеющимся видам (социальной и психофизической) на основе анализа «классификации защищенности в рамках изучения виктимологиченской детерминации как на общем, так и на индивидуальном уровнях» [14, с. 194]. По мнению Майорова А.В., обеспечение вик-тимологической безопасности возможно на основе комплексного подхода к исследованию проблемы правовой и социальной безопасности вообще и безопасности личности в частности. Анализ миграционных процессов присущ не только под-
разделениям по вопросам миграции. Реализация государственной политики в сфере миграции осуществляется практически всеми направлениями деятельности органов внутренних дел. В частности оценка оперативной и криминогенной обстановки невозможна без знаний о происходящих миграционных процессах как на территории обслуживания, так и в стране в целом и за ее пределами.
Как и в случае с понятием «миграция» и соответствующими производными от этого понятия, не существует четкого понимания, что такое «оперативная» и «криминогенная» обстановка. Данные понятия носят больше ведомственный характер. Применительно к деятельности органов внутренних дел, под оперативной обстановкой понимается совокупность значимых для организации деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции.
При оценке оперативной обстановки в деятельности органов внутренних дел выделяют внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел.
В первую группу входят факторы, характеризующие элементы внешней среды и которые не являются объектом непосредственного воздействия органа внутренних дел, но оказывают на него прямое или косвенное влияние:
1) демографическая характеристика населения и социально-демографические процессы: численность и плотность населения, его половой и возрастной состав, соотношение городского и сельского населения, его занятость в различных отраслях и сферах хозяйства, характеристика миграционных потоков, соотношение браков и разводов, смертность и рождаемость населения;
2) географические и административно-территориальные особенности региона: общая площадь, количество входящих в регион административно-территориальных единиц, взаимное расположение населённых пунктов, расположение и протяжённость железнодорожных и автомобильных дорог, судоходных рек, береговой линии моря или озер, а в городах - проспектов, улиц и площадей, месторасположение вокзалов, портов, пристаней, грузовых станций и т.д.;
3) экономическое развитие региона: характер и группировка предприятий по их промышленному потенциалу и численности рабочей силы, численность автотранспортных предприятий, пропускная способность автодорог, структура доходов и потребления населения, характеристика сферы торговли, бытового и коммунального обслуживания и т.д.;
4) социальная инфраструктура региона: количество и виды учебных заведений, обеспеченность медицинским обслуживанием, состояние функционирования культурно-зрелищных организаций и предприятий проведения досуга, количество спортивных сооружений, клубов, дискотек и т.д.;
5) техногенные особенности региона с точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, аварийности транспортных магистралей, эпидемий, эпизоотии и т.д.
Вторую группу образуют факторы, характеризующие часть внешней среды и являющиеся объектом непосредственного воздействия органа внутренних дел. К ним относятся преступления, правонарушения и совершившие их лица.
Третью группу образует совокупность факторов, характеризующих способность органа внутренних дел решать поставленные перед ним задачи. Это определение штатной численности служб и подразделений, расчет нагрузки на каждого сотрудника, качественная характеристика кадров, некомплект, реальная потенциальная текучесть кадров, обеспеченность техникой, служебным помещением, состоянием мобильной готовности, организация руководства и взаимодействия и т.д.
Вся совокупность факторов в той или иной мере влияет на состояние и противодействие преступности на территории обслуживания. Основанием для определения значимости тех или иных факторов и, следовательно, для их анализа и оценки может быть степень опасности и угрозы, создаваемые ими. Однако границы этого критерия достаточно подвижны, поскольку опасности и угрозы постоянно дополняются, а уже известные наполняются новым содержанием. С этой точки зрения анализ миграционных процессов в органах внутренних дел является связующим звеном между теорией и практикой правоохранительной деятельности.
Криминогенная обстановка — совокупность факторов, способствующих сохранению или росту преступности (отдельных ее родов или видов) на определенной территории.
Анализ криминогенной обстановки — это постоянный аналитический процесс, осуществляемый в рамках повседневной деятельности правоохранительных и иных органов, выражающийся в сборе, систематизации и осмыслении разнообразных данных о преступности, обеспечивающих должную эффективность борьбы с нею.
Обеспечение общественной безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (организационно-хозяйственную, нормотворческую, аналитическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и т.п.) всех субъектов безопасности по защите жизненно важных интересов граждан, социальных групп, регионов, государства. Эта деятельность должна в себя включать выработку:
— подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;
— механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных интересов субъектов хозяйствования;
— системы противодействия существующим и возникающим угрозам;
— механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.
Анализ криминогенной обстановки не может происходить в отрыве от социальных, экономических, культурных, демографических, миграционных и т.п. характеристик конкретного региона, т.к. уровень преступности, как правило, достаточно точно отражает благополучие социальной ситуации.
Тем не менее, регистрируемая часть миграционных процессов лишь пример -но, неполно отражает реальную картину.
Таким образом, всесторонний анализ миграционных процессов становится важнейшим инструментом принятия взвешенных, оптимальных решений. Он позволяет установить будущие вероятностные состояния преступности, на базе которых можно определить оптимальные стратегии деятельности ОВД.
При наличии риска, то есть в услови-
ях частичной неопределенности для принятия решений отыскивается и выбирается стратегия с самой высокой предполагаемой вероятностью. Выработка управленческих решений в условиях полной неопределенности предполагает установление состояний - будущих уровней преступности. Эффективность деятельности органов внутренних дел в профилактике и борьбе с преступностью напрямую связана с пониманием руковод-
ством ОВД социальных и экономических процессов, непосредственно влияющих на преступность, ее уровень, структуру, динамику.
Одним из необходимых условий проведения анализа миграционных процессов является использование определенных методов или совокупности методов, с помощью которых изучаются разнообразные конкретные проблемы борьбы с преступностью.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Капица С. Парадоксы роста: Законы развития человечества/ Сергей Капица. — М.: Альпина нон-фикшн, 2010.
2. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс». 2002.
3. Литвиненко А.Н., Сиденко А.Г. Методология исследования влияния миграционных процессов на экономическую безопасность государства // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. № 3 (67).
4. Семенова А.В. Современное состояние миграционной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. № 2.
5. https://www.lawmix.ru/lawprojects/66477
6. Толковый словарь русского языка/ Сост. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.
7.http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/migracionnaya_obstanovka_(situaciya)
8. Сандугей А.Н. К вопросу о понятии «незаконная миграция» в российском праве. Труды ВИПК МВД России: Выпуск 23: Актуальные проблемы реализации миграционного законодательства в Российской Федерации: Материалы межвузовских научно-практических конференций, Сост. Н.В. Бойко. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2009.
9. Мичников А.А. современное состояние нелегальной иммиграции в Российскую Федерацию. Труды ВИПК МВД России: вып. 42: Актуальные проблемы миграции [Текст]: материалы межвузовской научно-практической конференции/ сост. Е.В. Дрёмо-ва. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2013.
10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/
11. http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_126814/
12. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 (ред. от 21.12.2016) «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196285/
13. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_254042/
14. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 224 с.
REFERENCES:
1. Kapitsa S. Paradoksy rosta: Zakony razvitiya chelovechestva/ Sergey Kapitsa. — M.: Al'pina non-fikshn, 2010.
2. Medkov V.M. Demografiya: Uchebnoye posobiye. Seriya «Uchebniki i uchebnyye posobiya». — Rostov-na-Donu: «Feniks». 2002.
3. Litvinenko A.N., Sidenko A.G. Metodologiya issledovaniya vliyaniya migratsionnykh protsessov na ekonomicheskuyu bezopasnost' gosudarstva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2015. № 3 (67).
4. Semenova A.V. Sovremennoye sostoyaniye migratsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii // Administrativnoye pravo i protsess. 2016. № 2.
5. https://www.lawmix.ru/lawprojects/66477
6. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka/ Sost. S.I. Ozhegov i N.YU. Shvedova. 4-ye izd., dop. M.: Azbukovnik, 1999.
7.http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/migracionnaya_obstanovka_(situaciya)
8. Sandugey A.N. K voprosu o ponyatii «nezakonnaya migratsiya» v rossiyskom prave. Trudy VIPK MVD Rossii: Vypusk 23: Aktual'nyye problemy realizatsii migratsionnogo zakonodatel'stva v Rossiyskoy Federatsii: Materialy mezhvuzovskikh nauchno-prakticheskikh konferentsiy, Sost. N.V. Boyko. — Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2009.
9. Michnikov A.A. sovremennoye sostoyaniye nelegal'noy immigratsii v Rossiyskuyu Federatsiyu. Trudy VIPK MVD Rossii: vyp. 42: Aktual'nyye problemy migratsii [Tekst]: materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii/ sost. Ye.V. Dromova. — Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2013.
10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/
11. http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_126814/
12. Ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 № 156 (red. ot 21.12.2016) «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravleniya v sfere kontrolya za oborotom narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh veshchestv i ikh prekursorov i v sfere migratsii». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_196285/
13. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_254042/
14. Mayorov A.V. Viktimologicheskaya model' protivodeystviya prestupnosti: monografiya. — M.: Yurlitinform, 2014. — 224 s.
ЮЗИХАНОВА Эльвира Гумеровна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры информационно-аналического и документационного обеспечения деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень E-mail: [email protected]
Yuzikhanova E. G.
BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN THE PROVISION OF MICHRANTS VICTIMOLOGICAL SAFETY
The article is devoted to the consideration of the role of law enforcement bodies in providing victimological safety of migrants arriving on the territory of the Russian Federation. The legal basis of the state policy on regulation of migration processes in the Russian Federation is investigated, the problems of the conceptual apparatus are identified, the lack of uniformity in norm-setting activity, the role of the analysis of migration processes in the activity of law enforcement bodies is determined.
Keywords: migration, migrant, migration processes, operational situation, crimogenic situation, victimological security.
YUZIKHANOVA Elvira Gumerovna, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Information, Analysis and Documentation Support of the Activity of Internal Affairs Bodies; Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen E-mail: [email protected]