Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и сущности миграционной безопасности в Российской Федерации'

К вопросу о понятии и сущности миграционной безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MIGRATION SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров М.В.

Рассмотрены актуальные вопросы миграционной безопасности Российской Федерации и дается авторское определение понятия миграционной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the concept and spirit of the migration security in the Russian Federation

The article discussed topical issues of migration and security of the Russian Federation it is defined the concept of copyright.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и сущности миграционной безопасности в Российской Федерации»

УДК 34 ББК 67

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ НАЗАРОВ,

аспирант кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail:NazarovM.V.@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы миграционной безопасности Российской Федерации и дается авторское определение понятия миграционной безопасности.

Ключевые слова: миграционные процессы, миграционная безопасность.

Annotation. the article discussed topical issues of migration and security of the Russian Federation it is defined the concept of copyright.

Keywords: migration, migration safety

Миграция — одно из самостоятельных глобальных явлений современной общественной жизни, представляющее собой массовое социальное явление. Практически все регионы и государства мира вовлечены в миграционный процесс в качестве стран выезда, принимающих стран, стран транзитного проезда, либо стран с ярко выраженными смешанными потоками.

При этом за миграционным процессом, а в особенности за каждым индивидуальным актом миграции скрывается комплекс условий, факторов и причин, имеющих место в различных сферах жизни общества. Оказывая комплексное воздействие на поведение человека, они образуют своеобразный социально-психологический механизм принятия решения о миграции.

Миграционные процессы имеют сложный и мно-гоаспектрый характер, оказывая как позитивное, так и негативное воздействие на социально-политическую и экономическую обстановку. Складывающаяся миграционная ситуация непосредственно затрагивает вопросы безопасности государства, в том числе политической, экономической, поскольку речь идет о необходимости обеспечения экономической освоенности, заселенности территории России, а значит территориальной целостности и безопасности государства.

Проблема осуществления эффективной миграционной политики с учетом мировых тенденций последних лет стала для Российской Федерации одной из наиболее актуальных. Во-первых, глобализационные процессы в мировом сообществе, ухудшение демогра-

фической ситуации в стране и социально-экономическая обстановка, привели к потребности российского общества в притоке рабочей силы за счет миграции. Во-вторых, рост преступности среди мигрантов, их социальная незащищенность, национальная обособленность обострили этнические противоречия между коренным населением и мигрантами, что стало, несомненно, стратегической угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с подписанием договора о Евразийском экономическом союзе с января 2015 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии вводится свободное перемещение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы1. Вместе с тем, это неизбежно повлечет за собой рост миграции населения, возникновение предпосылок для создания более изощренных криминальных схем в экономике, миграции, организованной преступности, киберпреступности и т.д2.

Значительное развитие международного сотрудничества со странами Средней Азии, наличие общих границ с Российской Федерацией, концентрация транспортных путей, экономического пространства обусловливают развитие миграции из этих государств.

«Сегодня сотни тысяч мигрантов пытаются интегрироваться в другое общество, причем не имея профессии, не зная языка, традиций, культуры стран, в которые они переселяются. А коренные жители, безусловно, — и надо прямо об этом говорить, не нужно ничего лакировать — коренные жители раздраженно

говорят о чужом засилии, об ухудшении криминогенной ситуации, о деньгах, которые тратятся на беженцев из бюджетов соответствующих стран.

Конечно, много людей, большинство людей сочувствуют беженцам, хотят им помочь. Вопрос в том, как это сделать, не ущемляя интересов коренных жителей тех стран, в которые беженцы переселяются. А шоковое, массовое, неуправляемое столкновение разных жизненных укладов может привести и уже ведет к росту национализма и нетерпимости, к возникновению перманентного конфликта в обществе»3.

В этой связи эффективное осуществление регулирующей функции государства в сфере миграционной безопасности предполагает четкое определение конституционно-правовых основ миграционной безопасности Российской Федерации и определении роли органов государственной власти в ее обеспечении.

При этом законодательство Российской Федерации в сфере миграционной безопасности не в полной мере соответствует современным и будущим потребностям политического, социального-экономического и демографического развития российского общества в целом.

Правовое регулирование отношений в сфере миграции в основном отражает качественные и количественные изменения в миграционной обстановке. Однако имеются трудности в области претворения в жизнь конституционно-правовых основ миграционной безопасности Российской Федерации и определении роли органов внутренних дел в ее обеспечении.

Совокупность социально-экономических, геополитических, правовых и иных факторов способствовала нарастанию проблем, связанных с незаконной миграцией в Российской Федерации и, как следствие, с угрозой миграционной безопасности в Российской Федерации.

В этой связи сложность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими аспектами: 1) трудностями, имеющими место при определении количественных параметров миграционной безопасности в Российской Федерации; 2) неоднозначностью последствий миграции применительно к различным стратегическим ориентирам национальной безопасности страны; 3) концептуальной непроработанностью ряда вопросов миграционной безопасности Российской Федерации в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; 4) чрезвычайной сложностью обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, что связано с нестабильностью социально-политической и экономической ситуации в странах оттока, порождающей все новые потоки мигрантов.

Опыт государств, проводящих успешную миграционную политику, наглядно показывает, что без количественных и качественных ориентиров, она не может быть эффективной. В этой связи отечественный и международный опыт в сфере управления миграционными процессами позволил обозначить стратегические ориентиры миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, со-

циального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации.

Стратегия современной миграционной политики должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, а также способствовать стабилизации и оптимизации миграционных процессов.

Миграция — сложное и динамичное явление. Конституционно-правовые основы миграционной безопасности Российской Федерации могут быть всесторонне осмыслены только на основе комплекса знаний из других научных областей. Проблемы миграционной безопасности Российской Федерации в последнее время находятся в центре пристального внимания экономистов, социологов, политологов и юристов. В различной степени отдельные аспекты вышеуказанной проблемы становились предметом научных дискуссий многочисленных разноаспектных научных форумов, в монографических работах, комментариях к действующему законодательству, учебной и практической литературе, научных статьях.

В современных условиях существует много неразрешенных проблем, спорных моментов, а также положений, требующих согласования и выработки единого подхода. До сих пор остро дискуссионными являются вопросы, связанные с категориально-понятийным аппаратом в сфере миграционной безопасности.

Предлагая авторский подход к определению категории «миграционная безопасность», необходимо определить ее понятие и сущность. Анализ точек зрения ученых и практиков относительно понятия «миграционная безопасность», позволяет констатировать отсутствие единого подхода к рассматриваемой категории, ее понятию и содержанию.

К сожалению, Концепция миграционной политики, разработка которой осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации, не охватывает категорию «миграционная безопасность» и не определяет ее понятие и содержание4.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред.

50

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2016

от 05.10.2015) «О безопасности» определяя основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также не отражает категорию «миграционная безопасность»5.

Терминологический плюрализм в данном случае не способствует разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

Этимология данного понятия заключает в себе следующее. Понятие «миграция» имеет латинские корни и в переводе означает перемещение или пере-селение6. Понятие «безопасность» - от англ. security. Состояние, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального, экономического и политического развития.

Категория «безопасность» представляет собой многозначное, комплексное понятие, характеризующее защищенность и низкий уровень риска для человека, общества, государства или других систем.

Безопасность - это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития7.

Миграционная безопасность представляет собой состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов8.

На наш взгляд, миграционная безопасность Российской Федерации как часть целого — государственной национальной безопасности — это целостная система, объединяющая совокупность общественных отношений и правовых норм в целях обеспечения правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества, защиты личности, общества и государства от угроз в сфере миграционной политики.

Основными направлениями обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты в сфере реализации миграционной политики, которыми опре-

деляются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований миграционных процессов для создания безопасных условий осуществления конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере миграции, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Обеспечение миграционной безопасности заключается в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества в сфере миграционной политики.

Целевое назначение миграционной безопасности Российской Федерации заключается в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации путем достижения максимальной защищенности, комфортности, благополучия населения, стабилизации и увеличения численности постоянного населения, содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

1 Договор о Евразийском экономическом союзе. (подписан в г. Астане 29.05.2014) Договор ратифицирован Федеральным законом РФ от 03.10. 2014, № 279-ФЗ. http://www.pravo.dov.ru.

2 Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98-101, Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.

3 Путин В.В. Итоговая пленарная сессия XII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, 22 октября 2015г. / URL: http: www.kremlin.ru (дата обращения 23.10.2015).

4 п. 4, 5 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70188244/ (дата обращения: 20.10.2015).

5 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // СПС «КонстультантПлюс» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 20.10.2015).

6 Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2006. С. 307-308.

7 Заплатинский В. М. Терминология науки о безопасности. // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». — Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006.

8 Попов Г.Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ: автореф. дисс. ... к.н.ю. Ростов-на-Дону, 2006. С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.