УДК 34 ББК 67
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАКСИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ НАЗАРОВ,
аспирант кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail:[email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы миграционной безопасности Российской Федерации и дается авторское определение понятия миграционной безопасности.
Ключевые слова: миграционные процессы, миграционная безопасность.
Annotation. the article discussed topical issues of migration and security of the Russian Federation it is defined the concept of copyright.
Keywords: migration, migration safety
Миграция — одно из самостоятельных глобальных явлений современной общественной жизни, представляющее собой массовое социальное явление. Практически все регионы и государства мира вовлечены в миграционный процесс в качестве стран выезда, принимающих стран, стран транзитного проезда, либо стран с ярко выраженными смешанными потоками.
При этом за миграционным процессом, а в особенности за каждым индивидуальным актом миграции скрывается комплекс условий, факторов и причин, имеющих место в различных сферах жизни общества. Оказывая комплексное воздействие на поведение человека, они образуют своеобразный социально-психологический механизм принятия решения о миграции.
Миграционные процессы имеют сложный и мно-гоаспектрый характер, оказывая как позитивное, так и негативное воздействие на социально-политическую и экономическую обстановку. Складывающаяся миграционная ситуация непосредственно затрагивает вопросы безопасности государства, в том числе политической, экономической, поскольку речь идет о необходимости обеспечения экономической освоенности, заселенности территории России, а значит территориальной целостности и безопасности государства.
Проблема осуществления эффективной миграционной политики с учетом мировых тенденций последних лет стала для Российской Федерации одной из наиболее актуальных. Во-первых, глобализационные процессы в мировом сообществе, ухудшение демогра-
фической ситуации в стране и социально-экономическая обстановка, привели к потребности российского общества в притоке рабочей силы за счет миграции. Во-вторых, рост преступности среди мигрантов, их социальная незащищенность, национальная обособленность обострили этнические противоречия между коренным населением и мигрантами, что стало, несомненно, стратегической угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с подписанием договора о Евразийском экономическом союзе с января 2015 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии вводится свободное перемещение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы1. Вместе с тем, это неизбежно повлечет за собой рост миграции населения, возникновение предпосылок для создания более изощренных криминальных схем в экономике, миграции, организованной преступности, киберпреступности и т.д2.
Значительное развитие международного сотрудничества со странами Средней Азии, наличие общих границ с Российской Федерацией, концентрация транспортных путей, экономического пространства обусловливают развитие миграции из этих государств.
«Сегодня сотни тысяч мигрантов пытаются интегрироваться в другое общество, причем не имея профессии, не зная языка, традиций, культуры стран, в которые они переселяются. А коренные жители, безусловно, — и надо прямо об этом говорить, не нужно ничего лакировать — коренные жители раздраженно
говорят о чужом засилии, об ухудшении криминогенной ситуации, о деньгах, которые тратятся на беженцев из бюджетов соответствующих стран.
Конечно, много людей, большинство людей сочувствуют беженцам, хотят им помочь. Вопрос в том, как это сделать, не ущемляя интересов коренных жителей тех стран, в которые беженцы переселяются. А шоковое, массовое, неуправляемое столкновение разных жизненных укладов может привести и уже ведет к росту национализма и нетерпимости, к возникновению перманентного конфликта в обществе»3.
В этой связи эффективное осуществление регулирующей функции государства в сфере миграционной безопасности предполагает четкое определение конституционно-правовых основ миграционной безопасности Российской Федерации и определении роли органов государственной власти в ее обеспечении.
При этом законодательство Российской Федерации в сфере миграционной безопасности не в полной мере соответствует современным и будущим потребностям политического, социального-экономического и демографического развития российского общества в целом.
Правовое регулирование отношений в сфере миграции в основном отражает качественные и количественные изменения в миграционной обстановке. Однако имеются трудности в области претворения в жизнь конституционно-правовых основ миграционной безопасности Российской Федерации и определении роли органов внутренних дел в ее обеспечении.
Совокупность социально-экономических, геополитических, правовых и иных факторов способствовала нарастанию проблем, связанных с незаконной миграцией в Российской Федерации и, как следствие, с угрозой миграционной безопасности в Российской Федерации.
В этой связи сложность рассматриваемой проблемы обусловлена следующими аспектами: 1) трудностями, имеющими место при определении количественных параметров миграционной безопасности в Российской Федерации; 2) неоднозначностью последствий миграции применительно к различным стратегическим ориентирам национальной безопасности страны; 3) концептуальной непроработанностью ряда вопросов миграционной безопасности Российской Федерации в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; 4) чрезвычайной сложностью обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации, что связано с нестабильностью социально-политической и экономической ситуации в странах оттока, порождающей все новые потоки мигрантов.
Опыт государств, проводящих успешную миграционную политику, наглядно показывает, что без количественных и качественных ориентиров, она не может быть эффективной. В этой связи отечественный и международный опыт в сфере управления миграционными процессами позволил обозначить стратегические ориентиры миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, со-
циального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации.
Стратегия современной миграционной политики должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, а также способствовать стабилизации и оптимизации миграционных процессов.
Миграция — сложное и динамичное явление. Конституционно-правовые основы миграционной безопасности Российской Федерации могут быть всесторонне осмыслены только на основе комплекса знаний из других научных областей. Проблемы миграционной безопасности Российской Федерации в последнее время находятся в центре пристального внимания экономистов, социологов, политологов и юристов. В различной степени отдельные аспекты вышеуказанной проблемы становились предметом научных дискуссий многочисленных разноаспектных научных форумов, в монографических работах, комментариях к действующему законодательству, учебной и практической литературе, научных статьях.
В современных условиях существует много неразрешенных проблем, спорных моментов, а также положений, требующих согласования и выработки единого подхода. До сих пор остро дискуссионными являются вопросы, связанные с категориально-понятийным аппаратом в сфере миграционной безопасности.
Предлагая авторский подход к определению категории «миграционная безопасность», необходимо определить ее понятие и сущность. Анализ точек зрения ученых и практиков относительно понятия «миграционная безопасность», позволяет констатировать отсутствие единого подхода к рассматриваемой категории, ее понятию и содержанию.
К сожалению, Концепция миграционной политики, разработка которой осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными процессами на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с общемировыми тенденциями глобализации, не охватывает категорию «миграционная безопасность» и не определяет ее понятие и содержание4.
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред.
50
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2016
от 05.10.2015) «О безопасности» определяя основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также не отражает категорию «миграционная безопасность»5.
Терминологический плюрализм в данном случае не способствует разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.
Этимология данного понятия заключает в себе следующее. Понятие «миграция» имеет латинские корни и в переводе означает перемещение или пере-селение6. Понятие «безопасность» - от англ. security. Состояние, когда народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального, экономического и политического развития.
Категория «безопасность» представляет собой многозначное, комплексное понятие, характеризующее защищенность и низкий уровень риска для человека, общества, государства или других систем.
Безопасность - это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития7.
Миграционная безопасность представляет собой состояние юридической защищенности интересов личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозам в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагающее систему правовых норм, обеспечивающих доминанту национальных интересов в сфере регулирования миграционных процессов8.
На наш взгляд, миграционная безопасность Российской Федерации как часть целого — государственной национальной безопасности — это целостная система, объединяющая совокупность общественных отношений и правовых норм в целях обеспечения правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества, защиты личности, общества и государства от угроз в сфере миграционной политики.
Основными направлениями обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты в сфере реализации миграционной политики, которыми опре-
деляются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований миграционных процессов для создания безопасных условий осуществления конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере миграции, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
Обеспечение миграционной безопасности заключается в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации и интересам мирового сообщества в сфере миграционной политики.
Целевое назначение миграционной безопасности Российской Федерации заключается в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации путем достижения максимальной защищенности, комфортности, благополучия населения, стабилизации и увеличения численности постоянного населения, содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.
1 Договор о Евразийском экономическом союзе. (подписан в г. Астане 29.05.2014) Договор ратифицирован Федеральным законом РФ от 03.10. 2014, № 279-ФЗ. http://www.pravo.dov.ru.
2 Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 98-101, Богданов А.В. Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.
3 Путин В.В. Итоговая пленарная сессия XII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи, 22 октября 2015г. / URL: http: www.kremlin.ru (дата обращения 23.10.2015).
4 п. 4, 5 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70188244/ (дата обращения: 20.10.2015).
5 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // СПС «КонстультантПлюс» [Электронный ресурс]. (дата обращения: 20.10.2015).
6 Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2006. С. 307-308.
7 Заплатинский В. М. Терминология науки о безопасности. // Zbornik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». — Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006.
8 Попов Г.Г. Миграционная безопасность России: институционально-правовой анализ: автореф. дисс. ... к.н.ю. Ростов-на-Дону, 2006. С. 7-8.