НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕ РЕЧИ-СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ)
Перевалова Вероника Николаевна
Студент
Тихоокеанский Государственный Университет
г. Хабаровск Ларина Елена Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент Тихоокеанский Государственный Университет
г. Хабаровск
DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.52.148 NEUROPSYCHOLOGICAL AND LOGOPEDIC EXAMINATION OF CHILDREN WITH DISABILITY (SPEECH DISTURBANCE - ERASED DYSARTRY)
Perevalova Veronika Nikolaevna
Student
Pacific National University, Khabarovsk Larina Elena Anatolyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Pacific National University, Khabarovsk
Аннотация
В данной статье обоснована важность нейропсихологического обследования в логопедической практике. В статье проанализированы и обобщены результаты проведенного нейропсихологического и логопедического обследований дошкольников со стертой формой дизартрии.
Abstract
This article substantiates the importance of neuropsychological examination in speech therapy practice. The article analyzes and summarizes the results of a neuropsychological and speech therapy examination of preschool children with an erased form of dysarthria.
Ключевые слова: дети с ОВЗ; стертая дизартрия; нейропсихологическая диагностика; диагностика интонационной стороны речи.
Key words: children with disabilities; erased dysarthria; neuropsychological diagnosis; diagnosis of the intonational side of speech.
Введение. В настоящее время отмечается непрерывный рост количества детей с различными аномалиями развития, которые серьезно сказываются на всем становлении личности ребенка. Зачастую нарушения настолько серьезны, что дети приобретают статус лиц с ОВЗ. ОВЗ -ограниченные возможности здоровья, к лицам с ОВЗ относятся те, кто имеет недостатки в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. К ограничениям возможностей здоровья относятся: нарушения слуха; нарушения зрения; тяжелые нарушения речи; нарушения опорно-двигательного аппарата; задержка психического развития; расстройства аутистического спектра; интеллектуальная недостаточность.
В данной статье обращается внимание на стертую дизартрию у детей дошкольного возраста - нарушение, которое относится к тяжелым речевым патологиям; дети со стертой формой дизартрии входят в категорию лиц с ОВЗ. Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Стертая дизартрия является одним
из наиболее часто встречающихся речевых нарушений в логопедической практике. Для детей с данным нарушением характерно: расстройство артикуляционной моторики, тонуса мышц, стойкое нарушение звукопроизношения, невнятная и невыразительная речь, зачастую отмечаются нарушения фонематического слуха, нарушение лексико-грамматического компонента языка и другие [2, а 7].
Существует несколько форм стертой дизартрии, в каждой из которых отмечается разное состояние речевой мускулатуры. Выделяют следующие формы стертой дизартрии: стертая форма корковой дизартрии-при данной форме отмечается оральная апраксия и гипертонус мышц артикуляционного аппарата; стертая форма подкорковой (экстрапирамидной) дизартрии -симптомами является меняющийся характер тонуса мышц речевого аппарата, то есть, в клинической картине возможны различные варианты: гипертонус, гипотонус, а также дистония мышц; стертая форма псевдобульбарной дизартрии -является наиболее часто встречающейся в детской практике, характерным для нее является артикуляционная диспраксия (нарушение произвольных движений) при этом непроизвольные движений остаются сохранными. Данная форма подразделяется на стертую форму
псевдобульбарной дизартрии с преобладанием спастического компонента (повышенный тонус, наиболее часто встречающаяся) и с преобладанием паретического компонента (пониженный тонус, отмечается редко); смешанная форма стертой дизартрии, при которой наблюдаются проявления разных форм дизартрии, следовательно, может быть, как повышенный тонус речевой мускулатуры, так и пониженный [6, с. 61].
У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушается не только устная речь. При дизартрии отмечается многообразная неречевая симптоматика, включающая нарушения ряда психических и моторных функций. В связи с этим дети со стертой дизартрией нуждается в длительном, систематическом логопедическом сопровождении. Успех логопедического воздействия в большей степени зависит от качества сопроводительного маршрута, в котором должна быть учтена структура речевого дефекта, его особенности и влияние на развитие ребенка. Правильная диагностика позволяет определить и обосновать методы и пути образования ребенка, выстроить работу в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Опытно-экспериментальное исследование
Диагностика проводилась на базе МАДОУ № 184 города Хабаровска в феврале 2020 года. В состав исследуемой группы вошла группа детей 56 лет с неврологическим диагнозом: стертая форма дизартрии и логопедическим заключением: ОНР III уровня.
Для углубленного патогенетического изучения, для описания синдромальной картины детей со стертой формой дизартрии, помимо логопедического обследования просодической стороны речи, нами дополнительно была проведена нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихологическое изучение позволяет: понять мозговые механизмы различных нарушений развития и определить причины трудностей в обучении; расширить спектр диагностических методов; проанализировать структуру дефекта пострадавшей функции (выделение первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов
направленного воздействия; выбирать
оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге [3, с. 11].
Для обследования группы респондентов нами была использована нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3-х до 18-ти лет Абрамовой А.Ю. и скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста Лариной Е. А.
Диагностика Абрамовой А.Ю. включает в
себя:
- исследование латеральных предпочтений и доминантности полушарий;
- исследование умственной работоспособности;
- исследование движений и действий;
- исследование гностической сферы;
- исследование речевой сферы;
- исследование мнестической сферы;
- исследование мышления.
Так как мы проводили обследование дошкольников со стертой формой дизартрии, у которых один из основных проявлений нарушенного развития это расстройство просодической стороны речи, мы посчитали необходимым уделить внимание данному компоненту речевой системы и включили в процесс исследования диагностику Лариной Е.А., которая включает в себя следующие направления:
- исследование процессов восприятия и воспроизведения мелодических рисунков фраз;
- определение возможности использования интенсивности при воспроизведении интонационных конструкций (ИК);
- выявление особенностей темпоритмической организации речи;
- диагностика чувства ритма;
- исследование восприятия и воспроизведения логического и словесного ударения;
- определение особенностей паузирования;
- выявление особенностей тембра [5, с. 40-41].
Результаты исследования
Ниже на рисунке представлены результаты проведенного нейропсихологического
обследования и выделены разделы, в которых респонденты испытывали наибольшие трудности.
■ Нарушения выявленные при определении латеральных предпочтений и доминантности полушарий
■ Нарушения мнестической сферы
Рисунок 1. Сводная диаграмма выявленных типологических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией в процессе проведения нейропсихологического обследования
Результаты исследования показали, что 80% детей экспериментальной группы испытывали особые трудности при выполнении заданий по исследованию движений и действий. В этом разделе отмечались нарушения при выполнении заданий по диагностике орального праксиса. У детей отмечались не четкие, не выраженные движения органов артикуляции, тремор кончика языка, синкинезии, трудности переключения с одной артикуляции на другую, повышенная саливация, что свидетельствует об органической патологии при дизартрических нарушениях. 60% респондентов совершали ошибки при исследовании устной речи. При выполнении заданий на понимание предложных конструкций отмечалось, что дети не понимают
пространственные конструкции с предлогом «за». При пересказе текста не понимали марали рассказа, с трудом составляли рассказ по сюжетной картине, не дифференцировали изображенные в ней эмоции. Также у 60% из всех участников экспериментальной группы были отмечены нарушения при обследовании мнестической функции. У детей снежен объем запоминания слов на слух, пробу на двигательную память дети либо не могли выполнить, либо выполняли ее неверно. При выполнении пробы по оценке зрительной памяти отмечались частые замены.
Ниже, на рисунке 2, представлены обобщенные данные нарушений интонационной стороны речи у детей, имеющих стертую дизартрию.
■ Нарушение мелодического компонента речи
30% 30% 60% 70% ■ Нарушение интенсивности речи ■ Нарушение темпа речи
60% 20% 40% ■ Нарушение ритма речи ■ Нарушение логического ударения ■ Нарушение паузации ■ Нарушение тембра речи
Г
Рисунок 2. Сводная диаграмма выявленных типологических нарушений интонационной стороны речи у
дошкольников со стертой дизартрией
Исходя из данных представленных на рисунке респонденты испытывали при выполнении заданий 2, можно сделать вывод, что наибольшие трудности на исследование мелодического компонента
просодии, ритмического компонента и тембра речи. Эти трудности проявлялись в невнятности, монотонности и в общей невыразительности речи, частых ошибках восприятия, воспроизведения и дифференциации интонационных конструкций, сложности вариабельности мелодических компонентов (повышения и понижения тона голоса), невозможности правильного
воспроизведения ритмических серий (особенно сложных), нарушении тембровых компонентов, отмечалась «сдавленность» голоса, небольшая «охриплость», невозможность изменения тембровых характеристик голоса. Также для всех респондентов группы характерным являлся ускоренный темп речи.
Вывод. Нейропсихологическая диагностика подтвердила искомые результаты логопедического обследования и дала возможность глубже определить топику поражения головного мозга. На основе анализа результатов нейропсихологической диагностики было выявлено, что у детей со стертой формой дизартрии в большей степени страдают премоторные зоны головного мозга и височные доли головного мозга, правого и левого полушария. Первично страдает моторная организация речевого акта. Результаты углубленного просодического обследования выявили вторично
несформированную мелодико-интонационную сторону речи. Данные результаты очень важны для логопедической работы, так как они позволяют более точно определить необходимые методы и приемы работы для того, чтобы построить более качественный маршрут сопровождения дошкольников со стертой дизартрией, в процессе
которого будут развиваться речь, ее просодическая сторона и другие недостаточно сформированные высшие психические функции, что положительным образом повлияет на гармоничное развития детей со стертой дизартрией.
Список литературы
1. Абрамова А.Ю. Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3 до 18 лет- М.: «Норма плюс». 2018. -64 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель. 2008. - 343 с.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. -М.: АСТ: Астрель, 2005. - 384
4. Земцева И.Ю. Нарушением речевого развития. Дизартрия / Безрукавая Е.М., Исаева Н.Ю.// Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании - сборник статей международной научно-практической конференции - Уфа: «Аэтерна», 2020- 254 с.
5. Ларина Е.А. скрининг-диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста // Современное образование: проблемы и перспектвы образования - Чебоксары: «Среда», 2019. - С.39-55
6. Перевалова В.Н. Формирование темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на логопедических занятиях/ Ларина Е.А.// Научные инновации: итоги и перспективы -сборник статей материалов всероссийского конкурса - Уфа: «НИЦ Вестник науки», 2020. - 77 с.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕМЫ ЛЮБВИ В АВТОРСКОМ УЧЕБНО-БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ НА УРОВНЕ ВЛАДЕНИЯ
РУССКИМ ЯЗЫКОМ B1-C1
Пузырева Ольга Григорьевна
Соискатель
Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина» DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.52.147
INTERPRETATION OF THE THEME OF LOVE IN THE AUTHOR'S EDUCATIONAL AND FICTION TEXT OF THE TEACHER FOR A FOREIGN AUDIENCE AT THE LEVEL OF RUSSIAN
LANGUAGE PROFICIENCY B1-C1
Puzyreva Olga Grigoryevna
Applicant
of the Federal State Budget Educational Institution
of Higher Education «Pushkin State Russian Language Institute»
Аннотация
Статья посвящена интерпретации темы любви в авторском учебно-беллетристическом тексте преподавателя для иностранной аудитории на уровне владения русским языком B1-C1 как ключевого ценностно-смыслового понятия русской ментально-языковой картины мира. Приводятся психолого-педагогические, методические и философские аргументы необходимости включения данной темы в предлагаемый цикл новелл. Особое внимание уделяется тому, как речевой и «креативно-двигательный» (С.В. Дмитриев) диалог ситуации влюблённости взаимосвязан с окружающим социокультурным пространством.