Научная статья на тему 'К вопросу формирования тембра голоса и интонации у дошкольников со стёртой дизартрией в условиях инклюзивного образования'

К вопросу формирования тембра голоса и интонации у дошкольников со стёртой дизартрией в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ТЕМБР ГОЛОСА / ИНТОНАЦИЯ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чарушина Анна Вячеславовна

Данная статья посвящена логопедической работе по формированию просодической стороны речи (тембра голоса и интонации) у детей со стёртой дизартрией, посредством театрализованной деятельности. В статье рассматриваются два этапа логопедической работы подготовительный и основной, а также раскрывается содержание направлений данных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования тембра голоса и интонации у дошкольников со стёртой дизартрией в условиях инклюзивного образования»

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

77

УДК 376.3

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМБРА ГОЛОСА И ИНТОНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чарушина А В., студентка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск

Данная статья посвящена логопедической работе по формированию просодической стороны речи (тембра голоса и интонации) у детей со стёртой дизартрией, посредством театрализованной деятельности. В статье рассматриваются два этапа логопедической работы - подготовительный и основной, а также раскрывается содержание направлений данных этапов.

Ключевые слова: инклюзия, стёртая дизартрия, дошкольники, просодическая сторона речи, тембр голоса, интонация, театрализованная деятельность.

Проблема инклюзивного образования является актуальной в современном образовании в связи с тем, что обеспечивает доступное обучение всем лицам с ОВЗ, в том числе и детям со стёртой дизартрией [6]. Данное нарушение характеризуется неоднородностью симптомов, с присущей неврологической симптоматикой, что затрудняет диагностику и последующую логопедическую работу.

Стёртая дизартрия - патология речи, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой системы, и возникает вследствие невыраженного

микроорганического поражения головного мозга [3].

Г.В. Чиркина в своих трудах привлекала внимание к проблеме общения специалистов инклюзивного обучения, детей данной категории полезно подвергать инклюзии, в основном спонтанной, они должны получать помощь, с ними должна проводиться логопедическая работа [5].

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции стёртой дизартрии, нет ни одной методики направленной на формирование просодической стороны речи. В существующих методиках по коррекции стёртой дизартрии, исследования имеют фрагментарный характер, который не уделяет средствам должного внимания.

Для формирования просодической стороны речи дошкольников со стёртой дизартрией, посредством театрализованной деятельности мы использовали задания из методик Е.Ф. Архиповой, О.А. Акуловой, С.И. Мерзляковой и т.д. Логопедическая работа по формированию просодической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией проходила в два этапа - подготовительный и основной[1;2;4].

Рисунок 1 - Формирование у дошкольников просодической стороны речи (тембра голоса и интонации)

На подготовительном этапе осуществляется работа над устранением назального оттенка голоса, над восприятием тембра голоса и интонации персонажей. В работе над устранением назального оттенка голоса используются следующие упражнения: произнесение гласных звуков и слов с позиционным начальным гласным на мягкой атаке, пение речетативом различного фонетического материала с каскадностью дыхания и использование приёма «пульсирование звука».

При восприятии тембра голоса персонажей используется наглядный метод и осуществляется принцип - от простого к сложному, сначала дети различают тембр голоса персонажей на материале междометий, после этого переходят к коротким предложениям. На логопедических занятиях педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением лисы и зайца из русской народной сказки «Заюшкина избушка», показывая эмоции героев. После просмотра дети должны на материале междометий определить характер звучания тона голоса на слух. Междометия и маленькие слова (восклицания) произносятся логопедом грустным голосом и весёлым.

Логопедическая работа по восприятию интонации персонажей литературных произведений проводится для того, чтобы дети могли понимать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра модуляции голоса. Интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства героев. Перед выполнением задания проводится беседа, в которой на материале одной серии предложений выясняется, одинаково они произносятся или по - разному. Материалом служили предложения, произносимые героями из сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Привередница» (видеомультфильмов), а также русские народные песенки «Ножки, ножки где вы были?». Дошкольникам предлагаются сигнальные карточки, которые обозначают коммуникативные типы интонации (повествование, восклицание, вопрос). Важным на данном этапе является формирование у дошкольников правильного восприятия эмоций персонажей, а также умение различать разнообразные типы интонации и различать тембр голоса на материале междометий и предложений.

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

78

Основной этап раскрывает следующие направления: воспроизведение тембра голоса и интонации персонажей, а также работу над компонентами просодии в театрализованной деятельности. Занятия проводятся именно для того, чтобы дошкольники могли изменять окраску своего голоса, передавать эмоциональные переживания и чувства персонажей сказок, подражать голосам сразу нескольких животных, дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. В связи с этим подбирались упражнения для воспроизведения различных фраз персонажей, с изменением интонации и тембра голоса. Например, при воспроизведении тембра голоса персонажей литературных произведений дошкольникам предлагается серия сюжетных картинок из сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок», картинки персонажей с изображением разного настроения из сказки М. Горького «Иванушка - дурачок». Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса, о том, что голос может изменяться в зависимости от ситуации: голос может быть хриплым и грубым, весёлым и печальным, жалобным и испуганным и т.д. Дети учились подражать персонажам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок».

На основном этапе проводится логопедическая работа по формированию воспроизведений интонации персонажей. На занятиях детям предлагают воспроизводить отраженно фразы персонажей, стихотворные строки, предложения с противоположными типами интонации. После отраженного воспроизведения различных типов интонаций дети уже могут самостоятельно воспроизводить интонации, отражающие

эмоциональное состояние (удивлённо, радостно, грустно), а также воспроизводить мелодики повествовательного, вопросительного и

восклицательного предложений. Материалом служили образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

В конце основного этапа проходит логопедическая работа над компонентами просодии в театральной деятельности. В ходе работы дети знакомятся с русскими народными сказками: «Лисичка - сестричка и серый волк», «Лиса и козёл», «Зимовье». Важное место в развитие театрализованной игры дошкольников с проблемами в развитии речи занимает

кукольный театр. Не менее значимое место занимают игры - драматизации, в которых дети, разыгрывают сюжет знакомых сказок, учатся передавать образы персонажей, воспроизводя их фразы с различными изменениями интонации и тембра голоса. Таким образом, в логопедической работе с детьми мы использовали два вида театрализованной деятельности - это кукольный театр и игры - драматизации [4].

Таким образом, отметим, что предложенный коррекционно-педагогический подход к работе по формированию у дошкольников со стёртой дизартрией просодической стороны речи (тембра голоса и интонации) позволяет получить довольно высокие результаты. У детей происходит формирование тембра голоса и интонации в театрализованной деятельности, важным для них было два вида деятельности - это кукольный театр и игры - драматизации, именно в этих видах деятельности у детей происходит становление просодических компонентов речи. Это позволяет успешно интегрировать ребёнка с патологией речи в среду здоровых сверстников.

Источники и литература:

1. Акулова, О.А. Театрализованные игры Статья/ О.А. Акулова. - Дошкольное воспитание № 4, 2005. -24с.

2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М .: Астрель, 2007. - 331 с.

3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. -Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.

4. Мерзлякова, С.И. Рабочий журнал музыкального руководителя детского сада 2 - е изд., испр. и доп. - М., 2010. - 260 с.

5. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. -М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

6. Четверикова Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования/ Т.Ю. Четверикова. Киров: Научно-методический электронный журнал концепт: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. 2016. - С. 71-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.