Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДИСГРАФИЯ / ДИСЛЕКСИЯ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / NEUROPSYCHOLOGY / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / DYSGRAPHIA / DYSLEXIA / HIGHER MENTAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушенко А. Н., Муратова М. А.

В статье рассматриваются различные авторские программы, использующие нейропсихологические методы и приёмы в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтушенко А. Н., Муратова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACHES TO CORRECTION OF WRITTEN SPEECH IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

The article discusses various author’s programs using neuropsychological methods and techniques in the process of correctional work to overcome written disorders in primary school students.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9

Евтушенко А.Н. студент магистратуры 3 курса Муратова М.А., к.биол.н.

доцент

ФГАОУВО «Южный Федеральный Университет»

Россия, г. Ростов - на - Дону

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются различные авторские программы, использующие нейропсихологические методы и приёмы в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Ключевые слова: нейропсихология, младшие школьники, дисграфия, дислексия, высшие психические функции.

Evtushenko A.N., 3rd year undergraduate, Muratova M.A., Ph.D. biol.

sciences, associate professor Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACHES TO CORRECTION OF WRITTEN SPEECH IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Abstract: the article discusses various author's programs using neuropsychological methods and techniques in the process of correctional work to overcome written disorders in primary school students.

Keywords: neuropsychology, elementary school students, dysgraphia, dyslexia, higher mental functions.

Одним из современных и актуальных направлений в коррекционно -развивающем обучении сейчас является коррекция с использованием методов нейропсихологии. Об эффективности использования этих методик можно узнать из работ А.В.Семенович, Е.А.Воробьёвой. Они отмечали, что «оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния» [1]. В данный момент в нейропсихологии есть такое направление, как «нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий» [1].

Согласно современным данным исследования развития высшей нервной деятельности у детей возраст в промежутке от пяти до семи лет и от девяти до десяти лет считаются критическими периодами в процессе формирования функциональных систем мозга, которые ответственны за мышление, внимание, память и другие психические функции.

На основе нейропсихологического анализа строения высших психических функций были разработаны методики и приёмы для развития и

формирования тех операций, которые необходимы для реализации процессов письма и чтения. Это могут такие операции, как готовность ребёнка к переработке различных видов информации. Это акустическая, кинестетическая, зрительная, зрительно - пространственная информация. Также к операциям чтения и письма можно отнести достаточно созревшую организацию произвольности движений и действий, формирование программирования этих самых действий и очень важное - контроль за выполнением действий. И ещё одна необходимая операция - это возможность поддержания рабочего состояния.

В коррекционной работе с использованием нейропсихологических методик можно выделить три звена. Первое звено направлено на то, чтобы сформировать базовые предпосылки познавательных психических функций. Второе звено - это звено, ответственное за развитие и коррекцию этих познавательных функций и элементов, которые в них входят. И третье звено включает в себя развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

В данный момент существует замечательная методика развития межполушарный взаимодействий, разработанная Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии в 1970 году. Эта методика называется «Гимнастика Мозга». Упражнения, которые входят в эту методику, «активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью» [2]. Также эта система пробуждает интеллект и тело и приводит их к состоянию готовности к обучению. Система состоит из двух комплексов, каждый из которых включает в себя систему специальных упражнений. Особенна эффективна эта методика оказалась в обучении детей, неспособных к обучению, то есть детей с интеллектуальными нарушениями. В 1987 году это было доказано экспериментально. В эксперименте участвовало 19 обучающихся специальной школы, которые ежедневно выполняли упражнения комплекса. В результате за год успеваемость обучающихся повысилась на 50 %. Ученики стали гораздо лучше концентрироваться на учебных заданиях. Система П.Деннисона стала очень популярна по всему миру, она показала отличные результаты по успеваемости и развитию не только детей с нарушениями, но у нормально развивающихся детей.

В 1988 году описанная система впервые появилась в России. И в настоящее время её используют учреждения психологической помощи в крупных городах: в Москве, Санкт - Петербурге, Томске и других. Все педагоги «отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов» [2].

«Гимнастика мозга» привлекает тем, что она очень практична и проста в применении. Человек может выполнять упражнения системы в любое время и в любом месте, и это будет повышать эффективность того, что человек выполняет сейчас. Основная мысль этой системы заключается в том, что коррекционная работа должна идти от движения к мышлению. Все упражнения по - разному воздействуют на системы организма. Поэтому все упражнения можно разделить на три раздела. Первый раздел - упражнения,

которые повышают тонус коры головного мозга. Сюда можно отнести упражнения на дыхание, массаж биологически активных точек и т.д. Цель таких упражнений - повысить энергетику коры головного мозга. Второй раздел - упражнения, которые улучшат способность принимать и перерабатывать информацию. Здесь используются движения конечностями перекрёстно - латерального характера. Цель данных упражнений -восстановить нарушенные межполушарные связи и функциональную ассиметрию мозга.

И третий раздел включает в себя упражнения, которые улучшают контроль и регуляцию деятельности. Здесь используются движения и позы перекрёстного характера. Целью этих упражнений является «восстановление связи между лобным и затылочными отделами мозга, а также установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса» [3].

Выполнение упражнений «Гимнастики Мозга» требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Реализация такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга. Такая система работы, которая берёт за основу движение, прекрасно подходит для коррекционной работы со школьниками.

Подобную систему разработал Эрих Баллингер. Система называется «Учебная гимнастика». Упражнения, включённые в эту систему, способствуют коррекции и развитию внимания, улучшает ориентацию в пространстве, память, а также полезна для расслабления центральной нервной системы.

Ещё одна интересная программа нейропсихологической коррекции -программа под названием «Дельфины». Данная программа была разработана нейропсихологом А.В.Семенович и учителем - логопедом Т.Н.Ланиной. Авторы в своей программе объединили нейропсихологические и логопедические методики коррекции письменной речи. Здесь можно отметить интеграцию традиционных логопедических и новых психологических технологий.

Данная программа направлена на «коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития вербальной деятельности у детей» [3]. Выполнение упражнений по данной программе способствует улучшению сенсомоторного базиса речи. Это в свою очередь активирует вышележащие уровни речевой деятельности -психолингвистический и психологический уровни и создаёт основу для того, чтобы перейти к целенаправленной и планомерной логопедической работе с более сложными языковыми структурами - лексико - грамматическими и синтаксическими.

Методологическую основу этой программы составляют современные представления о закономерностях развития и о мозговой организации ВПФ в

онтогенезе. Прежде всего это теория о трёх блоках мозга, описанная А.Р.Лурия. Также методологию программы составило учение Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации, описанный ею принцип «замещающего онтогенеза».

Программа направлена на то, чтобы сформировать базовые предречевые предпосылки развития устной и письменной речи, оптимизировать тонус тела, проработать проблемные точки, устранить синкинезии, расширить поля зрительного восприятия, пространственных представлений, освоить внешнее и телесное пространство, развить целостный образ тела. Главная задача данной программы - активировать все высшие психические функции путём воздействия на сенсомоторный уровень ребёнка и учитывая общие закономерности его развития.

Состоит программа «Дельфины» из трёх этапов. Первый этап длится около месяца, и за это время ребёнок учится «чувствовать своё тело и управлять им» [3]. В работу включаются все виды моторики. Это и общая, и мелкая, и артикуляционная моторика. Необходимо синхронизировать все эти виды движений. На втором этапе эти движения приобретают реципрокный характер. На третьем этапе эти, уже автоматизированные, движения объединяются с движениями глаз, причём сначала ведётся работа над согласованными координациями, затем - над реципрокными.

По окончанию программы многие дети показывали хорошие результаты. У них наблюдалось улучшение общей и артикуляционной моторики, устная и письменная речь также улучшались.

Таким образом, мы видим, что использование нейропсихологических методов достаточно популярное явление, которое показывает высокую эффективность в разных сферах, в том числе и логопедии. Особенно эффективно их применение в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Использованные источники:

1. Ахутина Т.В. Камардина И.О. Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. - М.: В.Секачев, 2012;

2. Баулина М.Е. Нейропсихология. Учебник для вузов. - М.: Владос, 2018;

3. Бурина Е.Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1 -5 классы). Традиционные подходы и нестандартные приемы. - СПб.: Каро, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.