Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

6725
892
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Хисматулина Александра Марсельевна,

магистр 2 курса психолого-педагогического факультета СмолГУ,

город Смоленск.

В последние несколько десятков лет неуклонно растёт количество детей с речевой патологией. Эта патология чаще связана с органическими поражениями головного мозга и проводящих путей, причиной которой является ухудшение экологической и социальной обстановки в обществе, улучшение методов выхаживания глубоко недоношенных детей и детей после родовых осложнений.

Непростая структура речевых нарушений требует психолого-медико-педагогического подхода к их рассмотрению. Нейропсихология открывает перспективы в познании речевых патологий, даёт понять как отличить внешние проявлениях различных дефектов и причины из возникновения с точки зрения мозговой организации функциональных систем [1].

Сегодня, логопедия вновь переживает очередной этап своего развития, что связано с появлением новых методик коррекционной работы, аппаратуры, всё большим участием неврологов, нейропсихологов, психологов, которые за последние несколько лет внесли значимый вклад в развитие логопедии.

На сегодняшний день, проблема нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений в литературе, предназначенной для логопедов, раскрыта в не в полной мере, она отражена довольно сжата. Это обуславливает актуальность дальнейшего практического исследования специфики нарушений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и определения путей коррекции с использованием нейрофизиологического метода, которые могут способствовать повышению эффективности преодоления данного речевых расстройств.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность данного вопроса определили выбор темы нашего исследования.

Цель нашего исследования предполагала выявление особенностей психического развития детей с дизартрическим компонентом, состояния речевых и неречевых функций при помощи логопедических и нейропсихологических методов, а также определить основные направления и содержание нейрологопедической работы.

Гипотезой исследования - использование системы нейропсихологиче-ских приёмов в логопедической работе позволяет детально и дифференцированно обследовать детей с речевыми нарушениями, осуществить индивидуальный подход в составлении программы коррекционного обучения, а также увеличить эффективность логопедического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс в целом.

Методика констатирующего эксперимента была разработана на базе изучения и анализа литературы, посвященной проблеме данного исследования, проведена адаптация с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Для решения поставленных задач нами использовалась модифицированная модель нейрологопедического обследования. Обследование проводилось на основе системы составленой Волковской Т.Н. (на основе модификации методик Усановой О.Н, Марковской И.Ф.) и методики логопедического обследования Архиповой Е.Ф.

Из экспериментальной группы (40 человек) для проведения формирующего эксперимента было выделено 10 детей с минимальными дизартриче-скими расстройствами в возрасте 4- 6 лет.

В разработанной диагностической программе были использованы различные приемы обследования, ориентированные на возраст от четырех до шести лет. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Задания детьми выполнялись по словесной инструкции, в случае затруднения - по предварительному показу. Полученные данные заносились в протокол обследования.

Таким образом, выводился профиль картины нарушений речевых и неречевых функций у детей на момент обследования.

В результате анализа анамнестических данных дошкольников с минимальным дизартрическим компонентом было установлено, что у детей данной категории наблюдались отклонения в пренатальном и постнатальном периодах развития. Большинство матерей (80%) перенесли стремительные роды, в ходе которых у детей отмечалась гипоксия разной степени выраженности.

Мы проанализировали состояние артикуляционной моторики, звуко-произношения (какие группы звуков нарушены и характер их нарушения), слоговой структуры слова, фонематических процессов, связной речи. Нейропсихологическое обследование, включало в себя диагностику кинестетического и кинетического аспекта мануального и орального праксиса по кинетическим и кинестетическим направлениям, зрительного и слухового гнозиса, временного восприятия, памяти и внимания.

Нами отмечались такие особенности выполнения заданий как трудности вхождения в задания (двигательная аспонтанность), трудности пространственной ориентации движений и действий (пространственный поиск, зеркальность, пространственные искажения), импульсивность (эхопраксия с коррекцией), напряженность и замедленность.

Комплексное нейрологопедическое обследование подтвердило логопедический статус детей экспериментальной группы. Нарушения звукопроиз-ношения в обследуемой группе детей носили вариативный характер, определяемый тяжестью речевого дефекта.

Нейрологопедическое обследование детей выявило минимальное ди-зартрическое расстройство, общее недоразвитие речи. 3 уровень речевого

развития, а также низкую нейродинамику, слабость контрольных и регуля-торных функций, несформированность пространственного и кинестетического факторов, недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия, пространственных представлений и слухоречевой памяти у всей группы детей.

На основании данных нейрологопедического обследования нами была составлена программа по коррекции нейропсихологических и логопедических нарушений у данной группы детей. Логопедическая работа носила комплексный характер. Так, наряду с коррекцией минимальных дизартри-ческих расстройств проводилась работа, преимущественно ориентированная на коррекцию первого и второго функционального блока мозга и активизацию базовых составляющих подкорково-корковых, внутри и меж-полушарных взаимодействий в структуре головного мозга.

Программа строилась на основе методики работы по преодолению стёртой дизартрии Е.Ф Архировой, базового алгоритма "метода замещающего онтогенеза", предложенный А.В Семенович [3], на котором была составлена программа Т.Н Ланиной "Дельфины" и программа по мозжечковой стимуляции.

Занятия с детьми проводились индивидуально по 30-45 минут 2 раза в неделю. Для достижения поставленных задач были использованы упражнения преимущественно носящие игровой характер.

Система нейрологопедической работы при минимальных дизартриче-ских расстройствах носит комплексный характер и включает в себя следующие цели и направления работы:

- преодоление моторных нарушений: упражнения для формирование кинестетической ориентации в собственном теле;

- развитие пространственных представлений, устранение моторной неловкости;

- развития крупной, мелкой и артикуляционной моторики, массаж, растяжки;

- коррекцию фонетико-фонематических нарушений: коррекция зву-копроизношения, развитие фонематических процессов, нормализацию слоговой структуры слова;

- коррекцию просодической стороны речи: постановка правильного речевого дыхания, работа над голосом, интонацией;

- коррекцию лексико-грамматической стороны речи и связной речи: пополнение активного и пассивного словаря, развитие словообразования и словоизменения, диалогической и монологической речи;

- пополнение и уточнение представлений об окружающем мире людей, предметов и явлений через расширение объема активного и пассивного словаря.

Для активизации энергетического потенциала и оптимизации функционального состояния стволовых и глубинных образований, а также для повышения пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов использовались следующие упражнения и игры на:

- выработку правильного дыхания: дыхательные упражнения А.Н Стрельниковой, упражнения на выработку правильной воздушной струи, упражнение "Ветер", "Шарик", "Задуй мяч в ворота", "Задуй свечу" и др.;

- оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела, растяжки и релаксацию;

- массаж и самомассаж;- развитие крупной моторики: ходьба; гимнастика рук и ног; гимнастика туловища; комплексная гимнастика конечностей и туловища; упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки;

- развитие мелкой моторики: конструирование, лепка из теста и пластилина, рисование с помощью трафарета, обведение шаблонов,, по контуру, складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары, показывание пальцев по два и по три;

- раскрашивание, вырезание ножницами различных фигур,дорисовы-вание предметов, игры «Собираем ягоды», «Пальчики здороваются», «Пальчики моются», «Замочек», «Пальцы шагают», «Колечко», «Гармошка», «Бутончик», «Зайка»;

- развитие подвижности артикуляционного аппарата: упражнения,

- направленные на развитие подвижности губ., мышц языка, мышц зева и жевательно- артикуляторных мышц.

С каждым ребёнком проводился логопедический массаж, так как массаж также является одним из видов нейростимуляции и является неотьем-лимой частью коррекции дизартрических растройств.

Для формирования операционного обеспечения вербальных и невербальных психических процессов использовались такие виды работ, которые были направлены на [2]:

- развитие межполушарных взаимодействий: рисунки двумя руками; выполнение действий двумя руками; игры с мячом; игры на балансировочной доске;

- развитие умения располагать на предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине, на развитие глазомера;

- отработку звуко-буквенного анализа, развитие речи и мышления;

- развитие концентрации и устойчивости внимания, зрительно-моторной координации слухового внимания и скорости реакций: упражнение "Муха", лабиринты, переплетенные линии, корректурная проба, модифицированная таблица Шульте, "Запрещённое число", «Угадай, чей голос», «Улови шепот», «Скажи, что звучит»; упражнение "Кристальная пирамида", "Копирование точек"; Услышь букву";

- игры, упражнения на умение анализировать основные признаки предметов,

- развитие пространственной ориентации на листке бумаги, произвольного внимания: графический диктант, "Цветные карточки";

- развитие зрительной памяти, распределение внимания и закрепление понятия о геометрических фигурах: "Запомни фигуры";

- повышение тонуса мозговой деятельности: "Дутибол";

- развитие зрительного восприятия, произвольного внимания и саморегуляции;: "Контуры".

- развитие мнестических функций.

Большое внимание уделялось формированию межполушарного взаимодействия и мозжечковой стимуляции при помощи балансировочной доски Бильгоу, так как упражнения на развитие мозжечка являются сильной нейростимуляцией. Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие, а нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Задания выполненные на доске направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Программа по мозжечковой стимулировании улучшает: уровень концентрации внимания; все виды памяти; развитие речи - как устной, так и письменной, а также навыки чтения; анализ и синтез информации; работу эмоционально-волевой сферы; ориентацию в пространстве; межполушар-ные взаимодействия; чувство времени и ритма; последовательность и плавность движений; бинокулярное зрение; темп и плавность речи.

Для работы над стимуляцией мозжечка применяется специально разработанное балансирующая доска Бильгоу. Дети балансируя в положении стоя, выполняли различные упражнения (перебрасывание мячика, перекидывания мяча или мягкой подушечки).

Параллельно с перебрасыванием мяча велась работа над автоматизацией, дифференциацией звуков, отработкой слоговой структуры слов. На доске мы учились ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве, активно велась работа над ритмом и постановкой дыхания и голоса, отрабатывались лексико-грамматические конструкции.

После проведения коррекционных работ с детьми экспериментальной группы была проведена повторная диагностика по методикам констатирующего эксперимента.

По окончанию повторной диагностики выяснилось следующее: показатели экспериментальной группы отказались отличными от первичной диагностики.

120,00 100,00 80,00 70, 60,00 40,00 20,00 0,00

100 100,00 91,00

100,00

100,00

90,00 96,00 92,00

92,80

80,00

86,40

о- /с/- ^ ^ ° ^^/ууу *

■ Констатирующий эксперимен в % ■ Контрольный эксперимент в %

Рис. 1. Суммарные результаты констатирующего и контрольного обследования экспериментальной группы

Из рисунка 1 хорошо видно, что по всем показателям у детей данной группы наблюдается положительная тенденция по всем показателям. Очень хорошие результаты наблюдаются развитии артикуляционной мото-рики(100%), звукопроизношении (91%) и фонематическому восприятию (100%). Можно сделать вывод, что проведенная артикуляционная гимнастика и логопедический массаж что проведенная коррекционно-логопеди-ческая работа: артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, игры на развитие ротового выдоха и фонематического слуха, развитие мелкой моторики, способствовали улучшению работы мышц и соответственно правильному звукопроизношению.

Также хорошие результаты были достигнуты в выполнении заданий направленных на развитие фонематического восприятия (100%), слухового гнозиса(100%), пространственных представлении(100%), временных представлений (92%), движений действий(92%), памяти (80%) и мышления (86%).

Таким образом, на основании проведённых диагностик было сделано следующее заключение: программа разработана с учётом нейропсихологи-ческих особенностей развития мозга оказалась эффективна при таких диагнозах как общее недоразвитие речи и минимальные дизартрические расстройства, способствуют формированию когнетивных и речевых функций, совершенствованию произношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к произвольному контролю и произвольной саморегуляции.

Изложенные факты показывают актуальность и необходимость проведения специальной логопедической работы с использование нейропсихоло-гических приемов по устранению выявленных недостатков звуковой и слоговой структуры слова у дошкольников с различной речевой патологией.

Список литературы

1. Астаева А.В Нейропсихологическое исследование детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития. - Челябинск, 2010. - 122 с.

2. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. - М.: Генезис, 2019. - 336 с.

3. Семенович А.В Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М.: Генезис, 2018. - 474 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.