5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373: в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357 [Электрон. ресурс]. - URL: http:// минобрнауки.рф/ документы/922
И. В. Высоцкая, И. А. Шуляк
Особенности работы учителя-логопеда по коррекции речевых расстройств при различных формах дизартрии у детей с детским церебральным параличом (из опыта работы)
Речевое развитие детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в целом, как правило, характеризуется задержкой сроков формирования, нарушением всех сторон речи относительно нормы. Дизартрия является речевым симптомом ДЦП. Несмотря на совершенствование диагностической практики и успехи в исследовании проблемы дизартрии, в современной логопедии дизартрия понимается по-прежнему как невнятная, смазанная, малоразборчивая речь. Механизм дизартрических расстройств обусловливается различными очаговыми и диффузными поражениями мозга при основном диагнозе [3]. К сожалению, часто неврологи ставят только описательный синдромологический диагноз. В структуре дизартрического расстройства учителю-логопеду приходится разбираться самостоятельно, т.к. каждая клиническая форма дизартрии требует специфических приемов логопедической коррекции.
В условиях школьного обучения логопедические мероприятия при дизарт-риях проводятся с учетом патогенетической общности структуры двигательного и речевого дефекта. Учитель-логопед, работающий с детьми с ДЦП, должен владеть всеми видами дифференциальной диагностики и эффективной речевой терапии в области коррекции дизартрических расстройств. Как правило, выявляются смешенные формы дизартрии различной степени выраженности. Нередко наблюдаются сложные формы дизартрических нарушений, которые не полностью изучены и описаны в методической литературе. Из опыта работы хотелось бы отметить, что данные случаи требуют особо тщательного наблюдения и объективного прослеживания динамики с последующим анализом.
В основе логопедической работы специалистов нашей школы используются исследования И.И. Панченко, где подробно представлены механизмы и клинические проявления различных форм дизартрий, патогенетически обоснованная методика работы.
Учитывая многофакторность проявлений речевых расстройств, можно выделить основные диагностируемые формы дизартрий у обучающихся нашей школы: псевдобульбарная дизартрия, обусловленная стволовыми поражениями, вызывающими спастический парез, и пирамидными нарушениями со спастическим параличом; различные подкорковые формы дизартрий, обусловленные сто-волово-подкорковой патологией с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами; мозжечковые дизартрии, обусловленные подкорково-мозжечковой патологией с расстройствами речевой просодии; корковая дизартрия (кинестетическая и кинетическая), обусловленная артикуляторной апракси-ей. Перечисленные формы дизартрий становятся базой для системных задержек
развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка [4].
Логопедическая работа по коррекции дизартрических расстройств реализуется поэтапно. Чаще всего диагностируется псевдобульбарная форма дизартрии, характеризующаяся повышенным мышечным тонусом, при которой работа начинается с расслабления мышц артикуляционного аппарата. Для коррекции нарушений мышечного тонуса учитель-логопед в структуру занятия включает логопедический массаж.
При проведении логопедического массажа очень важно придать обучающемуся положение, при котором активность тонических рефлексов минимальна и тонус мышц шеи, лица и языка снижен [1]. Сначала выполняется общий массаж лица, затем массаж губ, далее, манипуляции в полости рта обучающегося. Далеко не все дети положительно реагируют на массаж внутри ротовой полости, так как данная зона очень чувствительна. Учитель-логопед, исходя из результатов диагностики состояния мышц артикуляторного аппарата и вида дизартрии, проводит логопедический массаж с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Важно, чтобы ребенок в процессе проведения массажа получал положительные эмоции. Негативные эмоции и неприятные ощущения могут привести к нарастанию тонуса мышц в оральной области, к оживлению рефлексов. В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, хорошо сопровождать массаж спокойной музыкой.
Важным направлением коррекции дизартрии является артикуляторная гимнастика. Большое значение при ее проведении придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей формированию четких артику-ляторных кинестезий [2].
На начальных этапах артикуляторную гимнастику проводят с максимальным подключением всех, особенно более сохранных анализаторов, осуществляя принцип компенсации. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляторных кинестезий постепенно уменьшают участие других анализаторов. Артикуляторная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляторного аппарата, которая предполагает воспитание как активных изолированных движений языка и нижней челюсти, так и сочетанных дифференцированных движений языка и губ, необходимых для формирования звуков. Стимулируя артикуляционную моторику, важно фиксировать внимание ребенка на возникающие при этом ощущения. Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет расширение и обогащение речевого опыта обучающегося, а также преобладание специальных слоговых упражнений над чисто артикуляционными. Подбираются серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляторных упражнений. Для каждого обучающегося индивидуально подбираются упражнения с учетом структуры дефекта и общего дидактического принципа - простого к сложному [5].
Большое внимание при коррекции дизартрии уделяется работе над правильным речевым дыханием. Работу начинают с общих дыхательных упражнений, способствующих увеличению объема дыхания и нормализации его ритма. Важное значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, сдувание мелких пушинок, бумажек, игры-тренажеры и т. п. Игры на развитие дыхания подбираются дифференцированно в зависимости от возраста
ребенка, характера нарушения дыхания, с учетом медицинских противопоказаний. Основные правила дыхательной гимнастики: не переутомлять ребенка; следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею; концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха; следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.
Работа над голосообразованием возможна в том случае, если ребенок способен открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Иногда приходится начинать логопедическую работу с обучения опускать нижнюю челюсть. Голосовые упражнения начинают с общего расслабления, затем проводят артикуляционный массаж, далее выполняются упражнения на сочетание движений головы с произнесением цепочек гласных звуков. Важную роль играет активизация движений мягкого неба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука «а» во время короткого энергичного выдоха. Для укрепления мышц небной занавески используются упражнения чередования ее расслабления и напряжения. Упражнения делают перед зеркалом, под счет.
При работе над звукопроизношением упражнения дифференцируют в зависимости от формы дизартрии, состояния интеллекта обучающегося, уровня речевого развития. Задания сочетают со стимуляцией дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа. Коррекция начинается с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. За вызыванием и постановкой звука следует длительный период стабилизации и автоматизации в различных речевых ситуациях. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, правильная артикуляция не автоматизируется в самостоятельной речи ребенка. При работе над звукопроизношением учитель-логопед подбирает для ребенка позы, при которых нарушение мышечного тонуса и интенсивность насильственных движений в артикуляторной моторике минимальны. Нередко из-за тяжести нарушения тонуса артикуляторных мышц удается сформировать у ребенка лишь акустически близкий звук.
Наряду с общими подходами к коррекции дизартрии учитель-логопед применяет дифференцированные приемы стимуляции, наиболее эффективные при той или иной форме.
При псевдобульбарной дизартрии основное внимание обращают на расслабление мышц тела и речевых мышц, развитие дифференцированных артикуляционных движений, преодоление гиперсаливации, синкинезий и рефлексов орального автоматизма.
При мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж лицевых и артикуляционных мышц сочетают со специальными логоритмическими упражнениями, речевой игротерапией и пением для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Во время артикуляционной гимнастики тренируют способность воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады. Для усиления ощущения движений многие упражнения проводят с сопротивлением.
При экстрапирамидной дизартрии артикуляционную гимнастику проводят в положениях, способствующих расслаблению ребенка и торможению непроизвольных движений, особенно в мышцах лица и шеи. Дополнительно можно ис-
пользовать специальные приспособления для фиксации головы и конечностей. Ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без общего напряжения и содружественных движений, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады, а также плавно переходить от одного к другому.
При корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание обращают на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.
При корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, особенно на перемещение кончика языка вверх. Затем ребенка учат опускать язык на дно полости рта в нейтральную позицию, чередовать его опускание и поднимание. При корковой дизартрии в основном стимулируют произношение переднеязычных звуков.
Исходя из многолетнего опыта логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом, можно сделать вывод: при коррекции дизартрических расстройств у обучающихся со сложной речевой патологией необходим, индивидуальный, систематизированный подход к каждому ребенку, учитывающий особенности речевых и психических нарушений. Учитель-логопед, работая с детьми с органическим поражением мозга, должен владеть основами невропатологии и фонетики, чтобы свободно справиться с дифференциальной диагностикой форм дизартрии и выбрать оптимальные методы коррекции.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом». - М.: Астрель, 1989. - 147 с.
2. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. «Массаж в коррекции артикуляторных расстройств». -СПб.: Сатис, 1995. - 103 с.
3. Семенова К.А., Махмудов М.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979. - 474 с.
4. Винарская Е.И. Дизартрия. - М.: Астрель, 2006. - 141 с.
5. Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у детей с ДЦП». - СПб., 2004. - 115 с.
Л. Н. Галкина, И. В. Захарова
Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра
«Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного». А. Эйнштейн
Мы, учителя-логопеды города Санкт-Петербурга, хотим поделиться опытом и проблемами, которые возникают на логопедических занятиях при развитии и коррекции речи у детей с РАС. Очень мало опубликовано работ, методических разработок, которые смогли бы помочь логопедам в оказании помощи детям с аутизмом. С тех пор, когда впервые аутизм описал детский психиатр Лео Каннер и до сегодняшнего дня прошло 73 года, а проблема аутизма до конца не изучена ни с медицинской точки зрения, ни с педагогической. Спектр