ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ
© Гайворонская Е.А.*, Гордина Н.А.Ф
Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Норильск Средняя общеобразовательная школа № 18, г. Норильск
В данной статье раскрываются основные характеристики понятия -стертая дизартрия. Изложена клинико-педагогическая характеристика данной категории детей. Определены основные современные методы логопедической работы при дизартрии, представлено теоретическое обоснование педагогической и логопедической помощи детям при данной патологии речи. Практическим методом выявлены некоторые проблемы коррекции стертой дизартрии.
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения.
Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г. Гутцманом, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: расстройство артикуляции и расстройство дикции. Первое назвали дизартрией, а второе - дисфазией.
Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.
* Воспитатель МБОУ «СОШ № 28». ' Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 18».
Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации видов дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдо-бульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью [1]. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.
Попытка классифицировать стертую дизартрию с позиции нейролин-гвистического и нейропсихологического подходов была сделана Корневым. В качестве теоретической основы данной классификации была использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развитии в онтогенезе.
В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Черно-польской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со «стертой дизартрией» проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени.
Авторы выявили четыре группы детей:
- Нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа).
- Слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа). Эти две группы относятся к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.
- Клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы относят к корковой дизартрии.
- Дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии.
Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени.
Наши исследования подтверждаются общенаучными данными о том, что дети в массовых садах в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематичес-кое недоразвитие, стертая дизартрия.
Дети, проживающие в условиях севера, имеют более тяжелые речевые нарушения, а так же на 15 % чаще встречается среди детей 5-8 лет. Это свя-
зано с тем, что условия, в которых находится ребенок с рождения, являются неблагоприятными для качественного развития речи: (не хватает социального общения, витаминов, сильно загрязненная окружающая среда, полярная ночь и т.д.).
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50 % детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35 % детей имеют стертую дизартрию [1].
Такие дети нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией [1].
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет. При стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие; психолого-педагогическую помощь; логопедическую работу.
Дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы: с фонетическими нарушениями; с фонетико-фонематичес-ким недоразвитием; с общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. На начальных этапах логопедическая работа предусматривает нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук [3].
Последовательность отработки звуков определяется подготовительностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков. Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.
Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников и детей младшего школьного возраста, по нашему мнению, сейчас не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса
артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики, что согласуется с литературными данными последних лет. Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе.
Вопросами коррекции дизартрий занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной педагогической и логопедической работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.
Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.
1-й этап - подготовительный (подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов).
Он включает в себя шесть направлений:
1. нормализация мышечного тонуса;
2. нормализация моторики артикуляционного аппарата;
3. нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха;
4. нормализация голоса;
5. нормализация просодики;
6. нормализация мелкой моторики рук.
2-й этап - выработка новых произносительных умений и навыков. Направления:
1. выработка основных артикуляционных укладов;
2. определение последовательности работы над звуками;
3. развитие фонематического слуха;
4. постановка звука;
5. автоматизация;
6. дифференциация звуков.
3-й этап - выработка коммуникативных умений и навыков.
Направления:
1. выработка самоконтроля;
2. тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.
4-й этап - преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап - подготовка к обучению в школе.
Направления:
1. формирование графомоторных навыков;
2. развитие связной речи;
3. развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось определение основных педагогических и логопедических проблем коррекции стертой дизартрии. В исследовании приняли участия логопеды, работающие в школах и детских садах Норильского промышленного района - 26 человек. После анализа анкетных данных, мы пришли к выводу, что существование большого количество методик по работе со стертой дизартрии не решают проблемы в данной области в полном объеме.
Наибольшими затруднениями в работе с детьми со стертой дизартрией практикующие логопеды считают: затруднения в диагностике легких форм дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности -дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии, формирование кинестетической основы движения (ощущение положения органов артикуляции), формирование кинетической основы движения (сами движения языка и артикуляционных органов).
Отдельным блоком проблем, логопеды выделяют взаимоотношения с родителями детей с диагнозом - стертая дизартрия. Родители не всегда понимают сложность заболевания и не осуществляют должного логопедического и педагогического подкрепления знаний и умений своих детей.
Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.
Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
3. Основы коррекционной педагогики: учеб.-метод. пособие / Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева; Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 1999. - 110 с.
4. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. -М., 2002.
5. Федосова О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду. - 2005. - № 2.