Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1982
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ / НЕЙРОИГРЫ / УПРАЖНЕНИЯ / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Нимаева Х. Д.

В статье подробно рассмотрены нейроигры и упражнения, которые использует в работе учитель-логопед с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH IN CORRECTIONAL & DEVELOPMENTAL WORK OF SPEECH THERAPIST TEACHER DOW

The article describes in detail the neurogames and exercises used in the work of a speech therapist teacher with preschool children with speech disorders.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ»

УДК 37

Нимаева Х.Д.

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №52 «Ая-Ганга» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ» (г. Улан-Удэ, Россия)

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Аннотация: в статье подробно рассмотрены нейроигры и упражнения, которые использует в работе учитель-логопед с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: нейрокоррекция, нейроигры, упражнения, речевые нарушения.

В настоящее время в коррекционной педагогике достаточно актуален нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. К моменту поступления в школу дети с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В

связи с этим, у первоклассников возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

Нейрокоррекционные игры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и со взрослыми. Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Преимущества использования нейроигр в логопедической практике: - игровая форма обучения; -эмоциональная привлекательность; -многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; -формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем - логопедом.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.

Нейроигры и упражнения можно применять от момента выполнения подготовительных артикуляторных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений. Нейростимуляция с помощью «биоэнергопластики» Биоэнергопластика предполагает совместное, синхронное, одновременное движение рук и органов артикуляционного аппарата. Проведенные исследования ряда авторов подтвердили, что биоэнергопластика является эффективным средством нейростимуляции: синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка, помогает повысить мотивацию к занятиям,помогает длительно удерживать интерес ребенка.

Артикуляционная гимнастика с «биоэнергопластикой» Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Автоматизация звуков с «биоэнергопластикой»

С целью усиления кинестезии используется, оптимизирующие логопедическую работу, приемы, включающие пальцевые движения на тренажере - массажном коврике.

Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередными прижимами каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера с колючей поверхностью можно переходить к упражнениям с биоэнергопластикой.

Вводятся зрительные опоры - символы для гласных звуков (Ткаченко Т.А.), которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Каждому пальцу и ладони присваивают гласный звук. Этот тренажер поможет ребенку быстрее закрепить соотнесение пальцев и букв.

А Большой палец О Указательный палец У Средний палец И Безымянный палец Ы Мизинец Э Вся ладонь

Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

На этапе автоматизации и дифференциации звуков можно применять разнообразные виды нейроупражнений.

Например, в процессе выполнения

нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в слогах.

Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Применяю данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С - кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Нейроупражнение «Ухо-нос». Описание нейроупражнения: левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.

Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание нейроупражнения: Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание нейроупражнения: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» - то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.

Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга.

Нейроупражнение «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.

Нейроупражнение «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листе бумаги, или возле бассейна с песком, взяв в обе руки по карандашу, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроупражнения в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, повышает интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизирует познавательную и мыслительную деятельность, способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архипова Е.Ф., Южанина И.В. Автоматизация звуков с приёмами нейростимуляции. Автоматизация звука «Р». - М.: В. Секачев, 2018. - 89 с.

2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. -Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 64с. + вкл.8с.

3. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.

4. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

5. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.

6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.

7. Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.

8. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.

9. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.

10. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

12. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». - М., 2018.

Nimaeva H.D.

teacher-speech therapist Kindergarten No. 52 "Aya-Ganga" of the general developing type of Ulan-Ude (Ulan-Ude, Russia)

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH IN CORRECTIONAL & DEVELOPMENTAL WORK OF SPEECH THERAPIST TEACHER DOW

Abstract: the article describes in detail the neurogames and exercises used in the work of a speech therapist teacher with preschool children with speech disorders.

Keywords: neurocorrection, neurogames, exercises, speech disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.