Научная статья на тему 'ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ СЕМЕЙНОЙ МЯГКОЙ ШКОЛЫ) КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ СЕМЕЙНОЙ МЯГКОЙ ШКОЛЫ) КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Короленко Анна Михайловна

В данной статье подвергается анализу телесно-ориентированная практика «Семейная мягкая школа», обсуждаются коррекционные возможности методики, а также эффективность ее применения в инклюзивных группах. В качестве исследуемых выступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу об эффективном влиянии методики на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Короленко Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BODY PSYCHOTHERAPY AS MEANS OF NEUROPSYCHOLOGICAL CORRECTION OF CHILDREN WITH DISABILITIES EVIDENCE FROM FAMILY SOFT SCHOOL

The article analyzes the body-oriented practice “Family Soft School”, discusses the correctional potential of the procedure, as well as the effectiveness of its application in inclusive groups. Children with disabilities are an object of the study. The data confirming the hypothesis about the positive influence of the practice on neuropsychological and psychophysiological development of children with disabilities are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ СЕМЕЙНОЙ МЯГКОЙ ШКОЛЫ) КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 376.1:159.97

Короленко А. М.

Korolenko A. M.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ МЕТОДИКИ СЕМЕЙНОЙ МЯГКОЙ ШКОЛЫ) КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

BODY PSYCHOTHERAPY AS MEANS OF NEUROPSYCHOLOGICAL CORRECTION

OF CHILDREN WITH DISABILITIES EVIDENCE FROM FAMILY SOFT SCHOOL

В данной статье подвергается анализу телесно-ориентированная практика «Семейная мягкая школа», обсуждаются коррекционные возможности методики, а также эффективность ее применения в инклюзивных группах. В качестве исследуемых выступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу об эффективном влиянии методики на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ.

The article analyzes the body-oriented practice "Family Soft School", discusses the correctional potential of the procedure, as well as the effectiveness of its application in inclusive groups. Children with disabilities are an object of the study. The data confirming the hypothesis about the positive influence of the practice on neuropsychological and psychophysiological development of children with disabilities are presented.

Ключевые слова: дети с особыми возможностями здоровья, нейропсихологическая коррекция.

Keywords: children with disabilities, neuropsychological correction, neuropsychological correction.

В настоящее время, по мнению ряда специалистов в области детства, резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается во всем образовательном пространстве. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии, но тем не менее дети испытывают существенные затруднения при освоении школьной программы, имеют трудности с письмом и чтением. Среди психологических характеристик детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - быстрая истощаемость, замедленный темп развития, низкая продуктивность и произвольная регуляция. Отмечаются также проблемы в поведении, обусловленные особенностями их развития в разных областях: сенсорной, двигательной, игровой, познавательной, коммуникативной и речевой, в сфере развития бытовых навыков.

Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ затрудняет формирование представлений о времени, тормозит развитие психических процессов, в частности мышления.

У многих детей с проблемами развития отмечаются скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.

Сгладить выделенные особенности восприятия и движения у детей с ОВЗ позволяет вовремя организованное коррекционное обучение и нейропсихологическое сопровождение. За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяющихся в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

На сегодняшний день известно достаточно много методов нетрадиционного воздействия (сказкотерапия, игротерапия, логоритмика, арт-терапия.). Данные методы действительно эффективны для решения определенных задач по развитию сенсорного восприятия, но практически никак не воздействуют на моторное развитие ребенка. Как показывает наш опыт, большинство детей с ОВЗ либо проходят сенсомоторную стадию с опозданием (дети с ДЦП), либо проходят ее неравномерно, с искажением (дети с РАС).

Установлено, что у детей с ОВЗ сенсорные проблемы часто сопровождаются недоразвитием моторики и трудностями в координации движений. Дети затрудняются чувствовать границы своего тела и не осознают собственное месторасположение в пространстве, имеют неправильную осанку и не могут в полной мере выполнять моторные движения. Данные нарушения требуют особой организации коррекционной работы, учитывающей структуру дефекта, особенности развития познавательной сферы и личностные особенности.

Многие исследователи отмечают, что в последние годы первый блок мозга «лидирует» по своим проблемам по отношению к двум остальным. Большинство трудностей детей вторичны, они «стартуют» из неблагополучия функционирования первого блока. Нейропсихологическая и неврологическая диагностика детей с ОВЗ зачастую свидетельствует о поражении подкорковых отделов мозга и ствола, что означает неэффективность использования односторонней коррекции сверху вниз (развитие ВПФ) логопедами и психологами, поскольку незрелость подкорки, неразвитость сенсомоторной сферы будет тормозить любой развивающий эффект. Формирование мозговой организации психических процессов происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх); от правого полушария к левому (справа налево); от задних отделов мозга к передним. Эффективность коррекции определяется не только степенью поражения мозга, но и тем, насколько соблюдена ее этапность относительно уровней организации мозга.

Хорошие результаты показало использование двигательных методов, способствующих созданию необходимых адаптивных связей между различными зонами головного мозга через движения. Через специально подобранные движения активизируются зоны мозга в той последовательности, в которой они активизируются с момента прохождения родовых путей. Это дает возможность ослабить неадаптивные нейронные связи и сформировать адаптивные, в соответствии с течением нормального онтогенеза. Предлагаемые движения при их точном выполнении и с соблюдением четкой последовательности становятся базой для активации высших психических функций, простраивают связи между различными отделами мозга и аспектами психической деятельности. А. Р. Лурия в своих работах отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов [4]. Например, развитие телесной моторики в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмикой, при игре на музыкальных инструментах создает предпосылки для становления таких процессов, как речь и мышление. По мнению ряда крупных нейропсихологов, коррекция с применением нейропсихологических методов всегда должна начинаться с двигательных методов телесно-ориентированной терапии, а основными направлениями являются: восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с

целью улучшения психического самочувствия ребенка при взаимодействии с окружающими, межполушарное взаимодействие.

Коррекционной мишенью является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных) вертикальных и горизонтальных взаимодействий. Постепенно в этот процесс интегрируется нейропсихологическая и логопедическая коррекция когнитивных процессов, развитие которых у детей с ОВЗ целесообразно начинать с работы на непроизвольном уровне, в том числе с помощью игры. Раннее включение подобных здоровьесберегающих практик в массовую образовательную систему в дошкольном и в младшем школьном возрасте (на переменах или уроках физической культуры) может оказывать значительное влияние на познавательное и эмоциональное развитие детей с ОВЗ. Кроме того, обосновано, на наш взгляд, включение телесных практик в процесс обучения детей с нормативным развитием в начальной школе, поскольку переход из дошкольного учреждения в школьное и учебная деятельность вне контекста игры являются серьезной нагрузкой для младших школьников.

Примером успешной реализации принципов развития детей с ОВЗ является внедрение в дошкольные учреждения и коррекционные центры методики «Семейная мягкая школа». Это авторская методика Эллы Глушковой, направленная на целостное развитие в виде системы игровых упражнений для семей с детьми любого возраста и любых особенностей развития, разработанная на основе мягких стилей воинских искусств и нацеленная на последовательное раскрытие в человеке врожденной способности быть гибким, смелым, чутким, уметь адекватно реагировать на любую сложную ситуацию.

Методика «Семейная мягкая школа» является синтезом различных приемов восточных единоборств и коррекционно-развивающего обучения и рассчитана как на детей с нормативным развитием, так и на детей, имеющих особенности в развитии. В ней реализуется принцип оптимизации психического развития через определенным образом организованное воздействие на сенсорную и моторную сферы ребенка. Методика показала свою результативность при работе с детьми с психологическими затруднениями (агрессивность, неконтактность, отставание в развитии) и с особенностями развития. Данная методика относится к телесно-ориентированным методам, но имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ.

Во-первых, данная методика работает с динамическими зажимами, тогда как большинство телесных практик направлены лишь на статическое расслабление. Основной инструмент методики - физические упражнения, построенные на развитии динамического расслабления. Во-вторых, методика опирается на индивидуальный подход, учитывающий возрастные и личностные особенности человека. На занятиях ведущим создается для каждого участника ситуация именно такой степени сложности, чтобы он смог ее преодолеть, приложив усилия, за счет модификаций одного и того же упражнения. Человек учится не конкретным упражнениям, а самостоятельно открывает для себя новые пути и решения сложных задач на телесном уровне через игровые приемы, ориентированные на возрастно-психологические особенности. Понимание и использование своих возможностей способствует формированию доверия к миру и пониманию его предсказуемости и доброжелательности. У детей удовлетворяется потребность в активности, и они становятся спокойнее, у них растут самооценка и чуткость по отношению к себе, своим возможностям и окружающим. В-третьих, коррекционный эффект достигается за счет сюжетно-ролевой игры, являющейся ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте и особым пространством для развития психических функций детей с ОВЗ. С помощью специальных авторских упражнений, разработанных Э. Глушковой, достигается нормализация нервной системы (разминки, ползание, ловушки), развивается произвольность психических функций (игры с правилами, игры на переключаемость, контроль с ребенком - самим ребенком), развиваются коммуникативные и личностные качества (игры в парах). В ходе специально

организованного совместного веселого подвижного взаимодействия участники получают необходимый телесный опыт (тактильный, проприоцептивный, вестибулярный), развивается взаимосвязь мозга с телом. В-четвертых, методика отличается совместным участием ребенка и родителей в программе.

Благодаря совместному взаимодействию происходит развитие привязанности внутри семьи, принятие ребенка с ОВЗ, повышаются возможности компенсации, развиваются значимые коммуникативные навыки. Активность в паре ребенок - взрослый, ориентированная на тело и на движение, стимулирует мультисенсорные процессы, которые по своей сути связаны со скрытыми регуляторами, обнаруживающими себя в процессе развивающихся отношений матери и ребёнка. Эти биологические процессы регуляции привязанности включают паттерны и ритмы прикосновений, физическую близость, аффективную настройку и ощущение позы и движения в пространстве, которое есть в конечностях и во всем теле. Активное движение помогает ребенку открыть новое позитивное и эффективное ощущение своего тела. Через движение к своей маме ему удается найти для себя лучшие способы организации движения и координации, которые помогают восстановить и исправить ранние первичные отношения. Нахождение на занятиях родителей создает атмосферу безопасности и условия для освоения с помощью подражания огромного количество действий, среди которых и сложные психические процессы, такие как речь, эмоции, развитие внимания, воображение. Выход на уровень непосредственного детско-родительского взаимодействия, в ситуации «здесь и сейчас», в подходе телесно-ориентированных практик дает хороший коррекционный результат. Это выражается в улучшении психомоторного состояния ребенка, снижении тревожности, агрессии, стабилизация эмоциональной сферы.

Учитывая хорошие коррекционные возможности данной методики, мы предположили, что групповые коррекционно-развивающие занятия по методике «Семейная мягкая школа» позволяют благотворно влиять на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ.

При организации занятий мы придерживались следующих базовых принципов: принцип трех «Т», принцип системности и принцип «от простого к сложному».

1. Принцип трех «Т». Использование телесно-ориентированного подхода с опорой на близкий контакт взрослого и ребенка, основанный на Тисканье, Творчестве, преодолении физических Трудностей, позволяет формировать надежную, основанную на принятии и психологической близости привязанность.

2. Принцип системности. Каждое занятие имеет одну и ту же четкую структуру и включает следующие обязательные элементы: приветствие; разминка (телесные упражнения, растяжка, пальчиковая гимнастика); совместные игры и прощание. Особенно важен данный принцип при работе с детьми с РАС.

3. Принцип «от простого к сложному». Построение занятий с опорой на принципы функционирования мозга (А. Р. Лурия, Б. А. Архипов, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, А. В. Семенович и др.), подбор задач от простых, сенсорно менее насыщенных, внутри семьи, с постепенным усложнением, с расширением порогов чувствительности и участников взаимодействия, выступают в роли важной составляющей оптимизации обучения, позволяющей успешно решать задачи сенсорной интеграции и социализации без перегрузки детей. Постепенное обогащение тактильного опыта и включение в коррекционную работу большого количества анализаторов позволяют сформировать более прочные связи в коре головного мозга и дают возможность более успешно освоить социализацию детьми с ОВЗ.

Основываясь на данных нейропсихологии о значимости сенсомоторной сферы в развитии высших психических функций и учитывая потребность детей с ОВЗ в социализации, мы включили детей с ОВЗ в группу детей с нормативным развитием, посещающих занятия по методике «Семейная мягкая школа» в коррекционном центре

«Кеша». В группу вошли дети с когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС. Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. По своему типу группы сенсомоторной коррекции относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. в ходе групповой работы происходит решение ряда психологических и социальных проблем ребенка и обучение саморегуляции поведения. Занятия в группе проходили 1 раз в неделю на протяжении 9 месяцев.

Проанализировав особенности развития детей с ОВЗ до и после занятий с помощью методов наблюдения, самоотчетов родителей и экспертного опроса (логопедов и дефектологов), мы пришли к выводу, что наша гипотеза об эффективном влиянии методики «Семейная мягкая школа» на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ нашла свое подтверждение. Сравнив полученные данные, мы обнаружили, что наибольший сдвиг произошел в таких сферах, как социализация (снижение нежелательного поведения, формирование привязанности, установление границ), физическое здоровье (расширение репертуара психофизиологических возможностей), эмоционально-волевая сфера (развитие навыков реагирования на трудности, опыт успешного решения трудных задач, исчезновение патологических симптомов). По итогам проведенного исследования и сравнения результатов испытуемых в инклюзивной группе можно отметить, что уровень состояния каждого отдельного ребенка в целом вырос, состояние улучшилось, однако изменения происходили у детей гетерохронно, в разных сферах и носили индивидуальный характер. В качестве тормозящего фактора в динамике можно отметить прием противосудорожных препаратов, пропуск занятий. К благоприятным факторам мы отнесли мотивацию, а именно включенность всей семьи, регулярность занятий, индивидуальное психологическое сопровождение семьи. Родители, регулярно занимающиеся в группах «Семейной мягкой школы», отмечают, что улучшили контакт с ребенком, стали понимать его потребности, а ребенок стал более социализированным и в общении показывает меньше «острых углов». Трое из четверых отметили роль других детей в социализации своих детей.

Такие результаты, на наш взгляд, позволяют считать методику «Семейная мягкая школа» эффективным средством психокоррекции детей с ОВЗ, направленным на преодоление и профилактику проявлений различных отклонений в развитии, возникающих в результате функциональной недостаточности субкортикальных структур головного мозга ребенка. Групповая работа позволила не только скорректировать особенности развития, но и вычленить звено, являющееся наиболее слабым, что, в свою очередь, помогло выстроить эффективную индивидуальную работу с использованием принципов телесно-ориентированной терапии Е.В. Максимовой (физиолог, психолог, дефектолог), основанной на принципах физиологии активности Н. Бернштейна [5].

Комплексное использование методики «Семейная мягкая школа» позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп развития сенсомоторной сферы, преодолев многие отклонения в развитии детей с ОВЗ, значительно приблизив его к нормативному. В перспективе исследования стоит задача проверить гипотезу на выборке детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста.

Литература

1. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте // Неврологический вестник. 2008. № 3. С. 5660.

2. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. М. : Теревинф, 2016. 240 с.

3. Крановиц К. С. Разбалансированный ребенок. СПб. : Редактор, 2012. 167 с.

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 384 с

5. Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. М. : Диалог-МИФИ, 2008. 288 с.

6. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М. : Генезим, 2013. 474 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.