Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
663
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / ЯЗЫКОВОЙ АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончарова Ксения Александровна

В статье анализируются вопросы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза посредством нейропсихологических игр и упражнений с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОЗИЦИИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Гончарова К.А.

Гончарова Ксения Александровна—учитель-логопед, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад № 2 « Умка», г. Норильск, Красноярский край

Аннотация: в статье анализируются вопросы коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза посредством нейропсихологических игр и упражнений с младшими школьниками. Ключевые слова: дисграфия, языковой анализ, синтез, нейропсихология.

Письмо является одним из величайших творений человеческого разума. Без него невозможно развитие науки, техники, культуры вообще, невозможен и социальный прогресс. Проблема изучения нарушений письма у детей в наше время становится все более актуальной. В последние десятилетия с каждым годом увеличивается количество детей с дисграфией. Это нарушение распространено не только среди учащихся массовых школ.

Одним из новых и популярных направлений в коррекционно-развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А.В. Семенович, Е.А. Воробьёва и др.) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния» [1].

Исходя из нейропсихологического анализа системного строения ВПФ разработаны технологии формирования базовых направлений для обучения письма, к ним относятся:

•Готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно -пространственной информации;

•Зрелость серийной организации движений и действий;

•Уровень формирования программирования и контроля произвольных действий;

•Возможность поддержания рабочего состояния [4].

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по развитию языкового анализа и синтеза, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:

1. Направление, нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций.

2. Направление, ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.

Ниже мы приводим некоторые упражнения, относящиеся к первым двум направлениям коррекционно - развивающей работы. Подробнее упражнения описаны и представлены в приложении.

1). «Вертикальные ряды» - составить слова, объединяя буквы первой и второй колонки. В этом упражнение совершенствуется процесс анализа и синтеза, тренируется внимание.

ОМ

Б

С

2). «Слоговые ряды» - перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами:

БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ

Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов. В этом упражнение совершенствуется процесс слогового анализа и синтеза, тренируется внимание, память, мышление.

3.) «Стук-стук»- ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу рукой. А ребёнок, должен правильно записать слово. Данное упражнение развивает фонематический слух, умение выделять нужный звук.

Например, МАТ(стук)ЁШКА, (стук)езинка.

З.На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Методику развития межполушарных взаимодействий впервые разработал Пол Деннисон. Эрих Баллингер разработал на основе этой методики комплекс кинезеологических упражнений «Гимнастика мозга». Эти упражнения направлены на коррекцию внимания, ориентации в пространстве, памяти, расслабление ЦНС, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу полушарий мозга. Приводим несколько упражнений из данного комплекса упражнений «Гимнастика мозга» [1].

1. «Ленивые восьмерки» - рисуем восьмерку на листе бумаги и прикрепляем на уровне глаз. Соедините руки в замок. Рисуйте восьмерку и следите взглядом за пальцами. Одновременно двумя руками от центра нарисованной восьмерки начинайте рисовать воображаемые зеркальные отображения. Данное упражнение развивает зрительные функции, воображение.

2. «Слон» - одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. Нужно плотно прижать ухо к плечу. Одну руку вытянуть как хобот. Глаза следят за кончиками пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Данное упражнение повышает внимание и собранность.

3. «Думающий колпак» - выполняется стоя или сидя. Положите средний и указательный палец обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией волос и бровей. Подержите пальцы, пока не возникнет ощущение тепла. Теперь возьмитесь за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, остальные пальцы - спереди. Массируйте уши сверху вниз. Дойдя до мочки помассируйте ее. Данное упражнение обостряет слух, память, повышает умственные и физические способности.

В связи с вышесказанным, для преодоления специфического нарушения письма учащихся в коррекционно-логопедической работе следует использовать систему нейропсихологического воздействия. А именно:

- работу над преодолением дисграфии любого вида никогда не следует начинать непосредственно с упражнений в письме, с попыток устранить ошибки именно в нём. Сначала необходимо провести к норме те операции, которые подготавливают процесс письма и без должного уровня сформированности которых письмо, в принципе, не может протекать нормально;

- в процессе работы по выравниванию «западающих звеньев» следует как можно больше опираться на сохранные функции;

- следует одновременно формировать вербальные и невербальные формы психической деятельности;

- необходимо учитывать роль положительных мотивов и эмоций в обучении и развитии;

- при недостаточном развитии фонематического восприятия акцентировать внимание учащихся-логопатов на проговаривании, что позволяет компенсировать неполноценность слуховых фонематических образов;

- при дефектной кинестезии артикуляционных органов следует делать опору на слуховой анализатор;

- зная, что обучение чтению предшествует формированию навыков письма, стоит ранее формировать комплекс образов, которые позволяют совершать переход от звуков к его графическому изображению [5].

Для предупреждения и устранения вышеобозначенных нарушений работу следует выстраивать по следующему алгоритму:

1).Анализ предложения на слова и синтез слов в предложении;

2).Слоговой анализ и синтез;

3).Фонематический анализ и синтез.

Большое количество упражнений, представленных в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, И.Н. Садовниковой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию логопатов к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо - логопедического процесса [3].

Выводы:

Коррекционно-развивающая работа предполагает формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. Начиная коррекционную работу по устранению дисграфии, следует знать ряд важных принципов, учёт которых необходим для успешного преодоления любого вида дисграфии.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и

85

текста. Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Часто их принимают за обыкновенные «описки».

Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. Для преодоления специфического нарушения письма учащихся в коррекционно-логопедической работе следует использовать систему нейропсихологического воздействия.

Использование нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении позволяет решить проблемы в развитии школьников.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 2008.

2. КорневА.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2008.

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 2017.

4. Фотекова Т.А., Ахутина Т.Н. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2020. 136 с.

5. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушения письменной речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2017. 208 с.

WAYS AND METHODS OF TEACHING ENGLISH IN KINDERGARTEN

Eshboeva D.A.

Eshboeva Durdona Alisher qizi - EFL Teacher, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES, INTERNATIONAL ISLAMIC ACADEMY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: еarly teaching of foreign languages is such teaching, which is carried out on the basis of an intuitive-practical approach from the moment of the birth of the child to his admission to school. There is another reason why an early age is preferable for studying a foreign language. The younger the child, the less vocabulary in his native language. But at the same time, his speech needs are also smaller: a small child has fewer spheres of communication than an older one, he still does not have to solve complex communication problems. This means that, while mastering a foreign language, he does not feel such a huge gap between the possibilities in his native and foreign languages, and his sense of success will be brighter than that of older children.

Keywords: preschool education, English, methods, analysis, development.

Teaching kids is a very difficult matter that requires a completely different methodological approach than teaching schoolchildren and adults. If an adult speaks a foreign language, this does not mean at all that he can teach others. Faced with methodically helpless lessons, children can acquire an aversion to a foreign language for a long time and lose faith in their abilities. Only experienced professionals should work with preschoolers.

Play is both a form of organization and a method of conducting classes, in which children accumulate a certain stock of English vocabulary, memorize many poems, songs, counting rhymes, etc.

This form of conducting classes creates favorable conditions for mastering language skills and speech skills. The ability to rely on play activity allows you to provide natural motivation for speech in a foreign language, to make even the most elementary statements interesting and meaningful. Playing in teaching a foreign language does not oppose educational activity, but is organically linked to it.

Play is the leading type of activity of the preschooler, that it is play during this period that leads the development of the preschooler. Despite the fact that a lot has already been written about children's play, the questions of its theory are so complex that a single classification of games still does not exist.

Rhythmic- musical games are all kinds of traditional games such as round dances, songs and dances with a choice of partners, which contribute not so much to mastering communication skills, but to improve the phonetic and rhythmomelodical aspects of speech and immersion in the spirit of the language, for example: "Nuts and May", "What's your name", "I like my friends", "Head, shoulders, knees and toes", etc.

Artistic, or creative, games are an activity that stands on the border of play and artistic creation, the path to which lies for the child through play. They, in turn, can be divided into

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.