Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / КОГНИТИВНЫЕ ДИСФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахмонов Р.А., Джалолова М.М., Мадаминова Т.В.

В статье приводятся данные обследования 25 преподавателей разделенных на три группы по стажу работы, с целью определения когнитивных дисфункций, их эмоционального фона, для выявления которых были применены нейропсихологические тесты. Выявленные когнитивные нарушения выражены у лиц с более 10 лет стажем работы, а также у группы с отягощённым анамнезом по состоянию здоровья и определённым типом высшей психической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рахмонов Р.А., Джалолова М.М., Мадаминова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ»

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ

Рахмонов Р.А., Джалолова М.М., Мадаминова Т.В.

Таджикский государственный медицинский университет им. Абуали ибни Сино

Актуальность. В современном изменяющемся обществе, характеризующемся нестабильностью социально-экономической ситуации, повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. В то же время происходит возрастание воздействия на человека различных стрессогенных факторов, таких как увеличение темпа жизни, объема и качества получаемой информации,ухудшение экологической обстановки и т.д. Наиболее остро воздействие этих факторов отражается на представителях коммуникативных профессий, проявляясь в виде начальных проявлений когнитивных дисфункций, приводящего, в свою очередь, к увеличению нарушений нервно-психического характера и изменению свойств эмоциональной сферы[1,3].

Эти факты обусловливают актуальность исследования субъекта профессиональной деятельности, а также непосредственного влияния на него самого характера этой деятельности.

Деятельность преподавательского состава вуза, отличающаяся напряженнойумственной работой, высокой концентрацией внимания, постоянным общением со студентами и аспирантами, необходимостью осуществления на них воспитательного и педагогического воздействия, относится к одному из интеллектуально и эмоционально-напряженных видов деятельности. От преподавателей высшей школы сегодня требуются не только компетентность в своей области знаний и педагогическое мастерство, но и высокий уровень психологических знаний и умений, позволяющих им сохранять эффективность профессиональной деятельности[1,2,4].

Одной из главных проблем в системе высшего образования мы считаем возникновение и проявления в процессе осуществления профессиональной деятельности, профессиональных деформаций личности преподавателя, негативно сказывающихся как на качестве педагогической деятельности и жизнедеятельности в целом, так и на личностном и профессиональном развитии студентов.

Таким образом, в условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения особую актуальность приобретает изучение проблемы состояние эмоциональной и психической сферы работников высшего профессионального образования.

Цель исследования: Изучить особенности нейропсихологического статуса и эмоционального состояния преподавательского состава высших учебных заведений.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе кафедры неврологии и основ медицинской генетики ТГМУ имени Абуали ибн Сино. В обследовании приняли участие 25 преподавателей с различным стажем работы, в диапазоне от 5 до 45 лет. По стажу работы обследованные были разделены на три группы: первая- 11 человек со стажем работы до 10 лет; вторая- 8 преподавателей со стажем работы от 11 до 15 лет; третья группа составила 6 человек со стажем работы более 15 лет. В ходе обследования использовался метод анамнеза, преподавателям был проведен нейропсихологический тест по шкале MMSE(mini-mentalstateexamination), проведена оценка эмоционального состояния при помощи опросника « Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, методики Г. Айзенка.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ анамнестических данных показал, что 76% обследуемых охарактеризовали свое состояние как «хорошее» и «отличное»; 14% охарактеризовало свое состояние как «обычное», 10% жаловались на усталость. Число преподавателей, беспокоящихся о состоянии своего здоровья, с возрастом увеличивается в 2,4 раза. При этом число преподавателей, считающих, что

они уделяют своему здоровью достаточно внимания, незначительно (6%). Причинами неудовлетворительного состояния своего здоровья 41,5% преподавателей считают материальное положение, 39,4%- чрезмерную нагрузку, нервно- эмоциональное напряжение, 27,5% - экологические факторы, 16% - неумение ритмично работать. Выявлено, что заболеваемость по данным обращаемости, наиболее высока при стаже работы до 5 лет(в этом периоде преобладают респираторные заболевания, нейроциркуляторная дистония и кратковременные подъёмы артериального давления) и при стаже работы от 10 до 15 лет. В этом периоде наблюдается формирование гипертонической болезни, стенокардия, а также неврозоподобныереакции. Известно, что при стаже работы свыше 10-15 лет наблюдается формирование так называемых «педагогических кризов», что педагогами расценивается как проявление неудовлетворенности результатами своего труда. Педагогические кризы являются проявлением формирования у преподавателей психосоматических заболеваний.

Основными признаками психоэмоционального напряжения являются нарушение сна, частые головные боли, повышение артериального давления. Различные формы нарушения сна отмечает у себя 85% преподавателей, две трети педагогов предъявляют жалобы на частые головные боли, у 35% регистрируется стойкое повышение артериального давления.

А также анамнестические данные позволили получить сведения о возрасте, занимаемой должности, текущих субъективных оценках самочувствия, работоспособности, сопутствующих факторов развития когнитивных нарушений, таких как гипертоническая болезнь и атеросклероз.

Исследование показало, что когнитивные нарушения во второй и третьей группе были выражены в большей степени, нежели в первой. Степень нарушения выявлялся в основном в снижении памяти, затруднении праксиса. Так, в первой группе у 27,3% обследованных выявлены проявления когнитивных нарушений, во второй 37,5%. В третьей группе наравне с проявлениями когнитивных функций (50%) выявлены признаки сосудистой деменции лёгкой степени (33,3%), что связано с начальными изменениями кровообращения головного мозга, явлениями энцефалопатии (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика данных в группах по шкале MM.SE_

Состояние когнитивных функций 1-ая группа (п=11) 2-ая группа (п=8) 3-я группа (п=6)

Норма. Нарушение когнитивных функций отсутствует (28-30 баллов) 8 (72,7%) 5(62,5%) 1(16,7%)

Когнитивные нарушения (24-27 баллов) 3(27,3%) 3(37,5%) 3(50%)

Деменция легкой степени выраженности (20-23 балла) 0 0 2(33,3%)

Деменция умеренной степени выраженности (11-19 баллов) 0 0 0

Тяжелая деменция (0-11 баллов) 0 0 0

Установлена прямая связь изменений нейропсихологических показателей и эмоционального фона у преподавателей с отягощённым анамнезом и наличием факторов развития сосудистой энцефалопатии.

Полученные результаты психодиагностического тестирования «эмоционального выгорания» показали высокий уровень эмоционального выгорания в трёх группах в равной степени (33,3%). Наибольшее количество эмоционально не выгоревших во второй группе - 70%. Основные отличия в степени выраженности синдрома « эмоционального выгорания» находятся в рамках фазы « резистентности»- 58% от общего количества баллов. Наибольшая выраженность данной фазы наблюдалась у респондентов второй группы (45%), 26% баллов у первой и 23% баллов у третьей группы.

По полученным данным в ходе исследования можно сделать вывод, что характерной особенностью преподавателей медицинских вузов являются высокие показатели по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации в совокупности с низкими показателями по шкале персональных достижений, что указывает на наличие у субъекта состояния выгорания. Также можно сделать вывод о среднем уровне выраженности показателей нервно - психического напряжения, что свидетельствует об ощущении подъёма, мобилизованности и готовности к работе.

Оценка уровня эмоциональной стабильности обследуемого установила взаимосвязь между психологическим типом личности и степенью выраженности эмоционального перенапряжения. Наиболее подверженными эмоциональной нестабильности являются меланхолики (по опроснику Айзенка) - 38%, и холерики - 34%. В рамках проведенного исследования сангвиники и флегматики оказались в равных соотношениях - 11%.

Вывод:

1. Полученные данные могут явиться основой подбора профилактических мероприятий, направленных на своевременную диагностику когнитивных нарушений, факторов риска развития энцефалопатии и снижение эмоционального напряжения, которые, в свою очередь, будут являться фактором эффективности деятельности преподавательского состава вуза.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/ В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996.- 472с.

2. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога/ Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. - М.: Академия, 2005. - 368с.

3. Преображенская И.С. Сосудистые когнитивные нарушения: клинические проявления, диагностика, лечение/ И.С. Преображенская, Н.Н. Яхно //Неврологический журнал, - 2007. - Т.12(5). - С.45-50.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб.пос. /Е.И.Рогов.-2-е изд, перераб. и доп.-М.:Владос, 1999.-480 с.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ

Рахмонов Р.А., Джалолова М.М., Мадаминова Т.В.

В статье приводятся данные обследования 25 преподавателей разделенных на три группы по стажу работы, с целью определения когнитивных дисфункций, их эмоционального фона, для выявления которых были применены нейропсихологические тесты. Выявленные когнитивные нарушения выражены у лиц с более 10 лет стажем работы, а также у группы с отягощённым анамнезом по состоянию здоровья и определённым типом высшей психической сферы.

Ключевые слова: нейропсихологическое состояние, эмоциональный фон, когнитивные дисфункции.

FEATURES OF NEUROPSYCHOLOGICAL AND SEVERITY OF EMOTIONAL DISORDERS OF ACADEMIC STAFF

Rakhmonov R. A., Jalolova M. M., Madaminova T.V.

The article presents data from the survey of 25 teachers, were divided into three groups according to length of service, in order to determine cognitive dysfunctions, their emotional background to identify which neuropsychological tests were applied. Identified cognitive impairment expressed in individuals with more than 10 years of experience, as well as a group with a history of health and type of higher psychic sphere.

Key words: neuropsychological status, emotional background, cognitive dysfunction.

Сведения об авторах: Рахмонов Рахматулло Азизович - доктор медицинских наук, профессоp, заведующий кафедрой неврологии и основ мед. генетики Таджикского государственного медицинского университета им. Абуалиибни Сино, (992) 918-62-93-38, e-mаil: rahmonov-r@mail.ru

Джалолова Махина Машрафовна - очный аспирант кафедры неврологии и основ мед.генетики Таджикского государственного медицинского университета им. Абуалиибни Сино, (992) 918-32-30-28, e-mail: mahin 23@mail.ru

Мадаминова Тахмина Ворисовна - аспирант кафедры неврологии и основ мед.генетики Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибн Сино, (992) 918-67-04-96, e-mail: tahmina87@mail.ru

Information about autors: Rakhmonov Rakhmatullo Azizovich - doctor of medical sciences, professor, Head of Chair of Neurology and medical genetics, Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, tel.: (992) 918-62-93-38, e-mаil: rahmonov-r@mail .ru

Jalolova Makhina Mashrafovna - postgraduate student of Chair of Neurology and medical genetics, Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, tel.: (992) 918323028, e-mail: mahin 23@mail.ru

Madaminova Takhmina Vorisovna -postgraduate student of Chair of Neurology and medical genetics, Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, tel.: (992) 91867-04-96, e-mail: tahmina87@mail.ru

МИОТОНИЯ. КРАТКИЙ ОБЗОР И ОПИСАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ АТИПИЧНОЙ ФОРМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Рахмонов Р.А., Мадаминова Т.В., Джалолова М.М.

Таджикский государственный медицинский университет им. АбуалиибниСино

Наследственные миотонические синдромы (НМС) - группа генетически гетерогенных заболеваний ионных каналов хлора и натрия (каналопатии), характеризующиеся повышенной возбудимостью мембраны мышечных волокон, проявляющиеся миотоническими феноменами с постоянной или транзиторной слабостью скелетной мускулатуры [16].

Клинически миотония проявляется выраженными мышечными спазмами с последующим затруднением расслабления мышц, возникающими при целенаправленных движениях. Феномен представляет собой замедленную релаксацию мышцы после ее сокращения вследствие нестабильности мембраны мышечного волокна, приводящей к появлению повторяющихся разрядов сокращения мышцы вслед за одиночным стимулом или коротким периодом ее сокращения [2,4,9,23].

В современной классификации НМС представлены различными генетическими формами дистрофических (ДМ) и недистрофических миотоний (НДМ). Самая распространенная форма НДМ - врожденная миотония (ВМ), которая включает миотонииТомсена и Беккера с распространенностью от 0,2 до 7,3 на 100 тыс. населения [16].

Происхождение миотонииТомсена и Беккера обусловлено мутациями в гене хлорного канала CLCN1 (локус 7q35) [41].

Врожденнаямиотония (ВМ)является гетерогенным по типу наследования заболеванием, имеет одинаковое по частоте представление у обоих полов, и характеризуется миотонической скованностью и истинной мышечной гипертрофией. В подавляющем большинстве случаев ВМ является спорадическим заболеванием как проявление первичной мутации гена [2,3,9], а в четверти случаев носит наследственный характер с аутосомно-доминантным (болезнь Томсена) типом наследования (19%) или аутосомно-рецессивным (болезнь Беккера) типом (6%) [1,5,9]. Заболевание имеет доброкачественное течение и не приводит к инвалидизации.Косвенным признаком, позволяющим заподозрить наличие ВМ у плода, является его малая подвижность. В неонатальном периоде врожденнаямиотония проявляется изменением голоса во время плача, ребенок задыхается, после плача мышцы лица очень медленно расслабляются [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.