Научная статья на тему 'НЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ В ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ БАРНАУЛА)'

НЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ В ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ БАРНАУЛА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
159
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙМИНГ / НЕЙМИНГ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА / СЕМАНТИКА / СИНТАКТИКА / ПРАГМАТИКА / СЕМИОТИКА / ГОРОДСКАЯ НОМИНАЦИЯ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / NAMING / NAMING OF OBJECTS OF URBAN SPACE / SEMANTICS / SYNTACTICS / PRAGMATICS / SEMIOTICS / URBAN NOMINATION / URBAN SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Варшко А.А.

В данной статье раскрывается понятие нейма городского пространства через лингвистические подходы: семантика, синтактика, прагматика, семиотика. Также рассматриваются понятие «городское пространство» и городские объекты г. Барнаула, входящие в данное понятие в рамках данной работы. Итогом выполненной работы является рассмотрение специфики нейминга общественных городских пространств Барнаула, определение основных способов образования неймов городских пространств городской среды Барнаула. Также в статье выделены основные проблемы наименования и переименования объектов городских пространств, показан пример современного подхода к процессу нейминга через ренейминг парка «Изумрудный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAMING AS A COMMUNICATION TOOL IN URBAN SPACES (ON THE PUBLIC URBAN SPACES OF BARNAUL)

This article reveals the concept of urban space nymas through linguistic approaches: semantics, syntactics, pragmatics, semiotics. The concept of "urban space" and the urban objects of Barnaul, which are part of this concept in this work, are also considered. The result of this work is to consider the specifics of Barnaul's public urban space naming, to define the main ways of formation of Barnaul's urban environment nymms. Also in the article the main problems of naming and renaming the objects of urban spaces are highlighted, the example of the modern approach to the process of naming through the reaming of the Izumrudnyy Park is shown.

Текст научной работы на тему «НЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ В ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ БАРНАУЛА)»

URL: https://mobile.duma.mos.ru/ru/34/news/novosti/ekologicheskaya-otkryitost-biznesa-mojet-prinosit-pribyil (дата обращения: 25.04.2020).

D.A. Bagdasaryan, A.P. Cheglakova

St. Petersburg State Economic University

Scientific Director: A.V. Pryakhina

ENVIRONMENTAL OPENNESS AS A FACTOR OF FAVORABLE BRAND DEVELOPMENT OF A MODERN ORGANIZATION

The article substantiates the relevance of corporate environmental responsibility research and explains the relationship between ecology and branding. The problem of insufficient interest of business in the problem of ecological responsibility is considered. The analysis of the most successful socially responsible business communications is presented, in particular, the experience of "Bushe" chain of coffee shops and "Azbuka vkusa" supermarkets.

Key words: environmental responsibility, corporate social responsibility, branding.

А.А. Варшко, Л.М. Комиссарова

Алтайский государственный университет lkomissarova@ya. ru

НЕЙМИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ В ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ БАРНАУЛА)

Аннотация

В данной статье раскрывается понятие нейма городского пространства через лингвистические подходы: семантика, синтактика, прагматика, семиотика. Также рассматриваются понятие «городское пространство» и городские объекты г. Барнаула, входящие в данное понятие в рамках данной работы. Итогом выполненной работы является рассмотрение специфики нейминга общественных городских пространств Барнаула, определение основных способов образования неймов городских пространств городской среды Барнаула. Также в

статье выделены основные проблемы наименования и переименования объектов городских пространств, показан пример современного подхода к процессу нейминга через ренейминг парка «Изумрудный».

Ключевые слова: нейминг, нейминг объектов городского пространства, семантика, синтактика, прагматика, семиотика, городская номинация, городское пространство.

Пространство традиционного русского города намеренно формировалось как семиотическая конструкция, как своего рода «текст», устанавливающий и передающий определенные смыслы. Как и весь город в целом, городские пространства следует рассматривать, основываясь на трёх лингвистических позициях: семантической, синтаксической, прагматической и семиотической.

В своей работе А.А. Уфимцева дает определение понятию семантика: «специфический способ означивания, который порождается речью и который связан с ролью языка как механизма, производящего речевые единицы — сообщения» [4, с. 41]. Название может иметь одновременно несколько семантических смыслов, поэтому необходимо учитывать все его значения при выборе имени объекта городского пространства. Важно проследить, чтобы объект через нейм отражал именно те ценности горожан, которые у них связаны с городским пространством.

Если город — это знаковая система, то городские пространства (парки, скверы, аллеи, площади, набережные, улицы, проспекты) как знаки города — составляющие этой системы. Раздел синтактики, «изучающий внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы)» [2, с. 1], исследует взаимодействие между собой составляющих объекта городского пространства и его собственного отношения к городским системам знаков.

Объект городского пространства един, но мы как разные группы потребителей информации по-разному думаем об этом объекте и воспринимаем его. Поэтому при воздействии на разные целевые группы специалисты используют разные знаки — за это отвечает прагматика.

Прагматика современного городского пространства состоит в том, насколько удобно, комфортно, душевно использовать его лю-

дям — горожанам в целом — и отдельно взятому горожанину в частности [5].

Различие семиотического и семантического способов предельно четко показывает Э. Бенвенист в следующей формулировке: «Семиотическое (знак) должно быть узнано, семантическое (речь) должно быть понято» [1, с. 134].

В данный момент не существует единого понятия, характеризующего городское пространство. Современные исследователи изучают его с позиций междисциплинарного подхода.

Рассматривая общественные пространства с точки зрения коммуникативного подхода как общедоступные места встреч и генераторы социального взаимодействия горожан, можно выделить следующие группы городских пространств г. Барнаула, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. Городские пространства г. Барнаула

Парки Площади

Солнечный ветер Площадь Октября

Парк экстрима Площадь Победы

ПКО Центральный Площадь Спартака

Изумрудный Площадь Сахарова

Арлекино Площадь Советов

Эдельвейс Площадь Свободы

Нагорный Площадь Текстильщиков

Лесная сказка Площадь Ветеранов

Юбилейный Площадь Мира

Барнаульская крепость Площадь Баварина

Парк Целинников Площадь Жукова

Парк 50-летия СССР Площадь Кузнецова

Парк культуры и отдыха им.Ленина Демидовская Площадь

Скверы Привокзальная площадь

Зелёный сквер Площадь им. 5-ой Гвардейской

Сквер имени Германа Титова Городской стрелковой дивизии

Сквер Химиков Народная площадь

Сквер им. О.Ю. Суртаева

Окончание Таблицы 1

Аллеи Рощи

Аллея ветеранов Аллея Любви Аллея памяти десантников 6-ой роты 76-й гвардейской воздушно-десантной черниговской краснознамённой дивизии Аллея победы Дунькина роща Мизюлинская роща

Набережные

Набережная Оби Набережная река Барнаулки

Бульвары

Бульвар Защитников Сталинграда

Основываясь на предложенной классификации, можно рассмотреть специфику и основные способы образования названий городских пространств г. Барнаула.

1. Территориальный признак

Город имеет внутреннюю организацию территории и системный характер, что отражается в названиях городских пространств, его делении на районы, объединении в себе различных территорий, географических объектов, природных зон, инфраструктур и сооружений. По этому принципу образованы названия следующих городских объектов: ПКО Центральный, Нагорный парк, Набережная Оби, Набережная река Барнаулки, Привокзальная площадь.

2. Принцип ориентации

Суть ориентирующего принципа можно отразить через связи между несколькими объектами на одной территории. «Если в пределах локации уже есть природный либо значимый культурный / социальный объект» [3, с. 8], то этот принцип может быть реализован напрямую или ассоциативно. Так, например, Изумрудный парк раньше принадлежал Барнаульскому меланжевому комбинату и назывался Парком меланжевого комбината.

3. Личность и статус культа

Имя обладает способностью захватывать аудиторию и становиться культовым. Так, почти в каждом городе страны можно встретить улицу Ленина. Также используют имена известных исторических личностей (Парк культуры и отдыха имени Ленина), хозяйственных и

политических деятелей Алтайского края (Площадь имени Баварина), названия в честь земляков (Сквер имени Германа Титова).

4. Патриотизм

В патриотических неймах городской объект воспринимается как локация определенных исторических действий. К этой категории можно отнести названия городских объектов в честь участников революции и войн (Площадь имени 5-ой Гвардейской Городской стрелковой дивизии, Бульвар Защитников Сталинграда), воспоминания значимых исторических событий (Площадь Победы, Парк Целинников) и юбилеев (Парк 50-летия СССР).

5. Мифический статус объекта

У общественных пространств есть «прозвища» — имена, которые они получили из историй, легенд и песен. Говорят, что Дунькина роща названа так из-за несчастной любви девушки Евдокии.

6. Эстетические, творческие и фантазийные имена

Тенденцию последних лет можно проследить в номинации новых

улиц города: Горнолыжная, Мраморная, Сапфирная — это нейтральные и свободные от текущей политической ситуации названия. Здесь побеждает эстетическое начало. Названия городских объектов, входящие в эту группу, относятся к искусственно сконструированным неймам. Также они обладают самой высокой степенью самобытности и охраноспособности, отличаются оригинальностью и сложностью. Например, городские пространства Солнечный ветер, Парк экстрима, Изумрудный, Арлекино, Эдельвейс, Лесная сказка, Барнаульская крепость, Аллея Любви.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует проблема наименования и переименования городских объектов, которая широко обсуждается общественностью посредством общественных дискуссий, в которых высказываются противоположные точки зрения и возникают споры. Когда изменяются названия городских объектов, между общественностью и экспертами происходят дискуссии, в которых высказываются противоположные точки зрения. Также и в экспертной среде существует несоответствие мнений. Это можно связать с устаревшими номинативными привычками прошлого века, где важным являлось вовлечение топонимов в акты прославления и почитания. Отчасти это недостаток современных знаний о специфике территории, способах и приемах в нейминге у

субъектов, принимающих номинативные решения. Существует необходимость в обновлении аналитических и методических материалов для процесса нейминга объектов городских пространств.

Появилась потребность в обновлении имён городских объектов. Это проявляется, например, в обращении Фонда имущества Алтайского края на кафедру медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью Алтайского государственного университета с задачей разработки нового названия и концепции для парка «Изумрудный».

Командой проекта (Варшко Анастасия, Кузьмина Анастасия, Обухова Галина) была проведено предварительное исследование и выявлен богатый исторический потенциал городского пространства: на территории парка есть несколько исторических периодов с разным функциональным наполнением, часто менялось название парка.

Парк большую часть своей истории имел связь с Барнаульским меланжевым комбинатом. Название отражает связь парка с комбинатом по ориентационному признаку, рассмотренному ранее, когда два объекта на одной территории связаны между собой. Нейм прочно закрепился в городской культуре, большинство горожан старшего поколения до сих пор ассоциируют парк с прежним названием — «Меланжевый парк». Студенческой группой проекта был выбран новый нейм парка «Меланж-парк», таким образом, было сохранено историческое название и повышена мобильность нейма за счет современного трен-дуа на минимализм.

В процессе изучения семантического поля понятия «меланж» стало понятно, что меланж — это пряжа из волокон, окрашенных в разные цвета. Разные оттенки и цвета отражают целевую аудиторию и концепцию городского пространства: «Парк для всех и каждого». Фотосемантический анализ нейма показал единение нейма с характеристиками городского объекта — парка и с его концепцией.

Была разработана концепция и название для одной из зон парка «Me_lounge», которая находится на открытой поляне. Это зона для тихого отдыха в центре города и расслабления, а также коворкинг-площадка для работы, учебы и саморазвития. «Me_lounge» созвучна с новым неймом парка «Меланж», а лаунж — лёгкая, фоновая музыка

Выводы

Современный нейминг сочетает в себе креатив и имеет алгоритмизированный характер аналитической работы. Нейминг служит инструментом для управления восприятием и подчинен выбору наиболее эффективных способов передачи прагматических смыслов.

Технология нейминга в рамках называния объектов городских пространств предполагает использование топографических реалий городской территории, культурно-исторического контекста, специфики целевых аудитории и современных трендов в нейминге.

Литература

1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 447 с.

2. Гитинова И.К. Несобственно-прямая речь: структурно-синтаксический аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2013. № 2 (121). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/nesobstvenno -pryamaya-rech-strukturno-sintaksicheskiy-aspekt (дата обращения: 09.05.2020).

3. Голомидова М.В. Использование технологии нейминга при создании официальных городских топонимов: анализ возможностей: Автореф. дис. ... кандидата филол. наук / Уральский федеральный университет. Екатеринбург, 2019. 17 с.

4. Уфимцева А.А. Лексическое значение. М. : Наука, 1986. 240 с.

5. Юдина А.В. Застройка городов центральной России: прагматика и эстетика // Ярославский педагогический вестник. 2016. №3. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/zastroyka-gorodov-tsentralnoy-rossii-pragmatika-i-estetika (дата обращения: 10.05.2020).

A.A. Varshko, L.M. Komissarova

Altai State University

NAMING AS A COMMUNICATION TOOL IN URBAN SPACES (ON THE PUBLIC URBAN SPACES OF BARNAUL)

This article reveals the concept of urban space nymas through linguistic approaches: semantics, syntactics, pragmatics, semiotics. The concept of "urban space" and the urban objects of Barnaul, which are part of this concept in this work, are also considered. The result of this work is to consider the specifics of Barnaul's public urban space naming, to define the main ways of formation of Barnaul's urban environment nymms. Also in the arti-

cle the main problems of naming and renaming the objects of urban spaces are highlighted, the example of the modern approach to the process of naming through the reaming of the Izumrudnyy Park is shown.

Key words: naming, naming of objects of urban space, semantics, syntactics, pragmatics, semiotics, urban nomination, urban space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.