Научная статья на тему 'НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ'

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9590
1211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛЬНОЕ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ / ОБЩЕНИЕ / ЯЗЫК / ТОН / МИМИКА / ПОЗЫ / ЯЗЫК ТЕЛА / ДЕЙСТВИЯ / ЖЕСТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Собирова Наргиза Нумонжоновна

Данная статья посвящена невербальному общению и его определению. Коммуникация определяется как взаимодействие между двумя или более людьми при обмене информацией, имеющей когнитивный или аффективно-оценочный характер. Коммуникация - это сложный, всеобъемлющий процесс установления и развития отношений, который возникает из потребности в совместной деятельности между людьми и состоит из обмена информацией. Инструменты коммуникации могут включать язык, эмоциональный тон, мимику, позы, движения тела, взгляд, жесты и дистанцию. Невербальная коммуникация - это форма языка, которая воплощает в себе все формы невербальной коммуникации, состоящей из действий и жестов, лишенных смысла. Помимо жестов и поз, невербальная речь включает паралингвистические и экстралингвистические средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-VERBAL COMMUNICATION

This article is devoted to non-verbal communication and it’s definition. Communication is defined as the interaction between two or more people in the exchange of information that has a cognitive or affective-evaluative character. Or communication is a complex, comprehensive process of establishing and developing relationships that arise from the need for collaborative activities between people and consist of the exchange of information. Communication tools can include language, emotional tone, facial expressions, mimicking, postures, body movements, gaze, gestures and distance. Nonverbal communication is a form of language that embodies all forms of non-verbal communication, consisting of actions and gestures that are devoid of meaning. In addition to gestures and poses, nonverbal speech includes paralinguistic and extralinguistic means.

Текст научной работы на тему «НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Собирова Н.Н. Email: [email protected]

Собирова Наргиза Нумонжоновна - преподаватель, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена невербальному общению и его определению. Коммуникация определяется как взаимодействие между двумя или более людьми при обмене информацией, имеющей когнитивный или аффективно-оценочный характер. Коммуникация - это сложный, всеобъемлющий процесс установления и развития отношений, который возникает из потребности в совместной деятельности между людьми и состоит из обмена информацией. Инструменты коммуникации могут включать язык, эмоциональный тон, мимику, позы, движения тела, взгляд, жесты и дистанцию. Невербальная коммуникация - это форма языка, которая воплощает в себе все формы невербальной коммуникации, состоящей из действий и жестов, лишенных смысла. Помимо жестов и поз, невербальная речь включает паралингвистические и экстралингвистические средства.

Ключевые слова: вербальное, невербальное, общение, язык, тон, мимика, позы, язык тела, действия, жесты, позы.

NON-VERBAL COMMUNICATION Sobirova N.N.

Sobirova Nargiza Numonjonovna - Teacher, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to non-verbal communication and it's definition. Communication is defined as the interaction between two or more people in the exchange of information that has a cognitive or affective-evaluative character. Or communication is a complex, comprehensive process of establishing and developing relationships that arise from the need for collaborative activities between people and consist of the exchange of information. Communication tools can include language, emotional tone, facial expressions, mimicking, postures, body movements, gaze, gestures and distance. Nonverbal communication is a form of language that embodies all forms of non-verbal communication, consisting of actions and gestures that are devoid of meaning. In addition to gestures and poses, nonverbal speech includes paralinguistic and extralinguistic means. Keywords: verbal, non-verbal, communication, language, tone, facial expression, postures, body language, actions, gestures, poses.

УДК 8.1751

Прежде чем размышлять о невербальной речи или невербальном общении, давайте попытаемся понять суть концепции общения. Общение - это потребность человека как социального, сознательного существа и носителя сознания. Мы наблюдаем разделение различных образов жизни высших животных и людей на два аспекта: отношения с природой и отношения с живыми существами. Первый тип отношений называется деятельностью как особый вид человеческой деятельности. Второй тип отношений определяется тем, что взаимодействующие друг с другом стороны являются живыми существами, которые обмениваются информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых взаимоотношений называется коммуникацией.

Существуют разные определения слова «коммуникация», которые заключаются в следующем: «коммуникация» это взаимодействие между двумя или более людьми при обмене информацией, имеющей когнитивный или аффективно-оценочный характер. Или общение - это сложный, всеобъемлющий процесс установления и развития отношений, который возникает из необходимости совместной деятельности между людьми и состоит из обмена информацией, выработки единого пути взаимодействия, а также это процесс восприятия и понимания другого человека [6] -это одно из наиболее полных и точных определений понятия «общение». Общение присуще всем живым существам, но на человеческом уровне оно принимает самые продвинутые формы и понимается через речь. В коммуникации различают следующие перспективы: содержание, цель и средства.

Язык - это средство общения, и он обеспечивает взаимодействие тех, кто общается. Для успешного общения важно, чтобы говорящий и принимающий речь говорили на одном языке. Кроме того, чтобы общение было взаимно понятным, символы, используемые коммуникаторами, также должны быть взаимно понятными, поскольку язык - это набор словесных символов. Взаимодействуя, мы ставим перед собой такие цели, как задавать вопросы и получать ответы, просить, отдавать приказы, влияние на кого-то. Под содержанием общения можно понимать содержание информации, передаваемой в межличностном общении, а также информацию о внутренней мотивации и эмоциональном состоянии. Инструменты коммуникации могут включять язык (устный и письменный (текст, изображения, схемы, запись информации, технические средства передачи (радио и видеоаппаратура, механическая, магнитная, лазерная и другие формы письма) знаковые системы)), эмоциональный тон, мимику, позу, движения тела, взгляд, жесты и расстояние.

Как только человек вступает в отношения, налаживается сотрудничество. Согласно теории психоанализа Фрейда, межличностные взаимодействия определяются восприятием, приобретенным в раннем детстве, и противоречиями, пережитыми в этот период. «Люди образуются и остаются в социальных группах, потому что чувствуют себя покорными и зависимыми от лидеров», - сказал Фрейд. То, что вы являетесь лидером или последователем, отражается в вашей речи, как вербальной, так и невербальной. Первое впечатление часто раскрывает ключевые аспекты личности, в которых важную роль играют беглость и скорость речи, тон и громкость, мимика, жесты, позы и так далее.

Когда человек рождается, он сразу же общается с внешним миром, что на первый взгляд кажется нам естественным, простой концепцией, но на самом деле межличностное общение - очень сложный процесс, и мы изучаем и улучшаем его на протяжении всей жизни. Что касается психологической сложности общения, Б.Д. Паригин пишет: "Коммуникация - это настолько многогранный процесс, что он одновременно включает в себя:

а) процесс взаимодействия индивидов;

б) процесс обмена информацией между людьми;

в) процесс, посредством которого один человек обращается с другим;

г) процесс, посредством которого один человек влияет на других;

д) возможность посочувствовать друг другу;

е) процесс, с помощью которого люди понимают друг друга" [3].

Из вышесказанного ясно, что важно изучать процесс общения не только на уровне науки, но и в нашей повседневной жизни. Мы можем дать множество определений и информации о коммуникации, но мы сосредоточимся больше на невербальной форме коммуникации в контексте нашей темы. Наиболее важными видами общения являются вербальное и невербальное общение.

Прежде всего, давайте поговорим немного о вербальном общении. Вербальное общение - это чисто человеческое явление, одним из условий которого является владение языком. Речь рассматривается как средство общения, и как источник

информации, и как средство взаимодействия с собеседником. Тут можно вспомнить слова великого поэта Саади: «Мы не узнаем есть ли у вас ум или нет, великий вы или нет, пока вы не скажете ни слова».

Устное общение включает в себя значение и суть слов и фраз. Основное внимание уделяется точности слова, его выражению и универсальности, звукам, произношению слов и тона. Звуковые явления в речи включают: интенсивность речи, модуляцию громкости, тон голоса, вес речи, качество звука, тон, точность. Выражение качества звука: специфические звуки: смех, рыдания, плач, шепот, вздохи и т.д.; отличительные звуки - кашель; незначительные звуки - паузы, а также носовые звуки - «хм, хм», «е-е-е», «о-о-о» и так далее [7].

Хотя считается, что исследования невербальной коммуникации и поведения человека начались в 1872 году с публикации книги Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», в центре внимания также находится интерес к невербальной речи и ее проявлениям. 2000 год тому назад Цицерон учил говорящих правильно пользоваться жестами. Первый словарь жестов принадлежит римскому оратору Квинталиану. Работы Джона Боливара 1664 года по языку жестов, хирологии или языку жестов и искусству хиромантии или риторики рук были новым шагом в изучении значимых человеческих жестов. С тех пор было проведено много исследований типов, эффектов и проявления невербального общения и поведения.

Невербальная коммуникация - это форма языка, которая воплощает в себе все формы невербальной коммуникации, состоящей из действий и жестов [2]. Помимо жестов и поз невербальная речь включает паралингвистические и экстралингвистические средства.

Альберт Мерабян, пионер в изучении языка тела, работавший в 1950-х годах, обнаружил, что информация о любом сообщении делится следующим образом: 7% из них является вербальной, то есть словестно, 38% излагается голосом (тон, акцент и методичное произношение звуков) и 55% невербальными сигналами [1]. Это означает, что большая часть сообщения доставляется адресату невербальной речью.

Ильхом Асланов в своей книге «Психология социальной активности и поведения» отмечает следующие моменты: Невербальная коммуникация включает оптико-кинетическую систему знаков, которая включает мимику (мимику) и пантомиму (движения тела и конечностей).

Мимика - это часть мимики человека, посредством которой выражаются мысли и эмоциональное состояние человека. Греческое слово mímicos означает «подражатель». Это связано с тем, что сокращение лицевых мышц, имитирующее эмоциональное состояние человека, изменяет выражение лица и отражает состояние человека.

Пантомима - это система действий, представленных человеческим телом или его частями.

Жесты - это движение рук, с помощью которых можно понять внутреннее состояние человека и его отношение к объекту. В разных странах жесты воспринимаются по-разному. Итальянцы и французы не представляют своего общения без жестов. У узбеков использование жестов в речи не считается хорошей привычкой [4].

Каждая культура накладывает свой отпечаток на невербальные средства, поэтому не существует общих для всего человечества норм. Так же, как вы изучаете язык других стран, вам необходимо выучить невербальный язык. Ценность невербальных сигналов в том, что они возникают непроизвольно, бессознательно и, в отличие от слов, всегда отражают реальные эмоции. Невербальное поведение имеет национально-культурную основу. У каждой нации есть своя собственная система невербальных действий, которая состоит из поведения, жестов, языка тела и мимики в соответствии с ее культурными и национальными особенностями. Обычный жест одного рукопожатия по-разному воспринимается людьми разных национальностей.

Во Франции и Италии вашу вытянутую руку обязательно сжимают, а в Великобритании вытянутая рука может быть подвешена в воздухе. Например, в Африке и на Ближнем Востоке прикосновение является обязательным условием общения, но японская культура не приемлет прямого контакта. Следует отметить, что поспешное рукопожатие запрещено во многих странах. Невербальные средства общения служат:

1. Организация и поддержание психологического общения, регулирование коммуникативного процесса;

2. Придать новый смысл тексту слова, направить значение в желаемом направлении;

3. Помочь выразить эмоции, ценность, принятую роль, значение ситуации [5].

В заключении хотелось бы отметить что неязыковые инструменты играют важную роль в развитии человека, поскольку они позволяют нам правильно понимать друг друга, передавать и принимать скрытые сигналы при обмене идеями и обмениваться информацией удаленно. Невербальные инструменты также являются очень важным фактором для разных профессий. Например, сотрудники ДПС, дирижеры, учителя и представители ряда других профессий широко используют кинесику.

Список литературы /References

1. Pease Allan. New body language (Extended version). Moscow, 2010. Р. 20.

2. Ergasheva Nargiza Numonjonovna. The role of paralinguistic means in education: EPRA international journal of multidisciplinary research. Volume-6. Issue-11. November, 2020.

3. Парыгин Д.Б. "Социальная психология как наука". Монография. Ленинград, 1965.

4. Асланов И. «Психология социальной активности и поведения». Ташкент, 2019. Стр. 51.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995.

6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reja.tdpu.uz/shaxsiyreja/content/120/html/102993/13.mavzu.Muloqot.htm/ (дата обращения: 24.04.2021).

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hozir.org/16-mavzu-muloqot-reja.html/ (дата обращения: 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.