Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ "НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ОСОБЕННОСТИ "НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА- ПЛАСТИКА / ЖЕСТ / МИМИКА / ВЗГЛЯД / ДИСТАНЦИЯ / ПЛАСТИКА ТЕЛОДВИЖЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / NONVERBAL COMMUNICATION / PARALINGUISTICS TOOLS - PLASTIC / GESTURES / FACIAL EXPRESSIONS / GAZE / DISTANCE / PLASTIC / PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашдиев В.А., Махмудова Д.С.

В данной статье рассматриваются особенности «невербального общения» в деятельности учителя начальных классов. Невербальное общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности психолого-педагогической деятельности. Невербальное общение - общение с помощью паралингвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, мимики, позы и т.д. Среди многообразия проблем современной педагогики, невербальное общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Несмотря на рост интереса, и исследований в области невербального общения в целом, с одной стороны, и педагогического общения - с другой, наблюдается недостаточный уровень изученности особенностей невербального общения в деятельности учителя начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF "NON-VERBAL COMMUNICATION" IN THE WORK OF THE TEACHER OF INITIAL CLASSES

This article discusses the features of" non-verbal communication " in the activities of primary school teachers. Non-verbal communication acts as one of the most important factors of the effectiveness of psychological and pedagogical activity. Non-verbal communication-communication with the help of paralinguistic means of information transmission: speech volume, voice timbre, gestures, facial expressions, posture, etc.among the variety of problems of modern pedagogy, non-verbal communication is one of the most popular and intensively studied. Despite the growing interest, and research in the field of non-verbal communication in General, on the one hand, and pedagogical communication - on the other, there is a lack of knowledge of the features of non-verbal communication in the activities of primary school teachers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ "НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ" В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2014.- 10 с.

5. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 2016. - 67с.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751, программа развития до 2025 г

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н Педагогика.-М. 2002, «Академия», 576 с.

8. Якубов З.Я. Использование этнопедагогики в воспитании школьников. - Махачкала, ИПЦ ДГУ, 2015.- 34 с.

Literature:

1. Aldoshina M. I. ethno-Cultural values and formation of aesthetic culture of students // Bulletin of Bryansk state University, - №1, 2014, P.105-109.

2. Asmolov A. G. Tolerance: from utopia to reality. On the way to a tolerant consciousness [Text]/ A. G. Asmolov. - M.: Sense, 2016.

3. Babinov, S. Techniques of perception tolerance [Text]/ S. Babinov// Pedagogical technique. - 2014. - №5. - P. 39-49.

4. Volkov G. N. Ethnopedagogics. - Moscow: Academy, 2014.- 10 p.

5. Mirzoev S. A. national pedagogy of Dagestan. - Makhachkala: Dicpetris, 2016. - 67c.

6. National doctrine of education in the Russian Federation: the Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2000 N 751, the program of development till 2025.

7. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogy.- M. 2002, "Academy", 576 p.

8. Yakubov Z. Y. Use of ethno-pedagogy in the education of students. -Makhachkala, CPI DSU, 2015.- 34 p.

ОСОБЕННОСТИ «НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Дашдиев В.А.,Махмудова Д.С. ПОО ВО «Дагестанская академия образования и культуры» ЧОО ВО «Социально-педагогический институт»

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности «невербального общения» в деятельности учителя начальных классов. Невербальное общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности психолого-педагогической деятельности. Невербальное общение — общение с помощью паралингвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, мимики, позы и т.д. Среди многообразия проблем современной педагогики, невербальное общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Несмотря

на рост интереса, и исследований в области невербального общения в целом, с одной стороны, и педагогического общения - с другой, наблюдается недостаточный уровень изученности особенностей невербального общения в деятельности учителя начальных классов.

Ключевые слова: невербальное общение; паралингвистические средства-пластика, жест, мимика, взгляд, дистанция; пластика телодвижений; педагогическое общение.

FEATURES OF "NON-VERBAL COMMUNICATION» IN THE WORK OF THE TEACHER OF INITIAL CLASSES.

Dashdiyev V. A.,Makhmudov D. S.

VET " Dagestan Academy of education and culture» Choo VO " Socio-pedagogical institute»

Annotation. This article discusses the features of' non-verbal communication " in the activities of primary school teachers. Non-verbal communication acts as one of the most important factors of the effectiveness of psychological and pedagogical activity. Non-verbal communication-communication with the help of paralinguistic means of information transmission: speech volume, voice timbre, gestures, facial expressions, posture, etc.among the variety of problems of modern pedagogy, nonverbal communication is one of the most popular and intensively studied. Despite the growing interest, and research in the field of non-verbal communication in General, on the one hand, and pedagogical communication - on the other, there is a lack of knowledge of the features of non-verbal communication in the activities of primary school teachers.

Key words: non-verbal communication; paralinguistics tools - plastic, gestures, facial expressions, gaze, distance, gestures, plastic; pedagogical communication.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального. С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой -противоречат. Как в общей структуре педагогического общения, так и в системе профессиональной деятельности педагога, невербальное общение

занимает приоритетное место. Рассматриваемая на страницах современной психолого-педагогической литературы, проблема «невербального общения» -язык жестов и пластики телодвижений, в деятельности учителя начальных классов, является одной из актуальных. Невербальное общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности психолого-педагогической деятельности. Невербальное общение — общение с помощью паралингвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, мимики, позы и т.д.

Среди многообразия проблем современной педагогики, невербальное общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Несмотря на рост интереса, и исследований в области невербального общения в целом, с одной стороны, и педагогического общения - с другой, наблюдается недостаточный уровень изученности особенностей невербального общения в деятельности учителя начальных классов. Будучи важным фактором формирования личности младшего школьника, невербальное общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В современной психолого-педагогической литературе можно встретить различные классификации невербальных средств общения и их характеристику.

Невербальное общение играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя начальных классов с детьми, поскольку различные средства невербального общения (пластика, жест, мимика, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем вербальные средства - слова.

В частности, Альберт Мейерабиан установил, что среднестатистический человек говорит словами только в течение 12-15 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2 секунд. Учёный выявил, что трансляция информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 8%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств - на 54%. [10]. А. Мейерабиан утверждает, что 70 % информации передается с помощью невербальных средств, в то время как вербальное общение в беседе занимает 30% [10].

Касаясь особенностей пластики телодвижений, отметим также, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив, чем язык слов» - пишет А. Пиз [10]. Все эти данные говорят об определяющем значении невербалики для взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение пластики жестов и мимики человека.

Как зарубежные, так и отечественные учёные утверждают, что как невербальный применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных сообщений, в то время вербальный канал используется для передачи информации. Среди наиболее используемых в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую.

К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Анализ соответствующей психолого-педагогической литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз. [7.8,9,10].

Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), фразовые и логические ударения, интонации, темп речи. М.Битянова отмечает, что не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливание, смех и прочее [1].

Важнейшим дополнением речевой коммуникации являются невербальные средства, которые делают процесс коммуникации более открытым и помогают участникам педагогического общения выявить намерения друг друга.

Невербальные средства являются существенным дополнением речевой коммуникации, делая этот процесс более открытым. Известно, что до 90% различной информации, в основном эмоционального характера, передается именно с помощью неречевых средств. По этой причине трудно переоценить роль невербального общения в человеческом взаимодействии, в общем, и в учебно-воспитательном процессе в частности.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Общение школьников с учителем начинается с момента его появления в классе. Важно всё: как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы журнала, как держит книгу. Учитель ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии. Речь учителя начальных классов - основное вербальное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество научных публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения [7,8,10]. Учитель начальных классов должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь чёткую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент педагогического общения.

Как утверждает Л.М.Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации» [8].

Невербальные стороны педагогического общения играют определяющую роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие и учителя и обучающихся. «Жест, мимика, взгляд, поза иногда оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е.А.Петрова [9]. Общаясь с обучающимися, учитель начальных классов значительную часть

информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать.

Так, А.С. Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть»[6]. Рассматриваемая нами сторона педагогического общения находилась в поле зрения советских учёных педагогов и психологов. Однако только в последнее время эта проблема стала все больше привлекать внимание исследователей феномена невербального общения.

В ходе взаимодействия в системе «учитель-класс» невербальное общение осуществляется по ряду каналов: визуальный контакт, интонация, прикосновение, мимика, жест, дистанция. При этом данные каналы являются важнейшим средством психолого-педагогического воздействия. В процессе невербального общения педагог должен уточнить общее настроение детей, их психологическую готовность к работе .

Во взаимодействии учителя начальных классов с детьми, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: дистанция общения; визуальное взаимодействие; мимика; прикосновение; жест; интонация. Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

К средствам невербального общения относятся:

A) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

B) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

Г) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи;

Д) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

При взаимодействии с детьми большую роль играет визуальный контакт. Обращаясь взглядом по-очереди к каждому ученику, педагог обращается лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять, что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т.д.). Тактильный контакт имеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело. Многообразие мимических движений и практически бесконечное их сочетание дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к каждому ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д.

Мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов [8].

Ряд исследований [7,8] показывают, что учащиеся младших классов отдают предпочтение учителям с открытым доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» [6].

Особое место в системе невербального общения учителя начальных классов занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок [9].

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию доброжелательного контакта.

Российские ученые-педагоги отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания [7,8]. При выслушивании ответа важно чередование и переключение взгляда. Учитель, глядя на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Учитель начальных классов, глядя на класс, привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. Не прерывая урока, учитель может привлечь к работе отвлекшегося младшеклассника, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся младших классов, являющегося важнейшим условием эффективного обучения.

Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д..

Как отмечает Е.А.Петрова [9], не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения.

Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает зрительный контакт. Позитивные жесты выступают важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Жест — движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Жесты учителя начальных классов нередко становятся образцом для подражания детьми. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся младших классов. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

В общении педагога с учениками доминирующее значение имеет и тон речи. По утверждению специалистов, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком воздействие интонации резко увеличивается. В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он, как правило, реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом» [8], расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и соответствующее отношение к нему со стороны других.

Невербальная сторона позитивного общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест,

взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь, потом усваивает смысл сказанного. Монотонная речь или крик учителя начальных классов лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты окриком, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. Педагогическое общение в целом объясняется как система взаимодействия учителя и учащихся, профессиональное по целям, задачам, содержанию и эффективности, обеспечивающее мотивацию и оптимизацию учебной деятельности.

Педагогическое общение выступает как процесс решения педагогом определённых задач, среди которых - познание личности, обмен информацией, организация деятельности, сопереживание (эмпатия).

Правильно организованное педагогическое общение является необходимым условием и содержанием профессиональной психолого-педагогической деятельности учителя начальных классов.

Литературы:

1. Битянова М. Особенности человеческпй коммуникации // Школьный психолог. - 2009. - №30. С.2-15.

2. Введение в специальность: Учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / Л.И.Рувинский, ВА—н-Калик и др. - М., 2008.

3. Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов Л. Умение общаться // Воспитание младших школьников. - 2007. №3. - С.18-21.

4. —рижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 2008.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. - 5-е изд. - М.: Смысл, 2009.

6. Макаренко А.С. Собрание сочинений. - М.:т.4,т.5.2008.

7. Маркова А.—. Психология т]эуца учителя: —н. для ^ителя. - М., 2011.

8. Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. - М., 2009 .

9. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. -М ., 2008.

10. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. - Воронеж, 2002.

11. Рыбакова М.М. —онфлипт и взаимодействие в педагогическом процессе: —н. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

12. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение / Сокр.пер. с нем. - М.: Интерэксперт, 2о06.

Litera tures:

1. Bityanova M. the characteristics of human communication // School вsychologist. - 2009. - №30. P. 2-15.

2. Introduction to the profession: Tяaching. allowance students. PED. in-tov / L. I. Ruvinsky, V. A.-Kalik, etc. - M., 2008.

3. Gorelov I., Sitnikov V., Sushko M., L. Shkatov the Ability to communicate // the Education of younger students. - 2007. No. 3. - P. 18-21.

4. Krizansky J. S., Tretjakov V. P. a Grammar of the communication. - L.: Publishing house of Leningrad University, 2008.

5. Leont'ev A. A. Psychology of communication. - 5th ed. - M.: Sense, 2009.

6. Makarenko A. S. Sobranie sochineniy. - M.: vol. 4, vol. 5.2008.

7. Markova A. K. Psychology of work the teachers: KN. for a teacher. M.,

2011.

8. Mitina L. M. Manage or suppress: the choice of the strategy of professional activity of the teacher. - M., 2009 .

9. Petrova E. A. Gestures in the pedagogical process: a Training manual. - M. ,

2008.

10. Pease A. body Language / TRANS. from English. - Voronezh, 2002.

11. Rybakova M. M. Conflict and interaction in the pedagogical process: KN. for a teacher. - Moscow: Education, 1991.

12. Rule H. Your secret weapon in communication: facial Expressions, gestures, movement / Abbr.per.s nem. - Moscow: Interexpert, 2006.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Феталиева Л.П.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Аннотация. В статье указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализационные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной мегасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества и на уровне конкретных образовательных систем (школ, классов, центров, университетах и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, глобальное образование, глобализация, глобальная мегасистема, глобальные тенденции, индивидуальный стиль, модернизация.

INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Fatalieva L. P.

FGBOU VO "Dagestan state pedagogical university»

Annotation. The article identifies different levels of globalization, considers globalization trends in the development of education and learning models with different categories. Global education is interpreted at different levels - at the level of global MEGASYSTEM (planetary), interaction and mutual enrichment of national

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.