Научная статья на тему 'Особенности «Невербального общения» в деятельности учителя начальных классов'

Особенности «Невербального общения» в деятельности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3591
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель начальных классов / младший школьный возраст / невербальное общение / язык жестов / пластика телодвижений / обмен информацией / сопереживание / uchitel' nachal'nyh klassov / mladshij shkol'nyj vozrast / neverbal'noe obshhenie / jazyk zhestov / plastika telodvizhenij / obmen informaciej / soperezhivanie / primary school teacher / primary school age / nonverbal communication / sign language / plasticity of movements / exchange of information / empathy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дашдиев Везирхан Ахмедович, Шахбазова Масума Афизовна, Джелилова Султанат Изетовна

Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как рассматриваемая в ней проблема «невербального общения» – язык жестов и пластики телодвижений, выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности педагогической деятельности учителя начальных классов. Среди многообразия проблем современной педагогики, невербальное общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE "NONVERBAL COMMUNICATION" FEATURES IN THE PRIMARY SCHOOL TEACHER’S WORK

The relevance of the article is indisputable, as the authors consider the problem of "nonver-bal communication" – body language and plasticity of body movements. It acts as one of the most im-portant factors of the efficiency of the primary school teacher’s pedagogical activity. Among the variety of issues of modern pedagogy, the nonverbal communication is one of the most popular and intensively studied.

Текст научной работы на тему «Особенности «Невербального общения» в деятельности учителя начальных классов»

32

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

burgh University Press. 6. htpp://www.titania.bham.ac.uk/docs/freq.gif. 7. http://www.dialog-21.ru/Archive/2003/Dobrovolskij.htm. 8. http://www.natcorp.ox.ac.uk/getting/sampler.html References

1. Zakharov V. P. Corpus linguistics. SPb., 2005. 2. Plungyan V. A., Sichinava D. V. National corpus of Russian: experience of creation of corpuses of modern Russian. SPb., 2004. 3. Rykov V. V. Corpus linguistics (scientific state-of-the-art review) // RJ: Social and humanities: Foreign literature. M, 1996. # 4. 4. Sosnina E. P. Introduction to applied linguistics. Ulyanovsk, 2000. 5. McEnery T. and Wilson A. Corpus Linguistics. (2nd Ed.) 2001. Edinburgh: Edinburgh University Press. 6. htpp://www.titania.bham.ac.uk/docs/freq.gif.

7. http://www.dialog-21.ru/Archive/2003/Dobrovolskij.htm 8. http:// www.natcorp.ox.ac.uk/ get-ting/sampler.html

Literatura

1. Zaharov V. P. Korpusnaja lingvistika. SPb., 2005. 2. Plungjan V. A., Sichinava D. V. Nacional'nyj korpus

russkogo jazyka: opyt sozdanija korpusov tekstov sovremennogo russkogo jazyka. SPb., 2004. 3. Rykov

V. Korpusnaja lingvistika (nauchno-analiticheskij obzor) // RZh: Social'nye i gumanitarnye nauki: Zarubezhnaja literatura. M., 1996. № 4. 4. Sosnina E. P. Vvedenie v prikladnuju lingvistiku. Ul'janovsk, 2000. 5. McEnery T. and Wilson A. Corpus Linguistics. (2nd Ed.) 2001. Edinburgh: Edinburgh University Press.

6. htpp://www.titania.bham.ac.uk/docs/freq.gif. 7. http://www.dialog-21.ru/Archive/2003 /Dobrovolskij.htm.

8. http://www.natcorp.ox.ac.uk/getting/sampler.html

Статья поступила в редакцию 06.07.2015 г.

УДК 372

ОСОБЕННОСТИ «НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

THE "NONVERBAL COMMUNICATION" FEATURES IN THE PRIMARY SCHOOL TEACHER’S WORK

© 2°i5 Дашдиев В. А., Шахбазова М. А., Джелилова С. И.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Dashdiev V. A., Shahbazova M. A., Dzhelilova S. I.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Актуальность статьи не вызывает сомнения, так как рассматриваемая в ней проблема «невербального общения» - язык жестов и пластики телодвижений, выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности педагогической деятельности учителя начальных классов. Среди многообразия проблем современной педагогики, невербальное общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых..

Abstract. The relevance of the article is indisputable, as the authors consider the problem of "nonverbal communication" - body language and plasticity of body movements. It acts as one of the most important factors of the efficiency of the primary school teacher’s pedagogical activity. Among the variety of issues of modern pedagogy, the nonverbal communication is one of the most popular and intensively studied.

Rezjume. Aktual’nost’ stat’i ne vyzyvaet somnenija, tak kak rassmatrivaemaja v nej problema «ne-verbal'nogo obshhenija» - jazyk zhestov i plastiki telodvizhenij, vystupaet v kachestve odnogo iz va-zhnejshih faktorov jeffektivnosti pedagogicheskoj dejatel'nosti uchitelja nachal'nyh klassov. Sredi mnogoobrazija problem sovremennoj pedagogiki, neverbal’noe obshhenie javljaetsja odnoj iz naibolee populjarnyh i intensivno issleduemyh.

Психолого-педагогические науки •••

33

Ключевые слова: учитель начальных классов, младший школьный возраст, невербальное общение, язык жестов, пластика телодвижений, обмен информацией, сопереживание.

Keywords: primary school teacher, primary school age, nonverbal communication, sign language, plasticity of movements, exchange of information, empathy.

Kljuchevye slova: uchitel’ nachal’nyh klassov, mladshij shkol’nyj vozrast, neverbal'noe obshhenie, jazyk zhestov, plastika telodvizhenij, obmen informaciej, soperezhivanie.

Как показывают результаты психологопедагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в непосредственном общении происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Общение между учеником и учителем мы рассматриваем не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу

младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального. С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противоречат. Как в общей структуре педагогического общения, так и в системе профессиональной деятельности педагога, невербальное общение занимает приоритетное место. Рассматриваемая на страницах современной психолого-педагогической литературы проблема «невербального общения» - язык жестов и пластики телодвижений, в деятельности учителя начальных классов является одной из актуальных. Невербальное общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности психолого-педагогической деятельности. Невербальное общение - общение с помощью паралингвистических средств передачи информации: громкости речи, тембра голоса, жестов, мимики, позы и т.д.

Среди многообразия проблем современной педагогики, невербальное общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Несмотря на рост интереса и исследований в области невербального общения в целом, с одной стороны, и педагогического общения - с другой, наблюдается недостаточный уровень изученности особенностей невербального общения в деятельности учителя начальных классов. Будучи важным фак-

тором формирования личности младшего школьника, невербальное общение содержит в себе огромные педагогические возможности. В современной психологопедагогической литературе можно встретить различные классификации невербальных средств общения и их характеристику.

Невербальное общение играет существенную роль в процессе взаимодействия учителя начальных классов с детьми, поскольку различные средства невербального общения (пластика, жест, мимика, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем вербальные средства - слова.

В частности, Альберт Мехрабиан установил, что среднестатистический человек говорит словами только в течение 12-15 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2 секунд. Ученый выявил, что трансляция информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 8%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств - на 54%. [10]. А. Мехрабиан утверждает, что 70 % информации передается с помощью невербальных средств, в то время как вербальное общение в беседе занимает 30% [10].

Касаясь особенностей пластики телодвижений, отметим также, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив, чем язык слов» -пишет А. Пиз [10]. Все эти данные говорят об определяющем значении невербалики для взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение пластики жестов и мимики человека.

Как зарубежные, так и отечественные ученые утверждают, что как невербальный применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных сообщений, в то время вербальный канал используется для передачи ин-

34

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

формации. Среди наиболее используемых в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую.

К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Анализ соответствующей психологопедагогической литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз [7-9, 10].

Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), фразовые и логические ударения, интонации, темп речи. М.Битянова отмечает, что не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливание, смех и прочее [1].

Важнейшим дополнением речевой коммуникации являются невербальные средства, которые делают процесс коммуникации более открытым и помогают участникам педагогического общения выявить намерения друг друга.

Невербальные средства являются существенным дополнением речевой коммуникации, делая этот процесс более открытым. Известно, что до 90% различной информации, в основном эмоционального характера, передается именно с помощью неречевых средств. По этой причине трудно переоценить роль невербального общения в человеческом взаимодействии, в общем, и в учебно-воспитательном процессе в частности.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Общение школьников с учителем начинается с момента его появления в классе. Важно все: как он вошел, как двигается, как перелистывает страницы журнала, как держит книгу. Учитель еще не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своем настроении, самочувствии. Речь учителя начальных классов -основное вербальное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество научных публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения [7, 8, 10]. Учитель начальных классов должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможно-

стями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент педагогического общения.

Как утверждает Л. М. Митина, «взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективнооценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации» [8].

Невербальные стороны педагогического общения играют определяющую роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие и учителя, и обучающихся. «Жест, мимика, взгляд, поза иногда оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает Е. А. Петрова [9]. Общаясь с обучающимися, учитель начальных классов значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать.

Так, А. С. Макаренко писал, что для него, в его практике, «как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть» [6]. Рассматриваемая нами сторона педагогического общения находилась в поле зрения советских ученых педагогов и психологов. Однако только в последнее время эта проблема стала все больше привлекать внимание исследователей феномена невербального общения.

В ходе взаимодействия в системе «учитель-класс» невербальное общение осуществляется по ряду каналов: визуальный контакт, интонация, прикосновение, мимика, жест, дистанция. При этом данные каналы являются важнейшим средством психолого-педагогического воздействия. В процессе невербального общения педагог должен уточнить общее настроение детей, их психологическую готовность к работе.

Во взаимодействии учителя начальных классов с детьми, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: дистанция общения; визуальное взаимодействие; мимика; прикосновение; жест; интонация. Средства невербального обще-

Психолого-педагогические науки •••

ния всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебновоспитательного процесса.

Остановимся на рассмотрении каждой из составляющих процесса невербального взаимодействия в системе «учитель-ученик».

К средствам невербального общения относятся:

а) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

б) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

в) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи;

г) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

При взаимодействии с детьми большую роль играет визуальный контакт. Обращаясь взглядом по очереди к каждому ученику, педагог обращается лично к тому, на кого смотрит, а также дает понять, что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т.д.). Тактильный контакт имеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело. Многообразие мимических движений и практически бесконечное их сочетание дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к каждому ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д.

Мимическая сторона общения крайне важна - по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов [8].

Ряд исследований [7, 8] показывают, что учащиеся младших классов отдают предпочтение учителям с открытым доброжелательным выражением лица, с высоким уровнем внешней эмоциональности. При этом отмечается, что чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и без-

35

жизненная их статичность, создает серьезные проблемы в общении с детьми.

А. С. Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение» [6].

Особое место в системе невербального общения учителя начальных классов занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е. А. Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок [9].

Особенно велико влияние пристального взгляда, который может быть и неприятным. Сопровождение учителем своего замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребенка, мешает поддержанию доброжелательного контакта.

Российские ученые-педагоги отмечают, что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами с детьми на уроке, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания [7, 8]. При выслушивании ответа важно чередование и переключение взгляда. Учитель, глядя на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Учитель начальных классов, глядя на класс, привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Следующий канал невербального общения - прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. С помощью прикосновения можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми особенно младшего школьного возраста. Не прерывая урока, учитель может привлечь к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

36

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся младших классов, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д.

Как отмечает Е. А. Петрова [9], не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения.

Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает зрительный контакт. Позитивные жесты выступают важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Жесты учителя начальных классов нередко становятся образцом для подражания детьми. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся младших классов. С этой целью чаще всего

применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

В общении педагога с учениками доминирующее значение имеет и тон речи. По утверждению специалистов, интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако при общении с ребенком воздействие интонации резко увеличивается. В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь учителя, обращенную к ребенку, и он, как правило, реагирует на них. Ребенок удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает исключительным «эмоциональным слухом» [8], расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и соответствующее отношение к нему со стороны других.

Невербальная сторона позитивного общения занимает значительное место в процессе взаимодействия учителя с детьми. Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действием и лишь, потом усваивает смысл сказанного. Монотонная речь или крик учителя начальных классов лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты окриком, либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. Педагогическое общение в целом объясняется как система взаимодействия учителя и учащихся, профессиональное по целям, задачам, содержанию и эффективности, обеспечивающее мотивацию и оптимизацию учебной деятельности.

Педагогическое общение выступает как процесс решения педагогом определенных задач, среди которых - познание личности, обмен информацией, организация деятельности, сопереживание (эмпатия).

Правильно органи зовкнное педагогическое общение являетсп паобходимым условием и содержанием профессиональной е[сихолоео-педагогичеактй деятельности

кчителя качальных классов.

Литература

1. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации // Школьный психолог,е009. № 30. С. 2-15.

2. Введение в специальность: Учебн. пособие для студ. вед. ин-тов / Л. И. Рувиасакй, В. А. Кан-Калик и

Психолого-педагогические науки •••

37

др. М., 2008. 3. Горелов И., Житников В., Зюзько М., Шкатов Л. Умение общаться // Воспитание

младших школьников. 2007. № 3. С. 18-21. 4. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика обще-

ния. Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 2008. 5. Леонтьев А. А. Психология общения. 5-е изд. М. : Смысл,

2009. 6. Макаренко А. С. Собрание сочинений. М., Т. 4-5, 2008. 7. Маркова А. К. Психология труда

учителя // Кн. для учителя. М., 2011. 8. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной деятельности педагога. М., 2009. 9. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе

// Учебное пособие. М., 2008. 10. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ. Воронеж, 2002. 11. Рыбакова

М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе // Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 12. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении // Мимика, жест, движение / Сокр. пер. с нем. М. : Интерэксперт, 2006.

References

1. Bityanova M. Characteristics of human communication // School psychologist, 2009. # 30. P. 2-15.

2. Introduction to the profession: Training manual for students of ped. institutes / L. I. Ruvinskii, V. A. Kan-

Kalik, M., 2008. 3. Gorelov I., Zhitnikov V., Zyuzko M., Shkatov L. Communication Skills // Education of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

junior schoolchildren. 2007. # 3. P. 18-21. 4. Krizhanskaya Yu. S., Tretyakov V. P. Grammar of the com-

munication. L. : Publishing house of Leningrad University, 2008. 5. Leontyev A. A. Psychology of communication. 5th issue. M.: Smysl, 2009. 6. Makarenko A. S. Coll. works. M., T. 4-5, 2008. 7. Markova A. K. Psychology of labor of teachers // Book for teachers. M., 2011. 8. Mitina L. M. to Manage or suppress: choice of strategy of professional activity of a teacher. M., 2009. 9. Petrova E. A. Gestures in the pedagogical process // Tutorial. M., 2008. 10. Pease A. Body Language / Transl. from Engl. Voronezh, 2002.

11. Rybakova M. M. The conflict and interaction in the pedagogical process // Book for teachers. M. : Pros-veshchenie, 1991. 12. Rukle H. Your secret weapon is in communication // Facial expressions, gesture,

movement / Abbr. transl. from Germ. M. : Interexpert, 2006.

Literatura

1. Bitjanova M. Osobennosti chelovecheskoj kommunikacii // Shkol'nyj psiholog,2009. № 30. S. 2-15.

2. Vvedenie v special'nost': Uchebn. posobie dlja stud. ped. in-tov / L. I. Ruvinskij, V. A. Kan-Kalik. M., 2008.

3. Gorelov I., Zhitnikov V., Zjuz'ko M., Shkatov L. Umenie obshhat'sja // Vospitanie mladshih shkol'nikov.

2007. № 3. S. 18-21. 4. Krizhanskaja Ju. S., Tret'jakov V. P. Grammatika obshhenija. L. : Izd-vo Leningrad-skogo un-ta, 2008. 5. Leont'ev A. A. Psihologija obshhenija. 5-e izd. M. : Smysl, 2009. 6. Makarenko A. S. Sobranie sochinenij. M., T. 4-5, 2008. 7. Markova A. K. Psihologija truda uchitelja // Kn. dlja uchitelja. M., 2011. 8. Mitina L. M. Upravljat' ili podavljat': vybor strategii professional'noj dejatel'nosti pedagoga. M.,

2009. 9. Petrova E. A. Zhesty v pedagogicheskom processe // Uchebnoe posobie. M., 2008. 10. Piz A.

Jazyk zhestov / Per. s angl. Voronezh, 2002. 11. Rybakova M. M. Konflikt i vzaimodejstvie v pedagogicheskom processe // Kn. dlja uchitelja. M. : Prosveshhenie, 1991. 12. Rjukle H. Vashe tajnoe oruzhie v

obshhenii // Mimika, zhest, dvizhenie / Sokr. per. s nem. M. : Interjekspert, 2006.

Статья поступила в редакцию 06.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.