Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ G.E. VABISHCHEVICH
«НЕУКЛОННЫЙ И БЕССМЕРТНЫЙ БОРЕЦ ЗА СОЗДАНИЕ МОРСКОЙ АВИАЦИИ»
«THE STEADFAST AND IMMORTAL FIGHTER FOR NAVAL AVIATION»
г \
Сведения об авторе. Вабищевич Галина Эдуардовна — научный сотрудник 12 НИО (исторический) Центра научно-исследовательского проблем развития и функционирования Военно-Морского Флота (ЦНИ ПРФ ВМФ), заведующая музеем авиации ВМФ при Военном учебно-научном центре (ВУНЦ) ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», соискатель учёной степени кандидата наук (Санкт-Петербург E-mail: marcell-wacc@inbox.ru).
Аннотация. Данный материал представляет собой очерк о морском лётчике, военачальнике, учёном и педагоге Станиславе Эдуардовиче Столярском.
Ключевые слова: Столярский; морская авиация; высшее образование; Военно-морская академия.
Information about author. Galina Vabishchevich — Researcher at History Section 12 of Research Center for Navy Development and Functioning, Head of the Navy Aviation Museum at the MESC Navy Academy named after Admiral N.G. Kuznetsov, applicant for Candidate's degree (St. Petersburg. E-mail: marcell-wacc@inbox.ru).
Summary. This is an essay about the naval pilot, army leader; scholar and teacher Stanislav Stolyarsky.
Keywords: Stolyarsky; naval aviation; further education; Navy Academy.
\___J
Станислав Эдуардович Столярский — человек легендарный, морской лётчик и командир, прославленный герой Гражданской войны, перед которым открывается блестящая карьера военачальника. Но он решительно меняет её на научно-педагогическую деятельность. Поэтому его помнят и чтут как одного из основателей высшего авиационного образования во флоте1.
ЙТАНИСЛАВ родился 2 июня 1894 года в Санкт-Петербурге2. Его родители были выходцами из польских крестьян-бедняков. Отец,
С.Э. Столярский
1915г.
Музей авиации ВМФ
Эдуард Юзов Столярский, во время службы по призыву участвовал в Русско-турецкой войне (1877—1878), а после 1880 года обосновался в столице и до 1904 года работал кондуктором на Николаевской железной дороге. Мать, Юзе-фата Ромальдовна (урождённая Град), после выхода замуж стала домохозяйкой. В семье Столярских родились четверо детей: Константин (1893), Станислав (1894), Валерия (1896) и Вацлав (1898). После смерти отца в 1906 году семья испытывала настоящую нужду, а под жильё снимала «угол»3 в рабочем квартале за Обводным каналом.
Станислав успел окончить 3 класса городской начальной школы, но с июня 1906 года ему пришлось начать трудовую деятельность. Однако мир не без добрых людей, и в сентябре Константина и Станислава приняли в Лиговскую ремесленную мастерскую на Тамбовской улице при «Народном доме»
графини Паниной. Это замечательное благотворительное заведение, с которым сотрудничали выдающиеся педагоги, учёные и юристы, где детей рабочих бесплатно обучали геометрии, черчению, слесарному, токарному и кузнечному ремёслам, кормили и устраивали их культурный досуг.
Окончив «ремеслуху» в июне 1910 года, братья устроились на литейно-механический завод известных промышленников Сан-Галли на Литовском проспекте. Но уже через полгода Станислав нанялся рабочим в частную геологическую исследовательскую партию предпринимателя Ванарцева, в которой провёл весь 1911 год. Эта партия побывала в г. Таммерфорс (ныне г. Тампере), разных местах Тавастгусской губернии княжества Финляндского и в Карелии. После возвращения из экспедиции Столярский оказался в Казани, где работал слесарем, токарем и кузнецом в мастерской инженера Захваткина.
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. «Неуклонный и бессмертный борец за создание...» •
а
Накопив жизненный опыт, навыки в рабочих профессиях и немного денег, в августе 1913 года Станислав вернулся в Петербург. В сентябре он поступил на вечернее отделение Электротехнического политехникума4 и одновременно трудился в кустарной мастерской физических и геометрических приборов мастера Сигова, а с мая 1914 года — в типографии газеты «Петербургский листок»5.
19 июля 1914 года Германия объявила войну Российской империи. В январе 1915 года Столярского призвали на действительную службу во флот. Тогда ему очень пригодились профессионально-техническая подготовка и багаж знаний, которые он успел получить. Осенью 1914 года при Петроградском политехническом институте открылись военные теоретические курсы для авиамехаников. После их окончания служил на одной из авиастанций Балтийского флота в Бри-гитовке (ныне местность Пирита, г. Таллин). В январе 1916 года ему присвоили звание авиационного унтер-офицера.
В декабре 1916 года на основании «Положения о службе Морской Авиации» начала формироваться Воздушная дивизия Балтийского моря (ВД БМ) двухбригадного состава6. Воздушная станция в Бригитовке (с постами в Гапсале, Гогенгольме и Вердере) вошла в состав 1-й воздушной бригады, штаб которой дислоцировался в Ревеле (Таллин). В это время Столярский проходил курсы стрелков-бомбардиров в Бакинском отделении Офицерской школы морской авиации (ОШМА). После их окончания в конце февраля 1917 года ему присвоили звание старшего авиационного унтер-офицера.
Путь на Балтику лежал через Петроград, охваченный стихией Февральской революции, и Станислав Столярский примкнул к рядам восставших. Последовавшие за Февральской революцией события привели к острейшей конфронтации и недоверию между матросской
Летающая лодка конструкции Д.П. Григоровича М-9 на гидроаэродроме Бакинского отделения Офицерской школы
морской авиации
г. Баку, 1916 г. Музей авиации ВМФ
массой и офицерством. Революционными массами солдат и матросов в Петрограде принимается решение о немедленном создании повсеместно советов солдатских и матросских депутатов. Исполняя это решение, Столярский сразу выезжает в Эстонию к месту службы, где 3 марта 1917 года его избирают председателем матросского комитета воздушной станции Гапсаль. На другой день он получает удостоверение выборного депутата от команды воздушной станции Бригитовка7 и направляется в штаб 1-й воздушной бригады в Ревеле.
Летом 1917 года на базе гидроавиаотряда «Аз», базировавшегося тогда в Гапсале, была сформирована школа матросов-лётчиков как подразделение Школы морской авиации (бывшая ОШМА). В ней собрались 13 авиамехаников, которые осваивали пилотирование гидросамолётов сначала под руководством офицеров, а затем и самостоятельно. Столярский завершил обучение 6 августа 1917 года и в свободное от службы время помогал своим товарищам. Школа действовала до поздней осени 1917 года, до
высадки немецких десантов на острова Моондзундского архипелага Эзель и Даго8.
Вскоре после Октябрьской революции (25 октября 1917 г.) в Смольном появилось «Бюро комиссаров авиации», провозгласившее себя «штабом авиации». На первых порах этот штаб взял на себя управление красногвардейскими авиационными отрядами, находившимися в Петрограде и ближайших окрестностях и перешедшими на сторону революции. Эти отряды получили наименование «социалистических» и состояли в основном из революционных матросов и солдат.
26 октября 1917 года советская власть была объявлена и в Ревеле вместе с известным декретом о мире. Матросы-лётчики из Гапсаля сначала перебрались на станцию Бригитовка, а в декабре часть из них была откомандирована в Морскую школу воздушного боя и высшего пилотажа в Красном Селе под Петроградом. На одном из собраний личный состав школы постановил: «Морская школа воздушного боя является первой Социалистической школой высшего пилотажа, поставившей себе целью подго-
С.Э. Столярский у самолёта «Ньюпор-10», на котором он потерпел аварию
Красное Село, лето 1918 г. Фото из коллекции Г. Ф. Петрова
товку кадров опытных боевых лётчиков, способных занять ответственные должности в авиационных истребительных отрядах по охране Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флота»9.
В середине декабря 1917 года на базе остатков бывшего 1-го истребительного авиаотряда Российской императорской армии (командир военный лётчик Дудолев) и личного состава Красносельской школы начал формироваться 1-й социалистический отряд истребителей (1 СОИ). В качестве военного лётчика туда вступил Станислав Столярский и получил удостоверение № 17 от 5 января 1918 года. В тот же отряд был принят авиамехаником его брат Вацлав Столярский. Общим голосованием на собрании личного состава Станислава избрали командиром, а Вацлава — комиссаром
1 СОИ10. Пока комплектовался отряд, Столярский осваивал самолёт-истребитель, и в звании лётчика высшего пилотажа его утвердили 1 января 1918 года, хотя и задним числом, приказом по Управлению морской авиации РККФ № 285 от
2 июня 1919 года.
1 СОИ был направлен в Кременчуг и включён в состав красногвардейских частей войск
Юга Республики, которыми командовал В.А. Антонов-Овсеенко. Авиаторы поддерживали наступление красных войск против формирований, действовавших на стороне Украинской центральной рады, производили воздушную разведку и бомбометания по эшелонам и бронепоезду белых. Под натиском превосходивших сил противника красногвардейцам пришлось отступить, но 1 СОИ сохранил материальную часть, в мае 1918 года вернулся в Петроград и был «влит» в состав Морской школы высшего пилотажа.
В августе 1918 года в Красное Село С.Э. Столярскому пришла телеграмма от члена Реввоенсовета Восточного фронта Ф.Ф. Раскольникова с требованием немедленно прибыть на Волгу и возглавить Самарский гидроавиационный отряд (ГАО)11. Столярский направился туда вместе с лётчиком Иосифом Андреевичем Свинарёвым. Самарский ГАО находился в Нижнем Новгороде и входил в состав Волжского (Самарского) гидродивизиона под командованием военного моряка Е.И. Куртова. Под базирование дивизиона использовалась бывшая нефтеналивная баржа «Коммуна», переоборудованная под
авиаматку. «Коммуна» по Волге перемещалась буксиром в сопровождении пассажирского парохода и второй крытой баржи для перевозки топлива и боеприпасов.
Начальник дивизиона Куртов приказом №4 от 27 августа 1918 года назначил Столярского командиром Самарского ГАО. Отряд сначала располагал всего двумя боеспособными лётчиками (Столярский и Свинарёв) и четырьмя летающими лодками М-9. Авиаторы поддерживали с воздуха наступление Красной армии на Казань, производили разведку артиллерийских позиций и плавсредств белых, наносили бомбоштурмовые удары по войскам противника, разбрасывали листовки. Казань была взята Красной армией 10 сентября 1918 года. Во время этой операции Столярский и Свинарёв выполняли до 3—4 боевых вылетов в день, и оба в сумме за 12 дней налетали 83 часа. Это абсолютный рекорд для Гражданской войны, по крайней мере среди морских лётчиков12.
В сентябре 1918 года Столярский занялся формированием истребительного отряда на колёсных самолётах (в составе дивизиона), который мог прикрывать гидродивизион и корабли флотилии с воздуха. Истребители перевозили в контейнерах на «Коммуне», после швартовки баржи в районе боевых действий их выгружали на берег, собирали и приводили в боевую готовность. После закрытия навигации лётчики вернулись в Красное Село, где зимой 1918/19 года Столярский периодически выполнял полёты по заданиям командования во время боевых действий под Нарвой. 1 октября 1918 года он вступил в ряды ВКП(б).
Весной 1919 года Станислав Эдуардович с истребительным отрядом вновь прибыл на Волгу, в свой гидроавиадиви-зион, который принял участие в майском контрнаступлении группы войск РККА Восточного фронта под командованием М.В. Фрунзе против войск A.B. Колчака. Красным удалось
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. «Неуклонный и бессмертный борец за создание...» •
отогнать колчаковцев вверх по Каме и предотвратить захват Казани, Самары и Симбирска. Волжским дивизионом командовал Е.И. Куртов, но организация боевой работы авиации, решение оперативно-тактических задач, управление лётным составом всего дивизиона легли на плечи Столярского. Командир Северного отряда Волжско-Каспийской военной флотилии (ВКВФ) A.B. Сабуров отдал приказ № 29 от 12 августа 1919 года, которым утвердил начальника истребительного отряда Столярского флагманским лётчиком флотилии с 29 апреля 1919 года13.
31 июля 1919 года командующим ВКВФ был назначен военный моряк Ф.Ф. Раскольников. По его приказу № 644 от 31 августа 1919 года начальником морской авиации флотилии с 10 августа 1919 года стал С.Э. Столярский. В августе—ноябре 1919 года флотилия участвовала в тяжёлых боях под Царицыном (ныне Волгоград), захваченным войсками Кавказской Добровольческой армии белых под командованием П.Н. Врангеля. На стороне белых активно действовала авиация английских интервентов, наносившая бомбоштурмовые удары по кораблям флотилии, от которых пострадали баржа «Коммуна» и часть самолётов. Чтобы наказать «обидчиков», лётчики «красного» гидродивизиона перешли к ночным бомбардировкам и совершили не менее 5 рейдов по глубоким тылам противника на летающих лодках М-9. При отсутствии средств навигации полёты в ночное время были сложнейшим занятием.
В то время по делам службы С.Э. Столярский часто посещал г. Астрахань, где базировался подчинённый ему Каспийский гидродивизион ВКВФ. Там он встречался с председателем Временного военно-революционного комитета Астраханского края и членом реввоенсовета 11-й армии С.М. Кировым, который за одну из успешно выполненных разведывательных операций вручил Столярскому именной маузер.
Взятие Царицына 3 января 1920 года окончательно переломило ход Гражданской войны. В марте—апреле белые войска откатились к Туапсе и Новороссийску и была снята угроза Астрахани с их стороны. ВКВФ вышла на оперативный простор Каспийского моря и к 1 мая перебазировалась в Баку, освобождённый 28 апреля 1920 года. В тот же день командующий ВКВФ Раскольников направил начальника морской авиации Столярского в Москву в распоряжение главнокомандующего Вооружёнными силами Республики С.С. Каменева. В сопроводительных документах Раскольников дал своему боевому товарищу превосходные характеристики, отметив, что Столярский почти из ничего создал «могущественную и работоспособную» авиацию Волжско-Каспийской военной флотилии14.
По приказу С.С. Каменева № 43 от 27 июня 1920 года С.Э. Столярский был назначен помощником начальника Воздушного флота действующей Красной армии и флота по гидроавиации15. С этого времени в руках Столярского оказалось руководство всей оперативной работой морской авиации Республики.
В 1920 году случилось и другое важное событие в жизни
Начальник Самарского гидродивизиона Е.И. Куртов
1918г.
Музей авиации ВМФ
молодого командира. Станислав Эдуардович Столярский вступил в законный брак с Софией Николаевной, урождённой Уткиной. По семейным преданиям, они познакомились при романтических обстоятельствах в Москве. Однажды во время прогулки Станислав увидел сидевшую на лошади красивую стройную девушку и помог ей спешиться. Вероятно, они произвели друг на друга
С.Э. Столярский с матросом-механиком у летающей лодки М-20
конструкции Д.П. Григоровича в ангаре
г. Ораниенбаум, 1918 г. Фото из коллекции Г. Ф. Петрова
Красморвоенлёт С.Э. Столярский. На груди у него два знака: выше — «Морской лётчик» (образца 1915 г.), ниже — «Военный лётчик» (образца 1913 г.) 1919 г.
Музей авиации ВМФ
сильное впечатление, познакомились, разговорились... и прожили в счастливом браке до конца жизни. В 1921 году у Столярских появился первенец — дочь, которую назвали редким именем Азелла.
Помощник Начвоздухфлота по гидроавиации постоянно выезжал с командировками в
Знак «Морской лётчик»,
принадлежавший
С.Э. Столярскому, хранится в
музее истории академии (ВУНЦ
ВМФ «Военно-морская академия
имени Н.Г. Кузнецова»)
Фото автора
части, занимался организацией их боевой работы, снабжением авиационной техникой и вооружением, инспектировал личный состав.
Острая фаза Гражданской войны завершилась, но её отголоски ещё долго раскатывались по стране гулким эхом. В марте 1921 года случилось событие, в буквальном смысле потрясшее всю едва закрепившуюся советскую власть: восстали моряки Кронштадтского гарнизона.
Этот мятеж заставил правительство переключиться от борьбы с внешним врагом на борьбу с врагом внутренним и пересмотреть кадровую политику в армии,авиации и на флоте. Вместо бывших царских офицеров командные должности должны были занять выдвиженцы из народа, прошедшие горнило Гражданской войны и, желательно, имевшие партийный стаж. По просьбе начальника Главвоздухфлота К.В. Ака-шева в 1921 году для обучения в Морскую академию (в феврале 1922 г. переименована в Военно-морскую академию) в Петрограде были приняты слу-шатели-авиаторы16. Был среди них и С.Э. Столярский17, который после окончания подготовительных курсов должен был поступить на командный Военно-морской факультет. Но до начала занятий он продолжал работать в Москве.
В коротких промежутках между командировками Станислав Эдуардович успел написать свою первую опубликованную в широкой печати статью. В ней он обобщил опыт применения гидроавиации речных флотилий в Гражданской войне. Работа увидела свет в 1921 году18.
Гражданская война напоминала о себе Столярскому до конца его дней: он был контужен и дважды ранен, в 1918 и 1919 гг. Эта война унесла жизнь старшего брата Константина, военного фельдшера, который во время эпидемии тифа в Саратовской губернии заразился и умер в 1920 году. Младший брат Вацлав до 1919 года служил авиамотористом в отряде
Станислава Столярского. Но постоянная сырость и холод привели его к болезни ног, из-за которой он был демобилизован.
Морская авиация к концу Гражданской войны находилась в плачевном состоянии, подлежала сокращению и реорганизации, её самолётный парк представлял собой откровенную рухлядь19. Реввоенсоветом Республики было принято решение о закупках иностранных самолётов для морской авиации. Так что, хотя 8 марта 1922 года начались занятия на подготовительных курсах в Военно-морской академии20, уже в мае Станислав Столярский вместе с семьёй отправился в Италию. Сам он во время командировки побывал в Риме, Турине, Берлине и других городах. На заводах наблюдал за постройкой гидросамолётов SIAI S.16bis, закупавшихся Главвоздух-флотом21 через торгпредство у фирмы «Savoia — Marchetti», а также истребителей Ansaldo А.1 Ballila, сам их испытывал и занимался приёмкой22.
До конца 1923 года Столярские жили в Италии, Станислав Эдуардович хорошо овладел языком этой страны. В том году в семье родился сын. Мать хотела назвать мальчика Кир, а отец — Икар, и, чтобы не выбирать, ребёнку дали имя Кир-Икар. Как и отец, он потом стал лётчиком, и во время Великой Отечественной войны Кир-Икар Столярский воевал в составе 4-го гвардейского истребительного полка ВВС Балтийского флота. Но до этого было ещё очень далеко...
В январе 1924 года С.Э. Столярский вернулся в Военно-морскую академию, чтобы продолжить прерванное обучение, и в дальнейшем стал слушателем Военно-морского факультета.
Станислав Столярский любил ходить в море, любил летать и любил учиться. Ещё будучи слушателем академии, он проявил склонности к научно-исследовательской работе, чем сразу обратил на себя внимание педагогического коллектива. В сборнике трудов BMA № 1 за
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. «Неуклонный и бессмертный борец за создание...» •
а
Спуск летающей лодки М-9 с баржи «Коммуна» Волжского гидродивизиона. На заднем плане виден пассажирский пароход для транспортировки личного состава
1919г.
Музей авиации ВМФ
1926 год он опубликовал статью «Опыт статистического анализа тактических свойств самолётов». Дипломную работу на тему «Организация Военно-воздушных сил моря» Столярский защитил успешно и окончил академию 4 июля 1927 года (приказ РВС СССР № 167 от 7 июля 1927 г.)23.
С сентября 1927 года Столярский проходил обязательную годичную стажировку вахтенным начальником на лёгком крейсере «Профинтерн» в Кронштадте24. Именно здесь по воле судьбы началась его педагогическая практика: для личного состава зенитной артиллерийской бригады ПВО Кронштадта Столярский провёл специальный курс по тактике воздушных сил. Заканчивал стажировку он на эсминце «Калинин» с мая по октябрь 1928 года, после чего вернулся в академию на должность адъюнкта по кафедре «Тактика морских сил» на Военно-морском факультете. За 1928/29 учебный год он прочёл слушателям полный курс тактики ВВС, а также написал актуальную статью «Элемент видимости в лётной работе», опубликованную в «Вестнике Воздушного флота» за 1929 год.
Но в мае 1929 года Столярского вновь отозвали из академии и назначили начальником штаба ВВС Морских сил Балтийского моря. А в декабре он приступил к формированию в Гребном порту(Васильевский остров, Ленинград) 4-й морской авиационной бригады в качестве её командира и военкома. В 1930 году на вооружение бригады стали поступать тяжёлые поплавковые бомбардировщики ТБ-1а, оборудованные торпедными мостами.
Работа с тяжёлыми бомбардировщиками определила основное направление научных исследований С.Э. Столярского в академии на ближайшие 10 лет. Хотя где-то в глубине души он больше любил истребители, на которых сам летал во время Гражданской войны. Впоследствии, посещая истребительные части и встречая старых знакомых авиамехаников, он в
шутку просил приготовить ему к полёту «Ньюпор», хотя к тому времени они были давно сняты с вооружения.
Одновременно в 1930/31 учебном году Столярский в Военно-морской академии по совместительству преподавал тактику воздушных сил, а практические занятия со слушателями проводил у себя в бригаде. В 1931 году по запросу академии он составил
«Перечень ПВО морских сил». Фактически 4-й авиационной бригадой он командовал до мая 1931 года и в августе вернулся в академию, где с большим энтузиазмом и плотно «взялся за науку»25.
В 1932 году С.Э. Столярский подготовил 3 научные работы: «Краткий исторический очерк развития и организации Морской Авиации в России с 1911 г. до начала 1918 г.»26 (с привле-
Самолёты сводной авиагруппы правительственных сил, совершавшие боевые вылеты на подавление Кронштадтского мятежа
Март 1921 г. Музей авиации ВМФ
чением архивных материалов), «Обеспечение средствами ВВС тактического использования манёвренных соединений подводных лодок», «Боевое вождение крупных соединений тяжёлых самолётов». В том же году он разработал новый раздел тактики — минные постановки с самолётов, — который был включён в курсы лекций для слушателей академии и СКУКС27.
В 1933—1935 гг. С.Э. Столярский написал ещё несколько важных научных трудов: «ПВО десанта стрелковой дивизии» (1933), «ВВС в обороне позиции» (1933), «Исследование о дирижаблях на морских театрах» (1933), «Воздушная война на море (1934), «Методика подсчёта вероятности при бомбометании» (1935). В 1934 году им был разработан, построен и опробован на опытном учении первый оптический прибор для удержания элементов строя соединения самолётов в полётах на торпедометание и минные постановки.
Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин, выступая 4 мая 1935 года на приёме в честь «красных академиков — выпускников высших военных учебных заведений», произнёс известную фразу: «Кадры решают всё!» Это в полной мере касается начальника кафедры
Слушатель академии
С. Э. Столярский в учебном классе
1924 г.
Музей истории академии
тактики ВВС и ПВО Военно-морской академии имени Ворошилова Станислава Эдуардовича Столярского. В 1934 году его назначили исполнять должность начальника кафедры ВВС и ПВО, сформированной по новому штату Военно-морской академии. Высшая аттестационная комиссия НКО СССР под председательством С.М. Будённого на заседаниях 22 и 23 июля 1935 года (протокол № 39) дала ему хорошую характеристику (по итогам работы в 1934 г.). 10 июля С.Э. Столярский наконец был утверждён в должности начальника кафедры ВВС и ПВО и с 14 июля28 доцентом (по должности). Решением квалификационной комиссии Народного комиссариата оборонной промышленности СССР от 7 июня 1936 года С.Э. Столярский был утверждён в учёном звании доцента29.
Вскоре «боевого командира, талантливого изобретателя и рационализатора академии», как писала издававшаяся в BMA газета «Ворошиловец», наградили орденом «Знак Почёта»30. Причём, кроме С.Э. Столярского, среди награждённых в 1936 году были ещё три (только три) выдающихся учёных академии: Л.Г. Гончаров, A.B. Шталь и С.П. Ставицкий. Таким образом, были отмечены и личные заслуги С.Э. Столярского, и заслуги всей кафедры в развитии военно-морской авиационной науки и педагогической деятельности.
В 1937 году С.Э. Столярский подготовил очередную работу — «Сборник задач по тактике Воздушных сил на морском театре», включавший упражнения для практических занятий по тактике разведывательной, истребительной, штурмовой, бомбардировочной и торпедоносной авиации31.
В 1938 году произошли знаковые события в истории морской авиации и Военно-морского флота страны в целом. Во-первых, был образован Народный комиссариат ВМФ СССР. Во-вторых, начались крупная реформа всей организацион-
ной структуры авиации флота и её перевооружение на современные самолёты берегового базирования. В-третьих, предстояло значительное увеличение её количественного состава. В связи с этим потребовалось коренным образом пересмотреть систему подготовки кадров. С.Э. Столярский свои предложения по усовершенствованию этой системы в виде доклада подал наркому ВМФ армейскому комиссару 1 ранга П.А. Смирнову в феврале 1938 года32. Важнейшие из них вскоре были реализованы.
На собственном опыте С.Э. Столярский убедился, насколько важно получить высшее образование офицеру морской авиации. Поэтому он активно отстаивал идею создания авиационного факультета в Военно-морской академии. По приказу НК ВМФ в апреле 1938 года в академии начал формироваться Командно-авиационный факультет (КАФ)33. Исполнять должность начальника факультета назначили комбрига Столярского. Задело он взялся, как всегда, с кипучей энергией.
Кроме повседневной учебно-педагогической деятельности и формирования КАФ, С.Э. Столярский занимался научно-исследовательскими работами и за первое полугодие успел многое сделать. С января 1938 года он участвовал в совместной работе с НИМТИ УМС РККА34 по созданию планирующих торпед. По просьбе начальника штаба морской авиации полковника В.В. Суворова начальник академии поручил С.Э. Столярскому разработку учебника по минометанию. Такого до сих пор не было, и его следовало написать к 1 октября 1938 года35. В 1938 году вышел из печати известный справочник Е.Е. Шведе «Военные флоты 1937 г.», в котором имеются «Таблицы характерных типов военных самолётов иностранных воздушных флотов», также составленные С.Э. Столярским36.
Кроме того, он продолжал работу над усовершенствованием изобретённого им «дальномера дистанции строя самолётов»,
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. «Неуклонный и бессмертный борец за создание...» •
которая началась ещё в 1934 году и теперь получила четвёртую версию под кодом ДДСС4. По расчётам, применение этого прибора должно было увеличить точность бомбометания.
Весной 1938 года Станиславу Эдуардовичу вручили очередную награду — медаль «XX лет РККА» как признание военных заслуг и в знак памяти о красногвардейском прошлом. Он продолжал уделять большое внимание научной работе. Но в августе 1940 года генерал-майор авиации С.Э. Столярский получил новое назначение. Он стал начальником штаба вновь формировавшихся Высших курсов усовершенствования начсостава авиации ВМФ (ВКУНС).
По приказу НК ВМФ СССР № 0656 от 9 сентября 1940 года курсы начали формироваться в Новом Петергофе (Ленинградская обл.)37. Помимо образовательной деятельности это учреждение должно было заниматься научно-исследовательской работой и во всех отношениях тесно сотрудничать с Военно-морской академией38. Начальником ВКУНС был назначен генерал-майор авиации В.В. Суворов, который ранее занимал должность начальника штаба авиации ВМФ, но не имел никакого опыта научной и педагогической работы. Так что этими вопросами в основном занимался начальник штаба курсов генерал-майор авиации С.Э. Столярский. В марте 1941 года его назначили на должность заместителя начальника ВКУНС по учебной и научной работе.
Этим курсам была уготована долгая жизнь: они просуществовали до 1961 года. Большинство командиров и начальников штабов полков и эскадрилий морской авиации того времени проходили переподготовку на этих курсах. Во время Великой Отечественной войны, с сентября 1941 по сентябрь 1943 года, курсы действовали в составе Военно-морского авиационного училища имени И.В. Сталина. В этот период их начальником являлся С.Э. Столярский. В
Морские тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 п авиации Балтийского флота летят на полигон в Финском заливе
(121-я или 122-я МТБАЭ)
Из альбома П. А. Петрова
сентябре 1943 года курсы были вновь преобразованы в самостоятельное учебное заведение: Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ (ВОК). Начальником ВОКстал генерал-майор авиации П.П. Квадэ, а Столярский перешёл на должность начальника штаба курсов.
В 1944 году за работу по усовершенствованию и переподготовке офицерского состава авиации ВМФ он был награж-
дён орденом Красной Звезды. В представлении сказано: «Являясь незаурядным руководителем ВУЗа и обладая большим опытом научно-педагогической деятельности (доцент), много и успешно поработал по организации и улучшению работы ВОК»39. Вскоре за выслугу ему был вручён орден Красного Знамени.
В том же году С.Э. Столярскому как человеку с большим научно-педагогическим
Преподаватели кафедры тактики ВВС и ПВО: на переднем плане сидит С.Э. Столярский, слева от него стоит, предположительно, И.Ф. Киреев. На столе лежит изобретённый Столярским прибор — дальномер для удержания элементов строя соединения
самолётов Музей авиации ВМФ
Занятия по тактике ВВС на Командно-авиационном факультете BMA
1940 г.
Музей истории академии
опытом было поручено сформировать при Командном факультете Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова новую кафедру тактики Военно-воздушных сил. Кафедра морской авиации существует на Командном факультете академии до сих пор. К военным наградам генерал-майора Столярского добавились ещё два ордена за выслугу: ордена Ленина (1945) и Красного Знамени (1948).
В июле 1947 года судьба морского лётчика вновь делает «крутой вираж». На этот раз его приглашают в Москву и назначают начальником Военно-морской кафедры в Военной академии имени К.Е. Ворошилова. И он справляется с этой новой и ответственной работой, как всегда, успешно.
Однако время и старые раны всё чаще и настойчивее давали о себе знать, пришла пора уступить место молодым. С.Э. Сто-
лярский вернулся в Ленинград и почти полгода, с августа до конца 1950 года, работал старшим преподавателем Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова. В январе 1951 года генерал-майор авиации Столярский вышел в отставку.
Станислав Эдуардович Столярский был исключительно целеустремлённым человеком с твёрдым характером и волей, на любом посту добивался поставленных целей. Его уважали представители научного сообщества, отзываясь как о «неуклонном и бессмертном борце за создание морской авиации»40. Во взаимоотношениях с людьми Столярский был честен и справедлив, на него всегда можно было положиться. Он любил жизнь, верил в счастливое будущее, был прекрасным мужем, отцом и дедом. Остаток жизни С.Э. Столярский посвятил семье. Умер он 15 апреля 1958 года, к сожалению, рано, не дожив до шестидесяти четырёх лет. Прах С.Э. Столярского покоится в Санкт-Петербурге, на кладбище «Памяти жертв 9 января». Но душа морского лётчика навсегда осталась здесь, с нами. И жива морская авиация России, которой он отдал всю свою жизнь до конца!
Семья Столярских, слева направо: Станислав Эдуардович, Азелла, Кир-Икар (младший лейтенант, выпускник ВМАУ имени Сталина), София Николаевна
1943 г.
Из личного архива Столярских
Генерал-майор авиации С.Э. Столярский
1948 г.
Музей авиации ВМФ
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. «Неуклонный и бессмертный борец за создание...» •
а
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В настоящей статье везде, где это не указано иначе, использованы биографические данные из следующих источников: Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-352. Он. 2. Д. 217; Ф. Р-402. Он. 2. Д. 42; Ф. Р-2192. Он. 5. Д. 3136. Личные дела и документы; Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-морского флота) (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ)). Личное дело С.Э. Столярского; Музей авиации Военно-морского флота при ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова» (Музей авиации ВМФ). Фонд С.Э. Столярского: личные документы, автобиографии, научные труды, рукописи, воспоминания, фотографии; Воспоминания А.И. Безуглого, внука С.Э. Столярского, в личных беседах с автором статьи.
Биографические данные С.Э. Столярского опубликованы в источниках: Лурье
B.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941—1945). СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001.
C. 212; Йолтуховский В.М., Колесников Ю.Н., Щербина Г.Ф. Морские соколы России: биографический справочник. СПб.: Своё издательство, 2016. С. 371, 372.
2 Даты до февраля 1918 г. приводятся по старому стилю.
3 «Углом» называлась часть комнаты, отгороженная матерчатой занавеской от остальных жильцов.
4 В одной из автобиографий он уточнил: «частный Политехникум Общ. проф. и преп.». Это было Коммерческое училище (училище 1-го товарищества преподавателей) на ул. Разъезжей, д. 5.
5 Популярная общественно-политическая и литературная газета для «городского простонародья», существовавшая в 1864-1917 гг.
6 РГА ВМФ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 260. Л. 23, 23 об.
7 Матросы авиастанций в Бригитовке (Эстония) и Або (Финляндия) были настроены наиболее революционно, и почти все впоследствии примкнули к большевикам.
8 Вабищевич Г.Э., Левшов П.В. и др. Славной Отчизны сыновья: становление и развитие системы подготовки лётных кадров авиации ВМФ в России и СССР (1910—2015). Краснодар: Периодика Кубани, 2015. С. 73-76.
9 Карташов А.В. История подготовки военных авиационных специалистов в России (1910—1991). Дисс. ... докт. ист. наук. Пятигорск, 2012. С. 149.
1016 декабря 1917 г. большевики приняли декрет об отмене в армии всех чинов и званий и ввели принцип выборности командиров всех уровней. В армию набирали исключительно добровольцев на договорной основе, отряды которых составили так называемую Красную гвардию. Вскоре реалии Гражданской войны заставили вернуться к обязательной военной мобилизации, а летом 1918 г. вновь был введён жёсткий принцип единоначалия.
11 В апреле 1918 г. в Ораниенбауме был сформирован 2-й гидродивизион Воздушной бригады особого назначения и отправлен в помощь красным войскам Восточного фронта на Волгу, под Самару. В традициях времени он назывался по месту предполагавшегося базирования Самарским или Волжским. В нём по штату должны были быть два гидроавиационных отряда и один истребительный. Основным стал Самарский гидроавиационный отряд корабельного базирования. Во время мятежа, поднятого Чехословацким корпусом в июне—июле 1918 г., дивизион потерял часть личного состава и техники, но 70—80 матросов смогли вырваться и оказались в Нижнем Новгороде.
12 События Гражданской войны на Волге (1918—1920 гг.) с участием морских авиаторов описаны, например, во второй главе «Гроза над Волгой» книги: Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлёты погибшей империи: авиация в гражданской войне. М.: Яуза; Эксмо, 2008. 472 с.
13 Этот приказ Сабурова подтверждает запись в автобиографии Столярского от 1921 г. (РГА ВМФ. Ф. Р-402. Оп. 2. Д. 42. Л. 11.), что он не только организовал истребительный отряд, но руководил им. Однако приказ о формальном назначении командиром отряда в личных делах и автобиографиях не обнаружен.
14 Ряд ключевых для С.Э. Столярского приказов и характеристик в подлинниках обнаружен в источнике: РГА ВМФ. Ф. Р-402. Оп. 2. Д. 42.
15 Первым на эту должность 24 апреля был назначен Михаил Фёдорович Погодин, по специальности авиамоторист (РГА ВМФ. Ф. Р-92. Оп. 18-1. Д. 11580), продвигавшийся по политической линии комиссаром авиационных отрядов.
16 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 116. Л. 15.
17 Там же. Д. 80. Л. 75 (личное заявление); Д. 120. Л. 250 (список слушателей, принятых на Подготовительные курсы в академию; приказ по BMA о зачислении № 216 от 17 мая 1921 г.).
18 Столярский С.Э. Применение гидроавиации для совместных действий с речной военной флотилией. М.: Государственное издательство, 1921. 31 с.
19 РГА ВМФ. Ф. Р-463. Оп. 1. Д. 34.
20 Согласно официальной биографии Столярский находился в академии в марте—мае 1922 г., хотя был зачислен приказом ещё в мае 1921 г. В марте 1922 г. он формально уволился с должности помощника начальника Воздушного флота действующей Красной армии и флота по гидроавиации.
21 Главное управление Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота, в состав которого согласно приказу РВСР № 1875 от 2 сентября 1921 г. ввели Штаб начальника Воздушного флота действующей Красной армии и флота.
22 В РГА ВМФ имеется ряд дел с материалами о закупках итальянских самолётов: РГА ВМФ. Ф Р-1. Оп. 3 (Т. 2). Д. 2080. Л. 1—7 (рапорт слушателя Военно-морской академии Столярского об осмотре заводов северной Италии.
20 июля 1923 г.); Д. 2081 (доклад слушателя Военно-морской академии лётчика Столярского о результатах годовой командировки в Италии).
23 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 177 (списки окончивших академию).
24 По замыслу командования, на «Проф-интерне» предполагалось разместить звено самолётов-разведчиков, но только осенью 1928 г. на крейсер передали 2 самолёта МУ-1.
25 Некоторые опубликованные и неопубликованные источники (РГА ВМФ. Ф. 2192. Оп. 5. Д. 3136) указывают, что он вернулся в BMA в декабре 1931 г. Но это не так. В учётно-послужной карточке С.Э. Столярского (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ)) записано, что он являлся преподавателем BMA с 13 августа 1931 г. А более подробные объяснения имеются в рукописных биографиях 1937 и 1938 гг. (Музей авиации ВМФ при ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н.Г. Кузнецова»).
26 Столярский С.Э. Краткий исторический очерк развития и организации Морской Авиации в России с 1911 г. до начала 1918 г. Л.: ВМОЛА имени К.Е. Ворошилова (Кафедра ВВС и ПВО), 1932. 27 с.
27 Специальные курсы усовершенствования командного состава ВМС РККА, на которых среди прочих готовили специалистов по авиационному вооружению и связи.
28 Так в учётно-послужной карте в Филиале ЦАМО РФ (архив ВМФ).
29 Факт подтверждён аттестатом: серия МДЦ № 14298 от 4 октября 1947 г. Но в нём название кафедры указано такое, каким оно было в 1947 г.: «Оперативно-тактическая деятельность ВВС и ПВО ВМФ».
30 Четыре награды // Ворошиловец. Газета BMA РККА имени Ворошилова. 1936. № 20. 20 сентября.
31 Столярский С.Э. Сборник задач по тактике Воздушных сил на морском театре. Л.: Тип. BMA, 1937. 33 с.
32 Высказанные Столярским предложения были в дальнейшем реализованы. Например, в 1940 г. были сформированы Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава авиации и ПВО ВМФ (отдельное учреждение), куда начальником штаба назначили самого Столярского.
33 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ), ф. 444. Оп. 04269. Д. 33. Л. 6, 7, 28-30.
34 Научно-исследовательский минно-торпедный институт Управления Морских сил РККА.
35 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 371. Л. 22-26, 31.
36 Шведе Е.Е. Военные флоты 1937 г.: справочник по военно-морским силам иностранных государств. 6-е изд. М.: Во-ениздат, 1938. С. 436-489.
37 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 3.
38 Там же. Ф. 444. Оп. 03718. Д. 47. Л. 28.
39 Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 769. Л. 684.
40 Заседание Совета академии 15 июня 1940 г. [машиноп. стенограмма]. Л., 1940. Академ, библ. ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Инв. № Ф 236063. С.33. ■