Научная статья на тему 'Воины-авиаторы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Воины-авиаторы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
547
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЙНА / АВИАЦИЯ / БОЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / ТАРАН / WAR / AVIATION / MILITARY ACTIVITY / RAM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Остапенко Валентин Николаевич

В статье рассматривается боевая активность советских воинов-авиаторов в годы Великой Отечественной войны. Приводятся статистические данные по количеству проведённых самолёто-вылетов, таранных ударов, воздушных побед и поражений; содержится информация о биографии лётчиков, чьи судьбы были связаны с Крымом Н. А. Острякова и А.-Х. Султана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Warriors aviators Great Patriotic War, 1941-1945

The article deals with the combat activity of the Soviet soldiers-pilots during Great Patriotic war, the statistics of the number of sorties carried out, ramming, aerial victories and defeats. The article contains biographies of pilots whose lives were connected with the Crimea N. A. Ostryakova and A.-H. Sultan.

Текст научной работы на тему «Воины-авиаторы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

ника Никитского ботанического сада Козей-чука, почтового работника Ялты Кашина.

Работа с архивными данными партизанского отряда будет продолжена.

АННОТАЦИЯ

В статье предпринимается попытка определить состав и численность ялтинского партизанского отряда, сыгравшего важную роль в освобождении Крыма от фашистско-немецких захватчиков.

Ключевые слова: ялтинский отряд, партизанское движение, состав, командование.

SUMMARY

The paper is an attempt to determine the composition and abundance of Yalta guerrilla unit, which played an important role in the liberation of the Crimea from the fascist German invaders.

Key words: Yalta detachment, the guerrilla movement, composition, command.

ЛИТЕРАТУРА

1. Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов, 1941-1945 гг. / А. В. Мальгин, Л. П. Кравцова, Л. П. Сер-гиенко. - Симферополь: Сонат, 2006. - 268 с.

2. Федоренко Ф. Годы партизанские / Ф. Федоренко. - Симферополь: Таврия, 1990. - 286 с.

3. Щеколдин С. Г. О чём молчат львы. Крым. Алупка. 1941-1944 / С. Г. Щекол-дин. - Симферополь: Нижняя Ореанда, 2009. - 94 с.

4. Славич С. К. Три Ялтинских зимы. Повести / С. К. Славич. - Симферополь: Таврия, 1985. - 128 с.

5. РГА ВМФ. Ф. 1087, оп. 0017217, 9.32, л. 171-172.

6. Книга Памяти. Автономная Республика Крым. - Т. 8. - Симферополь: Таврида, 1998. - 361 с.

7. Мельничук Е. Б. Партизанское движение в Крыму «Накануне» / Е. Б. Мельничук. -Львов: Гриф Фонд, 2008. - 163 с.

8. Крым в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / сост. И. П. Кондра-нов, А. А. Степанова. - Симферополь: Таврия, 1973. - 223 с.

В. Н. Остапенко

УДК 358.4 - 051 "194"

ВОИНЫ-АВИАТОРЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Одной из причин вспыхнувшей 1 сентября 1939 года Второй мировой войны стала попытка распределить сферы влияния между странами после окончания Первой мировой войны. С одной стороны - США, Англия и Франция - страны победители, с другой -Германия, Италия, Япония, потерпевшие поражение и неудовлетворённые своим положением, взяли курс на передел мира. Так постепенно складывались два противостоящих блока.

В 1935 г. Германия нарушила Версальский мирный договор и ввела закон о всеобщей воинской повинности, создала полумиллионную армию, а также начала экономическую подготовку к войне. Был заключён первый военно-политический союз между фашистской Германией и Италией, к которому в 1937 г. примкнула и Япония, началась интенсивная разработка военных доктрин.

Важную роль в маскировке готовящейся войны гитлеровское руководство отводило пропаганде. Главная цель пропаганды -скрыть истинный смысл агрессивной внеш-

ней политики Германии, усыпить бдительность правительств и международного сообщества.

1 сентября 1939 г. в 4 часа утра Германия напала на Польшу. 3 сентября Великобритания и Франция объявили войну Германии. 6 сентября 1939 г. германские войска подошли вплотную к западным территориям современных Белоруссии и Украины, входившим в то время в состав Польши. 17 сентября советские войска пересекли границу и взяли под охрану эти территории. В апреле 1941 г. Германия захватила Грецию и Югославию. Вместе с ней выступила Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия. В апреле-мае

1940 г. немецко-фашистские войска оккупировали Данию, Норвегию, 10 мая вторглись в Бельгию и 28 мая оккупировали её. 7 декабря

1941 г Япония напала на Пёрл-Харбор, начав этим военные действия против США.

22 июня 1941 г. были совершены налёты и бомбардировки советских территорий немецкими авиационными группами. Началась Великая Отечественная война, в которой достойный вклад в разгром гитлеровского фашизма и японского милитаризма внесли советские воины-авиаторы. За годы Великой Отечественной войны советские ВВС совместно с авиацией ВМФ и ПВО совершили около 4 000 000 самолёто-вылетов. Из 100 тыс. самолётов, потерянных гитлеровской Германией во Второй мировой войне, 77 тыс. были уничтожены на советско-германском фронте, 57 тыс. из них (т. е. около 74 % потерь гитлеровской авиации на советско-германском фронте) уничтожили советские ВВС. При этом 44 тыс. вражеских самолётов (57 % потерь авиации фашистов на советско-германском фронте) вывели из строя на аэродромах.

В условиях воинской службы особое значение имеет активная личность, силы которой направлены на приобретение необходимых качеств, знаний, умений, навыков для выполнения воинского долга. Боевая активность - это усиленная деятельность в бою воинов, подразделений, частей и войск в

целом, ориентированная на выполнение боевых задач и достижение победы над противником.

О высокой боевой активности советских авиаторов в Великой Отечественной войне свидетельствует тот факт, что, несмотря на боевой опыт лётчиков и совершенную технику, немецко-фашистские военно-воздушные силы только с 22 июня по 19 июля 1941 г., т. е. менее чем за месяц, потеряли на советско-германском фронте 1 284 самолёта. Подавляющее большинство из них были сбиты в воздушных боях, в ходе которых, как правило, был уничтожен и лётный состав. Эти потери составили У самолётного парка, использованного А. Гитлером для нападения на Советский Союз.

О высокой боевой активности советских авиаторов, их воинском мастерстве в годы Великой Отечественной войны свидетельствует и количество самолёто-вылетов, приходящееся на 1 потерянный самолёт. Если у советских авиаторов количество самолётовылетов на 1 потерянную машину возросло с 32 в 1941 г. до 165 в 1945 г., то у немецко-фашистских авиаторов количество снизилось с 25,5 в 1942 г. до 11 в 1945 г.

Наглядное представление о важности высокой боевой активности для достижения победы над врагом даёт опыт боевых действий лётчиков-героев Советского Союза. Известный ас, трижды удостоенный этого звания, генерал-полковник авиации Кожедуб И. Н., в Великой Отечественной войне провёл 120 воздушных боёв, в которых сбил 62 фашистских самолёта. Кожедуб И. Н. признан самым результативным советским лётчиком, сбившим за время войны наибольшее количество вражеских самолётов. Другой ас, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Покрышкин А. И. за годы войны провёл 145 воздушных боёв и сбил 59 вражеских самолётов. Подсчёт показывает, что Кожедуб И. Н. и Покрышкин А. И. сбивали в среднем 1 вражеский самолёт за 2 воздушных боя. Два советских аса уничтожили в ВОВ 121 самолёт противника, что составляет

численность немецко-фашистского авиационного соединения.

26 лётчиков-истребителей, дважды Героев Советского Союза, сбили за годы войны 1 051 самолёт - целый воздушный флот гитлеровцев. Среди них Вороженкин А. В., Глинка Д. Б., Гулаев Н. Д., Евстигнеев К. А., Клубков А. Ф., Речкалов Г. А., А.-Х. Султан (на счету каждого свыше 50 сбитых вражеских самолётов). Алелюхин А. В, Колдунов А. Н., Попков А. И., Скоморохов Н. М. сбили более чем по 40 самолётов противников. 25 советских асов уничтожили от 30 до 40 самолётов врага. 137 лётчиков - от 20 до 30 вражеских самолётов.

О высокой боевой активности наших лётчиков, их умении побеждать опытного и сильного противника свидетельствует соотношение проведённых воздушных боёв и сбитых при этом самолётов. Так, Гулаев Н. Д. в 69 боях лично сбил 57 вражеских самолётов; Евстигнеев К. А. в 120 боях - 56 самолётов; Речкалов Г. А. в 122 боях - 56; Смирнов А. С. в 72 боях - 34; Сафонов Б. Ф. в 34 боях - 22 самолёта врага.

С исключительным мужеством и боевым мастерством провёл бой 6 июля 1943 года с 20 фашистскими бомбардировщиками и сбил 9 из них заместитель командира эскадрильи лётчик-истребитель старший лейтенант Горо-вец А. К. (удостоен звания Героя Советского Союза). Он единственный лётчик в мире, добившийся такой победы в одном воздушном бою.

Всего лётчики-истребители, Герои Советского Союза, составляя менее 2,5 % численности лётного состава, уничтожили в воздушных боях более 33 % самолётов врага.

Многие советские авиаторы, проявляя высокую боевую активность, поднимались в небо после тяжёлых ранений. Лётчики Белоусов Л., Кузьмин Г., Маликов И., Маресьев А., Сорокин З. воевали после ампутации ног, Шемендюк П. сражался без руки. Лётчик-истребитель Ковзан Б. при совершении лобового воздушного тарана лишился правого глаза, однако продолжал бить врагов до кон-

ца ВОВ, одержав ещё несколько побед в воздухе.

Достоин внимания и памяти потомков героический поступок Драченко И. Пилотируемый им штурмовик был сбит врагом во время боёв под Харьковом, тяжело раненный лётчик попал в плен. Немецко-фашистское руководство высоко оценило мастерство И. Драченко, ему обещали блестящую карьеру фашистской авиации. За отказ от предложения советский лётчик поплатился своим здоровьем. Но ничто не могло сломить духа офицера. Во время перевозки военнопленных Драченко И. с товарищами обезвредили конвоира, и советский лётчик вернулся в родной полк, добился разрешения вновь воевать на штурмовике и совершил после этого десятки боевых вылетов. К концу войны двадцатилетний Драченко И. был кавалером ордена Славы трёх степеней и Героем Советского Союза - единственным лётчиком, одновременно удостоенным таких высоких наград.

Многие советские авиаторы шли на самопожертвование. Установлено, что в небе войны советские лётчики более 600 раз таранили самолёты противника. Дважды Герой Советского Союза Главный маршал авиации А. Новиков, командовавший в годы ВОВ ВВС, писал: «Таран - это, прежде всего, готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, это одна из внешних форм проявления величия духа, присущего советскому человеку, которого не учёл, да и не мог учесть враг...» [5]. По 2 тарана в воздухе совершили 34 лётчика, из них 16 - по двойному тарану в одном бою. Лётчики-истребители Хлобыстов и Терёхин применили воздушный таран трижды, а Б. Ковзан - четырежды. Среди таранивших вражеские самолеты единственная в мире женщина - советская лётчица Е. Зеленко. Примечательно, что за всю войну ни один немецкий пилот не отважился на таран.

503 раза советские авиаторы применили в годы войны огненный таран. Это значит, что свыше 600 лётчиков, штурманов, стрел-

20/.)//-

ков-радистов, слившись воедино с гибнувшими самолётами, в последние мгновения своей жизни смогли принять решение и нанести удар по врагу.

Применение советскими лётчиками таранов наносило врагу не только материальный ущерб, но и подрывало моральный дух фашистских пилотов. Один из них, уцелевший после тарана, признался на допросе, что о таране они знали понаслышке и не верили в его существование.

Таранные удары советских авиаторов в годы войны - это примеры воинской боевой активности советских лётчиков в случаях, когда все другие меры уничтожить врага уже были исчерпаны. Советские лётчики шли на таран с первого и до последнего дня войны, и Главков ВВС 23 сентября 1944 г. вынужден был издать приказ, обязывающий командиров и политработников разъяснить личному составу, что таран следует применять только в исключительных случаях и как крайнюю меру.

Известны многочисленные факты, когда наши лётчики решительно вступали в бой при 12-ти, 20-ти и даже более чем 20-ти кратном численном превосходстве врага и добивались победы.

В апреле 1943 года в районе станицы Крымская на Кубани 7 наших истребителей вступили с 60 бомбардировщиками и 25 истребителями врага. 7 против 85! Бой длился около 40 минут. Сбив 5 бомбардировщиков и 1 истребитель противника, а остальных обратив в бегство, все советские истребители возвратились на аэродром.

В конце мая 1943 г. на прикрытие Волховской ГЭС вылетела шестёрка истребителей под командованием старшего лейтенанта Дергача А. Н. Советские лётчики встретили 126 бомбардировщиков врага - 14 девяток. Группа Дергача А. Н. атаковала каждую девятку, произведя 14 атак против 600 пулемётов врага. Во время последней атаки появились истребители противника. Фашисты потеряли 11 бомбардировщиков и 1 истреби-

тель. Все 6 советских «яков» вернулись на аэродром.

Советские лётчики в годы войны совершали по 4-5, а часто по 8-10 вылетов в сутки. Показательно сравнение: американские лётчики в годы Второй мировой войны принимали бой при своём численном превосходстве. Равенство в силах они рассматривали как неблагоприятную для ведения боя ситуацию. Наступательные действия велись ими в исключительных случаях.

За высокое боевое мастерство, проявленное при выполнении задач по разгрому фашистских захватчиков, более 60 % авиационных соединений и частей награждено орденами, 708 авиационных соединений, частей и подразделений получили почётные наименования, 288 стали гвардейскими.

Свыше 200 тысяч авиаторов за отличное выполнение боевых заданий, отвагу и мужество награждено медалями и орденами, 2 452 авиатора за боевые подвиги были удостоены звания Герой Советского Союза (всего звание Героя Советского Союза получили 11 633 человека), 65 лётчиков удостоены этого высокого звания дважды (всего за годы войны - 115 воинов), а лётчики-истребители Кожедуб И. Н. и Покрышкин Л. И. стали трижды Героями Советского Союза (всего 3 человека за годы войны).

В суровое военное время вместе с мужчинами отважно защищали Родину и женщины. Звания Героя Советского Союза были удостоены 29 советских военных лётчиц -представительниц трёх женских добровольческих полков: истребительного (командир Казаринова Т. А.), бомбардировочного (командир Раскова М. М.) и ночного бомбардировочного (командир Бершанская Е. Д.).

Среди авиаторов, чьи судьбы были связаны с Крымом, следует особо отметить Острякова Николая Алексеевича и Амет-Хана Султана. Рассмотрим их биографии подробнее.

Н. А. Остряков родился в московской рабочей семье 17 мая 1911 года. Окончив 7 классов, поступил разнорабочим на завод

«Красный металлист». В 17 лет по путёвке комсомола вместе с трудовой молодёжью едет в Среднюю Азию строить Турксиб. Через два года он возвращается в Москву и устраивается на одно из автопредприятий рабочим. Н. А. Остряков из простого рабочего по притирке клапанов двигателей становится высококвалифицированным слесарем, а затем - шофёром. Во время обучения в центральной лётной школе Н. А. Остряков не только успешно освоил технику пилотирования, но и увлёкся парашютным спортом. Его успех и мастерство скоро были замечены. Он становится сначала инструктором по парашютному спорту, а затем, после знакомства с конструктором парашютов Котельни-ковым, испытывает новые парашюты с разных высот. В 1934 г. в числе первых Н. Острякову присваивается звание «Мастер парашютного спорта СССР». И в этом же году он убывает в Киев для организации парашютного спорта и обучения украинской молодёжи. Здесь же в Киеве Н. Остряков покажет своё мастерство, совершив прыжок с высоты 200 м. с самолета У-2.

В 23 года он уже удостоен награждения орденом Красной Звезды. В 1936 г. его избирают сначала делегатом IX съезда комсомола Украины, а затем делегатом X съезда ВЛКСМ.

Когда в Испании начинается гражданская война, он едет добровольцем, чтобы бороться с фашизмом. Несмотря на то, что он прибыл в Испанию как специалист по десантированию, вскоре Н. Остряков осваивает в небе Испании боевой самолёт-бомбардировщик. Сначала он выполняет боевые вылёты как ведомый, а через несколько месяцев уже становится командиром звена, командиром эскадрильи и как ведущий группы громит врага, наносит бомбовые удары по танкам, скоплениям франкистских, итальянских и немецких войск. Во время прорыва вражеских сил через Гвадалахарское ущелье к Мадриду новая задача оставлена перед эскадрильей Н. Острякова - остановить бомбовыми ударами итальянский корпус. Несколько дней и ночей интернациональная эскадрилья громит итальянские дивизии, которые не устояли и дрогнули. Фашисты не прорвались к Мадриду. Николай Алексеевич был не только мастером бомбовых ударов по войскам противника, но и в небе Испании стал профессионалом в бомбовых ударах по кораблям Франко и Гитлера.

28 мая 1937 г. под Малагой, прорвавшись через сплошной огонь корабельной артиллерии, он наносит удар по карманному линкору «Дойчланд», в результате чего тот получил серьёзные повреждения.

В другом боевом вылете он серией бомб нанесёт удар по немецкому крейсеру в Средиземном море, который потеряет ход. Так будущий герой черноморского неба становится морским лётчиком.

Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Н. А. Наумов в своих воспоминаниях «Комсомольский генерал» напишет о Н. Острякове: «В составе интернациональной бригады он сражался в небе Испании. Он пробыл там менее года, но успел заслужить славу одного из самых отважных и умелых бойцов, совершив 250 боевых вылетов» [9].

Н. Остряков за неполный год службы в Испании прошёл суровую школу войны, став кавалером двух орденов Красного Знамени.

Конечно, такой боевой опыт, полученный лётчиком в Испании, нужен был при формировании и обучении частей морской авиации. И он становится командиром 66-й отдельной бригады Черноморского флота, состоящей вначале из отдельных эскадрилий.

28 мая 1938 г. он формирует 40-й полк пикирующих бомбардировщиков.

Весной 1939 г. Н. Остряков получает новое назначение - командовать бригадой, сформированной из отдельных авиаполков, на Тихоокеанском флоте, где он в течение четырёх месяцев передаёт свой боевой опыт, умение применять оружие по кораблям днём и ночью. В конце 1939 г. он становится заместителем командующего ВВС ТОФ, а в 29 лет - генералом. Теперь он несёт всю ответственность за профессиональную подготовку и безопасность полётов всех частей ВВС ТОФ. Он лично осваивает все самолёты, которыми оснащены части и бригада Тихоокеанского флота, и это он делает для того, чтобы определить эффективную систему подготовки лётного состава, найти более оптимальные способы и методы борьбы авиаторов на море. Но ему не хватало теоретических знаний, поэтому осенью 1940 г. он уезжает на академические курсы в Ленинград и в мае 1941 г., окончив их с отличием, возвращается на ТОФ.

Начавшаяся Великая Отечественная война сразу внесла коррективы в его жизнь и судьбу. Н. Остряков рапортует и пишет телеграммы на имя многих командиров, начальников и даже И. Сталина с просьбами откомандировать его на действующий фронт.

В октябре 1941 года он назначен командующим ВВС ЧФ в осаждённый Севастополь и принимает командование черноморской авиацией.

Будучи военачальником, он оставался боевым лётчиком. В истории 40-го авиаполка пикирующих бомбардировщиков записан один из эпизодов, где командующий ВВС ЧФ

генерал Н. Остряков с группой истребителей, сопровождающих пикирующие бомбардировщики, вёл воздушный бой. Два звена 40-го авиаполка, ведомые И. Корзуновым и В. Лобазовым, в сопровождении истребителей взяли курс на аэродром Сарабуз для уничтожения самолётов противника. При подлёте к аэродрому завязался воздушный бой с Ме-109. В эту минуту к самолёту В. Лобазова почти вплотную пристроился истребитель прикрытия, лётчик и весь экипаж увидели самого командующего ВВС ЧФ. В паре с Наумовым генерал Н. Остряков завязал воздушный бой с 4 истребителями, сбив один, остальные были разогнаны, бомбардировщики успешно выполнили задачу.

Военный совет Черноморского флота часто старался удерживать генерала от личного участия в сопровождении штурмовиков и бомбардировщиков и ведения воздушных боёв с немецкими асами из 4-й воздушной армии Германии «Люфтваффе», но Н. Остряков всё же добивался разрешения на боевой вылет. И эти боевые вылеты часто приносили победу.

20 апреля 1942 г. был последний боевой вылет прославленного лётчика Н. Острякова на сопровождение бомбардировщиков при ударе по аэродромам врага. Результатом стали шесть костров от горящих «юнкерсов» и сбитый им в воздухе Ме-109.

24 апреля 1942 г. командующий ВВС ЧФ Н. Остряков вместе с представителем авиации ВМФ генералом Коробковым посещает авиаремонтные мастерские в бухте Круглая, где немецкая шестёрка Ю-88, неожиданно появившаяся с моря, сбросит серию бомб на ремонтную базу авиаторов. Николай Алексеевич погиб. 25 апреля 1942 г. осаждённый Севастополь прощался со своим командующим - «Крылатым Генералом», которому 17 мая исполнился бы 31 год.

Умелый военачальник, заботливый и скромный генерал был активным бойцом в обороне Севастополя. Он совершил более 100 боевых вылетов в блокадном городе. Под его руководством авиаторы-черноморцы за

период боёв за Севастополь уничтожили и повредили 155 танков; уничтожили и сожгли 1 522 автомашины; сбили в воздушных боях и уничтожили на земле 546 самолётов.

За свои подвиги он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Память о Николае Алексеевиче Остряко-ве живёт в названиях улиц и школ Украины и России, которые он защищал.

Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

Он окончил 7 классов школы, затем железнодорожное училище и получил рабочую специальность. Увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика.

Когда в феврале 1939 г. Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 г. вышел уже в звании младшего лейтенанта.

Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харри-кейне».

В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары.

31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юн-

керсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля он был награждён орденом Ленина.

В 1942 году А.-Х. Султан пересаживается на истребители марки «Як» и отличается в боях под Воронежем и Сталинградом.

В этот момент советское командование принимает решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, уже сражаясь в этом подразделении.

В состав этого авиаполка вошёл и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов, сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт.

Всего за время войны А.-Х. Султан лично сбил 30 самолётов противника и ещё 19 в составе группы. 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

После войны Амет-Хан Султан поступил в военную академию, несмотря на то, что в своих анкетах упрямо выводил «национальность - крымский татарин». После депортации 1944 года для такого поступка необходимо было мужество, тем более, что лётчик легко мог указать национальность отца.

Через несколько месяцев обучения в академии подполковник Амет-Хан Султан подаёт рапорт об отчислении и увольнении со службы и в феврале 1947 года становится лётчиком-испытателем Лётно-исследователь-ского института в Жуковском. За годы работы в ЛИИ он стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной воздушной техники.

В конце 1950-х годов Амет-Хан Султан совершает испытательные полёты по программе разработки катапультных кресел для лётчиков и космонавтов, а также помогает космонавтам в освоении невесомости, будучи пилотом одной из «воздушных лабораторий».

1 февраля 1971 года во время испытания нового двигателя на летающей лаборатории Ту-16 произошла катастрофа. Экипаж во главе с дважды Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР Амет-Ханом Султаном погиб.

Его именем названы улицы в разных городах СССР, в родной Алупке, в подмосковном Жуковском, аэропорт в Махачкале.

В 2010 году в Ярославле был установлен памятник Амет-Хану Султану. Памятник

установлен недалеко от места, надо которым в 1942 году мужественный лётчик таранил фашистский «юнкерс», спасая город от врага.

Для Советских Вооруженных Сил война явилась величайшей школой боевого опыта, ставшего бесценным достоянием. Опыт фронтовиков использовался командирами, партийными и комсомольскими организациями в обучении и воспитании советских воинов. Нынешнее поколение авиаторов учится мужеству, мастерству и героизму на подвигах отцов и дедов, настойчиво стремится умножить славные боевые традиции героев войны. В частях растут ряды отважных воздушных бойцов, авиаторов различных специальностей, обладающих высокими идейно-политическими, морально-психологическими и военно-профессиональными качествами, отлично владеющих техникой и оружием. Они проявляют инициативу, настойчивость, мужество, творческий поиск в повышении эффективности боевой учёбы.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается боевая активность советских воинов-авиаторов в годы Великой Отечественной войны. Приводятся статистические данные по количеству проведённых самолёто-вылетов, таранных ударов, воздушных побед и поражений; содержится информация о биографии лётчиков, чьи судьбы были связаны с Крымом -Н. А. Острякова и А.-Х. Султана.

Ключевые слова: война, авиация, боевая активность, таран.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SUMMARY

The article deals with the combat activity of the Soviet soldiers-pilots during Great Patriotic war, the statistics of the number of sorties carried out, ramming, aerial victories and defeats. The article contains biographies of pilots whose lives were connected with the Crimea -N. A. Ostryakova and A.-H. Sultan.

Key words: war, aviation, military activity,

ram.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военно-исторический журнал. - 1972. -№ 3. - С. 25.

2. Война, история, идеология / под ред. Малахова В. С. - М.: Политиздат, 1974. -383 с.

3. Вторая мировая война: Краткая история. - М.: Наука, 1984. - 590 с.

4. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: в 6 т. -М.: Воениздат, 1965. - Т. 6. - 652 с.

5. Козырёв М., Козырёв В. Авиация Красной армии /. - М.: Центрполиграф, 2011. -31 с.

6. Манштейн Э. Утерянные победы / Э. Манштейнн. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 180 с.

7. Мировая война 1939-1945гг. / пер. с нем. - М.: Воениздат, 1957. - 472 с.

8. «О 40-летии победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945гг.»: Постановление ЦК КПСС // Правда. - 1984. - 17 июня.

9. Цибульский И., Чечин О., Чечин В. Крылья над океаном / И. Цибульский, О. Чечин, В. Чечин. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 222 с.

А. В. Люликова

УДК 341.485(=4//16)(470-13) "194"

ЯЛТИНСКАЯ ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

(по материалам книг Э. Левина и И. Спектор-Макаровой «Воины Дома Иакова» и Э. Левина «Сорок дней до расстрела»)

ниги Э. Левина и И. Спектор-Макаро-вой «Воины Дома Иакова» и Э. Левина «Сорок дней до расстрела» рассказывают о судьбе еврейского народа в годы Второй мировой войны, заставляя тем самым задуматься о последствиях любой расистской теории.

В предисловии к книге Э. Левина и И. Спектор-Макаровой «Воины Дома Иакова» В. Люстин, председатель Ялтинской еврейской общины, отмечает, что хотя речь в ней и идёт о воинах, жизнь которых так или иначе связана с Ялтой, Ялтинской еврейской общиной, всё же эта книга не только ялтинского или крымского значения. Книги Э. Левина и И. Спектор-Макаровой, безусловно, являются не только памятником судьбы еврейского народа, пострадавшего в военные годы, это и не только обвинение, это ещё, по сло вам В. Люстина, один камень для баррикад, которые необходимо воздвигнуть на пути расистских демаршей.

Труд Э. Левина «Сорок дней до растре-ла» состоит из трёх частей. Первая часть -художественно-документальная повесть; вторая часть - свидетельства очевидцев и родственников погибших; третья часть - уточнённые и дополненные списки расстрелянных. Послесловие - эта краткая история возрождения Ялтинской еврейской Общины.

«Для евреев Ялты период оккупации был «адом в раю» и, разумеется, не только для евреев...», - пишут в предисловии к художественно-документальной повести В. Люс-тин и А. Шрайберг.

Книга рассказывает о судьбе детей, которые стали свидетелем всех ужасов военного времени. В Крыму и, в частности в Ялте, к началу Второй мировой войны было много смешанных браков. И если, как пишут В. Люстин и А. Шрайберг, внутри, за забором ялтинского гетто, находились евреи, то по другую сторону, снаружи, стояли люди многих национальностей, которые приходили к своим родным и близким. Они, рискуя собственной жизнью, спасали детей и своих и чужих, укрывали родственников и знакомых евреев. Спасённые дети, которые в настоящее время являются членами Ялтинской еврейской общины, сегодня главные очевидцы тягчайших преступлений нацистов в прекрасном курортном городе, призванном возвращать здоровье и продлевать жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.