Научная статья на тему 'Защитник неба Тулы'

Защитник неба Тулы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дранишников А. А.

Рассказывается об отважном лётчике-истребителе Герое Советского Союза старшем лейтенанте Б.Г. Пирожкове, героически защищавшем тульскую землю в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защитник неба Тулы»

8. Кукарцева, М. А. Философия истории в США второй половины XX века: Социально-эпистемологический аспект. Автореф. дис...д-ра. филос. наук. [Текст] / М.А. Кукарцева -М., 1999. - 45 с.

9. Анкерсмит, Ф.Р. Дилемма современной англосаксонской философии истории [Текст]/ Ф.Р. Анкерсмит//История и тропология: взлёт и падение метафоры. -М.: Прогресс-традиция, 2003. - С.134-178.

10. Уайт, Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века [Текст]/Х.Уайт - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 2002.

- 518 с.

11. Высокова, В.В. Полемика Хейдена Уайта и Артура Марвика. (К вопросу о постмодернистской методологии истории) [Текст] / В.В. Высокова//Imagines mundi: Альманах исследований всеобщей истории XVI

- XX вв. Вып. I. Альбионика. -Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та. 2001.

12. Иггерс, ГГ. История между наукой и литературой: Размышления по поводу историографического подхода Хейдена Уайта [Текст]//Георг Г. Иггерс// Одиссей. Человек в истории. -М., 2001. - С.140-154.

13. Анкерсмит, Ф.Р. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков [Текст] / Ф.Р. Анкерсмит -М.: Идея-Пресс, 2003. - 360 с.

14. Zagorin, P. Historiography and postmodernism: reconsiderations/ P. Zagorin// The Postmodern History Reader. Routledge, 1997. - P. 298-312.

15. Анкерсмит, Ф.Р. Возвышенный исторический опыт [Текст] / Ф.Р. Анкерсмит -М.: Издательство «Европа», 2007. - 607 с.

16. Стрелков, В.И. К онтологии исторического текста: Некоторые аспекты философии истории Ф.Р.Анкерсмита [Текст] / В.И. Стрелков//Одиссей. Человек в истории. -М., 2000. - С.139-151.

17. Zybertowiecz, A. The thinker in a labyrinth: Franklin Ankersmit’s idea of historical experience/A.Zybertowiecz //Проблемы исторического познания. материалы Международной конференции. -М. 19-21 мая 1996. -М.: Наука, 1999. - С.201-209.

Получено 1.10.2008 г.

УДК 94(47).084.8:623.746.3 - 052(470.312)

А.А. Дранишников (Тула, ТулГУ)

ЗАЩИТНИК НЕБА ТУЛЫ

Рассказывается об отважном лётчике-истребителе Герое Советского Союза старшем лейтенанте Б.Г. Пирожкове, героически защищавшем тульскую землю в годы Великой Отечественной войны.

Суровым испытанием для советского народа и его Вооружённых Сил была Великая Отечественная война 1941-1945 гг. В ней с особой

силой проявились мощь советской авиации, мужество и отвага наших лётчиков, их беззаветная любовь к Родине.

Советские Военно-Воздушные Силы вместе с другими видами Вооружённых Сил и родами войск внесли достойный вклад в достижение исторической победы над германским фашизмом. Героические подвиги советских лётчиков в небе Прибалтийских республик, Белоруссии, Украины, Молдавии, Заполярья, а также Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Тулы и других городов составляют одну из ярких страниц истории Великой Отечественной войны. Отважные соколы без колебания вступали в бой с многократно превосходящими силами противника и одерживали победы, дерзко прорывались к объектам удара сквозь самый плотный огненный заслон, а если требовали боевая обстановка, воинский и патриотический долг, бросали свои крылатые машины в воздушные и огненные тараны. Эти подвиги - яркий пример для всех россиян, всех воинов армии и флота. Одним из героев этой когорты является командир эскадрильи 787-го истребительного авиационного полка 125-й истребительной авиационной дивизии Войск ПВО территории страны старший лейтенант Б.Г. Пирожков.

Борис Григорьевич Пирожков родился 17 июля 1917 года в г. Перми в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал фрезеровщиком на Пермском машиностроительном заводе им. В.И.

Ленина, возглавлял комсомольско-молодёжную бригаду. Без отрыва от производства окончил планёрную школу, а затем Пермский аэроклуб Осовиахима. В РККА с 1937 года. В 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

Великая Отечественная война для младшего лейтенанта Б.Пирожкова началась с июня 1941 года, но только в июле с приграничного аэродрома Б. Пирожков совершает свой первый боевой вылет. Затем второй, третий. Они не были результативными, но в ходе них молодой лётчик набирался опыта. Он осмотрителен, постоянно ищет противника, при встрече с ним готов действовать решительно, чётко. И уже вскоре одерживает первую победу.

14 сентября 1941 года на южных подступах к г. Москве был обнаружен немецкий самолёт Богшег Бо 217. Он летел курсом на столицу на высоте 7000 м. На перехват разведчика поднялись два истребителя МиГ-3, пилотируемые младшими лейтенантами Б.Г. Пирожковым и В.И. Довгим. Заметив советские истребители, Богшег Бо 217 повернул назад. Медлить было нельзя, и советские лётчики атаковали противника. Прикрываемый ведомым, Б. Пирожков заходит вражескому разведчику в хвост, открывает огонь. Немецкий лётчик отвечает огнём. Трассеры

Старший лейтенант Б.Г. Пирожков, Герой Советского Союза

мелькают справа и слева от советского истребителя. Вот ещё одна очередь Б.Пирожкова, меткая на этот раз: Богшег Бо 217 прекращает огонь. Он маневрирует по высоте и курсу, пытается уйти, и подставляет себя. Б. Пирожков жмёт на гашетку, но... выстрелов не слышно: патроны кончились. Вспомнилась полковая формула, которая вслух не произносилась: «Самое безотказное оружие - таран». «Что ж,

проверим»,- принял решение для себя младший лейтенант Б. Пирожков. Советский истребитель МиГ-3 увеличивает скорость, сближается с вражеским разведчиком. Время - 12.30. Когда до него оставалось метра два, Б. Пирожков отдаёт ручку управления от себя и воздушным винтом своего истребителя отрубает правую сторону стабилизатора и руль поворота Богшег Бо 217. Немецкий разведчик резко накренился, но затем стал выравниваться. Б. Пирожков сблизился с ним и вторично винтом своего самолёта полностью отсёк у немецкого разведчика хвостовое оперение: Богшег Бо 217 пошёл в своё последнее пике. Он упал возле деревни Ханино в 65 км западнее г. Тулы. Оба наших самолёта благополучно вернулись на свой аэродром.

После приземления друзья тепло поздравляли лётчика. Подвигу был посвящён выпуск «Окон ТАСС» № 269. Младший лейтенант Б.Г. Пирожков впервые в истории авиации совершил двойной таран -уничтожил самолёт противника двумя ударами воздушного винта своего истребителя.

Следует отметить также, что истребитель МиГ-3, на котором воевал Б. Пирожков, был построен в конце 1940 года (конструкторы А.И. Микоян и М.И. Гуревич). Вооружение состояло из одного крупнокалиберного пулемёта УБС калибра 12,7-мм и двух пулемётов ШКАС калибра 7,62 мм. Скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/ч, на высоте 7.000 м достигала 640 км/ч. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. Истребитель МиГ-3 использовался главным образом как высотный истребитель-перехватчик в системе ПВО, в частности, при охране неба г. Москвы и других крупных промышленных центров страны. Его основные качества - большой потолок (12.000 м) и скорость на высотах более 5.000 м позволяли нашим лётчикам успешно вести бои с вражескими бомбардировщиками и разведчиками.

Славную страницу вписал в оборону г. Тулы от вражеской авиации 787-й истребительный авиационный полк. В эту часть входила и авиационная эскадрилья младшего лейтенанта Б. Пирожкова. В дни обороны г. Тулы, когда наземные части Красной Армии вели упорные бои с немецко-фашистскими оккупантами, авиация противника всё чаще и чаще совершала налёты на город и важные промышленные объекты Тульской области. 787-й ИАП противодействовал воздушному врагу, прикрывая г. Тулу, промышленные объекты и железнодорожные узлы.

24 сентября 1941 года под вечер на командный пункт 787-го истребительного авиационного полка поступают данные, что с южного направления через г. Тулу к г. Москве на большой высоте идёт вражеский самолёт-разведчик. Впоследствии оказалось, что это был немецкий двухмоторный Junkers Ju 88. «Пирожкову - взлёт! - передал дежурный телефонист приказ командира полка.- С южного направления - вражеский самолёт». Тогда же и поступил приказ командира 125-й истребительной авиационной дивизии Войск ПВО территории страны: не допустить самолёт люфтваффе до столицы. Точные разведданные - это возможные точные удары по г. Москве. Требовалось осуществить необычный по тому времени перехват - перехват на большой высоте. Выбор пал на Бориса Пирожкова.

Секунды - и истребитель взмыл в небо. Младший лейтенант Б. Пирожков приготовился к атаке. Но. лётчик Junkers Ju 88 обнаружил его и стал набирать высоту, забираясь всё выше и выше. Штурмовал высоту и МиГ-3: четыре, пять, шесть тысяч метров. Junkers Ju 88 продолжал набирать высоту. Позади семь тысяч метров, восемь. Дышать становится трудно, ведь скоро уже стратосфера. Немецкий лётчик был в более выгодном положении, Junkers Ju 88 имел герметизированную кабину, а МиГ-3 - нет. Б. Пирожков надевает кислородную маску и продолжает путь «в гору». На высоте 10.000 м он настигает немецкий самолёт: не торопится, старается подойти к нему ближе, чтобы ударить наверняка. Первые же очереди, выпущенные Б. Пирожковым, - сама меткость. Junkers Ju 88 начинает маневрировать, ведя беспорядочный ответный огонь. При очередной атаке Б. Пирожкова левый мотор Junkers Ju 88 задымился, но самолёт продолжал полёт. Ещё одна атака советского лётчика - и немецкий самолёт, уже окутанный дымом и пламенем, стал падать.

Это был первый в истории авиации воздушный бой, успешно проведённый на высоте 10.000 метров. Он в активе советского лётчика младшего лейтенанта Б.Г. Пирожкова.

Сила ударов советской военной авиации по противнику непрерывно возрастала. Без её участия не проводилась ни одна операция войск. Боевые действия авиации оказывали существенное влияние на ход и исход вооружённой борьбы. Главные усилия ВВС направлялись на завоевание господства в воздухе, поддержку Сухопутных войск и сил флота, воздушную разведку, а также нанесение систематических ударов по объектам в глубоком тылу противника.

Б. Пирожков вылетает и на перехваты, и на разведку войск противника. В один из ноябрьских дней 1941 года получает задание разведать сосредоточение немецко-фашистских войск на ПеоПныеПирова направлении. Следуя в указанный район, Б. Пирожков заметил группу фашистских танков, замаскированных на опушке леса. Туда же направлялась ещё одна колонна бронемашин противника. Вскоре на этом

направлении наши бомбардировщики уничтожили много боевой техники немцев.

4 марта 1942 года за мужество и отвагу Б. Пирожкова награждают орденом Ленина, высшей, по сути, на то время наградой. Рабочие ТОЗ вручили ему именной пистолет. Лётчик обращается с письмом к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину. Он пишет: «Коль враг лезет сломя голову, мы, лётчики - истребители, будем уничтожать его ещё яростнее, ещё беспощаднее».

3 сентября 1942 года командир эскадрильи старший лейтенант Б. Пирожков вылетает на перехват бомбардировщика. Вскоре он находит в воздухе Junkers Ju 88 и начинает преследовать его. Ложными атаками с дистанции 400 - 500 метров изматывает вражеского стрелка. Тот прекращает огонь, и советский лётчик с дистанции 70 - 100 метров проводит четыре атаки. Junkers Ju 88 взрывается в воздухе. Ещё одна звёздочка украсила фюзеляж истребителя Б. Пирожкова.

4 сентября 1942 года на дальних подступах к г. Москве была обнаружена группа бомбардировщиков Heinkel He 111, летевших под прикрытием истребителей Messerschmitt Bf 109. Поднявшись в воздух во главе эскадрильи, Б. Пирожков определяет, что Heinkel He 111 идут под прикрытием Messerschmitt Bf 109, летевших чуть выше. «Атакуем немедля!» - подаёт он команду и первым идёт в атаку. Несколько очередей командира эскадрильи, и ведущий Heinkel He 111 загорается. Затем, сманеврировав, устремляется на другой немецкий бомбардировщик, идущий под прикрытием шести истребителей Messerschmitt Bf 109, оказывается в его задней полусфере. Поймав Heinkel He 111 в прицел, дал две очереди, но и противник не молчал: лавина огня обрушилась на истребитель. На МиГе вышло из строя пулемётное вооружение. Тогда Б. Пирожков, дав газ, винтом своего истребителя ударил по Heinkel He 111. Немецкий бомбардировщик устремился вниз.

Стремительно понёсся к земле и истребитель МиГ-3. От полученных ран: ранения в полость живота и кисть правой руки и таранного удара Б. Пирожков потерял сознание. Когда между падающим истребителем и землёй оставалось метров 100, сознание вернулось к лётчику. Он выровнял самолёт и, превозмогая боль, повёл его на свой аэродром и посадил. К МиГу подбежал авиатехник Виктор Степанов: но Б. Пирожков не отозвался на его поздравление с воздушной победой. Из кабины командира эскадрильи вынимали залитого кровью. Девять часов врачи боролись за его жизнь, но, не приходя в сознание, он скончался.

До недавнего времени в ходу была фраза «До конца выполнил свой долг». К Б. Пирожкову она подходит без всяких натяжек.

Суммируя сделанное российским лётчиком, отметим, что старший лейтенант Б. Пирожков к 4 сентября 1942 года совершил 242 боевых вылета, в воздушных боях сбил 5 немецких самолётов (все

бомбардировщики). 1 самолёт противника был уничтожен впервые в мировой практике в высотном бою - на отметке 10.000 метров, 2 -тараном, причём один из них - также впервые в мировой практике -двойным тараном. В последнем бою был тяжело ранен, но сумел привести истребитель МиГ-3 на аэродром и посадить его, после чего скончался (случай в мировой практике уникальный).

14 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему лейтенанту Б.Г. Пирожкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (посмертно). «Такое под силу только русскому лётчику», - заявил на торжествах в г. Туле по случаю очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне один из западных дипломатов, бывший военный лётчик. Лестная оценка, но нам жаль, что в последнее время на Западе всё меньше вспоминают о достижениях советских воинов в годы Второй мировой войны. Не почтила своим вниманием российского лётчика и Книга рекордов Гиннесса.

Похоронен Б.Г. Пирожков в г. Туле, которую отважно защищал. Его имя помещено на стеле-памятнике Героям-тулякам, установлена мемориальная доска на здании типографии. В г. Перми его именем названа улица, на зданиях школы и аэроклуба, где он учился, установлены мемориальные доски.

Славные подвиги фронтовиков - неиссякаемый источник дальнейшего совершенствования обучения и воспитания современных воздушных бойцов. Нынешнее поколение лётчиков - успешно осваивает и грамотно эксплуатирует авиационные комплексы, сложные навигационноприцельные системы и различное оборудование самолётов, умело использует их в полётах. Защита Отечества есть священный долг и обязанность российских граждан. Всемерно содействовать укреплению оборонного могущества Родины, повышению боеспособности и боевой готовности Вооружённых Сил РФ - дело чести каждого российского человека.

Библиографический список

1. Абрамов, А.С. Двенадцать таранов.[Текст]/ А.С. Абрамов. -Свердловск., 1970.

2. Герои Советского Союза [Текст ]:В 2 т. - М.: Воениздат. - Т.2. -

1988.

3. Докучаев, А. Только русскому под силу [Текст] /А. Докучаев// Красная Звезда. - 1999. - 21 января.

Получено 1.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.