Научная статья на тему 'Истребительная авиация в небе Псковщины летом 1941 г'

Истребительная авиация в небе Псковщины летом 1941 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истребительная авиация в небе Псковщины летом 1941 г»

Ю. Н. Теренин

Истребительная авиация в небе Псковщины летом 1941 г.

С первых дней Великой Отечественной войны псковское небо стало ареной ожесточенных воздушных боев между советской и германской авиацией, но по количеству самолетов, участвоваших в них, как и самолето-вылетов, эти столкновения уступали воздушным схваткам в небе Украины и Белоруссии летом 1941 г.

Активное участие в воздушных сражениях на Псковщине принимала советская истребительная авиация 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии, 402-й, 15-й и 31-й истребительные полки 8-й смешанной авиационной дивизии, 5-й истребительный авиаполк 31-й смешанной авиационной бригады ВВС Балтийского флота.

158-й авиаполк (командир - майор А.П. Афромеев) был сформирован в конце 1939 г. и имел на вооружении 63 самолета, в большинстве своем устаревших истребителей И-16 (на 22 июня 1941 г. - 40 штук), а из современных - 23 самолета ЯК-1.1 К тому же из 40 И-16 только 30 были технически исправными, а из новых ЯКов лишь 10 были освоены летным составом. Следовательно, из 63 имевшихся самолетов в боевых действиях могли принять участие только 40.

Из четырех эскадрилий, составлявших полк, наиболее боеготовой являлась первая: из 16 ее летчиков 12 были пилотами первой линии, т.е. подготовленными к действиям в любых боевых условиях и имевшими налет по 100 часов. Иная картина наблюдалась в других эскадрильях: во второй, например; из 16 летчиков пилотами первой линии были лишь 8, т.е. половина, в третьей - и того меньше - 6. Подавляющая масса летчиков четвертой эскадрильи (12 из 16) прибыли в полк только весной 1941 г. Они не являлись даже пилотами второй линии (не имевшими практики ночных полетов), а назывались летчиками-учениками, окончившими аэроклубы и ускоренный курс Серпуховской военной школы пилотов.

Теренин Юрий Николаевич - ассистент кафедры всеобщей истории Псковского госпедуниверситета им.С.М.Кирова

К моменту прибытия в полк они имели в среднем по 7 часов самостоятельного налета на устаревших самолетах И-15.

До мая 1941 г. 158-й авиаполк базировался на аэродроме Кресты г. Пскова, а 30 мая был перебазирован на учения на аэродром Веретье в г. Остров, где и встретил начало войны. В первый день войны бомбардировкам вражеской авиации он не подвергался, но на состоявшемся 22 июня митинге личный состав полка выразил готовность «драться с врагом до полного его уничтожения» и вскоре вступил в боевые действия. Перед полком стояла задача отражения воздушных налетов германской авиации на Псков, Остров, железнодорожные и автомобильные мосты и станции в их окрестностях, а также прикрытие с воздуха районов сосредоточения советских войск, отступавших из Прибалтики красноармейских частей и беженцев.

23 июня 1941 г. летчики полка совершили 30 самолето-вылетов и провели 5 воздушных боев с авиацией противника. Старший лейтенант А.В.Чирков, осуществляя воздушное патрулирование над Псковом в составе группы из трех самолетов, сумел перехватить и уничтожить немецкий бомбардировщик ХЕ-П. Впоследствии Чирков стал Героем Советского Союза. Таковым было боевое крещение полка. Всего же в период боев на подступах к Пскову (с 22 июня по 4 июля 1941 г.) летчики его совершили 373 самолето-вылета, провели 136 воздуш -ный боев и сбили 29 самолетов противника. Сам полк потерял в этих боях 23 самолета.2

Помимо уничтожения материальной базы частей противника, полк выполнял и поставленные перед ним задачи прикрытия наземных войск и военно-экономических объектов. Автомобильные и железнодорожные мосты в зоне его действий исправно функционировали, что позволяло оперативно перебрасывать наземные войска. В то же время полку приходилось постоянно отражать натиск фашистской авиации в воздухе. «Вражеские самолеты контролировали шоссе Псков - Луга -

Ленинград, бомбили мосты, линии связи, автоколонны, - вспоминал зам. начальника инженерно-технической службы ВВС Северного фронта А. Л.Шепелев. - Порой они охотились даже за отдельными машинами. Мне самому не раз приходилось попадать под штурмовые удары. Своими бомбовыми ударами противник часто нарушал наши телеграфные и телефонные линии».3 158-му полку в таких условиях не всегда удавалось противостоять противнику, что осложняло организацию обороны дальних подступов к Ленинграду. Сказывались и техническое состояние полка, и недостаточная обученность летчиков, и, конечно, отсутствие опыта ведения воздушных боев с самолетами противника.

5 июля 1941 г. боевая работа 158-го полка на Псковщине завершилась, после чего оставшиеся самолеты были перебазированы к Ленинграду, на аэродром Гривочки. В начале августа полк был переброшен на аэродром Низино под Ленинградом, а в 1943 г. получил звание Гвардейского, изменил номер и стал называться 103-й Г вардейский истребительный авиационный полк. Закончил он войну на территории Германии. За героизм и мужество, проявленные в псковском небе, четверо летчиков полка были удостоены звания Героя Советского Союза: 8 июля 1941 г. его удостоились (первыми в истории Великой Отечественной войны) лейтенанты С.И.Здоровцев, и П.Т.Ха-ритонов, таранившие фашистские самолеты. Несколько позже за такой же подвиг удостоился звания Героя Н. А.Тотмин.4

Боевые задачи на территории Псковщины выполнял также 402-й истребительный авиационный полк (командир - подполковник П.М.Стефановский), сформированный 27 июня 1941 г. на московском аэродроме Чкалов-ский. Три его эскадрильи были укомплектованы летчиками-испытателями НИИ ВВС и Летного исследовательского института. Летчик-испытатель М. Л.Г аллай так оценивал уровень их подготовки: «Мы и в самом деле имели на новых истребителях, наверное, больший налет, чем летчики любой строевой части. Но у нас отсутствовали боевые навыки и способность выполнять фигуры высшего пилотажа, необходимые в воздушном бою».5 Следовательно, летчики и этого полка не имели достаточного опыта ведения воздушных боев с более опыт-

ными немецкими пилотами. И хотя эскадрильи его были укомплектованы новыми истребителями Миг-3 последних серий (некоторые были вооружены двумя пушками и тремя пулеметами), полк понес немалые потери.

Он участвовал в боевых действиях с 3 июля 1941 г., будучи переброшенным на аэродром Идрицы южнее Великих Лук, где поступил в подчинение 8-й смешанной авиадивизии (командир полковник Н.С.Торопчин).6 В период с 3 по 10 июля он выполнял задачу прикрытия наземных войск и военно-экономических объектов в районе Себежа и Великих Лук: совершил за это время 205 самолето-вылетов, провел 99 боев и сбил 26 вражеских самолетов. Но при этом полк сам потерял 22 самолета из 32 имевшихся, причем 10 были уничтожены противником на земле.7 11 июля полк, сохранивший из 10 оставшихся лишь 8 исправных машин, был переброшен на аэродром Зубово под Оршу.

Некоторые факты об участии полка в боях на Псковщине привел в донесении начальнику штаба НИИ ВВС полковнику В. С. Степанову вое-нинженер 3-го ранга А.С.Тарахтунов: «1 июля на высоте 300-400 м прилетели два ДО-215. Затем они снизились до 30-40 м и отбомбились в двух заходах бомбами с замедлением по железнодорожной станции Идрица. В результате бомбардировки взорвались вагоны с боевой техникой и боеприпасами. Нанесен огромный ущерб. 2 июля в 7-8 часов на станции Идрица пролетели два ДО-215, сбросили бомбы с высоты 100-150 м. Наши барражирующие истребители их не заметили, а с земли по радио на них не указали. На путях взорвалась одна 50-тонная платформа с горючим 3 июля повторился налет двух ДО-215 на ж/с Идрица (эшелоны стояли в четыре ряда). Взорвались цистерны с бензином и боеприпасами. Нанесен огромный ущерб. 4 июля группа немецких самолетов из девяти 2-моторных самолетов (тип не установлен) и одного В-109 атаковала аэродром Идрицы. Результат налета: четыре МиГа и один У-2 были сожжены, один МиГ-3 был сбит в воздухе. 5 июля группа из 12 немецких бомбардировщиков Ю-83 в течение получаса бомбила Великие Луки и аэродром в пригороде».8

Участвовавшие в боях в псковском небе 15-й и 31-й истребительные полки 8-й смешанной авиадивизии, дислоцированные в Прибалтике, в первые дни войны также понесли значи-

тельные потери. После этого командование ВВС Северо-Западного фронта приняло решение перебазировать их на аэродром Карамышево, где они должны были обеспечивать противовоздушную оборону Пскова. За четыре дня (15 июня) летчики их совершили 80 самолетовылетов, провели 24 воздушных боя, в которых сбили 6 вражеских самолетов, потеряв при этом 7 своих машин. В ночь на 6 июля авиаполки перебазировались на аэродром Низино.

Эпизодически в небе Псковщины действовали летчики 5-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота, выполнявшие задачи по

разведке и уточнению линии фронта, а также сопровождению бомбардировщиков, направленных для бомбардировки занятой германскими войсками станции Струги Красные. Эту задачу выполняло звено лейтенанта И. А.Каберо-ва - будущего Героя Советского Союза.9

Таким образом, первые дни Великой Отечественной войны отмечены активными действиями советской истребительной авиации, но явное превосходство противника на земле и воздухе определило значительные потери в самолетах и недостаточную эффективность проводившихся мер.

Примечания

1. ЦАМО РФ. Фонд 158-го ИАП. Оп.125369. д.5. л.3.

2. Там же. Лл.3-6.

3. ШепелевА.Л. В небе и на земле. М., 1974. Сс. 85-90.

4. Новиков А.А. Небо. Жизнь. Авиация. М., 2000. Сс. 170-171; Псковский край в истории СССР. Л., 1970. Сс.85-89.

5. Галлай М.Л. Избранное. Т.2. М.1990. С.23.

6. Медведь А.Н., Горбач К.Н. Истребитель МиГ-3. М. 2004. Сс. 132-139.

7. ЦАМО РФ. Фонд 402-го ИАП. Оп. 133639. д.6. л.6.

8. Медведь А.Н., Горбач К.Н. Указ. Соч. Сс.132-139.

9. Каберов И.А. В прицеле - свастика. Л. 1980. Сс.18.29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.