Научная статья на тему 'КОМАНДИРЫ МОРСКОЙ АВИАЦИИ'

КОМАНДИРЫ МОРСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
391
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / МОРСКАЯ АВИАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АВИАЦИОННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / HIGHER EDUCATION / NAVAL ACADEMY / DEPARTMENT OF AVIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вабищевич Галина Эдуардовна

В статье рассказывается о причинах и условиях зарождения и развития высшего образования командного состава морской авиации в Военно-морской академии СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМАНДИРЫ МОРСКОЙ АВИАЦИИ»

Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ G.E. VABISHCHEVICH

КОМАНДИРЫ МОРСКОЙ АВИАЦИИ NAVAL AVIATION COMMANDERS

Сведения об авторе. Вабищевич Гал и на Эдуардовна — научный сотрудник 12 НИО (исторический) Центра (научно-исследовательского проблем развития и функционирования Военно-Морского Флота), Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза И.Г. Кузнецова», соискатель учёной степени кандидата наук (Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье рассказывается о причинах и условиях зарождения и развития высшего образования командного состава морской авиации в Военно-морской академии СССР.

Ключевые слова: СССР; морская авиация; высшее образование; Военно-морская академия; авиационный факультет.

Information about author. Galina Vabishchevich — Researcher of the 12th Department (historical) of the Centre of researching problems of the development and operation of the Navy, of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Competitor (St. Petersburg. E-mail: [email protected]).

Summary. The article describes reasons and conditions of the origin and development of the higher education of the Naval Aviation Commanders in the Naval Academy of the USSR.

Keywords: USSR, Naval Aviation; higher education; Naval Academy; Department of Aviation.

МОРСКАЯ авиация отечественного Военно-морского флота зародилась в 1910 году и, пройдя горнило Первой мировой войны (1914—1917), стала одним из основных родов сил ВМФ. Так было на протяжении всей её столетней истории. Но в период 1920—1935 гг. авиация командованию флота подчинялась в оперативном отношении, а организационно входила в состав Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота (Главвоздухофлота), позднее переименованного в ВВС РККА1. Функции подготовки кадрового состава всей авиации были возложены на Управление ВВС РККА, поэтому большинство морских авиаторов высшее образование получали в Академии Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского в Москве (с 1925 г. Военно-воздушная академия РККА)2.

Но в силу специфики морской авиации организовать замкнутую систему подготовки командных кадров изолированно от флота было невозможно. Уже в 1921 году начальник Главвоздухофлота К.В. Акашев обратился в Управление морских учебных заведений РККФ с письмом (№ 674/310 от 17 января 1921 г.), содержавшим просьбу о предоставлении пяти вакансий для слушателей-авиаторов в Военно-морской академии (BMA) в Петрограде. Акашев считал полезным «установление тесной связи между авиацией, с одной стороны, и всеми родами оружия, с другой», он нуждался в высококвалифицированных сотрудниках своего аппарата, разбирающихся в проблемах флота3.

Руководство BMA этот вопрос решило положительно. В 1921—1922 гг. наряду с другими красными командирами флота были приняты 11 морских лётчиков4 на подготовительный курс BMA (выпуски 1926 и 1927 гг.) и ещё трое — на основной курс (выпуски 1923 и 1924 гг.). Авиаторы обучались вместе со всеми слушателями по единым программам, включавшим авиационные дисциплины цикла тактики. Лекции читали лучшие учёные и преподаватели академии того времени: Леонид Георгиевич Гончаров (свойства оружия), Борис Борисович Жерве (стратегия), Михаил Александрович Петров (боевая деятельность флота) и др. Занятия

проводили сначала Георгий Сергеевич Скрягин5, а затем Иван Николаевич Дмитриев6.

В 1925 году на основании приказа РВС СССР № 986 от 30 сентября 1925 года при военно-морском факультете BMA было учреждено первое специальное авиационное подразделение — Академические курсы высшего и старшего комсостава морской авиации со сроком обучения 8 месяцев. Набор слушателей производился Управлением ВВС РККА из числа командиров морской авиации, имевших военно-морское образование. Курсы давали специальную, оперативную, общественно-политическую и военно-морскую подготовку, необходимую для строевого и оперативного руководства соединениями морской авиации. Руководил курсами И.Н. Дмитриев7.

В том же году приказом РВС СССР № 1136 от 14 ноября 1925 года при BMA были учреждены Высшие морские академические курсы (с 1927 по 1931 г. — Курсы усовершенствования высшего начсостава РККФ). На них в числе прочих обучались и морские лётчики — командиры соединений, выдвинувшиеся во время Гражданской войны. С 1 ноября 1926 года был введён новый штат академии, где в учебном отделе появилась должность заведующего курсом морской авиации (из числа штатных преподавателей)8.

По мере развития авиации расширялся и круг решавшихся ею задач. Авиационная техника и вооружение, примеры взаимодействия авиации с остальными силами ВМФ наиболее объёмно освещались на военно-морском факультете, где готовили командиров надводных и подводных кораблей, командиров и начальников штабов береговых частей ВМФ. Например, в планах 1925/26 учебного года на авиацию отводилось 122 часа (2,15 проц.) из общего количества 5670 часов учебного времени на всех трёх курсах, в т.ч.: «тактические свойства воздушных сил» — 80 часов; в «общей тактике» — 42 часа9. В связи с началом активного освоения авиацией минного и торпедного оружия появилась необходимость создать авиационный учебный кабинет при факультете военно-морского оружия, что и было сделано в 1927 году10.

По программе тактики и свойствам авиационного оружия слушателям рекомендовались учебные пособия профессора Военно-морской академии М.А. Петрова: «Боевое применение воздушных сил в морской войне»11, «Морская тактика. Боевая деятельность флота», «Морская тактика. Бой» и др. Среди остальных авторов следует выделить профессора Военно-воздушной академии H.A. Яцука12 и его фундаментальный труд «Тактика воздушного флота»13. В общем, отдельные направления военно-авиационной науки были проработаны достаточно глубоко и представлялись актуальными на текущий период времени. Однако насущной потребностью стало комплексное решение проблем морской авиации и их отражение в учебном процессе при подготовке командного состава флота. Можно привести строки из книги «Морская авиация», которую сам автор, А.И. Ханов14, считал первой попыткой дать военно-морским учебным заведениям «материал, отвечающий запросам современности»: «Полных и вполне исчерпывающих источников по морскому воздушному флоту мы до сего времени не имеем»15.

К началу 1930-х годов в стране был отмечен значительный прогресс промышленного производства, что позволило неуклонно наращивать силы флота, который стал испытывать кадровый голод. Правительство прикладывало значительные усилия к укреплению Вооружённых сил и подготовке их кадрового состава. В 1930 году впервые был организован приём в Кремле в честь выпускников военных академий, куда были приглашены и выпускники BMA. В начале 1931 года Военно-морская академия успешно прошла проверку комиссией Реввоенсовета СССР. Приказом РВС СССР № 18 от 14 февраля 1931 года ей было присвоено имя народного комиссара по военным и морским делам К.Е. Ворошилова. С 1 сентября 1931 года были введены новые расширенные штаты, где в составе тактического цикла 29 декабря 1931 года была образована кафедра тактики Военно-воздушных сил, которую возглавил С.Э. Столярский16.

Морской лётчик Станислав Эдуардович Столярский являлся участником Первой мировой и Гражданской войн, имел большой опыт службы на высших командных должностях морской авиации. В 1927 году он стал выпускником академии, а через два года окончил адъюнктуру при ней17. Первая его теоретическая работа по обобщению опыта действий морской авиации совместно с речной флотилией была опубликована ещё в 1921 году18. С.Э. Столярский был не просто отличным специалистом, но энтузиастом и настоящим созидателем.

Другой преподаватель кафедры — морской лётчик Иван Фёдорович Киреев, тоже участник Гражданской войны, окончил академию в 1926 году19. В июле 1933 года коллектив кафедры пополнил Василий Дмитриевич Авсюкевич, выпускник Академических курсов при BMA 1927 года, известный красный командир и комиссар, опытный руководитель и педагог20.

У сотрудников вновь созданной авиационной кафедры BMA имени К.Е. Ворошилова, в первую очередь у её руководителя С.Э. Столярского, впереди было много работы. А начал он с научного исследования истории становления морской авиации, которое увидело свет в 1932 году21. Однако в рамках целевых установок военно-морского факультета (в 1935 г. переименован в командный факультет) основные усилия кафедры прилагались к развитию учебно-методической базы тактики ВВС. В 1932 году Столярский издал работу

С.Э. Столярский

Конец 1940-х гг. Музей авиации ВМФ РФ при ВУНЦ ВМФ «BMA»

«Обеспечение средствами ВВС тактического использования манёвренных соединений подводных лодок». Всего до 1940 года им были подготовлены и изданы около 40 научных работ разного объёма.

9 октября 1932 года РВС СССР своим постановлением определил целевые установки подготовки кадров в Военно-морской академии: «Основное внимание всех факультетов академии сосредоточивается на вопросах боевой подготовки подводного флота совместно с надводным флотом, авиацией и береговой обороной и на овладении искусством нанесения противнику мощного сосредоточенного (комбинированного) удара с использованием всех наличных средств подводных лодок и тяжёлой авиации в особенности»22.

В планах 1933/34 учебного года на тактику ВВС отводилось уже 340 часов (3,61 проц.) из общего количества 9408 часов учебного времени на всех трёх курсах

Занятия по тактике ВВС и ПВО

1937 г.

Музей авиации ВМФ РФ при ВУНЦ ВМФ «BMA»

Начальник кафедры тактики ВВС и ПВО комбриг С.Э. Столярский демонстрирует слушателям командно-авиационного факультета макет комбинированного аэродрома (слева — гидроаэродром, справа — 4-полосный сухопутный аэродром)

BMA23. На кафедре создавались новые учебники и наглядные пособия, а для практических занятий, решения тактических задач и военно-морских игр использовались интерактивные макеты военно-морских баз, гидроаэродромов, модели кораблей и самолётов. Для ознакомления слушателей с новыми образцами авиационной техники в академию приглашались лекторы, учёные из других учреждений — Остехбюро, Учебного комбината Гражданского воздушного флота и др24.

В целом до 1938 года Военно-морскую академию и Академические курсы при ней окончили более 30 морских авиаторов. Среди выпускников наиболее известны: Борис Борисович Лобач-Жученко (1923), Александр Михайлович Якимычев (1926), Вальтер Карлович Бергстрем (1926), Станислав Эдуардович Столярский (1927), Василий Дмитриевич Авсюкевич (1927), Август

Слушатели изучают оборудование авиационной радиостанции

1940 г.

Музей истории академии, публикуется впервые

Оттович Букан (1927), Михаил Михайлович Сергеев (1929), Александр Васильевич Цырулёв (1930), Василий Николаевич Калмыков (1933)25.

До 1938 года подготовка руководящего офицерского состава с законченным академическим образованием в основном производилась в ВВА РККА имени Н.Е. Жуковского, где на командном факультете имелось небольшое «морское отделение». Слушатели, до 14 человек лётчиков и летнабов, готовились по особой программе для замещения командных должностей морской авиации. Стажировку они проходили в управлениях и штабах соединений и частей ВВС флота26. Но этого было недостаточно, поэтому в Военно-морской академии имени Ворошилова периодически формировались курсовые группы специально для дополнительной морской подготовки слушателей Академии имени Н.Е. Жуковского. Такие курсы, например, были организованы в период 20 апреля — 10 июля 1933 года27.

По мере совершенствования авиационной техники и вооружения росли возможности авиации для ведения вооружённой борьбы на море. В то же время всё сильнее чувствовался разрыв между системой подготовки в учебных заведениях ВВС РККА и нуждами флота. На самом высоком уровне командование Морских сил неоднократно поднимало вопрос о возвращении морской авиации в своё полное подчинение. Это было необходимым условием для достижения более тесного взаимодействия между авиацией и флотом. Переломным стал 1935 год, когда Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Труда и Обороны приняли программу развития морской авиации и её перевооружения до 1938 года. В 1935 году при Управлении Морских сил РККА был вновь создан отдел морской авиации и введена должность помощника начальника Морских сил по авиации, на которую был назначен морской лётчик комбриг В.К. Бергстрем.

На основании директивы начальника Штаба РККА № 3/19656 от 5 августа 1935 года все авиачасти, соединения и учреждения морской авиации, входившие в состав флотов и флотилий, с 17 августа 1935 года были изъяты из ведения начальника Управления ВВС РККА и переданы в подчинение начальника Морских сил РККА (через командующих флотами и флотилиями)28. Своим приказом № 059 от 4 мая 1937 года заместитель наркома обороны, начальник Морских сил РККА флагман флота 1 ранга В.М. Орлов ввёл в действие «Временное наставление по боевому применению Морской Авиации 1937 г.». Этот важный документ закрепил статус морской авиации как «специального рода морской вооружённой силы», входящего в состав Морских сил РККА.

По постановлению ЦИК и СНК СССР от 30 декабря 1937 года, объявленному приказом НКО СССР № 5 от 8 ноября 1938 года, был образован Народный комиссариат Военно-Морского Флота СССР. Отдел морской авиации Управления ВМС РККА был переформирован в Управление морской авиации ВМФ (УМА). Временно исполняющим обязанности начальника ВВС ВМФ был назначен комбриг Ф.Г. Коробков. Формирование собственного управления в составе Наркомата ВМФ позволило приступить к созданию самостоятельной системы подготовки авиационных кадров для флота. При неуклонном росте количественного и качественного состава авиации ВМФ29 и всё возраставших требованиях к уровню образования лётного и технического состава, особенно командного, это стало насущной задачей.

В феврале 1938 года в УМА был образован 4-й отдел, ведавший военно-учебными заведениями, на-

пальником которого стал полковник Иван Николаевич Филиппов30. Начальник 4-го отдела одновременно являлся начальником всех военно-морских авиационных учебных заведений морской авиации ВМФ. В его аппарате имелись должности: 1-й помощник

— по подготовке в военно-морских училищах (лётчиков, пилотов, летнабов,техников, специалистов спецслужб); 2-й помощник — по академической подготовке и переподготовке командного и начальствующего состава; 3-й помощник — по высшей вневойсковой подготовке; 4-й помощник — по учебно-материальному снабжению; 5-й помощник

— по переменному составу. Согласно положению о 4-м отделе УМА РККФ он решал следующие задачи31:

1. Разработка для авиационного факультета Военно-морской академии, морского отделения Военно-воздушной академии РККА и для авиационных училищ учебных планов, программ, методических руководств и указаний.

2. Инспектирование по указаниям начальника морской авиации РККФ названных выше подразделений академий. Руководство военно-морскими авиационными учебными заведениями морской авиации РККФ32.

3. Разработка организационных мероприятий по названным выше подразделениям академий и учебным заведениям морской авиации РККФ.

4. Комплектование указанных учебных заведений переменным составом, его учёт и изучение.

5. Направление и контроль высшей военно-морской авиационной подготовки в гражданских учебных заведениях.

6. Обеспечение военно-морских авиационных учебных заведений морской авиации РККФ учебными пособиями, учебно-материальным снабжением и разработка норм, табелей учебного снабжения и оборудования.

7. Организация и проведение учебных сборов военно-морских авиационных руководителей и преподавателей военно-морских авиационных дисциплин гражданских учебных заведений.

По проекту штата 4-го отдела УМА РККФ предполагалось иметь следующие отделения: боевой подготовки переменного состава военно-учебных заведений; подготовки кадров запаса; переменного состава; учебных приборов и пособий — всего в штате 16 человек33. В ведение 4-го отдела уже в 1938 году будут переданы три военно-морских авиационных училища — ВМАУ имени Сталина (г. Ейск), ВМАУ имени Леваневского (г. Николаев), ВМАТУ имени Молотова (г. Молотов) и школы младших авиационных специалистов. В том же году предстояло сформировать авиационный факультет в BMA имени К.Е. Ворошилова.

Объективная необходимость создания авиационного факультета в Военно-морской академии объяснялась следующими причинами. Во-первых, со второй половины 1920-х годов на многие командные должности в морской авиации назначались выдвиженцы из политсостава РККА, не имевшие какого-либо военно-морского образования, а часто и высшего авиационного образования. При ускорившейся во всех отношениях динамике развития Военно-морских сил выдвиженцы не всегда справлялись с возложенными задачами, отсюда — кадровая чехарда. Во-вторых, Военно-воздушная академия не могла обеспечить приём того количества слушателей по заявкам от флота, которое было необходимо. В-третьих, репрессии 1937—1938 гг. способствовали созданию кадрового вакуума, сложился острый дефицит офицеров, подготовленных к

Занятия по «слепому» самолётовождению на тренажёре ведёт П.Г. Выдряков (справа)

1940 г.

Музей истории академии, публикуется впервые

замещению средних и высших командных должностей в морской авиации. Причём похожие проблемы испытывали и ВВС РККА.

В феврале 1938 года начальник ВВС РККА возбудил ходатайство, поддержанное наркомом ВМФ, об открытии при Военно-морской академии командно-авиационного факультета с перспективой начать обучение 25 человек уже в 1938/39 учебном году. Начальник BMA флагман 2 ранга С.П. Ставицкий в своём докладе № 0244 от 17 февраля 1938 года на имя начальника Главного морского штаба изложил предварительные соображения и поставил два главных и неотложных вопроса: о комплектовании будущего факультета слушателями и о пополнении кафедры тактики ВВС представленными академией кандидатами. Одновременно была высказана просьба об увеличении набора слушателей на морское отделение командного факультета Военно-воздушной академии РККА до 50 человек34.

Слушатель поднимается в кабину МБР-2 во время летней практики

1940 г.

Музей истории академии

Профессорско-преподавательский состав академии и офицеры 1 -го выпуска командно-авиационного факультета (слева направо в 1 -м ряду: 4-й — начальник факультета A.M. Шугинин,

6-й — начальник академии Г.А. Степанов)

1941 г.

Музей истории академии

Предложения по развитию морской авиации в целом и системы военно-морского авиационного образования были сформулированы и начальником кафедры тактики ВВС BMA профессором С.Э. Столярским. В феврале 1938 года он представил наркому ВМФ армейскому комиссару 1 ранга П.А. Смирнову доклад, в котором описал главную проблему с выводом: «Системы последовательного роста от курсанта-лётчика до зрелого командира не существует». Столярский указал на имевшиеся недостатки в подготовке лётного и технического состава и предложил своё видение построения этой системы в Наркомате ВМФ: от авиационных школ и курсов усовершенствования до академического образования (авиационный факультет в BMA имени К.Е. Ворошилова). Одновременно он подверг резкой критике состояние самолётного парка и вооружения: «Создание образцов оружия для морской авиации за весь предыдущий период происходило самотёком, завися в большей степени от случайных предложений и настойчивости предлагавшего тот или иной вид вооружения». Состояние ПВО Морских сил он охарактеризовал как «несерьёзное до преступности». Столярский предложил создать в BMA кафедру ПВО Морских сил, «которая охватила бы все научно-исследовательские вопросы ПВО MC, готовила специалистов как отдельных отраслей ПВО MC, так и ПВО MC в целом, влияя в этом отношении и на другие дисциплины и отрасли общего дела создания Большого флота»35.

В апреле 1938 года начальник BMA С.П. Ставицкий направил в НК ВМФ СССР тезисы по организации командно-авиационного факультета (№ 0450 от 3 апреля 1938 г.)36. Целевая установка факультета: подготовка командиров и начальников штабов подразделений, частей и соединений морской авиации (эскадрилий, полков, бригад). Срок обучения — 3 года. Учебный план

факультета тщательно проработать за короткий срок было невозможно, так что предполагалось временно взять за основу план командного факультета. Во временном штате BMA имени Ворошилова, введённом с 26 апреля 1938 года, впервые появился командно-авиационный факультет: пока одна кафедра тактики ВВС и ПВО — 4 сотрудника и при ней кабинет — 3 сотрудника, а также 3 адъюнкта37. Преподаватели, за исключением С.Э. Столярского, не имели педагогического опыта.

Наряду с подготовкой к предстоявшему учебному году коллектив кафедры тактики ВВС и ПВО выполнял ряд ответственных научных задач по заказам командования: расчёты планирующих торпед (совместно с Научно-исследовательским минно-торпедным институтом); разработка учебника по минометанию (такого до сих пор не существовало); разработка наставления по боевой деятельности торпедоносной авиации; написание (заново) трёх наставлений — по ПВО морской базы, по взаимодействию зенитной артиллерии и истребительной авиации, по службе ВНОС морской базы. Для нового факультета заказывались литература и учебные пособия, макеты самолётов МБР-2, МТБ-2, СБ, И-16, ДБ-3, КОР-1 в масштабе 1 : 50, образцы новых авиационных бомб, мин и торпед, самолётной артиллерии и крупнокалиберных пулемётов, образцы оборудования самолётов, разных приборов, прицелов и всё прочее.

Создание факультета происходило в чрезвычайных условиях. В августе 1938 года по кафедре тактики ВВС и ПВО был нанесён тяжёлый удар: снят с должности и уволен из рядов ВМФ начальник кафедры комбриг С.Э. Столярский38. Временно исполнять эту должность позднее назначили полковника Алексея Ивановича Ильина, снятого в июле с должности командующего морской авиацией Балтийского флота «за утерю

бдительности» и якобы высокую аварийность39. Он же исполнял обязанности начальника командно-авиационного факультета, а приказом НК ВМФ № 0419 от 21 февраля 1939 года был утверждён в занимаемой должности. Только в конце 1939 года в отношении С.Э. Столярского была восстановлена справедливость. Приказом НК ВМФ № 03378 от 29 ноября 1939 года (в отмену приказа от 7 августа 1938 г.) он был допущен к исполнению должности и оставался в ней до августа 1940 года.

Приказом по Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова № 520 от 22 сентября 1938 года был открыт командно-авиационный факультет (КАФ) с 3-летним сроком обучения, он стал седьмым по счёту. В штате КАФ, введённом с 8 августа 1938 года, имелось уже две кафедры — тактики ВВС и ПВО и авиатехнического цикла — всего 15 должностей постоянного состава и 25 слушателей40. Несмотря на все старания, полностью обеспечить приём абитуриентов своими силами не удалось. Поэтому для зачисления на вновь созданный факультет были направлены 20 слушателей, прошедших отбор мандатных комиссий и конкурс в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.

По состоянию на 28 ноября 1938 года на факультете работали девять преподавателей: полковник А.И. Ильин, майоры И.Я. Шнер, A.B. Жовницкий, капитаны Н.К. Никулин, П.Г. Выдряков, П.Н. Герасимов, военинженеры 3 ранга Г.И. Сергеев, И.Н. Борякаев, лейтенант Турчаненко41. Именно этот коллектив и готовил первый курс слушателей в 1938/39 учебном году. Кроме учебной программы, преподаватели занимались научно-исследовательскими работами (НИР): обоснованием создания и применения тяжёлых самолётов-торпедоносцев; тактикой бомбометания с пикирования различных самолётов; изучением авиации зарубежных стран, в т.ч. поданным разведки; разработкой вопросов применения нового оружия.

Планы и программы КАФ на 1939/40 учебный год с учётом полученного опыта подверглись основательной переработке. Требования к образованию поступающих были ужесточены: оконченное военно-авиационное училище, курсы усовершенствования комсостава, кроме того, наличие опыта командования авиационными соединениями или частями. Начальник академии флагман 1 ранга Г.А. Степанов в пояснительной записке от 26 сентября 1939 года, направленной в НК ВМФ, сообщал: целевая установка факультета — готовить командиров и начальников штабов полков и бригад морской авиации; продолжительность обучения — 2 года 9 месяцев (3360 часов), в т.ч. занятия в академии 2520 часов, остальное — практика, стажировка и дипломная работа. Распределение времени по дисциплинам: морские дисциплины — 28 проц.; авиационные — 30 проц.; штабная служба — 10 проц.; стратегия и оперативное искусство — 10 проц.; основы марксизма-ленинизма и политэкономия — 12 проц.; прочие (иностранные языки, физподготовка, история) — 10 проц.42

На 1 курсе изучались преимущественно морские дисциплины: тактические свойства боевых средств, маневрирование кораблей, живучесть кораблей, тактика надводных кораблей, военно-морская география и др. На 2 курсе основное внимание уделялось специальности и таким предметам, как тактика родов ВВС, огневая подготовка и специальные службы ВВС, штабная служба. Основы марксизма-ленинизма изучались на 1 и 2 курсах. На завершающем 3 курсе преподавались следующие дисциплины: стратегия

и оперативное искусство, общая тактика Морских сил, взаимодействие родов ВВС между собой и ВВС с флотом, служба штабов высших соединений, политэкономия. Летняя практика содержала: технические сборы и плавания на кораблях флота разных классов; полёты по курсам боевой подготовки в военно-морских авиационных училищах для поддержания лётной квалификации. Слушатели старших курсов стажировались на командных и штабных должностях в частях и соединениях морской авиации и в Главном морском штабе. По окончании учёбы сдавались государственные экзамены: взаимодействие родов ВВС и ВВС с флотом (общая тактика ВВС); штабная служба; основы марксизма-ленинизма; иностранный язык43.

Тогда обеспечить подобную программу, насыщенную специальными морскими дисциплинами, в Военно-воздушной академии при всём старании было невозможно. Но у неё было своё преимущество: хорошо подготовленные педагоги по авиационным и авиационно-техническим дисциплинам, в т.ч. ранее служившие в морской авиации. Оттуда в марте 1940 года в Военно-морскую академию на КАФ был переведён преподавателем полковник A.M. Шугинин (в будущем начальник штаба авиации ВМФ, генерал-лейтенант авиации). В 1940 году была сформирована новая Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной армии (в будущем ВВА ВВС имени Ю.А. Гагарина), которая со временем в значительной степени разрешила кадровый вопрос не только для ВВС, но и для авиации ВМФ. Однако на время описываемых событий для морской авиации главным высшим учебным заведением была Военно-морская академия.

В 1939/40 учебном году командно-авиационный факультет в составе двух кафедр добился значительных успехов в науке и учёбе. Кафедра тактики ВВС и ПВО участвовала в разработке «Временного положения по действиям флота в шхерных районах», по заданию Главного морского штаба выполняла специальную работу по оценке военно-морских театров с авиационной точки зрения. Кафедра авиационного цикла занималась подготовкой новых учебных пособий, причём по итогам года была отмечена среди лучших кафедр академии, а преподаватели И.Н. Борякаев и В.Ю. Поляк признаны в числе лучших лекторов. На факультете обучались 44 слушателя, из них: на 1 курсе — 16 человек, на 2 и 3 курсах — по 14 человек. Очевидно, часть слушателей была переведена на старшие курсы экстерном44.

14 июня 1940 года был введён новый штат КАФ: 23 человека постоянного состава (2 кафедры и 2 кабинета при них) и 70 слушателей45. В августе 1940 года генерал-майор авиации С.Э. Столярский был назначен начальником штаба вновь формировавшихся Высших курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС и ПВО ВМФ. В 1940/41 учебном году начальником 7-го командно-авиационного факультета являлся доцент полковник Шугинин Александр Михайлович (16 октября 1940 — август 1941), его заместителем по политчасти — полковой комиссар Адамсон Георгий Иванович, начальником учебной части — Бронников Михаил Владимирович. Научно-педагогический состав кафедр46:

1. Тактики ВВС и ПВО: начальник — полковник Игнатьев Андрей Владимирович; доцент — полковник Шнер Иван Яковлевич; доцент — генерал-майор береговой службы Ненашев Борис Павлович; ассистент — полковник Никулин Константин Николаевич.

Профессорско-преподавательский состав академии и офицеры 4-го выпуска командно-авиационного факультета BMA имени К.Е. Ворошилова после сдачи последнего экзамена (во 2-м ряду сидит слева 5-й — начальник факультета В.Н. Калмыков; в 3-м ряду стоит справа 5-й —

Ф.А. Усачёв, будущий Герой Советского Союза)

г. Самарканд, 22 августа 1943 г. Музей истории академии

2. Авиатехнического цикла: начальник — военный инженер 1 ранга Сергеев Глеб Ильич; доцент — военный инженер 1 ранга Борякаев Иван Николаевич; доцент — майор Выдряков Павел Герасимович; ассистент

— майор Герасимов Павел Никифорович; ассистент

— полковник Кириллов Константин Александрович.

На усовершенствование программ высшего образования командного состава морской авиации, да и всей авиации страны, в значительной степени повлияли выводы, сделанные из опыта Советско-финляндской войны (1939—1940), а также первых месяцев начавшейся Второй мировой войны. На совещании представителей Главного морского штаба, морской авиации и военно-морской академии, проводившемся 7—14 октября 1940 года в Ленинграде, основной доклад по опыту использования авиации в современной войне сделал заместитель начальника BMA имени К.Е. Ворошилова по учебной и научной работе капитан 1 ранга В.А. Петровский. Вслед за ним по теме выступили 12 человек, в их числе: начальник авиации ВМФ генерал-лейтенант авиации С.Ф. Жаворонков, начальник командно-авиационного факультета BMA полковник A.M. Шугинин, начальник Высших курсов усовершенствования начальствующего состава авиации ВМФ генерал-майор авиации В.В. Суворов, начальник штаба этих курсов генерал-майор авиации С.Э. Столярский и др.47

В декабре 1940 года при командном факультете BMA (1-й факультет) открылись Курсы усовершенствования высшего начсостава ВМФ. Целевая установка курсов: систематизировать имевшийся у командиров большой практический опыт работы, пополнить знания по вопросам новой техники и использования оружия и дать твёрдые методические академические навыки работы

по управлению соединениями флота. Учебный план был рассчитан на 372 часа. Эти курсы 30 апреля 1941 года окончили четыре лётчика: генерал-майоры авиации В.В. Ермаченков, A.A. Кузнецов, H.A. Остряков, В.А. Русаков48. Все они командовали крупными соединениями морской авиации, а выпускные работы готовили по конкретным оперативно-тактическим заданиям, представлявшим практический интерес. Впоследствии H.A. Остряков и A.A. Кузнецов были удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1940/41, последнем предвоенном учебном году, на всех семи основных факультетах академии был 341 человек учащихся. В т.ч. на КАФ — 67 слушателей (19,65 проц.), из них: на 1 курсе — 26 человек, на 2 курсе — 15 человек, на 3 курсе — 26 человек. Многие офицеры до поступления в BMA занимали должности командиров авиационных частей, начальников штабов и флагманских штурманов соединений и частей авиации разных флотов. Некоторые успели получить боевой опыт в вооружённых конфликтах на Дальнем Востоке и во время Советско-финляндской войны. Впервые в том году наряду со штатными сотрудниками КАФ слушатели привлекались к разработке НИР: «Тактические расчёты ночного удара бомбардировщиков по кораблям в море и в базе»; «Тактические расчёты воздушной разведки надводных кораблей и подводных лодок»; «Тактические приёмы эскадрильи пикирующих бомбардировщиков при атаке кораблей в море» и др49.

Сотрудники кафедр подготовили к печати научные труды «Служба штабов авиасоединений», «Конструкции, характеристики, работа в полёте и эксплуатация самолётов», новый курс лекций «Аэродинамика и гидромеханика гидросамолёта». Учёные работали над

НИР, материалы которой были использованы в трёхтомнике «Советско-финляндская война 1939—1940 гг. на море», изданном в 1945—1948 гг. Значимым событием стал выход в свет нового учебника «Тактика Военно-воздушных сил Военно-морского флота» за авторством

A.M. Шугинина50. Кафедры выполняли спецзадания совместно с ЦКБ-4, НИМИСТ ВМФ, НИИ-22, ЛЭТИ, НТК, НИМИСТ, НИХИ, делали расчёты и участвовали в испытаниях новых типов оружия. Преподаватели выезжали в авиационные части Балтийского флота, Ленинградского военного округа и на ВМБ Ханко с докладами по вопросам тактики ВВС и по опыту начавшейся Второй мировой войны. Обе кафедры готовили адъюнктов.

За короткий срок коллектив командно-авиационного факультета проделал колоссальную работу и сумел занять достойное место среди всех факультетов академии. В связи с началом Великой Отечественной войны в 1941 году были произведены два ускоренных выпуска без госэкзаменов: 30 июня — 26 человек (набор 1938 г.) и 28 октября — 14 человек (набор 1939 г.). Первые успели пройти подготовку по 20 дисциплинам, вторые — только по 15, т.к. их программу пришлось значительно сократить. Второй выпуск проходил не в Ленинграде: ввиду угрозы вражеской блокады города факультет вместе с академией в августе 1941 года эвакуировался в Астрахань51.

Первый выпуск командно-авиационного факультета стал для всей академии незабываемым событием. Среди первых выпускников наиболее известен М.Н. Чибисов, в будущем генерал-майор авиации. Но, к сожалению, не всем было суждено вернуться с фронтов Великой Отечественной войны. Командир 23-го штурмового полка ВВС ЧФ майор Михаил Иванович Ахапкин в последние дни обороны Севастополя в июне 1942 года был старшим авиационным начальником на аэродроме Херсонес. Он обеспечивал приём самолётов Московской авиационной группы особого назначения, снабжавшей защитников оружием и вывозившей раненых, и погиб в первых числах июля, исполнив воинский долг до конца52.

Другой выпускник, капитан Василий Евграфович Чернопащенко, отправляясь на войну, сказал: «В момент, когда весь наш народ в едином порыве поднялся на священную Отечественную войну, хочется скорее внести и свою долю в дело разгрома зарвавшихся фашистских негодяев... Знания, которые я получил в академии, приложу для того, чтобы изгнать врага с нашей советской земли». Заместитель командира 7-го истребительного авиационного полка ВВС ЧФ капитан

B.Е. Чернопащенко геройски погиб 1 апреля 1942 года в небе над Чёрным морем, в последнем воздушном бою он таранил торпедоносец противника53.

По приказу НК ВМФ № 0578 от 1 июля 1941 года вместо командно-авиационного факультета надлежало развернуть 6-месячные академические курсы54. Однако приём абитуриентов задерживался до начала 1942 года, и многие преподаватели в июле—августе 1941 года были откомандированы в боевые части или в другие учебные заведения ВВС ВМФ. Занятия со слушателями набора 1940 года начались, как планировалось, 1 сентября 1941 года, но уже в Астрахани и по ускоренной программе55. Третий выпуск КАФ, 25 офицеров, состоялся в феврале 1942 года, среди них: дважды Герой Советского Союза В.И. Раков, Герои Советского Союза Г.В. Павлов и Г.С. Пинчук и многие другие прославленные авиаторы56.

В Наркомате ВМФ внимательно анализировали опыт войны и сделали неутешительный вывод о не-

достаточной подготовленности морских штабов всех степеней в области боевого управления в современных условиях. Заместитель наркома ВМФ адмирал И.С. Исаков дал исполнявшему должность начальника BMA инженер-капитану 1 ранга Г.В. Штейнбергу указания по совершенствованию научной работы и учебного процесса (№ 010008 от 13 февраля 1942 г.). В частности, он требовал всю научно-исследовательскую работу кафедр перестроить на решение актуальных проблем, выдвигавшихся реальными потребностями, современной обстановкой и задачами флотов, а в практических занятиях со слушателями широко использовать материалы с действующих флотов57.

Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов отдал приказ № 0279 от 25 февраля 1942 года (в отмену приказа № 0578 от 1 июля 1941 г.) «восстановить командно-авиационный факультет со сроком обучения 2 года по программе полного профиля»58. На его укомплектование переменным составом следовало направлять офицеров, имевших командный стаж в ВВС ВМФ 4—5 лет. Занятия начать с 1 апреля. Этот факультет был укомплектован слушателями (20 человек), недавно набранными на академические курсы, которые, не будучи ещё фактически сформированными, формально были расформированы февральским приказом наркома.

Новый штат академии был введён только 19 июня 1942 года. На командно-авиационном факультете теперь имелось четыре кафедры: тактики ВВС (начальник полковник Москвин Александр Иванович); тактики ПВО (начальник генерал-майор береговой службы Ненашев Борис Павлович); тактических свойств боевых средств авиации (начальник инженер-полковник Борякаев Иван Николаевич), авиатехники и специальной службы (начальник майор Герасимов Павел Никифорович) — всего 11 сотрудников и до 70 человек переменного состава. Начальником КАФ по совместительству являлся генерал-майор Б.П. Ненашев59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании директивы заместителя наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова № 0013856 от 25 февраля 1942 года все кафедры академии, так или иначе занимавшиеся вопросами проектирования и применения авиационных торпед, торпедоносной авиацией, её использованием и обеспечением, сосредоточились на этой, тогда самой актуальной теме. Естественно, в первую очередь это касалось 7-го факультета (КАФ) и послужило основанием для формирования специальной кафедры тактических свойств боевых средств авиации60.

Весной 1942 года обстановка на фронтах значительно ухудшилась, и к июлю создалась угроза захвата Астрахани. Академию пришлось вновь эвакуировать, теперь в Самарканд. В Астрахани ещё удавалось налаживать плодотворную работу и приемлемый быт. В Самарканде же учебный процесс организовать было гораздо труднее из-за крайней ограниченности выделенных площадей (часть оборудования и тренажёры оставались даже не распакованными) и изнуряющей жары. На всех кафедрах академии наблюдался некомплект преподавателей, некоторые совмещали по нескольку должностей.

Командование вновь приняло решение расформировать авиационный факультет (приказ НК ВМФ № 020 от 11 января 1943 г.), а на его базе организовать 6-месячные Академические курсы усовершенствования командного состава ВВС и ПВО ВМФ (АКУКС). Это произошло по ряду причин: а) не получалось за короткий срок дать учащимся полное академическое образование; б) сложно было на 1,5—2 года оторвать

командиров с фронта; в) контингент поступавших в академию не вполне соответствовал установленным критериям отбора.

Так что 24 августа 1943 года в Самарканде состоялся последний, четвёртый ускоренный выпуск командно-авиационного факультета BMA. 19 офицеров учились 1,5 года и прослушали лекции по 22 дисциплинам, среди них — будущий Герой Советского Союза майор Ф.А. Усачёв61. В приказе по академии сказано: «Командно-авиационный факультет благодаря большой работе профессорско-преподавательского состава академии и выпускаемых слушателей сумел с честью выполнить сложные задачи ускоренной подготовки в условиях сокращения сроков и ряда трудностей»62. Всего в четырёх выпусках 1941—1943 гг. командно-авиационный факультет академии окончили 84 офицера.

В 1943 году авиационные кафедры планировали выполнить 15 НИР, первоочередные из них: «Боевая деятельность авиации в борьбе на морских коммуникациях»; «Боевые действия минно-торпедного авиационного полка по кораблям флота в море»; «Военное управление в проведении операций ВВС ВМФ» и др. Для сбора фактического материала и лучшего качества научно-исследовательских работ преподаватели командировались в боевые авиационные части флотов63. Стоит упомянуть ещё две важнейшие работы, выполненные в 1943 году профессором гидрометеорологии гидрографического факультета академии инженер-полковником А.И. Михалевским: «Лётная характеристика авиатрассы Москва — Минск — Варшава — Берлин» и «Лётная характеристика авиатрассы Москва — Сталинград — Астрахань — Баку — Пехлеви»64. Естественно, ему помогали авиаторы.

По новому штату, введённому 23 июля 1943 года, в состав курсов вошли три кафедры с кабинетами при них: оперативно-тактическое использование ВВС (тактика ВВС); противовоздушная оборона; инженерно-авиационная служба и тактические свойства боевых средств авиации. Всего в штате — 12 сотрудников и 60 слушателей65. С мая 1943 года факультетом, а затем и курсами командовал генерал-майор авиации Василий Николаевич Калмыков (до октября 1945 г.). АКУКС ВВС и ПВО приступили к работе 18 октября 1943 года, и первый выпуск (20 человек) состоялся в 1944 году. Два следующих выпуска 1945—1946 гг. (26 и 31 человек) прошли уже в Ленинграде, куда академия вернулась в июне 1944 года. Выполнившие свою миссию курсы были расформированы в 1946 году. Затри года работы на них были подготовлены 77 офицеров66.

Определяя в 1943 году проблему подготовки командных кадров морской авиации, начальник командного факультета BMA контр-адмирал В.А. Белли утверждал: «Главное зло заключается в том, что морская авиация сверху до низу комплектуется не моряками. < ... > Надо принимать в морскую авиацию командиров, обязательно окончивших Военно-морское авиационное училище»67. Однако расчёты показывают, что среди лётчиков боевых частей морской авиации за все годы войны только выпускников Ейского военно-морского авиационного училища было около 70 проц. от их общего числа68. С другой стороны, выпускнику Качинской авиационной школы ВВС РККА дважды Герою Советского Союза Б.Ф. Сафонову ничто не помешало стать одним из самых выдающихся лётчиков и командиров морской авиации за всю её историю. Значит, успех подготовки командного состава высшего звена зависел не только от раннего «оморячивания».

В настоящее время авиацией силовых ведомств выполняются сложные и многообразные задачи. Авиационные парки каждого из них состоят из десятков типов самолётов и вертолётов, поэтому обеспечить узкую специализацию курсантов-лётчиков (будущих командиров) сразу в училище просто невозможно. Тем более невозможно создать ведомственную систему, например, военно-морских авиационных училищ, как это было в 1938—1956 гг. Однако в 1960—1980 гг. в СССР проблема подготовки и воспитания лётного состава морской авиации от курсантов до командиров высшего звена была решена. За долгие годы кропотливо выстроена многоступенчатая система, в которой первым звеном профессиональной подготовки были «морские» отделения авиационных училищ ВВС, учитывавшие специфику вооружения и особенности применения авиации во флоте. В военно-воздушных академиях были морские факультеты, где преподавали опытнейшие педагоги, прошедшие все ступени военной карьеры в морской авиации. Это позволяло более или менее качественно готовить командные кадры.

Но как готовить, скажем, командира полка противолодочной, или корабельной, или морской разведывательной авиации вне той среды, с которой ему придётся взаимодействовать? На наш взгляд, всё-таки самой оптимальной является совместная подготовка командного состава разнородных сил флота именно в Военно-морской академии. В общем, опыт создания и функционирования авиационного факультета в BMA (1938—1943 гг.) не пропал даром и повторился дважды: в 1950—1960 гг. и в 1979—1994 гг. В настоящее время в составе академии имеется выпускающая кафедра «Морская авиация».

Морская авиация двойственна по своей внутренней природе, это одновременно особый род Военно-воздушных сил и особый род сил Военно-морского флота. Поэтому проблему качественной подготовки командного состава морской авиации необходимо решать комплексно. Лётчики должны не приспосабливаться к условиям службы во флоте от училища и до академии, а стать настоящими командирами флота. В этом могут помочь совместная подготовка и общение офицеров разных родов сил ВМФ в Военно-морской академии. Только движение навстречу должно быть взаимным.

В заключение хочется напомнить слова известного теоретика морской тактики, специалиста по боевой деятельности флота, профессора Военно-морской академии 1920-х годов Михаила Александровича Петрова. Он писал: «Опыт прошлого должен быть учтён полностью. Лишь в истории можно почерпнуть его и предотвратить себя от ошибок в будущем»69.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 С марта 1920 г. началась затянувшаяся до апреля 1924 г. реорганизация морской авиации, в ходе которой она была подчинена Главному управлению Рабоче-крестьянского Красного Военно-воздушного флота Республики (ГУ РККВВФ, или Главвоздухофлот). В то время понятие «морская авиация» почти отождествлялось с гидроавиацией, а все сухопутные силы авиации по определению сразу же вошли в состав Военно-воздушного флота. Гражданская война практически уничтожила потенциал, наработанный гидроавиацией во время Первой мировой войны, и поставила её на грань исчезновения. Так что хотя эта реорганизация подрывала «генетические связи» морской авиации с флотом, но в то время она была целесообразной.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГАВМФ). Ф. Р-1. Оп. 1.Д. 1581. Л. 6.

3 Там же. Ф. Р-352. Оп. 1.Д. 116. Л. 15.

4Там же. Д. 120. Л. 250.

5 Скрягин Георгий Сергеевич — морской лётчик (1915), участник Первой мировой и Гражданской войн, окончил Морскую академию (1920) и оставлен в ней адъюнктом по авиации. Умер в 1923 г. // РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 218. Л. 42.

6 Дмитриев Иван Николаевич — опытный моряк, во время Русско-японской и Первой мировой войн командовал кораблями и соединениями. В 1911 г. одним из первых в России окончил Офицерскую школу авиации с присвоением звания «военный лётчик». В 1916 г. вернулся в авиацию, руководил Управлением морской авиации ВМФ (1917—1920). С начала 1920-х гг. преподавал в морских вузах // РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 218. Л. 472.

7 РГА ВМФ. Ф. Р-l.On. 1.Д. 1188. Л. 35,41.

8 Там же. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 561. Л. 16.

9 Программы Военно-морского факультета: на 1925—26 год. Л.: Тип. В.Т.А., 1925. С. 1, 75, 89.

10 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 525. Л. 19-22; Д. 594. Л. 6. На факультете оружия торпедистов и минёров для авиации готовили и до, и во время, и после Великой Отечественной войны.

11 Петров М.А. Боевое применение воздушных сил в морской войне: пособие для командного состава РККА. М.: Авиаиздательство, 1925. 172 с.

12 Яцук Николай Александрович — выпускник Николаевской морской академии (1908), военный и морской лётчик, участник Первой мировой и Гражданской войн, учёный, педагог ВВА имени Н.Е. Жуковского (1922—1930), оставивший богатое теоретическое наследие. Подробнее см.: Дёмин A.A., Емелин А.Ю. О жизни и деятельности Николая Александровича Яцука — инженера, исследователя, лётчика и теоретика военной авиации // Из истории авиации и космонавтики: сборник. 1998. № 72. С. 95—116.

13 Программы Военно-морского факультета: на 1925—26 год. С. 89.

14 Ханов Александр Иванович — выпускник Военно-морской академии (1927), участник Первой мировой и Гражданской войн, морской лётчик. После 1931 г. работал на руководящих должностях в гражданской авиации // РГА ВМФ. Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 8305.

15 Ханов А.И. Морская авиация. М.: Госвоениздат, 1932. С. 5.

16 Столярский исполнял эти обязанности со времени создания кафедры. Но по какой-то причине официальное назначение на должность состоялось только в июле 1935 г. Хотя ещё в 1933 г. начальник военно-морского факультета П.А. Трайнин обращался с соответствующим ходатайством к начальнику штаба BMA РККА // РГА ВМФ. Ф. 352. Оп. 1. Д. 998. Л. 65.

17 РГА ВМФ. Ф. Р-2192. Оп. 5. Д. 3136; Ф. Р-402. Оп. 2. Д. 42. Л. 11.

18 Столярский С.Э. Применение гидроавиации для совместных действий с речной военной флотилией. М.: Госиздат, 1921. 31 с.

19 РГА ВМФ. Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 602. Л. 85.

20 Там же. Ф. Р-352. Оп. 6. Д. 3; Ф. Р-34. Оп. 11. Д. 22.

21 Столярский С.Э. Краткий исторический очерк развития и организации Морской Авиации в России с 1911 г. до начала 1918 г. Л.: ВМОЛА имени К.Е. Ворошилова (Кафедра ВВС и ПВО), 1932. 27 с.

22 Алхименко А.П., Волощенко Э.В. [и др.] Военно-морская академия (краткая история). 2-е изд., испр. и доп. Л.: ЦКФ ВМФ, 1991. С. 79.

23 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 1. Д. 977. Л. 58.

24 Там же. Д. 998. Л. 30, 49.

25 Там же. Д. 177. Списки слушателей, окончивших академию.

26 ЗенкинА.И. Материалы к НИР «История ВМОЛА». Авиационная специальность. Л., 1965. С. 149—169. Академич. библиотека, инв. № Ф 241988.

27 Приказы по BMA имени Ворошилова. Приказ № 111/112 от 20 апреля 1933 г. и № 159 от 10 июля 1933 г.

28 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 4. Д. 8. Л. 2.

29 Так именовалась морская авиация с 1 января 1939 г.

30 Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ) (архив ВМФ). Учётно-послужная карта.

31 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 2. Д. 72. Л. 89-91.

32 Инспектирование морских подразделений учебных заведений ВВС РККА со стороны Управления военно-морскими учебными заведениями (УВМУЗ) осуществлялось и ранее. Но возможности влиять на учебный процесс у представителей УВМУЗа были весьма ограниченными.

33 РГА ВМФ. Ф. Р-61. Оп. 2. Д. 233. Л. 94.

34 Там же. Л. 1—4.

35 Там же. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 401. Л. 125-148.

36 Там же. Д. 371. Л. 32.

37 Филиал ЦДМО РФ (архив ВМФ). Ф. 444. Оп. 04269. Д. 33. Л. 6, 7.

38 РГА ВМФ. Ф. Р-2192. Оп. 5. Д. 3136. Личные документы С.Э. Столярского.

39 Там же. Ф. Р-1549. Оп. 10. Д. 338. Личное дело А.И. Ильина 1938 г. Об этом человеке было мало известно до сей поры, и даже его полные имя и отчество установить было сложно. В опубликованных книгах по истории академии он не упоминается вовсе, и каких-либо воспоминаний о нём ветеранов авиационного факультета и кафедр не сохранилось. В архивных делах академии — его подпись под документами «полковник А.И. Ильин». Так что пришлось перебрать картотеку, личные дела всех А.И. Ильиных, а затем поднять приказы НК ВМФ за 1938 и 1939 гг., чтобы установить его имя и факты биографии (РГА ВМФ. Ф. Р-1678. Приказы НК ВМФ.). А.И. Ильин погиб в авиакатастрофе 11 января 1942 г. (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ) Учётно-послужная карта).

40 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 444. Оп. 04269. Д. 33. Л. 28-30.

41 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 371. Л. 74-76.

42 Там же. Д. 401. Л. 75.

43 Там же. Л. 76-78.

44 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 444. Оп. 2087. Д. 1. Л. 158-164, 195.

45 Там же. Оп. 04269. Д. 33. Л. 93-95.

46 Там же. Оп. 2087. Д. 34. Л. 52; Оп. 2351. Д. 1. Л. 30.

47 В конце 1940 г. Наркоматом ВМФ проводились совещание и сборы, на которых обсуждению «опыта использования авиации в современной войне», «проектированию и строительству авиации ВМФ» отводилось важнейшее место. См. подробнее: Русский архив: Великая Отечественная: Накануне войны: Материалы совещаний высшего руководящего состава ВМФ СССР в конце 1940 года. Т. 12(1-2) М.: ТЕРРА, 1997. С. 88-151, 365-476.

48 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 444. Оп. 2087. Д. 2. Л. 1, 30; Оп. 03718. Д. 46. Л. 45-65.

49 Там же. Оп. 2086. Д. 1. Л. 72, 73, 189.

50 ШугининА.М. Тактика Военно-воздушных сил Военно-морского флота. Л.: Изд. BMA ВМФ имени Ворошилова, 1941. С. 238.

51 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 444. Оп. 9551. Д. 148. Справки о прохождении дисциплин слушателей 7 факультета, выпуск 1941 г.

52 Там же. Учётно-послужная карта.

53 Алхименко А.И, Волощенко Э.В. [и др.] Указ. соч. С. 119.

54 Фактически этот приказ до конца не был выполнен, хотя часть должностей была сокращена. И даже в архивных документах 7-й командно-авиационный факультет числится постоянно вплоть до окончательного его расформирования в сентябре 1943 г.

55 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 444. Оп. 037181. Д. 8. Л. 17, 20, 36.

56 Там же. Оп. 9551. Д. 153.

57 Там же. Оп. 03719. Д. 4. Л. 38.

58 Там же. Л. 75.

59 Там же. Оп. 04269. Д. 33. Л. 169,202; Оп. 2089. Д. 32. Л. 48-54; Оп. 2112. Д. 27. Л. 7. Проект штата КАФ в составе 4 кафедр был утверждён ещё в марте 1941 г. на новый, 1941/42 учебный год, но фактически он своевременно не был реализован.

60 Там же. Оп. 03719. Д. 4. Л. 40-43, 61-63.

61 Там же. Оп. 4228. Д. 4. Л. 135,139; Оп. 9551. Д. 154. Л. 9.

62 Там же. Оп. 4228. Д. 2. Л. 83.

63 Там же. Оп. 19. Д. 1. Л. 6, 7; Оп. 03720. Д. 4. Л. 69.

64 Там же. Оп. 2088. Д. 5. Л. 10.

65 Там же. Оп. 04269. Д. 33. Л. 273-315.

66 Там же. Оп. 2089. Д. 13; Оп. 2090. Д. 25. Л. 1, 30-32; Оп. 04269. Д. 33. Л. 316.

67 Там же. Оп. 2088. Д. 4. Л. 6.

68 Вабищевич Г.Э. Славной Отчизны сыновья: становление и развитие системы подготовки лётных кадров авиации ВМФ в России и СССР (1910-2015). Краснодар: Периодика Кубани, 2015. С. 426.

69 Петров М.А. Морская тактика. Ч. 2. Бой. Л.: Ред.-изд. отдел ВМС РККФ, 1926. С. 236. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.