Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ G.E. VABISHCHEVICH
ОФИЦЕРСКИЕ КУРСЫ АВИАЦИИ ФЛОТА
(1940—1960 гг.)
NAVAL AVIATION OFFICERS' TRAINING COURSES
(1940—1960)
Сведения об авторе. Вабищевич Галина Эдуардовна — научный сотрудник 12 НИО (исторический) Центра (научно-исследовательского проблем развития и функционирования Военно-Морского Флота), Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза И.Г. Кузнецова», соискатель учёной степени кандидата наук (г. Санкт-Петербург: E-mail: marcell-wacc@inbox.ru).
Аннотация. Статья открывает новые страницы истории авиации Военно-морского флота СССР, рассказывает об учебном заведении дополнительной профессиональной подготовки офицеров морской авиации — офицерских курсах авиации флота (1940—1960 гг.).
Ключевые слова: СССР; морская авиация; образование; офицерские курсы.
Information about author. Galina Vabishchevich — Researcher of the 12th Department (historical) of the Centre of researching problems of the development and operation of the Navy, of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Competitor (St. Petersburg. E-mail: marcell-wacc@inbox.ru).
Summary. The article describes new sides of the USSR Navy's aviation history and tells us about a training institution of additional professional training for naval aviation — Naval aviation officers' training courses (1940—1960).
Keywords: USSR; naval aviation; education; officers' training courses.
1938 году началась масштабная реорганизация авиации Военно-морского флота СССР. Она переводилась на новую оргштатную структуру, где основной тактической единицей стали полки, объединённые в бригады нового типа. Личный состав авиационных частей осваивал самолёты берегового базирования, вырабатывались новые формы боевого применения современной техники и вооружения, совершенствовалась тактика ВВС ВМФ. Количественный и качественный рост происходил на фоне известных внутриполитических событий 1937—1939 гг., в результате которых значительная часть руководящего состава высшего и среднего звена была уволена из кадров ВМФ. На освободившиеся должности, минуя промежуточные ступени, назначались офицеры, не имевшие достаточного опыта и квалификации.
Сложившаяся практика переподготовки руководящих кадров авиации флота на различных курсах усовершенствования при высших и средних учебных заведениях ВМФ и ВВС РККА не носила системного характера и перестала соответствовать
требованиям времени. В этих условиях остро встал вопрос об организации учебного заведения дополнительной профессиональной подготовки и переучивания лётного и технического состава авиации ВМФ. Проблему нехватки квалифицированных кадров обострила Советско-финляндская война (1939—1940).
Высшие курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС и ПВО ВМФ (сентябрь 1940 — сентябрь 1941)
По приказу НК ВМФ СССР № 0656 от 9 сентября 1940 года началось формирование Высших курсов усовершенствования начсостава ВВС и ПВО ВМФ (ВКУНС). Местом дислокации курсов выбрали г. Новый Петергоф Ленинградской области, что было обусловлено наличием материально-технической базы, инфраструктуры, близостью ВМБ Кронштадт и учебно-научных центров ВМФ в Ленинграде и области1. В распоряжение начальника ВКУНС передали: здание управления ВВС КБФ (Английский дворец)2, здание 2-й объединённой школы
младших авиационных специалистов ВВС КБФ (ОШМАС)3, квартирный фонд всех переводившихся из Петергофа частей и учреждений4. Курсы использовали сухопутные аэродромы Новый Петергоф и Низино, а также морской аэродром Ораниенбаум. Начальником ВКУНС был назначен генерал-майор авиации В.В. Суворов5, а начальником штаба — генерал-майор авиации С.Э. Столярский6.
Первый штат ВКУНС составлял 674 человека, из них 128 слушателей7. В марте 1941 года штат был расширен до 981 человека, из них 152 слушателя8. К этому времени успели сформировать авиационный полк (1-я сухопутная авиаэскадрилья (аэ), 2-я морская аэ, 3-я бомбардировочная аэ, командир полка майор И.М. Сотников), авиационную базу и роту связи9. На вооружении полка имелось всего 55 самолётов: 15 истребителей,
3 одномоторных тренировочных, 1 учебный, 10 боевых двухмоторных морских, 2 тренировочных двухмоторных морских, 20 боевых двухмоторных сухопутных,
4 тренировочных двухмоторных сухопутных10.
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.) •
а
Таблица 1
Характеристика опыта и образования преподавательского состава ВКУНС по состоянию на 21 июня 1941 г.
Стаж Образование Лётный состав
Наименование должности Без стажа 1 год 2 года 3 года Свыше 5 лет Среднее военное Высшее военное Низшее общее Среднее общее Высшее общее Лётчики Летнабы
Начальник А — — — 1 2 3 1 3 — — 3
кафедры Ч
Старший 7 — — 1 2 3 7 — 8 2 3 2
преподаватель
Преподаватель 7 5 2 — 1 13 2 6 7 2 — 7
Итого: 18 5 2 1 4 18 12 7 18 4 3 12
Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 31.
Укомплектовать курсы педагогическим составом оказалось наиболее трудной задачей. Мало кто из преподавателей имел достаточный опыт, да и образование оставляло желать лучшего (см. табл. 1). В то время как по замыслу командования сотрудники ВКУНС должны были заниматься не только учебной, но и научно-исследовательской работой11. Однако в январе 1941 года занятия начались. На курсах обучались помощники командиров полков, командиры эскадрилий и их помощники, начальники штабов полков и эскадрилий, флагштурманы эскадрилий, командиры авиабаз и их помощники, начальники разведывательных отделений, комиссары и политруки12. В числе первых слушателей оказались четыре Героя Советского Союза: A.A. Губрий, Ф.Н. Радус, A.A. Денисов, И.И. Волосевич, а также будущий Герой Советского Союза A.A. Карасёв и другие известные авиаторы13.
Целевые установки для первого набора: повышение теоретического уровня, изучение тактики ВВС и новой материальной части в объёме знаний, необходимых командиру отдельной части или его помощнику. Курс обучения был рассчитан на 1 год: 8 месяцев теоретическая подготовка, 4 месяца лётная практика и стажи-
ровка в частях и на кораблях. Но в связи с началом Великой Отечественной войны все 176 слушателей первого набора были выпущены до конца июня 1941 года досрочно. Из них 60 человек были направлены в распоряжение начальника ВВС ВМФ (39 лётчиков откомандировали в г. Ейск для переучивания на новую матчасть при Военно-морском авиационном училище (ВМАУ) имени Сталина), остальные — на флоты14.
Приказом НК ВМФ № 00178 от 10 июля 1941 года авиационный полк ВКУНС, в котором остались только 1-я и 3-я эскадрильи, подлежал расформированию15. Часть комначсостава полка отправилась на флоты: ВВС СФ — 4 человека; ВВС КБФ — 45 человек; ВВС ЧФ — 2 человека; 45 человек — в резерв начальника ВВС ВМФ с прикомандированием к ВМАУ имени Сталина16. Тем же приказом на аэродроме Ейск к 1 августа была сформирована 8-я авиационная эскадрилья переучивания экипажей (8 аэпэ).
Курсы эвакуировались из Нового Петергофа в Ейск в период 15—22 июля 1941 года, где немедленно приступили к развёртыванию и набору учащихся. Они разместились на территории морской учебной бригады ВМАУ имени Сталина на Ейской косе. По состоянию на 26 июля личный состав
курсов насчитывал 230 человек, из них: начсостав — 65 человек, младший начсостав — 39 человек, курсанты — 5 человек, рядовые — 121 человек. На вооружении курсов имелись: пулемётно-зе-нитные установки — 3, пулемёты «максим» — 3, винтовки — 130, пистолеты и револьверы — 70, гранаты — 100, ракеты — 20017. Второй набор слушателей, всего 80 человек, собирался из аэроклубов ГВФ (начальники, командиры отрядов и звеньев, лётчики-инструкторы) и инструкторского состава запасных авиационных полков. Курс обучения (6 месяцев) охватывал только теоретическую подготовку18.
Собственных самолётов на курсах не было, лётную практику слушатели проходили на базе 8 аэпэ ВМАУ имени Сталина. В эскадрилье по штату были 111 человек лётно-технического и 120 человек переменного состава, 30 самолётов19. На её укомплектование были направлены: часть личного состава расформированного полка ВКУНС, а также 10 человек и 8 самолётов ВМАУ (остальные по мобилизации). В 8 аэпэ кадровые лётчики и лётчики запаса, в т.ч. мобилизованные из ГВФ, переучивались на самолёты Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ил-2 и Пе-2. Эскадрилья участвовала в обороне Ейска в августе—сентябре 1941 года.
Таблица 2
Распределение слушателей ВКУНС / КУНС по специальностям
Лётчиков-истребителей Лётчиков-бомбардировщиков Офицеров штаба Офицеров тыла Офицеров зенитной обороны Лётчиков-разведчиков Офицеров тех. служб баз Зам. командиров полков и бригад Офицеров-штурманов ИТОГО
1 набор 31 28 34 21 15 20 27 — — 176
2 набор 21 23 17 19 — — — — — 80
3 набор 20 17 19 14 — — — — — 70
4 набор 32 16 27 19 — — — 20 9 123
5 набор 20 15 25 19 — — — — — 79
ВСЕГО: 124 99 122 92 15 20 27 20 9 528
Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 22, 23, 25, 28.
Курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС ВМФ при ВМАУ имени Сталина (сентябрь 1941 — сентябрь 1943)
Приказом НК ВМФ № 0830 от 2 сентября 1941 года курсы были включены в состав ВМАУ имени Сталина и подчинены начальнику училища. Штат сократили до 31 человека постоянного и 80 человек переменного состава (за счёт строевых частей)20. ВКУНС были переименованы в Курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС ВМФ при ВМАУ имени Сталина (КУНС)21. Начальником курсов стал С.Э. Столярский. В своём рапорте от 17 сентября 1941 года он сообщал начальнику ВМАУ имени Сталина А.Х. Андрееву, что на курсах «осталось 20 чел. постоянного состава, вооружённых револьверами, и 75 чел. слушателей, не имеющих ни револьвера, ни винтовки»22.
В начале сентября 1941 года противник нанёс первый ночной бомбовый удар по Ейску, в результате которого были уничтожены 10 самолётов и разрушен ангар училища. В сентябре-октябре ВМАУ имени Сталина перебазировалось в г. Моздок, и 27—29 октября туда же направились курсы: 116 человек личного состава со своими семьями и семьями слушателей, окончивших
КУНС и откомандированных на фронт23. Подразделения ВМАУ имени Сталина разместились в жилых и нежилых зданиях Моздока. Эскадрильи базировались на центральном аэродроме г. Моздока и на полевых аэродромах вдоль Терека (станицы Екатериноградская, Галюгаев-ская, Новоосетинская, Балтрабо-чий, Черноярская). Инструкторы и курсанты жили в землянках на аэродромах24.
Слушатели второго набора КУНС заканчивали теоретическую подготовку уже в Моздоке, сдавали зачёты и экзамены по тактике ВВС, матчасти самолёта, теории полёта, уставам и одной из профилирующих дисциплин. Выпускников направили в ВВС флотов и во вновь формировавшиеся части, а 29 человек продолжали переучиваться при ВМАУ имени Сталина25. В училище остались только четыре учебные эскадрильи (курсантов), работавшие по поточной системе, и 5-я авиационная эскадрилья переучивания экипажей (бывшая 8 аэпэ), переведённая на отрядную систему подготовки. Эскадрилья переучивания базировалась на аэродроме Балтрабочий, ею командовал капитан H.A. Чер-нюк (июль 1941 — май 1942), а затем майор A.A. Николаев (июнь 1942 — октябрь 1943). В 5 аэпэ выпускники КУНС вместе с кур-
сантами ВМАУ переучивались на ЛаГГ-3, МиГ-3, Пе-2 и Ил-226.
Слушатели третьего набора КУНС, всего 70 человек, проходили обучение с 10 февраля по 10 июня 1942 года в Моздоке. Среди них были офицеры, прибывшие с фронтов, а также из ВВС ТОФ и ВМАУ имени Сталина. Обучение проходило 6 месяцев в целом аналогично предыдущему набору. В заключение теоретического курса была проведена двухсторонняя оперативно-тактическая игра на тему «Боевые действия авиационного полка при высадке морского десанта, оборона побережья и переправ»27.
В четвёртом наборе были 94 офицера с флотов и из ВМАУ имени Сталина. Сроки их обучения (20 июля 1942 — 25 марта 1943) затянулись в связи с эвакуацией училища ввиду приближения фронта к Моздоку. Училище перебазировалось в село Борское Куйбышевской (ныне Самарской) области. 185 самолётов перегнали по воздуху и разместили на полевых аэродромах Гвардейцы, Заплавное, Утевка, Максимов-ка и Андреевка. Основная часть имущества и личного состава эвакуировалась эшелонами по железной дороге (более 5 000 км) по маршруту Моздок — Баку — Красноводск — Ташкент — Чкалов — Борское28.
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.) •
а
Таблица 3
Численность личного состава ККЗ по штату и фактически
Личный состав По штату По списку на 8 сентября 1943 г.
Постоянный состав
Преподаватели 9 6
Командиры аэ 3 3
Командиры звеньев 8 7
И н стру кто р ы - л ётч и ки 6 3
Офицеры тех. состава 31 33
Сержанты тех. состава 111 131
Прочие офицеры 50 41
Остальные, сержанты и рядовые 183 187
Всего: 401 411
Переменный состав (слушатели)
Л ётч и ки - истребител и 40 43
Лётчики-штурмовики 40 42
Лётчики-бомбардировщики 15 7
Штурманы 30 16
Всего: 125 108 (выпущены)
Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 32, 36, 40.
Таблица 4
Налёт слушателей ККЗ в период июнь—сентябрь 1943 г.
Общий налёт по программе Фактически Средний налёт на слушателя по программе Фактически
Истребители 1000 929,29 25 23,13
Штурмовики 1140 1005 30 26,29
Бомбардировщики 280 220,41 40 31,34
Штурманы * * 19,20 24,30
* В таблице источника данные общего налёта штурманов не указаны Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 39.
Эвакуация КУНС, 138 человек
личного состава и 284 члена семей, производилась в период 7 августа — 22 октября 1942 года. Новым местом базирования стал пос. Рогожинский у железнодорожного разъезда Лес (теперь пос. Лесной), в 15 км к востоку от с. Борское. Условия были крайне тяжёлые. В распоряжение курсов выделили здание лесхоза под учебный корпус и несколько частных хат для размещения семей военнослужащих. Остальные сооружения пришлось возводить собственными силами.
Из четвёртого набора слушателей лётную практику получили всего 59 человек на самолётах
Таблица 5
Общий налёт постоянного и переменного состава ККЗ
Часы Проц. налёта
Постоянный состав 300 ч 38 мин 11,9 проц.
Переменный состав 2155 ч 9 мин 85,5 проц.
Транспортный отряд 66 ч 16 мин 2,6 проц.
Всего: 2522 ч 3 мин 100 проц.
Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 2.
Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2 и Ил-4. Одновременно на КУНС было сформировано особое отделение, укомплектованное заместителями командиров авиаполков и авиабригад, прибывших с фронтов и имевших большой боевой
опыт. Они готовились 4 месяца по программе для начальников штабов соединений, весь курс окончили 10 человек29.
Пятый набор КУНС — 79 офицеров — состоялся в мае 1943 года. В связи с возвращением
Таблица 6
Численность постоянного состава ВОК
Категория По штату По списку с >актически
1 сентября 1943 г. 1 сентября 1944 г. 1 сентября 1943 г. 1 сентября 1944 г.
Преподаватели 36 56 36 29
Лётный состав 54 44 27 33
Прочий состав 970 1077 811 1023
Всего: 1060 1177 874 1085
Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0014388. Д. 2. Л. 273. Таблица 7
Количество офицеров в первых наборах ВОК (октябрь 1943—ноябрь 1944)
Наименование отделении Курс старших офицеров Курс младших офицеров
1 набор 2 набор Итого 1 набор 2 набор 3 набор Итого
Истребители 24 22 46 30 25 20 75
Бомбардировщики 21 25 46 11 — — 11
Штурмовики 12 9 21 30 30 25 85
Штурманы 24 43 67 12 — — 12
Офицеры штаба 21 34 55 — — — —
Офицеры тыла 18 22 40 — — — —
Всего: 120 155 275 83 55 45 183
Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 48, 56, 59. Таблица 8
Самолётный парк ВОК по состоянию на 15 декабря 1943 г. и 15 октября 1944 г.
Тип По состоянию на Тип По состоянию на
15 декабря 1943 г. 15 октября 1944 г. 15 декабря 1943 г. 15 октября 1944 г.
1 -я авиационная эскадрилья 4-я авиационная эскадрилья
Як-1 8 8 ДБ-Зб 1 2
Як-3 0 3 Ил-4 3 6
Як-9 0 3 A-20G 0 6
Ла-5 4 6 А-20В 0 1
Р-39 0 5 УБ-3 0 1
Як-7у 3 3 Ли-2 0 1
УТИ-4 1 2 Всего: 4 17
И-153 0 2 Авиационный отряд обеспечения
Всего: 16 32 По-2 6 6
2-я авиационная эскадрилья УТ-2 1 1
Ил-2 15 18 ПР-5 0 1
УИл-2 3 6 Р-6 1 0
Всего: 18 24 Як-6 0 1
3-я авиационная эскадрилья Всего: 8 9
Пе-2 8 7 Итого: 55 91
УПе-2 1 2
Всего: 9 9
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.) •
а
Таблица 9
Общее количество офицеров, подготовленных на курсах с 1 января 1941 по 15 октября 1944 г.
Лётный состав: ВКУНС 1 января 1941 6 сентября 1941 КУНС 6 сентября 1941 17 января 1944 ККЗ 15 мая 1943 — 15 сентября 1943 ВОК* 17 ноября 1943 — 15 октября 1944
Лётный состав
Истребителей 74 181 43 77/31
Штурмовиков 38 66/35
Бомбардировщиков 7 29/25
Штурманов 3 9 36/44
Всего: 77 181 97 208/135
Нелётный состав
Штабных офицеров 16 88 — 21/33
Тыловых офицеров 83 69 — 18/23
Преподавателей — — — 27/5
Всего: 99 157 — 66/61
Итого: 176 338 97 274/196
* В числителе — количество офицеров, уже окончивших ВОК, в знаменателе — ещё обучающихся на них. Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 1.
курсов обратно в Моздок теоретическая подготовка прошла в два этапа (31 мая — 1 сентября 1943, 31 ноября 1943 — 20 января 1944). Лётную практику слушатели получили на вновь сформированных Курсах командиров звеньев и при ВМАУ имени Леваневского, которые находились в г. Безенчук Куйбышевской обл. В общей сложности в пяти наборах ВКУНС / КУНС обучались 528 офицеров (см. табл. 2).
Среди выпускников 1942— 1943 гг. 21 человек являлся Героем Советского Союза: В.П. Балашов, В.А. Бурматов, Г.Д. Васильев, М.Е. Ефимов, И.А. Каберов, М.Г. Клименко, П.Д. Климов, A.A. Коваленко, К.Ф. Ковалёв, Д.М. Лебедев, Е.А. Лобанов, В.А. Лобозов, А.Е. Мазуренко, Г.В. Пасынков, Д.А. Стариков, П.Ф. Стрелецкий, P.M. Суворов, Ф.Н. Тургенев, Ф.В. Фоменков, И.И. Цапов, Г.Д. Цоколаев30.
Курсы командиров звеньев ВВС ВМФ (апрель 1943 — сентябрь 1943)
Приказом НК ВМФ СССР № 0255 от 17 апреля 1943 года в с. Кошки Куйбышевской обл. на-
чалось формирование Курсов командиров звеньев ВВС ВМФ (ККЗ). В распоряжение курсов были переданы ряд помещений в с. Кошки и в пос. Погрузная Кошкинского р-на. Единственный аэродром ККЗ располагался около пос. Погрузная, но аэродромное оборудование на нём отсутствовало, а личный состав и классы размещались в землянках. Курсами командовали полковники К.И. Юмашев (апрель—июнь 1943 г.) и
A.B. Долгов (июль—октябрь 1943 г.).
В составе ККЗ были три эскадрильи: истребительная, командир Герой Советского Союза
B.П. Покровский (май 1943 — апрель 1945); бомбардировочная, командир A.A. Николаев (июнь 1942 — октябрь 1943)31; штурмовая, командир Герой Советского Союза Н.Г. Степанян (май 1943 — апрель 1944). На вооружение эскадрильи получили только новые самолёты: Ла-5, Як-7у, Як-1, Пе-2, Ил-2. Кроме того, на курсах имелся класс штурманов. Руководящий состав, от начальника курсов до помощников командиров эскадрилий, обладал большим
боевым опытом. Командиры учебных звеньев имели значительный опыт инструкторской работы и отличную технику пилотирования, хотя и без боевого опыта32.
Первый набор слушателей: истребители — кадровые лётчики с ТОФ; штурмовики — лётчики-инструкторы аэроклубов; бомбардировщики — лётчики-инструкторы военно-морских авиационных училищ; штурманы — офицеры 3-го запасного авиационного полка (преобразован в феврале 1944 г. в 4 ВМАУ). Срок подготовки составлял 3—4 месяца. Занятия начались 15 июня 1943 года, выпуск 108 слушателей был произведён вовремя (см. табл. 3). Кроме того, на ККЗ проходили лётную практику 26 слушателей КУНС.
Обучение состояло из теоретической и практической подготовки в классах, полётов и лётно-так-тических учений, где слушатели применяли знания, полученные на курсах. На ККЗ преподавались тактика, бомбометание, теория полёта, матчасть моторов, самолётовождение, химическое вооружение. Необходимое оборудование учебной базы и клас-
Таблица 10
Классные отделения (группы) ВОК Авиации ВМС
Наименование специальности № группы Слушателей по состоянию на:
7 сентября 1946 г. 1 октября 1946 г. 20 декабря 1946 г.
Л ётч и ки-истребител и 1 X 29 29
2 X 10 10
Лётчики-штурмовики 1 X 11 11
2 — 3 3
Лётчики-бомбардировщики- 1 X 11 11
пикировщики 2 — 3 3
Лётчики-бомбардировщики- 1 X 14 14
торпедоносцы 2 — 3 3
Лётчики-бомбардировщики- 1 X 13 14
лодочники 2 — 4 4
Штурманы-истребители 1 X 11 11
Штурманы-бомбардировщики 1 X 24 24
Отделение тыла 1 X 8 28
2 X 0 0
1 X 66 40
Отделение штабное 2 X 0 26
3 X 0 0
Отделение пом. командиров и начальников тех. отделов АТБ 1 X 49 0
Всего: — X 259 231
X — имеются сведения о наличии отделения, точное количество учащихся в документах не обнаружено. Составлена по: Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 014414. Д. 12. ЛЛ. 225, 344-351, 430-451.
сов пришлось создавать своими силами. Учебные пособия и материалы курсы получили от военно-морских учил ищи КУНС. Полёты совершались в июне—сентябре 1943 года (см. табл. 4,5). При этом произошли две катастрофы, в одной из них на самолёте УТ-1 погиб начальник курсов К.И. Юмашев (29 июня 1943)33.
Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ /Авиации ВМС (сентябрь 1943 - 1949)
Приказом НК ВМФ № 0680 от 8 сентября 1943 года были сформированы Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ (ВОК) путём слияния Курсов усовершенствования начсостава при ВМАУ имени Сталина (КУНС) и Курсов командиров звеньев ВВС ВМФ (ККЗ). Местом дислокации ВОК стал г. Моздок, куда курсы полностью перебазировались к 5 декабря 1943 года, а
самолёты ККЗ перегнали по воздуху. В Моздоке сформировали авиационную базу, роту связи, стационарную авиамастерскую и клуб34. Командовать ВОК назначили генерал-майора авиации П.П. Квадэ (октябрь 1943 — июнь 1946), а С.Э. Столярский стал начальником штаба.
К концу 1943 года в распоряжении ВОК имелись два аэродрома и гарнизона: Центральный в Моздоке (начальник подполковник Ф.Е. Саенко) и Екатери-ноградская (начальник майор В.П. Покровский, а с апреля 1945 г. майор Т.Г. Абрамов). В дальнейшем временно использовался аэродром Ново-Осетиновка. Были сформированы четыре эскадрильи и авиационный отряд обеспечения, почти весьлётно-инструкторский состав которых имел опыт участия в Великой Отечественной войне. Лётными
подразделениями курсов в 1943— 1947 гг. командовали35:
1 аэ — Герой Советского Союза В.П. Покровский (октябрь 1943 — май 1945), Т.Г. Абрамов (май 1945
— апрель 1950);
2 аэ — Герой Советского Союза Н.Г. Степанян (октябрь 1943 — апрель 1944), И.И. Чуми-чев (апрель 1944 — октябрь 1947);
3 аэ — Ф.Е. Саенко (октябрь
1943 — февраль 1944), Герой Советского Союза А.И. Кроха-лёв (февраль—октябрь 1944), A.C. Попов (октябрь 1944 — август 1946), И.Ф. Орленко (ноябрь 1946
— октябрь 1947);
4 аэ — Герой Советского Союза А.И. Фокин (октябрь 1943 — октябрь 1944), Н.Г. Храмов (ноябрь
1944 — август 1946), Ф.А. Бугай (октябрь 1946 — октябрь 1947);
авиационный отряд обеспечения — И.И. Бушукин (октябрь 1943
— декабрь 1951).
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.) •
Ш
По состоянию на 3 ноября 1943 года самолётный парк ВОК (55 самолётов) был распределён следующим образом36:
1 аэ (истребители) — 4 Ла-5, 8 Як-1, 2 Як-7, 1 УТИ-4, 1 У-2;
2 аэ (штурмовики) — 3 УИл-2, 15 Ил-2, 1 У-2;
3 аэ (бомбардировщики) — 1 УПе-2; 6 Пе-2;
4 аэ (торпедоносцы) — 3 Ил-4, 1 ДБ-3;
отряд обеспечения — 1 Р-6, ЗПР-5,1 УТ-2, 4 У-2.
Здания, в которых разместили курсы в Моздоке, не имели остекления и не отапливались, зимой температура в помещениях опускалась до 4—10 градусов ниже нуля. Испытывались недостаток топлива и другие трудности в материально-техническом и продовольственном обеспечении. Учебный инвентарь и оборудование классов не соответствовали назначению курсов. Среди офицеров постоянного состава имелся значительный некомплект, причём 18 человек были ранеными и контуженными и не могли нести службу37. По состоянию на 21 декабря 1943 года на курсах обучались 192 слушателя (см. табл. 6).
Приказом начальника ВОК № 6с от 24 декабря 1943 года был объявлен новый штатно-имен-ной список38, в котором числились пять кафедр (авиации ВМФ и военно-морских дисциплин, службы штабов и тыла, самолётовождения и бомбометания, специальных служб, авиатехнических дисциплин), социально-экономический цикл и отдельные дисциплины военно-сухопутной и физической подготовки. Учебные программы и планы ВОК подверглись коренным изменениям (особенно сильно это коснулось тактики ВВС) на основании опыта Великой Отечественной войны. Лётные программы курсов создавались заново и исправлялись по указаниям Управления боевой подготовки и ВУЗ.
Переменный состав ВОК был разбит на два курса: старших офицеров, начальник — полковник П.Г. Коновалов; младших офицеров, начальник — Герой Советского Союза подполковник A.A. Губрий. На курсе старших офи-
церов обучались лётчики (истребители, бомбардировщики, штурмовики), штурманы, офицеры штаба и тыла. Целевая установка старшего курса: подготовить командиров и начальников штабов авиационных полков, эскадрилий и их заместителей, штурманов эскадрилий, руководящий состав авиабаз. Подготовка была рассчитана на 6 месяцев: 4,5 месяца теоретическая, 1 месяц лётная, 0,5 месяца военная игра и лёт-но-тактические учения (ЛТУ). Во время ЛТУ проводились упражнения по воздушной стрельбе, бомбометанию, «радиовождению», штурманской подготовке и воздушные бои. Курс младших офицеров — лётчиков и штурманов — был рассчитан на 3 месяца с целью подготовить командиров и штурманов звеньев. Всего до конца 1944 года произвели два набора старших офицеров и три набора младших офицеров (см. табл. 7).
Одновременно на ВОК был создан нештатный курс для подготовки преподавателей вузов ВВС ВМФ со сроком обучения 2 месяца. Всего за 1944 год произвели три выпуска — 32 преподавателя тактики, штурманской службы и воздушной стрельбы. Дополнительно в феврале—мае 1944 года на аэродроме Екате-риноградская тренировались 30 учебных экипажей на Ил-2 и УИл-2 из 3 ВМАУ39.
По состоянию на 15 октября 1944 года ВОК имели в наличии 91 самолёт (см. табл. 8). Переменный и постоянный состав курсов налетал 6392 ч 44 мин, была произведена 12 481 посадка, за год случились 2 катастрофы40. За период декабрь 1944 — июнь 1945 года налёт составил 4098 ч и произошла 1 катастрофа41.
Всего на ВКУНС/КУНС — ККЗ/ ВОК с января 1941 по октябрь 1944 года были подготовлены и выпущены 885 офицеров, 196 офицеров продолжали обучение (см. табл. 9). Среди выпускников 1944 года — Герои Советского Союза И.С. Банифатов, М.Е. Ефимов, М.П. Цисельский, П.С. Шеин.
День Победы Высшие офицерские курсы встретили в Моздоке.
Но уже в июле—августе 1945 года они передислоцировались в Ригу, на аэродром Скультэ. Самолёты перегонялись по воздуху: 1 аэ — 8 Як-3, 3 Р-39; 2 аэ — 5 УИл-2; 3 уаэ — 10 Пе-2, 2 УПе-2; 4 уаэ — 4 A-20G, 2 Ил-4, 2 Б-3. В сентябре 1945 года курсы получили 8 истребителей Ла-7 и Як-9 из Москвы и 7 штурмовиков Ил-10 из Саранска42.
В октябре 1945 года был объявлен новый штатно-именной список ВОК (начальник ВОК ВВС ВМФ генерал-майор авиации П.П. Квадэ, начальник штаба полковник Н.К. Логинов). Курсы старших офицеров и младших офицеров делились на отделения по специализации: командные и штурманские (истребительные, штурмовые, бомбардировочные и минно-тор-педные), штабное, тыловое43. В составе ВОК оставались четыре эскадрильи. Командовали эскадрильями: 1 аэ — майор Т.Г. Абрамов, 2 аэ — капитан И.И. Чумичев, 3 аэ — майор A.C. Попов, 4 аэ — майор Н.Г. Храмов, авиационный отряд обеспечения — майор И.И. Бушукин. Лётный состав гидроавиации проходил подготовку вместе с торпедоносцами.
За период 15 ноября 1944 — 15 ноября 1945 года на курсах проходили подготовку 627 человек, из них 460 офицеров завершили обучение. Значительная часть выпускников была направлена на руководящие должности в ВВС ТОФ, где они приняли участие в войне с Японией44. В 1945 году ВОК ВВС ВМФ окончили более 20 Героев Советского Союза, среди них В.А. Балебин, A.M. Батиевский, И.П. Бело-зёров, H.A. Бокий, П.А. Галкин, A.A. Гнедой, М. И. Гриб,
A.И. Жестков, Д.В. Зюзин, М.Н. Казаков, В.И. Мина-ков, Д.В. Осыка, В.А. Скугарь,
B.П. Стрельников, А.К. Тарасов, Д.М. Татаренко, И.И. Цапов, Е.Т. Цыганов, Г.Г. Черниенко, В.И. Щербаков.
Приказом ГК ВМС № 0100 от 26 марта 1946 года ВВС ВМФ были переименованы в Авиацию Военно-морских сил. Соответственно ВОК ВВС ВМФ были переименованы в Высшие офицерские кур-
сы Авиации Военно-морских сил. Начальником курсов назначили генерал-майора авиации A.A. Кузнецова, будущего Героя Советского Союза (22 апреля — 9 сентября 1946 г.).
В мае 1946 года 116 слушателей из лётного состава занимались изучением материальной части соответствовавших их профилю самолётов и моторов. Лётная практика началась 2 июля, для полётов 2-й и 4-й эскадрилий был задействован аэродром Бауска, куда перегнали 5 A-20G, 2 УИл-10, 4 Ил-10 и
1 У-2. Курсы испытывали серьёзные трудности в обеспечении авиационным бензином, и на его расход накладывались строгие ограничения. По состоянию на
2 августа 1946 года в самолётном парке ВОК имелось не менее 54 самолётов45:
1 аэ (5 звеньев) — 1 Як-9,
4 УЛа-7, 7 Ла-7, 3 Р-39 «Аэрокобра»;
2 аэ (4 звена) — 4 УИл-10,
5 Ил-10;
3 аэ (3 звена) — 2 УПе-2, 8 Пе-2, 1 Ту-2с;
4 аэ (3 звена) — 6 A-20-G, 1 А-20-В, 1 Б-3, 1 DB-7S;
авиационный отряд обеспечения — 3 По-2, 2 УТ-2, 1 С-2;
20 оаз училища береговой обороны — 3 Ил-2,1 УТ-2.
К лету 1946 года организационная структура ВОК претерпела некоторые изменения: вместо курсов старших и младших офицеров были введены классные отделения (см. табл. 10). Во второй половине 1946 года на курсах проходили обучение 17 Героев Советского Союза: истребители В.Ф. Абрамов, Н.М. Диденко, И .Т. Марченко, Г.В. Москаленко, П.А. Рассад-кин, А.И. Шилков; штурмовики Е.Г. Удальцов, И.А. Серов; бомбардировщики В.А. Мордин, К.С. Усенко; торпедоносцы М.В. Борисов, Г.Д. Попович,
A.B. Пресняков, М.Ф. Шишков; штурман И.И. Ковальчук; на штабном отделении М.Е. Ефимов и П.И. Селезнёв46.
В январе 1947 года начальником курсов вновь был назначен генерал-майор авиации
B.В. Суворов. Кафедры возглавили: тактика — подполковник
И.М. Сотников (бывший командир полка ВКУНС в 1941 г.); штурманская служба — майор Б.Б. Лобач-Жученко; связь и радиолокация
— инженер-подполковник И.И. Осипов.
В октябре 1947 года авиационные эскадрильи курсов были обращены на формирование двух учебных полков: 1-й минно-тор-педный авиационный полк; 2-й истребительный авиационный полк. Отряд обеспечения преобразован в авиационный отряд управления. В 1948 году курсы окончили Герои Советского Союза П.И. Павлов, П.И. Сахаров, В.Ф. Трушкин и К.Ф. Шкаруба.
Высшие офицерские лётно-тактические курсы Авиации ВМС (январь 1949 — май 1954)
В январе 1949 года ВОК были переименованы в Высшие офицерские лётно-тактические курсы Авиации ВМС (ВОЛТК)47. В марте в состав ВОЛТК передали Штурманский лётный центр Авиации ВМС (ШЛЦ), сформированный в марте 1947 года, которым руководил полковник П.Г. Кудин (март 1949 — июль 1950). Авиационной эскадрильей ШЛЦ командовал Герой Советского Союза Г.Г. Черниенко (март 1947
— декабрь 1950). К 1953 году в ВОЛТК влились Учебный центр Авиации ВМС по обучению слепой посадке, полётам ночью и в сложных метеоусловиях (УЦ ОСП), ранее дислоцировавшийся на аэродроме Котлы Ленинградской обл. (1950—1952), и смешанная авиационная эскадрилья УЦ ОСП48.
В 1952 году курсы возглавил генерал-лейтенант авиации Д.Ф. Бартновский (апрель 1952
— август 1954). В связи с массовым переучиванием лётного состава авиации ВМС на реактивные самолёты программы курсов были коренным образом пересмотрены. Лётная подготовка производилась на самолётах Ил-28, МиГ-15 и МиГ-17. В 1951—1954 гг. слушателей готовили по следующим профилям: командиры минно-торпедных и истребительных авиационных эскадрилий; штурманы минно-торпедных авиационных эскадрилий; офицеры штабов мин-
но-торпедных и истребительных авиационных полков; офицеры по наведению истребительной авиации; командиры и начальники штабов авиационно-технических частей, офицеры службы тыла49.
Среди окончивших ВОЛТК в 1949—1952 гг. не менее 14 Героев Советского Союза, среди них: в 1949 году — A.M. Гагиев,
A.Я. Ефремов, И .Т. Карпенко,
B.М. Кузнецов, А.Е. Мазуренко, В.П. Рукавицын; в 1950 году — A.M. Батиевский, С.П. Кручёных, Б.М. Литвинчук; в 1951 году — И.С. Банифатов, К.В. Благода-ров, H.A. Кисляк; в 1952 году — А.И. Барский, Ф.Н. Радус50.
Центральные лётно-такти-ческие курсы усовершенствования офицерского состава Авиации ВМФ / ВВС ВМФ (май 1954 — январь 1962)
В мае 1954 года ВОЛТК Авиации ВМС были переименованы в Центральные лётно-тактиче-ские курсы усовершенствования офицерского состава Авиации ВМС (ЦЛТКУОС)51. Начальником курсов был назначен Герой Советского Союза генерал-майор авиации И.И. Борзов (август 1954 — ноябрь 1955). ЦЛТКУОС были приданы 3064-я авиаци-онно-техническая база, 1078-е дивизионные авиаремонтные мастерские. В 1956 году курсы были переименованы в ЦЛТКУОС ВВС ВМФ.
В составе ЦЛТКУОС имелись уже три авиационных полка, которые в январе 1955 года были преобразованы и переименованы в 2280-й, 2284-й и 2286-й авиационные полки. Но уже в апреле эти лётные части были переименованы вновь: 2280-й авиационный полк — 996-й авиационный полк усовершенствования лётчиков-истребителей (996 апули); 2284-й авиационный полк (бывший 1 мтап) — 997-й минно-торпедный авиационный полк (997 мтап); 2286-й авиационный полк (бывший 2 иап) — 999-й истребительный авиационный полк (999 иап).
В 1955 году на курсах был создан учебно-методический совет, руководивший учебной и военно-научной работой кафедр, утверждавший разработанные
Г.Э. ВАБИЩЕВИЧ. Офицерские курсы авиации флота (1940—1960 гг.) •
а
ими планы и программы обучения слушателей. Офицеры проходили подготовку по следующим профилям: командиры минно-торпедных и истребительных авиационных эскадрилий; командиры истребительных авиационных полков; помощники командиров истребительных авиационных дивизий и полков по тактике и воздушному бою; штурманы авиационных эскадрилий; штурманы полков истребительной авиации; адъютанты авиационных эскадрилий; командиры и начальники штабов авиационных баз; заместители командиров авиационных эскадрилий по политической части52. До 1959 года этот перечень изменялся в соответствии с потребностями строевых частей, но на курсах готовили специалистов только минно-торпедной и истребительной авиации флота. В 1950-е годы на базе курсов проходили стажировку слушатели-авиаторы Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова.
В связи с сокращением Вооружённых сил СССР курсы подлежали расформированию в 1960 году, однако их существование продлилось ещё на год. В 1961 году стали заново формироваться полки минно-торпедной авиации на самолётах Ил-28, которая была фактически ликвидирована в 1959—1960 гг. Программы 1961 года были рассчитаны на подготовку и переучивание лётчиков и штурманов минно-торпедной авиации53.
По окончании своей последней миссии ЦЛТКУОС в г. Риге были ликвидированы к концу 1961 года. При этом 997 мтап и 999 иап расформировали в октябре—ноябре 1961 года (а 996 апули ещё в 1957 г.). Части обеспечения курсов передали в 384-ю минно-торпед-ную авиационную дивизию ВВС ДКБФ54. Последним начальником курсов являлся генерал-майор авиации С.Г. Макаров (март 1956 — январь 1962).
Эти офицерские курсы за 20 лет своего существования стали настоящей кузницей руководящих кадров морской авиации. На них были подготовлены тысячи специалистов, в т.ч. более 90 Героев Советского Союза. Но
всему своё время. К концу 1950-х годов морская авиация страны претерпела, с одной стороны, значительное сокращение, с другой — вышла на качественно иной этап развития. Появились морская ракетоносная, противолодочная, вертолётная авиация, новые типы авиационных комплексов и вооружения. В г. Николаеве был образован 33-й центр боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации, более соответствовавший требованиям времени. Именно он и принял «эстафету» от расформированных в Риге офицерских курсов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Филиал Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ) (архив ВМФ). Ф. 1555. Он. 0025305. Д.1.Л. 3.
2 Командование ВВС КБФ в это время перебазировалось в Таллин.
3 2-я объединённая школа младших авиационных специалистов, располагавшаяся в Новом Петергофе, была переведена в Ораниенбаум.
4 Российский государственный архив ВМФ (РГА ВМФ). Ф. Р-61. Оп. 2. Д. 167. Л. 4.
5 Суворов Василий Васильевич — генерал-майор авиации (1940), начальник ВКУНС ВВС и ПВО ВМФ (август 1940
— август 1941), начальник ВОК ВВС ВМФ / Авиации ВМС (январь 1947 — апрель 1952). Здесь и далее, если иное не оговорено, биографические сведения приводятся по документам в Филиале ЦАМО РФ (архив ВМФ).
6 Столярский Станислав Эдуардович
— генерал-майор авиации (1940), начальник штаба ВКУНС ВВС и ПВО ВМФ (август 1940 — сентябрь 1941), начальник КУНС ВВС ВМФ при ВМАУ имени Сталина (сентябрь 1941 — октябрь 1943), начальник штаба ВОК ВВС ВМФ (октябрь 1943 — ноябрь 1944).
7 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0014387. Д. 1. Л. 135.
8 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 3,4.
9 Там же. Оп. 014414. Д. 3. Л. 50-91.
10 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 4.
11 Там же. Ф. 444. Оп. 03718. Д. 47. Л. 28.
12 Там же. Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1.Л. 6.
13 Там же. Оп. 0014387. Д. 1. Л. 53-64.
14 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 5, 7.
15 Там же. Оп. 0014387. Д. 3. Л. 1-7 (Списки ВКУНС), Л. 25. Сведений, куда именно были переданы самолёты ВКУНС, в документах не обнаружено (предположительно в ВВС КБФ).
16 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 5.
17 Там же. Оп. 0014387. Д. 3. Л. 29.
18 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 8-12.
19 Исторический формуляр ЕВВАОЛУЛ имени Комарова (1943— 1957 гг.).
20 Там же.
21 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 10.
22 Там же. Оп. 0014387. Д. 3. Л. 185.
23 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 16.
24 Вабищевич Г.Э. Славной Отчизны сыновья: становление и развитие системы подготовки лётных кадров авиации ВМФ в России и СССР (1910-2015). Краснодар: Периодика Кубани, 2015. С. 209.
25 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 11, 12.
26 Там же. Оп. 014414. Д. 3. Л. 98,102.
27 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 13.
28 Вабищевич Г.Э. Указ. соч. С. 211.
29 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 17-20.
30 Там же. Л. 77.
31 В послужном списке A.A. Николаева указано, что он командовал АЭ ККЗ в период июнь 1942 — октябрь 1943 г. (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 3. On. 1. Д. 936. Л. 799, 800). Возможно, бомбардировочная эскадрилья ККЗ была сформирована на базе 5 аэ переучивания ВМАУ имени Сталина.
32 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 32, 33.
33 Там же. Л. 2, 38, 39.
34 Там же. Л. 45, 47.
35 Там же. Оп. 014414. Д. 6. Л. 352.
36 Там же. Л. 4.
37 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 47.
38 Там же. Оп. 014414. Д. 6. Л. 9-13.
39 Там же. Оп. 0025305. Д. 1. Л. 61, 69.
40 Там же. Л. 2, 49.
41 Там же. Оп. 0014389. Д. 1. Л. 5, 28, 54, 78,110,128.
42 Там же. Оп. 0014389. Д. 1.Л. 113, 135, 147. Самолёты Б-3 (В-3) — это Douglas Boston III (DB-7B, DB-7C, А-20С).
43 Там же. Л. 191,205-207.
44 Там же. Оп. 0025305. Д. 2.
45 Там же. Оп. 014414. Д. 12. Л. 118, 176-179, 217, 218.
46 Там же. Л. 225, 344-351,430-451.
47 Там же. Ф. 1555. Описание фонда в перечне описей.
48 Там же. Ф. 1323.
49 Там же. Ф. 1555. Оп. 0025305. Д. 43, 63-70.
50 Некоторые офицеры окончили курсы неоднократно.
51 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ). Ф. 1555. Описание фонда в перечне описей.
52 Там же. Оп. 0025305. Д. 110-116.
53 Там же. Д. 214, 215, 223-226.
54 Там же. Оп. 0026088. Д. 1, 2 (документы о ликвидации). ■