Научная статья на тему 'Нетрадиционные знания о сущности человека в воспитательной работе куратора вуза'

Нетрадиционные знания о сущности человека в воспитательной работе куратора вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗНАНИЙ О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луганская Галина Борисовна

Статья посвящена важному аспекту в подготовке будущего учителя формированию педагогической культуры и культурологической направленности личности как ее составляющей, адресована кураторам вузов, в содержательную деятельность которых может быть включен такой элемент общечеловеческой культуры как нетрадиционные знания о сущности человека выявлен их гностичекий, аксиологический и воспитательный потенциал, структура воспитательного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные знания о сущности человека в воспитательной работе куратора вуза»

УДК 378.14 : 378.02 ББК 74.580.22 Л 83

Г.Б. Луганская

Нетрадиционные знания о сущности человека в воспитательной работе куратора вуза

Аннотация:

Статья посвящена важному аспекту в подготовке будущего учителя - формированию педагогической культуры и культурологической направленности личности как ее составляющей, адресована кураторам вузов, в содержательную деятельность которых может быть включен такой элемент общечеловеческой культуры как нетрадиционные знания о сущности человека; выявлен их гностичекий, аксиологический и воспитательный потенциал, структура воспитательного потенциала.

:

Образование и культура, педагогическая культура, культурологическая направленность личности, вос-, , -циала нетрадиционных знаний о сущности человека.

Известно, что предпосылкой и результатом образования человека выступает культура как взращивание, со, . образования как способа вхождения человека в мир культуры происходит освоение им культурных ценностей, всего социального опыта, накопленного человечеством.

Тогда дидактическим понятием культуры является обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры [1].

Культурологически интерпретируя эволюцию образовательных моделей, И.Е. Видт отмечал, что смыслом педагогики постиндустриальной культуры стала подготовка человека к жизни в быстро изменяющемся мире к , -нию «через всю жизнь» адекватно динамике культуры.

Исходя из полихронного характера культуры (Ю.М. Лот-ман, АЛ. Гуревич, В.С. Степин и др.), в ней всегда наличествуют три компонента Традиционный отражает от свернутом виде» остатки прежней культуры, актуальный ориентирует на сиюминутные реакции, потенциальный выражает стремление воплотить опережающие идеи. По мнению И.Е. Видта, именно процесс перехода инновационного компонента в статус актуального обеспечивает культурную эволюцию [2].

. . . . , одного из направлений совершенствования высшего об- -, , -ции современного общества образование станет лишь в том случае, если, с одной стороны, в нем найдут отражение выдающиеся достижения всех предшествующих , ,

острые вопросы современной цивилизации, связанные с динамичными изменениями в науке, технике, экономике,

,

обществом [3].

От высшей школы как транслятора общечеловеческой и национальной культуры и участвующей в становлении сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, в профес-

сионально-педагогической подготовке культуротворче-

,

зависит сегодня решение социокультурных и экономических проблем общества, жизнедеятельность человека в XXI веке, создание экономической и нравственной гармонии в мире и даже существование всего человечества В последние годы в высшей школе происходит вос-- -тельной деятельности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено, что воспитание как приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятель, -вития [4]. Приказом Министерства образования РФ №4670 от 27.12.2002 г. введен показатель «Воспитатель».

В такой ситуации должна быть активизирована работа куратора академической группы по формированию общей и педагогической культуры, культурологической направленности личности будущего учителя. В качестве критериев сформированное™ культурологической направленности личности выделим информационный, опе-( , , -разовательные культурологические умения (по Ю.С. Тюн-)), , -рефлексивный. Значит, выпускник вуза должен владеть культурологическими знаниями и умениями, проявлять потребность к познанию себя,другого, окружающего мира, педагогической реальности, убеждение в необходимости нового мышления, мировоззрения, самосовершенст-,

другого человека как ценность, обладать толерантностью как движением от культуры полезности к культуре ^достоинства» (А.Г. Асмолов), уметь анализировать собствен, -личностной подготовкой в вузе. Учитель, владеющий культурологическими знаниями и умениями, должен компетентно и корректно разъяснить своим воспитанникам назначение и сущность человека, смысл человеческо-, -

мысливать социокультурные явления и события, отличать духовные и псевдодуховные стороны бытия и т.д. Куратор может использовать в своей работе любое предметное содержание и любые формы деятельности, включающие

. -стями в формировании культурологической направленности личности будущего учителя, на наш взгляд, обладают нетрадиционные знания о сущности человека. Организуя воспитательную работу со студентами, куратор может интегрировать традиционные и нетрадиционные знания о .

должны быть не столько расширены и дополнены нетрадиционными, сколько переосмыслены, должны соответствовать новым научным достижениям о мире и человеке.

Нетрадиционные знания о сущности человека - это огромный пласт общечеловеческой культуры со своим аксиологическим и воспитательным потенциалом. Их постижение дает возможность познания фундаментальных научных основ мировоззренческого и методологического характера и овладения жизненно важными практическими умениями и навыками.

,

потенциал нетрадиционных знаний о сущности человека покажем их структурой, включающей целевой (смысловой), методологический этический, валеологический и

.

Целевой (счыаювой) компонент направлен на нравственно-духовное совершенствование человека. Он фор-« », -ет прежде всего бережное и ответственное отношение к человеку, природе, планете, Вселенной не только в дея, , .

В .методологическом компоненте выделим следующие положения: 1) в основе развития всего Сущего лежит , , ; 2) -ромные потенциальные возможности, он способен на сверхчувственное восприятие, а, значит, на познание Законов космоземной эволюции. Любовь - это то, что соединяет человека с человеком, позволяет найти гармонию со всей окружающей средой в многомерном пространст-, , , -. , как человек учится любить весь окружающий мир: людей, животных, природу, все проявления мира без различий. Любовь - многоаспектна Это и сострадание, и милосердие, и способность прощать, и терпимость, и неж-, .

. , , , не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, , . любви определением Паскаля: <Шюбовь не имеет возрас-, ». -внутри себя неподразделима хронологически, она всегда , , . это определение по своей глубинной структуре с успехом может рассматриваться и как определение бытия, и как определение человека [5]

, , в себя большое количество Знаний о многомерности про-

, -

, , также способность человека оперировать Знаниями, ин-, . -, , , , парадоксальная противоречивость и, возможно, отрицание одного другим. Но ведь это путь осмысления, едооп-» « » о сущности человека как элемента общечеловеческой культуры в индивидуальном сознании субъектов образовательного процесса - преподавателя и студента.

В основе этического компонента нетрадиционных знаний лежит нравственно-духовное развитие человека, , ( ), -

,

убеждений, эмоций (ненависти, злости, гнева, раздражительности, обиды, зависти и др.), позитивное мировос-, . этому, что по мнению Б.В. Раушенбаха, мировоззрение, основанное только на научной картине мира, не содержит понятия нравственности. Мир следует постигать, по вы, , . -ность научной и «сердечной» картины мира даст доста-тойное человека отображене мира в его сознании и сможет быть надежной основой для поведения. Человечеству нужно целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное (ветючая образное, внерациональное) восприятие его [6]. Содержание этического компонента предполагает, что человек должен научиться искусству правильного распознавания того, как поступить в том или ином случае, отказаться от какого бы то ни было давления на окружаю, . -вие дурных мыслей о других, постоянное самонаблюде-, .

Валеологический компонент нетрадиционных знаний характеризуется ведущим положением о том, что все болезни человека появляются на уровне информационного ,

образом мысли человека; человек внешне праведен в поступках, но грешен в мыслях и как следствие - болезни, беды, несчастья, неудачи; не только словами и поступками, но и в мыслях не твори зло, ибо это формирует отри,

только гигиеной тела, но и души; должна быть гармония и чистота тела, души и духа; экология тела, души и духа как залог здоровья или этноэкология (по ИЛ. Неумыва-). [7]

Экологический компонент должен быть направлен на , , действиями, поступками не засорял Космос, природу, следовательно, он должен мыслить позитивно, радостно. Как утверждают современные авторы нетрадиционных ,

или хороших. Есть ситуации полезные и приятные. Полезные ситуации заставляют человека рефлексировать и анализировать свои мысли, действия, поступки, другими , « » , чтобы такого больше не произошло. Приятные ситуации связанны с радостными положительными эмоциями, на-

полнены позитивной энергией и любовью ко всему Су.

Нетрадиционные знания о сущности человека всегда вызывали особый интерес у ученых. Возрос он в последнее десятилетие и в педагогической науке [8,9]. Воспитательные возможности в вузе предполагают определение степени реализации в образовательном процессе, содержанием которого является интеграция традиционных и нетрадиционных знаний о сущности человека, таких личностных качеств будущего учителя как интерес к зна-, -

ние космоземной сущности человека, осознание смысла жизни вообще и профессионально-педагогической дея, , ответственности перед Будущим.

Сформировать культурологическую направленность личности будущего учителя представляется возможным, правильно спланировав воспитательную работу куратора . ,

примет воспитательного процесса должно стать интегра-

« », -

ного и эмоционального (обршного), рассудочного и ин-

. -

обретет для студентов личностный смысл в том случае, если знания будут детерминированы не только значимостью для социокультурной среды, но и значимостью для

-

с культурологической направленностью.

Примечания:

1. Бордовская Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. -СПб.: Питер, 2003. - С.62.

2. Видг И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции об-

/ . . // . - 2003. -

№3. - С.35.

3. Руденко В.Н. Цивилюационно-^ль^ртлогическая парадигма развития университетского образования / В.Н. Руденко, ОБ. Гукаленко // Педагогика. - 2003. - №6. - С.38.

4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.

5. Мамардашвили М. К Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. - М., 1991. - С.16.

6. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-

// . -

М., 1991. - С .29.

7. Неумывакин ИЛ. Эндоэкология здоровья / ИЛ. Неумывакин, Л.С. Неумывакина. - М. - СПб.: ДИЛЯ, 2005.

8. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы / И.А. Колесникова // Педагогика. - 1995. - №6.

9. Мерегукова З.К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие / З.К. Мерегукова. - Майкоп: Изд-во АГУ. - 2003. - С.146-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.