© 2005 Г.Б. Луганская УДК 378 ББК 74.580.055 Л 83
Культурологические аспекты подготовки учителя музыки в вузе
Аннотация:
В статье дается обоснование культурологического подхода как методологической основы личностно ориентированного образования в высшей школе и источника становления личности будущего учителя, его профессионального развития. Рассматривается культурологическая направленность личности учителя музыки как составляющая общей и педагогической культуры. Дается понятие о нетрадиционных знаниях о сущности человека как компоненте педагогической культуры и их аксиологическом и воспитательном потенциале в подготовке учителя музыки в вузе.
Ключевые слова:
Культурологический подход, культурологический смысл содержания образования, прогностический и мировоззренческий потенциал, профессиональная этика и нравственность учителя, аксиологическая составляющая культурологического подхода, принцип культуросообразности воспитания, культуросообразная модель, педагогическая культура, культурологическая направленность личности учителя, нетрадиционные знания о сущности человека, космопланетарный феномен.
Известно, что А.Эйнштейн, размышляя о
нравственности, утверждал, что настоящая проблема лежит в Сердце и мыслях человека. «Что нас пугает - это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости человеческого Сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки». Постараемся понять глубинный смысл этих слов.
Кто как не Учитель может и должен быть живым воплощением всего лучшего и совершенного в этом мире? Кто как не Учитель должен дать объяснения на вечные общечеловеческие вопросы: почему необходимы Добро, Любовь, Красота, Истина, Мудрость? Почему эти общечеловеческие ценности необходимо воспитывать в детях? Что нужно понимать под Добром, Любовью, Красотой, Истиной, Мудростью? Почему даже в мыслях нельзя творить зло, злословить, клеветать, почему надо быть совестливым? и т.д.
Можно ли в профессиональной подготовке Учителя отставать от требований времени? В образовании общепринятой является точка зрения, согласно которой новый человек, человек будущего может быть воспитан только новым человеком. Об этом свидетельствуют государственные документы, определяющие содержание профессиональной подготовки учителя (профессиограмма) и содержание контроля результатов обучения (квалификационная характеристика). В модальности долженствования существуют и утверждения многих ученых, педагогов. Так, Ш.Амонашвили утверждает, что учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к родине может пробудить только любящий свое отечество. А П.Ф.Каптерев считал, что наряду с отличным знанием
своей науки, нужно еще уметь вести питомцев к самостоятельному открытию насущных истин, что, по его мнению, не легко. «Для этого нужно отлично знать умственное состояние своих питомцев; для этого неуклонно, каждую минуту нужно следить за изменением их мысли; ... для этого нужно, чтобы учитель был ангелом-хранителем ума ребенка и сохранял - и укреплял его на всех путях его. Дело высокое, дело святое, но дело трудное».
Не секрет, что жизнь современного человека кардинально изменилась. Наряду с плохим финансированием, отсутствием технических средств обучения главными бедами в педагогике являются бездуховность, равнодушие, недобросовестное отношение к своим обязанностям, отсутствие Любви ко всему сущему. А можно ли поручить детей человеку удрученному, бедствующему? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторг? (Е.И.Рерих). В полной ли мере понимается и осознается проблема воспитания духовного человека, которого может воспитать только духовный учитель? Учитель, выступающий посредником в диалоге разных культур (прошлых, настоящих и будущих по МБахтину-В.Библеру), разных подходов к развитию и воспитанию человека, осведомленный в структуре
культуры, выражающий (проявляющий) потребность и готовность стать подлинным просветителем культуры.
Для педагогики высшей школы особенно значимым является проектирование образовательного процесса с помощью культурологического подхода как
методологической основы личностно ориентированного образования, способствующего «восхождению человека к общечеловеческим ценностям» через культурные функции образования (гуманитарную, культуросозидательную,
социализацию) и как источника становления личности будущего учителя, его профессионального развития. При этом подготовка осуществляется благодаря практической «интериоризации» культурного опыта поколений в
духовный мир будущего учителя. Культурологический смысл содержания образования, построенный на совпадении бытия человека с бытием культуры, позволяет развить сущностные силы учителя, его нравственный, интеллектуальный потенциал через овладение системой знаний о природе, обществе и человеке.
Культурологический подход актуализирует общечеловеческий смысл педагогической деятельности и способность предвидеть ее последствия, что указывает на прогностический и мировоззренческий его потенциал, имеющий принципиальное значение для профессиональной деятельности будущего учителя. Поскольку в центре внимания культурологического подхода находятся ценностно-нормативные установки, регулирующие взаимоотношение и взаимопонимание между людьми, то наиболее важными становятся стороны мотивации деятельности человека, которые «не позволяют человеку использовать любой способ для достижения цели, а требуют от него выбора способа, наиболее приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в данном обществе». [2]
Культурологический подход создает предпосылки для формирования и реализации профессиональной этики и нравственности учителя. При этом культурологический подход служит осмыслению социокультурной реальности и проблем цели и смысла жизни, любви, мудрости, красоты, истины, добра и зла, совести, выбора и ответственности, здоровья и т.п., имеющих непосредственное отношение к учителю как к человеку и педагогу, и каждому учащемуся как объекту и субъекту образовательного процесса. Это указывает на аксиологическую составляющую культурологического подхода, которая позволяет учителю понимать актуальные проблемы культуры, ответственно выбирать
социокультурные ориентиры, вырабатывать ценностные позиции, важные для принятия педагогических решений в изменяющихся условиях социокультурной среды.
Культурологический подход соотносят и с культуросообразной подготовкой, принципом культуросообразности воспитания. Идеи необходимости этого принципа в педагогике были сформулированы Ф.А.В.Дистервегом и получили признание в XIX-XX вв. В современной практике принцип культуросообразности рассматривается как «метапринцип, согласно которому образование должно быть, с одной стороны, адекватным современной культуре и ее особенностям и требованиям, а с другой - способности к социальному реконструированию, т.е. организующим новые культурные формы». [4]
По мнению ИЕ.Видта, опора на основные признаки культуры постиндустриализма: интегративность,
неосинкретический характер, гибкость, конвергентность мышления, диалогичность, понимание уникальности и самоценности человека, позволяет смоделировать новую культуросообразную модель, в которой суть и смысл педагогического процесса заключается в подготовке человека к жизни в быстро меняющемся мире, к саморазвитию и самореализации в культуре, в способности самосовершенствования. В организации такого
педагогического процесса велика роль учителя, особенно учителя музыки, ориентированного на образ культуры как
среды, «растящей и питающей» личность
(П.А.Флоренский), как диалога и взаимопорождения прошлых, настоящих и будущих культур (М.М.Бахтин), выражающего потребность и готовность в культуросозидающей и культуротворящей деятельности.
Чтобы обеспечить восхождение человека к культуре, общечеловеческим ценностям, учитель музыки сам должен иметь достаточно высокий уровень общей и педагогической культуры. Педагогическая культура трактуется многими учеными как интегральное качество личности учителя. По мнению Е.В.Бондаревской, педагогическая культура - это сущностная характеристика целостной личности учителя как субъекта педагогической деятельности и воспитательных отношений.
З.КМеретукова, формируя свое представление о педагогической культуре и учителе как носителе и созидателе этой культуры, прослеживает путь его развития от Homo sapiens до Homo spiritus - как существа духовного, познающего не только окружающий мир, но и себя, свою сущность в целостной системе с универсальными законами космоса, способного, познавая себя, совершенствовать нравственно-духовную сущность окружающего.
Современная социокультурная ситуация в мире и особенно в нашей стране как никогда актуализировали проблему педагогической культуры учителя.
Одной из составляющих общей и педагогической культуры является культурологическая направленность личности учителя, которая позволяет видеть образовательное пространство как целостную систему и постигать ее социокультурный смысл. Культурологическая направленность личности включает в себя умения
целеполагания и смыслополагания, понимаемые как поиск и осознание жизненных целей и целей профессиональной деятельности, приобретение социально и культурно
значимых знаний. В процессе их приобретения особая роль отводится мотивации как системе потребностей по изучению, познанию и совершенствованию Мира и Человека. Кроме того, знания приобретают личностный смысл, поскольку «путь передачи и принятия культуры всегда личностен» (В .П.Зинченко, Е.Б .Моргунов).
Культурологическую направленность личности характеризует совокупность отношений к себе, к другому, к миру. А, как известно, отношение всегда эмоционально «окрашено» и имеет включенность в эмоциональноценностное переживание. Ориентация личности на
культуру и общечеловеческие ценности усиливает стремление к пониманию и осознанию своих мыслей, слов, действий, их соотнесению и оцениванию с этических, нравственно-духовных позиций. Исходя из этого, культурологическая направленность личности включает и рефлексию своего отношения к миру, к другому, к себе, своему опыту эмоционально-ценностного отношения к сущему, что является выразителем нравственной
саморегуляции.
Педагогическая культура как сложное поликультурное образование состоит из слагаемых, представляющих собой своеобразную микрокультуру. Одним из таких слагаемых являются нетрадиционные знания о сущности человека, впервые рассматриваемые в работах З.КМеретуковой как проблема в педагогической науке и как компонент педагогической культуры.
Нетрадиционные знания о сущности человека являются огромным пластом общечеловеческой культуры.
Под нетрадиционными знаниями мы понимаем совокупность философских и научных взглядов на человека как космопланетарного феномена, его интегральную природу; концепции современного естествознания о сущности человека, об эволюции Вселенной и человека, месте человека во Вселенной; взглядов на проблему нравственно-духовного развития, самосовершенствования человека.
Нетрадиционные знания о сущности человека имеют огромный аксиологический и воспитательный потенциал. Классическая наука не дала ответов и объяснений на вечные общечеловеческие вопросы: почему необходимы Добро, Любовь, Красота, Истина, Мудрость, Гармония; почему эти общечеловеческие ценности так важно воспитывать в детях; что нужно понимать под Добром, Любовью, Красотой, Истиной, Мудростью, Гармонией? Всем этим и другим вопросам даются объяснения в нетрадиционных знаниях о сущности человека. Современная научная мысль подтверждает это. Нетрадиционные знания о сущности человека дают возможность познания фундаментальных научных основ мировоззренческого и методологического характера и овладения жизненно важными практическими умениями и навыками, одним из которых является не творить зло даже в мыслях.
Исходя из этого, культурологическую направленность личности учителя мы понимаем и как осмысление и осознание учителем, в том числе учителем музыки, аксиологического и воспитательного потенциала нетрадиционных знаний о сущности человека, понимание и принятие интегральной, космопланетарной природы обучаемых и воспитуемых, осмысление концепций современного естествознания о сущности человека.
Согласно нетрадиционным знаниям о сущности человека, лишь через сердце человек может постичь истину, смысл жизни, добро, любовь, мудрость, гармонию. Учитель музыки - сердечный, понимающий, любящий, знающий, культурный - ответственен за воспитание в детях духа. Без любви ребенок не воспримет ни одно наставление, ни одну формулу, ни одно слово, сколь бы научно и нравственно оно не звучало. В подготовке учителя музыки культуросозидающего,
культуротворческого последуем утверждению С.Экзюпери: «Главного не увидишь глазами, главное увидишь только сердцем». Вот почему в профессиональнопедагогической подготовке учителя, а особенно учителя музыки, так необходимы культурологический подход, принцип (метапринцип) культуросообразности воспитания как важная методологическая основа личностно ориентированного образования в высшей школе. Использование аксиологического и воспитательного потенциала нетрадиционных знаний о сущности человека в формировании культурологической направленности личности учителя музыки позволит повысить его общую и педагогическую культуру, подготовит
культуросозидающую, культуротворческую личность. А, главное, научит «видеть сердцем», любить все сущее и передать свою любовь детям.
Примечания:
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностноориентированного образования / Е.В.Бондаревская. - Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.
2. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я.Флиер // Общественные науки и современность.
- 1997. - №2. - С. 127.
3. Тюнников Ю.С. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений / Ю.С.Тюнников, Ю .А .Юрченко. - Сочи: РИО СГУТ и КД, 2001.
4. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б.Крылова. - М.: Народное образование, 2000.
5. Видт И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей / И.Е.Видт // Педагогика. - 2003. -№3. - С.32-38.
6. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В.Бондаревская // Педагогика. - 1999. - №3.
- С.37-43.
7. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учеб. пособие / З.К.Меретукова. - Майкоп, 1999.
8. Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии /В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов. - М.: Тривола, 1994.
9. Заруба А. Я так думаю / А.Заруба // Учительская газета. - 2005.
- 18 янв. - С.5.