Научная статья на тему 'Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования'

Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7295
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СМЫСЛ / CULTURE / CULTURAL APPROPRIATENESS / CULTUROLOGICAL APPROACH / EDUCATION / DEVELOPMENT / SENSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошилова Наталья Васильевна

В статье рассматривается сущность культурологического подхода с точки зрения педагогической науки, объясняется развивающий потенциал применения данного подхода в образовательном процессе. С позиций культурологического подхода трактуется цель образовательного процесса и обосновывается ценностно-смысловая природа развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culturological Approach as the Methodological Basis of Realizing the Developing Function of Education

The article examines the essence of culturological approach from the point of view of pedagogical science and explains a developing potential of its application to educational process. We consider the aim of educational process and ground the value-centered nature of developing a personality in the light of culturological approach.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход как методологическая основа реализации развивающей функции образования»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

УДК 378

Н. В. Хорошилова

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ подход КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается сущность культурологического подхода с точки зрения педагогической науки, объясняется развивающий потенциал применения данного подхода в образовательном процессе. С позиций культурологического подхода трактуется цель образовательного процесса и обосновывается ценностно-смысловая природа развития личности.

The article examines the essence of culturological approach from the point of view of pedagogical science and explains a developing potential of its application to educational process. We consider the aim of educational process and ground the value-centered nature of developing a personality in the light of culturological approach.

Ключевые слова: культура, культуросообразность, культурологический подход, образование, развитие, смысл.

Keywords: culture, cultural appropriateness, cul-turological approach, education, development, sense.

Воспитательный идеал новой эпохи в истории российской педагогики - это человек культуры, свободная, гуманная, духовная личность; человек, познающий и творящий культуру. В последние годы усиливаются культурологические позиции в разработке новых образовательных парадигм, при этом понятия «образованный» и «культурный» рассматриваются как синонимы, а нравственность, гуманизм и культура - в качестве мировоззренческих основ образования. Культурные приоритеты современной философии образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании», где подчеркивается, что главная задача современной системы образования состоит в формировании у учащихся адекватной современному уровню и уровню образовательных программ (ступени обучения) картины мира, и обеспечение тем самым интеграции личности в системы мировой и национальной культур [1].

Важнейшим мировоззренческим, методологическим условием корректировки современных об© Хорошилова Н. В., 2010

разовательных моделей является идея единства и взаимодополняемости образования и культуры, трактовка образования как формы трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала, а культуры, в свою очередь, - как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. Образование в связи с этим рассматривается как социокультурный институт, который служит для обеспечения культурной преемственности, роста интеллектуального потенциала страны и развития человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре. Система образования является важнейшим интеграционным механизмом, институтом социального развития, приобщающим индивидов к принятым в обществе социальным нормам и культурным ценностям на основе единых стандартов социализации. Образовательное учреждение предлагает набор стандартных для той или иной специальности форм и методов интеграции в социально-культурное сообщество.

В то же время возможности культуры в стимулировании процесса развития личности в рамках образовательной системы используются не в полной мере. Причина заключается в ложно понимаемой самодостаточности образовательного процесса, а также в традиционной трактовке культуры как набора жестко фиксированных социальных эталонов (ценностей, норм, способов деятельности), извне оформляющих потенциальное содержание индивидуального сознания и заранее определяющих его границы. Такая позиция приводит к изначальному противопоставлению процессов потребления культурных ценностей с одной стороны, и их созидания, инкуль-турации и самореализации - с другой. Разрешение данного противоречия требует целенаправленного изучения сущности культурологического подхода в образовании.

Актуализация понятия культуры как наиболее общего основания исследования процессов развития образовательной теории и практики в современных условиях является закономерностью, вызванной к жизни социальным заказом на образование в постиндустриальном обществе. Посмотреть на предмет с культурологических позиций означает избрать культурные достижения сегодняшнего дня исходным и отправным моментом в анализе хода педагогических собы-

Н. В. Хорошилова. Культурологический подход как методологическая основа.

тий, очертив контуры современной культуры и описав место и роль воспитания в системе наивысших ценностей. Такой подход соответствует явному стремлению человечества к единому мировому сообществу, а образование в таком случае исполняет роль реального фактора порождения единства между людьми на Земле, обеспечивая каждому отдельному человеку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе. Не случайно культурологическая концепция образования сегодня широко поддерживается исследователями психолого-педагогических проблем (А. Г. Асмолов, Е. П. Бе-лозерцев, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Дмитриева, Н. Б. Крылова и др.).

Для лучшего понимания рассматриваемой концепции необходимо остановиться на понятии «культура». Данное понятие является фундаментальным в современных гуманитарных науках. Не претендуя на исчерпывающий анализ имеющихся трактовок, отметим, что культура рассматривается как продукт совместной жизнедеятельности людей, система согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей. Обширные исследования феномена культуры принадлежат культурной антропологии, изучающей все ее аспекты: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, повседневное поведение, а также человеческую способность развивать культуру через общение, коммуникацию, разнообразные формы взаимодействия и контактов, в том числе - посредством образования. Обобщая имеющиеся концепции культуры (деятельностную, историческую, социологическую, аксиологическую, семиотическую, игровую, символическую, этическую и др.), правомерно трактовать ее как определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

Для педагогических решений понятие культуры открывает широкое пространство воспитательных средств, методик и форм работы с развивающейся личностью. Открывается возможность обрести цель образования и, следовательно, придать ему смысловое значение. Кроме того, открывается возможность решения частных педагогических проблем: содержания, методов, форм и стилей взаимодействия в образовательной системе.

Представление о культурной обусловленности личности выражено в принципе культуросо-образности. Фундаментальное положение данного принципа, обоснованное в актуальных научных

трудах прошлого и настоящего, состоит в утверждении, что способы установления отношений человека с миром вырабатываются в культурно-исторических рамках в процессе присвоения культуры (Л. С. Выготский, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, А. А. Леонтьев, Ю. М. Лот-ман, Э. Сэпир и др.).

Современные представления о сущности образования как восхождения личности к культуре закономерно диктуют требование к сфере образования о представлении всего многообразия мира, культур и культурных образцов. Согласно идеям культуросообразности субъект образования - человек, который проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры. В связи с этим в полной мере справедливо утверждение Э. Сэпира о том, что подлинная культура, формирующая духовную сущность человека, -это культура внутренняя, вырастающая из коренных интересов и желаний ее носителей [2]. Данное положение позволяет сделать закономерный вывод, что формирование интересов, направленности личности, ее установок и смыслов является главной целью культурно-образовательного процесса вуза.

Усиление интереса к проблеме развития культурной личности в системе образования привело к становлению культурологического подхода в педагогике. Значительный вклад в его разработку внесли труды отечественных ученых - Л. С. Выготского, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Б. С. Гершун-ского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скат-кина и др.

Культурологический подход правомерно определить как конкретно-научную методологию познания и преобразования педагогической реальности, имеющую своим основанием аксиологию (учение о ценностях и ценностной структуре мира); обеспечивающую видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Следуя мысли теоретиков в области культурологического подхода в педагогике, это целенаправленное, построенное на научных основах, организованное педагогом восхождение к культуре современного общества, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие у человека способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь на уровне культуры, достойной Человека ([3] и др.).

В процессе рассмотрения научных публикаций, раскрывающих культурологический подход

как конкретно-научную методологию познания и преобразования педагогической реальности (И. Ф. Исаев, И. И. Булычев, Э. И. Комарова, Т. И. Пороховская, Н. Р. Ставская), определяется три взаимосвязанных аспекта данного подхода: аксиологический, технологический и личнос-тно-творческий. Остановимся на их характеристике.

Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т. д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно -наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы.

Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она - ее первая всеобщая определенность. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены. Достаточно проследить эволюцию человеческой деятельности, ее дифференциацию и интеграцию, чтобы убедиться в адекватном развитии культуры. Культура, в свою очередь, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности, и наоборот.

Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид - носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, то есть становится субъектом исторического творчества (К. А. Абульханова-Славская [4]). В связи с этим в русле личностно-творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.

Являясь гуманитарным по своей сути, культурно-образовательное пространство вуза способно обеспечить освоение тех видов деятельности, которые являются ключевыми по своему значению в жизнедеятельности и развитии человека. Это, прежде всего, такие виды деятельности, как коммуникация и общение, а также познавательная и художественная деятельности. Они же выступают теми видами деятельности, которые обеспечивают личности самореализацию и саморазвитие в процессе присвоения, коррекции и переработки ценностей культуры, становящихся достижением личности.

Культура, исторически сформировавшись как способ духовного освоения действительности, среди множества своих функций несет функцию смыслообразования. Механизм влияния культуры на систему отношений человека с миром кроется в ценностно-смысловой природе культуры, ее способности активизировать смыслообразова-ние, что делает ее важнейшим фактором развития личности.

Человек наделяет смыслами весь мир, и мир для него приобретает свою универсальную человеческую значимость. В педагогическом плане эта человеческая способность осуществляется в процессе образования, которое с точки зрения культурологического подхода представляет собой прежде всего работу со смыслами, ценностями, системой отношений человека, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами.

Известно, что культура выражена в символах и знаках особого рода. Целый ряд исследователей обращают внимание на то, что символ и знак имеют различное значение для личности (А. Г. Ас-молов, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, И. В. Пет-ривняя, А. А. Радугин, В. Франкл). Простой знак вводит человека в предметный мир значений (образов и понятий), а символ - в непредметный мир смыслов, способных объединять людей в общем переживании мира и себя в нем. В работах названных авторов отмечается, что способность смысла объединять людей лежит в основе возможности передачи системы смыслов (например, в процессе образования).

Существенное значение с точки зрения куль-туросообразности образования имеет тот факт, что символические формы культуры достаются каждому поколению в готовом виде и выступают как общезначимые образцы. Таким образом, складывается общечеловеческая значимость культуры, ее логика, не зависящая от произвола отдельного человека. Это дает основания утверждать, что культура творит человека. В то же время человек посредством культуры творит, изменяет самого себя, создавая новые смысловые основы для расширения культурного пространства (как собственного, так и окружающего его мира).

С. В. Матюшенко. Представления об интеллектуальной собственности в педагогической практике

Важно то, что смысловой мир культуры, выражаясь в символах, не тождествен ему. Символы становятся выражением культуры через творческую активность человека. Новые смысловые основы создаются самим человеком в результате его собственной активной деятельности. Психологическая основа для включения человека в куль-туросообразную деятельность кроется в его потребности в свободном самовыражении, самопознании. При этом сама культура предоставляет регулятивы в сфере свободы самовыражения человека - это долг, стыд, честь, совесть, способствуя становлению нравственности как формы духовной культуры личности.

Высказанные в политических и государственных документах последних лет идеи о том, что в общемировой ситуации перехода к постиндустриальному обществу, в условиях многонациональной и многоконфессиональной страны, становления новой российской государственности и демократического гражданского общества обновление образования выступает как решающее условие формирования у граждан системы современных социально значимых ценностей и общественных установок. Образование, построенное на принципах культурологического подхода, способно объединить эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями и обеспечить развитие современной культурной личности.

Примечания

1. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями на 22 августа 2004 г.) // Официальные документы в образовании. 2004. № 31 (274).

2. Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. А. Е. Кибрика. 2-е изд. М.: Изд. группа «Прогресс», 2001.

3. Дмитриева Е. Н. Культурная обусловленность профессиональной подготовки специалистов в вузе // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Ви-кулиной. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2009. С. 11-16.

4. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: Воронеж, 1999.

УДК 347.77:371

С. В. Матюшенко

пРЕдСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В работе описаны воззрения об интеллектуальной собственности в педагогической практике на примере анализа газеты «Учительская газета» за период с апреля 1984 г. по июнь 2007 г. Выявленные воззрения были оценены по десяти позициям и охарактеризованы на предмет использования терминологии интеллектуальной собственности.

The work describes views on intellectual property in teaching on the example of The Teacher's Newspaper's materials from April, 1984 to June, 2007. The revealed ideas were evaluated according to ten positions and characterized from the point of view of using intellectual property terminology.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, социальный статус, направления педагогической деятельности.

Keywords: intellectual property, objects of intellectual property, social status, directions of teaching.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что ни в сфере интеллектуальной собственности, ни в сфере педагогики пока не ведутся планомерные исследования об интеллектуальной собственности в педагогике. Считаем, что имеется необходимость в определении сущности, структурности и объектов интеллектуальной собственности в педагогике. Педагогическая теория и практика нуждается в научно обоснованных исследованиях, в которых был бы преодолен стихийный подход к педагогическим наработкам как не имеющим интеллектуальной ценности. Начало этому могло бы положить исследование мнений об интеллектуальной собственности в педагогической науке и практике, поэтому в центре внимания автора работы изучение воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической науке и практике, выявление их сущности и содержания.

Эмпирическое исследование воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической науке проводилось с октября 1999 г. по июнь 2007 г. в шесть этапов. На предмет выявления воззрений об интеллектуальной собственности в педагогической науке и практике нами был изучена «Учительская газета» как издание педагогической практики.

За исследуемый период на страницах «Учительской газеты» было выявлено 1287 материалов, которые можно отнести к содержательным

© Матюшенко С. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.