Научная статья на тему 'Значимость культурологического подхода в содержании музыкальнопедагогического образования'

Значимость культурологического подхода в содержании музыкальнопедагогического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
270
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Носорев Юрий Анатольевич

Данная статья в контексте культурологического подхода раскрывает важность подготовки специалиста-музыканта в условиях полиэтнокультурных традиций. Показан принцип сходства и различия музыкальных культур России, Башкортостана и Татарстана. Раскрывается духовно-нравственное значение учебных дисциплин «История башкирской музыки» и «Музыкальная этнография (в условиях РБ)» в формировании толерантных отношений с другими этносами, их обычаями и традициями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость культурологического подхода в содержании музыкальнопедагогического образования»

Ю. А. Носорев

ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОДЕРЖАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья в контексте культурологического подхода раскрывает важность подготовки специалиста-музыканта в условиях полиэтнокультурных традиций. Показан принцип сходства и различия музыкальных культур России, Башкортостана и Татарстана. Раскрывается духовно-нравственное значение учебных дисциплин «История башкирской музыки» и «Музыкальная этнография (в условиях РБ)» в формировании толерантных отношений с другими этносами, их обычаями и традициями.

Ключевые слова: культурологический подход, музыка, музыкальная культура, система музыкально-исторических знаний.

Современное общество сегодня характеризуется пониманием необходимости развития гуманитарного образования, в основе которого находятся общечеловеческие, этнокультурные и духовные ценности. Новая социокультурная концепция музыкального образования выдвинула задачу формирования специалиста, способного гармонично вписываться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом, экологическом уровнях.

В педагогической практике вузовской школы в последние годы все увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий системообразующую роль и для развития самой педагогики. Известно, педагогика по своей сути культуросообразна и социально направлена. Немецкий педагог А. Дистерверг, разработавший принцип культуросообразности в педагогике, утверждал, что без постоянного обращения к культуре нельзя решить вопросы обучения и воспитания, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых предстояло жить и творить человеку.

Образовательный процесс в рамках его гуманизации и взаимосвязи культурных, социальных и предметных явлений предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующая роль занимала бы не традиционная трансляция знаний, умений и навыков, а создание условий для формирования духовно-целостной личности как субъекта культуры, для наиболее полной реализации ее потенциальных возможностей.

Следовательно, содержательная концепция культурологического подхода соответствует установке гуманистического мышления и ориентирует музыкальное обучение на философское осмысление окружающего мира и способности к культурному саморазвитию.

Сам же культурологический подход интегрирует в себе теорию культуры и искусства (Л. А. Рапацкая). Основоположники этого подхода (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Д. С. Гуревич, Д. С. Лихачев и др.) обратили внимание на проявление целостности художественного освоения мира в ту или иную историческую эпоху, отмечая при этом общность закономерностей художественного мышления

в разных видах искусства. Художественная культура рассматривалась при этом как целостность в диалектическом единстве составляющих ее компонентов.

Одним из перспективных направлений реализации культурологического подхода в воспитании можно считать идеи В. С. Библера, представленные в его концепции «Школа диалога культур». Воспитательный процесс в рамках этой концепции строится на том, что жизнедеятельность человека в своей основе диалогична и личность в процессе становления свое духовное обогащение черпает не иначе, как в условиях диалога культур.

Культурологический подход очень эффективен и является, по существу, центральной идеей в развитии этнопедагогики, которая в настоящее время так необходима применительно к воспитанию, как русских, так и башкир, татар, чувашей и многих других народов, населяющих Россию. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания тех качеств, которые несут в себе нравственно-эстетические основы каждой гармонически развитой личности.

В контексте культурологического подхода нельзя обойти вниманием также особенности русской культуры, как воспитание учащегося с ориентацией на духовно-нравственные ценности, развитие в нем христианской морали, соборности.

Культурологический подход по значимости все более находит понимание и поддержку как у ученых - педагогов, так и педагогов - практиков. Так, Н. Е. Щуркова пишет: «Воспитание - это целенаправленное, построенное на научных основах, отражающих природу ребенка природу развития личности, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его в контекст культуры и развитие способностей жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека»1.

Разработке культурологического подхода большое внимание уделено в исследованиях Е. В. Бондаревской, которая и в развитии педагогической теории, и в совершенствовании педагогической практики рассматривает воспитание как процесс возрождения человека культуры. В связи с этим положением она обращает внимание на то, что «воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранение, воспроизводство и развитие культуры, обслуживание исторического процесса смены поколений: формирование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества»2.

Особенность подготовки специалиста-музыканта в педвузе предполагает необходимость специальной подготовки к художественно-педагогической деятельности в рамках гармоничного взаимодействия этнокультурных традиций.

В связи с этим меняется понимание роли и места педагога-музыканта, как носителя духовно-нравственной культуры и строящего процесс художественнопедагогического общения во взаимосвязи с другими этносами, их обычаями и традициями. Учитывая актуальность данной проблемы и острую необходимость в выпускниках для национальных школ, хорошо знающих различные музыкальные культуры Поволжья, мы усилили предметный блок учебного плана двумя дисциплинами: «История башкирской музыки» и «Музыкальная этнография (в условиях Республики Башкортостан)».

Целью первой дисциплины является углубленное изучение истории музыкальной культуры региона как неотъемлемой части духовного наследия, форми-

рование общей художественной картины мира, складывающейся при освоении ценностей региональной, отечественной и мировой музыкальной культуры.

Дисциплина «Музыкальная этнография (в условиях Республики Башкортостан)» направлена на всестороннее изучение генезиса, закономерностей, сущности и особенностей развития народной и профессиональной музыки, включает изучение музыки как неотрывной части художественной культуры во всех ее взаимосвязях с другими видами искусства. Таким образом, эта дисциплина построена на взаимосвязи двух компонентов: краеведческого (этнографического) и музыкально-исторического. Если первый компонент обеспечивает овладение региональной музыкальной культурой с привлечением произведений народного творчества Башкортостана, обрядов, обычаев и традиций башкирского народа, то второй компонент включает анализ основных форм бытования музыки среди населения Башкортостана, изучение путей распространения различных жанров народной и классической музыки, знакомство с творческой деятельностью башкирских музыкантов.

Общеизвестно, что восприятие музыки различных полиэтнокультурных традиций является одним из актов духовно-нравственного воспитания. Реальное положение в этом деле далеко от идеала. Данное неблагополучие, с которым мы столкнулись на протяжении нашего исследования вызвано рядом объективных и субъективных причин. В качестве объективных причин следует отнести то обстоятельство, когда студенты слушают зачастую музыку одного типа и одной культуры, тиражируемую как внутри вуза, так и в различных формах массовой музыкальной пропаганды. К субъективным же причинам относятся, в первую очередь, не сформированность восприятия той музыки, которая имеет иную структуру, мелодическую интонацию и семантику музыкально-вербального языка.

Практика показывает, что полноценное восприятие национальной и инонациональной музыки должна опираться на метод сходства и различия музыкальных культур России, Башкортостана и Татарстана.

Постепенное освоение признаков общности и контрастности в трех распространенных в Республике Башкортостан культурах имело и имеет их историческое взаимопроникновение, соприкосновение, смешение и т. д. на этом основании, студентам в курсе «Музыкальная этнография» дается сообщение о происхождении трех народностей и говорится о неподдельном интересе великих деятелей русской культурый к духовным ценностям тюркских народов. Приводится пример из стихов А. С. Пушкина «К Корану» и Л. Н. Толстого «Письма к магометанину».

Следует сказать, что музыкальная культура татарского народа своими корнями уходит в глубь веков. Она берет свое начало от истоков развития материальной и духовной культуры Волжской Булгарии, внутри которого в Х-Х1У вв. происходило этническое оформление предков современных татар.

Башкирская музыкальная культура также имеет свои древние музыкальные корни. Она берет свое начало с I тысячелетия н. э., когда началось массовое передвижение тюркских и других племен из Центральной Азии в Европу. Развитие духовной материальной культуры башкирского этноса происходило от племени сарматов, которые населяли Приаралье и Прикамье под общим названием «башкорт»3.

Русская нация в I тысячелетии н. э. образовалась от древнеславянских племен - кривичей, вятичей, занимавших область от Ладожского до Чудского озера. На юге и юго-западе примкнули к ним предки украинцев и белорусов - дреговичи, радимичи, северяне и др.

Целенаправленный отбор не только историко-этнографических данных, перечисленных выше, но и музыкально-эстетических традиций будет являться одним из условий формирования духовной культуры будущего учителя музыки. Сформированные полиэтнокультурные традиции станут при этом неотъемлемой частью их духовной культуры.

Принцип сходства и различия русского, башкирского и татарского народов явился для нашего исследования основополагающим приемом при знакомстве с их обычаями и традициями. Наиболее ярким примером служило знакомство с песенным фольклором праздника встречи весны - «Навруз» и «Нардуган» у татар и башкир, «Проводы зимы», «Пасха», «Масленица» у русских.

Основным каналом распространения полиэтнокультурных традиций в Поволжье середины 19 века было профессиональное обучение в медресе шакирдов. Их профессиональное обучение сочеталось с музыкальной мусульманской этно-педагогикой Ближнего Востока в процессе исполнения распространенных у татарского и башкирского народов фольклорных жанров баитов и мунаджатов.

В татарских словарях темин «минаджат» (мунаджат) трактуется как молитва или «молитва с жалобой на свою судьбу». В этих песнях сосредоточились духовно-нравственные размышления о судьбах людей, о вопросах значимости человеческого бытия, гармонично соединялись татарские национальные традиции с духовно-нравственной установкой всего исламского мира. Мунаджаты относились «к числу жанров наиболее приближенных к культовой традиции, а потому наиболее почитаемых, имеющих высокий социальный статус»4. Если в начале зарождения этот жанр ограничивался религиозным содержанием, в котором было обращение к Богу с самыми сокровенными мыслями и пожеланиями, связанными с потерей близких людей, размышлениями о смысле жизни, то позднее тематическое содержание мунаджатов постепенно расширяется. Оно начинает вбирать в себя и тематику других жанров, таких, как баиты, лирические песни и т. д.

Поздние (нерелигиозные) мунаджаты исследователи разделяют на три группы. Первую составляют произведения, передающие настроения людей. Вынужденных жить в разлуке с Родиной, вдали от дома, от родных, друзей и т. д.; вторая группа воспевает переживания матери, вынужденной жить вдалеке от детей; третья группа мунаджатов представляет философские размышления о смысле жизни и смерти5.

Полиэтнокультурные традиции продолжались и в мелодизировании эпических жанров, который у народов Башкирии назывался баит6. Название баит (бает) происходит от арабского «байт» - дом, а в поэзии - двухстрочная строфа стихотворения. С татарского языка бает (эйту) - повествовать. Этот фольклорный жанр относится к словесному творчеству и отличается приоритетностью текста над музыкой. В основе напева баита, как правило, заключена легко запоминаемая, построенная на принципе многократной повторности попевка. По тематическому содержанию баиты делятся на три группы: посвященные важным историческим событиям; обобщенно отражающие жизнь той или иной социальной группы. Позднее в этот эпический жанр проникает лирическая поэтика, и ученые-филологи стали их включать в систему песенного фольклора, наряду с протяжными песнями (озын куйляр), короткими песнями (кыска кюйляр), полупротяж-ными (уртача кюйляр), деревенскими (аул кюйляре).

Репертуар этого жанра широко применялся в учебной практике как вид творчества промежуточный между каноническими, религиозными и светскими произведениями.

Жанр баит был очень популярным в среде обучающихся шакирдов, и очень часто ученики сами сочиняли в этом жанре.

Бу баитне чыгардык

Дурт-биш шакирд жыелеп.

(Этот баит создали мы,

Собравшись четверо-пятеро шакирдов).

Тексты баитов зачастую входили в учебные пособия, а мелодии передавались изустно.

Как же происходило обучение шакирдов? Их профессиональное обучение строилось на основе системы сочетания профессионального обучения с методами мусульманской музыкальной этнопедагогики Ближнего Востока.

Важно отметить, что музыкальное творчество в процессе исполнения и разучивания распространенных фольклорных жанров, бытующих в башкирской и татарской музыкальных культурах, не входили в противоречие с педагогическими принципами мусульманских этносов. Причем одной их главных задач является освоение музыкально-поэтического репертуара, «копируемого» учеником от своего наставника, прием, который использовался и в среднеазиатских школах - мектебах.

Величайшим образцом средневековой тюрко-язычной литературы служила знаменитая поэма Кул-Гали - «Касса и Йусуф» (Книга о Юсуфе»), связанная в своей образности с этнокультурными традициями классической арабо-персидской литературы. В распевании стихов раскрывает свое имя: «сие сочинил немощный раб по имени Гали», - определяет свою цель, размер и характер стиха: «они составлены в размерах рубаи, стихом «назм»7.

В основе произведения лежит известный библейский сюжет об Иосифе Прекрасном, встречающийся и в Библии, и в Коране. В поэме нашли свое отражение две линии: иудейско-христианско-мусульманский миф о жизни пророков и драматической истории любви Юсуфа и Зулейхи.

Данная поэма имела большое значение в духовно-нравственном воспитании молодежи, так как она от начала до конца пронизана гуманизмом. В ней воспеты лучшие человеческие черты и духовно-нравственные поступки, а именно мудрость и разум человека, его возвышенные чувства, гармоничное сочетание внешней красоты человека с духовной.

Поэма на протяжении жизни многих поколений была примером интеграции этнокультурных традиций и сохраняла свое непревзойденное духовнонравственное значение.

Распевное чтение этой поэмы значительно облегчало восприятие литературного сюжета. Благодаря музыкальной интонации с ее основными элементам (метро-ритм, динамика, музыкально-речевое интонирование и т. д.), трудно запоминаемый материал усваивался значительно легче.

Известный собиратель русских народных песен Н. М. Лопатин отмечает, что «певец с хорошим своеобразным голосом редко поет песню все время одинаково, нота в ноту, он часто варьирует основной напев»8. Возможность возникновения этих вариаций содержится, видимо, в самом напеве, в характере склада песенной речи, в самой природе народной песни. Процесс песенного творчества характерен для любого народа, в том числе и для башкирского, и для татарского. Так, Л. Н. Лебединский, делая ссылку на работу Р. Г. Игнатьева о Салавате Юлаеве, пишет о склонности башкир к певческо-речевой импровизации: «Едет башки-рин мимо леса - поет про лес, мимо горы - поет про гору, мимо реки - про реку. Дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы с ее глазами и т. д.»9

Следует отметить импровизационное богатство и в творчестве талантливых башкирских народных певцов и музыкантов - сесенов (народные философы). Они сочиняли свои произведения на самые актуальные проблемы своего времени и являлись хранителями и пропагандистами высокохудожественных произведений. В духовно-нравственном сознании народа само понятие «сесен» всегда ассоциировалось с высокими духовными качествами человека.

В некоторых башкирских пословицах и поговорках мудрое слово сесенов употреблялось не только для их передачи будущим поколениям, но и для воспитания подрастающего поколения.

Не заступится за зло,

Угождать врагу не станет,

Доброе дело любит он,

О горе страны расскажет10.

Искусство сесенов внушительно действовало на молодое поколение, прививая ему патриотический дух и любовь к благородству и справедливости.

Импровизационная речитация впервые зародилась в Египте в процессе публичных специальных музыкальных чтений на распев избранных разделов Корана. В Египте этот стиль называется «муджаввад». Важнейшим признаком муд-жаввада является импровизационность. Однако в соотношении музыкальновербального текста, музыкальная функция выполняла прикладную роль. Несмотря на это, мелодекламация существенно облегчала восприятие текста из «Священной книги».

Черты импровизации в певческой культуре татарского народа мы найдем в караванной песен Хида - песня погонщика верблюдов. Эта песня исполнялась в темпо-ритме караванного шага верблюда, негромким звуком, исполнялась примитивная мелодия, связанная с вербальным текстом, менявшимся от смены природной обстановки на Ближнем Востоке.

О принадлежности человека к определенному народу мы судим, прежде всего, по языку. Сам язык - душа нации. Недаром в старину словом «язык» часто обозначалась не только речь народа, но и сам этот народ.

В языке и через язык выявляются и познаются национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества.

Каждый человек так или иначе связан с настоящим и прошлым своей родины, именно этим и следует объяснять глубокую, окрашенную горделивой любовью, привязанность людей к родному языку. Язык - это форма самовыражения и существования культурно-исторического опыта народа и способ функционирования самобытных, проверенных веками национальных культур и традиций.

В становлении и развитии духовной культуры башкирского и татарского народов приняли участие различные племена и роды - тюрки, угро-финны, булгары, древние мадьяры (венгры). Кипчаки, татаро-монголы и другие народы. Однако решающая роль принадлежала тюркоязычным племенам, расселившимся на обширных территориях Оренбургских степей и Южного Урала.

Сравнивая историю развития музыкальной культуры и системы подготовки учителей музыки в Башкирии и Татарии, следует отметить, что между ними много общего и различного. Так, в 1828 г. в Уфе впервые была открыта мужская гимназия для детей дворянства, которая давала всестороннее светское полиэтно-культурное образование. Изучаемые предметы: русский церковнославянский, латинский, немецкий, татарские языки, математика, история, география, природоведение, рисование, чистописание, Закон Божий и церковное хоровое пение.

В 1877 г. в Уфе открывается татаро-башкирская учительская школа (с целью подготовки учителей для села), а в 1882 г. - В Бирске - инородческая учительская школа для марийских, мордовских, чувашских школ.

Однако, целенаправленная подготовка по музыкально- эстетическому образованию и воспитанию в вышеназванных учебных заведениях полностью отсутствовала. Введение предметов художественно-эстетического цикла в них зависело в первую очередь от заинтересованности руководства и от наличия специалистов.

В тех учебных заведениях, где имелся специалист, музыкальноэстетическое образование особенно в последней трети XIX века проводилось по системе Н. И. Ильминского. Будучи профессором турецко-татарского языка Казанского университета, востоковедом, педагогом-миссионером, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, Ильминский стремился приобщить нерусские (в том числе и башкирский) народы к русской культуре, а через нее к общечеловеческим подиэтнокультурным ценностям других народов России. Система, разработанная им, предполагала музыкальное обучение на основе использования фольклора на различных разговорных языках: башкирском, татарском, казахском. В его миссионерской педагогике церковное хоровое пение рассматривалось как важное средство формирования христианской идеологии и нравственности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что формирование системы музыкально-исторических знаний в контексте с различными этническими и поликультурными традициями позволяет рассматривать эволюцию музыкального искусства как процесс «интонационного мышления» (Б. В. Асафьев), являющегося отражением художественного мышления той или иной исторической эпохи.

Примечания

1 Щуркова, Н. Е. Воспитание : новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. - М., 1997. - С. 7.

2 Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности/ Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д., 1991. - С. 3.

3 Эстетическое воспитание студентов : сб. тр. ученых соц. стран. - М., 1980. -С. 25.

4 Юнусова, В. Н. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России / В. Н. Юнусова. - М., 1997. - С. 43.

5 См.: Ягафаров, Р. Ф. Мунаджаты (монаджатлар татар халык ижетлэре; бэтлэр) / Р. Ф. Ягафаров. - Казань, 1983. - С. 20.

6 См.: Надыршина, Ф. П. Башкирские народные песни, наигрыши / Ф. П. Надыршина. - Уфа, 1997. - С. 12.

7 Юзеев, Н. Г. Поэт мудрости, любви и печали / Н. Г. Юзеев // Поэт-гуманист Кол Гали : матер. юбилейных торжеств : науч.конф., посвящ. 800-летию со дня рождения и 750-летию его поэмы Касса-и-Йусуф. - Казань, 1987. - С. 62.

8 Лопатин, Н. М., Русские народные лирические песни / Н. М. Лопатин, В. П. Прокунин. - М., 1956. - С. 75.

9 Лебединский, Л. Н. Башкирские народные песни, наигрыши /

Л. Н. Лебединский. - М., 1965. - С. 16.

10 Вольный перевод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.