Научная статья на тему 'Проблема педагогической культуры будущего учителя в условиях современного образования'

Проблема педагогической культуры будущего учителя в условиях современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янова Марина Геннадьевна

Статья посвящена вопросам развития личности будущих учителей. В ней раскрываются проблемы развития общей и педагогической культуры студентов. Решение данной проблемы вызвано снижением культурного уровня обучающихся. Также в статье анализируются основные категории в рассмотрении данной проблемы: «культура» и «педагогическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема педагогической культуры будущего учителя в условиях современного образования»

М.Г. Янова

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследование феномена «культура» позволяет сделать вывод, что одним из способов формирования культуры человека является образование. Образование есть культура, ибо быть образованным — значит быть культурным. Обучаясь и совершенствуясь в течение жизни, человек повышает свой культурный уровень. Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период 2010 года», профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников [Цит. по: Федорова 2003 : 63]. Повышение профессионального и культурного уровня будущих учителей признается важнейшим приоритетом государственной образовательной политики.

Делая первые шаги в учительской профессии, молодой педагог сталкивается с большими трудностями. Не имея ценностных установок на самореализацию в профессии, он легко встает на путь приспособления к профессии, формализации отношения к ней и в конечном счете формализации отношения к своим подопечным [Там же : 66]. Все это говорит о необходимости иного подхода к подготовке специалистов.

Сущность гуманистической парадигмы обновления профессионально-педагогического образования определяется самой природой педагогической деятельности, в центре которой находится личность воспитанника как высшая ценность. В первую очередь необходимо обратить внимание на тот факт, что каждый индивид познает мир, опосредуя этот процесс личностными характеристиками, системой ценностей, поведением. Именно на это своеобразие личностных характеристик и должно ориентироваться обучение, обращенное на определенные черты социального опыта. Такой подход приближает нас к пониманию педагогической сущности культуры и важен для её осмысления.

Безусловно, УЧИТЕЛЬ вырастает из всей толщи культурной жизни общества, ее духовного производства и бытия. В особенности — учитель-гуманитарий: историк, литератор, лингвист, учитель русского и иностранного языка, рисования, музыки... Главными ориентирами в их работе является отношение к таким фундаментальным ценностям, как истина, красота, добро.

Становление педагога как профессионала и субъекта продуктивной деятельности есть процесс приближения к идеалам культуры [Федорова 2003 : 67]. В этом смысле огромное значение приобретают профессионализм, мастерство, широкий профиль деятельности. Генри Форд говорил, что если захочет погубить конкурентов, то даст им побольше узких специалистов, ведь узкий специалист не способен творчески мыслить. Человек, лишенный широкого взгляда, соприкасающегося с идеей общекультурного кругозора, лишен методологической гибкости и зрелости, позволяющих одолевать неизбежные тупики мысли

[Князева 1990 : 32—33]. Особенность труда учителя заключается в том, что объектом и продуктом его является самый «уникальный по своей ценности материал» — человек, и не просто физическая сущность его, а его внутренний мир, его духовность.

Так к какой же системе отсчета следует отнести педагогическую культуру? Рассмотрим феномен педагогической культуры. Ведь сколько существуют на земле люди, столько старшие учат младших, передавая накопленный опыт и знания. Менялись эпохи и формации, но вместе с тем — в главном осталось все по-прежнему — это процесс передачи социального опыта, остановить который можно только уничтожив человечество. При всем многообразии вариантов этого процесса, всегда был и будет тот, кто учит, был и будет тот, кого учат; была и будет та сумма знаний и умений, которую передают; был и будет специфический процесс, в ходе которого эта сумма знаний и умений передается; были и будут социальные институты, посредством которых осуществляется эта передача; наконец, всегда были и будут результаты подобной деятельности, необходимые обществу [Бенин 1997 : 12]. Изучая предложенную схему, следует отметить, что тот, кто учит, рассматривается как субъект педагогического воздействия, тот кого учат — как объект, сумма знаний и умений — это содержание педагогического процесса, передача знаний определяется как механизм данного воздействия, социальные институты представляют собой систему, а результаты педагогической деятельности обозначаются как ее цель. Тем самым педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей [Там же : 12].

Педагогическая культура трактуется рядом авторов как интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии. В это понятие вкладываются синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культурно-творческих способностей, развитое педагогическое мышление и сознание, творческий потенциал.

В определении В.Л. Бенина педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому [Бенин 1996 : 277]. Таким образом, автор предлагает считать системообразующим элементом педагогической культуры педагогическую деятельность.

В свою очередь, педагогическая деятельность относится к проективным видам деятельности. Особенностью педагогической деятельности является то, что ее результат — человеческая личность, а непосредственно педагогической деятельности предшествует этап проектирования личности, который оформляется в виде педагогических и философских идей, теорий, в содержании воспитательных традиций, норм морали, закрепленных в поэтическом и ритуально-бытовом виде. Сравнивая педагогическую деятельность с другими видами деятельности, следует отметить, что в любой деятельности человек выступает субъектом, т. е. его активной стороной, а окружающий мир — объектом — пассивной сторо-

ной; в то время как в педагогической деятельности личность является и объектом, и субъектом, так как он сам разрабатывает модели воспитания, внедряет их, модифицирует, изменяя и совершенствуя свою природу [Видт 1999 : 11]. Подобное «проектирование-созидание самого себя» и воплощение неких моделей в педагогическую практику есть педагогическая деятельность, а содержание этой деятельности, ее формы, идеалы-образцы Я-личности — педагогическая культура.

Рассматривая педагогическую культуру в контексте педагогической деятельности учителя, правомерно определить и такое понятие, как «культура педагогической деятельности», фиксирующее систему инвариантных педагогических умений по оптимальной организации педагогического взаимодействия в ходе управления целостным учебно-воспитательным процессом.

Таким образом, педагогическая культура - это интегральная характеристика личности, соединяющая в себе гуманистические ценности, определяющие личностную направленность и смыслополагание состава педагогической деятельности? инвариантные педагогические умения, отражающие стиль педагогической деятельности и способствующие переводу ее на высокий, индивидуальнотворческий уровень, раскрывающий индивидуальную концепцию выбора технологического оснащения педагогической деятельности и способа ее творческого воплощения.

В современных социокультурных условиях все более заметно заявляет о себе тенденция к объединению усилий исследователей в анализе педагогической культуры, к совпадению точек зрения разных авторов и авторских школ в объяснении ее сущности, содержания и критериев культурологии. Гуманистическая парадигма образования выводит процесс исследования профессиональнопедагогической культуры на личностный уровень.

Исследуя педагогическую культуру, необходимо отметить, что педагогу в процессе педагогической деятельности нередко приходится размышлять над сущностью воспитательного воздействия и постоянно корректировать свои методы в интересах развития личности ученика. Характеризуя учительский труд, героиня американской писательницы Б. Кауфман, молодая учительница, приходит к убеждению, что в педагогической работе с подростками необходимо не столько «привносить», т. е. объяснять, учить, информировать, сколько «извлекать» - стимулировать учащихся к творческому самовыражению.

Основополагающими подходами в организации педагогического процесса как элемента концепции воспитания Т.А. Стефановская определяет целый ряд подходов. Личностно-деятельностный подход, обеспечивающий активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания, предполагает максимальную обращенность к внутреннему миру личности. Культурологический подход предполагает приобщение субъектов к общественной культуре, культуре России, самореализацию в культуре. Амбивалентный подход — рассмотрение педагогического явления через «дуальную оппозицию», т. е. двусторонне, с двух противоположных сторон. Этот подход рождается из единства противоположностей: «коллектив» и «индивидуальность», «хаос» и «порядок», «свобода» и «ответственность», «дифференциация» и «интеграция». Возрастной подход учитывает физиологические, психические и социальные особенности развития личности с

конкретными возрастными нормами. Индивидуальный подход предусматривает гибкое использование педагогом различных форм, методов и средств воспитания с целью достижения оптимальных результатов в образовании, развитии, формировании каждой отдельной личности [Стефановская 2006 : 62]. Безусловно, наибольший интерес в свете решения проблем развития педагогической культуры будущего учителя для нас в нашем исследовании представляет культурологический подход. Культурологический подход к воспитанию и обучению обеспечивает каждому молодому человеку психологические условия для жизни в мировом сообществе, формирует способность к жизнедеятельности на данном уровне достижений культуры, предотвращает выход личности за пределы реальной культуры. Культурологический подход предполагает применение разнообразных воспитательных средств, воспитательных методик и методических форм работы, что дает возможность достичь цели воспитания и придать воспитанию и образованию целенаправленный характер.

В структуре категории «педагогическая культура» исследователи выделяют две части: культуру обучения и культуру воспитания. Мы считаем, что в основу характеристики педагогической культуры как совокупности приемов и способов в неразрывном учебно-воспитательном процессе должна быть положена идея целостности педагогического процесса.

Если рассматривать культуру как универсальную технологию человеческой деятельности [Маркарян 1985 : 259—260], то образование оказывается одним из выдающихся феноменов культуры, представляя технологию воспитания и обучения, одновременно отражающую и определяющую жизнь всего общества.

Вышеизложенные положения позволяют выделить следующие компоненты педагогической культуры: когнитивный, мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный, индивидуально-творческий. Выделенные структурные компоненты в своем взаимодействии составляют систему педагогической культуры. Эти компоненты определяют основные направления развития личности. По представлению Г.М. Коджаспировой, можно выделить подкомпоненты, которые, в свою очередь, характеризуют личность как профессионально-пригодную: педагогическая направленность, совокупность профессионально значимых личных качеств и способностей, широкий кругозор учителя, педагогическая эрудиция и профессиональная компетентность.

Педагогическая культура учителя, как отмечалось выше, особенно актуализируется в наше время ситуацией инновационного бума, требующего осмысленного и корректного подхода, умения определить, отобрать и принять самое существенное, эффективное, а также собственного профессионально-творческого «почерка», своих инновационных находок. В настоящее время общей тенденцией развития культуры является ориентация людей на творческие виды деятельности. В связи с этим педагогическую культуру следует рассматривать как способ творческого освоения педагогической деятельности в целом и в условиях развивающего обучения в частности. Здесь играют свою роль и преемственность, и традиции, и креативные механизмы, способствующие овладению учителем опытом творческой педагогической деятельности.

В современном обществе имеют право на существование два вида педагогической культуры: социальная и индивидуальная. Социальная педагогическая

культура отражает состояние культуры педагогической деятельности в обществе. Индивидуальная педагогическая культура всегда производна от опыта субъекта и определяется его спецификой. В связи с этим можно рассматривать особенности традиционной, классической, постмодернистской или иной культуры. Вместе с тем каждый индивидуальный носитель образовательного опыта способен стать творцом инновационных культурных форм, отражающих степень развития его внутреннего мира. В рассмотрении В.С. Мерлина индивидуальная культура — сторона мира личности, которая является функцией самосознания личности.

З.К. Метерукова предлагает рассматривать педагогическую культуру как синтез нравственно-духовного и высокого профессионализма, включающего глубокое знание преподаваемого предмета, методики его преподавания, глубокие психолого-педагогические знания и педагогические умения, культуру слова, развитого педагогического мышления в целом и педагогического мышления, педагогических способностей и педагогического творчества, методологической и диагностической культуры, фундаментальных человековедческих и культурологических знаний и культуры самосовершенствования, потребности и готовности к профессиональному информационному взаимообмену, создающему развивающее поле, потребности, способности, готовности к общению с учащимися и способности испытывать чувство удовлетворения от процесса общения с ними [Метерукова 1999 : 21].

Рассматривая педагогическую культуру как феномен современного образования, следует заострить внимание на том, что как любое явление в педагогике она обладает рядом функций. Функции педагогической культуры не существуют как рядоположенные. Они активно взаимодействуют, изменяются и, соответственно, нет более ошибочного представления о культуре, чем представление о ней как о статичной и неизменной. Специфика функций педагогической культуры заключается, по мнению Бенина В.Л., в возможности рассматривать ее в двух аспектах.

1. Педагогическая культура определяет новые характеристики развития личности.

2. Ведет к совершенствованию форм и методов как профессиональной, так и народной педагогической деятельности, вырабатывает оптимальный механизм трансляции социального опыта [Бенин 1997 : 34].

Эти аспекты неразрывно связаны, они дополняют и обусловливают друг друга. С одной стороны, без форм и методов трансляции социального опыта невозможно формирование личности. С другой — формируясь, усваивая социальный опыт, личность наследует и формы, и методы его дальнейшей трансляции.

В понятии «педагогическая культура» также находит свое отражение качественная специфика специалиста: организационная культура, культура общения, самообразования, проектировочная, культура нравственности, педагогической политики.

Изучение и анализ названных видов педагогической культуры поможет понять структуру культуры будущего педагога. Связывая педагогическую культуру непосредственно с деятельностью педагога, мы понимаем, что, занимаясь организацией учебного процесса, постоянно осуществляя его проектирование, на-

ходясь в непрерывном поиске новых методов и форм, педагог вступает в сферу расширенного функционирования. Таким образом, организационная культура и культура самообразования могут рассматриваться как дополнительные функции педагогической культуры, обеспечивающие ее полноценное существование.

Рассуждения о феномене педагогической культуры позволяют сделать следующие выводы:

— во-первых, педагогическая культура — это специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально-значимого опыта, которая представляет собой синтез высокого профессионализма, внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культурно-творческих способностей;

— во-вторых, педагогическая культура — интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии;

— в-третьих, основным системообразующим элементом педагогической культуры выступает педагогическая деятельность как всего общества, так и составляющих его социальных, профессиональных и демографических групп, а также отдельных людей.

Библиографический список

1. Бенин, В.Л. Педагогическая культура. Философско-социологический анализ / В.Л. Бенин. — Уфа, 1997. — 119 с.

2. Бенин, В.Л. Сущность понятия «педагогическая культура» / В.Л. Бенин // Понятийный аппарат педагогики. — Екатеринбург, 1996. — 277 с.

3. Видт, И.Е. Введение в педагогическую культурологию / И.Е. Видт — Тюмень: Изд. тюменского гос. ун-та, 1999. — 100 с.

4. Князева, М.Л. Ключ к самосозиданию / М.Л. Князева. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 253 с.

5. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / М.Л. Маркарян. — М.: Мысль, 1983. — 284 с.

6. Метерукова, З.К Педагогическая культура и педагогический идеал / З.К. Метеруко-ва. — Майкоп, 1999. — 157 с.

7. Стефановская, Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности / Т.А. Стефановская. — М.: ACADEMIA, 2006. — 190 с.

8. Федорова С.Н. Профессиональная культура педагога / С.Н. Федорова // Педагогика. — 2003. — № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.