Научная статья на тему 'Нетрадиционные механизмы и экономическая безопасность реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети'

Нетрадиционные механизмы и экономическая безопасность реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ГОЛОВНАЯ КОМПАНИЯ / СТРАТЕГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА / УГРОЗЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УКРУПНЕНИЕ / ФИЛИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Теребиленко Борис Николаевич, Пузырный Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нетрадиционные механизмы и экономическая безопасность реформирования российской телевизионной и радиовещательной сети»

8. Солодов В.В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления: дис. ... канд. полит. наук. - М.: 2007. - 136 с.

9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект Пресс, 2004. -400 с.

10. Чигасова П.А. Электронное правительство: сравнительно-политологический анализ концептуальных подходов и опыта реализации в США и России: дис. ... канд. полит. наук. - М.: 2010. - 200 с.

11. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие по курсу «Интернет и политика» / А.В. Чугунов. - Спб., 2000. - 52 с.

12. Bekkers, V., Homburg, V., The myths of e-govemment: looking beyond the assumptions of a new and better government; Bekkers, V.J., Zouridis, S., 1999. Electronic service delivery in public administration: some trends and issues; Duivenboden H., Lips M. Responsive e-government Service: towards New Public Management E-government as Institutional and Technological Innovation in Public Administration.

13. Margetts, H. Smartening up to risk in electronic government Information Polity 10 (1-2) 81-94. IOS Press, 2005; Margetts H. Public management change and e-government: the emergence of digital-era governance // Routledge handbook of Internet politics // A. Chadwick, P.N. Howard (eds). - London; New York: Routledge, 2009.

Б.Н. Теребиленко Н.А. Пузырный

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

Ключевые слова: экономические угрозы; логистические центры; головная компания; стратегия менеджмента; угрозы; экономическая безопасность; корпоративное управление; укрупнение; филиал; экономические риски.

Анализ реформ, проводимых в системе Минэкономсвязи РФ, показывает, что создание сети цифрового телерадиовещания - это «самый большой инфраструктурный проект новой России» [1]. Реформирование российской телевизионной и радиовещательной сети в экономически безопасном режиме тесно связано с субъектами федерации, в которых ведется огромная работа по переходу сети на цифровое вещание, осуществляемая филиалами РТРС (компании). Однако не во всех филиалах эта работа эффективна в силу различных объективных и субъективных причин. Анализ показывает, что есть проблемы системного характера, решение которых имеет стратегическое значение для всех филиалов и компании в целом не зависимо от того, какой в отдельности из филиалов работает более или менее эффективно. Реформирование телекоммуникационных компаний - это часть мер, в которых нуждается развитие российской экономики [2].

Важным вопросом системного характера, а также снижения региональных экономических рисков, связанных с неэффективностью работы филиалов компании является уменьшение их числа за счет укрупнения, в виде слияния, путем организационного и финансово-экономического объединения по территориальному признаку. Это одна из аксиом корпоративного управления [3]. Филиалы могут быть объединены, если наряду

© Теребиленко Б.Н., Пузырный Н.А., 2013

с территориальным признаком такое укрупнение целесообразно по другим ключевым параметрам. Объединение филиалов, расходующих больше бюджетных средств, чем другие, на реализацию однотипных функций менеджмента, при прочих равных условиях, т.е. работающих неэффективно, даст возможность решить не только проблему снижения затрат на их деятельность, но и расширить зоны обслуживания объектов связи.

В свою очередь, увеличение зон действия крупных филиалов при переходе на цифровой принцип работы сети, включающий автоматизацию работы технологической инфраструктуры, является важной предпосылкой для создания новой модели обслуживания объектов связи. Дело в том, что существующие в настоящее время в каждом филиале такие службы стационарны и построены на основе цеховой модели функционирования. Их работа слабо поддается диспетчеризации, из-за небольших зон обслуживания они не всегда должным образом загружены, а затраты на их содержание обременительны. Реформирование отрасли ориентировано на существенную экономию бюджетных средств, выделяемых сейчас на эти цели, и ставит во главу угла улучшение качества услуг, которое в данном случае предполагает повышение мобильности сервиса, сокращение сроков исполнения заявок и снижение затрат. В тех филиалах, в которых будет осуществлено укрупнение, такие условия могут быть достигнуты при замене стационарных цеховых служб на вновь создаваемые мобильные службы реагирования на сервисные запросы, возникающие в процессе эксплуатации объектов связи.

Мобильные службы целесообразно связать между собой крупными логистическими центрами, которые кроме своих традиционных функций внутри сети, позволят увеличить долю компании на рынке услуг по обслуживанию внутридомовых телекоммуникационных сетей. Речь идет об универсальных сетях, подобно тем, которые прописаны в строительном и жилищно-коммунальном стандарте, по аналогии с сантехническими и электрическими сетями, т.е. в сетях, которые допускают тех или иных операторов к потребителям. Компания может взять на себя разработку технических условий на строительство таких сетей как оператор цифрового эфирного комплекса, а затем и на техническое обслуживание этих сетей. Реализация данной задачи потребует внесения поправок в градостроительный и жилищный кодексы.

Объединение филиалов в более крупные подразделения потребует пересмотра ряда функций менеджмента. В первую очередь это касается функции координации в вопросах взаимодействия филиалов, как с головной компанией, так и с органами региональной власти и муниципального управления. Внутреннее взаимодействие потребует разработки новых регламентов, четко регулирующих отношения филиалов с головной компанией и друг с другом при решении задач корпоративного характера. Регламенты, кроме общепринятых правил, должны включать формы запросов и отчетов, сроки их обработки, порядок решения спорных ситуаций, разрешения конфликта интересов, аргументацию отказов, санкции за нарушение регламента.

Практика показывает, что при подобном реформировании систем управления компаний у филиалов как у основных звеньев бизнеса и компетенций компании нередко возникают инициативные предложения о том, как это можно сделать более рационально и с помощью каких проектов. В этих целях обычно используются специальные рабочие группы по направлениям реформирования, для которых нужны свои регламенты, начиная с механизмов их создания и определения порядка работы, до момента принятия решений о рассмотрении тех или иных проектов реформирования, вносимых на обсуждение и организации пилотных зон по апробации проектов на практике.

В процессе реформирования компании возникают вопросы, решение которых не входит в ее компетенцию, и относится к органам власти. Это касается проблем совместного финансирования объектов, выделения земельных участков, координации усилий при возведении сложных объектов, согласования кадровых вопросов назначения директоров филиалов и обусловливает необходимость создания системы взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти.

Кроме того, в самой компании необходимо развивать специализированное межрегиональное взаимодействие как между филиалами, так между ними и компанией. Формы такого взаимодействия могут быть самыми различными. Их выбор зависит от корпоративных задач, вытекающих из стратегии развития компании и филиалов. Это могут быть: совещания главных инженеров, специалистов того или иного профиля по конкретным направлениям производственной деятельности; встречи юристов филиалов, на которых анализируются допущенные нарушения законодательства и вырабатываются типовые документы; программы обучения финансистов, бухгалтеров, маркетологов, других инфраструктурных подразделений компании и филиалов

Потребуется усиление и функций центроголовной компании, которая должна постепенно переходить на корпоративную модель работы, предполагающую использование таких функций корпоративного управления как координация, целеполагание, анализ, планирование, мотивация, принятие решений, учет, контроль, адаптация, корректировка решений.

Важной задачей, обеспечивающей экономическую безопасность компании, является изменение стратегии менеджмента в виде переориентации его с обеспечения сметного расхода бюджета хозяйствования на доходный принцип работы всех филиалов и головной организации. Все виды деятельности, начиная от производства рекламы, до закупки оборудования должны быть рентабельными и ориентированными на увеличение дохода компании. Это потребует нового качества принимаемых решений, оперативности их исполнения, быстрого и гибкого реагирования на изменения внешней среды, изменения системы мотивации и материального стимулирования персонала филиалов и головной компании.

Хороших результатов можно достичь введением и организацией эффективной работы института кураторства конкретных проектов, осуществляемого группой высокопрофессиональных менеджеров различной специализации, способных оперативно оценивать сложные ситуации и своевременно принимать верные управленческие решения. Для этого потребуется подготовка менеджеров нового поколения, способных мыслить масштабно и системно, воспринимать проблемы во всей полноте взаимосвязей и находить эффективные корпоративные решения. Наряду с кураторством возможен и институт полпредов генеральной дирекции компании в округах, в которых выборочно будут созданы крупные филиалы, что потребует разработки регламентов их функциональных обязанностей и ответственности.

Библиографический список

1. Щеголев И.О. Итоги четырех лет. Минэкономсвязь РФ. Итоги 2008-2012 г. / И.О. Щего-лев. - М., 2012. - С. 4.

2. Мишин Ю.В., Макарова И.В. Эффективные направления развития экономики. Актуальные проблемы социально-экономического развития России, 2013. - № 1. - С. 70.

3. Уколов В.Ф., Теребиленко Б.Н. Корпоративное управление и безопасность бизнеса в телекоммуникационных компаниях // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2012. - М.: ГУУ. - № 19. - С. 101.

А.С. Тулупов

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ключевые слова: экономика природопользования, модернизация, устойчивое развитие, технологический уклад.

Возникновение и развитие любой науки во многом определяются возможностью использования разработанных теоретических положений в повседневной жизни. Востребованность научных разработок дает импульс к дальнейшему развитию и совершенствованию данной области знаний, что позволяет не терять своей актуальности. Внешняя среда, использующая результаты научных исследований, как бы подпитывает, является плодоносной почвой для дальнейшего развития, в противном случае появляются застойные явления, тормозящие развитие. В истории существует множество примеров, когда вследствие невостребованности направление исследований прекращало свое существование, уходило в небытие.

Экономика природопользования в качестве самостоятельного направления исследований в нашей стране сформировалась в 70-х гг. XX в. В Центральном экономико-математическом институте РАН (ЦЭМИ РАН, ранее - ЦЭМИ АН СССР) одноименную научную школу тогда возглавлял и академик Н.П. Федоренко, и профессор К.Г. Гофман, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова - академик Т.С. Ха-чатуров и профессор К.В. Папенов, в Сумском государственном университете (Харьковский политехнический институт) - профессор О.Ф. Балацкий. В ГУУ актуальные вопросы природопользования и охраны окружающей среды активно прорабатываются на кафедре управления природопользованием и экологической безопасностью» (УПиЭБ ГУУ) под руководством профессора ЯД. Вишнякова.

Отметим, что за прошедшие 40 лет было много взлетов и падений в развитии рассматриваемого направления экономических исследований: с одной стороны, ряд начинаний во многом получали поддержку и даже определяли экологическую политику государства, с другой - широко известны случаи притеснений со стороны государственных органов власти как регионального, так и федерального уровней (вспомним, к примеру, развал Госкомэкологии в 2000 г.).

На сегодняшний день сформировавшийся в нашей стране экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды включает разнообразный инструментарий, направленный на мотивацию хозяйствующих субъектов к снижению негативной нагрузки. Прежде всего, это платежи за загрязнение - для предприятий с 1991 г. установлены ежеквартальные платежи в пределах установленных лимитов, повышенные ставки платежей за превышение лимитов, а также негативные воздействия в пределах временно установленных нормативов [7]. Во-вторых, предусмотрен достаточно широкий спектр административной [5; гл. 8], имущественной [3], дисциплинарной [8, уставы, правила внутреннего трудового распорядка] и даже уголовной ответственности

© Тулупов А.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.