Научная статья на тему 'Несовершенства институциональных механизмов инновационного развития в электроэнергетике'

Несовершенства институциональных механизмов инновационного развития в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНСТИТУТЫ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Несовершенства институциональных механизмов инновационного развития в электроэнергетике»

10. Официальный сайт американской исследовательской компании Lux Research [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http //www.luxresearchinc.com (дата обращения: 07 сентября 2012 г.).

11. Официальный сайт Национального научного фонда США (NSF) [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http // www.nsf.gov (дата обращения: 20 апреля 2013 г.).

О. О. Комолова

НЕСОВЕРШЕНСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Ключевые слова: инновации, институты, электроэнергетика, модернизация, государственно-частное партнерство.

Для формирования объективной оценки возможностей преобразований в электроэнергетической отрасли необходимо уделить внимание институциональным механизмам в рассматриваемой сфере. В отечественной институциональной теории наиболее часто цитируется определение института, предложенное американским экономистом Д. Нортом, описывающие его как рамки, в пределах которых осуществляется взаимодействие между людьми. Классифицируя институты как формальные и неформальные, Д. Норт отмечает: «неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям» [2, с. 21]. Применительно к российской действительности Р. Капелюшников обращает внимание на такие особенности институционального развития, как: слабость механизмов инфорсмента и особые место и роль неформальных институтов, характерных для России.

За последние годы в энергетике накопилось множество проблем, которые обусловливают необходимость проведения структурной и функциональной модернизации системы управления энергетическими предприятиями в России. До определенного момента энергетический сектор в России не ощущал необходимости кардинальных реформ, обусловлено преобладанием экспорта энергетических сырьевых ресурсов при соответствующей политике ценообразования, что создавало благополучную среду. Однако именно такое благополучие отчасти способствовало ухудшению ситуации, ввиду отсутствия стимулов к росту производительности. Такие проблемы, как низкая технологическая эффективность, старение оборудования, отмечают в отрасли последние десятилетия.

Актуальность проблемы формирования механизма повышения эффективности электроэнергетики России в посткризисный период определяется системообразующей ролью российской электроэнергетики в структурных взаимосвязях со всеми сферами экономической деятельности на национальном уровне, роль которой многократно возрастает вследствие ускоряющейся интеграции России в мировую экономику. Начавшийся в 1992 г. переход России к рыночной экономике сопровождался реформированием электроэнергетики, созданием акционированных и частично приватизированных электроэнергетических компаний. Было учреждено РАО «ЕЭС России», образованы АО «Энерго» на базе региональных электроэнергетических систем и АО-электростанции. На основе электрических сетей, принадлежащих РАО «ЕЭС России», создан федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), разделенный на семь тарифных зон в соответствии со структурой диспетчерского

© Комолова О.О., 2013

управления. На его долю приходилось около 30 % реализации производимой в стране электроэнергии, остальная часть которой реализовывалась на региональных рынках, образованных АО «Энерго».

Таким образом, в электроэнергетике образовалась новая система имущественных прав и рыночных отношений, что существенно трансформировало условия развития и финансово-экономическую деятельность электроэнергетики. Это отражалось в негативном влиянии на экономичность работы и воспроизводственные возможности отрасли. Имело место ослабление рычагов централизованного контроля, которые не были адекватно и своевременно замещены необходимой и достаточной системой эффективных механизмов экономического управления естественным монополистом. Как результат возникла необходимость новых институциональных преобразований уже через пять лет после создания РАО «ЕЭС России».

Как пишет Д. Норт: «Эволюционная теория обосновывает вывод о том, что с течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные - выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации». Однако могут получить развитие и закрепиться неэффективные институты (эффект блокировки, «lock-in»), имеющие устойчивый самоподдерживающийся характер [2, с. 118].

К началу 2008 г. в результате формального завершения второго этапа структурных преобразований в электроэнергетике были организационно разграничены генерация, передача, сбыт электрической энергии, диспетчеризация и ремонтная деятельности, а также непрофильные виды деятельности. РАО «ЕЭС России», существовавшее с 1992 г. в качестве единой холдинговой компании, которая объединяла все вышеуказанные функции в отрасли, с 1 июля 2008 г. полностью прекратило свое существование. Однако результаты наглядно показали, что хозяйствующие субъекты органически неспособны самостоятельно решить общесистемные задачи перспективного развития электроэнергетики как отрасли национальной экономики.

Энергетическому сектору, возможно, в большей степени, чем остальным секторам экономики, свойственны провалы (фиаско) рынка, которые, в частности, проявляются в значительном временном лаге, образующемся между фазами научных исследований, разработок и применением инновационного продукта, тогда как доступность и надежность поставок энергии являются общественным благом. С этой точки зрения роль государства в энергетике часто видят в борьбе с фиаско рынка. Государство, в свою очередь, может стремиться к нивелированию таких провалов, например через установление цены на углерод, регулируя тем самым отрицательные внешние эффекты, стимулирование компаний с целью повышения их эффективности при производстве энергии. Однако с известной долей уверенности можно утверждать, что мер по борьбе с провалами рынка недостаточно для развития инноваций как в экономике в целом, так и в сфере энергетики в частности. Тот факт, что энергетическому сектору свойственна крайне жесткая инфраструктура поставки энергии потребителям, предполагает более активные действия со стороны государства, которые могут проявляться в большем стимулировании потребителей и поставщиков энергии к поиску инновационных решений, в поддержании развития таких технологий, где высок уровень риска, которые на сегодняшний день не имеют рыночной стоимости, но могут иметь стратегическое значение в будущем. Так, в 2011 г. назревшая необходимость в проведении следующего этапа модернизации электроэнергетики и его основные принципы были зафиксированы в проекте программы «Модернизация электроэнергетики России на период до 2020 года».

Механизмы структурной и функциональной модернизации систем управления в электроэнергетике могут стать основой в общей структуре энергетики, связанной со структур-

ными и функциональными свойствами объекта модернизации и характером кризисных факторов, усиливающихся в ходе реформирования отрасли. Масштабные системные преобразования в электроэнергетике, обусловленные необходимостью значительного повышения ее энергоэффективности, смогут обеспечить устойчивый рост российской экономики в целом. Из двух ведущих отраслей ТЭК электроэнергетика играет большую роль в системе национального воспроизводства в результате ориентации преимущественно на удовлетворение внутренних потребностей, а топливная - имеет ярко выраженную экспортную ориентацию производства, подверженную конъюнктуре мировых рынков нефти и газа. С учетом указанных особенностей электроэнергетика приобрела особые функции в национальном воспроизводстве России, обусловленные способностью восстанавливать равновесие в межотраслевых связях на различных стадиях макроэкономической динамики.

Принимая во внимание, что в настоящее время энергетическая отрасль является ключом к развитию экономики страны, особенно в условиях ее перехода на инновационный путь развития, следует выстроить строгую систему регулирования этой отрасли государством, а механизмов управления - крупными энергетическими корпорациями. Необходимо решать вопросы об эффективном модернизационном развитии всего энергетического комплекса, при этом повышенного внимания требует партнерство государства и бизнеса, который эксплуатирует мощности, создание инновационной привлекательности этой отрасли и механизмы повышения модернизационной активности организаций.

Обеспечение отраслевой целостности и управляемости электроэнергетики России можно достичь на основе упорядочения комплекса взаимообусловленных связей между структурными компонентами отрасли, в которую входят сферы, секторы, виды, организационные формы деятельности и взаимоотношений составляющих. Объединение информационных систем существующей структуры органов государственного управления и электроэнергетических корпораций позволит обеспечить создание единой информационной системы управления электроэнергетической отрасли в границах существующей системы управления отраслью.

Библиографический список

1. Выявление мер институционального характера по повышению инновационной активности бизнеса в Российской экономики: материалы круглого стола / С.Ю. Глазьев, С.Г. Евсюков,

B.Е. Дементьев, А.А. Зарнадзе, Е.А. Наумов, Т.С. Капусто, А.Г. Петров, И.В. Сухинин, С.А. Толкачев, Е.В. Устюжанина. - М.: ГУУ, 2012. - 153 с.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. -М., 1997. - 112 с.

3. Нуреев Р.М. На пути к пониманию институциональной природы инноваций // Журнал институциональных исследований. - 2012. - № 2. - Т. 4. - С. 4-11.

4. Руд Кэмпенер. Государство на борьбе с «провалами рынка» // Инновационные тренды. - 2011. - № 5. - С. 3-5.

5. Савостицкий А.С., Сычев А.А. Институциональные особенности переходных периодов в российской экономике: возможности развития // Христианство, этика природопользования и институциональная экономика - 2009 [Текст]: материалы секции «Христианство, этика природопользования и институциональная экономика XVII Международных образовательных Рождественских чтений». - М.: ГУУ, 2009. - 145 с.

6. Соболев Р.С. Механизм повышения энергоэффективности промышленного производства в системе факторов долгосрочного роста России // Экономические науки. - 2010. - № 12 (73). -

C. 131-136.

7. Чмель А.В. Модернизация электроэнергетики России // Экономические науки. - 2011. - № 12

(85). - С. 124-125.

Б.Н. Теребиленко Н.А. Пузырный

ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ СЕТИ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: массовая информация, нравственные ценности, гражданское общество, интерактивные услуги, угрозы, экономическая безопасность, цифровое телевидение, временные (время) зоны, программа, экономические риск.

В эпоху перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества [1]. В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей, вытекающих из культуры многонационального российского народа, воспитания патриотизма среди населения великой страны. Как видно, время не стоит на месте, вокруг происходят глобальные по масштабам и революционные по содержанию изменения, и чтобы не оказаться в технологической зависимости от передовых стран, весьма опасной с экономической и геополитической точки зрения, необходимо развиваться с опережением конкурентов [3]. Причем, как отмечают исследователи, самой важной причиной, обусловливающей зависимость в условиях неопределенности, является нестабильность общемирового экономического развития, политической конъюнктуры и особенностей трансформации на мировом и национальном уровне [2].

Однако любое реформирование Российской телевизионной и радиовещательной сети должно отвечать требованиям экономической безопасности, включая затраты на технологическую модернизацию, снижение экономических рисков. Угрозы такого реформирования достаточно известны и поэтому не требуют подробного рассмотрения. Коснемся лишь конкретных планов и научно-практических мероприятий реформирования, ориентированных в том числе и на снижение риска потерь в ситуации неопределенности.

Последние годы произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. В первую очередь эти изменения коснулись телевидения. В основном это связано с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, а также с разработкой систем сжатия, кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, возникновением мультимедийных сред, развитием сети Интернет и мобильной связи.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008), утвержденной Правительством Российской Федерации,

© Теребиленко Б.Н., Пузырный Н.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.