7. Чмель А.В. Модернизация электроэнергетики России // Экономические науки. - 2011. - № 12
(85). - С. 124-125.
Б.Н. Теребиленко Н.А. Пузырный
ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ СЕТИ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ключевые слова: массовая информация, нравственные ценности, гражданское общество, интерактивные услуги, угрозы, экономическая безопасность, цифровое телевидение, временные (время) зоны, программа, экономические риск.
В эпоху перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества [1]. В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей, вытекающих из культуры многонационального российского народа, воспитания патриотизма среди населения великой страны. Как видно, время не стоит на месте, вокруг происходят глобальные по масштабам и революционные по содержанию изменения, и чтобы не оказаться в технологической зависимости от передовых стран, весьма опасной с экономической и геополитической точки зрения, необходимо развиваться с опережением конкурентов [3]. Причем, как отмечают исследователи, самой важной причиной, обусловливающей зависимость в условиях неопределенности, является нестабильность общемирового экономического развития, политической конъюнктуры и особенностей трансформации на мировом и национальном уровне [2].
Однако любое реформирование Российской телевизионной и радиовещательной сети должно отвечать требованиям экономической безопасности, включая затраты на технологическую модернизацию, снижение экономических рисков. Угрозы такого реформирования достаточно известны и поэтому не требуют подробного рассмотрения. Коснемся лишь конкретных планов и научно-практических мероприятий реформирования, ориентированных в том числе и на снижение риска потерь в ситуации неопределенности.
Последние годы произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций. В первую очередь эти изменения коснулись телевидения. В основном это связано с переходом от аналоговых методов обработки сигнала к цифровым, а также с разработкой систем сжатия, кодирования и мультиплексирования цифровых потоков, возникновением мультимедийных сред, развитием сети Интернет и мобильной связи.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008), утвержденной Правительством Российской Федерации,
© Теребиленко Б.Н., Пузырный Н.А., 2013
определена задача модернизации сети телевещания Российской Федерации, которая включает переход на цифровое вещание и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья. Реализация данной программы обусловлена также предпосылками научно-технического и технологического характера, отличающихся от европейских внешних условий развития данной сферы деятельности значительно большими масштабами преобразований, обусловленных как несопоставимо большей территорией, так и более низкой плотностью населения. Поэтому строительство Российской телевизионной и радиовещательной сети в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.» предполагает создание мощной, крупнейшей в Европе сети цифрового наземного телевизионного вещания, отвечающей всем современным требованиям, в том числе и оптимизации нагрузки на спутниковый сегмент.
Такая сеть должна быть обеспечена электронным гидом программ федеральных каналов для пяти временных зон, программ всех региональных вещателей и своевременно доводить до абонентов сети информацию о передаваемом контенте. С ее помощью российская телевизионная и радиовещательная сеть должна осуществлять эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов сформированных телерадиокомпаниями со сдвигом по времени для пяти зон вещания на всей территории Российской Федерации, а также трансляцию региональных телевизионных каналов и организацию замещения контента в 81 регионе. Подобные системы показали свою эффективность и широко применяются в мире спутниковыми, кабельными и наземными телевизионными операторами, хотя и отличаются по мощности и размерам территорий покрытия.
Поэтапно решение данной задачи может выглядеть следующим образом.
Первый этап Федеральной целевой программы - это создание цифровой сети трансляции первого пакета общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, в который входят Первый канал, «Россия-1», НТВ, 5-й канал, «Россия-2», «Россия-Культура», информационный канал «Россия-24», детско-юношеский канал «Карусель», а также один региональный телеканал, который будет выбран по итогам конкурса Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Помимо этого, в первый пакет войдет трансляция телепередач Общественного ТВ. К 2015 г. перечень бесплатных цифровых телеканалов расширится как минимум до 20. Цифровое телевизионное вещание на территории России будет осуществляться в стандарте ЭУБ-Т2.
Создание цифровой сети телевещания может быть разделено на четыре очереди с приоритетом приграничных районов. К первой очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания могут быть отнесены 12 регионов, в частности Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область. Сейчас во всех этих регионах уже осуществляется телевещание в цифровом формате наряду с традиционным аналоговым.
Ко второй очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания целесообразно отнести 27 регионов, а именно: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республику Карелия, Республику Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Оренбургская область,
Псковская область, Ростовская область, Смоленская область, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
К третьей очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания могут быть отнесены 39 регионов, в частности Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Ставропольский край, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Ивановская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Пензенская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, г. Москва, Ненецкий автономный округ.
К четвертой очереди создания сетей цифрового телевизионного вещания могут быть отнесены пять регионов, в частности Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Пилотными зонами для отработки решений для сетей цифрового вещания могут стать Республика Татарстан, Курская область, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва и ряд других городов. На данный момент вещание в формате ЭУБ-Т2 осуществляется в Москве и Санкт-Петербурге, Татарстане и Хакасии. До конца 2013 г. все регионы России, где вещание ведется в старом стандарте, будут переведены на ЭУБ-Т2.
Важным технико-эксплуатационным показателем данной вновь создаваемой сети должна быть возможность организации территориально распределенной системы электронного гида с организацией замены информации на региональном и местном уровнях цифрового телевизионного вещания. К счастью, в мире отсутствуют готовые решения для реализации системы электронного гида транслируемых программ, удовлетворяющие задачам сети цифрового телевизионного вещания российской телевизионной и радиовещательной сети. В связи с этим предстоит найти собственные решения. Система также должна иметь различные варианты реализации предоставления информации о транслируемых программах. Это, прежде всего, публикация программ телепередач в периодических изданиях; оперативное извещение абонентов при необходимости изменения телепрограммы; передача информации о телепередачах внутри блока программ в виде анонсов особой важности; передача информации о телепередачах в виде потока данных в составе транспортного потока (мультиплекса); установка напоминаний, позволяющих абонентскому устройству уведомлять пользователя о начале интересующей его телепрограммы.
Российская телевизионная радиовещательная сеть должна осуществлять распространение федеральных каналов для пяти временных зон и обеспечивать при этом распространение программ региональных вещателей, при котором происходит программное замещение в каждом регионе. Для успешного решения данной задачи следует выявить ряд важных моментов, позволяющих разработать план поэтапной реализации системы электронного гида Российской телевизионной и радиовещательной сети. Прежде всего, определить возможности организации территориально распределенной системы электронного гида с организацией
замены информации на региональном и местном уровнях цифрового телевизионного вещания; провести экспериментальные исследования отдельных составляющих системы; проверить возможность организации программного замещения в транспортном потоке цифровой сети телевизионного вещания стандарта DVB-T2.
В дальнейшем с целью оптимизации процесса внедрения необходима разработка плана поэтапной реализации системы электронного гида в российских телевизионной и радиовещательной сетях, включающего такой немаловажный аспект как разработка основных технических требований к системе электронного гида транслируемых телепрограмм.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ 29 ноября 2007 г., № 1700-р.
2. Дубровский А.В. Оптимизация предпринимательских рисков в условиях трансформационного процесса // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - № 4. - 2012. - С. 74.
3. Уколов В.Ф., Теребиленко Б.Н. Корпоративное управление и безопасность бизнеса в телекоммуникационных компаниях // Вестник Университета. - 2012. - № 19. - С. 99.
О.А. Тойшева Е.Ю. Панцева
НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ГОРОДОВ
Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационное развитие, промышленный сектор, муниципальное образование, стратегическое планирование, инновационная политика.
Постоянный экономический рост, повышение уровня жизни населения и обеспечение устойчивого развития всех систем муниципальных городов является важным звеном в развитии экономики России. Всесторонняя поддержка и развитие инновационных процессов обусловлена социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в стране. Постоянный инновационный процесс развития воссоздает совокупное состояние экономики, что бесспорно сказывается на социально-экономическом преобразовании страны. Переходный период экономики страны характеризовался постоянными структурными и институциональными преобразованиями, которые оказывали свое влияние на реализацию инновационной деятельности промышленного сектора муниципальных городов. В основе этих изменений лежит формирование новой предпринимательской культуры, совершенно иной порядок и методы взаимодействия промышленного сектора в вопросах инновационной деятельности.
Инновационная деятельность имеет важное значение в развитии современной рыночной экономике страны. Экспорт наукоемкой продукции служит одним из основных источников дохода наиболее развитых стран. При этом экспорт невосполнимых природных ресурсов - другая не менее важная цель, которая преследуется при развитии инновационной деятельности в производственной сфере.
© Тойшева О.А., Панцева Е.Ю., 2013