Научная статья на тему 'Специфические факторы экономической безопасности телевизионных и радиовещательных компаний'

Специфические факторы экономической безопасности телевизионных и радиовещательных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Теребиленко Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфические факторы экономической безопасности телевизионных и радиовещательных компаний»

для совершенствования региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства сформировать информационную среду, которая обеспечит эффективное взаимодействие участников инновационно-инвестиционного процесса.

Литература

1. Закон Волгоградской области №925-ОД от 22 июня 2004 года «Об инновационной деятельности в Волгоградской области» - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://volgoduma.щ/index.php?optюn=com_content&view=artide&id=212:— -925—22—2004—д-----q&catid=66:2010-01-11-11-56-46&Itemid=63. -- Загл. с экрана.

2. Демидов В. А., Лебедева Н. Н., Олейник О. С. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития. - Волгоград, 2008. - 316 с.

3. Инвестиции крупных и средних предприятий Волгоградской области по видам экономической деятельности за январь - декабрь 2009 года: стат. обзор. - Волгоград, 2010. - 26 с.

4. Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. - Волгоград, 2006. - 294 с.

5. Официальный сайт Администрации Волгоградской области. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.urp.volganet.ru/.

6. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/ doc200000014_1.

7. http://economics.volganet.ru/folder_5/folder_10/

8. http://www.volgastat.ru/default.aspx

Б.Н. Теребиленко

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ

КОМПАНИЙ

Ключевые слова: факторы экономической безопасности предприятия; уровень экономической безопасности; экономическаяустойчивость предприятия; специфические факторы экономической безопасности телекоммуникационных компаний.

Телевизионные и радиовещательные компании, находящиеся в статусе естественных монополий, имеют свои специфические риски, от которых зависит уровень их экономической безопасности. Данные компании не так зависят от конкуренции, как обычные предприятия, находясь под особой государственной защитой, но тем не менее их деятельность подвержена рискам и требует снижения вероятности потерь в ситуации неопределенности. Государство формирует стратегию развития инновационной сферы [1]. Однако даже при этом потери средств телевизионных и радиовещательных компаний не всегда оправданы, если в процессе развития их материально-технической базы

© Теребиленко Б.Н., 2013

недостаточно обоснованно принимаются решения, требующие серьезных вложений в покупку земли. Это одна из существенных статей затрат в совокупных расходах компаний, которая оказывает серьезное влияние на уровень экономической безопасности. Рассмотрим данную проблему на примере такой компании, как «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС).

В связи с отменой льгот по земельному налогу для государственных предприятий связи, обеспечивающих распространение государственных программ телевидения и радиовещания, ранее предусмотренных Законом РФ «О плате за землю», земельные платежи составляют значительную часть расходов РТРС и негативно сказываются на эффективности деятельности предприятия. Наиболее ярко эта проблема проявляется в отношении земельных участков радиоцентров мощного вещания, занимающих значительные площади в силу специфики производственной деятельности. За земли на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятием уплачивается земельный налог, величина которого варьируется от 0,08% до 1,5% от кадастровой стоимости земли. В соответствии с действующим законодательством РТРС обязано переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды. Арендная плата за использование земельных участков РТРС как ограниченных в обороте, в связи с переоформлением прав на землю устанавливается на уровне 1,5% от кадастровой стоимости. Кроме того, в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации», количество участков, используемых предприятием, существенно увеличивается с 2011 г. по 2012 г. более, чем в два раза. Эти два обстоятельства ведут к дальнейшему росту арендной платы за землю до размера свыше 1 млрд. руб. в год.

Поэтому, ввиду обременительности расходов на содержание земельных участков особую актуальность приобретает вопрос защиты от риска неоправданных расходов путем оптимизации земельных платежей. Это обусловливает потребность в обосновании предложений по внесению изменений в Постановление Правительства РФ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». В результате проделанной работы было издано Постановление Правительства РФ «О внесении изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ». Введено понятие земель, предназначенных для сетей связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.

Следующим шагом повышения экономической безопасности является разработка специальной методики расчета арендной платы, позволяющей устанавливать льготные ставки арендной платы за пользование земельными участками. Цель данной методики - применение к землям РТРС дифференцированных по регионам Российской Федерации, фиксированных на определенном приемлемом уровне ставок арендной платы, измеряемых в рублях за квадратный метр. Введение в действие методики позволит значительно снизить бремя земельных платежей почти в 10 раз, повысить экономическую устойчивость и стабильность функционирования РТРС, повысив тем самым экономическую безопасность.

Следует отметить, что не только резервы снижения арендной платы за землю являются фактором повышения экономической безопасности телекоммуникационных компаний, но и рационализация затрат на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, которая может улучшить их экономические показатели. Дело в том, что формирование таких объектов было связано со спецификой создания самой сети телерадиовещания и радиоцентров, которые располагались вдали от населенных пунктов, и выполняли функции градообразующих предприятий с соответствующей инфраструктурой. Однако социально-культурные и жилищно-коммунальные объекты обслуживаются более качественно и эффективно, если они находятся на балансе соответствующих муниципальных образований. Необходима программа передачи жилых домов, библиотек, клубов, детских садов на баланс местных администраций. Сейчас, в результате пока неполной передачи объектов, стоимость объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, находящихся на балансе РТРС, снизилась в 2,5 раза, а убытки от жилищно-коммунального хозяйства ликвидировать пока не удалось и это негативно сказывается на экономической безопасности компании.

Анализ причин, сдерживающих решение вопросов передачи объектов в муниципальные организации показывает, что данный процесс чрезмерно формализован и растянут во времени и, кроме того, требует дополнительных финансовых вложений, что увеличивает нагрузку на бюджет компании и не способствует повышению экономической безопасности в связи с необходимостью дополнительных затрат. Устранение данной проблемы требует специализированной работы с территориальными управлениями Росимущества по подготовке пакета документов для рассмотрения и принятия соответствующего решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную (работа по размежеванию и выделению земельных участков под объектами недвижимости и внесению изменений в границы кадастровых кварталов). Сложившаяся практика подтверждает целесообразность создания специальной комиссии для составления актов обследования и заключения о проведении необходимых ремонтных работ. В связи с тем, что подлежащие передаче объекты, а особенно инженерные сети, как правило, имеют значительный износ, принимающей стороной обычно выдвигаются требования по проведению ремонтно-восстановительных работ капитального характера. После этого формируются пакеты документов для передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Экономическая безопасность телекоммуникационных компаний зависит также от технических и технологических факторов, которые в сочетании с другими факторами, позволяют осуществлять производственную деятельность, направленную на оказание услуг и формирование экономических показателей работы предприятия. Причем учет технологий в прогнозировании социально-экономических процессов телекоммуникационных компаний, зависит от горизонта прогнозирования [2]. Хорошо такие прогнозы иметь на длительную перспективу. Важную роль при этом, особенно в вопросе создания транспортной сети цифрового вещания, играет такой внешний фактор, как надежность космической техники, обеспечивающей доставку радиосигналов телерадиопрограмм на территории России. Наряду с этими факторами важен и человеческий фактор, так как безопасное техническое и технологическое развитие системы требует удовлетворения потребностей предприятия в специалистах, обладающих знаниями в области цифрового эфирного телерадиовещания, что в свою очередь обусловливает необходимость переобучения имеющегося персонала,

получения персоналом новых специальностей на хорошо оснащенной технической базе, позволяющей повышать квалификацию работников, использующих современное цифровое эфирное оборудование и умеющих генерировать инновации [3]. Решение проблемы обучения и повышения квалификации кадров требует финансовых затрат, которые в итоге окупаются достижением более высокого уровня экономической безопасности и снижением вероятности возможных потерь в ситуации риска.

Экономическая безопасность телекоммуникационной компании в определенной мере может характеризоваться показателями экономической устойчивости предприятия. Если в период утверждения контрольных цифр деятельности компании ориентировались на то, что их выполнение обеспечит ей должный уровень экономической устойчивости, то фактическое достижение этих показателей будет одной из характеристик экономической безопасности. Если продемонстрировать использование данного подхода на примере основных показателей деятельности РТРС за 2011 г., то по результатам работы за этот период они подтверждают устойчивое экономическое состояние работы компании и положительно характеризуют уровень ее экономической безопасности (табл.1).

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности РТРС 2011 г., тыс. руб.

Показатели Утвержденные Фактические

Чистые активы 23 300 000 24 640 296

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей) 17 582 17 937

Чистая прибыль 541 000 728 933

Рассчитано на основе статистических данных годовой отчетности РТРС за 2010 и 2011 гг.

Так, выручка РТРС в 2011 году составила 17 937 тыс. руб., что кстати, более чем на 12,4% превышает аналогичный показатель 2010 года и на 2% - утвержденное его значение. В общем объеме услуг, оказываемых РТРС, свыше 60% составляют услуги по распространению программ общероссийских и государственных телерадиовещательных организаций. Доходы за услуги, предоставляемые общероссийским компаниям, возросли на 8,6%. Доходы по коммерческим тарифам увеличились на 18,9%. Основной прирост коммерческих доходов РТРС обеспечивается эффективной работой филиалов по привлечению региональных заказчиков услуг связи.

Исследование показывает, что специфические факторы экономической безопасности телекоммуникационных компаний оказывают различное по степени влияние на устойчивость компаний и позволяют их ранжировать следующим образом: повышение надежности сети цифрового вещания путем повышения надежности космической техники, обеспечивающей доставку радиосигналов телерадиопрограмм на конкретные территории; установление государством объективно возможных к исполнению контрольных цифр деятельности компании, выполнение которых обеспечит

ей экономическую устойчивость; снижение затрат на приобретение и аренду земли, занятой под радиовещательными объектами, составляющих значительную часть расходов РТРС; рационализация затрат на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы путем передачи их муниципальным образованиям; удовлетворение потребностей телекоммуникационных компаний в специалистах, обладающих знаниями в области цифрового эфирного телерадиовещания, высоко профессиональными навыками использования современного цифрового эфирного оборудования.

Литература

1. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. -М.; «Экономика», 2011., с.543.

2. Белоусов Д.Р., Апокин А.Ю., Сухарева И.О. и др. Долгосрочное прогнозирование социально - экономического и научно - технического развития России: методология. М.; МАКС Пресс, 2012.- а9.

3. Селезнев В.Н., Жернакова М.Б. Человек и управление: социально-организационные основы инновационности российского менеджмента. -М.; Национальный институт бизнеса, 212, с.73.

В.Ф. Уколов Б.Н. Теребиленко

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия, конкурентоспособность, качество, доходность услуг, научно-технический прогресс, показатели роста, сегменты рынка, экономическая устойчивость.

Экономическая безопасность функционирования телевизионной и радиовещательной сети во многом связана с доходностью услуг, которая зависит от конкурентных возможностей отрасли и предопределяет ее возможности вложения средств на обновление оборудования.

Следует отметить, что на протяжении ряда лет в целом усиливается влияние конкуренции на экономические показатели, в том числе в сфере деятельности телекоммуникационных компаний. Однако в телекоммуникационных компаниях, отнесенных к естественным монополиям конкуренция отсутствует, а рост доходов наблюдается. Это видно на примере такой естественной монополии, как российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС), где наблюдается постоянный рост доходов. Так, если в 2009 г. доля доходов Российской телевизионной и радиовещательной сети в совокупном доходе отрасли «Связь» составляла 1,07%, а в 2010г 1,18%, то в 2011 г. она равнялась уже 1.36 %. В сегменте рынка «Радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь» отрасли «Связь» доля РТРС также ежегодно растет с 22,9% в 2009

© Уколов В.Ф., Теребиленко Б.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.